Главная страница
Навигация по странице:

  • Примерный музыкальный и литературный материал (

  • Второе полугодие МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Можем ли мы увидеть музыку

  • Богатырская тема

  • Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПрограмма по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
    АнкорКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    ТипПрограмма
    #3544
    страница11 из 21
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

    Канон (от греч. «правило», «мерило», «предписание») — совокупность твердо установленных правил и норм художественного творчества.

    Можно послушать с учащимися Херувимскую песнь № 7 Д. Бортнянского, русского композитора XVIII в. Она обычно исполняется при утреннем богослужении. (Эту песню поют Господу Херувимы. Херувимы — силы небесные, служащие Богу. Они «крылаты, многооки, пылают, как лампады, а шум их крыльев мощен, как шум многих вод».) Удивительно строгая, но в то же время светлая, искренняя мелодия вобрала в себя интонации русских напевов и народных песен.

    Стихи неизвестных русских народных поэтов звучат в песнопениях, посвященных церковным праздникам, а также людям, которых за их заслуги перед Отечеством стали именовать «святые земли Русской». Среди них известные ребятам личности: Сергий Радонежский, Александр Невский, Илья Муромец и др. На уроках можно предложить ребятам познакомиться с различными народными песнопениями.

    Одним из самых значительных произведений И. С. Баха, великого немецкого композитора XVIII в., является Высокая месса си минор.

    Месса - цикл песнопений, предназначенных для исполнения во время дневного богослужения в католической церкви.

    Песнопения распевались на латинском языке и следовали в строго определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»). 2. «Gloria» («Слава»). 3. «Credo» («Верую»). 4. «Sanctus» («Свят»). 5. «Benedictus» («Благословен»). 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).

    Масштабы Мессы, огромный состав исполнителей (большой смешанный хор, солисты, орган и оркестр), сложность и глубина художественных образов определили судьбу этого произведения. При жизни композитора Месса целиком не исполнялась, во время церковной службы звучали лишь ее отдельные фрагменты. Целиком Месса утвердилась лишь в концертной практике.

    В Мессе Бах разрабатывает две контрастные эмоционально-образные сферы: первая — горести и страдания, вторая — свет, активное действие, радость.

    Можно предложить учащимся познакомиться с двумя контрастными номерами Мессы: послушать арию альта «Agnus Dei» и фрагмент хора «Sanctus» и определить, какими средствами композитор передает контрастность образов.

    Учащиеся могут также разучить и исполнить песни, в основе которых мелодии хоралов И.-С. Баха — «Ты шуми, зеленый бор», «Зима».

    Если в основе опер, балетов, оперетт обычно лежит литературно-драматическое произведение — либретто, то в основе кино- и телефильма — сценарий.

    Музыка в центре кинофильма. Здесь ребята могут назвать кинофильмы, запомнившиеся им по музыке. Сказать о том, что музыкальным фильмом мы называем не просто тот фильм, в котором звучит много всякой музыки, а тот, в котором музыка является, так же как это бывает в сказках, баснях и рассказах, главным или, во всяком случае, одним из главных «действующих лиц». Может быть, кто-нибудь из ребят видел такие фильмы и запомнил их.

    Рассказать ребятам, что когда-то большой популярностью пользовался американский музыкальный кинофильм «Звуки музыки», в основу которого положена музыка одноименного мюзикла композитора Р. Роджерса. (Первые мюзиклы появились в Америке в 40 - 60-е годы XX к. Широко известны мюзиклы «Звуки музыки» Р. Роджерса, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Всстсайдская история» Л. Бернстайна, «Девушки из Рошфора» М. Леграна, «Оливер!» Л. Барта, «Кошки» Э. Уэббера, «Три мушкетера» М. Дунаевского и др.)

    Мюзикл — сокращенное от английского музыкальная комедия — музыкально-сценическое представление, в котором используются выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. Мюзикл в отличие от оперетты может быть не только комедией, но и драмой.

    Этот веселый фильм о том, как ни один учитель не мог справиться с непоседливыми, непослушными, избалованными детьми. Но вот пришла к ним совсем молодая воспитательница, которая очень любит музыку, любит петь и своей любовью к музыке увлекла ребят. Они остались, как и прежде, веселыми, но перестали безобразничать, стали разумными и послушными, полюбили музыку. Воспитательница придумывала для них увлекательную, хотя и очень нетрудную музыку. Эта музыка вырастала из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенных гамм, и получалось, что простая, веселая детская музыка стала главным «действующим лицом» большого кинофильма.

    На уроках в этой четверти продолжается развитие способности учащихся на слух определять стиль композитора по новой, незнакомой им музыке. С этой целью им предлагается прослушать, например. Вальс № 10 си минор Ф. Шопена. Возможно, учитель сыграет на одном из уроков Фантазию до минор В. А. Моцарта. Eсли ребята, определяя композитора, которому могла бы принадлежать эта музыка, назовут имя Л. Бетховена, то педагог вправе обратить, их внимание на те интонации в произведении Моцарта, которые действительно очень близки по характеру мужественной, драматической музыке Бетховена. (Можно вспомнить по аналогии Прелюдию № 15 Ф. Шопена, в которой напряженно-драматические минор средней части почти бетховенекий.) Вместе с тем ребята непременно ощутят и легкость, прозрачность звучания, связанную в их сознании с уже знакомой музыкой Моцарта (можно напомнить «Рондо в турецком стиле», Симфонию №40 соль минор) На этом примере школьники впервые почувствуют общность музыки композиторов, близких друг другу по времени, в которое они жили и работали, поймут, как Моцарт своими сочинениями «подготовил» музыку Бетховена.

    При обобщении полугодия «Музыка и литература» важно ответить на более общий вопрос: «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» Желательно, чтобы учащиеся пришли к таким выводам: музыка без литературы, как и литература без музыки, понесла бы значительные потери — оба эти искусства рождены жизнью и своими в чем-то сходными, а в чем-то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживании людей.

    Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом. Музыка, в свою очередь, дает вторую жизнь литературным произведениям, положенным в ее основу, усиливает их выразительность и воздействие на мысли и чувства людей. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает ее более яркой и многогранной.

    Примерный музыкальный и литературный материал

    (В подборе музыкального материала в программу для V—VIII классов принимала участие Т. С. Шмагина )
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов. Мелодия 1-й части.

    Вокализ. С. Рахманинов.

    У зари-то, у зореньки, русская народная песня.

    Все мы песни перепели, русская народная песня. Обработка д. Лядова.

    Мы пойдем погулять, русская народная песня.

    Жаворонок. М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

    Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев (фортепианная пьеса).

    Саира, Карманьола, французские народные песни.

    Симфония № 6. Н. Мясковский. Экспозиция финала.

    Грустная песенка. П. Чайковский.

    Грустная песня. Г. Свиридов.

    Моя Россия. Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. . С чего начинается Родина? С. Баснер, стихи М. Матусовского. Из кинофильма «Щит и меч».

    Поэма памяти Сергея Есенина. Г. Свиридов, стихи С. Есенина. 2-я часть — Поет зима, аукает.

    Садко. Былина из русского народного литературного фольклора.

    Садко. Опера-былина. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты: Колыбельная Волковы, хороводная песня Садко — Заиграйте, мои гусельки.

    Руслан и Людмила. А. Пушкин. Отрывки поэмы.

    Руслан и Людмила. Опера. М. Глинка. Сцена Наины и Фарлафа.

    Доктор Айболит. Сказка. К. Чуковский.

    Доктор Айболит. Балет. И. Морозов. Фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп.

    Чиполлино. Сказка. Дж. Родари.

    Чиполлино. Балет. К. Хачатурян. Фрагменты.

    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Л. Бетховен. Фрагмент 2-й части.

    Маленькая прелюдия для органа соль минор. И.-С. Бах. Обработка для фортепиано Д. Кабалевского.

    Чонгурист, грузинская народная сказка.

    Чела, грузинская народная мелодия.

    Волшебный смычок, норвежская народная песня.

    Музыкант-чародей, белорусская народная сказка.

    Мелодия. Н. Аладов.

    Квартет. Басня. И. Крылов.

    Квартет № 2. А. Бородин. Ноктюрн.

    Струна. Рассказ. К. Паустовский.

    Фрагменты из произведений П. Чайковского (по выбору учителя).

    Корзина с еловыми шишками. Рассказ. К. Паустовский.

    Фрагменты из произведений Э. Грига (по выбору учителя).

    Старый повар (Незнакомец.) Рассказ. К. Паустовский.

    Симфония № 41 (Юпитер). В. А. Моцарт. Фрагмент 2-ой части.

    Фантазия для фортепиано до минор. В.-А. Моцарт.

    Фантазия для фортепиано ре минор. В.-А. Моцарт.

    Соната до мажор. В.-А. Моцарт. Экспозиция 1-й части.

    Про Емелю, Царевна-Несмеяна, Капитан Немо, Бороться и искать (Саня Григорьев). Я. Дубравин, стихи

    В. Суслова. Из вокально-поэтического цикла «Герои любимых книг».

    Судьба барабанщика. Повесть. А. Гайдар.

    Горные вершины. А. Варламов, стихи М. Лермонтова.

    Горные вершины. А. Рубинштейн, стихи М. Лермонтова.

    Бьют барабаны. Л. Шварц, стихи Я. Акима.

    Детская библия. Отрывки.

    Херувимская песня № 7. Д. Бортнянский.

    Народные песнопения о русских святых.

    Рождественские песни разных народов мира.

    Высокая месса си минор. И.-С. Бах. Фрагменты: ария альта Agnus Dei, хор Sanctus.

    Ты шуми, зеленый бор. И.-С. Бах. Русский текст Д. Тонского.

    Зима. И.-С. Бах. Русский текст М. Ивенсен.

    Урок музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Из кинофильма «Звуки музыки».

    Вальс № 10 си минор. Ф. Шопен.

    Четыре таракана и сверчок, итальянская народная песня Обработка А. Долуханяна, русский текст Ю. Батицкого и Р. Виккерса.

    Песенка друзей. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Из мультфильма «Бременские музыканты».

    Мы — маленькие дети, Ты — человек, Колокола. Е. Крылатов. слова Ю. Энтина. Из музыки к телефильму «Приключения Электроника».

    Фрагменты видеофильмов: «Садко», «Руслан и Людмила», «Звуки музыки» и др.

    Второе полугодие МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    Можем ли мы увидеть музыку

    Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

    Например, услышав «Песню о тачанке» К. Листова, ребята наверняка представят себе стремительно несущуюся тачанку. Картина М. Грекова «Тачанка» отлично подтвердит предположение ребят — они ведь увидят на этой картине тачанку, не стоящую на месте и не тихо едущую, а именно стремительно несущуюся. Тут очень важно понять, что картина не иллюстрирует песню, а песня не иллюстрирует картину. Разные искусства — поэзия, музыка и живопись — по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о Гражданской войне (мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой).

    Шуточная шведская народная песня «Три парня» (слова вместе с мелодией) рисует яркую юмористическую картину. Исполняя эту песню, мы «видим» и самих парней, и их веселую походку, и все, что с ними происходит во время веселой прогулки.

    Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

    В связи с этой темой следует напомнить о музыке А. Бородина, которую ребята уже слышали, — это романс «Спящая княжна», «Ноктюрн» из Квинтета № 2. На примере романса «Спящая княжна» повторить принцип построения формы рондо (вслушаться в могучий, богатырский характер обоих эпизодов); в главной теме — образ царевны — подчеркнуть некоторую связь с мелодией Квартета (напевность, мягкая лиричность). Далее сказать о том, какую большую роль могучие, богатырские образы играли в музыке Бородина, прежде всего в опере «Князь Игорь».

    Ребята разучивают мелодию из 1-й части Симфонии №2 («Богатырской») А. Бородина. Они сами должны определить построение и характер основного зерна-интонации. Какими представят себе учащиеся героев этой симфонии, когда будут слушать ее звучание в исполнении симфонического оркестра? Возможно, что некоторые вспомнят картину В. Васнецова «Богатыри», но и те, кто этой картины не знает, вероятно, скажут, что в музыке Бородина «действуют» люди сильные, могучие, люди-богатыри. Это ощущение не исчезает, несмотря на то, что вслед за «богатырской» мелодией звучит мелодия более певучая, даже лирическая и по характеру своему близкая теме «Ноктюрна» из Квартета № 2 Бородина. Показанная учащимся после слушания симфонии репродукция картины подтвердит верность их творческого воображения.

    Хорошим дополнением к васнецовским «Богатырям» станет репродукция картины И. Глазунова «Два князя». Старший из изображенных богатырей (вероятно, отец) указывает младшему (вероятно, сыну) на далекий огонь и дым военных пожарищ. Можно ли сомневаться в том, что старший князь-богатырь учит молодого князя-богатыря любить и защищать родную землю?

    Здесь стоит обратить внимание ребят на то, что у человека есть ас только внутренний слух (способность услышать мысленно, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и

    внутреннее зрение (способность увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).

    После звучания «Богатырской» симфонии Бородина дать ребятам послушать (тоже в симфоническом звучании) экспозицию главной темы и подход ко второй теме из увертюры Л. Бетховена «Кориолан». И та и другая музыка может быть определена одинаковыми эпитетами: сильная, мужественная, могучая, богатырская. Однако есть в музыке Бородина одно очень существенное свойство, благодаря которому мы никогда не подумаем, что это бетховенская музыка: в ней звучат интонации русской народной песенности.

    «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина, «Последний бой» и «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых» помогут создать в сознании учащихся образы ребят-героев, достойных того, чтобы их назвать юным поколением богатырей своего времени.

    В этом полугодии школьники познакомятся с некоторыми фрагментами из оперы С. Прокофьева «Война и мир» (по роману Л. Толстого). Желательно, чтобы прежде учащиеся вспомнили известные им произведения Прокофьева: «Марш», «Болтунья», «Петя и волк», хор из кантаты «Александр Невский». Учитель может помочь им, наиграв на инструменте главные мелодии этих сочинений.

    Ребята начнут разучивать одну из лучших мелодий оперы Прокофьева — главную мелодию арии Кутузова, командовавшего русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. В своей арии Кутузов поет о белокаменной Москве, о сердце России, о любви к своей Родине и готовности отдать жизнь за ее спасение. Это один из самых важных эпизодов всей оперы Прокофьева. Слушая эту арию, мы невольно вспоминаем Ивана Сусанина и отчетливо ощущаем, какие глубокие связи существуют между музыкой нашей эпохи и русской музыкальной классикой прошлого века — между Прокофьевым и Глинкой. Ведь «Война и мир» завершается хором, поющим славу Москве и русскому народу, так же как знаменитым хором «Славься!» завершает Глинка свою оперу «Жизнь за царя». И если сравним арию Сусанина с арией Кутузова, то в них найдем много общего. Обе арии герои поют ночью, в одиночестве, как размышления о судьбе своей Родины. Обе арии поют герои, которые спасли Москву, один — ценой своей гибели, другой — своей мудростью великого полководца. И все же эти арии очень различны: в арии Сусанина преобладает хоть и мужественная, но скорбь героя, обреченного на смерть; в арии Кутузова - мужество полководца, готового вести свою армию в бой и уверенного в победе.

    События Отечественной войны 1812 г. нашли отражение в разных видах искусства. Можно вспомнить различные произведения литературы, музыки, живописи, посвященные славному подвигу русского народа в войне с французами, например стихотворение М. Лермонтова «Бородино», живописное полотно Ф. Рубо — панорама «Бородинская битва», картина А. Кившенко «Военный совет в Филях».

    При исполнении арии Кутузова целиком (когда после главной мелодии учитель играет среднюю часть) учащимся надо разобраться в том, как трехчастная форма арии связана (и даже определена) с ее содержанием. 1-я часть, светлая, мужественная, воплощает уверенность Кутузова в победе. Но ведь на следующее утро ему предстоит выполнить свое решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это отлично понимал. Поэтому 2-ю часть арии сделал тревожной, беспокойной. Мажор сменился минором; напевная мелодия — мелодией с острыми изгибами; плавное движение — движением драматически напряженным. Но главное — для Кутузова оставалась все же вера в правильность принятого решения, вера в победу, и 3-я часть окончательно утверждает мужественный, героический образ Кутузова.

    Если ария Кутузова — важнейшая точка темы войны в опере Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является, несомненно, «Вальс», звучащий в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из самых главных действующих лиц — Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце, в сцене смерти Андрея. В опере на фоне этого нежного, поэтичного вальса звучат голоса Наташи, Андрея и других действующих лиц.

    Примером восприятия музыкального портрета может послужить «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Перед разучиванием мелодии песни Варлаама можно кратко рассказать о том, как во второй половине прошлого века пять русских композиторов (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков) объединились в группу, получившую название «Могучая кучка». Композиторы все свои силы посвятили развитию и укреплению русской национальной музыки, опираясь в своей борьбе за национальное искусство на русскую народную музыку и творчество основоположника русской классической музыки М. Глинки. Учащиеся уже знакомы с творчеством трех композиторов «Могучей кучки»: Н. Римского-Корсакова (оперы «Садко», «Золотой петушок»), А. Бородина («Спящая княжна», Квартет, «Богатырская» симфония) и М. Балакирева (переложение для фортепиано песни Глинки «Жаворонок»),

    После того как ребята разучат мелодию песни Варлаама из «Бориса Годунова», они услышат эту музыку в оперном звучании и по характеру этого звучания попытаются представить себе, как мог выглядеть Варлаам (подсказать надо лишь то, что Варлаам — бежавший из монастыря монах; добавить надо обязательно и то, что Мусоргский был великий мастер ярких, острых, характерных музыкальных портретов). Важно, чтобы, пытаясь представить себе образ Варлаама, школьники задумывались не столько о словах песни (про взятие Казани), сколько о том, каким может быть человек, так воплощенный Мусоргским в его музыке и так («звероподобно» — по выражению одного критика) поюший эту песню. Какой у него нрав, характер? Весьма вероятно, что некоторые ребята опишут Варлаама похожим на «Протодьякона» И. Репина (репродукцию картины показать после прослушивания музыки) — огромным, разгульным, любящим выпить и поесть; гигантское пузо, можно сказать, центр репинской картины! Им, конечно, будет интересно узнать, что сам Мусоргский, увидев репинского «Протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!...»

    Сопоставляя репинского «Протодьякона» с Варлаамом Мусоргского, необходимо, как и во всех случаях, когда учащимся предлагается сопоставить произведения музыки и живописи, подчеркнуть, что музыка не была написана к картине, так же как картина не была написана под впечатлением от музыки. И Варлаам, и «Протодьякон» — самостоятельные образы, запечатлевшие, однако, схожие, характерные для старой России типы монахов и попов. Важной задачей для ребят остается нахождение в музыке сходных черт с картиной: «огромные», «широкие», «разбросанные» по всем регистрам звучности, обилие густых басов, резких тембром медных духовых инструментов и т. д., вплоть до последнего разгульного выкрика Варлаама при окончании песни.

    Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, — новая грань темы. Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты час то воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там окажется связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе — такие близкие, родственные чувства.

    Учащиеся сами могут вспомнить музыку, с которой они встречались на занятиях в прошлые годы, связанную с природой; народные песни «Во поле береза стояла», «Уж как шла лиса», «Перепелочка»; «Утро» Грига, «Жаворонок» Глинки, «Поет зима, аукает» Свиридова. Даже бегло просмотрев названия музыкальных произведений, звучавших в классе на протяжении начальной школы. педагог найдет достаточно большое количество знакомых детям ярких примеров, которые помогут им осознать и усвоить тему связи музыки с природой.

    По желанию учащихся (или по предложению учителя) желательно исполнить одно - два ранее выученных произведения, музыка которых связана с природой.

    Вторая опера М. Мусоргского — «Хованщина» рассказывает о том периоде русской истории, когда начиналось царствование Петра I, задумавшего уничтожить в стране обычаи и привычки старой Руси, распространить в народе европейскую культуру, знания, науки и искусства. Нарисовав во вступлении к «Хованщине» - «Рассвет на Москве-реке» картину наступающего дня, Мусоргский, вероятно, думал при этом о картине гораздо более широкой: о рассвете в жизни всего Русского государства. Мелодия этого вступления звучит совсем как русская народная песня, постепенно разворачивается, «светлеет», а сопровождают ее глухие, отдаленные звуки колоколов московских церквей, возвещающих о наступлении утра.

    При обобщении следует подчеркнуть, что, если очень внимательно вслушиваться в музыку, в воображении могут возникнуть соответствующие музыке зрительные представления. Это могут быть произведения изобразительного искусства, картины природы, какие-либо жизненные события. Но это относится далеко не ко всем музыкальным произведениям, и было бы большой ошибкой думать, что музыка всегда должна вызывать в воображении человека тс или иные зрительные образы. Обязательно это бывает в так называемой программной музыке. Но было бы также неверно думать, что это относится только к программной музыке. Так, например, многие произведения Чайковского и Рахманинова, не имеющие никаких заголовков и никаких программ, часто вызывают у слушателя представления о русской природе. Это происходит в значительной степени оттого, что в музыке этих композиторов слышна русская народная песенность, которая неразрывно связана с русской природой (см. «Предварительные замечания» к программе для V класса).

    Можно предложить ребятам сравнить, например, два произведения: Прелюдию соль мажор С. Рахманинова и картину И. Левитана «Весна. Большая вода». Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определят настроение картины, наверняка ощутят радостное ликование пробуждающейся природы родного края.

    Пьесы М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» — «Лимож. Рынок» («Большая новость») и «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») интересны тем, что в них композитор хотел выразить свои впечатления от картин художника В. Гартмана и передал музыкой их содержание. Пусть ребята, внимательно вслушиваясь в жизненную и фантастическую, сказочную музыку, постараются внутренним зрением увидеть те сцены, которые она рисует.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


    написать администратору сайта