Главная страница
Навигация по странице:

  • Второе полугодие МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ

  • Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПрограмма по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
    АнкорКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    ТипПрограмма
    #3544
    страница16 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    Примерный музыкальный, литературный и художественный материал

    Война и мир. Опера. С. Прокофьев. Фрагменты: Ария Кутузова, Вальс.

    Война и мир. Роман. Л. Толстой. Фрагменты.

    Дороги. А. Новиков, стихи Л. Ошанина.

    Священная война. А. Александров, стихи В. Лебедева-Кумача.

    Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, стихи М. Матусовского.

    Лесной царь. Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гете (исполнение на немецком языке).

    Лесной царь. И.-В. Гете. Русский перевод В. Жуковского.

    Шарманщик. Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера (исполнение на немецком языке).

    Милый мой хоровод, русская народная песня.

    Прелюдия №4 ми-бемоль минор для фортепиано. А. Скрябин.

    Этюд № 12 ре-диез минор для фортепиано. А. Скрябин.

    Островок. С. Рахманинов, стихи К. Бальмонта (из Шелли).

    Весенние воды. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева.

    В голубом просторе. А. Рылов.

    У водоема. В. Борисов-Мусатов.

    Попутная песня. М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

    Сказка о царе Салтане. Опера. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.

    Сказка о царе Салтане... А. Пушкин. Отрывки.

    Иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина.

    Времена года. Фортепианный цикл. П. Чайковский. На тройке.

    Тройка. Г. Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

    Метель. Повесть. А. Пушкин. Отрывки.

    Эгмонт. Увертюра. Песня Клерхен. Л. Бетховен. Из музыки к трагедии И.-В. Гете «Эгмонт».

    Эгмонт. И.-В. Гете. Трагедия. Отрывки.

    Болеро. М. Равель.

    Болеро. Стихотворение. Н. Заболоцкий.

    Зори здесь тихие. Опера. К. Молчанов. Фрагменты: Песня туристов, Романс Женьки (Жди меня).

    А зори здесь тихие... Б. Васильев. Роман. Отрывки.

    Венгерская рапсодия №2. Ф. Лист (исполнение — фортепиано, симфонический оркестр).

    В путь. В. Лаурушас.

    Деревянные лошадки. Б. Дварионас.

    Звездопад. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова.

    Часовые любви. Музыка и стихи Б. Окуджавы.

    Песня о Моцарте. Музыка и стихи Б. Окуджавы.

    Дерева. Музыка и стихи Е. Бачурина.

    Ты у меня одна, Домбайский вальс, Романтики. Музыка и стихи Ю. Визбора.

    Песня о вере. Музыка и стихи А. Розенбаума.

    Песня о друге. Музыка и стихи В. Высоцкого. Из кинофильма «Вертикаль».

    Снег. Музыка и стихи А. Городницкого.

    За туманом. Музыка и стихи Ю. Кукина.

    Вальс №6 ре-бемоль мажор, Вальс №7 до-диез минор. Ф. Шопен.

    Этюд №12 до минор. Ф. Шопен.

    Фуга ля минор для органа. И.-С. Бах.

    Высокая месса си минор. И.-С. Бах. Ария «Agnus Dei».

    Симфония №7 («Ленинградская»). Д. Шостакович. 1-я част. Эпизод нашествия.

    Прогулка. И. Кружков, стихи В. Орлова.

    Праздничная увертюра. Д. Шостакович.

    Грустный вальс. Я. Сибелиус. Из музыки к пьесе А. Ярнефельта «Куолема».

    Симфония №5. С. Прокофьев. 1-я часть.

    Смерть Озе. Э. Григ. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

    Песня гардемаринов, Песня о дружбе. В. Лебедев, стихи Ю. Ряшенцева. Из кинофильма «Гардемарины, вперед!».

    Фрагменты видеофильмов: «Сказка о царе Салтане», «Метель», «3ори здесь тихие», «Гардемарины, вперед!».

    Второе полугодие МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ

    За время школьных занятий ребята слушали и исполняли очень разную музыку различных композиторов. Учитель стремился к тому, чтобы они пытались определить жизненное содержание и форму построения нового произведения, установить их внутреннюю связь. Поначалу, конечно, произведения были несложные, включающие обычно один или несколько музыкальных образов, как правило не содержащих острых противоречий, не вступающих в столкновения друг с другом, хотя иногда и заметно контрастных. Чаще всего различные образы в этих произведениях сопоставляются (сравниваются друг с другом), но развиваются более или менее самостоятельно: «Классное рондо», «Весело. Грустно» Л. Бетховена. «Спящая княжна» А. Бородина и др.

    Однако учащиеся встречались и с такими произведениями, в которых различные музыкальные образы не только сопоставлялись или лаже противоречили друг другу, но вступали в открытые столкновении друг с другом, и на место самостоятельного их развития приходило совместное («конфликтное») развитие. Впервые ребята встретились с таким развитием в ряде совсем простых сочинений: попевке «Разные ребята» или фортепианной пьесе Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка», детской опере М. Коваля «Волк и семеро козлят», симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

    В дальнейшем учащиеся знакомились с более сложными произведениями. Иногда они состояли из одного образа, доходящего в своем динамическом и оркестровом развитии до чрезвычайного напряжения и огромной силы звучания («Болеро» М. Равеля, эпизод нашествия из Симфонии №7 Д. Д. Шостаковича). Иногда несколько очень контрастных, хотя и не вступающих друг с другом в конфликт образов объединялись в единую, широко развитую музыкальную картину (Венгерская рапсодия №2 Ф. Листа). Иногда контрастные образы развивались в едином музыкальном потоке, образовывали цельную, единую по замыслу часть какого-либо крупного, многочастного произведения (фрагменты Симфонии №5 Л. Бетховена, Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова).

    Сейчас, после того как ребята разобрались в разных типах музыкальных образов, можно продолжить знакомство с произведениями, в которых несколько образов контрастируют друг с другом, даже противоречат один другому, и развитие их представляет собой иногда напряженную борьбу. Иначе говоря, можно перейти от наблюдений за одним или несколькими образами, развивающимися внутри одного произведения более или менее самостоятельно, к наблюдению за жизнью образов, звучащих и самостоятельно, и в совместном развитии, т. е. сосредоточить внимание на том, что называется музыкальной драматургией.

    Учащимся предстоит разобраться в особенностях музыкальной драматургии таких произведений, как увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта», увертюра Л. Бетховена «Эгмонт», песня «День Победы» Д. Тухманова, Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича и увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, фрагменты из балета «Золушка» С. Прокофьева и из оратории «По следам Руставели» О. Тактакишвили, — произведений, отражающих и вызывающих у слушателей внутренне противоречивые чувства. Образы добра и зла, войны и мира, память о погибших и страстный призыв к миру определяют драматургию этих произведений.

    Внимание учащихся обращается на то, что, как правило, лирическим, лироэпическим образам более присущ контраст сопоставлений, конфликтное же развитие музыки свойственно драматически приподнятым, героическим произведениям, где показана борьба различных образов-тем.

    Вначале обратимся к знаменитой увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. Перед первым исполнением ребятам надо сказать, какое произведение они будут слушать и кто его автор.

    Можно также сказать о том, что увертюрой называется не только широко развернутая вступительная музыка к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю, но иногда и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием: «Торжественная», «Праздничная», «Драматическая», «Молодежная» и т. п. Каждая увертюра выражает, естественно, характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии.

    После первого прослушивания увертюры к опере «Руслан и Людмила» ученики, вероятно, услышат, как из вступительного построения (громкие аккорды всего оркестра в остром ритме и словно подстегиваемые ими вихревые гаммообразные взлеты струпных) возникает первая (главная) тема увертюры — образ света, радости, богатырской удали. После короткого перехода (с первого раза ребята могут и не заметить его) они, несомненно, услышат вступление второй (побочной) темы — очень певучей, тоже радостной, хотя и с некоторыми печальными минорными интонациями в конце. Если первая тема — образ Руслана, то вторая тема — образ его любви к Людмиле.

    О дальнейшей музыке ребятам, конечно, трудно будет высказать какие-либо определенные суждения (это надо отложить до следующего раза), но, несомненно, они услышат возвращение к первой, а вслед за ней и ко второй теме. Может быть, они услышат убыстренное движение и в самом копце увертюры.

    Надо сказать учащимся, что 1-я часть увертюры, включающая вступление, первую и вторую основные темы, называется экспозицией, т. е. показом важнейшего музыкального материала всего сочинения. Можно провести аналогию: экспозиция — показ в определенном порядке картин на художественной выставке или в музее.

    После первого прослушивания всей увертюры для лучшего усвоения экспозиции можно повторить ее, и даже не один, а два раза.

    Продолжая знакомить ребят с увертюрой к опере «Руслан и Людмила», надо сказать им, что музыка, звучащая вслед за экспозицией, называется разработкой.

    Разработка в увертюре представляет собой оживленную, радостную «игру» основных интонаций всех трех тем экспозиции: вступления, главной и побочной. Острых столкновений, борьбы здесь не могло возникнуть, так как основные темы экспозиции не противоречат одна другой, а раскрывают разные грани одного и того же светлого, радостного образа. В конце разработки возникают гаммообразные взлеты, как и во вступительной части, и, так же как там, из них вновь рождается удалая, бурно-радостная главная тема. А вслед за ней, как и в экспозиции, но еще напряженнее, благодаря более высокому регистру, звучит вторая (побочная) тема.

    Это повторное звучание двух основных тем называется репризой (повторением). Наконец, темп становится еще более стремительным, интонации главной темы «наскакивают» друг на друга, звучность нарастает. Это кода — заключительная часть увертюры. Следует обратить внимание учащихся на то, как перед кодой в басовом регистре звучит тема злого волшебника Черномора. Вот здесь и зарождается интонационный конфликт оперы: «злая» тема Черномора грубо вторгается в светлую, радостную, счастливую музыку увертюры. В заключение необходимо еще раз послушать всю увертюру целиком.

    Чтобы учащимся стало яснее содержание увертюры, перед ее повторным слушанием надо сказать, что музыка увертюры звучит и в самом финале оперы, когда начинается свадебный пир Руслана с Людмилой, освобожденной им от власти злого Черномора. Но если увертюра перед началом оперы звучала только в исполнении оркестра, то в финале к оркестру присоединяется хор: «Слава великим богам, слава Отчизне святой, слава Руслану с женой! Да промчатся звуки славы в отдаленные страны!.. Да процветает в силе и красе наш край родной в вечные времена! Хищный, лютый враг! Страшись могущества его! Слава! Слава! Слава!..» Здесь Глинка поставил такое примечание: «Вдали виден древний Киев. Народ радостно стремится к князю».

    Драматургия увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена в отличие от увертюры к «Руслану и Людмиле» М. Глинки, где все основные образы (вступления, обеих основных тем) сопоставлялись, но не противоречили один другому, развивается на остром столкновении двух крайне противоречивых образов с первых же тактов вступления.

    Можно рассчитывать, что ребята сами назовут имя композитора (название, упоминавшееся только на одном уроке, вряд ли они запомнили) и услышат главные части увертюры: вступление, основную и заключительную. После этого можно перейти к paзбору этих отдельных частей, кратко напомнив то, что было уже сказано при знакомстве с увертюрой в начале года. Эгмонт возглавил народ своей страны (Нидерландов) в его борьбе за независимость против испанских завоевателей. Сам он погибает в этой борьбе, но враг побежден, и народ празднует свою победу.

    В отличие от увертюры к «Руслану и Людмиле» в «Эгмонте» не просто короткое вступительное построение, а широко развитое, самостоятельное вступление, в котором и зарождается главный конфликт этого сочинения. Два ярких образа, еще не сталкиваясь друг с другом, ясно противостоят друг другу. Первый — тяжелые, властные, словно пытающиеся подавить все вокруг себя аккорды в замедленном ритме испанского танца — сарабанды. Второй — стонущие, плачущие интонации, символ народных страданий. Вот острый конфликт, на развитии которого построена вся драматургия увертюры. После ее первого прослушивания и определения учащимися обшей формы для более подробного разбора вступления его можно повторить еще раз. При этом следует обратить внимание на самое важное, что происходит при переходе вступления в экспозицию — основную часть: главная (первая) тема этой части незаметно вырастает из второго образа вступления — темы угнетенного народа.

    Так Бетховен с абсолютной ясностью дает слушателям понять зарождение главной идеи сочинения: угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе. Вслед за первой темой, стремительно несущейся вперед, ребята наверняка услышат появление второй (побочной) темы — образ завоевателей. Но теперь в этой теме уже нет былого величия и властности. Она втянута в поток борьбы... Такова экспозиция увертюры «Эгмонт», естественно, без всяких остановок вытекающая из вступления: два образа вступления, противостоящих друг другу, сталкиваются, охваченные единым потоком напряженной борьбы.

    После напряженной экспозиции наступает очень короткая разработка. Начинается она с мажорного просветления, словно приближается завершение борьбы, но вскоре на первый план опять выходит напряженный минор и начинается реприза. Но она не точно повторяет экспозицию: в ней значительно больше развита вторая тема — образ испанских завоевателей. Особенно настойчиво, словно столкнувшись с непреодолимой преградой, звучат мощные аккорды в ритме сарабанды. Но вдруг они обрываются, и после нескольких секунд полной тишины еле слышно звучат четыре медленно следующих друг за другом печальных аккорда — герой погиб. Но чем же завершается борьба? Из печальных аккордов (их играют деревянные духовые инструменты — гобой, два кларнета и два фагота) стремительно разрастается радостная, светлая музыка заключительной части (коды). Это победа, достигнутая дорогой ценой, ценой гибели героя. Добро победило зло!

    Разбор «Эгмонта» может сопровождаться повторными слушаниями отдельных частей увертюры — вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды. После разбора и ответов учащихся на все вопросы увертюра должна быть еще раз исполнена целиком.

    Мастерство учителя при разучивании той или иной песни заключается в том, чтобы помочь ребятам вслушаться в музыкальную ткань песни, понять особенности ее развития, добиться выразительного исполнения и побудить их к размышлениям о жизни, о вопросах, волнующих всех.

    Пусть ребята попытаются определить, что сближает увертюру «Эгмонт» с такими песнями, как «День Победы» Д. Тухмановв, «На братских могилах» В. Высоцкого, «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого, «До свидания, мальчики» Б. Окуджавы и др. В этих произведениях перед нами возникают трагические образы защитников Отечества, но воплощены они разными средствами, в разных жанрах и формах.

    Размышляя над музыкальными образами песен, например «Школьный корабль» Г. Струве или «Школьная страна» Ю. Чичкова, ребята могут задуматься над предстоящими им жизненными дорогами, над тем, как мечта, песня, добрые книги помогают нам в жизни. А есть ли у каждого школьника своя мечта?

    Приступая к разучиванию песен, учитель должен помочь ребятам осознать смысл образа «школа — корабль»: безостановочный путь вперед к познанию нового, к новым открытиям, радость достижения новых целей и неизменная доброта к людям. Все эти чувства, если исполнители глубоко ими проникнутся, обязательно скажутся на характере звучания песен.

    На одном из уроков прозвучит часть оратории «По следам Руставели» современного грузинского композитора О. Тактакишвили «Сегодня умер Руставели».

    Шота Руставели — великий грузинский поэт, живший в XII в. Во всем мире он прославился своей поэмой «Витязь в тигровой шкуре». А вот в наше время грузинский поэт И. Абашидзе написал стихи о Ш. Руставели, в которых рассказывается о великом поэте, о его смерти на чужбине, в Палестине, куда он был изгнан из родной Грузии за вечную вражду с церковными властями. Поэму Руставели, вершину грузинской поэзии той поры, называют «гимном человеку, любви, дружбе, мужеству»; она пронизана патриотизмом, идеей борьбы за справедливость, благородством и смелостью; «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор». Свою поэму Руставели посвятил царице Тамаре, много сделавшей для расцвета Грузии, грузинской культуры.

    В той части оратории О. Тактакишвили, которая прозвучит в классе, рассказывается о смерти Шота Руставели: «Он не пил, не ел, лишь в окно смотрел: там с последней надеждою видел он горы снежные, видел край родной... Что же видел он, что искал вдали? Видел Грузию, видел край родной, видел Родину...»

    Тактакишвили создал сложный по драматургии образ: мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Не смерти он боится, а его мучает то, что приходится умирал, вдали от Родины...

    В исполнении оратории участвуют симфонический оркестр, хор, солист-бас и орган. Звучность органа вместе с издалека звучащими колоколами придает особый драматизм этой сиене, происходящей в старом монастыре.

    В первом полугодии учащиеся слушали Венгерскую рапсодию № 2 Ф. Листа. Теперь они услышат «Венгерские напевы» марийского композитора А. Эшпая.

    Сравнивая характер музыки Листа и Эшпая, надо заметить, что Лист в своих Венгерских рапсодиях опирался на музыку венгерских цыган, и в сочинении Эшпая мы слышим сплав тех же цыганско-венгерских интонаций с интонациями народной песенности венгерских крестьян и родственные им марийские народно-песенные интонации. Вот еще одно подтверждение того, о чем мы уже не раз говорили: между музыкой разных народов нет непереходимых границ.

    Ребятам интересно будет узнать, что так же, как существует группа славянских языков и соответственно славянская музыки, существуют и другие языковые группы, например финноугорская, имеющая распространение в разных районах Европы, в том числе в Венгрии, в Финляндии (вспомнить имя крупнейшего финского композитора — Сибелиуса) и в нашей стране, например в Республике Марий Эл (Среднее Поволжье). И вот что интересно: первую книгу о марийской народной музыке написал венгерский композитор Золтан Кодай (в начальной школе ребята слушали венгерский танец «Чардаш» из оперы Кодая «Хари Янош»).

    «Венгерские напевы» Эшпая состоят из шести небольших частей, идущих одна за другой без перерыва. Эти части контрастны, но не противоречат друг другу, не вступают друг с другом в конфликт. Поэтому драматургию всего сочинения можно назвать драматургией контрастных сопоставлений, объединенных не только единством стиля и тем, что главную роль в нем играет скрипка (как обычно в венгерских народных ансамблях), но и непрерывным нарастанием темпа (от самого медленного до самого быстрого) и разрастанием обшей звучности (от скрипки-соло до полного оркестра).

    На уроках ребята слушали и исполняли немало сочинений крупнейшего норвежского композитора Эдварда Грига (музыка к пьесе норвежского писателя Г. Ибсена «Пер Гюнт» — «Утро», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг»; романс «Заход солнца»). Все это были сравнительно небольшие сочинения. А теперь прозвучит одно из самых значительных произведений Э. Грига — его Соната для виолончели с фортепиано (1-я часть).
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта