Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Метод «фишбоун», или «рыбья кость»

  • 4 этап - подведения итогов занятия (рефлексия)

  • Н а основании функций выделяют следующие виды рефлексии

  • КОПИЛКА ИГР ПО ПДД Игра «Передай жезл»

  • Игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем»

  • Подвижные игры по правилам дорожного движения

  • Игра «Автоинспектор и водители»

  • Игра «Будь внимательным»

  • Игра «Веселый трамвайчик»

  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход»

  • Игра «Дорожное

  • ППС летний лагерь. Программа психологического сопровождения детей в лагере с дневным пребыванием Солнышко


    Скачать 350.47 Kb.
    НазваниеПрограмма психологического сопровождения детей в лагере с дневным пребыванием Солнышко
    Дата23.10.2022
    Размер350.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаППС летний лагерь.docx
    ТипПрограмма
    #750110
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    -  каждый участник получает одну из частей материала и становится экспертом по данному вопросу. Например, один ребенок из группы, изучающей предупреждающие знаки (группа 1), отбирает те, которые встречаются по маршруту «дом − лагерь», изучает их характеристики, спрашивает у других детей, с какими знаками они сталкиваются по пути в лагерь и обратно. Другой ребенок ищет ответ на вопрос: зачем нужны предупреждающие знаки и какая опасность грозит тому, кто не заметит такой знак? Третий − определяет отличительные признаки предупреждающих знаков и т.д.);

    - каждый член группы находит материал по своей части и самостоятельно изучает его в течение 10 мин.;

    3. Работа в экспертной группе или «встреча экспертов» (эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, собираются в тематические группы для обмена информацией и обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим: конспект, выводы, план ответа и др.) - 15 мин.

    4. Освещение вопросов в своей группе (дети собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе)– 15 мин.


    1. Контрольный опрос педагог проводит, чтобы выяснить, как усвоен материал отдельными членами группы и группой в целом, – 5-10 мин.

    Преимущества метода:

    - дети работают вместе и лучше усваивают материал по ПДД за короткое время;

    - развиваются нравственные, волевые, коммуникативные личностные качества (взаимовыручка, взаимопомощь, общительность, настойчивость, вежливость, дисциплинированность и т.д.);

    - субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе по линии: «педагог − ребенок», «ребенок − ребенок».

    2. Метод «фишбоун», или «рыбья кость»,заключается в том, что рассматриваемая проблема трансформируется в схему – «рыбий скелет».


    Сх ема скелета:

    • Голова – проблема.

    • Верхние косточки – причины.

    • Нижние косточки – факты.

    • Хвост – вывод.

    В «голове» скелета основной вопрос, который подлежит рассмотрению, например «Причины несчастных случаев и аварий на дорогах».На нижних косточках располагаются факты (результаты собственных наблюдений, статистика). На верхних − отмечаются причины данных фактов (дети дают объяснение, почему происходят ДТП, почему получают травмы дети на дороге, с чем это связано и др.). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

    Таким образом, работа строится в следующей последовательности: проблема, выделение фактов, указание причин, вывод.

    Формы организации работы с «фишбоун».

    1. Индивидуальная работа. Все дети на занятии прорабатывают одну проблему. В этом случае составление схемы происходят индивидуально. На этапе рефлексии возможны обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, нарисованную на доске или ватмане.

    2. Парная или групповая работа. Возможно использование одной или нескольких проблем по одной теме, например по теме «Причины несчастных случаев и аварий на дорогах». Можно проработать проблемы: ДТП из-за нарушений Правил дорожного движения водителями, пешеходами, ДТП из-за плохих погодных условий (жара, мокрая дорога, скользкая дорога, снег, плохая видимость) и др.

    В этом случае возможны следующие варианты:

    а) каждая из групп получает свою проблему, анализ ее происходит индивидуально, составление схемы − в группах (на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); затем происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «фишбоун»;

    б) каждому ребенку внутри группы определяется своя проблема, ее анализ происходит индивидуально; затем в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

      Использование рассмотренного метода позволяет прорабатывать самые разные проблемы безопасности дорожного движения. При выборе проблем для анализа необходимо ориентироваться на имеющиеся знания, субъективный опыт детей, групповые процессы в коллективе, их возрастные и психологические особенности.

    4 этап - подведения итогов занятия (рефлексия) 3.

    Основная цель этапа − приучить детей к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению дорожных ситуаций, проблем, жизни, способствовать развитию у детей критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

    Обучение будет эффективным в случае активности и сознательности субъекта усвоения, поэтому в конце занятия необходим этап рефлексии (примеры методов и приемов рефлексии см. прилож. 1).

    Н а основании функций выделяют следующие виды рефлексии:

    1. 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, см. игру «Комплимент»).

    2. Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с проблемой, а также позволяет оценить активность каждого на разных этапах занятия.

    Пр иемы − «Лестница успеха» (см. игру «Дерево у автобусной остановки»).

    1. Рефлексия содержания даваемого материала используется для выявления уровня осознания его содержания.

    Приемы:

    - незаконченное предложение: «Сегодня мне понравилось…», «Было интересно…», «Мне было трудно справиться …», «Мне удалось достичь поставленных перед собой целей ...», «Если бы меня спросили...» и др.;

    - оценка «приращения» знаний и достижения целей: «Я не знал… – теперь я знаю…»;

    - синквейн4 (см. прилож. 2).

    Правила написания синквейна:

    - первая строка − тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь;

    - вторая строка − два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;

    - третья строка − образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;

    - четвертая строка − фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

    - пятая строка − одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

    Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке − два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

    Прием синквейна может быть использован не только в конце занятия, но и как самостоятельный метод:

    - для анализа неполного синквейна с целью определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо на основе существующих определить тему);

    - для составления рассказов: по готовому синквейну, с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна; для коррекции и совершенствования готового синквейна;

    - для описания сюжетных картин на дорожную тематику и др.

    КОПИЛКА ИГР ПО ПДД

    Игра «Передай жезл»

    Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший правило или знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

    Игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем»

    Каждая команда решает, какое транспортное средство она будет изображать (троллейбус, карета, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментариев. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив командам конкретный вид транспорта.

    Игра «Зебра» (на время и точность исполнения)

    Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к команде. Второй шагает строго по полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

    Игра «Трамваи»

    Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке.

    Участники в каждой команде делятся на пары: первый — водитель, второй — пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно быстрее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

    Игра «К своим знакам»

    Играющие делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круг. В середину круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке и танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

    Игра «Грузовики»

    Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

    Первые участники команд держат в руках руль, на голову помещается мешочек с песком — груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первая выполнившая задания и не уронившая груз.

    Игра «Автобусы»

    «Автобусы» – это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок -«водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

    Подвижные игры по правилам дорожного движения

    Подвижные игры помогают дать младшим школьникам знания по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.

     Игра «Автобусы»

    «Автобусы» – это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок -«водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

     Игра «Автоинспектор и водители»

    В игре участвуют 5—6 человек.На площадке для игры проводят мелом 4—5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор — водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

     Игра «Будь внимательным»

    Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» – стоим на месте; по сигналу: «Переход!» – шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» – держим в руках руль.

     Игра «Веселый трамвайчик»

    Мы веселые трамвайчики,Мы не прыгаем как зайчики,Мы по рельсам ездим дружно.Эй, садись к нам, кому нужно!Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

     Игра – аттракцион «Внимание, пешеход»

    Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.

     Игра «Гараж»

    Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – стоянки для машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков – машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

     Игра «Грузовик»

    Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз -этот мешочек?

     Игра «Да и нет»

    Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

     Игра «Дорожноенедорожное»

    Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово – игрок должен поймать мяч, «недорожное» – пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.Игра «Заяц»Едет зайка на трамвае,Едет зайка, рассуждает:«Если я купил билет,кто я: заяц или нет?»(А.Шибаев )«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья – сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает. 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта