|
просвещение
60
зом в этих упражнениях формируются артикулемы гласных звуков второго ряда.
Каждый ротовой выдох контролируется движением ватки, положенной на ладонь или лист бумаги и поднесенной ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая им воздушная струя попадала на нее. Для малышей ватку можно окрасить в яркий цвет. Нуж-, но постоянно поддерживать эмоциональный фон занятий, проявляя заинтересованность и выражая удовольствие при удачах ребенка.
Тренировка правильного ротового выдоха продолжается и при воспитании артикулем согласных звуков. Необходимо следить, чтобы ребенок заранее не слышал звук, который у него вызывается. В таблице 2 слева пишем вдох — выдох без голоса.
Обращаясь к ребенку, говорим: «Ну вот, у тебя все хорошо получается. Ты уже научился выдыхать ртом, давай попробуем, умеешь ли ты выдохнуть так (показываем артикулемы звука
Ф)>-
Сам логопед не должен делать выдоха, так как в этом случае ребенок может услышать звук и произнести его по-своему. Логопед только объясняет устно и зарисовывает в тетрадь ребенка схему артикуляции звука ф.
Логопед: «Давай подставим верхние зубы к нижней губе, как заборчик, и выдохнем через этот заборчик».
Затем логопед уточняет положение органов произношения и подносит ватку для контроля и исправления ротового выдоха.
Далее аналогично изучается артикуляция звуков с, ш, щ. х.
Для вызывания звука с ребенку предлагается сделать ротовой выдох через оскаленные зубы. Если спонтанно артикуляция звука с при фиксации на оскале зубов не создается, нужно уточнить положение кончика языка у нижних резцов. У ребенка обычно есть тенденция к межзубной артикуляции, но ее использовать не следует. Практика показала, что воспитание звука через дефектную межзубную артикуляцию не ускоряет темпа работы, а наоборот, удлиняет его. Лучше подсказать ребенку, что при этом выдохе зубы почти смыкаются, а язык «спит за зубами»; чтобы язык не высовывался, нужно активней включать в работу нижнюю губу. Можно предложить ребенку сомкнуть зубы так, как будто он их чистит.
Если на первом занятии эта артикуляция будет не вполне точной, доработка ее производится на последующих занятиях. К механической помощи нужно обращаться только в самом крайнем случае, если массаж и -дифференцированная гимнастика не принесут результата.
Для вызывания звука ш можно ввести такое игровое объяснение:
Логопед: «Давай сделаем во рту парусную лодку. Язык поднимем, как парус, вверх и подышим на него, чтобы лодочка могла плыть. Зубы закроем».
61
При воспитании артикуляции звука ш обращаем внимание главным образом на положение языка, а губы располагаются сами в соответствии с положением языка в силу их мышечной взаимосвязанности. От логопеда требуется, чтобы он подсказал и закрепил позицию языка и губ, при которой у ребенка упражнение (звук ш) получается правильно.
В тетради для занятий, в таблице глухих согласных звуков в графе «выдох без голоса» рисуем парусную лодочку, а рядом с ней — поднятый вверх язык. Это напоминает ребенку, что парус «делается» во рту поднятием кончика языка к небному своду.
Для звука щ показываем ребенку, что язык поднимается к верхним резцам и при ротовом выдохе слышится звук, похожий на шипение масла на сковородке, когда жарят котлету. Для звука щ в нижней артикуляции даем указание прижать (спрятать) кончик языка за нижние резцы.
При вызывании звука х предлагаем ребенку как бы погреть озябшие руки при открытом рте. Чаще всего этот прием обеспечивает достаточный результат. В отдельных случаях уточняем артикуляцию звука х и только в крайнем случае во время выдоха зондом отодвигаем язык кзади, нажимая на его кончик вниз.
Итак, программа подготовительного периода работы обеспечивает ребенку формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков (гласных — в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных звуков).
Результаты работы в этом периоде наглядно фиксируются в таблицах 1 и 2.
Основными особенностями этого периода работы являются: ■ 1) параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;
максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков; постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД
Включение голоса при длительном ротовом выдохе; формирование короткого ротового выдоха при реализа ции взрывных согласных звуков; дифференциация короткого и длительного ротового и но сового выдоха при формировании произношения группы сонор ных звуков и аффрикат; формирование мягких звуков.
Основная цель занятий этого периода та же, что и в первом периоде, т. е. формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикулем.
1-й этап. Работа по озвончению фрикативных звуков про-
62
водится до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.
Цель 1-го этапа работы — научить ребенка включать голос при длительном ротовом выдохе.
Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с озвончения согласного ф (ребенок может дифференцировать два речевых звука ф и в). Для определения участия голоса при произнесении звука в ребенку нужно проследить разницу в движении гортани при произнесении глухого звука ф и звонкого в. Для этого используется тактильно-вибрационный контроль. Указательный палец ребенка укладывается на гортань логопеда (над щитовидным лрящом), и логопед демонстрирует, что при выдохе без голоса (при звуке ф) гортань мягкая, а при включении голоса (при звуке в) гортань -напрягается и выдвигается вперед, и это напряжение удерживается в течение всего времени, пока слышен голос. Механизм этого явления в доступной форме объясняется ребенку (это напряжение вызывается тем, что голосовые склад-■■ ки сближаются и выдвигают гортань вперед). Он должен проследить это напряжение на себе (также накладывая указательный палец) и запомнить его.
На этом этапе работы в таблице 2 выделяется еще один раздел: выдох с голосом. Реализация артикулемы фиксируется соответствующей буквой. Это означает, что ребенок должен контролировать свое произношение посредством слуха.
Таким образом, таблица 2 приобретает следующий вид.
Вдох
Выдох без голоса
Выдох с голосом
рисунок рта рисунки артикулем: а) гласных звуковб) глухих согласных зву ков и их буквенное
обозначение буквенное обозначение со ответствующих звуков 2-й этап. На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох.Необходимо обратить внимание ре бенка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи.Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков п, б, т, д, к, г. Подготовительным уп--м,нА-—О'з—и — ы—л у\/ чч1, h1Рис. 20. 63
ражнением к короткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме й, рисунок которой заносится в таблицу 1 после гласных 1-го и 2-го ряда.
Для вызывания звука п ребенок должен подышать на сомкнутые губы так, чтобы выдыхаемая струя воздуха была порывистой, мгновенной и сдвинула ватку с ладони. В тетради занятий зарисовывается схема артикуляции (сомкнутые губы).
Затем фиксируется такой же выдох, но с участием голоса для звука б (контроль за участием голоса тот же).
При вызывании звука т обращается внимание на положение языка за верхними зубами и довольно плотное прижатие его к верхним альвеолам. Активный и порывистый (краткийХ выдох разрывает смычку языка с альвеолами.
Далее проводится озвончение звука г в д.
Звук к вызывается также через показ и описание его артикуляции. Ребенку предлагается поместить и удержать кончик языка у основания подъязычной связки, и, слегка прикрывая рот, делать ротовой выдох. Для более образного изображения этой артикуляции можно объяснить ребенку, что свой язык он должен подогнуть, как кулачок своей руки (ладонью вниз).
При неудаче можно использовать общепринятую методику постановки звука к от звука т.
Затем формируется звук г.
Сформированные звуки постепенно дополняют таблицу 2.
3-й этап работы над согласными звуками — формирование группы соноров — л, р, н, м и аффрикат — ц, ч.
Твердый звук л сложен по артикуляции. Твердость в звуке л появляется при условии достаточного подъема корня языка. Аналогичный подъем образуется при произнесении гласного звука ы, поэтому целесообразно использовать звук ы в качестве опорного при воспитании твердого звука л. Подъем кончика языка вверх и прижатие его за верхними зубами с одновременным произношением звука ы обеспечивает воспитание твердого звука л. Необходимо следить, чтобы соблюдался выдох через рот. (Направление воздушной струи следует проверять по обеим сторонам ротовой полости, так как этот звук смычно-проходной.)
К моменту подготовительных упражнений для звуков ц и р у ребенка уже бывает выработан прочный навык правильного ротового выдоха, и эти звуки можно вызывать по подражанию. Для вызывания звука ц логопед сначала описывает и показывает положение языка, а затем сам произносит звук. При этом первый и второй пальцы ребенка прикладываются к углам рта логопеда, и логопед произносит несколько утрированно звук ц. Ребенок ощущает своей рукой активное отведение углов рта и порывистый, активный выдох. Этот прием почти всегда обеспечивает вызывание звука ц. Можно получить артикуляцию звука ц от звука т. Ребенок многократно произносит звук т
64
|(г-г-г), а логопед в момент проговаривания звука т нарушает ^смычку в срединной части кончика языка, зондом отодвигая его чуть-чуть книзу.
Подготовительные упражнения для звука р можно начинать довольно рано. Это зависит от того, какой путь к вызыванию этого звука логопед сочтет более целесообразным в каждом отдельном случае.
Звук р можно вызывать от звука з в верхней артикуляции или от сочетания дз, проводя шариковым зондом быстро по кончику языка с его нижней стороны.
В. И. Рождественская удачно использует сочетание дзын-дзын как подготовительное упражнение для звука р.
Продуктивным в нашей практике оказался способ вызывания звука р от звука ц.
Как только в речи ребенка появится четкий звук ц, ему предлагается тренироваться в прищелкивании и присасывании языка к небу. При успешности обучения тренируется присасывание языка к небу и удерживание его в этом положении; затем ребенок должен, не отрывая языка от неба, отодвинуть его слегка внутрь по небу и быстро произнести звук ц. При правильном ротовом выдохе этот прием приводит к образованию глухого звука р.
Глухой звук р озвончается (ребенок должен произнести сочетание дз, соблюдая при этом все условия произнесения звука ц). При соблюдении указанных установок этот прием позволяет вызывать звук р без механической помощи.
Звук р можно вызывать также и от звука ж или от сочетания дж.
Звуки минчаще всего бывают не нарушенными. Их можно вписать в таблицу 2, оговорив отсутствие ротового выдоха при их произнесении. Более раннее изучение звуков м и н в речи может принести вред, так как они препятствуют установлению правильного ротового выдоха, особенно на гласных, стоящих после этих звуков.
Заканчивая работу над твердыми звуками, полностью заполняем таблицу 2.
4-й этап — формирование мягких звуков.
К моменту вызывания мягких звуков ребенок уже должен научиться слышать все твердые звуки в своем произношении (в его тетради они записаны буквами). Задачи дальнейшей работы над мягкими звуками заранее объясняются ребенку.
При отсутствии сопутствующих расстройств (тугоухость, глухота, дизартрия и т. д.) вызывание мягких звуков у детей не представляет особых трудностей. Часто они появляются спонтанно. Однако могут возникнуть и затруднения.
Произнесение мягких звуков характеризуется участием в артикуляции средней части спинки языка. Кроме того, твердые и мягкие звуки часто отллчаются степенью напряженности губ.
5 Заказ 410 65
Так, при смягчении звуков нижней артикуляции активизируется (напрягается) нижняя губа, а для верхней — верхняя губа. Это явление и используется при формировании мягких звуков. Особое внимание обращается на активизацию губ (отведение углов рта). Следует обращать внимание на симметричность движений губ.
Мягкие звуки получаются при достаточно полном отведении углов рта в стороны, поэтому ребенку можно продемонстрировать произнесение мягких звуков с несколько утрированным отведением углов рта. Последовательность работы при смягчении уа же, что и для твердых звуков.
Отдельно остановимся на формировании артикуляции звука щ.
Для -воспитания звука щ можно использовать мягкий звук с. При его произнесении производится нажатие на углы рта и механическое выдвижение губ вперед до тех пор, пока вместо звука сь не появится звук щ. Эта артикуляционная позиция закрепляется. В качестве исходной позиции можно использовать артикуляцию звука ш. Внимание ребенка фиксируется на том, что при произнесении звука ш язык уходит далеко вверх, а в данном случае нужно придвинуть язык к верхним альвеолам, губы слегка отвести в стороны и сделать выдох, как при звуке ш. Логопед может регулировать степень отведения углов рта.
Работа над мягкими звуками фиксируется в таблице 3, сопоставляется артикуляция твердых и мягких звуков.
Таблица 3
Вдох
| Выдох без голоса
| Вдох
| Выдох с голосом
| рисунок рта
| ф фь
| рисунок рта
| в вь
| Вызванные звуки автоматизируются на доступном ребенку речевом материале.
Во II периоде проводится активная автоматизация и дифференциация звуков. В процессе обучения правильной речи вводятся элементы обучения грамоте. Особенно важно это при дифференциации звуков и букв, так как это способствует развитию фонематического восприятия и профилактике дисграфий. Многократное повторение изучаемого материала позволяет ребенку овладеть элементами грамоты с наименьшей затратой сил.
Итак, в процессе основного (II) периода работы ребенок овладевает произношением всех звуков речи.
66
В этом периоде используются усложненные таблицы 2 и 3, определяющие последовательность усвоения и дифференциации звуков.
Особенности работы в этом периоде заключаются в следующем:
параллельность в работе над дыханием и артикуляцией; осознанный слуховой контроль ребенка за своим произно шением; введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению грамоте; автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложения, текст); предупреждение дисграфий.
Взаимосвязь звуков при коррекции произношения
В приведенной системе учитывается определенная последовательность работы над звуками:
гласные
|
| а, э, о, ы, у, и
| я, е, е, ю ■
| й
|
|
| чистые
| сочетание
| звук /
|
|
|
| гласных со
|
|
|
|
| звуком /
|
| согласные ф,
| с,
| ш, щ, х
|
|
| твердые п,
| т,
| к, ц, ч
|
|
| в,
| 3,
| t/lts
|
|
| б,
| д,
| г
|
|
| л,
| Р>
| м, н
|
|
| мягкие в том же порядке.
В приведенной системе работы над звуками используются различные опорные (исходные) звуки с учетом индивидуальных возможностей детей.
Цепи опорных звуков можно представить в схемах.
Все звуки можно разделить на 2 группы и соответственно этому изобразить их в двух схемах.
В первой схеме показаны возможности использования опорных звуков в группе гласных и соноров л, р, м, н.
Во второй — представлены все согласные звуки, кроме звуков л, р, м, н.
Исходными для первой группы являются звуки а и э.
От звука а путем выдвигания губ вперед и отодвигания языка назад получаем звук о; еще более сильное выдвижение губ вперед (почти до хоботка) и более глубокое положение языка позволяют нам организовать звук у.
От звука э, сужая ротовую щель при оттягивании углов рта, получаем звук и. От звука и в слогах пи-пи или при произнесении одного звука и, отодвигая губы, получаем звук ы.
Звук л получаем от звука ы, удерживая кончик языка за зубами; звук ль — от звука й, удерживая кончик языка зубами.
5* С7
* О/
От гласных можно получить и звуки м, н, которые характерны носовым звучанием благодаря тому, что мягкое небо при произношении их опущено. При произнесении любого гласного звука и одновременном опускании мягкого неба смыкание губ направит звучащую воздушную струю через нос; корригируя это звучание через тактильное ощущение, получаем звук м, а от звука м, изменив положение органов произношения (кончик языка упирается в верхние резцы), получим звук к.
В соответствии с этим от звука и образуются звуки мь, нь.
ф
Звук й может быть поставлен от звука 36 путем отодвигания языка назад, а также при произношении звука и в слогах аи, ои, при этом звук и должен произноситься короче.
Все изложенное может быть представлено на схеме № 1 (рис. 20) (сплошная линия показывает длительность произнесения, пунктирная— краткость его).
Схема № 2 (рис. 21) состоит из двух разделов: верхнего и нижнего. В верхнем разделе представлены все глухие согласные, в нижнем — все звонкие. "
Рис. 21.
Каждый из этих разделов содержит по 4 горизонтальных ряда. Два верхних включают в себя все глухие р» фрикативные звуки, которые расположены по принципу усложнения артикуляции. Исходные звуки — ф и ф' (в протяжном произнесении). Два других ряда по тому же принципу включают в себя все взрывные глухие звуки; исходными являются звуки ф, ф' в коротком звучании.
В нижнем отделе схемы расположены звонкие согласные с исходными звуками в и в'.
Звуки ф и в и их мягкие пары используются в качестве исходных (опорных) по ряду причин: артикуляция их проста, доступна для зрительного восприятия; при их произношении легко тактильно ощутить воздушную струю; язык при произношении этих звуков находится в относительно пассивном состоянии. Кроме того, артикуляция этих звуков бывает редко нарушенной.
По предложенной схеме можно использовать следующие способы вызывания звуков:
от звука ф (в протяжном произнесении) можно получить:
68
а) звук с при межзубном произнесении, если предложить ребенку произнести звук ф при высунутом языке;
б) звук х — при произнесении звука ф язык механически отодвигается назад. Необходимо следить за правильным откры тием рта;
в) звук ш — организовав подъем кончика языка, показав это на себе или с механической помощью.
Звонкие звуки вызываются аналогично от звука в. От звука с можно получить:
а) устанавливая подъем кончика языка вверх,— звук ш;
б) отодвигая язык назад,— звук х.
От звука с' получаем аналогично х' и щ, перемещая язык несколько кзади путем выдвигания губ вперед (можно с механической помощью).
От звука з аналогично получаем звук ж.
От коротко произносимых звуков ф, ф', в, в'можно получить ряд звуков:
от звука ф: а) при зрительной опоре на артикуля цию или механическим путем освобождая нижнюю губу от со прикосновения с верхними зубами и сближая губы, получаем звук п;
б) произнося многократно утрированно • коротко звук - ф — при высунутом языке, получаем звук т в межзуб ном произношении.
Аналогично от звуков ви в' получаем звонкие звуки
б, б', д, д', в, в'.
Производными от звуков т, т', д, д' являются звуки к, к' г, г', которые вызываются при помощи отодвигания языка назад с нажимом на кончик языка шпателем.
Производным от звука т' является звук ч, который вызывается перемещением языка несколько назад с одновременным выдвиганием губ вперед.
Остальные звуки могут быть вызваны по методике, разработанной Ф. A. Pay.
Итак, в логопедической работе с детьми для вызывания звуков можно использовать различные исходные артикуляции. Таким образом, новая артикуляция подготавливается заранее, что позволяет предотвращать трудности в работе.
В предлагаемой нами последовательности формирования звуков нет общепринятого в логопедии последовательного усвоения звуков по группам свистящих, щипящих, соноров и т. п. Последовательность работы над звуками определяется возможностями развития артикуляционного аппарата ребенка-ринола-лика и предлагает вначале развитие правильного речевого дыхания.
С начала работы над озвончением активизируется и средний отдел речевого аппарата, который на первых этапах занятий находился в пассивном состоянии. ,
69
Так реализуется основная задача логопедической работы при ринолалии — приучить ребенка при произнесении звуков производить ротовой выдох, а не выдыхать носом, что для больного более привычно.
Эта задача подчеркивается в работе постоянно: при упражнениях по воспитанию кинестетических ощущений от органов артикуляции, при работе над артикулемами гласных звуков без голоса, когда ротовой выдох производится длительно (до полного выдоха); при воспитании кинестетических ощущений от артикуляции фрикативных глухих согласных звуков, где сохраняется полный ротовой выдох; при последующем формировании артикулем глухих взрывных звуков с коротким ротовым выдохом.
Результаты фиксируются в таблицах, которые оформляются постепенно. Заполнение их соответствует этапу работы с детьми.
В начале занятий в таблицу заносятся только рисунки — схемы внешней артикуляции звуков без обозначения получающегося звука буквой.
Рисунок внешней артикуляции фрикативного звука дополняется чертой, которая показывает, что упражнение можно делать до полного выдоха.
Рисунок взрывного звука дополняется точкой, которая подсказывает, что происходит выдох мгновенный, взрывной.
Четко сформированный звук фиксируется в таблице буквой. При введении буквенного обозначения внимание ребенка еще раз обращается на особенности произношения фрикативных и взрывных звуков.
Не отработанные ребенком в произношении звуки буквами не обозначаются.
Вызывая гласные и согласные звуки, необходимо направить все внимание ребенка на положение языка и на ротовой выдох, не фиксируя его внимания на звучании. Это отвлекает его от старых динамических стереотипов в артикуляции и позволяет логопеду следить за формированием новой артикулемы. Правильная артикуляция создается у ребенка по зрительному образцу, по описанию и постоянно корригируется в случаях отклонения от нормы.
Сначала необходимо воспитать мышечные ощущения от артикуляции нового звука. Закрепив их в сознании ребенка, можно переходить к воспитанию ощущения звучания (слухового восприятия звука). Введение буквы активизирует слуховой контроль ребенка за своим произношением, служит предупреждению дисграфий.
При формировании звуков следует следить за выполнением артикуляционных упражнений без напряжения и без участия в артикуляции лицевых и мимических мышц.
Выполнение основных требований к проведению занятий с
70
детьми и соблюдение последовательности работы по предлагаемой системе обеспечивает высокую эффективность логопедического воздействия в дооперационном периоде и дает возможность сформировать четкую речь, часто полностью свободную от носового оттенка.
Коррекция развития личности. Речевой дефект при ринола-лии накладывает свой отпечаток на структуру личности больного, поэтому на протяжении всех логопедических занятий большое внимание уделяется коррекции ее развития. Логопед должен дать больному возможность поверить в свои силы, в полезность и эффективность проводимой работы.
С этой целью больного знакомят с магнитофонными записями речи больных до логопедических занятий и после них. Проводится сравнительный анализ звучания речи.
Полезно познакомить больных с лицами, закончившими курс логопедических занятий до и после операции. Взрослым больным важно разъяснить причины их речевого нарушения и возможности логопедической помощи.
В процессе занятий необходимо поощрять успехи больных {особенно детей), поддерживать их высокий эмоциональный тонус. Логопед должен стать как бы участником внутреннего мира больного и помогать ему в решении определенных жизненных вопросов, в отношениях с коллективом и окружающими. Важна также разъяснительная работа логопеда в тех социальных микрогруппах, где живет и общается больной. Подготовка коллектива к новым отношениям с пациентом — одна из задач логопеда.
Оказываемая им помощь должна быть тактичной, незаметной и вместе с тем значимой.
|
|
|