ОУД.01 (б) Русский язык и литература 09.02.03 Программирование. Протокол от 2017 г. Утверждено педагогическим советом
Скачать 0.63 Mb.
|
Раздел 2. Литература | | | |||||||||
Тема 2.2. Литература I половины XX века | | | |||||||||
57 | Литература XX века. Обзор русской литературы первой половины XX века | Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. | Учебник в двух частях Русский язык и литература: Литература под ред. Г.А.Обернихиной. 2 часть. Стр.3-25. Ответить на вопросы 1,4,7. | Т | 1 | 1 | |||||
58 | Жизнь и творчество И.А.Бунина. | Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И.А.Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А.Бунина. Особенности поэтики И.А.Бунина. Проза И.А.Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А.Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А.Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Критики о Бунине (В.Брюсов, Ю.Айхенвальд, З.Шаховская, О.Михайлов) (по выбору преподавателя). | СРС№13. Стр. 26-46. Ответить на вопросы №2, 5,8,10,11. Читать рассказ «Господин из Сан-Франциско» | Т | 1 | 1 | |||||
59 | Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». | Тема любви в творчестве И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. | Стр. 26-46. Ответить на вопросы №12. Анализ рассказа "Чистый понедельник" | ПЗ | 1 | 2 | |||||
60 | А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». | А. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. | СРС№14. Стр.47-55. Ответить на вопросы №1, 8. Читать повесть «Гранатовый браслет» | Т | 1 | 1 | |||||
61 | Спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. | Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. | СРС№14. Стр.47-55. Ответить на вопросы № 7 Анализ повести. | ПЗ | 1 | 2 | |||||
62 | М. Горький. Жизнь и творчество. | Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. | СРС№12. Стр.105-124 Ответить на вопросы №1, 2,3 | Т | 1 | 1 | |||||
63 | Романтические произведения («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.) | Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. | СРС№12. Стр.105-124 Ответить на вопросы № 4,6,7. Читать рассказы | Т | 1 | 1 | |||||
64 | Антитеза как основа композиции рассказа «Старуха Изергиль» | Рассказ «Старуха Изергиль». Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. | Сравнительная характеристика Данко и Лары. | ПЗ | 1 | 2 | |||||
65 | М. Горький и Художественный театр. Пьеса «На дне» - социально-философская драма. | Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. | Читать пьесу «На дне» СРС№12. Стр.105-124 Ответить на вопросы № 8 | Т | 1 | 1 | |||||
66 | Прошлое, настоящее и будущее героев драмы "На дне" | Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. | Характеристика героев | Т | 1 | 1 | |||||
67 | Три правды в пьесе и их драматическое столкновение | Правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). | Составить ситуационную задачу. | ПЗ | 1 | 2 | |||||
68 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. | Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева. | Стр.58-73 Ответить на вопросы № 1, 4, 6, 8 | Т | 1 | 1 | |||||
69 | Особенности символизма. Творчество А.Блока. | Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Сведения из биографии А.Блока (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. | СРС№15. Стр. 74-104 Читать стихотворения. | Т | 1 | 1 | |||||
70 | Раннее творчество А.А.Ахматовой. Акмеизм. | Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. | СРС№16. Стр. 74-104 Выразительное чтение стихотворений. | Т | 1 | 1 | |||||
71 | Лирика М.И.Цветаевой. | Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое — птица в руке…», «Тоска по родине! Давно…», «Есть счастливцы и есть счастливицы…», «Хвала богатым». | СРС№19. Стр. 74-104 Выразительное чтение стихотворений | Т | 1 | 1 | |||||
72 | Особенности футуризма. Творчество В.Маяковского | Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В.Маяковский, В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак). Сведения из биографии В.В.Маяковского (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой». | СРС№17. Стр. 74-104 Читать стихотворения. | Т | 1 | 1 | |||||
73 | Крестьянские поэты. Творчество С.А.Есенина. | Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А.Клюева, С.А.Есенина. Сведения из биографии С.А.Есенина (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». | СРС№18. Стр. 74-104 Читать стихотворения. | ПЗ | 1 | 2 | |||||
Тема 2.3. Литературный процесс 20-40-х годов. | | ||||||||||
74 | М.А. Шолохов Отражение событий гражданской войны в «Донских рассказах». | Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова. | СРС№20. Стр.299-312 Ответить на вопросы №2 | Т | 1 | 1 | |||||
75 | Суровая правда времени в «Донских рассказах». | Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. | Анализ рассказа (по выбору) | ПЗ | 1 | 1 | |||||
76 | «Тихий Дон». Идейно-художественное своеобразие. | Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. | Стр.299-312 Ответить на вопросы №3,6,7,8,9. | Т | 1 | 1 | |||||
77 | Викторина по творчеству М. Шолохова. | Особенности рассказов М.А.Шолохова. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве М. Булгакова. | ТК | 1 | 2 | |||||
78 | М.А.Булгаков. Творчество. | Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». | Стр.280-290 Ответить на вопросы № 1. Письменное рассуждение «Булгаков: писатель и человек». | Т | 1 | 1 | |||||
79 | Особенности романа «Мастер и Маргарита». | Роман «Мастер и Маргарита. История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. | СРС№22. Стр.280-290 Составить опорный конспект | Т | 1 | 1 | |||||
80 | Москва и москвичи 30-х годов в романе. Свита Воланда. | Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. | СРС№22. Стр.280-290 Ответить на вопросы № 3,4. Перечитать «московские» главы | Т | 1 | 1 | |||||
81 | Философская линия романа. | Библейские мотивы и образы в романе. | Заполнить таблицу: отличие Иешуа от Иисуса Христа | Т | 1 | 1 | |||||
82 | Образ Понтия Пилата и Га-Ноцри Иешуа. | Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. | Гл.2 (читать). Подготовить сообщение об истории любви Мастера и Маргариты. | ПЗ | 1 | 2 | |||||
83 | Любовь и творчество в романе. | Изображение любви как высшей духовной ценности. | Стр. 290. Ответить на вопросы № 14 | Т | 1 | 1 | |||||
84 | Образ Мастера и Маргариты. | Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. | Сообщение: Образы Мастера и Маргариты. | Т | 1 | 1 | |||||
85 | Творческая работа. Сочинение-миниатюра. | Работа с текстом | Написать сочинение | РР | 1 | 3 | |||||
2 семестр – 110 часов | |||||||||||
|