Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфликты противоречия с собой

  • Конфликты сосуществования и взаимодействия с другими людьми

  • Конфликты делигематизации

  • 6.2.2. Типы социальных конфликтов

  • Социальные

  • 1. Конфликты, в подоплёке которых лежит очерчивание сфер

  • 2. Конфликты, в подоплёке которых находятся нарушения или

  • 4. Конфликты-битвы за «место под Солнцем»

  • Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюр. Протокол 10 от 16 апреля 2018) Москва 2018 удк 005. 57 (075) ббк 60. 84я73 Резензенты


    Скачать 3.03 Mb.
    НазваниеПротокол 10 от 16 апреля 2018) Москва 2018 удк 005. 57 (075) ббк 60. 84я73 Резензенты
    Дата13.03.2022
    Размер3.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБольшунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюр.pdf
    ТипПротокол
    #394139
    страница13 из 22
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22
    фрактальный характер. Понятие фрактала(лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) означает множество, обладающее свойством самоподобия.
    Фрактал представляет собой объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и его части. В качестве наглядного образа можно привести фрактальную форму качана капусты сорта Романеско.
    1
    Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. — М.: Праксис, 2010. С. 160

    Фрактальный характер социальных конфликтов выражается в том, что они воспроизводятся во всё более малых масштабах. Общественные и социальные отношения, генерирующие конфликты, особенным образом воспроизводятся в масштабах стран, регионов, городов, поселений, трудовых и учебных коллективов, вплоть до семей.
    Фрактальность реализуется в логике общее

    особенное

    единичное, и этим фрактальным воспроизводством конфликтогенных общественных отношений порождается множество особенных
    конфликтных
    ситуаций.
    Общее воспроизводится в особенных обстоятельствах этой конкретно страны, этого региона, города, коллектива, вследствие чего облекается в форму особенного и частного конфликта. В отличие от особенного и частного, единичное – как всеобщее, развернутое, раскрытое особенным образом – характеризуется общезначимостью, что задолго до научных исследований конфликтологии было выражено в художественном видении мира. «Каждая несчастливая семья несчастлива по- своему», – начинает Л.Н.Толстой роман «Анна Каренина». Далее он через призму особенных отношений частных лиц, персонажей романа, показывает ту суть, тот смысл этой «несчастливости», которая делает его произведение, а вместе с ним отношения этих частных лиц, выражающим сокровенный человеческий смысл этих отношений. Соответственно, роман и описанные в нём события приобретают значение исключительного (единичного) и, одновременно, общезначимого явления человеческой жизни, культуры.
    Понимание логики развёртывания социального конфликта (общее  особенное  единичное) имеет огромное значение для подходов к его устранению, решению. Строго говоря, социальный конфликт может быть решён только в том случае, если он раскрыт как единичное.
    Вследствие развертывания в логике «общее  особенное» конфликт локализуется, его подоплека теряется. Кажется, будто речь идёт о частных проблемах, частных отношениях частных лиц. Возникает соблазн локального решения конфликта, например, посредством психологической коррекции
    поведения участников конфликта. Конечно, «психология», «личность» – это ресурсы, которыми люди располагают в конфликтных ситуациях. Но если конфликт социальный и существует и воспроизводится в логике фрактала, то он не имеет локального решения. Источник конфликта при его локальном решении не устраняется. Например, станет ли победа над ИГИЛ в Сирии,
    (запрещённая в РФ организация) устранением исламского фундаментализма и терроризма? Конечно, нет. ИГИЛ, или само или в форме своих наследников, возродится в другом месте – Афганистане или Ливии, или
    Тунисе, или где-нибудь еще. Превратившись в «партизанское государство», существующее на территориях других стран. Более того, спецслужбы различных стран ожидают роста террористических угроз в Европе, США,
    России, даже Китае.
    Проявляются ли эти характеристики социальных конфликтов в конфликтах в сфере деловых коммуникаций? На наш взгляд, проявляются.
    Конфликты противоречия с собой,являясь внутриличностными конфликтами, проявляются во всех сферах деятельности человека, когда возникает коллизия между требованием сообщества, в которое он включен, и его внутренними побуждениями.
    Конфликты сосуществования и взаимодействия с другими людьми в полной мере проявляются везде, где отношения между ними построены по иерархическому принципу, в том числе и в сфере деловых отношений.
    Деловые коммуникации носят социально-ролевой характер, а участники коммуникаций действуют в пределах своих ролей. Социальная роль это своеобразная маска, которая представляет человека лишь частично.
    Некоторые участники деловых коммуникаций настолько входят в роль, что забывают, что пребывают в ней только в определенных границах. В первую очередь это касается руководителей и подчиненных.
    Конфликты делигематизации также в той или иной степени присущи деловым коммуникациям, для реализации которых должно существовать доверие к институтам, и системам власти.

    Фрактальный характерсоциальных конфликтов присущ и конфликтам в деловых коммуникациях. В том случае, когда не устранена причина конфликта, он, при соответствующих условиях будет вновь и вновь воспроизводится. Конфликтные действия с вышестоящих уровней имеют свойство переноситься на нижестоящие уровни.
    6.2.2. Типы социальных конфликтов
    Социальные конфликты многообразны по своим источникам
    «общественным подоплёкам», прежде всего, коммуникативным.
    Ключевым понятием для классификации социальных конфликтов является социальная напряженность, т.е. такое состояние социальной системы, содержание которой составляет процесс возникновения и развития противоречивости отношений, интересов, действий людей, социальных групп и институтов, общества. Необходимым условием напряженности выступает социальное противоречие.
    Социальные
    противоречия

    это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития, прежде всего, социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития, в интересах и целях.
    К источникам социальных конфликтов относятся очерчивание сфер присутствия, несовпадения или нарушения фреймов, различия между видами людей (включая гендерные конфликты) различия интересов, притязания на общий жизненный мир и др. Рассмотрим их более подробно.
    1. Конфликты, в подоплёке которых лежит очерчивание сфер
    присутствия. «Вторжение».
    Людям свойственно очерчивать границы, делящие мир на своих/других/чужих, моё/наше/чужое, мы/они, а также типа
    дозволенное/недозволенное, частное/публичное и т.п.
    1
    В деловых и производственных отношениях границами очерчиваются сферы влияния, интересов, контроля, компетенции, ответственности, полномочий. В производственных отношениях эти сферы нормируются, описываются должностными инструкциями. В деловых отношениях, например, отношениях предпринимателей, они являются объектом конкурентной борьбы, переговоров. Конфликт в организационно-производственной сфере, подоплекой которого является пересмотр границ, идентифицируется как намерение ограничить в полномочиях, лишить влияния, «подсидеть» и т.п.
    В собственно деловых отношениях конфликт является трансформаций конкурентных отношений, происходящих тогда, когда они «выходят за границу дозволенного», за границы деловой этики, куда относятся нечестная конкуренция, пренебрежение обязательствами, прямой обман, и т.д.
    Существенно, что конфликтность ситуации и в производственных отношениях обосновывается отсылкой к императивам нравственного характера, предполагается, что какая-либо из конфликтующих сторон действует непорядочно, например, «подсиживает», интригует, провоцирует,
    «давит», «перехватывает инициативу» и т.п. В производственных отношениях конфликты этого типа являются едва ли не самыми распространёнными и «бурными».
    2. Конфликты, в подоплёке которых находятся нарушения или
    несовпадения фреймов.
    Социальные действия всегда заключены в формы, рамки, правила, позволяющие их опознавать, интерпретировать и устанавливать их уместность. И.Гофман называет эти формы фреймами (англ. frame — рамка; производное framing — обрамление)
    2
    Действие, укладывающееся в фрейм, воспринимается нами как «нормальное» и осмысленное. Действие,
    1
    См.: Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов»
    /
    Социология социального пространства. - М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб.: Алетейя, 2007. С. 14-48.
    2
    Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. – М.: Институт социологии РАН,
    2003.С.. 81
    выходящее за рамки, установленные фреймом, воспринимается как бессмысленное, неуместное, вызывающее, раздражающее и т.п. Можно выделить разнообразные конфликтогенные случаи нарушения фреймов или несовпадения фреймов, используемых людьми.
    Наиболее наглядный пример – стритрейсерство, гонки на дорогах, которые наглядно демонстрирует пренебрежением фреймами «золотой молодежью».
    Вся страна следит за развитием конфликта правоохранительных органов с «стритрейсершей Марой», и это один из редких случаев, когда большинство зрителей на стороне полиции. Чем объясняется внимание общества к этой ситуации? Тем, что дети богатых родителей нарушают нормы не из лихачества, а нарочито – доказывают своё
    «право» жить без оглядки на общество, на законы и правила. И в таком значении стритрейсерство – это пренебрежение людьми и, даже, объявление войны обществу. Для миллионов людей разборки с стритрейсерами приобретают принципиальный характер вопроса, в какой стране нам жить.
    Различия фреймов могут неблагоприятно отразиться на взаимопонимании в деловых отношениях. В переговорах, участниками которых являются представители разных этносов, возможна такая ситуация, когда поведение другой стороны может быть воспринято как неприемлемое и т.д.
    В целом «конфликты фреймов» не являются специфическими для деловых коммуникаций, но могут приводить к трениям внутри коллективов, взаимному недопониманию, недомолвкам и т.п.
    3. Гендерные конфликты
    Мужчины и женщины – древнейшие виды людей
    1
    . Они имеют самую длительную историю коэволюции и коадаптации. Казалось бы, здесь сложились институты и практики взаимоотношений, фреймы и пр., исключающие возможность глобального конфликта. Но эпохой постмодерн
    1
    Образ мужчин и женщин как различных видов людей прочно вошёл в литературу модерн и постмодерн. В качестве примера можно привести книгу Джона Грэй «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Любой читатель, заглянув в Интернет, без труда найдет множество инсинуаций на тему войны полов, восстания женщин и т.п.
    поставлен под вопрос весь уклад сосуществования мужчин и женщин, запущен процесс пересмотра основ этого сосуществования. Свидетельством этому является приобретающая всё более драматичные формы борьба с сексизмом в США, признание на законодательном уровне существования
    «третьего пола» в странах Европы, признание в качестве общечеловеческих различных специфических прав сексуальных меньшинств, легализация операций по смене пола и т.п. Россию эти «новации» пока почти не затронули и, дай Бог, не затронут, по крайней мере, в тех радиальных формах, которые мы наблюдаем на Западе. Но и у нас положение и роли женщин в общественных и деловых отношениях меняется. На предприятиях огромное число мужчин находится в подчинении у женщин. Среди женщин появились «олигархи». Многие жены зарабатывают больше мужей и являются «кормильцами» семей. Современной деловой женщине представляется естественным содержать себя, располагать экономической независимостью. Мужчинам пришлось привыкнуть к деловым переговорам с женщинами, а ещё в 90-ых годах такие переговоры вызывали ухмылки, к женскому контингенту в традиционно мужских профессиях.
    С другой стороны, мы являемся свидетелями феминизации мужчин и в целом дефицитов традиционной мужской идентичности. «Пересмотр основ» сосуществования мужчин и женщин ведёт к утрате мужчинами традиционных социальных ниш и ролей, что чревато конфликтами.
    4. Конфликты-битвы за «место под Солнцем»
    Конфликты-битвы разворачиваются за места, статусы в социальных иерархиях. Н.Смелзер считает, что это конфликты «по поводу вознаграждений», доступ к которым даёт власть.
    1
    Это не совсем так. Власть, а конфликты за место в иерархии чаще всего являются борьбой за власть, не только средство приобретения доступа к вознаграждениям, но и
    «самоценность». Т.е. она имеет свой «сакральный» смысл, не поглощаемый её прагматическими последствиями. Этот смысл состоит в «приватизации
    1
    Смелзер Н.Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994.
    8361.ru

    6sem/books/Smelser-Sotsiologiya.doc

    человечности», форм и способов бытия людьми. Тот, кто на вершине
    «пирамиды власти», всегда «больше человек», чем остальные. Он, конечно, тем самым, получает доступ к условиям собственно человеческого существования, к благам. Но власть, прежде всего, сама способ бытия человеком, «непосредственное благо», ибо быть человеком – главное из благ.
    Другое дело, что этот способ ведёт к деформациям человечности, к её
    «превращенным формам», потому что забота о себе как человеке трансформируется в заботу о власти как условию и основанию своей человечности. Но это не отменяет сакрального смысла власти.
    «Хорошая» социальная система «вводит в игру» субъектность участвующих в ней лиц, т.е. возможность распорядиться обстоятельствами своей жизни, работы, и жизнью в целом. Это выражается, например, в доступе к процессам принятия решений, к обсуждению затрагивающих людей вопросов и т.п. Если система ограничивает человека в субъектности, он не чувствует себя хозяином своей судьбы, хозяином самому себе. Это неизбежно ведёт к тем дефицитам смысла, которые запускают процессы делегитимации системы, которая пытается распорядиться человеком, его жизнью, будь то государство, трудовой коллектив или семья.
    Таким образом, подоплёка битв за место «под Солнцем» может быть различной. Соответственно, прежде попыток урегулирования такого рода конфликтов,
    необходимо разобраться, о чём, конкретно, идёт речь. Люди склонны упрощать ситуацию и ложно интерпретировать эти конфликты как посягательства на власть. Но значительно чаще люди добиваются не власти, а субъектности, возможности проявить свою индивидуальность; они ищут преодоления дефицитов смысла. Они «ищут Солнца», а не власти и привилегий. Такое понимание конфликтов этого типа является важнейшей предпосылкой их урегулирования.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


    написать администратору сайта