Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Конфликты с системой и институтами

  • 7. Конфликты верификации человечности

  • 9. Притязания на жизненный мир как предмет конфликта

  • Цивилизационные формы профилактики, предотвращения и

  • 6.2.3. Исторические формы предупреждения и урегулирования социальных конфликтов. Коммунитас

  • Смеховая и дионисийская культура, «оборачивание» (притчи)

  • Переговоры и договоры

  • «Трубка мира» (сакрализация мира и прочных отношений)

  • Легитимация («великие рассказы», нарративы)

  • Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюр. Протокол 10 от 16 апреля 2018) Москва 2018 удк 005. 57 (075) ббк 60. 84я73 Резензенты


    Скачать 3.03 Mb.
    НазваниеПротокол 10 от 16 апреля 2018) Москва 2018 удк 005. 57 (075) ббк 60. 84я73 Резензенты
    Дата13.03.2022
    Размер3.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБольшунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюр.pdf
    ТипПротокол
    #394139
    страница14 из 22
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22
    5. Конфликты интересов.
    Предметом интересов являются:
     непосредственно условия существования людьми (блага);

     условия, опосредствующие доступ к благам (собственность, капитал, власть, контроль над ситуацией, «хорошая профессия», образование и т п.).
    И сами блага, и средства доступа к ним являются объектом безжалостной конкуренции между людьми: ведь это вопрос о том, кому из них быть вполне людьми, а кому «недочеловеками». К.Маркс понимал, что коммунизм возможен только в том случае, если будет реализован принцип
    «каждому по потребностям». Ф.Энгельс, рассуждая о преодолении такого порока, как воровство, писал, что эта проблема будет решена не посредством воспитания людей, а только тогда, когда воровство утратит смысл, потому что каждый сможет, не воруя, брать по потребности.
    Поскольку же мы находимся в ситуации дефицита благ, одни неизбежно будут решать проблему условий своего бытия людьми за счет других.
    1
    Более того, люди, добравшиеся до средств привилегированного доступа к благам, как правило, вступают в специфические отношения типа collusion (негласный, даже не проговариваемый сговор). Например, парламентарии всех стран очень неохотно снимают депутатскую неприкосновенность с кого-либо из «своих». Они могут находиться друг с другом в острейшей конкуренции и ненавидеть друг друга, но принцип
    «своих не сдаём» – это «святое». Понятно почему: если не следовать этому негласному правилу, солидарность элит будет подорвана, и они не смогут противостоять «массам».
    Разбираясь в ситуации в стране, городе, на предприятии, всегда очень важно понимать, в чём именно состоит collusion истеблишмента, национальных и местных элит, привилегированного слоя сотрудников предприятия. Потому что, как бы ни печально было это осознавать, именно этим «сговором» обеспечивается прочность существующей системы, наличие рамок, за которыми начинается то, что субъективно оценивается как
    1
    Причиной тому является ограниченность биоэкологических ресурсов Земли: она не в состоянии удовлетворить всех.

    «непорядочность»; за этими рамками начинается конфликтный хаос,«война всех против всех».
    Понятно, что и в рамках collusion есть поля для конфликтов. Но в рамках collusion конфликты развертываются в формах, которые признаются социально приемлемыми. Например, конфликтующие стороны компромата в правоохранительные органы не сдают, руки друг другу подают, фреймам вежливости следуют и т.п.
    Современной конфликтологии свойственен своеобразный редукционизм: стремление найти интересы в основании любого конфликта.
    Однако существует масса ситуаций, в которых интересы образуют
    «поверхность» конфликта, а их глубинные основания остаются в тени. Эти основания лишь искаженно и ограниченно обнаруживают себя в интересах.
    Поэтому часто, полагая, что «соль конфликта» в интересах, мы совершаем роковые ошибки, становимся добычей наивных заблуждений.
    6. Конфликты с системой и институтами
    О конфликтах с системами, подоплёка которых лежит в делегитимации систем, вызванной дефицитом смысла, достаточно сказано выше. Ниже остановимся на характеристике таких конфликтов с системой и институтами, как: конфликты верификации человечности, ролевые конфликты и конфликты притязаний.
    7. Конфликты верификации человечности
    Важнейшей функцией социальных отношений и социальных систем в целом является подтверждение, признание (верификация) человечности участвующих в них индивидов. Принять в круг друзей – значит признать человеком. Статусы, репутация и т.п. – всё это маркеры качества человечности, «меры человечности». Соответственно, отвергая дружбу, любовь, притязания человека на статус и т.п., мы отказываем ему в человечности. Мы, например, говорим, что он человек не нашего круга. Но этим подразумевается, что «вполне людьми» являются люди «нашего круга», а этот «не дотягивает», «не берёт планку». Мы, как минимум, ставим под
    вопрос его человечность. Если индивид систематически не получает признания своей человечности, он чувствует себя изгоем, в отношении которого применяется что-то вроде социального остракизма
    1
    – изгнания из социальной системы, социальных отношений. Понятно, что индивид, систематически не получающий подтверждения своей человечности, вступает в конфликтные отношения с обществом. С другой стороны, тот, кто вследствие снобизма, основанного на своём экономическом и общественном положении, отказывает в человечности тем, кто не соответствует этому положению, сам может оказаться в конфликтных отношениях с обществом.
    Например, К.Собчак в 2000 году публично назвала население России
    «генетическим отрепьем» и «быдлом». Она не скрывала, что «мерой человечности» для неё является благосостояние индивида, хотя и объясняла это откровенными глупостями типа того, что у богатых есть время читать
    Достоевского, а бедные в поте лица добывают хлеб насущный … .
    Впоследствии она неоднократно высказывалась в том же духе, а в 2017 году в постах из Бутана ничтоже сумнящеся писала, что наконец-то попала в страну, где нет «нищебродов». Это, впрочем, нисколько не помешало
    «главной светской львице осенью 2017 выдвинуть себя в кандидаты на должность Президента страны «генетического отрепья».
    Там, где есть расслоение общества, такого рода конфликты неизбежны.
    В подоплёке их находится формирование различающихся в слоях общества
    «мер человечности».
    8. Ролевые конфликты
    Социальная роль – способ, форма участия человека в социальных отношениях. Когда человек играет роль, «он превращается в персонаж драмы, которую написало общество»; роль это своего рода выход на сцену жизни в том ли ином облике, качестве.
    2
    Особенность социальных ролей в том, что их фреймы, в отличие от должностей, профессиональных ролей, не
    1
    В Древней Греции остракизм – процедура изгнания человека из общины (полиса). Подобная процедура существовала у многих древних этносов и означала исключение индивида из рода людей. В широком нарицательном смысле остракизм - презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества.
    2
    Дарендорф Р. Тропы из утопии. – М.: Праксис, 2002. – 536 с., с. 197, 191
    являются «жесткими», не включают в себя безусловных предписаний, они могут играться «свободно», «индивидуально». Социальная роль – это один из основных способов, которым социальная система вводит в игру индивидуальность.
    Поэтому, во-первых, могут возникать конфликты человека с самой ролью. Человеку не удаётся так переформировать роль, чтобы она стала
    «местом его бытия собой», способом артикуляции своей индивидуальности.
    Например, попав в трудовой коллектив, человек может ощущать, что от него ждут различных ролей, которые ему неуютны. От него ждут «выхода на сцену» в какой-то соответствующей образу жизни коллектива роли, и эти роли могут быть ему «не по душе».
    Во-вторых, нередко возникают конфликты между ролями, которые играет человек. Типичными являются конфликты между семьей и работой, требующими от людей разных ролевых амплуа. Работодатель требует самоотдачи (роль трудоголика), преданности компании (трансформации должности и работы в социальную роль) и т.п., что не оставляет места для семьи. Характерно, что, по свидетельствам сотрудником хосписов, чаще всего в последние часы и минуты перед смертью люди сожалеют, что недостаточно уделяли время семье, детям, жене (мужу), что работа лишила их жизни. Характерно, что и современная молодежь на пороге взрослой жизни склонна выбирать профессии, которые оставят время для семьи и развлечений.
    В-третьих, источником конфликта могут стать притязания нескольких людей на одну роль в коллективе, группе. Если два человека претендуют на роль лидера, например, в учебной группе, между ними почти неизбежен конфликт, в который будут втянуты их группы поддержки. Конечно, такой конфликт может разворачиваться в социально приемлемых формах, как своего рода соревнование – кто лучше учится, кто более активен и инициативен, кто лучший коммуникатор и т.д. Аналогично, конфликт может возникнуть из притязаний на роль «души компании». В этих случаях
    конфликт возникает именно потому, что роль вводит в игру индивидуальность и в отношении тех ролей, которые прочно ассоциируются с индивидуальностью. Лидерство, например, это индивидуальность или свидетельство индивидуальности.
    В-четвертых, роли, или ролевые амплуа, участников группы могут не
    «стыковаться». Люди могут хотеть «играть в разные игры», и отношения, в которых они находятся, могут препятствовать тем или иным играм. В сущности, имея в виду, что роль превращает человека в персонаж драмы, написанной обществом, любая группа всегда решает вопрос, «во что будем играть». Университет, факультет, фирма, располагающая фирменным корпоративным стилем, предлагает сотрудникам определенную игру, и эта игра может отторгать ролевые амплуа части сотрудников. Если организация не располагает продуманным фирменным стилем, коллектив «сам решит», в какие игры играть.
    9. Притязания на жизненный мир как предмет конфликта
    В глубокой подоплёке конфликтов лежат притязания людей на жизненный мир – такое его устройство, которое позволяет разным видам людей быть в этом мире «самими собой», т.е. «вполне людьми», самореализующими себя в «полноте человечности». В конечном итоге, это значит, что мир должен быть приведён в соответствие с значимыми для видов людей жизненными смыслами. Мир должен «светиться смыслом». В конечном итоге, люди «захватывают власть», «проводят границы», сражаются за статусы в иных иерархиях и места под Солнцем, за роли и игры для того, чтобы обеспечить для себя (и своего вида людей) это «свечение».
    1
    Они создают в этих целях пантеоны богов и героев, системы взглядов и ценностей (идеологии), отчаянно спорят, устраивают перевороты и революции, воюют, впадают в религиозный фундаментализм и т.п. Они
    1
    Метафора света является основополагающей во всех цивилизациях. Бог есть свет: «И в нём была жизнь, и жизнь была свет человеков; свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан. 1, 4-5).
    решают проблему осмысленности жизненного мира и своего существования в этом мире для себя.
    Цивилизационные формы профилактики, предотвращения и
    урегулирования конфликтов.
    Поскольку в социальных конфликтах речь идёт о самом существовании социальных систем, исторически были выработаны многообразные способы, социальные практики, формы защиты от конфликтов, их профилактики, предотвращения и урегулирования. Рассмотрим некоторые, наиболее важные из них с точки зрения выстраивания коммуникаций. К ним относятся: институты коммунитас, смеховые и дионисийкие практики, переговоры и договоры, практики легитимации и дарения, совещательные практики, интеграция частных интересов в общественные, игры и искусство, и другие практики.
    6.2.3. Исторические формы предупреждения и урегулирования
    социальных конфликтов.
    Коммунитас
    Термин «коммунитас» был введен Тернером.
    Коммунитас можно определить как «гомогенное, неструктурированное состояние некоторой группы, которое определяется многообразными связями между конкретными историческими личностями, не разделенными по ролям и статусам; границы такой группы в идеале совпадают с границами рода человеческого».
    1
    В коммунитас между людьми существует родовая связь и обусловленное ею чувство «принадлежности к человечеству».
    В истории культуры коммунитас реализовывалось в форме ритуалов и празднеств, в которых стирались все социальные различия между его участниками: римские карнавалы, древнерусские ярилины, всевозможные карнавалы.
    Отношения коммунитас поддерживались религиями. Напомним послание апостола Павла к галатам» «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба,
    1
    Человек среди людей.
    http://azps.ru/articles/soc/soc167.html

    ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе
    Иисусе. Просветленные Духом едины в Боге» (Гал 3:28). На первом плане в христианстве стояла любовь: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1-е Иоан. 4, 11). Впрочем, и в ритуалах коммунитас «любовь», но не братская, а плотская играла важную роль. На Руси существовала даже специальная категория «ярилиных детей». Любовь является отношением, в которых мы находим друг друга как люди, как Я и Ты. И с Богом не разговаривают на Вы.
    Ритуалы и институты коммунитас играли свою роль в культуре вплоть до начала XX века, в котором происходит их девальвация и деградация.
    К.Ясперс в работе «Духовная ситуация времени» связывает начало века с господством «аппарата» над жизнью, предвещает возникновение тоталитарных систем. Дух коммунитас отторгается и «буржуазной респектабельностью». Ответом на девальвацию и элиминацию традиционных форм коммунитас стало движение хиппи, положившее начало множеству молодёжных субкультур и имевшее смысл уже не профилактики конфликтов, а альтернативы существующему миру. Дело в том, что сегодня практики коммунитас не интегрированы в общественно-политические и социально- экономические системы, ведут параллельное им существование.
    В редуцированной форме коммунитас представлены в корпоративных праздниках.
    Смеховая и дионисийская культура, «оборачивание» (притчи)
    Близкими к коммунитас являлись практики и институты «смеховой» и дионисийской культуры. Самым известным примером смеховой культуры является скоморошничество – бродячие актёры, высмеивавшие в своих постановках спесь, алчность и прочие пороки господствующих классов.
    Огромную роль в смеховой культуре играет «оборачивание» - способ показать людям, каковы они на самом деле. Именно показать, а не рассказать: вроде как выставить зеркало, заглянув в которое, человек увидит не своё благородное лицо, а рожу, выдающую его суть. Такие зеркала
    создавались приёмами уличного искусства, но не только. Огромное количество притч являются по предназначению зеркалами (а притчами говорили Христос, Будда, суфии и пр.). В приведённом выше примере конфликта между молодым специалистом и скандальной старожилкой организации, специалист-психолог воспользовался приёмом оборачивания ситуации.
    Сегодня на место традиционного уличного искусства заступили акционизм, перфоманс, эвент и т.д. Но, как и в случае с коммунитас, они служат не столько целям профилактики конфликтов, сколько провоцирования их, носят эпатажный и антисистемный характер.
    Родственными смеховым являются практики, так называемой
    дионисийской культуры. Дионис - древний бог, в свите Диониса состоят сатиры (люди-животные) и ряженные («рожи»). Основными донисийскими культам были вакханалии и дионисийские игры, на которых в отличие от олимпийских игр состязались в всяческих глупостях и чудачествах, например, в прыгании на одной ноге. Наградой здесь был не лавровый венец, а мех вина. Греческая комедия возникла из иронического гротеска, свойственного дионисийским мистериям.
    Когда стороны конфликта предлагают для примирения «выпить»,
    «накрыть стол», когда они переосмысляют конфликт как «соревнование в глупости», они апеллируют к практикам дионисийской традиции.
    Переговоры и договоры
    Переговоры – это поиски компромисса в форме выстраивания эффективных коммуникаций. Люди издревле усвоили, что для урегулирования конфликтов надо разговаривать, договариваться, скреплять договорённости клятвами и обязательствами, брать на себя ответственность за исполнение договоров. Переговоры как способ урегулирования конфликтов играли и играют огромную роль в современной культуре.
    Рассмотрим роль переговоров в урегулировании конфликтов в историческом аспекте.

    «Трубка мира» (сакрализация мира и прочных отношений)
    Речь идёт о переговорах, которые ведутся «в присутствии богов», и результаты которых получают сакральный смысл. Трубка мира, обмен кровью (братание) и т.п. – всё это формы сакрализации, освящения достигнутых решений, суть которых в установлении прочных отношений между конфликтующими сторонами (например, братских отношений).
    Гарантам в этих отношениях являются боги, и нарушения соглашений приобретает смысл богоотступничества, клятвопреступления.
    Конечно, в нашем циничном мире сакрализация соглашений в прямом смысле слова невозможна. Но когда человек ставит на кон свою честь, совесть, голову, клянётся на Библии т.п., он апеллирует к этой традиции.
    Легитимация («великие рассказы», нарративы)
    Здесь легитимацией мы будем называть действия, посредством которых что-либо выводится из поля потенциально конфликтных отношений, возводится в ранг неоспоримого. Например, царствующая династия выводится из поля борьбы за власть посредством «миропомазания», вручения каких-либо сакральных символов власти т.п. Основным средством легитимации в традиционных культурах были «великие рассказы»,
    «метарассказы», задействующие великих героев, великие события, великие опасности, великие цели.
    1
    «Великие рассказы» не обязательно апеллировали к сакральным символом. Например, в «Летописи временных лет» нет истории о миропомазании Рюрика, здесь легитимация осуществляется рассказом о призвании общим решением варягов, именуемых русью
    (впрочем, рассказ строится так, что включает это событие в цепь, ведущую происхождение от библейских событий).
    Династия
    Романовых легитимируется решением «Совета всея земли Росьской» (Собора), которое вписано в контекст «великих событий». Когда «великие события и герои», имевшие привкус сакральности, вышли из употребления, легитимация
    1
    См.: Лиотар Ж. -Ф. Состояние постмодерна/Пер, с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. https://docviewer.yandex.ru/view/36120159/
    осуществлялась посредством апелляций к Истине, Правде, Совершенству. Но сейчас и это невозможно.
    Дарение (потлач)
    Потлач (дарение) – ритуал, трансформирующий соперничество в состязательный обмен дарами,
    1
    сформировался у индейских племен Северное
    Америки. Потлач представлял своего рода войну за максимальное влияние и авторитет, в которой вместо обычного оружия использовалось имущество и материальные ценности, принадлежавшие племени. Сегодня это выглядело бы так, что конфликтующие стороны соревнуются в великодушии. В наш чёрствый век это маловероятно, но ещё в XIX веке входило в неписаный кодекс аристократического поведения, являлось свидетельством благородства духа. «Обмен подарками обладает непосредственной силой воздействия, это принудительный акт: принять от какого-либо человека подарок, значит связать себя с ним».
    2
    Впрочем, и сегодня преждевременно утверждать, что этот способ предупреждения и урегулирования конфликтов утратил силу. Очевидно, что подарки являются важным инструментом поддержания и налаживания «добрых отношений», позволяет избежать многих конфликтов в сфере деловых отношений, где выбор подарка и его стоимость ограничены административными и этикетными правилами.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22


    написать администратору сайта