Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды психологической помощи в зависимости от динамики процесса изменений

  • Основные сходства и различия методов работы, осуществляемых психологами

  • Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии

  • 1.5. История развития психологического консультирования

  • Психологическое консультирование


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеПсихологическое консультирование
    Дата06.06.2022
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла287409664.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #571990
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1.4. Место в системе видов психологической помощи
    Различные виды психологической помощи применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса. Для обозначения динамики такого процесса были введены условные понятия: хорошая норма (нормальный здоровый человек), пограничная норма (начальное отклонение в психи- ке), болезнь (патологические психические явления). С этими понятиям были соотнесены виды психологической помощи (см. табл. 3).
    Т а б л и ц а 3
    Виды психологической помощи в зависимости от динамики процесса изменений
    Состояние психики
    Вид помощи
    Болезнь
    Психиатрия. Медицинская психотерапия
    Пограничная норма
    Психологическая психотерапия. Коррекция
    Хорошая норма
    Консультирование. Обучение. Развитие
    Термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина,1994).
    В России существуют, по крайней мере, четыре близких по содержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, пси- хологическое консультирование. Их сходство и различие представлены в табл. 4.
    Т а б л и ц а 4
    Основные сходства и различия методов работы, осуществляемых психологами
    Направление
    Субъект
    Объект
    Цель
    Психотерапия
    А. клинически- ориентированная
    Врач (психиатр, психотерапевт)
    Больной, пациент Ликвидация симптомов
    В. личностно- ориентированная
    Врач, психолог, социальный работ- ник
    Больной, клиент
    Личностные и межличност- ные изменения
    Психокоррекция Врач, психолог
    Больной, клиент
    Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности
    Неврачебная
    психотерапия
    Психолог
    Клиент
    Оптимизация взаимоотноше- ний (например, в проблем- ных семьях)
    Консультирова-
    ние
    Консультирующий психолог, социаль- ный работник
    Клиент, семья, группа
    Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов

    14
    Основные отличия психологического консультирования от
    психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного
    метода оказания психологической помощи состоят в следующем:
    1. Психологическое консультирование – это «первичная психотера- пия» (П.П. Горностай, С.В. Васьковская) или «начальный этап психоте- рапии» (В.Ю. Меновщиков).
    2. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей.
    Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и се- мейных проблем.
    3. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математиче- ской статистики.
    4. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемы- ми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.
    5. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога- консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый чело- век, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.
    6. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от кон- цепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состоя- ний как здоровых, а не болезненных явлений.
    7. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.
    8. Допустимость в психологическом консультировании более широ- кого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.
    Процедурные отличия психологического консультирования от
    психотерапии:
    1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае пси- хологического консультирования клиент жалуется на трудности в меж- личностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невоз- можность контролировать себя.

    15 2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В зна- чительной части психотерапевтических подходов диагностика преиму- щественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание так- же уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.
    3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотно- шений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и пси- хотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса яв- ляется одним из важнейших средств углубления и расширения возмож- ностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже вы- ступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проециро- вать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и кон- фликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, ос- новные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.
    4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое кон- сультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5–
    6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
    5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологиче- ском консультировании может быть практически любой человек. Боль- шинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с вы- соким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обла- дающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.
    6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказы-
    вающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологиче- ский диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и

    16 практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога- консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога- консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анали- зом деятельности. Психотерапевту необходимо получить документ, удо- стоверяющий его право работать в рамках того направления психотера- пии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотера- певту в большинстве направлений необходим длительный опыт соб- ственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.
    7. Выбор консультирования как формы психологической помощи предполагает нахождение клиента в условных границах «нормы психиче- ского здоровья».
    Подходыв консультировании, альтернативные психиатрическому
    подходу и нозологическим категориям, позволяют консультанту выра- ботать свою позицию, собственную систему оценки клиента в терминах психологии – «индивидуальность», «проблема», «психологическая по- мощь» и пр.:
    – проблемно-ориентированный;
    – решение-ориентированный;
    – клиент-центрированный.
    Проблемно-ориентированный подход – интегративный подход, разра- ботанный (А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен) путем синтеза эле- ментов психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой и телесно- ориентированной терапии. Проблемно-ориентированные психологи отка- зываются от диагноза, так как сам по себе диагноз не содержит указаний относительно необходимых действий, показаний к психотерапии. При выборе стратегии психотерапии в проблемно-ориентированном подходе руководствуются проблемой, а не диагнозом. Стратегия содержит раз- личные психотерапевтические методы, а те включают в себя различные психотерапевтические интервенции. Выбору методов работы в проблем- но-ориентированной терапии предшествует вопрос: «Что могу 1) я как психотерапевт с моими умениями и ограничениями 2) предложить в ка- честве психотерапевтической помощи 3) этому клиенту как личности 4) с его теперешними проблемами, чтобы 5) добиться совместно сформули-

    17 рованной цели?" Проблемно-ориентированная терапия базируется на ше- стиступенчатой структурной модели взаимодействия с клиентом. Первая ступень направлена на построение конструктивных рабочих и межлич- ностных отношений. На второй основной акцент направлен на детальное описание проблемы с точки зрения клиента. Третья ступень предполага- ет проведение непосредственного проблемного анализа, предполагающе- го определение: а) актуальных условий существования проблемы; б) био- графических условий ее появления; в) ее функционального значения для клиента. На четвертой ступени происходит идентификация проблемы, выдвигаются цели консультирования, разрабатывается план консульта- тивного взаимодействия. Пятая ступень направлена на проработку про- блемы при помощи совокупности адекватных методов и закрепление по- лученных позитивных результатов в реальной жизни клиента. Шестая ступень является завершающей фазой психотерапии.
    Решение-ориентированный подход – интегративный подход, направ- ленный на изучение индивидуальности клиента, истоков его проблем и потребности в психологической помощи (А. Айви, М. Айви, Л. Саймэк-
    Даунинг). В качестве альтернативы диагнозу – пятишаговая модель при- нятия решений рассматривает нахождение ответа на вопрос: Какая тех- ника психотерапии, в какое время, при каких условиях нужна для данно- го человека?
    Клиент-центрированный подход (К. Роджерс и др.) как альтернатива медицинской модели предполагает, что сущность природы человека ори- ентирована на движение вперед к определенным целям. Конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. Основополагающим в подходе явля- ется Я-концепция. Личностные расстройства и психопатология объясня- ются как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания. Задача психолога – понять клиента и помочь ему отразить, что он в действительности гово- рит и чувствует.
    1.5. История развития психологического консультирования
    Начало истории развития психологической помощи относят к глубине веков. В медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем око- ло тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова за- клинаний, необходимых при применении лекарств. Античные короли принимали услуги «консультантов», античные книги «консультировали».

    18
    В далекие времена своеобразными специалистами в области психическо- го здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древних Греции, Риме,
    Персии, Месопотамии первыми консультантами были врачи, философы и священники. Среди тех, кто помогал современникам решать свои про- блемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать
    Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Фи- лософы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учени- ков. Именно от них унаследованы следующие важные принципы, на ко- торые и сегодня опирается консультативная психология: отсутствие единственно правильного выхода, абсолютной истины при поиске ответа на жизненно важные вопросы; наличие множества альтернатив, возмож- ностей для решения одной и той же проблемы.
    Одним из предшественников консультативной психологии исследова- тели считают Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), который говорил о необходимости построения доверительных отношений с пациентом, об анализе истории всей его жизни для понимания специфики болезни. Он же разработал первую классификацию психических расстройств, а его обозначениями темперамента мы пользуемся по сегодняшний день.
    С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические ме- тоды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с
    «магнетического флюида» венского врача А. Месмера, гипноза Джеймс
    Бреда и психоанализа З. Фрейда в XIX столетии были заложены основы медицинского (психиатрического) консультирования. Великие филосо- фы – С. Кьеркегор, Г. Гегель, Ф. Ницше – оказали огромное влияние на эту зарождающуюся науку.
    В начале XX в. развивалось медицинское консультирование, основан- ное на диагностике психопатологии. Людей, нуждающихся в психологи- ческой помощи, рассматривали как психически больных и лечили в ос- новном медицинскими средствами. Таким образом, вплоть до середины
    40-х годов XX в. психологи-консультанты занимались чаще всего диа- гностикой индивидуальных особенностей клиентов.
    В 1942 г. вышла книга К. Роджерса «Консультирование и психотера- пия», положившая начало отделению консультирования от смежных от- раслей, таких, как психиатрия, психотерапия и др. К. Роджерс писал о том, что люди, испытывающие затруднения в общении, взаимодействии, эмоциональной сфере, не являются психически больными. Большинству из них необходима поддержка, а не медикаментозное лечение. Он под-

    19 черкивал, что эта задача успешно решается в рамках психотерапевтиче- ских отношений между психологом и человеком, обратившимся за по- мощью.
    К 50–60-м гг. XX в. клиент-центрированная терапия К. Роджерса пре- вратилась в теоретическую базу для большинства программ подготовки психологов-консультантов. В то же время бурно развивались такие направления, как бихевиоральное консультирование, рационально- эмотивный подход, гештальт-терапия, транзактный анализ. Представите- ли этих направлений конкурировали между собой, пытаясь доказать пре- восходство своего подхода относительно остальных.
    Сравнительное исследование различных подходов показали прибли- зительно одинаковый уровень их эффективности. Р. Каркуфф и его кол- леги предложили использовать системный подход, описали навыки, ко- торыми должен обладать психолог-консультант, разработали методы оценки эффективности, сделав упор на развитии умений и навыков, поз- воляющих психологу строить эффективные взаимоотношения с клиен- том. А.Н. Леонтьев говорил о том, что психология XXI века – это психо- логия не метода, а проблемы.
    Выделение консультативной психологии как профессионального по- ля относят к 1951 г., когда в США Северо-западная конференция реко- мендовала наименование «консультативная психология», или к 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и
    Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и руководство», которое использова- лось также не психологами, на «Консультативная психология» (Dawis,
    1992). Второй причиной подобного изменения была потребность диффе- ренцировать консультативное поле от клинической психологии, ориенти- рованной на психотерапию и лечение психопатологий. Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р. Дэвиса, называет «корнями» консультативной психологии во-первых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во- вторых, прикладную психологию.
    До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую оче- редь как граница клинической и экспериментальной психологии и состо- яло почти исключительно в приложении психологии индивидуальных раз-
    личий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были
    образовательная психология и промышленная психология, представляю- щие психологию индивидуальных различий применительно к школе и

    20 трудовой деятельности. Консультативная психология в процессе развития разделилась на работу с персоналом учебных заведений и студенческое кон- сультирование, а из промышленной психологии – в формы профессиональ- ной психологии и профессионального консультирования (Dawis,1992).
    В.П. Пахомовым подчеркивается значение культурно-исторического опыта консультирования для становления профессиональной практики консультирования. Ученый отмечает, что всякая социальная профессио- нальная практика, каковой и является психологическое консультирова- ние, начинает зарождаться, а затем вступать в стадию своего зрелого и целостного развития в первую очередь в силу того фактора, что она ста- новится востребована появлением какой-либо вполне определенной по- требности – психологической, социальной, социально-психологической.
    В культурно-историческом плане практика консультирования базирова- лась на потребностях исключительно психологического характера, а профессиональная практика в большей степени вырастает из потребно- стей уже социального характера. Между содержанием культурно- исторического и профессионального периодов практики психологическо- го консультирования существует как органичная связь, так и существен- ные различия. Каждый период внес и вносит свой вклад в развитие чело- века «культурного». В культурно-исторический период формирования практики консультирования сложилось структурно-содержательное ядро этой практики, ее базовые идеи, цели и задачи, в профессиональный – в большей степени операциональные моменты и т.д.
    Без культурно-исторических «корней», без своей истории профессио- нальная практика консультирования не может иметь своего действитель- ного категориального поля, становясь лишь полем индивидуально- авторских интерпретаций или приложений других дисциплинарных практик (например, психиатрии, религиозной помощи). Исключительное значение для дальнейшего развития практики консультирования пред- ставляет сам процесс перехода ее из социально-культурного, историче- ского контекста в профессиональный. Он формирует свои базовые точки роста, точки развития, которые имеют значение для формирования про- фессионального мышления консультанта. Сам этот момент трансформа- ции, перехода становится тем системообразующим фактором, в котором соединяется и накопленный бесценный психотехнический опыт прошло- го и конструируются новые психологические феномены.
    В XIX в. появляются первые профессиональные консультанты, пыта- ющиеся в самостоятельную дисциплину психологическое консультиро-

    21 вание оформилось только 50 лет тому назад, главным образом – в США.
    В.П. Пахомов отмечает, что обращение к истории консультирования за- ключает зерно проектирования консультативной деятельности. Уникаль- ность консультирования заключается в том, что его корни можно найти во всем множестве дисциплин и духовных практик, таких как философия, религия, педагогика, медицина, психиатрия, социальная работа, психоло- гия семьи. Развитие этих дисциплин и, соответственно, практики кон- сультирования шло неравномерно. Органично психологическое консуль- тирование входило в развитие, жизнь и распространение философских, религиозных учений. Практически его можно найти в любой социальной, духовной практике, где оно присутствует как необходимый элемент су- ществования и развития таковой практики. Во времена палеолита, как пишут Дж. Коттлер и Р. Браун, первыми специалистам в области психи- ческого здоровья были служители племенных языческих культов. Глав- ным врачующим средством стало то обстоятельство, что служители культа для своих соплеменников фактически были носителями истин, ставших жесткими и незыблемыми. Эти истины способны были объяс- нить устройство мира и место в нем самого человека. От других сопле- менников требовалось принятие этих истин как данности. Наличие миро- воззренческой философии регулировало внутреннюю жизнь человека, делало ее более устойчивой. Но с развитием человека и общества чем более традиционными и устоявшимися были культовые обряды, тем меньше они могли просветлять и поддерживать человека, эту функцию могла выполнить уже только свободная, не заформализованная, не кано- низированная практика. И в древней Мессопотамии и Персии, Греции и
    Риме, прежде всего, практикой психологического консультирования за- нимались уже не только служители культа, но и философы, врачи, по- движники духовных первоучений.
    Первыми настоящими консультантами можно назвать людей, пытаю- щихся оказывать влияние на других людей посредством своих нрав- ственных учений. К их числу следует отнести в первую очередь родона- чальников мировых религий, таких как Моисей (1200 лет до н.э.), Му- хаммед (570–362 г. до н. э.), Будда (500 лет до н. э.), а также великих фи- лософов древности: Лао-Цзы (600 лет до н. э.), Сократ (450 лет до н. э.),
    Платон (400 лет до н. э.), Аристотель (350 лет до н. э.), и др. Их «кон- сультативная деятельность» опиралась на потребности человека в духов- ном и познавательном объяснении мира, соответственно – в на потребно- сти человека в духовной, познавательной поддержке. Эту потребность в

    22 первую очередь психологически могли удовлетворить мифологические описания, религиозные учения, философские объяснения и доктрины, а затем уже и научные исследования.
    В отношении людей, жаждущих получить духовную истину и внут- реннее просветление, большинство этих философов действовали как подлинные «консультанты»: они оказывали влияние на учеников своими необычными идеями, не только удовлетворяя при этом познавательную жажду учеников, решая их духовно-познавательные проблемы, но обяза- тельно стимулировали при этом и их эмоциональный, интеллектуальный, психологический рост, открывая для человека новые духовные, жизнен- ные, познавательные, психологические пространства и горизонты. Эта практика по своим методам не всегда может быть названа психологиче- ской, психотерапевтической, но она, несомненно, является психологиче- ской, психотерапевтической по своему характеру, ориентированности и результатам. И хотя подходы духовных учителей в оказании помощи своим ученикам, последователям и просто людям, конечно же, значи- тельно отличаются от подходов, используемых современными консуль- тантами, все же современная практика консультирования унаследовала их основные духовно-познавательные принципы: истина оказывает цели- тельное воздействие на человеческую душу, обретение истины и связан- ного с ней душевного успокоения, является высокой ценностью; истина заключена не только в точном и безукоризненном знании, но и самом процессе ее поиска, в том бесценном опыте, который обретает ищущий человек; истина является открытой для всех ее ищущих, ни у кого нет права владеть ею, запрещать или разрешать ее, просто есть люди, сами более открытые для истины, более приблизившиеся к истине больше, чем другие; ни на один вопрос нет единственно верного ответа и, следова- тельно, на открытые другими истины нужно полагаться так же, как и на собственный духовный опыт; один и тот же познавательный опыта может иметь множество возможных интерпретаций; если на философское или духовное учение нельзя опираться в своей повседневной жизни, связать со своей жизнью и опытом, то его можно считать абсолютно бесполез- ным. Такого рода принципы, сложившиеся в практике философов Древ- ней Греции, Рима, Месопотамии, являются важной идейной основой ра- боты современного консультанта, который не столько учит своих клиен- тов, сколько помогает им найти свой путь к обретению внутреннего по- коя и просветления. Просветление, обретение человеком ощущения ясно- сти своего движения в жизни является глубинной целью психологическо-

    23 го консультирования. Психологический эффект просветления оказывает огромное, ни с чем не сравнимое влияние на всю человеческую жизнь.
    «Просветление, – пишет в заключение своей известной книги «Искусство психологического консультирования» Р. Мэй – приносит с собой редкое ощущение раскрепощенности. Испытавшие это чувство наконец обретают себя, своих собратьев и находят свое место во вселенной». Наиболее глу- боко эта тенденция – путем учения и проповеди привести человека к тому, чтобы он обрел внутренний покой и просветление – выражена в мессиан- ской деятельности Иисуса Христа. Так, в Евангелии от Марка отведено важнейшее место именно целительской деятельности Христа, чрезвычайно содержательной и разнообразной. Здесь описывается тот исторический период, когда люди еще только начинают знакомиться со словом Христо- вым. И здесь примеры целительства приводятся раньше, чем раскрываются сами нравственно-философские стороны учения Христа, ибо именно цели- тельство души и тела, обретение душевного и телесного здоровья является подлинной целью самого учения, отражением его содержательной глубины и истинности. В своем конкретном и символическом значении Христос является в первую очередь врачевателем душ человеческих («И послал меня исцелять сокрушенных сердцем»).
    Духовное целительство имеет первостепенное значение перед цели- тельством телесным, когда с освобождением души излечивается и плоть
    (например, изгнание бесов). Само спасение человека в вере в учение
    Христа заключается в уходе человека от внутренних распрей, вражды, несогласия, в обретении внутреннего спокойствия, душевного равнове- сия, здоровья. Именно на эти положения раннего христианства впослед- ствии и станет опираться практика религиозной поддержки личности, обретшая свое самостоятельное значение. Развитие тактики собственно профессионального терапевтического вмешательства в состояния психи- чески нездорового человека в первую очередь связывают с именем Гип- пократа (более тысячи лет назад). Выдвинутые им идеи и приемы лежат в основе большинства используемых в наши дни психотерапевтических техник и подходов: системное диагностическое интервью, сбор анамнеза, построение доверительных терапевтических отношений и даже интер- претация снов и осознание подавленных чувств. Практические терапев- тические подходы, предложенные Гиппократом, стали дорабатываться лишь около двухсот лет назад.
    Иное отношение к психическим потребностям человека, к психиче- ской жизни в целом, а тем более к отклонениям от психической нормы со

    24 стороны медицины и общества наблюдается в средние века. В эпоху же- стоких феодальных и религиозных войн, безраздельного господства ре- лигии над массовым сознанием, беззакония, эпидемий, неурожая, голода проблемы внутренней жизни человека, его устойчивости, целостности стали отходить на задний план, а сами же психические расстройства но- сили уже довольно распространенный характер, нередки были случаи и массового психоза.
    Христианское учение в этот период в общепознавательном плане уже перестало быть открытием для человека, оно фактически оформилось в мощно организованный религиозный институт, выполняющий самые различные социальны функции: поддержания государственной власти, создания государственной идеологии, собственного властного давления, ведения образовательно-просветительской деятельности, создания и под- держания морали и нравственности и т.д. И в этот период с теми, кто ис- пытывал сомнения в правильности религиозной картины мира, кто стра- дал психическими расстройствами и заболеваниями, чаще всего поступа- ли уже радикально и просто – их обвиняли в «бесоодержимости», что могло стать основанием для сжигания на кострах либо изгнанию из со- общества.
    Таким образом, в этот период психические болезни и расстройства получили довольно четкий религиозно-теологический аналог своего опи- сания. Благодаря такому всеобщему распространению религиозных док- трин, контроля со стороны церкви за их идейной «чистотой» никогда, как в средние века, познавательно-психическое существование большинства людей не было столь бесконфликтным, благостно ясным, простым и бес- проблемным. Соответственно, потребность в консультативной деятель- ности просто исчезла, ибо просветляющее слово божественного учения фактически уже стало догмой, объясняющей все и вся в этом и том мире, и предполагалось, что одно лишь следование божественной вере могло спасти человека от всех познавательных мучений, интеллектуальных со- блазнов и жизненных сомнений. На каждый факт своей жизни человек мог получить четкое, безукоризненно ясное, системное объяснение со стороны церковного учения. Но внутри самой религиозно-теологической среды наряду с обрядовой рутиной непрерывно шел живой нравственно- философский поиск ответа на вопросы: что есть человеческая душа?
    Способна ли она сама осуществлять поиск божественного? Как душа приходит к пониманию Бога, почему она нуждается в божественной ис- тине? Ответ на эти вопросы затрагивал понимание глубинных основ че-

    25 ловеческой психики, он имел огромное влияние на развитие понимания религиозного подхода к психологической поддержке человека. Дальней- шее развитие религиозных учений в ключе этого нравственно- философского поиска могло идти уже не только путем прямого развития признанных теософских основ самого учения, а психологическим путем: индивидуального исследования объективного характера религиозных переживаний, исследования психологических возможностей оптималь- ной поддержки и наставления человека «словом божьим».
    В истории каждого народа есть и отдельные фигуры (старцы, святые, монахи) и целые религиозные течения, внесшие свой значительный ис- следовательский и практический вклад в этом направлении. Они откры- вали возможности духовной, психологической помощи человеку «словом божьим», возможности религиозной деятельностью облегчить существо- вание других, поднять их дух человеческий, оскудевший в каждодневной борьбе за свою жизнь. Значение такого опыта для понимания культурно- антропологической сути консультативной практики имеет огромное и непреходящее значение. В житейской конкретике и эпохальном звучании феномен духовно-психологической поддержки просматривается в деяни- ях и житии Сергия Радонежского, названного впоследствии «отцом рус- ской нации». А история о духовном наставлении отцом Сергием Дмитрия
    Донского накануне Куликовской битвы является как конкретно- историческим фактом, так и носит архетипический характер. Дошедшие до нас деяния, духовно-психологическая практика каждого из этих по- борников дела православия основаны на общей религиозной парадигме, а так же на тех особенностях, что связаны с этническим образом жизни и миросозерцания народа, духовной «доминанты» по определению
    Л.Н. Гумилева. Интереснейшим материалом для понимания того, каким богатым и разнообразным историческим опытом располагает практика консультирования, представляет отношения православных русских
    «старцев» со своими учениками и монастырскими прихожанами. В этом живом явлении и факте его исторического образования заключено много драгоценных мыслей и интересного духовно-психологического опыта, которые, несомненно, могут принести пользу и богатить мышление и даже непосредственную практику тех профессионалов, которые собира- ются строить со своими клиентами отношения оказания психологической помощи. Много интересных художественно-психологических наблюде- ний, глубоких раздумий об этом духовно-психологическом явлении можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», где от-

    26 ношения старца Зосимы и главного героя романа (Алеши Карамазова) фак- тически составляют идейную суть этого художественного произведения.
    На православном Востоке и на Синае старчество существовал уже бо- лее тысячи лет. «Утверждают, что существовало старчество и у нас Руси во времена древнейшие или непременно должно было существовать, но вследствие бедствий России, татарщины, смут, перерыва прежних сно- шений с Востоком после покорения Константинополя установление это забылось у нас и старцы пресеклись» (Ф.М. Достоевский). Возрождено оно было опять с конца ХVIII – начала ХIХ столетия одним из великих православных подвижников Паисием Величковским и учениками его.
    Это возрождение было внутренним ответом русского православия на его фактический запрет, установленный Александром I в начале своего цар- ствования, который, будучи воспитан в либеральном духе, считал все религии равноправными.
    Для России, в которой православная религия была основной и испо- ведывалось более 4/5 населения, такого рода религиозный либерализм носил характер рискованного исторического эксперимента «сверху», а для православия, бывшего идеологической основой русской государ- ственности, этот запрет стал испытанием его духовной устойчивости и внутренней силы. Паисий Величковский побывал во многих русских мо- настырях, изучая и проникаясь монашеской жизнью. Монастыри, от- шельнические обители возникли как стремление человека уйти от «суеты мира» в попытке своего духовно-нравственного самоусовершенствова- ния, дабы приблизиться к образу и подобию божию. Эта идея во многом была тогда уже утрачена, оставаясь уделом только отдельных сподвиж- ников, т.к. монастыри, по сути, стали своеобразным и значимым элемен- том официальной государственной власти. Утратив же официальную поддержку государственной власти, система монастырского духовного воспитания оказалась в тупике. Необходимо было найти нравственно- духовную альтернативу официальной поддержке православия, но русское православие, долгое время бывшее столпом государственной власти, уже не могло самостоятельно и полно развить в себе эти внутренние источни- ки. И Паисий Величковский нашел их не на родной земле, а в древних греческих рукописях одного из греческих монастырей на Афонской горе, на которые он наткнулся, живя в строгом сподвижничестве в русском монастыре на Афонской горе. В этих книгах непосредственно самими монахами-сподвижниками излагался опыт их духовного самоусовершен- ствования, и драгоценные переводы рукописей стали перевозиться в Рос-

    27 сию. Обращение русских монахов к величайшему опыту духовно- нравственного самоусовершенствования, само живое слово Паисия, дух
    Афонской обители – все это могло восстановить прерванную некогда на
    Руси традицию духовного старчества.
    Отношения в монашеской среде, ставшие образовываться после стар- ческого установления, неоднозначно были приняты церковной властью и самой монашеской братией, а в некоторых местах подвергались притес- нениям и даже гонениям как неслыханное по России новшество. Но жи- вые ростки полнокровной нравственно-духовной жизни уже стали давать живые всходы. Постепенно у учеников старца Паисия появились свои ученики, а у тех – свои. В строгом соответствии с духом трудов, переве- денных Паисием, жили отшельниками в рославлевских лесах братья Пу- тиловы. Их-то и пригласил епископ Калужский и Боровский Филарет в древний монастырь под названием Оптина Пустынь, который к 20-м гг.
    ХIХ столетия уже пришел в упадок. С возрождением этого монастыря и связано возрождение и признание старчества на Руси.
    В самые трудные моменты своей жизни и творчества в Оптиной Пу- стыне бывали Гоголь, Толстой, Достоевский. Старец исполнял свою мис- сию духовного наставничества и поддержки в двух направлениях: во- первых, он имел «учеников», добровольно, но раз и навсегда избравших его в свои духовные наставники; в первую очередь это были монахи, а затем – уже светские люди, нуждающиеся в духовном руководстве. Во- вторых, за советом, утешением, беседой помогал всякому страждущему, который к нему обращался.
    В психологическом плане помощь старцев монашеской братии, взяв- шейся как и они за трудное дело отрешенного служения, состояла не столько в традиционном руководстве более мудрого человека над разви- вающимся, сколько в глубокой сознательной идентификация духовного ищущего ученика с человеком религиозно зрелым, духовно мудрым, уже преодолевшим искусы и испытания мирской жизни, с человеком уже об- ретшим собственную духовную идентификацию, обретшим аутентичное поведение в невероятных для обычного человека духовных муках и ис- пытаниях.
    «Старец – это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением. – замечает Ф.М. Досто- евский в романе «Братья Карамазовы», – Этот искус, эту страшную шко- лу жизни обрекающий себя принимает добровольно в надежде после дол-

    28 гого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог, наконец, достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, т.е. свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь про- жили, а себя в себе не нашли».
    Помощь светским ученикам состояла в даче им наставлений и руко- водства, основанного на следовании воле божьей, в трудные для тех мо- менты своей жизни. И в этой сфере отношений старец, если можно так выразиться, мог ошибаться, идти по простому «директивному» пути, как, например, Ржевский священник Матвей Константиновский в отношениях с Гоголем, когда он посоветовал последнему сжечь некоторые главы вто- рого тома «Мертвых душ», содержащие в себе духовные сомнения их великого автора.
    В отношениях со страждущими прихожанами, т.е. почти повседневной практике, старцев отличала удивительная проницательность и прозорли- вость, «сердечное» знание внутренних основ человеческой жизни. На этих качествах, развитых и поддерживаемых своей духовной миссией и зиждет- ся то, что можно назвать «психотехническая способность» старца помогать людям, поддерживать их. «Он (т.е. старец Зосима), допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедывать сердце свое и жаж- давших от него совета и врачебного слова, – до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозор- ливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно, и даже какого рода мучение терзает того совесть». Эта прозорливость старца, знание тайны людей, смущала, почти пугала, изумляла людей, а в соединении с его чудесной силой она приносила измученному человеку и действительное исцеление. Эта сила старца заключается в его святости, безгреховности и в вере в возможность обновления мирской жизни. Но это особенность его является все же не типической, а индивидуальной, дости- жением его ума и сердца, «сердечного ума». Алеша Карамазов так поясня- ет влияние на него Зосимы, видя в нем грезы своего сердца: «… он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая, наконец, устано- вит правду на земле, и будут все святы и будут любить друг друга, и не будет ни богатых ни бедных, ни возвышающихся ни униженных, а будут все как дети божии, и наступит настоящее царство Христово».
    Именно в нравственно-философской и нравственно-духовной практи- ках психологическое консультирование в течение многих веков (до конца
    ХIХ в.) развивалось как составной элемент целостной деятельности, как

    29 тот элемент, который в дальнейшем сам станет целостной деятельностью.
    Исчезновение этого религиозно-философско-этического «генетического следа» из практики психологического консультирования неизбежно при- ведет его самого к содержательно-концептуальному вымиранию, пре- вращению в сферу определенного рода услуг. Конечно же, и сама по себе консультативная практика нравственно-философского и нравственно- духовного наставления, поддержки на сегодня не исчезла и содержатель- но не исчерпала себя и, надеемся, не исчезнет никогда из социальной жизни человека.
    С конца ХIХ в. под влиянием культурно-исторического развития, определенных социально-культурных изменений в психологической под- держке образовалась уже самая настоящая, реальная общественная нуж- да. И с этой поры психологическая поддержка начинает формироваться уже не как элемент, аспект, необходимо входящий в содержание нрав- ственно-философской и нравственно-духовной практики, а как самостоя- тельное понятие (об этом пойдет речь в главе, содержащей описание спе- цифики психологической помощи). После чего начинает складываться уже и соответствующая этой общественной нужде профессиональная социальная практика – это практика консультирования и психотерапии, для которых основополагающей целью становится оказание личности психологической помощи как таковой. Профессиональная практика кон- сультирования и психотерапии, оформленная как практический и науч- ный метод, начинает складываться в рамках психоанализа, аналитиче- ской и индивидуальной психологии, затем наиболее акцентировано в контексте неофрейдизма. Именно здесь впервые обозначились те проце- дурные аспекты консультирования, которые стали строиться на основах межличностной коммуникации. Их развитие этого аспекта в итоге и поз- волило обозначившейся практике психологической поддержки личности в дальнейшем стать самостоятельной профессиональной деятельностью.
    Классификация психологических отраслей, принятая организаторами
    XXVI Международного конгресса, состоявшегося в августе 1996 г. в
    Монреале (Канада), включала категорию «24.0. Клиническая и консуль- тативная психология». Министерство общего и профессионального обра- зования России использует перечень специализаций по специальности
    020400 «Психология», в которую входят 14 отраслей с разделением от- расли 9 («Клиническая (медицинская) психология») и отрасли 14 («Пси- хологическое консультирование»). Современная консультативная психо- логия как наука находится на этапе становления.

    30
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта