Ответы на государственный экзамен по психологии. Психология это наука, изучающая поведение и психические процессы людеи и животных.В буквальном смысле слова психология это учение о психике Объект изучения
Скачать 1.08 Mb.
|
Второй этап характеризуется углубленным детализированным разучиванием. В результате на этом этапе происходит уточнение двигательного умения, и оно частично переходит в навык. Третий этап – это процесс достижения мастерства в овладении техникой осваиваемого двигательного действия. Ему соответствуют закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего и формируется прочный навык. Происходит приспособление навыка к различным условиям его выполнения. Гуманистическая психология. Основные теоретические постулаты, методические подходы и достижения. ОТВЕТ Гуманистическая психология - психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека. В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм - психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека. Основные принципы гуманистической психологии: 1. Подчеркивание роли сознательного опыта. 2. Убеждение в целостном характере природы человека. 3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида. 4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека. Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей Основные теории гуманистической психологии Гордон Олпорт Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек - общество, опросники. Абрахам Маслоу Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения. Карл Роджерс «Я - концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 1) человек целостен; 2) ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3) главной психологической реальностью являются переживания человека; 4) человеческая жизнь - единый процесс; 5) человек открыт к самореализации; 6) человек не детерминирован только внешними ситуациями. КАК ВАРИАНТ!!!!!!!! В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологической мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Предпосылками становления являются исследования личности Г. Олпорта и Г. Мюррея, личностных конструктов Г. Келли. Основные принципы «гуманистической» психологии: I) убежденность в целостном характере природы человека (они противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и бихевиоризму, и психоанализу); 2) подчеркивание роли сознательного опыта (в этом заключалась основная полемика с господствовавшими в то время направлениями в пси); 3) априорное признание свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Предмет исследования: понимание здоровой творческой личности. Цель личности заключается не в гомеостазе, а в самоощуствлении, самоисполнении (Ш. Бюлер), самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу). Гуманистические психологи призывали не раскладывать человека на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т.д.), а изучать целостно, при этом больше внимания уделяя индивидуальным особенностям каждой личности. Большое внимание акцентировалось на проблемах ценностно-ориентированного развития, самореализации человека, проблемам ценностей и смыслов человеческого бытия, нравственного выбора и т.п. Распространилась и приобрела популярность, благодаря практической направленности в рамках психотерапии. Представители: 1) А. Маслоу (1908— 1970) изучал людей, достигших, по его мнению, наивысших достижений, адекватных природе человека. Он их называл «самоактуализируюшимися личностями». Самоактуализация — это «полное использование и раскрытие талантов и способностей человека». В каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, достигается за счет удовлетворения потребностей более низкого уровня (физиологические, потребности в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении и социальном престиже; в знаниях и в эстетике). При самоактуализации личность испытывает особый класс эмоциональных состояний — высшие переживания (peak-experience), за которыми стоит реализация бытийных ценностей (красота, истина, справедливость, добро и т.д.). 2) К. Роджерс (1902—1987) — автор клиент-центрированной психотерапии.Разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием, т.е. — это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью. 3) В. Франкл (1905—1997), назвал свой подход логотерапией(от греч. logos — смысл). Считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться» (от лат. transcendens — выходящий за пределы).Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. Уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях (сам во время Второй мировой войны был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого». Исследования больших групп в социальной психологии. Психологические особенности больших групп. ОТВЕТ Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на ряд трудностей, большинство из которых подразумевает под собой отсутствие методик. У традиции исследования больших социальных групп сложная судьба: с одной стороны, социальная психология начиналась с исследования больших социальных групп. В американской психологии проблематике больших социальных групп уделялось недостаточное внимание, сам термин большие социальные групп там употребляется крайне редко. Объяснение такого невнимания к проблеме больших социальных групп связывают с существованием двух аспектов социальной психологии: психологической и социологической. В отечественной психологии исследования больших социальных групп занимают особое место: этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов больших социальных групп, как организованных, так и стихийных. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа больших социальных групп, а также массовых процессов и социальных движений. 4 основных вопроса, связанных с методологией изучения больших социальных групп: 1. Какие группы следует рассматривать в качестве больших? Большие в количественном отношении образования людей разделяют на два типа: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относится толпа, публика, аудитория, и в точном значении социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые (социальные классы и слои, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы). Общая схема изучения признаков больших социальных групп не может быть предложена, поскольку в каждой из них специфичная модель коммуникации, различно их значение в историческом процессе. Сквозные характеристики больших социальных групп должны быть наполнены специфическим содержанием. 2. Какова структура психологии больших социальных групп, ее основные элементы, характер их соподчинения, взаимосвязи? Общие признаки (нравы, обычаи, традиции, наличие специфического языка, образ жизни). В больших группах более очевидно значение ценностей и стереотипов. Для их исследования нужно учитывать 2 характеристики времени: синхронию (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахронию (анализ процессов в их временной протяженности). Структура: психический склад, как более устойчивое образование (нравы, обычаи, традиции и т.д.); эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения) 3. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное. 4. Методы изучения больших социальных групп • Этнография — анализ продуктов культуры • Сравнительные межкультурные исследования • Традиционные методы социологии, вкл. статистический анализ • Концепция «социальных представлений» Процессы массовой коммуникации. Коммуникатор имеет «коллективный» характер (за диктором стоит еще целая группа людей ему помогающая); аудитория анонимна, «обратная связь» не поступает немедленно; строгий учет специфики канала передачи (тв или радио). Массовые процессы – сложнейшие явления общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Социальный процесс — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Стихийное массовое поведение – различные формы поведения толпы, циркуляция слухов, коллективные мании, общественные движения и прочие "массовидные явления". Выделяют следующие признаки стихийного массового поведения: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабая структурированность, т.е. размытость позиционно-ролевой структуры, характерной для нормативных форм группового поведения. Механизмы влияния: заражение, внушение, убеждение, подражание. Категории деятельность, сознание и личности в отечественной психологии. ОТВЕТ Этот вопрос наиболее подробно раскрыт в работе Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». По его словам, именно деятельность, реализующая объективные общественные отношения человека в мире, представляет собой субстанцию личности, ее индивидуального сознания». Деятельность как система , однозначно связывающая сознание и личность с внешней, социальной детерминацией, является научной абстракцией, которая позволяет изучить психологические механизмы социализации индивида, закономерности становления социальной субстанции личности , ее профессиональной, функционально-ролевой структуры, воспроизводящейся в системе общественных отношений. Для правильного понимания процесса самовоспроизводства личности в системе общественных отношений необходимо выделять понятие личной свободы в том содержательном смысле, о котором писал С.Л.Рубинштейн. Личность, свободная в общественной деятельности, избирательно относится к "внешнему", преломляя все внешние воздействия через единую совокупность внутренних условий существования. С позиций С.Л.Рубинштейна индивид не только "производитель" предметов и "выразитель" общественных отношений, но и их активный преобразователь. Поэтому личность в деятельности объективирует "самосущностные" силы индивида и через них определенные тенденции общественного развития. Последнее теоретическое положение в единстве с пониманием личности , как системного качества индивида, мы определяем как фундамент развиваемого системного подхода к изучению личности , который, на наш взгляд, сложился в историческом процессе развития отечественной психологической школы. Деятельность как психологическая категория и система. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека отличается от активности животных тем, что 1)она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а у активности животных потребительская основа; 2) она преобразует его самого; 3)связана с предметами материальной и духовной культуры. Исходным вариантом деятельности, наиболее простым по своей структуре, будет неопосредствованный вариант взаимодействия организма со средой. Последующее развитие (и, соответственно, усложнение) деятельности связано с изменением ее структуры — возникновением опосредствованных форм. Спецификой труда как истинно человеческой деятельности в отличие от деятельности животных является то, что это «процесс, опосредствованный орудием и вместе с тем опосредованный общественно». Акцент ставился на втором факторе — коллективном характере деятельности. Также важна роль разделения труда, появляющегося у человека. Третья стадия – когда не орудие, совершенствующее, увеличивающее возможности органов, и не другой член сообщества, а орудие, замещающее этого другого является специфическим человеческим способом опосредствования деятельности. Таким образом, описание основных стадий эволюции деятельности должно быть дополнено еще одним, качественно новым этапом, во время которого структура деятельности обогатилась третьим опосредствующим звеном — орудиями, функция которых в отличие от естественных орудий предыдущего этапа заключается в замещении других представителей сообщества и, следовательно, в вытеснении общественного опосредствования. Структура психической деятельности на третьем этапе качественно отлична от строения деятельности предшествующих стадий, характерных для мира животных, и универсальна для всех представителей человечества. Специфичным для деятельности человека также является ее творческий характер. Описание деятельности, специфичной для человека, может быть дополнено и новыми отношениями. Например, последовательное развитие деятельности связано не только с введением новых опосредствующих звеньев, но и с преобразованиями субъекта и объекта. ЕЩЕ ВАРИАНТ А.Н.Леонтьев - выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи - преодоления натуралистического понимания личности. Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается "как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития". Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип стимульности, согласно которому организм реагирует на воздействия, исходящие от среды. Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: "первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может". Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении - от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение. В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы - действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. "Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений". При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса: "Ради чего совершается деятельность?" (мотив деятельности), "На что она направлена?" (цель), "Какими способами реализуется?" (средство). Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. "Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она "производится", создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности". Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что "исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой "структуры личности" получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями". Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть введено в деятельность субъекта. сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния; · первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание - образ становится также сознанием - деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, - управляющим ею; · другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид; · структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы; Принцип единства сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Сознание внутренним образом регулирует деятельность, при этом само сознание проявляется и формируется в деятельности. Деятельность и сознание оказываются категориями одного ряда, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как: самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека); как объяснительный принцип. Этапы развития человека как субъекта труда. Кризисы профессионального становления личности. ОТВЕТ Е.А. Климов (1998) рассматривает профессиональное развитие Человека, выделяя три хронологических периода: 1) Период допрофессионального развития: от рождения до 11 — 12 лет, здесь выделяются стадии раннего детства, или предыгры; стадия дошкольного детства; стадия младшего школьного возраста от 7 —8 до 11—12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений — умений самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца Начатой работы, умения концентрироваться на извне поставлен-ной задаче. В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда; 2) Период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы; 3) Период собственно профессионального развития (19 — 60 лет), Маркова А. К. (1996) и Бодров В. А. (1991) выделяют еще один период — послепрофессионализм (период спада после выхода на пенсию). Кроме того, А.К.Маркова выделяет псевдопрофессионализм (непрофессионализм) как уровень профессионального развития субъекта труда, при котором субъект, несмотря на значительный стаж работы в профессии, допускает грубые ошибки, брак проявляет безнравственное отношение к делу, коллегам, не владеет профессионально успешными способами приспособления труду. Итак, профессионализмом называется один из периодов профессионального развития человека как субъекта труда, в течение которого он, самостоятельно работая, достигает вершин в своей работе, успешно преодолевая периоды спадов, трудностей. Э. Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития человека Противоречия развития личности в труде могут накапливаться постепенно или лавинообразно. Сформировавшиеся противоречия, имеющие отношение к внутреннему миру субъекта, называются внутриличностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности. Преодоление кризисных состояний сопровождается перестройкой смысловой сферы личности, пересмотром социально-профессиональной позиции. В практике работы с личностными кризисами выделяют предкризисные состояния, состояние-собственно кризисное и состояние посткризисное. Способы разрешения личностных кризисов — поступки (действия, требующие от личности выражения социальной позиции, ценностей, идеалов, действия, имеющие особую значимость для личности). Э. Ф. Зеер предлагает типологию психологических кризисов личности, в которой выделяются группы нормативных и ненормативных кризисов. К нормативным кризисам он относит типичные для большинства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни (окончание школы, поступление в Профессиональное учебное заведение, женитьба, рождение ребенка, выход на пенсию, успешная защита диссертации, профессиональное продвижение или смена должности и пр.). Ненормативныe кризисы вызываются либо критическими событиями, имеющими смысложизненное значение (например, смерть близкого человека), либо болезненным (невротическим) состоянием. Примеры нормативных кризисов: -кризис периода выбора профессии; -кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения; -кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий; -кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения; -кризис периода профессионального мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии; -кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости; -кризис утраты профессиональной деятельности в связи с уходом на пенсию. Причинами многих нормативных кризисов личности периода профессионализации (по Э.Ф. Зееру, 1994), являются: объективные социально-экономические условия (конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, банкротство предприятия и прочие условия, приводящие к потере трудовой занятости); возрастные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособности; постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом; чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер жизни личности. К основным типам биографических кризисов относятся (по Р. Ахмерову) кризисы нереализованности, опустошенности и бесперспективности. Кризис нереализованности проявляется переживаниями человека, для которых характерно обесценивание достижений прошлого, своего опыта. Признаками наличия кризиса нереализованности являются низкое значение психологического возраста, мало насыщенность событиями прошлых пятилетий в сравнении с будущими. Кризис бесперспективности проявляется отсутствием значимых целей и потенциальных связей событий в будущем, что влияет на переживание ценности своей жизни в настоящем. Эти случаи встречаются наиболее часто. Кризис опустошенности характеризуется тем, что отсутствуют причинно-целевые связи событий настоящего с прошлым и будущим и в самом настоящем отсутствуют такие связи, т.е. имеет место ситуация растерянности, особенно частая при адаптации человека к новым неожиданно появившимся условиям. Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям. Е.И. Рогов предлагает выделять несколько видов профессиональной деформации личности: Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов Рогов выделяет педагогов-организаторов и педагогов-предметников, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности); Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Основные психологические теории эмоций. ОТВЕТ 1)Психоаналитическая концепция Представить целостное определение аффекта в этой теории нелегко, тк Фрейд и его последователи использовали это понятие довольно широко и приписывали ему различные роли в процессе развития своей теории. В своих ранних работах Фрейд считал, что аффект или эмоции лишь побудительная сила в психич жизни и в поздних работах он также говорил об эмоциях как о интропсихических факторах, которые дают толчок фантазиям и желаниям. Выделяются 3 аспекта аффекта: 1)энергетический компонент инстинктивного влечения 2)процесс разрядки - 3.Фрейд рассматривал эмоции как разрядку инстинктивной энергии. Согласно З.Фрейду, воспринимаемый предмет служит инициатором бессознательного процесса. Этот процесс мобилизует бессознательную инстинктивную энергию. Если для этой энергии нет открытых свободных путей выхода (если инстинктивные требования конфликтны), (та находит разрядку через другие каналы. Эмоция возникает как разрядка энергии. 3)восприятие окончательной разрядки Психоанализ касался прежде всего отрицательных аффектов, Фрейд большое внимание уделял защитным механизмам, но особо выделял механизм подавления. Если подавление неудачно, возникает конфликт межлу бессознательными и предсознательными системами. Поскольку такой аффект отрицателен и связан с конфликтно окрашенным представлением, он может ограничить функции Я и способствовать психич заболеванием. Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением. Эмоциональные состояния различны, переходят одно в другое с течением времени, иногда – в прямую противоположность. Эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Эмоции являются одним из наиболее сложных и неуловимых предметов исследования. Поэтому, наверное, проблема эмоций нашла неоднозначное толкование в психологии. Рассмотрим основные подходы к исследованию эмоций. 1. Психофизиологический подход Джемса-Ланге. Этот подход основывается на тесной связи между эмоциональными и физиологическими процессами. Американский психолог Джемс и немецкий — Ланге независимо друг от друга пришли к следующему заключению: эмоции возникают как вторичные явления на основе физиологических реакций. Например, человек печален, потому что он плачет, боится, потому что бежит. 3. Отечественный психолог П. И. Симонов» устанавливает в своей теории, названной им информационной теорией эмоций, тесную связь эмоций с потребностями. Он считает, что эмоция есть отражение актуальной потребности и возможности вероятного ее удовлетворена я субъекта есть информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, а также информация о средствах. которыми субъект располагает в данный момент. Если объем необходимой информации больше нежели объем имеющейся информации, то возникает отрицательная эмоция, если наоборот — то положительная. 4. В теории деятельности А.Н.Леонтьева эмоции_рассматриваются как одна из форм существования личностного смысла. Связь событий с мотивами непосредственно сигнализируется возникающими эмоциональными переживаниями. Потребности и мотивы. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. ОТВЕТ Потребность – нужда организма Мотив – опредмеченная потребность. Предмет потребности – то, что может удовлетворить ее. Когда потребность «встречает» свой предмет, возникает мотив (конкретное воплощение потребности в данной ситуации) Появление новых предметов создает потребности. Потребность повышает активность организма и направляет, детерминирует поведение. Классическая классификация рассматривает: • физиологические • социальные • духовные Леонтьев утверждает, что все человеческие потребности социальные. Способы удовлетворения потребностей опосредованы обществом. Структура потребностей по Леонтьеву: 1. Любая деятельность полимотивирована 2. Мотивы взаимосвязаны 3. мотивы образуют иерархическую структуру 4. мотивы на верху иерархии – ведущие или смыслообразующие 5. мотивы внизу иерархии – подчиненные или мотивы-стимулы Мотивация – система мотивов, детерминирующих деятельность в одной из сфер жизни. Классификации: Классическая (традиционная) классификация: физиологические; социальные; духовные (идеальные). Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Социальные потребности - это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах - потребность <для себя>, противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности - потребностями <для других>. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов. Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную. В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, чаще всего, превышают эти нормы. Иерархия потребностей А. Маслоу 1. Биологические потребности 2. Потребности безопасности 3. Потребности принадлежности 4. потребности в успехе 5. самоактуализация Согласно Маслоу: · Все потребности врожденны, но проявляются постепенно · Для перехода на следующий уровень потребности предыдущего уровня должны быть удовлетворены. · Все уровни потребностей кроме высшего (самоактуализации) – дефицитарные, т.е. для их удовлетворения требуется восполнение чего-либо. Потребности в теории Курта Левина Потребности – динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения. · истинные – действуют постоянно или в течение длительного периода; могут быть биологически обусловлены, иметь врожденный характер · квази-потребности – действуют в определенной ситуации, не врождены, социально обусловлены. Развитие мотивационной сферы имеет следующие этапы. А. Н. Леонтьев: развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Ведущая деятельность: 1. Деятельность, в которой формируются главные новообразования; 2. Формируются и закладываются основы будущей личности; 3. Закладываются основы следующей ведущей деятельности. Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида: 1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок - общественный предмет»); 2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера - «ребенок - общественный взрослый»). 1. Младенчество - ведущая деятельность - общение в непосредственно-эмоциональной форме. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. Но к концу первого года потребностей стало больше, но не развивались возможности их удовлетворения. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования -ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир. 2. Предметно-орудийная деятельность. Освоение физического мира, освоение общественно выработанными способами. Общение стало по поводу предметной деятельности. Взрослые раскрывают для ребенка общественные формы действования с предметом. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых, но непосредственно в мире взрослых он жить не может. 3. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеального - сюжетно-ролевая игра. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Нарабатывается учебная мотивация. Ребенок понимает, что ему надо учится. Он еще маленький. 4. Учебная деятельность. Деятельность направлена на усвоение новых знаний. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил. По окончании этого периода наступает подростковый кризис, а мир взрослых все еще для него закрыт. Негативное отношение ко взрослым и ребенок уходит в круг сверстников. 5. Подростковый возраст. Интимно-личностное общение. Формирование самосознания, нравственное развитие, планы будущего, самоопределение. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности. 6. Старший школьный возраст. Учебно-профессиональная деятельность. На основе сформировавшихся жизненных смыслов, человек выбирает себе ведущую деятельность. Но разнообразие этих деятельностей обусловлено социальной средой. У некоторых людей продолжается это движение - рост потребностей, приобретение возможностей (присвоение общественного опыта). Но в зрелом возрасте может наступить этап отдачи обществу своего опыта. Концепцию Эльконина можно рассмотреть в плане Леонтьевского сдвига мотива на цель. Сначала были какие-то мотивационные образования. Затем ставилась определенная цель (достижение инструментальной оснащенности для удовлетворения потребностей), т.е. происходила передача цели мотивационных свойств. Достижение этой цели включало человека в новые социальные отношения, под воздействием которых происходит формирование мотивационных отношений и т. д. (т. е. сдвиг мотивации к некоторой жизненной цели). Мотивационная сфера изменяется и развивается на протяжении всей жизни. Факторы: · изменение условий жизни · появление жизненно-важных мотивов · исчезновение мотивов · сдвиг мотива на цель Отражение как психологическая категория. ОТВЕТ Психическое отражение реальности есть субъективный образ, который означает принадлежность образа реальному субъекту жизни. Связь образа воспроизводит поляризованность всякого жизненного процесса, на одном полюсе которого стоит активный ("пристрастный") субъект, на другом – "равнодушный" к субъекту объект.Иначе обстоит дело, когда мы рассматриваем образ на психологическом уровне – в качестве психического отражения. В этом качестве он выступает, напротив, во всем своем богатстве, как впитавший в себя ту систему объективных отношений, в которой только реально и существует отражаемое им содержание. Тем более сказанное относится к сознательному чувственному образу – к образу на уровне сознательного отражения мира. “Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный: Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке. Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока.В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта: 1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма. 2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции. А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его. Таким образом, психические явления во всем многообразии своих проявлений выступают как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности, как образы предметов и явлений окружающего мира, как единство реального бытия и его отражения. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно – через отношение его к объективному миру» Понимание базовых, ключевых характеристик отражательной природы психического. В качестве таковых характеристик выделяются: 1. психика, рассматриваемая как особая форма отражения, присущая высшим животным, т. е. возникающая на определенном этапе развития живого мира. Различные формы психического отражения выступают как свойство (атрибут) органической материи (живого организма вообще и человеческого мозга в частности); 2. адекватность психических явлений окружающей действительности; 3. психика как система отражения, в которой слиты воедино и сама отражающая система, и носитель отражения; 4. объективизация содержания отражения (превращение его в субъективную реальность и приобретение предметного значения для живого организма и смыслового для каждого конкретного человека). Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира, а также выполняют функции регуляции поведения и деятельности, которые проявляются следующим образом: психическое выступает как регуляторная система, определяющая функционирование соматической и ментальной подсистем человека; адаптивный характер психического отражения позволяет живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности; антиципация (предвосхищение) является одним из важных свойств психического отражения, обеспечивая возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат потребностного будущего Так, в отечественной психологической литературе наиболее часто используется классификация уровней и форм психического отражения, предложенная А. Н. Леонтьевым и К. Э. Фабри, а также А. Г. Маклаковым и Р. С. Немовым В данной классификации авторами выделяются стадии элементарной сенсорной психики и ее уровни: низший и высший, а также перцептивной психики и ее уровни: низший, высший и наивысший. Несомненным преимуществом классификации является то, что каждому выделенному уровню соответствуют представленные особенности поведения, присущие тем видам живых существ, которые достигли этого уровня развития. Категория общения. Структура общения. Виды общения. ОТВЕТ В социальной психологии нет однозначного понятия «общение», его понимают и как коммуникацию, и как деятельность, и как специфическая форма взаимодействия субъектов. Общение — это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых живых существ, в том числе — для человека. Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Общение — это особый вид деятельности и выступает как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев). Категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения “субъект — субъект(ы)”. В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п (Б.Ф. Ломов). Г.М. Андреева видит общение как взаимосвязь трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Общение в системе межличностных отношений. Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. Структура общения. Виды общения (взяла из книги Е.П. Ильина «Психология общения») • Прямое и косвенное • Целевое (удовлетворение потребности в общении) и инструментальное (вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности) • Вербальное (как разговор – типы: формализованный, полуформализованный и неформализованный) и невербальное, проксимальное (через расположение людей в пространстве) • Межличностное (2-3 общающихся), личностно-групповое (человек и группа) и межгрупповое • Деловое/неделовое (личностное) • Ритуальное (целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала), манипулятивное (цель использовать партнера по общению в своих целях), гуманистическое (личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении, одна из форм – доверительное общение) • По А.А. Леонтьеву: социально-ориентированное (изменение группы), предметно-ориентированное (регуляция деятельности) и личностно-ориентированное (изменение личности) • Кратковременное (создание первого впечатления) и длительное Представление о сознании в современной психологии. Сознание как высшая форма отражения. ОТВЕТ В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл. |