Ответы на государственный экзамен по психологии. Психология это наука, изучающая поведение и психические процессы людеи и животных.В буквальном смысле слова психология это учение о психике Объект изучения
Скачать 1.08 Mb.
|
процесс интериоризации – процесс перехода внешних орудий во внутренние; формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта. Этапы научного творчества: 1. Период гуманитарных интересов 1913-1917 (история, театр, философия, литература, психология искусства - диссертация на тему «Психология искусства»), 2) психорефлексологический период 1917-1924 (применение рефлексологического метода в психологии; опора на условно-рефлекторный принцип объяснения поведения; поддержка реактологии Корнилова) работы: «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей»; «Методика рефлексологического и психологического исследования» 3) дефектологический период 1924-1927 (лаборатория психологии аномального детства, институт аномального детства, методология; дефект – социальный вывих, важно выделять первичный, вторичный, третичный дефект при изучении детей с патологиями) работы: К психологии и педагогике детской дефективности», «Принципы воспитания физически дефективных детей», «Психология искусства», «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса» 4) инструментальная психология 1927-1931 (исследования знака; схема: стимул-стимул-реакция, где посредником между внешним объектом и ответной реакцией является особый стимул «знак», знак – инструмент, при оперировании которым из первичных психических процессов возникает система функций второго социокультурного порядка=ВПФ), 5) педологический период (изучает эволюцию значения знаков в умственной жизни ребенка) работы: «Проблемы культурного развития ребенка», «Педология младшего школьного возраста», «Педология подростка», «Орудие знак», «История развития ВПФ» 6) проблемы развития понятий; проблема аффективно-мотивационного аспекта мышления, проблема обучения и развития (ЗБР), проблема взаимоотношения личности с среды. 1931-1934 Работы: Мышление и речь; Умственное развитие детей в процессе обучения», «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства». Исследования малых групп в социальной психологии. Динамические процессы в малой группе. ОТВЕТ Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Основные направления исследования: 1) Социометрическое. Дж. Морено выделил 2 структуры отношений: макро- («пространственное» размещение индивидов в различных фомах их жизнедеятельности) и микросруктуру (психологические отношения индивида с окружающими его людьми). Несовпадение макро- и микроструктур вызывает все напряжения и конфлкты. Задача в перестройке макроструктуры под микроструктуру. Метод социометрии – исследование только межличностных отношений и эмоциональных контактов между людьми. Недостаток – нельзя использовать как общий метод изучения малых групп, при исследовании эмоциональных контактов нет ответа о мотивах выбора. 2) Социологическое. Связано с экспериментами Э. Мэйо (производительность труда и освещенность). Мэйо предположил, что на производительность влияет сам факт участия работниц в эксперименте, это проявление чувства социабельности – ощущение «принадлежности» к какой-то группе. Он открыл два типа структур в малой группе (формальная и нефромальная). 3) Школа «групповой динамики». Связана с именем К. Левина и опиалась на его «теорию поля». Центральная идея теории поля – законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. Основная проблематика сводилась к следующему: природа групп, условия формирования, условия успешного функционирования. Динамические процессы в малой группе. Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях: 1) данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, школа К. Левина; 2) это определенные методики, которые используются при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. «Групповая динамика» в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов; 3) это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие. Важнейшими процессами являются: образование малой группы, групповая сплоченность, лидерство, принятие групповых решений, эффективность группы. Образование малой группы. Малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества, причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы. Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое оформление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. Феномен группового давления – конформизм. В социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Эксперимент С. Аша (длина линии) выявил явление внушаемости. Вывод: конформность не строго личностная характеристика, степень конформности зависит от ситуации эксперимента и состава группы. М. Дойч и Г. Джерад разработали «информационную теорию конформности». Выделили 2 вида группового влияния: нормативное (влияние большинства и его мнение – норма) и информативное (влияние меньшинства – информация, на основе которой должен осуществиться выбор). Групповая сплоченность. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Уровни сплоченности: развитие эмоциональных контактов; совпадение у членов группы основной системы ценностей, связанных с совместной деятельностью; интеграция группы, проявляющаяся в разделении общих целей групповой деятельности. Лидерство. Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Принятие группового решения. Групповая дискуссия предшествует принятию решения. В экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе были выявлены две важные закономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации, 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Формы групповой дискуссии: брейнсторминг – Осборн, метод синектики Гордона. При изучении сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений было обнаружено явление поляризации. Сущность заключается в раскрытии противоположных мнений и принятие или отвержение их большей частью группы. Эффективность группы. Часто в исследованиях под нею понимают продуктивность группы (производительность труда), так как исследования проводились на рабочих группах. Но продуктивность лишь один из показателей эффективности группы, другой – удовлетворенность членов группы групповой деятельностью. Основные идеи французской социологической школы и их развитие в современной психологии. ОТВЕТЫ Изучает вопрос о социальной природе человеческого сознания. Эмиль Дюркгейм, Леви Брюль, М. Гальбвакс, Ш. Блондель. Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов пришли к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Социальное существо в психике формируется обществом. (соц определяемая часть психики) Дюркгейм о социальной обсуловленности челов. сознания: чем примитивнее общ-ва, тем более сходны между составляющими их индивиды. Разнообразие тем значительнее, чем более развиты индивидуальные типы. Т.о., чем дальше мы углубляемся в историю, тем однородность становиться больше; с другой стороны, чем ближе к наивысшим социальным типам тем более развито разделение труда. У человека вместо инстинктов - сознание. В человеке 2 сущ-ва: индивидуальное (совокупность ощущений, чувственного опыта, деятельность) и социальное (сознание - как усвоение общественного опыта). Элементы общ. сознания - коллективные представления (безличны, устойчивы, оказывают принудительное воздействие. Сознание изменялось вместе с развитием общ-ва. Когда появилось разделение труда, к сознан. стали предъявл. новые требования - нужно выбрать свое место в новой сис-ме => сознание индивидуализируется. Первобытное с. - коллект. представления. Позже к ним прибавились индивид. представл. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма. Развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний Леви-Брюль: у первобытных людей нет представлений и душе. Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Они заменяются эмоциональными представлениями о партиципациях (или сопричастностях) которые, по мнению Леви-Брюля “сосуществуют и перекрещиваются, не сливаясь в ясное сознание подлинной единой индивидуальности”. Считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя – считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению). Член племени, тотема чувствует свое мистическое единство со своей социальной группой, с животными или растениями, являющиеся его тотемом. Ощущения сопричастности и единства, которые обновляются и усиливаются в определенные моменты (священные церемонии, ритуалы и т.п.) не парализуют друг друга, поскольку, для того чтобы стать предметом глубоких переживаний всех членов группы, они не нуждаются в выражении при помощи понятий. Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами. Проявление трудовой деятельности не являются плодом размышления и рассуждения. Они – продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом, религиозно – мистического характера (верования, магические обряды). Пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. По мере развития человечества происходило усложнение и детализация этого дихотомического видения природы человека, а сохранившиеся в обычаях и мифах партиципации выкристаллизовывались в представления о множественности души. В настоящее время фр. антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908), работая в русле Ф. с. ш., доказывает несостоятельность попыток противопоставить первобытное мышление современному и обосновывает положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества существует инвариантный слой — бинарные оппозиции (черное—белое, доброе—злое и т. п.), над которым надстраиваются исторически изменчивые уровни мышления. Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием Гальбвакс применил к анализу явлений памяти, а Блондель — аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития мышления ребенка. Основные положения французской социологической школы: 1. Человек биосоциален, т. е. имеет двойственную природу - биологическую, включающую в себя всю совокупность ощущений, чувственного опыта и деятельности, и социальную, включающую в себя усвоение общественного опыта, и это отличает человека от животного, которое не обладает социальной психикой. 2. Биологическая часть индивида имеет корни в его организме, а социальная формируется благодаря обществу, культуре, образованию и т. п., т. е. сознание социально обусловлено. 3. Коллективные представления, являясь структурой общества, закрепляются в языке и таким образом передаются из поколения в поколение и в индивидуальное сознание, при этом они не имеют высокой степени осознанности и понимания и часто могут носить аффективный характер. 4. Формирование мышления происходит не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознаний и представляется неосознанным. В этом состоит принципиальная ошибка данной школы в понимании сознания. 5. Сознание изменялось вместе с развитием общества. Когда появилось разделение труда, к сознанию стали предъявляться новые требования, обусловившие необходимость выбора индивидом своего места в новой системе, что в результате привело к индивидуализации сознания. Первобытное сознание включало в себя только коллективные представления, а позже к ним прибавились индивидуальные представления. 6. Умственная деятельность человека, так же как и его сознание, биполярна - она имеет как рациональную сторону, выражающуюся в общих логических законах мышления, так и иррациональную, составляющей которой являются религия, понятие о душе и иные верования, присутствующие в психике современного человека и по сей день. Подходы к определению внимания. Виды и свойства внимания. Развитие внимания в детском возрасте. ОТВЕТ БИЛЕТ 13 ПЛЮС Основные этапы развития детского внимания: Первые недели - рефлекторное внимание. 2-3 неделя - реакция слухового сосредоточения. 3-4 недели - зрительное сосредоточение. 1 месяц - облигаторное внимание. 2 месяц - внимание к центру зрительного поля. к концу 1 года - система исполнительного внимания. 1-4 года - развитие переключаемости внимания. 4-5 лет - развитие распределения внимания. 7 лет - управление и опосредование внимания становятся внутренними. 10-12 лет - возрастает объем и концентрация внимания. |