Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  • виды представлений

  • Единичные представления

  • Общие представления

  • Схематизированные представления

  • на основе восприятия

  • на основе мышления

  • на основе воображения

  • Непроизвольные представления

  • Произвольные представления

  • свойства представления

  • ВООБРАЖЕНИЕ

  • Непроизвольное (пассивное) воображение

  • Произвольное (активное) воображение

  • Творческое воображение

  • Психология управления


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеПсихология управления
    Дата05.03.2020
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.docx
    ТипДокументы
    #110939
    страница12 из 35
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   35
    Интеллект - это мышление особого рода; система психиче­ских процессов, обеспечивающих реализацию способности че­ловека оценивать ситуацию и принимать определённое решение. Следовательно, понятие интеллект объединяет все когнитивные (познавательные) способности индивида:ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

    В современном понимании интеллект - это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Интеллект отражает более широкую и глубокую способность по­знавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации. Различное содержание дея­тельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Интеллект - это способность к решению проблем без проб и ошибок (решение в уме).

    Принято различать два основных смысла термина «интел­лект» - эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определёнными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект - характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню ин­теллекта.

    Можно выделить несколько теоретических подходов к иссле­дованию интеллекта:

    структурно-генетический;

    когнитивный (познавательный);

    факторно-аналитический.

    Основателем факторно-аналитического подхода является анг­лийский психолог Чарлз Спирмен (1863-1945). Он выдвинул кон­цепции «генетического фактора» и «умственной энергии», уро­вень которой определяет успешность выполнения тестов.

    Известность в этом направлении получили модели и тесты Л. Терстоуна, Р. Кеттела, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка.

    Разработанные ими тесты широко используются в разных странах. Результаты тестирования обычно представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития).

    Существенными качествами интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, широта, логичность и доказательность мышления.

    Пытливость - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

    Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи.

    Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме­нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям и умением связывать теорию с практикой.

    Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

    Последовательность мышления выражается в умении уста­навливать логический порядок в решении различных вопросов.

    Гибкость мышления - способность человека широко исполь­зовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в но­вых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.

    Логичность мышления характеризуется строгой последова­тельностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

    Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

    Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критиче­ской оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

    Интеллект может выступать как показатель умственной энергии. Примерно к 20 годам интеллект достигает наибольшего расцвета.

    Перечисленные особенности мышления у разных людей соче­таются по-разному и выражены в различной степени. Это и ха­рактеризует индивидуальные особенности мышления.

    1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    Процесс мысленного воссоздания образов предметов и явле­ний, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека - форма индивидуального чувственного познания. В от­личие от восприятия представления могут носить обобщённый характер. Образы представлений, как правило, менее яркие и ме­нее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отраже­ние самое характерное для данного предмета. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему.

    Понятие «представление» имеет два значения. Одно значение данного термина обозначает образ предмета или явления, кото­рые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение - описы­вает сам процесс воспроизводства образов.

    Выделяют следующие виды представлений:

    • зрительные (образ человека, места, пейзажа);

    • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

    • обонятельные (представление какого-то характерного запа­ха - например, огуречного или парфюмерного);

    • вкусовые (представления о вкусе пищи - сладком, горьком и пр.)

    • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мяг­кости, твёрдости предмета);

    • температурные (представление о холоде и тепле);

    В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двига­тельный, у химика - обонятельный и т. д.

    Часто в формировании представлений участвует сразу не­сколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, чело­век одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупыр­чатую поверхность, его твёрдость, характерный вкус и запах.

    По степени обобщенности представления бывают: единич­ными, общими и схематизированными.

    Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определённого предмета или явления. Час­то они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

    Общие представления - представления, обобщённо отра­жающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

    Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пик­тограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

    По происхождению представления бывают: возникшие на ос­нове ощущений, восприятия, мышления и воображения.

    Большая часть представлений человека - это образы, возни­кающие на основе восприятия - то есть первичного чувственно­го отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректирует­ся картина мира каждого конкретного человека.

    Представления, сформированные на основе мышления, отли­чаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представле­ния таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

    Представления, сформированные на основе воображения, со­ставляют основу творчества - как художественного, так и научного.

    По степени проявления волевых усилий представления делятся на непроизвольные и произвольные.

    Непроизвольные представления - это представления, возни­кающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, на­пример - грёзы.

    Произвольные представления - это представления, возни­кающие под воздействием воли, в интересах поставленной цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

    Выделяются следующие свойства представления:

    • плоскостное изображение;

    • фрагментарность;

    • схематизация;

    • смещение цветовой гаммы в сторону основных цветов спек­тра, цветовая бледность по сравнению с первичным образом;

    • панорамность (выход за пределы перцептивного поля);

    • динамичность построения представления (образ возникает не сразу, а разворачивается в пространстве и времени);

    • временная инверсия (за 5 мин можно представить всю жизнь); непостоянство, текучесть образов;

    • обобщенность образов.

    Существуют следующие теории хранения представлений:

    1. теория образов - все представления хранятся в картинках, как фотографии в альбоме;

    2. теория пропозиции - информация хранится в кодированном, возможно цифровом, виде;

    3. теория двойного кодирования - некоторые слова сразу со­относятся с образами, а некоторые - через интерпретацию.

    В качестве показателей продуктивности представлений могут выступать:

    • яркость - чёткость, указывающая на степень приближения вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных);

    • точность образов, определяемая степенью соответствия об­раза объекту, воспринимавшемуся ранее;

    • полнота, характеризующая структуру образа, отражение в нём формы, размеров и пространственного положения объектов;

    • детальность представленной в образе информации.

    1. ВООБРАЖЕНИЕ

    Высший психический процесс отражения действительности в новых необычных формах, образах; способность человека к по­строению новых образов путём переработки психических компо­нентов, приобретённых в прошлом опыте. В воображении проис­ходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для вооб­ражения характерна высокая степень наглядности и конкретно­сти. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, ещё не существовав­шего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области. Развитое воображение - залог формирования творческого взгляда на мир.

    Воображение связано с мышлением. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не со­вершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с ко­торыми он раньше не встречался. Воображение дополняет воспри­ятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счёт обобщения, со­единения с чувствами, ощущениями, представлениями.

    При правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его пе­рестройки. Вместе с тем, в результате отхода от действительности человек может представлять себе окружающий мир искаженно.

    Воображение бывает: непроизвольным, произвольным и после- произвольным.

    Непроизвольное (пассивное) воображение самый простой вид воображения. Оно происходит без определённого намерения, при ослаблении сознательного контроля над течением своих представлений. При непроизвольном воображении образы возни­кают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (гипноз, сновидения, фантазии). Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопро­извольно, изменяются, сменяются, соединяются, принимая ино­гда самые фантастические формы.

    Пассивному воображению характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображе­ние может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непред­намеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстрой­ствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение проду­цирует специально создаваемые образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грёз свидетельствует об опреде­лённых дефектах развития личности.

    Произвольное (активное) воображение - это преднамерен­ное построение образов в связи с сознательно поставленной зада­чей в том или другом виде деятельности. При произвольном во­ображении человек по собственному желанию, усилием своей воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет рабо­тать свое воображение.

    Активное воображение развивается уже в детских играх, в ко­торых дети берут на себя те или другие роли (лётчика, машини­ста поезда, доктора и т. д.).

    Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда. Труд требует деятельности воображения, отчёт­ливых представлений того предмета, который должен быть сде­лан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

    Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

    Творческое воображение - это самостоятельное создание об­разов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности - неотъемлемая сторона технического, художест­венного и любого иного творчества.

    Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого бу­дущего, то есть в возникновении мечты.

    Мечта - это особый вид воображения. Особенностью вооб­ражения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока ещё не осуществлённого, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого. В своих мечтах люди рисуют яркие картины будущего в самых различных областях своей деятельно­сти. Мечта - желание, идеализированная цель, сулящая счастье. Мечта может быть у любого человека, но также говорят о мечте социальных групп, общественных классов. Мечта является одной из основных тем романтической литературы, кинофильмов. Обычно полагают, что мечтательность присуща молодому поко­лению. Мечта также является идеологическим клише, используе­мым в пропаганде, например «мечта о свободе», «мечта о свет­лом будущем», «мечта о безопасных отношениях».

    Активное воображение - это диалог, который человек ведет с различными частями своего «я», живущими в бессознательном: бессознательные образы поднимаются на уровень воображения, как это они делают в сновидениях.

    Юнг расценивал использование активного воображения как способ развития самопонимания.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   35


    написать администратору сайта