Главная страница
Навигация по странице:

  • Противодействие (инверсии)

  • Проекция

  • Изоляция

  • Психосексуальные стадии развития

  • Метод свободных ассоциаций

  • метода свободных ассоциаций

  • Толкование сновидений

  • СОЗДАНИЕ НОВЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ. ПОСТФРЕЙДИСТЫ

  • Неофрейдизм

  • Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм

  • КАРЛ ЮНГ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • аналитической психологии и психотерапии.

  • Интроверты

  • Мышление

  • Ощущение

  • коллективном бессознательном

  • толкование архетипических образов

  • Психология управления


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеПсихология управления
    Дата05.03.2020
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.docx
    ТипДокументы
    #110939
    страница15 из 35
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   35
    Вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного. Вытеснение часто является источником заболеваний (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Даже при полном подав­лении желаний (болезненные переживания настолько заглушены, что человек их забывает), они косвенно влияют на его здоровье и поведение человека. При частичном подавлении, (человек стара­ется о них не думать), они «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и т.п.

  • Отрицание - отрицание какого-либо события как «неправ­ды». Человек совершенно безразличен к логике, не замечает про­тиворечий в своих суждениях.

  • Рационализация - попытка оправдать своё неправильное по­ведение. Как правило, оправдания и объяснения не соответству­ют истинной причине совершённого поступка.

  • Противодействие (инверсии) - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. Например, ребёнок первоначально хочет получить материнскую любовь, но, не имея этого, начинает испытывать прямо противо­положное желание - досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе.

  • Проекция - приписывание другому человеку своих собствен­ных качеств, мыслей, чувств и т.п.

  • Замещение - проявление эмоционального импульса переад­ресовывается от более угрожающего объекта или личности к ме­нее угрожающему. Например, ребёнок после того как его наказа­ли родители, толкает свою младшую сестрёнку, ломает её игруш­ки. Сестра замещает родителей, на которых сердит ребёнок.

  • Изоляция - отделение угрожающей части ситуации от осталь­ной психической сферы.

  • Регрессия - возвращение на более ранний, примитивный, спо­соб реагирования.

  • Психосексуальные стадии развития

  • Оральная стадия. Потребности и удовлетворения у младен­ца концентрируются в основном на его губах, языке и зубах. По мере взросления развиваются новые области тела. У взрос­лых остаётся много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий: еда, сосание, жевание, курение и т.п.

  • Анальная стадия. Между двумя и четырьмя годами дети учат­ся контролировать мочевой пузырь. Результат такого контроля становится источником удовлетворения для ребенка. Некоторые черты у взрослых (аккуратность, бережливость и т. п.) переходят из анальной стадии.

  • Фаллическая стадия. В этот период ребенок чувствует сексу­альные различия. Ему кажется, что родители друг-другу уделяют большее внимание, чем ему. Мальчик хочет близости с матерью, «отец приобретает черты соперника. В то же время ребёнок хочет любви и привязанности своего отца, - и в этом отношении сопер­ницей оказывается мать. Мальчик оказывается в невыносимом положении желания и страха по отношению к обоим родите­лям... Любовь и сексуальное влечение к матери никогда не могут быть полностью разрешены.

  • В детстве весь комплекс полностью подавлялся. Держать его в области бессознательного, удерживать от внешнего проявления, даже от того, чтобы размышлять о нем, - таковы одни из первых задач развивающегося Суперэго. Что-то подобное происходит и с девочками. «Девочка хочет обладать отцом и видит в матери ос­новную соперницу. Если мальчики подавляют свои чувства из страха кастрации, то у девочек потребность подавления желаний менее остра, менее тотальна».

  • Генитальная стадия. Это стадия половой зрелости, возвраще­ние либидинозной энергии к половым органам, стадия поиска пу­тей удовлетворения эротических потребностей.

  • Метод свободных ассоциаций

  • Понятие «ассоциации» - одно из древнейших в психологии. Его можно встретить уПлатона иАристотеля. Подобно тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе мудрость веков, обогаща­лись новым содержанием.

  • Закон образования ассоциаций веками считался главным зако­ном психологии. Он гласил, что если какие-либо объекты вос­принимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечёт за собой осознание другого. Так, взглянув на какую-то вещь, человек вспоминает её отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами упрочилась связь-ассоциация.

  • Фрейд считал, что, ассоциации следует вывести из под контро­ля сознания. Они должны быть свободными. Так родилась проце­дура психоанализа, его технический приём. При наблюдении за психическими процессами, Фрейд отказался от контролирующей роли сознания, объясняя это тем, что в данном случае сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта. Тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

  • Используя метод свободных ассоциаций, Фрейд предлагал па­циентам расслабиться и говорить всё, что приходит им в голову, объясняя это тем, что случайные мысли и представляют собой забытое продолжение воспоминания. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства пациентов явля­ются подавленные сексуальные желания (либидо). При наруше­ниях развития либидо (например, при фиксации на матери - Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявля­ется в виде симптомов психического заболевания.

  • Также неудовлетворённое влечение может быть перенаправле­но на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией, проявления подавленных сексуальных желаний мо­гут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человече­ского сознания).

  • Многие из современных психоаналитиков не признают подав­ленную сексуальность источником всех психических рас­стройств, преимущественно сексуальное значение образов в сно­видениях также подвергается сомнению. В то же время, введён­ное Фрейдом понятие бессознательного, метод исцеления психи­ческих болезней путем осознания истинной скрытой причины симптомов и рассмотрение психических процессов как взаимо­действия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современной психотерапии и теорий личности.

  • Толкование сновидений

  • По мнению Фрейда с помощьюсновидения открывается нали­чие интенсивной психической жизни в глубинах мозга.

  • Проблема заключается в том, какими способами нужно оты­скивать скрытое содержание, деформированную бессознатель­ную истину, которая таится в каждом сновидении. Чем оно запу­таннее, тем больше значимость скрытого содержания для челове­ка. С помощью сопротивлений бессознательного, участки памяти устанавливают барьеры для собственной защиты. Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли.

  • Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемле­мыми для сознания, что позволяет им преодолеть цензуру, с по­мощью которых сновидение раскрывает скрытые, часто недос­тупные мысли, которые из бессознательного проникают в созна­ние. Фрейд показывает, что сновидение, несмотря на внешнюю непонятность и бессвязность, обладает смыслом, который можно раскрыть только с помощью психоанализа.

    1. СОЗДАНИЕ НОВЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ. ПОСТФРЕЙДИСТЫ

    1. Ещё при жизни Фрейда шла бурная полемика по теоретиче­ским и практическим вопросам психоанализа. Большинство вра­чей (в том числе и Фрейд) признавали, что теоретический метод психоанализа подходит лишь для очень ограниченной группы пациентов и патологических состояний.

    2. В начале 1910 г. начинаются разногласия между Фрейдом и его сторонниками. Некоторые из ранних последователей Фрейда покинули его, образуя собственные теории и школы. Некоторые видные теоретики и врачи расширяли психоанализ новыми под­ходами.

    3. После смерти Фрейда появляется несколько школ, поддержи­вающих взгляды Фрейда.

    4. Карл Юнг создал свою психоаналитическую теорию, согласно которой личность человека состоит из трёх взаимодействующих систем: сознания, индивидуального бессознательного и коллек­тивного бессознательного.

    5. Альфред Адлер создал теорию индивидуальной психологии, ко­торая рассматривает личность как часть социальной системы, подчеркивая уникальность каждого индивидуума.

    6. Эрих Фромм создал теорию под названием гуманистический психоанализ, рассматривая личность как противодействие между врождёнными потребностями и нормами социума.

    7. Карен Хорни значительно расширила рамки психоаналитиче­ской теории, распространив её на женщин.

    8. Эрик Эриксон создал теорию циклов человеческой жизни.

    9. Анна Фрейд, Мелани Клейн, другие видные теоретики и врачи остались верны идеям Фрейда, пополнив практику психоанализа новыми подходами и методами.

    10. Карл РоДжерс, Абрахам Маслоу и другие американские учё­ные занимались вопросами психологического здоровья и роста.

    11. Неофрейдизм

    12. В процессе соединения психоанализа с американскими социо­логическими и этнологическими теориями (в частности, школой культур антропологии) создаётся новое направление в психоло­гии, психиатрии, социологии и философии - неофрейдизм, полу­чившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и некоторые другие представители психоанализа. Всех их объединяет приверженность определенным идеям и установ­кам фрейдизма, а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его социологизации.

    13. Исходным положением неофрейдизма явился так называемый принцип социального или культурного детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Психиче­ские нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение "социальной идентично­сти" трактуется как патология.

    14. Неофрейдизм или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и пси­хическими структурами ("социальное бессознательное", Фромм).

    15. Общую концепцию межличностных отношений развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к другим ли­цам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существо­вание личности как таковой рассматривается как иллюзия, а лич­ность - лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастическими образами ("персонификациями"), возникающи­ми в процессе социального общения.

    16. Цель психотерапии неофрейдизм видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни. Несмотря на различия в некото­

    17. рых вопросах, неофрейдисты были едины в том, что для понима­ния человеческой природы, намного важнее рассмотрение соци­альных и культурных факторов, нежели биологических. По их мнению, теории инстинктов и либидо устарели, т.е. эдипов ком­плекс, образование Суперэго и надуманная неполноценность женщины - это культурные особенности, а не универсальные ха­рактеристики; и, хотя возможны биологические причины возник­новения оральной и анальной фаз, последние могут значительно видоизменяться под действием культурных факторов.

    18. В изучении образования характера, тревожности и неврозов акцент смещён на «межличностные взаимоотношения». Не ха­рактер является результатом сексуального развития, а, наоборот, характер определяет сексуальное поведение. Ниже рассматрива­ются основные идеи психологических теорий и школ.

    19. КАРЛ ЮНГ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    20. По способу восприятия информации Юнг делит всех людей на два типа: интроверты и экстраверты.

    21. Он развил учение

    22. о коллективном бессознательном.

    23. Юнг Карл Густав (1875 - 1961), швейцарский психолог и фи­лософ, основатель «аналитической психологии», родился 26 ию­ля 1875 года в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. В 1900 - 1906 гг. работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента из­вестного психиатра Э.Блейера.

    24. На протяжении нескольких лет Юнг поддерживал психоанали­тические идеи Фрейда. В 1912 году между Юнгом и Фрейдом происходит разрыв. Юнг создаёт новое направление в психоло­гии, которое получило название аналитической психологии и психотерапии. Оно является критическим переосмыслением ря­да психологических идей и концепций Фрейда. Несмотря на то, что аналитическая психология приобрела статус самостоятель­ного существования, а его современные представители стремятся отмежеваться от психоанализа Фрейда, тем не менее, очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства. Сам Юнг в докладе «Цели психотерапии» отмечал, что «рассмат­ривает свою терапевтическую технику как прямое продолжение и развитие фрейдовского метода свободных ассоциаций. Некото­рые сходства и расхождение между Юнгом и Фрейдом сущест­вуют и в вопросах толкования личности.

    25. Фрейд считал, что бессознательное занимает исключительное место в жизнедеятельности человека. Центр личности - это Я (сознание). Юнг считал, что «значение бессознательного при­мерно эквивалентно значению сознания». Центральное положе­ние занимает Самость (объединяющая сознательные и бессозна­тельные представления в некое единство).

    26. Юнг занимался типологией личности. Он классифицировал людей по их познавательной деятельности. По способу воспри­ятия информации всех людей Юнг делит на два типа: интроверты и экстраверты.

    27. Интроверты - это люди, обращённые во - внутрь, больше за­ботящееся о своём внутреннем мире, экстраверты - люди, обра­щенные к объекту, к внешней действительности. Они более об­щительные и энергичные. Каждый тип имеет направленность. Чтобы конкретизировать эти направленности для каждого типа, Юнг выбрал четыре функции: чувства, мышление, ощущение, интуиция. Таким образом, он получил восемь типов.

    28. Мышление даёт человеку возможность сравнивать, сопостав­лять, обобщать, выводить умозаключения. Чувства определяют ценность вещей, позитивную или негативную, дают субъектив­ные переживания радостей и удовольствий, боли и страха, гнева и горя, любви и страдания. Ощущение посредством зрения, слу­ха, обоняния, прикосновения передаёт конкретную действитель­ность реального мира. Интуиция на основе бессознательных процессов, протекающих в мозгу человека, создаёт возможность предугадывания будущих явлений.

    29. Рассмотрим пример. Представим себе тихий вечер, луну, ос­вещающую всё вокруг, тёмное небо с бесконечным множеством звёзД на небе и человека, который, запрокинув голову, смотрит вверх. Каждый человек различные явления воспринимает по- своему. Например, если у человека доминируют чувства, то он будет любоваться красотой вечернего неба, луны и звёзд; если доминирует функция мышления, то он будет пытаться понять суть мироздания, движения планет.

    30. Любой реальный человек несёт в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как про­тивоположная пара они следуют закону противоположностей (чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведёт к воз­никновению другой, ей противоположной).

    31. Своё знаменательное учение об интровертированных и экст- равертированных типах личности Юнг создал, исходя из предпо­ложения, что в картине мира присутствуют внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к од­ному, то к другому полюсу, в зависимости от темперамента и склонностей.

    32. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в об­разах которого (так называемых архетипах) видел источник об­щечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений. Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

    33. Несмотря на интерес к психоанализу, Юнг не отступил от мис­тицизма. Сновидения, мифы, религиозные верования - всё это можно использовать как средство для лечения некоторых заболе­ваний. Юнга не удовлетворяло толкование сновидений как раз­личных вариаций эдипова комплекса, поскольку такое толкова­ние не признавало созидательной перспективы сновидения. Его концепция состоит в том, что символ не представляет собой осознаваемые мысли и чувства, способные преобразовать психи­ческую энергию - либидо. В одной из более поздних работ Юнг предложил метод "активного воображения".

    34. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг раз­вил учение околлективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой симво­лики, в том числе мифов и сновидений («метаморфозы и символы либидо»).

    35. Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществлениеиндивидуали­зации личности.

    36. Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписы­валось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался. Он отрицал идеи, согласно которым личность полно­стью детерминирована её опытом, обучением и воздействием ок­ружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Окружающая среда лишь выявляет то, что уже было в ней заложено.

    37. По мнению Юнга, существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая за­ставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. Этиархетипы, влияют на наши мысли, чувства, поступки.

    38. «Бессознательное, как совокупность архетипов, является осад­ком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его са­мых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным по­лем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет

    39. индивидуальную жизнь.». К. Г. Юнг, «Структура Души», раздел «Проблемы души нашего времени» (Москва, 1993, с. 131).

    40. Лечение, по Юнгу, идёт по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто «перекачкой» бессознатель­ного в сознание
      1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   35


  • написать администратору сайта