Главная страница
Навигация по странице:

  • «Я»

  • помехами для роста

  • КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. ЗИГМУНД ФРЕЙД.

  • будучи подавленными, инстинкты не исчезают.

  • причинно-следственных структур

  • классического пси­хоанализа

  • Личность по Фрейду

  • топографической модели

  • Структура личности

  • Сверх-Я (Суперэго)

  • Соотношение структурной и топографической моделей

  • Влечение к жизни (инстинкт жизни)

  • Направление энергии

  • Фрустрации. Защитные механизмы

  • Психология управления


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеПсихология управления
    Дата05.03.2020
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.docx
    ТипДокументы
    #110939
    страница14 из 35
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   35
    Уильям Джеймс (1842-1910) получает великолепные результа­ты в области сознания, эмоций, воли, памяти.

  • Джеймс опубликовал свою теорию сознания за пять лет до по­явления трудов Брайера и Фрейда. По теории Джеймса, существу­ет два вида памяти - вторичная и первичная. Вторичная память является хранилищем огромного запаса информации, которая на­капливается в жизни. Первичная память в нужное время находит нужное воспоминание и передает его в сознание. Важным вкладом Джеймса в психологию духовности был его анализ мистического сознания. Он утверждал, что источник религии - это переживания человека, поэтому религия находится внутри индивида.

  • Джеймс исследовал фундаментальные концепции психологии, включая природу мысли, внимания, привычек, воли и эмоций. «Я» он рассматривает в трёх аспектах: реальное (материальное «Я»), социальное «Я» и духовное «Я».

  • Реальное «Я» включает те элементы, с которыми мы себя идентифицируем как личность, - это не только наше тело, но так­же и наше имущество, дом, друзья и семья. Любой человек или предмет, с которым индивид отождествляет себя, могут рассмат­риваться как часть его (или её) реальной (материальной) личности.

  • Социальное «Я» - это набор личных привычек, которые создают опору для наших взаимоотношений с другими людьми. Это изме­няющаяся, мягкая и податливая, поверхностная сторона личности.

  • Духовное «Я» это активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная сущность индивида. Это также то место, откуда исхо­дят волевые решения, где находится источник внимания и усилия.

  • Почти все современные теории сознания приняли модель, предложенную Фрейдом, согласно которой наша психика делится на две неравные части: сознание и более сложное и неопределён­ное подсознание. Независимо от Фрейда, Джеймс предложил другой вариант объяснения того, как приходят и уходят наши мысли. По его мнению, сознание имеет определённую и более туманную части (ядро и периферию).

  • По теории Джеймса, росту способствует стремление к повы­шению благосостояния, а помехами для роста являются невы­сказанные эмоции, слишком сильные эмоции, взаимное непони­мание. Блокировка эмоций может привести к психическому срыву или физической болезни. Поэтому следует освободиться как от хорошей, так и от неприятной эмоций. Например, чувства храбрости, щедрости, сострадания необходимо поскорее перево­дить в действие. Неумеренное выражение чувств тоже может привести к отрицательным последствиям. Например, избыток любви приводит к зависимости, избыток преданности - к фана­тизму, «слепота» (неправильная оценка реальности) - к ошибоч­ным выводам.

  • Джеймс разработал теорию прагматизма, согласно которой истинные идеи это те, которые могут быть проверены, подтвер­ждены, обоснованы. В своих исследованиях Джеймс использовал как научные, так и ненаучные методы (медитация, гипноз, теле­патия).

  • КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. ЗИГМУНД ФРЕЙД.

  • Подавленные нестандартные желания никуда не исчезают, они остаются в вашем бессознательном и, пытаясь вырваться наружу

  • в искажённом виде, делают психику неустойчивой.

  • Основатель психоанализа австрийский врач и психолог Зиг­мунд Фрейд (1856 - 1939) родился 6 мая 1856 года во Фрайбурге (ныне Пршибор, Чехия). В четырёхлетнем возрасте он с семей переехал в Вену, в 1938 году, чтобы спастись от немецкой окку­пации он бежал в Англию.

  • В 1873 году Фрейд поступает на медицинский факультет Вен­ского университета. В студенческие годы он работал в физиоло­гической лаборатории Эрнста Брюкке. В эти годы опубликовал ряд статей по анатомии и неврологии. В возрасте 26 лет Фрейд получает учёную степень. После защиты диссертации работал врачом, затем преподавателем. Но первостепенными для него остались интересы в области научных исследований.

  • С 1884 года Фрейд начинает свои исследования, связанные с кокаином, и показывает возможности использования кокаина для лечения как физических, так и психологических нарушений.

  • Затем Фрейд проявляет интерес к гипнозу, как терапевтиче­скому инструменту, изучает динамику истерии. Он пришёл к вы­воду, что «Симптомы истерических пациентов зависят от по­трясших их, но забытых моментов жизни (травма)». Терапия ос­новывалась на том, чтобы заставить пациентов вспомнить и вос­произвести эти переживания под гипнозом (катарсис). Однако, считая, что гипноз не позволяет эффективно восстанавливать в памяти травматические воспоминания, Фрейд отказывается от гипноза и выбирает методику свободного высказывания.

  • Чтобы описать свою методику, в 1896 году впервые он ис­пользовал термин «психоанализ». Объясняя сущности бессозна­тельного, Фрейд показывает, что человек в повседневной жизни тоже раскрывает подавленные желания.

  • Научные идеи Фрейда перевернули традиционное представле­ние о природе и психике человека. Исследуя тёмные, закрытые для философии и нравственности стороны психики, Фрейд разработал новые способы лечения психических заболеваний. Они помогают людям определить экстремальные состояния страха и травматиче­ские последствия и найти правильные методы их лечения.

  • Фрейд отмечает, что, будучи подавленными, инстинкты не исчезают. Их можно только оттеснить из сознательной части психики в бессознательную часть. Скопившись в этой таинст­венной области психики, они порождают беспокойство, рас­стройства и болезни.

  • Фрейд показывает роль причинно-следственных структур в психологии. Он предлагает совершенно новые психологические методы исследования для диагностики и лечения истерии и дру­гих болезней.

  • Впоследствии он становится основателем классического пси­хоанализа. Рождение психоанализа оказалось поворотным пунк­том в судьбе психологии. Методы психоанализа используются не только для лечения неврозов. Они помогли также нормальным людям избавиться от чувства беспомощности, страха, неудовле­творённости.

  • Некоторые приверженцы Фрейда, такие как Альфред Адлер, Карл Юнг, Шандор Ференци и др., создали свои школы. Фрейд пытался удержать своих учеников, но это не удалось.

  • Фрейд прожил трудную жизнь. С одной стороны, здоровье, с другой стороны, критики-недоброжелатели не давали ему нор­мально работать. В 1933 году фашисты сожгли груду книг Фрейда. Прокомментировав это событие, Фрейд писал: «Какого прогресса мы достигли! В середине века они сожгли бы меня, в наши дни до­вольствуются сжиганием моих книг». Страдая от рака, Фрейд пе­ренёс в общей сложности 33 операции в области рта и челюстей.

  • Научные идеи Фрейда свое начало брали из таких источников знаний как работы древнегреческих мыслителей, философия и биология, труды Фридрих Ницше, Артура Шопенгауэра. В своих трудах Фрейд исследовал важнейшие вопросы психологии, имеющие огромное практическое значение. После создания пси­хоанализа резко возрасло число профессиональных психологов, которые реально помогают лечить людей.

  • До Фрейда многие психические отклонения и расстройства ос­тавались необъяснимыми. Фрейд и другие теоретики личности доказали, что психическими проявлениями управляют опреде­лённые причинно-следственные явления.

  • Понятно, что в одной главе мы не можем осветить весь науч­ный вклад Фрейда и его последователей. Ниже приводится лишь беглый, упрощённый обзор его идей и исследований.

  • Личность по Фрейду

  • Прежде чем перейти к конкретной типологии, раскроем неко­торые вопросы, связанные с теорией личности Фрейда.

  • По теории личности Фрейда, все душевные события имеют свои причины и определяются предшествующими событиями. Некото­рые связи могут быть скрытыми. Тогда необходимо искать и трак­товать причины такой скрытости. Ниже будут приведены основные типологии личности по Фрейду. Для освоения этого материала, не­обходимо познакомиться с терминологией и основными понятия­ми, используемыми в трудах Фрейда по теории личности.

  • Фрейда в основном интересовали менее исследуемые области сознания. В психической жизни он выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

  • Согласно топографической модели Фрейда, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

  • Сознание. Уровень сознания состоит из ощущений и пережи­ваний, которые человек осознаёт в данный момент времени. Не­значительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чув­ства, память) входят в сферу сознания. Эти части психической жизни Фрейд рассматривал как результат процесса избиратель­ной сортировки, в значительной степени регулируемой внешни­ми сигналами. Определённое содержание осознаётся лишь в те­чение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы. Созна­ние охватывает только малый процент всей информации, храня­щейся в мозге.

  • Предсознание. Это такая часть бессознательного, которая может стать сознательной, например, доступные фрагменты памяти. Об­ласть предсознательного, включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

  • Бессознательное. Неосознаваемый материал во многом опре­деляет наше повседневное функционирование. Это самая глубокая и значительная область человеческого разума. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных по­буждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько уг­рожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Имеет место связанность всех психических со­бытий: мысли или чувства кажутся не связанными с предшест­вующими мыслями и чувствами. Бессознательными процессами могут быть инстинктивные элементы, недоступные сознанию, а также подавляемые материалы, которые не утеряны и не забыты, они просто не допускаются к воспоминанию. Обнаружить такие связи, значит, разрешить кажущиеся бессвязанности.

  • Структура личности

  • Согласно структурной модели Фрейда, в психической жизни можно выделить три уровня: Оно, Я, Сверх Я.

  • Оно (ИД) - бессознательная часть психики, - всё, что есть при рождении. Оно содержит всё унаследованное. Оно не знает цен­ностей, добра и зла, не знает морали. Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное вни­мание психоаналитики уделяли сексуальной потребности. Оно насыщено бессознательной сексуальной энергией - либидо. Оно подчиняется принципу удовольствия.

  • Я (Эго) - изменённая часть Оно, часть психического аппарата, которая поддерживает связь с внешним миром, развивается с Оно и подчиняется принципу реальности. Я находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Оно формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество. Я старается установить гар­монию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

  • Отношение Я к Оно можно охарактеризовать таким образом. Я «похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня. Если всадник не хочет расстаться с конём, то ему не остаётся ничего другого как вести коня туда, куда конь хочет; так и Я превращает волю Оно в действие, как будто бы это была его собственная воля».

  • Сверх-Я (Суперэго) - моральные принципы человека, опреде­ляющие нормы и способы его поведения. Развивается из Эго. Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры и формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессозна­тельным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины. Основные функции Сверх-Я - совесть, самона­блюдение и формирование идеалов. Таким образом, Фрейд разде­лил Сверх-Я на две части - совесть и Эго-идеал. Совесть означает способность к критической самооценке, наличие моральных за­претов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких стандартов.

  • Между Оно, Я и Сверх- Я просматриваются зоны конфликтов, которые могут дестабилизировать личность, если Я окажется не­способным сохранить равновесие между ними.

  • Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфе­ра Оно не входит в уровень сознания, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трёх уровнях.

  • Важнейшими понятиями в структуре личности, по Фрейду яв­ляются понятия инстинктов и сублимаций.

  • Инстинкт в физиологии - безусловный рефлекс. В психоло­гии это понятие используется в основном как синоним влечения. У Фрейда, этот термин относится только к человеку. Инстинкт - это сила, которая побуждает человека к действию. Инстинкт име­ет источник энергии.

  • Фрейд назвал две основные группы инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти (влечение к смерти).

  • Влечение к жизни (инстинкт жизни) включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов - определённое количество энергии, находящей разрядку только в сексуальном поведении. Источник энергии для сексуальной жизни - это Либидо - бессознательное сексу­альное влечение (жизненная энергия человека, имеющая сексу­альные корни).

  • Влечение к смерти - одно из двух ведущих влечений, своеоб­разный противовес влечения к жизни. Понятие, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стрем­ления к восстановлению первичного (неживого, неорганическо­го) состояния. Такие влечения, как правило, бессознательные тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое со­стояние. Такие тенденции обладают импульсам и, которые могут направляться против своего носителя, такими как саморазруше­ние, различные извращения, самоубийство; или же против иных лиц или предметов. Они проявляются в агрессии по отношению к лицам и предметам. Нормально находясь в диалектическом един­стве с влечением к жизни, в патологии они могут вылиться в са­дистские извращения, самообвинения и пр.

  • Таким образом, согласно теории психоанализа, в основе чело­веческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо).

  • Фрейд утверждал, что две силы разума, принцип жизни и смерть, онтологически неразделимы.

  • Сублимация. Не всегда энергия используется в правильном направлении. Поэтому возникает необходимость искать возмож­ности перевода первоначальной энергии в нужное направление. Процесс, посредством которого энергия, первоначально направ­ленная на сексуальные или агрессивные цели перенаправляется к другим целям (интеллектуальным, культурным, художествен­ным) называется Сублимация.

  • «...Первоначально энергию можно преДставить как разли­тую реку, разрушающую дома и поля. Для предотвращения этого строится плотина. Непосредственная опасность предотвраще­на, но за плотиной накапливается Давление, угрожающее ещё большими разрушениями, если платина будет прорвана.

  • Сублимация в этой аналогии поДобна отвоДным каналам, которые могут быть использованы Для созДания электроэнер­гии, Для орошения сухих земель, созДания парков и пр. Первона­чальная энергия реки успешно обращается на социально прием­лемые и культурно санкционированные цели». /37, с.87/.

  • Другими словами, сублимация - это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие разрешимые общест­вом виды деятельности. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возникают психические заболевания, неврозы, ис­терические состояния и т.п.

  • Направление энергии

  • Принимая во внимание закон сохранения энергии (энергия может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым), можно сказать, что направле­ние энергии в правильном направлении имеет огромное значение.

  • Фрустрации. Защитные механизмы

  • Положительное разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном Я. В этом случае удовлетворяются требования Оно и преодолевается давление со стороны Сверх-Я. В противном случае конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрации Оно. Фрустрация - психические состояния, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями: раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью психологической защиты.

  • На какое-то время защитный механизм просто необходим, по­тому что человек не может сразу разрешить проблему. Действи­тельно, защитное поведение человека позволяет ему обезопасить себя от тех проблем, которые он пока не способен решить, снять тревогу, связанную с угрожающими событиями (потеря близкого человека, любимой игрушки, утраченная любовь других людей к себе и т. п.). Если время идёт, а проблема не решается, то пове­дение человека оказывается непредсказуемым, и он может навре­дить сам себе. Иногда сами защитные механизмы сами порожда­ют проблемы.

  • Фрейд выделял следующие защитные механизмы: вытеснение желаний, отрицание, рационализация, противодействие, проек­ция, замещение, изоляция, регрессия.

  • 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   35


  • написать администратору сайта