Главная страница
Навигация по странице:

  • Джон Уотсон

  • «интроспек­тивный метод»

  • проведение экспериментов

  • К О Г Н И Т И В Н А Я П С И Х О Л О Г И Я

  • Г У М А Н И С Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

  • Э К З И С Т Е Н Ц И А Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я

  • В О С Т О Ч Н Ы Е Т Е О Р И И

  • Ступени пути суфия

  • ДЗЕН-БУДДИЗМ.

  • Основные идеи и положения Теософии

  • Психология управления


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеПсихология управления
    Дата05.03.2020
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла06ac9394e077cb68fe6041c04bbdac18.docx
    ТипДокументы
    #110939
    страница22 из 35
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   35
    Б И Х Е В И О Р И З М

  • Бихевиоризм - научающее направление - одно из направле­ний в психологии, программу которого провозгласил в 1913 году американский исследовательДжон Уотсон. Он считал, что надо изучать не сознание, а поведение человека вызываемого каким- либо внешними воздействиями.

  • В начале ХХ века Бихевиоризм становится главным течением американской психологии. До его появления большинство пси­хологических исследований ориентировалось на «интроспек­тивный метод», при котором требовалось, чтобы исследуемый сам докладывал о своём психическом состоянии.

  • Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения - проведение экспериментов в лабора­торных (искусственно создаваемых и управляемых условиях) и на­блюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.

  • Бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внеш­ними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первона­чально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика.

  • Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризмаБ. Скиннера, разработанная в 30-х годах XX в., где было модифицировано понятие реакции.

  • Отрицая роль внутренних ненаблюдаемых свойств (целей, мо­тивов, представлений, мышления, самосознания, психической саморегуляции и т. д.) в поведении и деятельности человека, би­хевиоризм не смог непротиворечиво объяснить все проявления поведения. Тем не менее, бихевиоризм внёс большой вклад для разработки теорий стимулирования и социального (трудового) поведения личности.

  • Впоследствии положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ (необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая тера­пия, нейролингвистическое программирование (НЛП) и другие).

  • Существует множество практических приложений бихевиори­стской психологической теории.

  • В бывшем СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии, особенно активно критиковал этот под­ход А. Н. Леонтьев. К бихевиоризму были близки существовав­шие в СССР в 1920-е - 1930-е годы « Объективная психология» П. П. Блонского и «Рефлексология» В. М. Бехтерева.

  • К О Г Н И Т И В Н А Я П С И Х О Л О Г И Я

  • Когнитивная (познавательная) психология возникла в конце 50-х - начале 60-х годов XX века как альтернатива бихевиоризму.

  • Она занимается изучением познавательных и умственных процессов человеческого сознания, вопросами поведения чело­века, восприятия речи, функционирования памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, во­ображения, способности к принятию решений.

  • Представители: Джордж Келли, Альберт Бандура, Джулиан Роттер, Уолтер Мишель. Многие положения когнитивной психо­логии лежат в основе современной психолингвистики.

  • Г У М А Н И С Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

  • В 50 - 60 годы ХХ века возникает гуманистическая психоло­гия. Сторонники этого направления считают, что бихевиоризм - это рычаг для создания управленческого общества, «в котором поведенческие науки используются как инструмент управления людьми, причём не только поведением, но и мыслями». Предста­вители: К. Роджерс, Ш. Бюллер., А. Маслоу.

  • Гуманистическая психология противопоставила себя как би­хевиоризму, так и психоанализу.

  • Представители гуманистической психологии в отличие от би­хевиористов утверждают, что исследования животных не могут дать развёрнутый материал для понимания человека.

  • Психоанализ подтверждает, «что общество находится в непре­рывном конфликте с индивидом, так как требования жизни в об­ществе не соответствуют природе человека». Гуманистическая психология исходит из того, что человек по природе добр, причи­на его злости и агрессивности - это общество. Согласно гумани­стической психологии, человек в его лучшем виде, высоко оцени­вающий себя и живущий полной жизнью, способен ценить людей, хорошо к ним относиться и даже находить в этом удовольствие.

  • Представители гуманистической психологии утверждают так­же, что сексуальные побуждения не самые сильные силы в чело­веке и их неудовлетворенность не приводит к психическому рас­стройству, как утверждал Фрейд. По их мнению, наиболее мощ­ные силы, которые могут вывести человека из равновесия - это его внутренние противоречия. Человек постоянно ищет внутрен­нюю гармонию. Поэтому необходимо выявить духовные, физиче­ские и другие потребности человека.

  • Э К З И С Т Е Н Ц И А Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я

  • Экзистенциальная психология - направление в психологии, ос­нованное на принципах гуманистической психологии. Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны ба­зовые экзистенциальные проблемы - стресс и тревога. Представи­телями данной психологии являются: Р.Мэй, Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, В.Франкл, Дж.Бьюдженталь.

  • В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливаю­щие поведение человека, а его собственная индивидуальность, которая себя узнаёт, проверяет или осуществляет. Эта индивиду­альность проявляется в различных формах любви, при пережива­нии стыда, при смене настроения.

  • Психологи этого направления выделяют ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существования. Они считают, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, который не может быть сведён к универсальным правилам.

  • На основе данных теоретических посылок развивается экзи­стенциальная психотерапия, направленная на восстановление ау­тентичности личности, которая достигается за счёт глубинной личностной рефлексии.

  • Значительный вклад в развитие психологии ХХ века внесли российские и советские ученые Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.

  • Гальперин П.Я. рассматривал психические процессы, он автор концепции поэтапного формирования умственных действий (об­разов, понятий). Практическая реализация этой концепции позво­ляет существенно повысить эффективность обучения.

  • Выготский Л.С. ввёл понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально обусловленной фор­ме психики, а также заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека.

  • Леонтьев А.Н. провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно­знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

  • Лурия А.Р. является одним из создателей новой области пси­хологической науки - нейропсихологии. Особое внимание он уделял проблемам мозговой локализации высших психический функций и их нарушений.

  • В О С Т О Ч Н Ы Е Т Е О Р И И

  • ЙОГА. Учение (и метод), направленное на самореализацию че­рез успокоение психики, сосредоточенности и контроля над соз­нанием. В буквальном переводе из санскрита (литературно об­работанная разновидность древнеиндийского языка) означает связь, единение, сосредоточивание. Йога признаёт существование в человеке несознаваемых сил и считает, что с помощью дыха­тельных и других упражнений можно управлять психикой, фи­зиологией человека. Впервые йога упоминается в древнеиндий­

  • ских Ведах, самом древнем из известных литературных источ­ников (самые ранние Веди датируются 2500 г. до н. э.).

  • Общий принцип йоги - аскетизм: голодание, молчание, не по­такание своим желаниям. Идеал йоги - получение удовольствия из самого себя. Многие не знают, что источник радости в них самих.

  • Рассмотрим значение некоторых основных понятий в йоге, которые имеют большое значение при сосредоточенности.

  • Дух безграничен и не определён. «Я» - проявление духа в отдель­ном человеке. Сознание участвует во всех мыслительных процессах.

  • Карма - результат деятельности. Перед началом действий не­обходимо поменять негативные действия и мысли на позитив­ные, чтобы потом не сожалеть о происходящем.

  • Гуру - учитель, который подталкивает ученика за пределы имеющихся внутренних барьеров.

  • СУФИЗМ. Суфизм (от арабского «суф» - шерсть) - мистиче­ское течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII- IX веках и окончательно сформировавшееся в X-XII веках в само­стоятельное религиозно-философское учение. Суфизм - это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похваль­ных качеств духу (рух). Суфизм является живой практикой исла­ма. Всё, противоречащее Шариату, не является суфизмом.

  • Первые суфисты (носившие шерстяные власяницы), жившие в Ираке и Сирии в конце VIII - начале IX веков, стремились по­стичь «тайный» смысл коранического Откровения, строго следуя предписаниям Корана и сунны. Большое значение ранние суфии придавали психологическому анализу, стремились раскрыть ис­тинные мотивы человеческих поступков.

  • Суфизм - крайне неоднородное течение, к нему примыкают пред­ставители различных богословских школ и направлений в исламе.

  • В IX - X вв. были выработаны основные положения суфизма. Конечной целью суфии считали уничтожение своих личностных качеств и замену их Божественными, либо прямое соединение с Божественной Истиной (хакк). Многие суфии считали себя «божественными избранниками» (вали), «подлинными наследни­ками» Пророка.

  • Положения суфизма, противоречившие догматам суннитского ислама, встречали протест некоторых богословов. В ходе гонений на суфизм некоторые его последователи были казнены.

  • Большую роль в «легализации» морально-этического учения суфизма принадлежит Абдель Кадиру аль-Джиляни. Он стал ос­нователем одного из первых суфийских братств.

  • Появление братств было вызвано повсеместным распростра­нением суфизма и ростом числа его последователей. Организо­ванный в братства суфизм сыграл большую роль в консолидации мусульман и исламизации покорённых ими земель.

  • Параллельно с развитием суфийской практики в братствах в XII веке развивались «философский» суфизм и учения о «единстве бытия». В современной России суфийские традиции наиболее сильны на Северном Кавказе.

  • Ступени пути суфия: Шариат - неукоснительное исполне­ние законов мусульманской религии; Сулук - послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане). Марифат - познание Бога не умом, а сердцем; Хакикат - пол­ное постижение истины.

  • ДЗЕН-БУДДИЗМ. Учение дзен возникло в Китае в V веке н. э. Это учение Будды принёс в Китай индийский буддийский монах Бодхидхарма, обосновавшееся в монастыре Шао-Линь. На протя­жении 6 - 8 веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии.

  • В узком смысле дзэн понимается как направление чисто япон­ского буддизма, появившегося в Японии в XII веке и перенявшее учение одноимённой китайской школы чань, которая к тому вре­мени почти исчезла в Китае.

  • Японский дзэн претерпел серьёзное развитие и представлен в Японии несколькими школами. В буквальном переводе из япон­ского означает медитация, сосредоточение, созерцание. Будда - это титул, означающий «тот, кто пробуждён, кто достиг опреде­лённого уровня, кто стал совершенным человеком».

  • Дзен считает, что с помощью логики, интуиции, диалогов можно достичь просветления, совершенства, чтобы прорваться к истинному миру нужно прибегнуть к медитации Гаутамы. Принц Гуатама родился в 563 году до нашей эры в северной Индии (в настоящее время территория Непала). С середины XX века при­обрёл популярность среди западной интеллигенции. До Гаутамы было много других Будд. Гаутама говорил, что все люди обла­дают природой Будды, с помощью практики дзен и возможно выявить эту природу.

  • В настоящее время словом дзэн обозначают как собственно медитативную практику с целью достижения просветленного со­стояния (дзадзен), так и дзэн-буддизм.

  • Считается, что практике дзэн невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения персонального просветления. Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными по­мощниками.

  • ТЕОСОФИЯ. Теософия (с греческого «бог» и «мудрость») - это учение о божестве, которое опирается на субъективный мистиче­ский опыт, но в отличие от чистой мистики стремится изложить этот опыт в виде связной системы.

  • Фундаментальные положения теософии: космическая эволю­ция, различие духа и души, перевоплощение и др. Эти положения опираются на буддизма, на раннее христианство. Само учение предполагает два уровня: экзотерический (открытый для всех) и эзотерический (для посвящённых).

  • Теософия стремится объединить различные вероисповедания путём установления тождественности эзотерического смысла ре­лигиозных символов разных конфессий.

  • Благодаря деятельности «теософского общества», основанного русской путешественницей и писательницей Блаватской в 1875 году в Нью-Йорке, теософия стала распространяться в разных странах мира в среде интеллектуалов - преимущественно в Азии, а также в США, странах Европы и в России. В начале 1910-х годов в мире издавалось 50 теософических журналов, в

  • том числе в России: «Вестник теософии», «Теософическое обо­зрение», «Теософская жизнь».

  • Основные идеи и положения Теософии. Представители Тео­софии приняли концепцию, согласно которой человеческое су­щество состоит из семи принципов (компонентов): физическое тело, эфирное тело, астральное тело, ментальное тело, челове­ческий дух, жизненный дух, божественный дух. Рассмотрим ко­ротко особенности этих компонентов.

  • При переходе от низших уровней живой природы к высшим (от минералов до человека) количество тел увеличивается.

  • 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   35


  • написать администратору сайта