Психология управления
Скачать 0.73 Mb.
|
Интеллект - это мышление особого рода; система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию и принимать определённое решение. Следовательно, понятие интеллект объединяет все когнитивные (познавательные) способности индивида:ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. В современном понимании интеллект - это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации. Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Интеллект - это способность к решению проблем без проб и ошибок (решение в уме). Принято различать два основных смысла термина «интеллект» - эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определёнными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект - характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта. Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию интеллекта: структурно-генетический; когнитивный (познавательный); факторно-аналитический. Основателем факторно-аналитического подхода является английский психолог Чарлз Спирмен (1863-1945). Он выдвинул концепции «генетического фактора» и «умственной энергии», уровень которой определяет успешность выполнения тестов. Известность в этом направлении получили модели и тесты Л. Терстоуна, Р. Кеттела, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка. Разработанные ими тесты широко используются в разных странах. Результаты тестирования обычно представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития). Существенными качествами интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, широта, логичность и доказательность мышления. Пытливость - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи. Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениям и умением связывать теорию с практикой. Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях. Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. Гибкость мышления - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Интеллект может выступать как показатель умственной энергии. Примерно к 20 годам интеллект достигает наибольшего расцвета. Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности мышления. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека - форма индивидуального чувственного познания. В отличие от восприятия представления могут носить обобщённый характер. Образы представлений, как правило, менее яркие и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Понятие «представление» имеет два значения. Одно значение данного термина обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение - описывает сам процесс воспроизводства образов. Выделяют следующие виды представлений: зрительные (образ человека, места, пейзажа); слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного); вкусовые (представления о вкусе пищи - сладком, горьком и пр.) тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твёрдости предмета); температурные (представление о холоде и тепле); В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д. Часто в формировании представлений участвует сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твёрдость, характерный вкус и запах. По степени обобщенности представления бывают: единичными, общими и схематизированными. Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определённого предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание. Общие представления - представления, обобщённо отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий. Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы. По происхождению представления бывают: возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами. Представления, сформированные на основе воображения, составляют основу творчества - как художественного, так и научного. По степени проявления волевых усилий представления делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы. Произвольные представления - это представления, возникающие под воздействием воли, в интересах поставленной цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности. Выделяются следующие свойства представления: плоскостное изображение; фрагментарность; схематизация; смещение цветовой гаммы в сторону основных цветов спектра, цветовая бледность по сравнению с первичным образом; панорамность (выход за пределы перцептивного поля); динамичность построения представления (образ возникает не сразу, а разворачивается в пространстве и времени); временная инверсия (за 5 мин можно представить всю жизнь); непостоянство, текучесть образов; обобщенность образов. Существуют следующие теории хранения представлений: теория образов - все представления хранятся в картинках, как фотографии в альбоме; теория пропозиции - информация хранится в кодированном, возможно цифровом, виде; теория двойного кодирования - некоторые слова сразу соотносятся с образами, а некоторые - через интерпретацию. В качестве показателей продуктивности представлений могут выступать: яркость - чёткость, указывающая на степень приближения вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных); точность образов, определяемая степенью соответствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее; полнота, характеризующая структуру образа, отражение в нём формы, размеров и пространственного положения объектов; детальность представленной в образе информации. ВООБРАЖЕНИЕ Высший психический процесс отражения действительности в новых необычных формах, образах; способность человека к построению новых образов путём переработки психических компонентов, приобретённых в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, ещё не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области. Развитое воображение - залог формирования творческого взгляда на мир. Воображение связано с мышлением. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счёт обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями. При правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки. Вместе с тем, в результате отхода от действительности человек может представлять себе окружающий мир искаженно. Воображение бывает: непроизвольным, произвольным и после- произвольным. Непроизвольное (пассивное) воображение самый простой вид воображения. Оно происходит без определённого намерения, при ослаблении сознательного контроля над течением своих представлений. При непроизвольном воображении образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (гипноз, сновидения, фантазии). Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, изменяются, сменяются, соединяются, принимая иногда самые фантастические формы. Пассивному воображению характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грёз свидетельствует об определённых дефектах развития личности. Произвольное (активное) воображение - это преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. При произвольном воображении человек по собственному желанию, усилием своей воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение. Активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (лётчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда. Труд требует деятельности воображения, отчётливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение - это самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта - это особый вид воображения. Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока ещё не осуществлённого, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого. В своих мечтах люди рисуют яркие картины будущего в самых различных областях своей деятельности. Мечта - желание, идеализированная цель, сулящая счастье. Мечта может быть у любого человека, но также говорят о мечте социальных групп, общественных классов. Мечта является одной из основных тем романтической литературы, кинофильмов. Обычно полагают, что мечтательность присуща молодому поколению. Мечта также является идеологическим клише, используемым в пропаганде, например «мечта о свободе», «мечта о светлом будущем», «мечта о безопасных отношениях». Активное воображение - это диалог, который человек ведет с различными частями своего «я», живущими в бессознательном: бессознательные образы поднимаются на уровень воображения, как это они делают в сновидениях. Юнг расценивал использование активного воображения как способ развития самопонимания. |