Психология управления
Скачать 0.73 Mb.
|
Вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного. Вытеснение часто является источником заболеваний (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Даже при полном подавлении желаний (болезненные переживания настолько заглушены, что человек их забывает), они косвенно влияют на его здоровье и поведение человека. При частичном подавлении, (человек старается о них не думать), они «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и т.п. Отрицание - отрицание какого-либо события как «неправды». Человек совершенно безразличен к логике, не замечает противоречий в своих суждениях. Рационализация - попытка оправдать своё неправильное поведение. Как правило, оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершённого поступка. Противодействие (инверсии) - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. Например, ребёнок первоначально хочет получить материнскую любовь, но, не имея этого, начинает испытывать прямо противоположное желание - досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе. Проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств и т.п. Замещение - проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребёнок после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестрёнку, ломает её игрушки. Сестра замещает родителей, на которых сердит ребёнок. Изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы. Регрессия - возвращение на более ранний, примитивный, способ реагирования. Психосексуальные стадии развития Оральная стадия. Потребности и удовлетворения у младенца концентрируются в основном на его губах, языке и зубах. По мере взросления развиваются новые области тела. У взрослых остаётся много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий: еда, сосание, жевание, курение и т.п. Анальная стадия. Между двумя и четырьмя годами дети учатся контролировать мочевой пузырь. Результат такого контроля становится источником удовлетворения для ребенка. Некоторые черты у взрослых (аккуратность, бережливость и т. п.) переходят из анальной стадии. Фаллическая стадия. В этот период ребенок чувствует сексуальные различия. Ему кажется, что родители друг-другу уделяют большее внимание, чем ему. Мальчик хочет близости с матерью, «отец приобретает черты соперника. В то же время ребёнок хочет любви и привязанности своего отца, - и в этом отношении соперницей оказывается мать. Мальчик оказывается в невыносимом положении желания и страха по отношению к обоим родителям... Любовь и сексуальное влечение к матери никогда не могут быть полностью разрешены. В детстве весь комплекс полностью подавлялся. Держать его в области бессознательного, удерживать от внешнего проявления, даже от того, чтобы размышлять о нем, - таковы одни из первых задач развивающегося Суперэго. Что-то подобное происходит и с девочками. «Девочка хочет обладать отцом и видит в матери основную соперницу. Если мальчики подавляют свои чувства из страха кастрации, то у девочек потребность подавления желаний менее остра, менее тотальна». Генитальная стадия. Это стадия половой зрелости, возвращение либидинозной энергии к половым органам, стадия поиска путей удовлетворения эротических потребностей. Метод свободных ассоциаций Понятие «ассоциации» - одно из древнейших в психологии. Его можно встретить уПлатона иАристотеля. Подобно тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе мудрость веков, обогащались новым содержанием. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Он гласил, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечёт за собой осознание другого. Так, взглянув на какую-то вещь, человек вспоминает её отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами упрочилась связь-ассоциация. Фрейд считал, что, ассоциации следует вывести из под контроля сознания. Они должны быть свободными. Так родилась процедура психоанализа, его технический приём. При наблюдении за психическими процессами, Фрейд отказался от контролирующей роли сознания, объясняя это тем, что в данном случае сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта. Тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными. Используя метод свободных ассоциаций, Фрейд предлагал пациентам расслабиться и говорить всё, что приходит им в голову, объясняя это тем, что случайные мысли и представляют собой забытое продолжение воспоминания. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства пациентов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например, при фиксации на матери - Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворённое влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией, проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания). Многие из современных психоаналитиков не признают подавленную сексуальность источником всех психических расстройств, преимущественно сексуальное значение образов в сновидениях также подвергается сомнению. В то же время, введённое Фрейдом понятие бессознательного, метод исцеления психических болезней путем осознания истинной скрытой причины симптомов и рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современной психотерапии и теорий личности. Толкование сновидений По мнению Фрейда с помощьюсновидения открывается наличие интенсивной психической жизни в глубинах мозга. Проблема заключается в том, какими способами нужно отыскивать скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая таится в каждом сновидении. Чем оно запутаннее, тем больше значимость скрытого содержания для человека. С помощью сопротивлений бессознательного, участки памяти устанавливают барьеры для собственной защиты. Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли. Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемлемыми для сознания, что позволяет им преодолеть цензуру, с помощью которых сновидение раскрывает скрытые, часто недоступные мысли, которые из бессознательного проникают в сознание. Фрейд показывает, что сновидение, несмотря на внешнюю непонятность и бессвязность, обладает смыслом, который можно раскрыть только с помощью психоанализа. СОЗДАНИЕ НОВЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ. ПОСТФРЕЙДИСТЫ Ещё при жизни Фрейда шла бурная полемика по теоретическим и практическим вопросам психоанализа. Большинство врачей (в том числе и Фрейд) признавали, что теоретический метод психоанализа подходит лишь для очень ограниченной группы пациентов и патологических состояний. В начале 1910 г. начинаются разногласия между Фрейдом и его сторонниками. Некоторые из ранних последователей Фрейда покинули его, образуя собственные теории и школы. Некоторые видные теоретики и врачи расширяли психоанализ новыми подходами. После смерти Фрейда появляется несколько школ, поддерживающих взгляды Фрейда. Карл Юнг создал свою психоаналитическую теорию, согласно которой личность человека состоит из трёх взаимодействующих систем: сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Альфред Адлер создал теорию индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, подчеркивая уникальность каждого индивидуума. Эрих Фромм создал теорию под названием гуманистический психоанализ, рассматривая личность как противодействие между врождёнными потребностями и нормами социума. Карен Хорни значительно расширила рамки психоаналитической теории, распространив её на женщин. Эрик Эриксон создал теорию циклов человеческой жизни. Анна Фрейд, Мелани Клейн, другие видные теоретики и врачи остались верны идеям Фрейда, пополнив практику психоанализа новыми подходами и методами. Карл РоДжерс, Абрахам Маслоу и другие американские учёные занимались вопросами психологического здоровья и роста. Неофрейдизм В процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями (в частности, школой культур антропологии) создаётся новое направление в психологии, психиатрии, социологии и философии - неофрейдизм, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и некоторые другие представители психоанализа. Всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма, а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его социологизации. Исходным положением неофрейдизма явился так называемый принцип социального или культурного детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение "социальной идентичности" трактуется как патология. Неофрейдизм или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами ("социальное бессознательное", Фромм). Общую концепцию межличностных отношений развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к другим лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как иллюзия, а личность - лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастическими образами ("персонификациями"), возникающими в процессе социального общения. Цель психотерапии неофрейдизм видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни. Несмотря на различия в некото рых вопросах, неофрейдисты были едины в том, что для понимания человеческой природы, намного важнее рассмотрение социальных и культурных факторов, нежели биологических. По их мнению, теории инстинктов и либидо устарели, т.е. эдипов комплекс, образование Суперэго и надуманная неполноценность женщины - это культурные особенности, а не универсальные характеристики; и, хотя возможны биологические причины возникновения оральной и анальной фаз, последние могут значительно видоизменяться под действием культурных факторов. В изучении образования характера, тревожности и неврозов акцент смещён на «межличностные взаимоотношения». Не характер является результатом сексуального развития, а, наоборот, характер определяет сексуальное поведение. Ниже рассматриваются основные идеи психологических теорий и школ. КАРЛ ЮНГ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ По способу восприятия информации Юнг делит всех людей на два типа: интроверты и экстраверты. Он развил учение о коллективном бессознательном. Юнг Карл Густав (1875 - 1961), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии», родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. В 1900 - 1906 гг. работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э.Блейера. На протяжении нескольких лет Юнг поддерживал психоаналитические идеи Фрейда. В 1912 году между Юнгом и Фрейдом происходит разрыв. Юнг создаёт новое направление в психологии, которое получило название аналитической психологии и психотерапии. Оно является критическим переосмыслением ряда психологических идей и концепций Фрейда. Несмотря на то, что аналитическая психология приобрела статус самостоятельного существования, а его современные представители стремятся отмежеваться от психоанализа Фрейда, тем не менее, очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства. Сам Юнг в докладе «Цели психотерапии» отмечал, что «рассматривает свою терапевтическую технику как прямое продолжение и развитие фрейдовского метода свободных ассоциаций. Некоторые сходства и расхождение между Юнгом и Фрейдом существуют и в вопросах толкования личности. Фрейд считал, что бессознательное занимает исключительное место в жизнедеятельности человека. Центр личности - это Я (сознание). Юнг считал, что «значение бессознательного примерно эквивалентно значению сознания». Центральное положение занимает Самость (объединяющая сознательные и бессознательные представления в некое единство). Юнг занимался типологией личности. Он классифицировал людей по их познавательной деятельности. По способу восприятия информации всех людей Юнг делит на два типа: интроверты и экстраверты. Интроверты - это люди, обращённые во - внутрь, больше заботящееся о своём внутреннем мире, экстраверты - люди, обращенные к объекту, к внешней действительности. Они более общительные и энергичные. Каждый тип имеет направленность. Чтобы конкретизировать эти направленности для каждого типа, Юнг выбрал четыре функции: чувства, мышление, ощущение, интуиция. Таким образом, он получил восемь типов. Мышление даёт человеку возможность сравнивать, сопоставлять, обобщать, выводить умозаключения. Чувства определяют ценность вещей, позитивную или негативную, дают субъективные переживания радостей и удовольствий, боли и страха, гнева и горя, любви и страдания. Ощущение посредством зрения, слуха, обоняния, прикосновения передаёт конкретную действительность реального мира. Интуиция на основе бессознательных процессов, протекающих в мозгу человека, создаёт возможность предугадывания будущих явлений. Рассмотрим пример. Представим себе тихий вечер, луну, освещающую всё вокруг, тёмное небо с бесконечным множеством звёзД на небе и человека, который, запрокинув голову, смотрит вверх. Каждый человек различные явления воспринимает по- своему. Например, если у человека доминируют чувства, то он будет любоваться красотой вечернего неба, луны и звёзд; если доминирует функция мышления, то он будет пытаться понять суть мироздания, движения планет. Любой реальный человек несёт в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей (чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведёт к возникновению другой, ей противоположной). Своё знаменательное учение об интровертированных и экст- равертированных типах личности Юнг создал, исходя из предположения, что в картине мира присутствуют внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу, в зависимости от темперамента и склонностей. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений. Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Несмотря на интерес к психоанализу, Юнг не отступил от мистицизма. Сновидения, мифы, религиозные верования - всё это можно использовать как средство для лечения некоторых заболеваний. Юнга не удовлетворяло толкование сновидений как различных вариаций эдипова комплекса, поскольку такое толкование не признавало созидательной перспективы сновидения. Его концепция состоит в том, что символ не представляет собой осознаваемые мысли и чувства, способные преобразовать психическую энергию - либидо. В одной из более поздних работ Юнг предложил метод "активного воображения". Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение околлективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществлениеиндивидуализации личности. Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписывалось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался. Он отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Окружающая среда лишь выявляет то, что уже было в ней заложено. По мнению Юнга, существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. Этиархетипы, влияют на наши мысли, чувства, поступки. «Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь.». К. Г. Юнг, «Структура Души», раздел «Проблемы души нашего времени» (Москва, 1993, с. 131). Лечение, по Юнгу, идёт по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто «перекачкой» бессознательного в сознание |