Психология управления
Скачать 0.73 Mb.
|
Неврозы. Культурная обусловленность Причину неврозов Фрейд видит в биологическом аспекте. Неофрейдисты предприняли попытки объяснения появления неврозов вследствие культурной обусловленности психики. Главной причиной неврозов является то, что человек не может реализоваться в данном обществе, и эти симптомы не всегда зависят от вытесненных инстинктов или детских переживаний, как указывает Фрейд. Хорни определила невроз как отклонение от нормы, вызывающее у человека чувство вины, страха, неполноценности, что снижает продуктивность личности. Она отмечает культурный аспект как наиболее важный. Культурные нормы в разных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в одной культуре, невозможно для другой. Чем выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через вытеснение. В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в обществе, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что становится типичным для нашего времени. Адаптация к новым культурным формам создаёт ряд психических проблем, например, для переселенцев. Жизненные тревоги и опасности, связанные с экономической и социальной неустойчивостью, накладываются на эту бессознательную основу, усугубляя прежние страхи и вызывая неврозы у взрослого человека. Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же, напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки общества, идущей с некоторым опережением в культурном развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. «Поднимаясь» высоко, невротик создаёт идеализированный образ себя, который трудно реализовать. Фрейд связывал появление невроза с подавлением сексуальных влечений в детстве. Хорни уточнила, что детский невротизм следует учитывать лишь в широком социально-культурном аспекте. Так в одном типе культуры дети плавно включались в культуру взрослых, а в другом два возрастных пласта резко расходились (городское промышленное общество). Хорни отмечает факты отчуждения детей и взрослых в европейской и американской культурах, при этом принимая позицию детей. Ребёнок беззащитен. Он испытывает чувство собственной вины, появляется страх перед враждебным обществом вокруг него. Возникает опасение и недоверие к миру взрослых. Невроз создаёт опасность тем, кто продвигается в социальном плане, резко меняя свою собственную среду, так как в этом случае существенно меняется система ценностей различных социальных прослоек. Хорни выделяет четыре невротических черты личности (стратегии поведения). Желание добиться любви, одобрения других (стремится к людям). В этом случае невротик тратит много усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам человек сомневается в своей правоте. Здесь может проявиться обратный эффект: человек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но это вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других. Стремление к власти (иДёт против люДей, агрессивен). Всё, выходящее за пределы его власти, воспринимается им как собственное подчинение; если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным. Вытеснение гнева может привести его к чувству подавленности, уныния и усталости. Стремление к власти у невротика возникает на основе страха, чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боится обнаружения этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во всём. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные отношения. Невротический ухоД. Бежит от людей, желая независимости (стремление к независимости от других, подчёркнутое безразличие к тем оценкам, которые дают его поступкам). Невротическая уступчивость. Неуверенность провоцирует принятие чужого мнения. Человек уступает внешнему давлению. Подчиняется, если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему. Двойственность человеческой природы Ряд выдающихся философов (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывал с развитым человеком чувство беспокойства, неудовлетворённости. Конфликты являются составляющей частью жизни человека. Экзистенциалисты говорят, что жизнь человека - постоянная тревога, имеющая естественный характер. Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения, социальными контактами. Здоровые люди невро- тизируются в ситуации неудовлетворительного общения, и, на оборот, люди, предрасположенные к неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае благоприятных контактов. Каждый человек имеет определённый уровень потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и т.п.), которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми. Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причём невротик не сознаёт того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от конфликта, создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы. Чем выше идеалы культуры, в которой живёт человек, тем больше людей, их не достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и общество. Идеализированное «Я» вступает в конфликт с социумом. В этой связи важна психоаналитическая терапия, помогающая раскрыть реальное «Я» человека. Поэтому следует сближать идеальное с реальным. Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а не разъединять людей. ЭРИК ЭРИКСОН. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ Развитие личности продолжается всю жизнь и каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат. Эрик Эриксон (1902—1994) родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902г., учился в классической гимназии. После окончания Венского психоаналитического института в 1933г. переехал в Соединённые Штаты. В 1960г. стал профессором Гарвардского университета. В 1927 г. познакомился с Анной Фрейд и впоследствии проходил у неё курс анализа и обучался детскому психоанализу. Развивая и расширяя отдельные направления психоаналитической теории Фрейда, Эриксон создал собственную теорию. Приведём краткий анализ его основных идей. Исследуя биографию знаменитых людей (Гитлера, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона, Горького, Ганди и др.) он показал значение социальных факторов в формировании личности: психический настрой людей, особенно политических деятелей, зависит от социально психологической черты эпохи. Исследование в области взаимоотношений личности и общества дали возможность Эриксону впервые разработать психоисторию и психобиографию, показать их теснейшую связь с историями болезни. Изучив жизненный цикл личности, Эриксон расширил фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Он выделил восемь стадий человеческого развития: Младенчество. Доверие, Недоверие. Период в жизни ребёнка, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия - основа здоровой личности - возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребёнке (матерью, в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создаёт атмосферу безопасности. Раннее детство. Автономия, Стыд, Сомнение. Период становления базовых принципов по отношению к миру. В «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и её подавленности. Чересчур контролируемый ребёнок сДаётся социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность. Дошкольный возраст. Инициатива, Вина. Период становления поло-ролевой идентичности, уход от привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребёнок растёт инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае, вина ограничивает его открытость реальности. Школьный возраст. Мастерство, Неполноценность. (6 - 11 лет). Период активной социализации. Ребёнок «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники). Но важно также, чтобы работа не стала «жизненной позицией». Отрочество. Идентичность, Диффузия идентичности. (12 - 18 лет). Подростковый период - становление эгоидентичности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также развивается чувство профессиональной идентичности. Максимализм, приверженность подростковым «идеалам» в это время служат защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности. Молодость. Близость, Изоляция. Период развития близких отношений с противоположным полом. Стабильная сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за чувства угрозы потери идентичности. Зрелость, Творчество, Застой. Период активной заботы о детях и творческой продуктивности. Старость. Целостность, Отчаяние. Кульминация жизни. Эго-целостность характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни. Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти. Эриксон показал взаимосвязь этих стадий развития. Процесс развития стадий схож с развитием эмбриона. Успешное функционирование последующей стадии обусловлено результатом предыдущей. Каждая стадия развития личности может иметь положительный и отрицательный результат. Кризисные ситуации дают возможность личности развивать навыки и способности. Все стадии состоят из противоположных полюсов (например, веры и недоверия). Баланс - это золотая середина, находящаяся в промежутке между полюсами. Например, золотая середина между полюсами «полное доверие» и «полное недоверие» - это сбалансированная пропорция базисного доверия и недоверия. Крайне негативные социальные условия не позволяют выбрать масштабные позитивные цели. Такие условия могут дать почву для враждебных отношений к имеющимся социальным ценностям. Направления действий могут иметь разные области: национальность, классовая принадлежность, происхождение, сексуальность и т.п. Эриксон расширил применение психоанализа. Четыре стадии согласуются с фазами детской сексуальности Фрейда, другие четыре стадии помогают человеку наладить взаимоотношения с социальной средой. Созданная Эриксоном модель детально описывает полный цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. Каждая из восьми стадий может иметь особые, переломные моменты, кризисы развития. Анализируя основные положения работ Эриксона и особенности возрастных стадий, можно сделать выводы: В отличие от Фрейда Эриксон полагает, что характер человека, хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше, на каждом этапе жизни. Эриксон не отменяет, а развивает психоанализ, так как он принимает основные предпосылки фрейдизма, и на них надстраивает новые этажи. Этим Эриксон отличается от таких ранних сторонников Фрейда как Карл Юнг и Альфред Адлер, которые отошли от Фрейда, отвергли его положения и выдвинули собственные концепции. Отличается Эриксон и от так называемых неофрейдистов, таких, как Карен Хорни, Абрахам Кардинер и Гарри Стек Салливан, которые считали, что фрейдизму нечего сказать о взаимоотношениях между человеком и обществом или человеком и культурой. Такое мнение, естественно, было ошибочным. Фрейд, как известно, подчёркивал роль сексуальных влечений в жизни человека, но делал он это из желания противодействовать жёстким ограничениям, налагавшимся в те времена обществом на отношения полов, тем табу, которые зачастую служили причинами неврозов. Впоследствии Фрейд уделял гораздо больше внимания психической структуре личности, в частности её сознательному Я, которое служит исполнительной властью в психике человека и хранит его сложившееся отношение к самому себе и окружающему миру. Эриксон показал, что взрослый человек так нуждается, быть необходимым. Он ввёл понятие о заботе следующих поколений. Эриксон ввёл понятие инстинктивных паттернов (шаблонов) поведения. Реализация инстинктивных влечений как врождённых «паттернов действия» целиком зависит от социальных и культурных факторов (у Эриксона описываются американские общество и культура). Эриксон ввёл понятие «актуальности» (внешние факторы, активирующие, «актуализирующие» индивида). Актуальности определяются стадией развития индивида, его личными обстоятельствами, историческими и политическими процессами. ЭРИХ ФРОММ. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ Современное общество не может удовлетворить основные потребности человека. Нужно создать «правильное» общество. Фромм придумал для такого общества название - «гуманистический социализм». Эрих Фромм (1900 - 1980) - один из крупнейших мыслителей XX в. Его идеи и размышления о смысле существования человека, об особенностях современной культуры ещё долго будут воздействовать на науку и культуру. Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на- Майне. Получил хорошее начальное образование. В 1918 году он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были такие крупнейшие учёные, как Макс Вебер, Карл Ясперс и Генрих Риккерт. В 1933 году он покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк. В начале 1960-годов Фромм писал о необходимости здорового рационального мышления ради безопасности во всём мире. Осенью 1962 года Фромм приезжал в Москву, принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению. Идейные предшественники Фромма - Зигмунд Фрейд, Карл Маркс, иудаизм, дзен-буддизм. Приведём краткое описание основных идей Фромма. Люди утратили своё единство с природой и друг с другом. Способность человека мыслить является и благом, и проклятием. Сознание позволяет человеку выжить, с другой стороны, заставляет его разрешать самые сложные проблемы. Поведение человека мотивируется такими физиологическими потребностями как голод, безопасность, секс и т. д. Удовлетворение этих потребностей не приводит к разрешению смысла человеческой жизни. Только потребности, присущие человеку, выявляющиеся в ходе эволюции человеческой культуры, могут помочь человеку воссоединиться с природой. Перечислим эти экзистенциальные потребности человека. |