Главная страница

Куприн. Рассказ Гранатовый браслет


Скачать 2 Mb.
НазваниеРассказ Гранатовый браслет
АнкорКуприн
Дата09.02.2023
Размер2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKuprin_A_Velikiyirusski_Granatovyiyi_Braslet.a6.pdf
ТипРассказ
#927471
страница36 из 36
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36
X
Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, кероси- ном и стиркой. Перед шестым этажом князь Василий Льво- вич остановился.
– Подожди немножко, – сказал он шурину. – Дай я отды- шусь. Ах, Коля, не следовало бы этого делать…
Они поднялись еще на два марша. На лестничной площад- ке было так темно, что Николай Николаевич должен был два раза зажигать спички, пока не разглядел номера квартиры.
На его звонок отворила дверь полная, седая, сероглазая женщина в очках, с немного согнутым вперед, видимо, от какой-то болезни, туловищем.
– Господин Желтков дома? – спросил Николай Николае- вич.
Женщина тревожно забегала глазами от глаз одного муж- чины к глазам другого и обратно. Приличная внешность обо- их, должно быть, успокоила ее.
– Дома, прошу, – сказала она, открывая дверь. – Первая дверь налево.
Булат-Тугановский постучал три раза коротко и реши- тельно. Какой-то шорох послышался внутри. Он еще раз по- стучал.
– Войдите, – отозвался слабый голос.
Комната была очень низка, но очень широка и длинна,
почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похо- жих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохо- да. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль дру- гой очень большой и широкий диван, покрытый истрепан- ным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, на- крытый цветной малороссийской скатертью.
Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ро- стом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами.
– Если не ошибаюсь, господин Желт-ков? – спросил вы- сокомерно Николай Николаевич.
– Желтков. Очень приятно. Позвольте представиться.
Он сделал по направлению к Тугановскому два шага с протянутой рукой. Но в тот же момент, точно не замечая его приветствия, Николай Николаевич обернулся всем телом к
Шеину:
– Я тебе говорил, что мы не ошиблись.
Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту ко- ричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пу- говицы. Наконец он с трудом произнес, указывая на диван и неловко кланяясь:
– Прошу покорно. Садитесь.
Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным де- вичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским под- бородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было
около тридцати, тридцати пяти.
– Благодарю вас, – сказал просто князь Шеин, разгляды- вавший его очень внимательно.
– Merci, – коротко ответил Николай Николаевич. И оба остались стоять. – Мы к вам всего только на несколько ми- нут. Это – князь Василий Львович Шеин, губернский пред- водитель дворянства. Моя фамилия – Мирза-Булат-Туганов- ский. Я – товарищ прокурора. Дело, о котором мы будем иметь честь говорить с вами, одинаково касается и князя, и меня, или, вернее, супруги князя, а моей сестры.
Желтков, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими губами: «Прошу, госпо- да, садиться». Но должно быть, вспомнил, что уже безуспеш- но предлагал то же самое раньше, вскочил, подбежал к ок- ну, теребя волосы, и вернулся обратно на прежнее место. И
опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо.
– Я к вашим услугам, ваше сиятельство, – произнес он глухо, глядя на Василия Львовича умоляющими глазами.
Но Шеин промолчал. Заговорил Николай Николаевич.
– Во-первых, позвольте возвратить вам вашу вещь, – ска- зал он и, достав из кармана красный футляр, аккуратно по- ложил его на стол. – Она, конечно, делает честь вашему вку- су, но мы очень просили бы вас, чтобы такие сюрпризы боль- ше не повторялись.
– Простите… Я сам знаю, что очень виноват, – прошеп-
тал Желтков, глядя вниз, на пол, и краснея. – Может быть,
позволите стаканчик чаю?
– Видите ли, господин Желтков, – продолжал Николай
Николаевич, как будто не расслышав последних слов Желт- кова. – Я очень рад, что нашел в вас порядочного человека,
джентльмена, способного понимать с полуслова. И я думаю,
что мы договоримся сразу. Ведь, если я не ошибаюсь, вы пре- следуете княгиню Веру Николаевну уже около семи-восьми лет?
– Да, – ответил Желтков тихо и опустил ресницы благо- говейно.
– И мы до сих пор не принимали против вас никаких мер,
хотя – согласитесь – это не только можно было бы, а даже и
нужно
было сделать. Не правда ли?
– Да.
– Да. Но последним вашим поступком, именно присыл- кой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? – кон- чается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было –
обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что – повторяю – я сразу угадал в вас благородного человека.
– Простите. Как вы сказали? – спросил вдруг внимательно
Желтков и рассмеялся. – Вы хотели обратиться к власти?..
Именно так вы сказали?
Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана,
достал портсигар и спички и закурил.
– Итак, вы сказали, что вы хотели прибегнуть к помощи власти?.. Вы меня извините, князь, что я сижу? – обратился он к Шеину. – Ну-с, дальше?
Князь придвинул стул к столу и сел. Он, не отрываясь,
глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека.
– Видите ли, милый мой, эта мера от вас никогда не уй- дет, – с легкой наглостью продолжал Николай Николаевич. –
Врываться в чужое семейство…
– Виноват, я вас перебью…
– Нет, виноват, теперь уж я вас перебью… – почти закри- чал прокурор.
– Как вам угодно. Говорите. Я слушаю. Но у меня есть несколько слов для князя Василия Львовича.
И, не обращая больше внимания на Тугановского, он ска- зал:
– Сейчас настала самая тяжелая минута в моей жизни. И
я должен, князь, говорить с вами вне всяких условностей…
Вы меня выслушаете?
– Слушаю, – сказал Шеин. – Ах, Коля, да помолчи ты, –
сказал он нетерпеливо, заметив гневный жест Тугановско- го. – Говорите.
Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва.
Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не
двигались, как у мертвого.
– Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Нико- лаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета, была еще большей глу- постью. Но… вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее нико- гда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприят- но… скажите, – что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Нико- лай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру
Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Оста- ется только одно – смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме.
– Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию, –
сказал Николай Николаевич, надевая шляпу. – Вопрос очень короток: вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны,
либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, кото- рые нам позволят наше положение, знакомство и так далее.
Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова. Он обратился к князю Василию Львовичу и спросил:
– Вы позволите мне отлучиться на десять минут? Я от вас
не скрою, что пойду говорить по телефону с княгиней Верой
Николаевной. Уверяю вас, что все, что возможно будет вам передать, я передам.
– Идите, – сказал Шеин.
Когда Василий Львович и Тугановский остались вдвоем,
то Николай Николаевич сразу набросился на своего шурина.
– Так нельзя, – кричал он, делая вид, что бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. – Так положительно нельзя. Я тебя предупреждал, что всю дело- вую часть разговора я беру на себя. А ты раскис и позволил ему распространяться о своих чувствах. Я бы это сделал в двух словах.
– Подожди, – сказал князь Василий Львович, – сейчас все это объяснится. Главное, это то, что я вижу его лицо и я чув- ствую, что этот человек не способен обманывать и лгать за- ведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в люб- ви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, –
чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкова- теля. – Подумав, князь сказал: – Мне жалко этого человека.
И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присут- ствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать.
– Это декадентство, – сказал Николай Николаевич.
Через десять минут Желтков вернулся. Глаза его блесте- ли и были глубоки, как будто наполнены непролитыми сле- зами. И видно было, что он совсем забыл о светских прили-
чиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом. И опять с больной, нервной чуткостью это понял князь Шеин.
– Я готов, – сказал он, – и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я как будто бы умер для вас. Но одно условие –
это я вам говорю, князь Василий Львович, – видите ли, я растратил казенные деньги, и мне как-никак приходится из этого города бежать. Вы позволите мне написать еще послед- нее письмо княгине Вере Николаевне?
– Нет. Если кончил, так кончил. Никаких писем, – закри- чал Николай Николаевич.
– Хорошо, пишите, – сказал Шеин.
– Вот и все, – произнес, надменно улыбаясь, Желтков. –
Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите. Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остать- ся в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не пока- зываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». И вот я прекращаю всю эту историю. Кажет- ся, я сделал все, что мог?
Вечером, приехав на дачу, Василий Львович передал жене очень точно все подробности свидания с Желтковым. Он как будто бы чувствовал себя обязанным сделать это.
Вера хотя была встревожена, но не удивилась и не пришла в замешательство. Ночью, когда муж пришел к ней в постель,
она вдруг сказала ему, повернувшись к стене:
– Оставь меня, – я знаю, что этот человек убьет себя.

XI
Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, пото- му что, во-первых, они ей пачкали руки, а во-вторых, она никогда не могла разобраться в том языке, которым нынче пишут.
Но судьба заставила ее развернуть как раз тот лист и на- толкнуться на тот столбец, где было напечатано:
«Загадочная смерть. Вчера вечером, около семи часов,
покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной па- латы Г.С. Желтков. Судя по данным следствия, смерть по- койного произошла по причине растраты казенных денег.
Так по крайней мере самоубийца упоминает в своем письме.
Ввиду того, что показаниями свидетелей установлена в этом акте его личная воля, решено не отправлять труп в анатоми- ческий театр».
Вера думала про себя:
«Почему я это предчувствовала? Именно этот трагиче- ский исход? И что это было: любовь или сумасшествие?»
Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому са- ду. Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту,
как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она нико- гда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смеш- ному Пе Пе Же.

«Почем знать, может быть, твой жизненный путь пере- секла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», –
вспомнились ей слова Аносова.
В шесть часов пришел почтальон. На этот раз Вера Нико- лаевна узнала почерк Желткова и с нежностью, которой она в себе не ожидала, развернула письмо.
Желтков писал так:
«Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия,
ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь.
Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах
Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое».
Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе,
и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы
воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас,
у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами,
мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом. Я
очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, – ну, что же? – ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.
Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок,
который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, –
о, как я ее целовал, – ею Вы запретили мне писать
Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны,
я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, –
так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, № 2, op. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу.

Целую Ваши руки.
Г. С. Ж.».
Она пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и вздутыми губами и, показав письмо, сказала:
– Я ничего от тебя не хочу скрывать, но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное. Вероятно, вы с Ни- колаем Николаевичем сделали что-нибудь не так, как нужно.
Князь Шеин внимательно прочел письмо, аккуратно сло- жил его и, долго помолчав, сказал:
– Я не сомневаюсь в искренности этого человека, и даже больше, я не смею разбираться в его чувствах к тебе.
– Он умер? – спросила Вера.
– Да, умер, я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не сводил с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица. И для него не суще- ствовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и да- же почти понял, что передо мною мертвый человек. Пони- маешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать…
– Вот что, Васенька, – перебила его Вера Николаевна, –
тебе не будет больно, если я поеду в город и погляжу на него?
– Нет, нет. Вера, пожалуйста, прошу тебя. Я сам поехал бы, но только Николай испортил мне все дело. Я боюсь, что буду чувствовать себя принужденным.

XII
Вера Николаевна оставила свой экипаж за две улицы до Лютеранской. Она без большого труда нашла квартиру
Желткова. Навстречу ей вышла сероглазая старая женщина,
очень полная, в серебряных очках, и так же, как вчера, спро- сила:
– Кого вам угодно?
– Господина Желткова, – сказала княгиня.
Должно быть, ее костюм – шляпа, перчатки – и несколько властный тон произвели на хозяйку квартиры большое впе- чатление. Она разговорилась.
– Пожалуйста, пожалуйста, вот первая дверь налево, а там сейчас… Он так скоро ушел от нас. Ну, скажем, растрата.
Сказал бы мне об этом. Вы знаете, какие наши капиталы, ко- гда отдаешь квартиры внаем холостякам. Но какие-нибудь шестьсот – семьсот рублей я бы могла собрать и внести за него. Если бы вы знали, что это был за чудный человек, па- ни. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне совсем не квартирантом, а родным сыном.
Тут же в передней был стул, и Вера опустилась на него.
– Я друг вашего покойного квартиранта, – сказала она,
подбирая каждое слово к слову. – Расскажите мне что-ни- будь о последних минутах его жизни, о том, что он делал и что говорил.

– Пани, к нам пришли два господина и очень долго раз- говаривали. Потом он объяснил, что ему предлагали место управляющего в экономии. Потом пан Ежий побежал до те- лефона и вернулся такой веселый. Затем эти два господина ушли, а он сел и стал писать письмо. Потом пошел и опустил письмо в ящик, а потом мы слышим, будто бы из детского пистолета выстрелили. Мы никакого внимания не обратили.
В семь часов он всегда пил чай. Лукерья – прислуга – при- ходит и стучится, он не отвечает, потом еще раз, еще раз. И
вот должны были взломать дверь, а он уже мертвый.
– Расскажите мне что-нибудь о браслете, – приказала Вера
Николаевна.
– Ах, ах, ах, браслет – я и забыла. Почему вы знаете? Он,
перед тем как написать письмо, пришел ко мне и сказал: «Вы католичка?» Я говорю: «Католичка». Тогда он говорит: «У
вас есть милый обычай – так он и сказал: милый обычай –
вешать на изображение матки боски кольца, ожерелья, по- дарки. Так вот исполните мою просьбу: вы можете этот брас- лет повесить на икону?» Я ему обещала это сделать.
– Вы мне его покажете? – спросила Вера.
– Прошу, прошу, пани. Вот его первая дверь налево. Его хотели сегодня отвезти в анатомический театр, но у него есть брат, так он упросил, чтобы его похоронить по-христианску.
Прошу, прошу.
Вера собралась с силами и открыла дверь. В комнате пах- ло ладаном и горели три восковые свечи. Наискось комнаты
лежал на столе Желтков. Голова его покоилась очень низко,
точно нарочно ему, трупу, которому все равно, подсунули маленькую мягкую подушку. Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно,
как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворен- ное выражение она видала на масках великих страдальцев –
Пушкина и Наполеона.
– Если прикажете, пани, я уйду? – спросила старая жен- щина, и в ее тоне послышалось что-то чрезвычайно интим- ное.
– Да, я потом вас позову, – сказала Вера и сейчас же выну- ла из маленького бокового кармана кофточки большую крас- ную розу, подняла немного вверх левой рукой голову тру- па, а правой рукой положила ему под шею цветок. В эту се- кунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала
Аносова о вечной исключительной любви – почти пророче- ские слова. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мерт- веца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем.
Когда она уходила, то хозяйка квартиры обратилась к ней льстивым польским тоном:
– Пани, я вижу, что вы не как все другие, не из любопыт- ства только. Покойный пан Желтков перед смертью сказал
мне: «Если случится, что я умру и придет поглядеть на ме- ня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…» – он даже нарочно записал мне это.
Вот поглядите…
– Покажите, – сказала Вера Николаевна и вдруг заплака- ла. – Извините меня, это впечатление смерти так тяжело, что я не могу удержаться.
И она прочла слова, написанные знакомым почерком:
«L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

XIII
Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата.
Зато ее дожидалась пианистка Женни Рейтер, и, взволно- ванная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя ее прекрасные большие руки, закричала:
– Женни, милая, прошу тебя, сыграй для меня что-ни- будь, – и сейчас же вышла из комнаты в цветник и села на скамейку.
Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что
Женни сыграет то самое место из второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков.
Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исклю- чительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повто- ряется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова гене- рала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так сов- падали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куп- леты, которые кончались словами: «Да святится имя твое».
«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и
смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал.
Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя твое».
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе,
страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя твое».
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обве- яны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе го- ря. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. «Да
святится имя твое»
В предсмертный печальный час я молюсь только тебе.
Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи,
бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя твое».
Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете,
как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава те- бе.
Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!..»
Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и,
точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака… И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:
«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне
помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя лю- бовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с то- бой, потому что мы с тобой любили друг друга только од- но мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?
Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».
Женни Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах.
– Что с тобой? – спросила пианистка.
Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взвол- нованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:
– Нет, нет, – он меня простил теперь. Все хорошо.
<1910>
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


написать администратору сайта