Главная страница
Навигация по странице:

  • «Я УЧУ МАШУ!»

  • УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ

  • ОБУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  • Волшебник. Разбуди в ребенке волшебника. Разбуди в ребенке волшебника


    Скачать 233.63 Kb.
    НазваниеРазбуди в ребенке волшебника
    АнкорВолшебник
    Дата09.11.2021
    Размер233.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазбуди в ребенке волшебника.docx
    ТипДокументы
    #267809
    страница11 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    КТО МОЖЕТ РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?

    Организовать общение ребенка со взрослым при разви¬тии воображения очень трудно. Детям, особенно младшего и среднего дошкольного возраста, свойственно идеализиро¬вать взрослого, копировать до мельчайших подробностей все его действия и поступки. Это ведет к тому, что собствен¬ная деятельность ребенка становится шаблонной, а его ини¬циативе и творчеству в ней не остается места. Одновременно с этим в повседневной жизни малыша, в том числе и при развитии его воображения, существует много трудностей, которые он не в силах преодолеть без помощи взрослых. Единственный выход из этого противоречия — совместная деятельность ребенка и взрослого, когда взрослый избегает приказов, демонстраций выполнения задания, но помогает малышу самостоятельно выйти из создавшегося положения.

    Задача воспитания воображения очень сложна уже пото¬му, что она может быть решена только в творческой дея¬тельности. Педагогика должна быть творческой, а это значит, что в данной области очень трудно найти подходя¬щие «рецепты» для всех детей. Педагогический процесс должен каждый раз строиться заново, влияя одновременно и на взрослого, и на ребенка. Это означает, что человек, который руководит развитием воображения, должен быть творческой личностью. Таким образом, задача развития во¬ображения предполагает прежде всего воспитание взрос¬лых, способных творчески направлять этот процесс, будить в ребенке волшебника.

    Развивать воображение можно только в совместной дея-тельности взрослого и детей, где все равны. Обязанности взрослого при этом заключаются, во-первых, в показе разно-образных творческих проявлений и способов деятельности, во-вторых, в такой организации жизни ребенка, чтобы сами условия ее требовали творческих, а не стандартных реше¬ний.

    В совместной с ребенком деятельности взрослый являет¬ся не только самым умным и самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает детям неожиданные для них сторо¬ны окружающего мира. Малыш должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнооб¬разен и может быть осмыслен с самых различных позиций.

    Один мальчик очень боялся Бабы-Яги и видел ее бук¬вально во всем и везде. Уверения взрослых, что Бабы-Яги нет, что она бывает только в сказках, не уменьшали страхов малыша. И тогда мама решила превратить Бабу-Ягу из врага в существо, нуждающееся в жалости. Она терпеливо расска¬зывала сыну, что Баба-Яга очень старая, что живет она рдна-одинешенька, что у нее никого нет и если она заболеет, за ней совсем некому ухаживать, и т.п. Малыш вскоре начал жалеть Бабу-Ягу и понял, что «собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

    При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную си¬туацию.

    На консультацию ко мне пришел мальчик, очень неуве¬ренный в себе, заторможенный и чрезмерно ориентирован¬ный на взрослых. Чтобы как-то ему помочь и подобрать методы работы, начинаю играть. Очень скоро убеждаюсь, что играть Максим не умеет и что уровень его воображения весьма низкий, не соответствующий возрасту. Значит, прежде всего необходимо помочь ребенку в развитии его воображения. В этом случае очень важно, чтобы малыш на¬чал действовать самостоятельно. Я прошу его защитить зайку (зайка — это я), потом помочь мишке (опять же мне) решить задачу, затем уже непосредственно мне объяснить, что нарисовано на картинке и т.п. По моему совету анало¬гичные приемы использовались родителями Максима в тече¬ние трех недель. В результате мальчик стал адекватно при-нимать игровую ситуацию, у него появилась (правда, не во всем) уверенность в своих силах, он полюбил играть (хотя на первых порах игра его была еще плохо развита), научил¬ся воображать.

    В то же время при развитии воображения нельзя ограни-чиваться только позицией взрослого как равного. Необходи¬мо использовать и другую роль. Позиция «взрослого взрос¬лого» поможет вам не только учитывать наличный уровень развития воображения ребенка, но активно развивать его, используя «зону ближайшего развития». С одной стороны, взрослый, находящийся на такой позиции, помогает ребенку осмысливать и переосмысливать различные ситуации и собственные действия и поступки. Так, например, обнару¬жив, что малыш бесцельно манипулирует с кубиком, взрос¬лый говорит: «Ах, какая у тебя красивая машина! А куда она едет?» и т.п. И обычно ребенок, не видевший в кубике никакой машины, вдруг начинает ее видеть. Значит, вы уже научили его быть немного волшебником. В некоторых зада¬ниях взрослый может с самого начала задавать смысл дей¬ствиям с предметами, например когда просит, давая ребенку коробочку, покачать куклу. С другой стороны, взрослый ставит перед ребенком такие проблемы и задания, которые требуют разрешения и тем самым способствуют развитию воображения. Ребенок везет машину, а ему говорят: «У ма¬шины испортился мотор. Что теперь делать?» Такие и анало-гичные проблемы, поставленные взрослым, помогают малы¬шу осваивать игру.

    Таким образом, два субъекта, сосуществующие во взрос¬лом, участвуют в психическом развитии ребенка.

    Теперь настало время поговорить об общении ребенка со сверстниками.

    «Я УЧУ МАШУ!»

    Общение ребенка со сверстниками тоже не однородно. Так, ребенок общается и играет с другими детьми на рав¬ных, участвует в коллективной деятельности. В то же время он может выступать по отношению к другому как взрослый. В данном случае имеется в виду не роль взрослого, исполня¬емая ребенком, а такая позиция малыша в совместной дея¬тельности, когда он является сознательным носителем нор¬мативов деятельности.

    Эти два типа общения со сверстниками отчетливо видны в совместных играх и забавах детей разных возрастов. Вот они вместе с громким смехом бегают во дворе. Здесь не различаются ни большие, ни маленькие. Часто взрослые даже ворчат на своих детей-школьников: «Ну что вы бегае¬те, как маленькие!», «Ну что ты в песочек играешь, ведь уроки ждут» и т.п. А они, уже младшие школьники, с удо¬вольствием играют в песочек, даже делают куличики и бега¬ют с визгом вместе с трехлетними. Но вот ситуация измени¬лась коренным образом: дети решили играть в вышибалы, и старшие сознательно учат малышей, а иногда и неповорот¬ливых ровесников, как надо действовать, чтобы тебя не вы¬били. Здесь уже отчетливо видна позиция взрослого.

    Дети сами хорошо знают эту неоднородность общения со сверстниками и часто ею пользуются. В гости к моему старшему сыну пришел товарищ. Когда же я зашла в комна¬ту, то увидела, что все четверо — двое моих взрослых детей, их пятилетний брат и приятель — все вместе с упоением катают по полу машинки. Увидев меня, старшие смутились. «Это мы Олега учим, как играть», — объяснил мне один из «взрослых».

    Играя со сверстниками на равных, ребенок может не раз¬личать их, ему трудно бывает рассказать, с кем он играл, кто что в этой игре делал. Заняв позицию взрослого по отно¬шению к сверстнику, малыш уже точно знает, кого и чему он учит. Это важно, так как, используя сложившиеся лич¬ностные отношения, мы сможем воспитать у детей симпатии друг к другу. Позиция «ребенок как взрослый» может реа-лизовываться не только в отношениях со сверстниками, но и в отношениях со взрослыми.

    Моя коллега рассказывала мне, что ее сын часто устраи¬вает такую игру: он демонстративно начинает о ней забо¬титься. Приговаривает: «Моя мамочка, маленькая, устала». Он укладывает ее в кровать, притаскивает подушки со всего дома, несет ей в кровать чай и т.д. Подобное отношение малыш может проявлять и к игрушкам. Так, пятилетняя де¬вочка громко с кем-то беседует в комнате. «С кем ты разго¬варивала?» — спрашивает мама, входя в комнату. «Это я Машу (куклу) учу», — отвечает девочка.

    Итак, в отношениях ребенка со сверстниками тоже есть две стороны. При развитии воображения нам необходимо учитывать эту особенность. Подробнее об общении — в сле¬дующей главе.

    УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ

    В начале книги мы говорили с вами, что возникновение воображения тесно связано со способностью ребенка к ин-дивидуальной деятельности. Вместе с тем мы уже убеди¬лись в том, что индивидуальная деятельность появляется у малыша в результате деятельности совместной, коллектив¬ной, прежде всего, конечно, со взрослым. Однако обнару¬женные нами разные тенденции в психическом развитии ре¬бенка — быть похожим на взрослого и вместе с тем иметь отдельную, самостоятельную от взрослых жизнь — и их реализация в разных сферах делают проблему общения де¬тей между собой очень актуальной. Как бы ни старался взрослый быть равным, каким бы идеальным партнером он ни был, все равно полностью заменить сверстника он не сможет. Этот факт известен довольно хорошо. Поэтому во многих странах даже состоятельные люди, имеющие воз¬можность не работать, отдают детей в детский сад, чтобы они общались. В общении с ровесниками ребенок приобре¬тает важнейшие чарты личности — он становится более уве¬ренным в своих силах, приобретает навыки самостоятель¬ной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т.п. Ребенок учится у сверстни¬ков совершенно иначе. Если, как мы говорили, взрослый для малыша прежде всего эталон, которому он стремится подра¬жать во всем, то сверстника можно поправить, дополнить и т.п. Таким образом, при развитии воображения именно сверстник является добрым помощником.

    Развивая воображение дошкольника, необходимо ис¬пользовать обе стороны общения: когда сверстник «равен» ребенку и когда сверстник учится у него. Поэтому начиная с 3 лет очень полезно заниматься не с одним ребенком, а с двумя-тремя вместе. Это могут быть братья и сестры малы¬ша, дети, живущие по соседству, ребята, с которыми он иг¬рает во дворе. Организуя игры и даже неигровые задания, надо опираться на отношение ребенка к сверстнику как к равному. При этом необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, для детей очень важно, чтобы в совместной дея¬тельности они чувствовали себя единым коллективным субъектом деятельности. Это возможно только тогда, когда они видят и понимают задачу как общую, независимо от того, являются ли они в данный момент партнерами или соперниками. Например, в коллективной игре дети возят ма¬шинки по лабиринту навстречу друг другу. При этом они могут сталкиваться, мешать друг другу и т.п. Если ребята не воспринимают задачу как общую, эта игра очень быстро иссякает, причем в большинстве случаев заканчиваясь кон¬фликтом и ссорой. Если же дети понимают, что поставить машинки в гараж — их совместная цель, то тогда они начи¬нают договариваться, пропускать друг друга, пытаются встать на противоположную точку зрения. Это не препят¬ствует игре, а помогает ей, обогащает ее и тем самым спо¬собствует развитию воображения.

    Вторая особенность организации общения детей состоит в использовании соревновательных мотивов (кто первый? кто больше? и т.п.). Однако, как мы уже говорили, эти соревновательные мотивы хороши лишь тогда, когда высту¬пают вторым планом, дополнением к сотрудничеству и объединению детей.

    Для развития воображения нужно подбирать задания и игры, в которых учитывались бы оба указанных момента. Это может быть командная игра: между командами склады¬ваются отношения соревнования, а внутри их — подлинное сотрудничество. С этой же целью можно использовать игры с воображаемым партнером, которого сейчас рядом нет, но который в любой момент может появиться: например, под¬готовка к игре с мячом, когда дети из одной команды учатся и тренируются, чтобы обыграть будущих соперников. Очень важны для малыша и такие игры и задания, когда он одновременно играет и за себя, и за своего соперника. Это дает ему возможность лучше понять настоящего противни¬ка, учитывать его позицию в своей деятельности, находить смысл конкретной ситуации. А это, как вы уже поняли, пря¬мо и непосредственно способствует развитию воображения.

    Для того чтобы у дошкольника появился основной ком¬понент воображения — особая внутренняя позиция, необхо¬димо использовать такие отношения детей, при которых один является взрослым, учителем по отношению к друго¬му. Это даст возможность малышу осознать свои действия, осмыслить себя как субъекта деятельности, взглянуть на свои поступки со стороны. В этом случае, конечно, интен¬сивнее идет развитие воображения у того, кто обучает, кто занимает позицию «ребенок как взрослый». Поэтому крайне необходимо, чтобы эта роль не закреплялась за одними и теми же детьми, как это зачастую происходит у нас в дет¬ском саду, а последовательно переходила от ребенка к ре¬бенку. Конечно, некоторые дети будут нуждаться в вашей помощи. С ними надо заранее договориться, объяснить им задание или игру, которую остальные еще не знают, и тем самым поставить в позицию обучающего. Вы, вероятно, знаете, как любят дети «обучать» своих пап и мам тому, что они, например, делали в детском саду. Предоставьте малы¬шам и такую возможность. Пусть они учат и кукол, и ми¬шек, и другие игрушки, с которыми играют постоянно.

    В одном детском саду была девочка, которая боялась хо¬дить по лестнице. Каждый раз, когда ее приводили и уводи¬ли из детского сада, когда дети шли на прогулку или возвращались, девочка устраивала истерики. Психологическое обследование показало, что она отстает в развитии от воз¬растных норм, что она совсем не умеет играть и практичес¬ки не воспринимает никакие задания на воображение. По¬мочь ей удалось, когда ей предоставили возможность обу¬чать, быть взрослой, сильной по отношению к другому. Вос¬питательница пожаловалась девочке, что она очень старень¬кая и поэтому ей трудно ходить по лестнице, она может упасть и разбиться. Она попросила малышку помочь ей под¬няться по ступенькам и спуститься. И девочка, которая раньше без слез не могла подойти к лестничному пролету, спокойно помогла воспитательнице.

    Трудно сказать, поверила ли она словам педагога или нет. Вполне возможно, что она прекрасно понимала всю ус¬ловность, нереальность позиции взрослого. Но тем не менее это помогло ребенку справиться с собой и все-таки овладеть действием, которое вызывало у него такой страх.

    Позиция более сильного, взрослого, задания типа «защи¬тить», «помочь» и т.п. также ставят ребенка в позицию обу¬чающего, что активно способствует развитию воображения.

    Другим удачным методическим приемом является объединение в одну группу, команду детей разных возрас¬тов с заведомо разными уровнями развития воображения.

    Мы рассмотрели основные сферы общения ребенка и те условия и приемы, которые следует применять для развития воображения детей дошкольного возраста. Вместе с тем остался нерешенным вопрос о том, какова логика возникно¬вения разных сторон общения ребенка при целенаправлен¬ном развитии его воображения. Другими словами, нам необходимо теперь остановиться на проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном возрасте.

    ОБУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Несколько лет назад телевидение пригласило в одну из своих студий дошкольников, чтобы поговорить о детском творчестве. Детей попросили нарисовать рисунки на опре¬деленную тему. Когда же они выполнили задание, ведущие изумились. Практически у всех были одинаковые рисунки, лишь немного отличающиеся техникой исполнения. И цве¬товая гамма, и композиция, и предметы, изображенные на листе бумаги, совпадали, несмотря на то, что эти дети до передачи никогда не видели друг друга, жили в самых раз¬ных семьях и ходили в разные детские сады. Ведущий пере¬дачи восклицал: «А где же творчество? Где та неповторимая уникальность видения, которой обладают все люди и уж в особенности дети?» А вот этому детей не научили. Научили, как полагается подбирать цвета, как строить композицию и т.п., а вот творчеству не научили. У вас может возникнуть недоуменный вопрос: разве можно учить творчеству? Да, творчеству учат. И основной путь обучения творчеству лежит в развитии воображения детей.

    Если рассмотреть описанные в психологии и педагогике подходы к решению этой проблемы, можно отчетливо уви¬деть две различные точки зрения. Согласно одной, ребенку надо предоставить абсолютную свободу, исключить всякое обучение и дать возможность максимально проявиться его воображению и творчеству. Наиболее полно эта позиция представлена в теории свободного воспитания. У нас, к со¬жалению, часто эта позиция проявляется в семьях, где на ребенка не обращают никакого внимания, лишь бы он не мешал. Ему покупают много дорогих игрушек, довольно рано начинают давать деньги, в общем, просто откупаются от него, как могут, утверждая к тому же, что это путь к становлению творческой личности. Но результатом разви¬тия ребенка при таком подходе бывает низкий уровень зна¬ний и умений и как следствие этого низкий уровень разви¬тия воображения и неумение творчески выполнить самые простые задания. Ребенок как бы не имеет материала для воображения, и это ведет к неинтересной, часто очень шаб¬лонной деятельности.

    Вторая точка зрения на решение проблемы обучения и творчества, наоборот, все психическое развитие ребенка, в том числе и его воображение, сводит к обучению, не остав¬ляя места его самостоятельной деятельности. Самым ярким примером такого подхода является обучение и воспитание наших детей в детском саду. За ребенка все решают: что и когда он должен нарисовать. Ему выдают лист бумаги опре¬деленного цвета и размера и даже те инструменты, с по¬мощью которых он сможет выполнить задание взрослого. Ребенок в этом случае лишь пассивный исполнитель, кото¬рому не принадлежат ни выбор цели, ни оценка результа¬тов. Это ведет к заорганизованности детей, к отсут¬ствию нешаблонных решений, что также неприемлемо для развития воображения.

    Единственный выход — обучение, при котором домини-рующее значение имела бы самостоятельная деятельность ребенка, всяческое поощрение его инициативы^ творчества. При таком пути обучения особого внимания требует логика смен форм общения ребенка со взрослым и сверстником, о которых мы уже говорили.

    Итак, любое знание, любой навык, если вы хотите, чтобы он использовался вашим малышом творчески, должен прой¬ти определенные стадии. Вначале взрослый, предлагая ма¬лышу какое-то задание, выступает в роли «взрослого как взрослого». Он ставит перед ребенком цели, демонстрирует способ их достижения, т.е. является носителем нормативов деятельности, образцов для подражания. Конечно, в зависи¬мости от возраста детей этот этап может проходить по-раз¬ному. Так, для малыша, играющего кубиком, взрослый проявится тогда, когда возьмет кубик, начнет его возить по столу и гудеть, приговаривая: «Какая у тебя машина!» Для ребенка среднего дошкольного возраста взрослый может уже сочинить рассказ, в котором даст новые знания для игры, или неожиданно предложить ему, например: «Давай нарисуем красное небо» и т.п. Такой рассказ или предложе¬ние взрослого заставит малыша задуматься, отказаться от уже знакомого, привычного, вообразить, почему, например, небо может быть красным и т.п. Все это делает ребенка «на голову выше» самого себя и выводит за пределы наглядной ситуации, обращая к смыслу и контексту.

    На следующей стадии взрослый уже действует с пози¬ции равного. Это очень важный этап для психического раз¬вития ребенка, так как без него малыш не научится общать¬ся со сверстниками и его стремление к самостоятельной жизни так и останется неудовлетворенным, нереализован¬ным. Как и на первом этапе, помощь может выражаться по-разному. Малышу 3 лет вполне достаточно, чтобы взрос¬лый вместе с ним совершал какие-либо действия, например малыш «возит» один кубик, а взрослый — другой. Ребенку 4—5 лет уже необходим взрослый в какой-нибудь роли. Так, если ребенок парикмахер, то пришедший к нему стричься взрослый помогает строить отношения, прося, например, со¬стричь длинную бороду, в которой он запутался. На пороге школы ребенку нужен взрослый в позиции равного, партне¬ра в совместной коллективной деятельности. Это может быть стирка или приготовление обеда, общая игра в мяч или шашки.

    Только после этого на сцене появляется сверстник, с ко¬торым ребенок должен строить отношения на равных. Просто-напросто сверстник постепенно вытесняет взрослого из коллективных дел и становится основным партнером ре¬бенка. Надо только иметь в виду, что появление сверстника в качестве равного партнера связано с двумя моментами. Во-первых, ваш малыш должен иметь опыт общения на рав¬ных со взрослым, во-вторых, он должен уже овладеть тем знанием или навыком, который мы предложили ему на пер¬вой стадии. Иначе сверстник может только мешать малышу, и их действия не приведут к творчеству.

    Чтобы дети могли полноценно овладеть соответствую¬щими знаниями и умениями, важна еще одна стадия, на которой ребенок выступает в позиции взрослого. Это позво¬ляет ему использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию в нем позиции субъекта деятельности, поворачивает его на смысл предметов и явлений. Кроме этого, обучая других, передавая им усвоен¬ные знания, малыш учится контролировать и оценивать себя и других, что полезно для его психологической подго¬товки к школе.

    Выявленная логика изменения общения пригодна для де¬тей всех возрастов на всем протяжении дошкольного перио¬да развития. Использование этих приемов и методов, их строгая последовательность и взаимосвязь помогут решить проблему обучения и творчества и, кроме того, помогут вам так обучить малыша, чтобы из него вырос настоящий волшебник.

    До сих пор мы говорили о детях, не испытывающих в основном никаких трудностей и проблем. Вместе с тем в последнее десятилетие появилось достаточно много так на-зываемых «трудных» детей, воспитание и обучение которых представляют для нас, взрослых, определенные проблемы. Как воображение может помочь им? Об этом и пойдет речь в следующей главе.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта