Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ

  • С ЧЕМ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ДЕТИ

  • Волшебник. Разбуди в ребенке волшебника. Разбуди в ребенке волшебника


    Скачать 233.63 Kb.
    НазваниеРазбуди в ребенке волшебника
    АнкорВолшебник
    Дата09.11.2021
    Размер233.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазбуди в ребенке волшебника.docx
    ТипДокументы
    #267809
    страница7 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

    ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И УСЛОВИЯ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном опыте дошкольника. Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями созда¬ния различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли, участвовал в самодеятельных постановках, зна¬ком со специфическими играми), то он достаточно легко ор¬ганизует и участвует в образно-ролевой игре.

    Именно поэтому крайне необходимо с самого раннего детства водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не просто зрителем, а участником домашних постановок. В дореволюционной России была замечательная традиция: почти в каждом доме (в среде интеллигенции) любой празд¬ник, любое событие в семье сопровождались спектаклем. Это сближало взрослых и детей, давало им возможность более полнокровно общаться, вводило ребенка в мир пре¬красного, учило перевоплощению, что сказывалось на раз¬витии воображения и творчества. Сейчас, к сожалению, этот замечательный отечественный опыт утерян, но если мы хотим разбудить в детях волшебников, нам необходимо его возрождать.

    В группе детского сада у очень «демократичной» воспи-тательницы дети никак не хотели убирать за собой игруш¬ки. Что делать? Можно было, конечно, заставить их, приме¬нить «репрессивные» меры, но тогда все установившиеся до-верительные отношения, конечно, исчезнут. Светлана Ива¬новна (так звали педагога) выбрала другой путь. Она сказа¬ла детям, что ей надо срочно уйти и заведующая пришлет кого-нибудь другого. Она дружелюбно попрощалась с ребя¬тами и вышла. Через минуту, надев на голову первый попав¬шийся платок, Светлана Ивановна вернулась. Она букваль¬но «влетела» в группу и заговорила скрипучим чужим голо¬сом: «Здравствуйте, ребята. Я Баба-Яга. Я очень люблю детей, которые не убирают игрушки. Они мои большие по¬мощники. Ой, ой, ой! Зачем же вы убираете игрушки? Ой, ой, ой! Я сейчас растаю! Ой, не убирайте, пожалуйста, и, конечно, не мойте руки перед едой...»

    Но игрушки были быстро убраны, это оказалось неслож¬но сделать, руки помыты, а дети вместе с вернувшейся Свет¬ланой Ивановной весело обедали и обсуждали происшедшее.

    Об аналогичной истории написал Д. Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» (М., 1978). Только там дело проис¬ходило не в детском саду, а дома, и расшалившиеся девочки не хотели есть манную кашу. Но когда папа, одев халат жены, превратился в воспитательницу, а дочки стали девоч¬ками в группе детского сада, то каша показалась им особен¬но вкусной.

    Как вы, конечно, знаете, дети очень любят наряжаться и крутиться перед зеркалом. Поэтому организовать игру об¬разного плана вам труда не составит. Можно поиграть так: вы, одев необычный наряд или не переодеваясь, молча кого-нибудь изображаете, а ребенок должен угадать, кого. Затем вы меняетесь ролями, и малыш уже сам с помощью костюма и мимики загадывает вам загадки, а вы отгадываете их.

    Есть замечательная детская игра «Дедушка Мазай», в ко¬торую с удовольствием играют все дети. Помните: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»? Эта игра, особенно если в нее играют дети разных возрастов, а еще лучше и взрослые тоже, также способствует развитию вооб¬ражения.

    Приезжаю как-то в детский сад, вхожу в группу и ниче¬го не могу понять. Все дети лежат на полу, приподнявшись на локтях и широко открыв рот. Между ними ходит воспи¬тательница. Она подошла к мальчику и нажала воображае¬мую кнопку. Мальчуган «ожил» и быстро пополз за воспи¬тательницей, издавая непонятные звуки. «Что здесь проис¬ходит? — спросила я. — Кто это?» «А это крокодилы, — весело объяснили мне малыши. — Мы играем в игру "Море волнуется"».

    Сыграйте с детьми в эту интересную игру. Ведущий от-ворачивается от ребят и медленно говорит: «Море волнует¬ся — раз, море волнуется — два, море волнуется — три. Фигура-птица, замри!» Резко обернувшись, он смотрит, кто успел выполнить задание. Потом, проходя между рядами «птиц», «включает» одну, чтобы посмотреть, как она будет двигаться. Побеждает в этой игре тот, кто сумел наиболее точно, похоже изобразить названный ведущим персонаж.

    Мы уже отмечали, что образно-ролевая игра тесно связа¬на с театрализацией. Полученные в процессе этой игры на¬выки дети успешно применяют в более старшем возрасте: в КВНах, в конкурсах, при театрализации песен и просто для показа, например, «зачерствевшего сыра». Эта способность детей, особенно если она используется взрослыми, позво¬лит, наконец, все наши одинаковые, под одну гребенку при¬чесанные детские праздники сделать разнообразными и ве¬селыми. И главное, они будут не заучены и не вызубрены на многочисленных репетициях, а станут подлинным сюр¬призом как для детей, так и для взрослых.

    В один дождливый вечер дома в небольшой комнате «бе-сились» четверо ребят. Они не знали, чем занять себя, устав от дождя и многократных замечаний взрослых. «Давай¬те поиграем в КВН», — предложила я. «Куда им, они еще малы, — возразила мне моя приятельница, — да и негде и некому этим заниматься». Но я все же решила попробовать. Разделив детей на две команды (по два человека), придума¬ла им задания. Одна команда должна была показать люби¬мого героя мультфильма, а другая — инсценировать песню. Через минуту ребят не было слышно. Они шептались по разным углам, и через какое-то время перед нами появился мой сын со штанами на шее (ничего более подходящего дети не могли найти). Он поправил брюки-шарф специфическим жестом, поднял палец и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!» «Да это же знаменитый Леопольд!» — догадались мы.

    Вторая команда показала вот что: посередине комнаты встал один мальчик, а другой завернул его в зеленое одеяло. Потом, найдя где-то сломанную клюшку, он подкрался к завернутому в одеяло и начал этой клюшкой бить по полу, около ног малыша. После этого он поднял завернутого парт¬нера и унес его из комнаты. Конечно, мы не могли не узнать песенку «В лесу родилась елочка». И вечер показался нам не таким дождливым и длинным, и дети с радостью ждали новых заданий, да и нам, взрослым, тоже захотелось сде¬лать что-нибудь интересное.

    А во всех этих волшебствах повинны образно-ролевая игра и наше воображение, которое помогло ей состояться. Все описанные в этой и предыдущих главах задания и игры присущи детям младшего дошкольного возраста, т.е. детям 3—4 лет. Но, как я старалась показать, они не исчеза¬ют с годами, а продолжают оставаться интересным для ре¬бенка времяпрепровождением. Вместе с тем наш малыш уже подрос, и пора предлагать ему новые игры.

    РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ

    При развитии воображения у детей среднего дошкольно¬го возраста мы должны учитывать следующие условия. До¬минирует в эти годы сюжетно-ролевая игра. Она лее, по на¬шему мнению, в этом возрасте и есть воображение в дей¬ствии. Возрастные особенности воображения детей 4—5 лет состоят в том, что основой его, тем самым пусковым меха¬низмом, является прошлый опыт ребенка. Накопление опы¬та, его осмысление и расширение опять-таки связаны с раз¬витием сюжетно-ролевой игры. Поэтому основное внимание взрослых должно быть уделено сюжетно-ролевой игре.

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что, с одной стороны, этот вид игры наиболее исследован в дошкольной педагоги¬ке и психологии, с другой стороны, множество теорий и подходов в изучении и развитии сюжетно-ролевой игры не только не продвинули ее, а скорее наоборот, современная сюжетно-ролевая игра — это шаг (в лучшем случае один) назад по сравнению с игрой детей в недавнем прошлом. Так, лет 15—20 назад дошкольники успешно играли в самые раз¬нообразные игры, с большим количеством участников, по са¬мостоятельно придуманным сюжетам, могли продолжить игру довольно длительное время, широко использовали раз¬личные предметы-заместители. В настоящее время, как мы уже говорили, практически все содержание игры свелось к игре в «семью» с очень небольшим количеством участников: мама, ребенок, реже папа и еще реже бабушка и дедушка. Сюжет скорее можно назвать отобразительным, копирую¬щим действительность, чем самостоятельным, творческим, игра возникает эпизодически и довольно быстро завершает¬ся, а если возникает вновь, то это не продолжение, а, как правило, ее повторение. В игре используются игрушки, яв¬ляющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами эти предметы.

    Что же произошло с игрой? Что же происходит с наши¬ми детьми? Пока мы не поймем этого, нам никогда не сдви¬нуть игру с мертвой точки, а это значит — нам никогда не развить воображение наших детей. Если вы помните, мы уже называли одну причину: часто дети просто не знакомы с той действительностью, которую надо изображать в игре; и мы наметили путь, способный вывести из этого тупика. Кроме этой, главной причины, есть еще некоторые аспекты, на которые хотелось бы обратить внимание.

    Одна из причин неумения современных детей играть в том, что мы, взрослые, не умеем да часто и не хотим их этому учить. Посмотрите, как много сейчас появилось роди¬телей-энтузиастов, которые учат своих детей читать в 2 года, решать уравнения в 3 года, плавать с рождения, но мне, к сожалению, не приходилось встречать тех, кто специ¬ально учил бы ребенка играть. Это кажется непрестижным. Этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом гордости, и мы оставляем игру на откуп детям: научатся — хорошо, а не научатся, за это, с точки зрения родителей, двойку не поставят. Оказывается, все наоборот: двойки в первом классе наши дети получают чаще всего за то, что они не играли или недоиграли в дошкольном возрасте.

    Но даже если родители и не препятствуют развитию игры и пытаются помочь ребенку, то современная педагоги¬ка практически не имеет средств, чтобы их этому обучить. И часто родители, испытав первые неудачи, отступают.

    Почему же так трудно научить малыша играть? Если проанализировать те способы и методы, с помощью кото¬рых мы обучаем детей и которые нам хорошо известны и привычны, то большинство из них вписывается в формулу: «Делай, как я», где «я» — это образец, если хотите, эталон. К чему приводят эталоны в обучении, мы уже видели. Эта¬лоны же в игре просто-напросто уничтожают игру.

    Несколько лет назад меня пригласили на семинар по игре в один московский детский сад: мы должны были по¬смотреть игру, обсудить ее, подвести некоторые итоги и на¬метить пути развития игры в детских садах. На просмотре дети показали комбинированные игры — сюжетно-ролевую и игру-драматизацию (они собирались, ехали на автобусе в театр, где ставили спектакль «Три поросенка»).

    Ребят парами привели в зал и предложили поиграть. (Я, конечно, понимаю, что продемонстрировать игру детей — дело чрезвычайно трудное и неблагодарное, но тем не менее некоторые моменты даже неудачной игры очень показатель¬ны для нас и поучительны.) Распределив с помощью воспи¬тателя роли, дети, которые должны были участвовать в сю-жетно-ролевой игре, начали деловито и старательно строить автобус: они брали стульчики и ставили их по два, как си¬денья в настоящем автобусе. Движения малышей, отсут¬ствие каких бы то ни было разговоров во время строитель¬ства, их эмоциональное состояние — все говорило о том, что они уже хорошо выучили свои действия. Воспитатель, на¬верное, однажды сказал, поставив стульчики таким обра¬зом: «Это будет автобус». И это еще в лучшем случае. Ско¬рее всего, он даже и не ставил стулья, а сказал: «Если надо сделать автобус, ставьте стульчики вот так».

    Ну хорошо, вроде бы расстановка стульев прямого отно¬шения к игре не имела. Но посмотрим, что происходило дальше. А дальше девочки разобрали кукол и мишек и обя¬зательные сумочки, взяли за руки мальчиков — «создали семьи» и чинно сели на приготовленные стульчики. Заметь¬те, все молча, все как по писаному, без единой улыбки. Шо¬фер крутит руль, дети едут, воспитатели, пришедшие на семинар, учатся. Наконец воспитательница группы, показы¬вавшей игру, пытаясь как-то разрядить обстановку, напом¬нила шоферу, что надо объявлять остановки, а пассажирам следует оплатить проезд. Сказано — сделано: дети заплати¬ли за проезд, шофер начал объявлять остановки.

    Приехав в театр, ребята заспешили в буфет. Пожалуй, это была единственная не выученная ими сцена. Эффект усиливало еще и то, что предусмотрительная администра¬ция детского сада отдала в буфет полдник. Поев, дети уже с меньшим энтузиазмом пошли в зрительный зал смотреть спектакль. Спектакль, конечно же, шел как по маслу. Акте¬ры деревянными голосами говорили текст, даже не пытаясь играть, не испытывая никаких эмоций и не вызывая их у окружающих. Зрители не скрывали, что им скучно. Един¬ственный, кто нарушил спокойный ход событий, был маль-чик, который поднял руку и сказал: «Мария Ивановна, мне в буфете не дали копейку сдачи».

    Посмотрев спектакль, дети так же чинно сели на вновь сделанный автобус и поехали домой. К куклам и мишкам, с которыми они ездили на спектакль, за время игры никто больше так ни разу и не притронулся.

    Вы, может быть, подумаете, что эта игра нетипична, что в других садах играют лучше. Уверяю вас, она, к сожале¬нию, очень типична. В чем самый главный ее недостаток? Вероятно, в том, что игры здесь вовсе не было. А почему? Да потому, что детей так научили. Что же, раньше их учи¬ли по-другому? Да, причем в основном учили играть не взрослые, а дети более старшего возраста.

    Давайте еще раз вспомним старые дворы. В играх участ¬вовали дети всех возрастов: и дошкольники, и младшие школьники, и подростки. Старшие учили малышей, только не на специальных занятиях, а в реальной игре. И ребенок, подыгрывая «учителям», постигал игровые действия, испол¬нение ролей и, в конечном счете, тайны воображения. И если в детском саду есть разновозрастная группа, то игра в ней развита гораздо лучше, чем в любых образцовых са¬дах с традиционным делением на группы.

    А что делать в семье? Могу дать два совета. Первый — если хотите, чтобы ребенок играл, играйте вместе с ним. Это совсем не трудно сделать и не требует особых умений и специального времени. Если превратить игру из развлече¬ния в «способ жизни» для вас и вашего ребенка, то проблем у вас не будет. Вы пришли с работы, вы устали, а тут еще гора немытой посуды и голодные домочадцы. Ну и что? Во время мытья посуды, приготовления ужина тоже можно играть с малышом. Скажите, например, что вы волшебница, ребенок тут же станет разбойником, или Иванушкой-дурач¬ком, или еще кем-нибудь, и вот игра уже началась. Вы мо-жете отправлять вашего верного слугу с заданиями в другое царство (комнату), давать ему секретные поручения (напри¬мер, накрыть на стол) и увидите, что мытье посуды пока¬жется вам не таким уж нудным, а ребенок просто будет счастлив.

    Второй совет касается детских компаний. У многих семей появились отдельные квартиры с красивой мебелью, и вот в этом уютном доме, к сожалению, не остается места для дру¬зей ребенка. А какие раньше бывали детские праздники! Во что сегодня превратились дни рождения ребенка? Приходят гости, но приходят к вам, а не к имениннику, и хотя они приносят ему подарки, он среди гостей часто оказывается лишним. Ребенку нечего делать. А подрастая и устраивая себе дни рождения, он будет отсылать вас к бабушке или в кино, чтобы вы ему не мешали. А ведь дни рождения и другие семейные праздники (и даже будни!) очень хороший повод пригласить других детей и устроить им и малышу праздник. И нужно для этого совсем немного — устройте веселую игру, и праздник состоится.

    Итак, сюжетно-ролевая игра требует ознакомления ре¬бенка с той сферой деятельности, которую он будет обыг¬рывать, а также особых методов обучения. Последнее усло¬вие развития сюжетно-ролевой игры — детские игрушки. О них и пойдет речь в следующей главе.

    С ЧЕМ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ДЕТИ

    Как-то перед Новым годом я зашла в «Детский мир», хо¬телось порадовать детей — купить что-нибудь новое. Около витрины мое внимание привлек молодой папа, который ни¬как не мог выбрать игрушку своему ребенку. «Скажите, — обратился он ко мне, — моему сыну уже три года, не поздно ли купить ему кубик Рубика?» «Поздно? — удивилась я. — Да что вы. Он еще не дорос!» «Скажете тоже! — обиделся папа. — У моего соседа ребенку всего полтора года, а он без посторонней помощи собирает кубик Рубика и уже давно».

    Если мы посмотрим на арсенал игрушек современного ребенка, то найдем в нем очень много игрушек, до которых он еще не дорос. А это значит, что они будут не помогать, а мешать развитию игры. Какими же свойствами должна об¬ладать игрушка для вашего малыша?

    Во-первых, игрушка должна слушаться малыша, подчи¬няться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать. А если нет? Когда мое¬му сыну исполнилось 2 года, ему подарили волчок, обычный детский волчок, который крутился и издавал при этом ти¬хий звук. Мы завели волчок, но именинник почему-то не обрадовался, а заплакал. Так продолжалось довольно долго, и пришлось на некоторое время убрать игрушку. Мальчик достал волчок и стал сам заводить его только после того, как научился «подчинять» себе, своему замыслу. Почему же он прежде плакал и не хотел с ним играть? Да потому что волчок был для него живым и непонятным. Что с ним де¬лать? Просто смотреть, как он вращается? Но ведь ребе¬нок — существо активное, и он не хочет, в этом возрасте быть простым наблюдателем. Ему нужна игрушка с кото¬рой можно действовать. Вот мячик лежит спокойно, а если ударить по нему ногой, покатится; кубик не вертится, а если его бросить, он упадет и стукнется и т.п.

    Таким образом, игрушка должна быть подвластна детям. Если ребенок еще мал, он способен осмыслить лишь то, что не имеет «своего поведения». Надо, чтобы игрушка была самой простой. Если же малыш с одинаковой легкостью ис¬пользует и механическую игрушку (т.е. ту, в которую заложен способ ее применения), и любую другую, полностью зависящую от его собственных движений, то тогда только можно расширить ассортимент игрушек. Это правило отно¬сится не только к механическим игрушкам. Возьмем, напри¬мер, куклу. Когда я была маленькой девочкой, мы с удо¬вольствием играли с пластмассовыми голышами. Они ничего не умели, даже закрывать глаза, но это нас нисколько не смущало, мы легко преодолевали это в игре. Положишь куклу лицом к стене, накроешь платочком, и как будто гла¬за ее закрылись, она спит. Зато если захочешь ее искупать в ванне, то и глаза закрывать не надо. А современные куклы чего только не умеют! Они и моргают, и кричат «мама», и ходят, и даже отворачивают голову, когда подносишь лож¬ку. Правда, эти взрослые ухищрения ни к чему хорошему не привели: например, кладешь куклу в ванну, а она закры¬вает глаза и кричит «мама», надо это или не надо. (Да и не каждую куклу решишься положить в воду.) Ребенку ничего не нужно домысливать, дофантазировать самому. Все зало¬жено в самой игрушке, и не остается места для воображе¬ния. Однажды я была свидетелем того, как девочка, играя с куклой во «врача» (она хотела положить больную в постель, но не давать ей спать), вставила кукле спички в глаза (!), чтобы она не могла их закрыть. Игрушка должна отвечать специфике детского воображения, оставлять для него простор.

    Второе требование, которое предъявляет психология к игрушке, заключается в том, что она должна вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Не зря игру называют «школой эмоций». Дешевый глянцевый голыш вызывал це¬лую гамму чувств — его хотелось обогреть, накормить, при¬ласкать, потому что он в первую очередь был малышом, по сравнению с которым любой ребенок чувствует себя взрос¬лым. А нынешние куклы являют собой, скорее, образец со¬временной модной женщины. С ними и играют по-другому: переодевают, причесывают, красят маминой косметикой и т.п. Вместе с тем их и не особенно жалко, поэтому, приче¬сывая, можно безжалостно драть волосы, переворачивать вниз головой. Современные игрушки малоэмоциональны, этим можно объяснить и то, что у детей нет любимых игру¬шек, что игрушки, которые с таким упорством малыш вы¬прашивал у родителей, забрасываются и забываются через несколько дней. Если спросить воспитателя, долго работаю-щего в детском саду, как дети относятся к игрушкам, он непременно скажет вам, что нынешние дети плохо, небреж¬но, неаккуратно обращаются со своими игрушками. Только это характеризует не столько современных детей, сколько современные игрушки.

    Кроме того, надо иметь в виду, что все дошкольники должны обязательно играть в куклы. Сейчас же, к сожале¬нию, не только мальчики, но и многие девочки предпочита¬ют куклам и мишкам машины и технику. Между тем имен¬но кукла, игра с ней помогают малышу научиться понимать другого человека, общаться с ним. Без куклы мы не сможем развить сюжетно-ролевую игру и помочь ребенку стать волшебником.

    У Нонны Адамян есть рассказ, который я очень люблю. Отец без ума от своей маленькой дочери. Он считает, что старших детей «испортила» жена, и воспитанием своей лю¬бимицы занимается сам. Он всячески прививает ей интерес к технике, поощряет игру с машинами. Чтобы проверить плоды своего воспитания, он ведет девочку в «Детский мир» и предлагает ей выбрать себе подарок. Дочка оправдывает надежды отца и выбирает себе землечерпалку. Отец на седь¬мом небе. Он с нетерпением ждет гостей, чтобы продемон¬стрировать им результаты своего воспитания. Когда гости приходят, он с гордостью говорит им: «Знаете, что сегодня сделала моя младшая дочь? Впрочем, пойдемте, сами увиди¬те». Все входят в комнату, где играет девочка. Отец смотрит и не узнает свой подарок: на землечерпалке повязан платочек, и девочка подносит ей чашечку, собираясь ее «поить». «Во что ты играешь?» — спрашивает у нее отец. «А это пришли гости к принцессе Землечерпалочке, и они все пьют чай», — ответила его дочурка.

    Так давайте научим наших детей играть в куклы, и они сумеют увидеть принцесс даже в землечерпалках. Волшеб¬никам ведь все подвластно.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    написать администратору сайта