Главная страница
Навигация по странице:

  • КАК ИГРАТЬ В РЕЖИССЕРСКУЮ ИГРУ

  • Волшебник. Разбуди в ребенке волшебника. Разбуди в ребенке волшебника


    Скачать 233.63 Kb.
    НазваниеРазбуди в ребенке волшебника
    АнкорВолшебник
    Дата09.11.2021
    Размер233.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазбуди в ребенке волшебника.docx
    ТипДокументы
    #267809
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ

    Педагогам и родителям при развитии воображения до-школьников важно учитывать три основных условия: уро¬вень развития воображения, ведущий вид игры в данном возрасте, особенности связи между воображением и игрой в этот период.

    Раскроем эти положения. Для детей 3—4 лет характерен такой уровень развития воображения, при котором пуско¬вым моментом является предметная среда. Именно она дает состояться внутренней позиции, делающей воображение во¬ображением. Малыши этого возраста всем видам игр пред¬почитают режиссерскую игру и (ближе к 4 годам) образно-ролевую. Режиссерская игра предполагает наличие у ребен¬ка определенного уровня развития воображения и является в чем-то своеобразным итогом, показателем этого уровня. Образно-ролевую игру, наоборот, можно называть истоком воображения. Рассмотрим несколько этапов развития вооб¬ражения.

    На первом этапе надо научить малышей не од¬нозначно воспринимать окружающие их предметы. Срав¬ним двух детей этого возраста. Оба заняты достаточно рас¬пространенным для их возраста делом — сидят на полу и стучат кубиком по стоящей рядом кровати. На вопрос «Что ты делаешь?» оба малыша отвечают: «Стучу». А вот вопрос «Чем стучишь?» сразу ставит детей по разные стороны барьера. И если один из них говорит то, что есть на самом деле: «Стучу кубиком», то другой отвечает, что он стучит молотком. Если продиагностировать этих детей, «измерить» уровни развития их воображения, посмотреть, как они игра¬ют, мы определим, почему на один и тот же вопрос они ответили по-разному. У первого, который сказал, что стучит кубиком, воображение еще не выделилось в самостоятель¬ный процесс, он не умеет переносить функции с одного предмета на другой, обыгрывать и осмыслять совершаемые действия. Воображение другого ребенка развито гораздо лучше.

    Это сравнение необходимо нам для того, чтобы понять, чему мы должны обучать ребенка на этом, самом первом, этапе целенаправленного развития воображения. Значит, если мы хотим помочь малышу увидеть предмет неодно¬значно, расширить границы окружающего его мира с по¬мощью мира сказки и волшебства, давайте специально раз¬ведем оптическое и смысловое поля. Как это можно сделать? Да очень просто. Во-первых, пока ребенок не научился вооб¬ражать, уберем от него игрушки, имеющие свою, непод¬властную малышу логику, с которыми можно действовать лишь однозначно (например, заводные, электронные). Вза¬мен же дадим ему многофункциональные предметы, т.е. предметы, которые могут быть в игре самыми разными ве¬щами в зависимости от ситуации. Это разнообразные куби¬ки (лучше, если на них ничего не нарисовано), коробочки, крупные пуговицы, небьющиеся пустые пузыречки, части конструкторов и т.п. Но предметы сами по себе не разовьют воображение малыша. Здесь нужна ваша помощь. Предло¬жите ребенку кубик и попросите его... покатать машинку. Или дайте ему пузырек, который надо укачать и уложить спать. Если малыш легко справится с этими заданиями, то немного усложните их. Попросите один и тот же кубик и покатать, как машинку, и погладить им, как утюжком, и т.п. Если же ребенку трудно, если ваша просьба застанет его врасплох, выполните задание сами. Большего эффекта вы можете достичь, если будете сопровождать свои действия какими-нибудь специфическими звуками, например, катая машинку, гудеть, а, гладя утюгом, шипеть. Вначале ребенок будет просто наблюдать. Затем предложите ему выполнить такие задания совместно с вами (вы берете руки ма¬лыша в свои и повторяете все действия).

    Кроме этих заданий, особенно если ребенок испытывает при их выполнении какие-либо трудности, обязательно пы¬тайтесь «втянуть» его в вашу взрослую деятельность. Вот вы варите суп. Можно сказать малышу: «Кастрюля закипе¬ла, вот как бурлит вода — буль-буль. Сейчас положу жа¬рить лук, сковорода уже нагрелась, шипит от злости — ш-ш-ш». Наблюдения ребенка за вашими действиями, эмо¬циональное участие в них, сочувствие и сопереживание помогут ему в выполнении игровых заданий.

    Очень хорошо, если вы сумеете после варки супа, когда ребенок был просто зрителем, разыграть то же самое на кубиках и коробочках, привлекая малыша уже в качестве активного участника. После того как ребенок научится са¬мостоятельно «убаюкивать» флакончик и «гладить» куби¬ком, можно переходить к следующему, второму этапу. Это отнюдь не означает, что к таким заданиям и играм больше нет возврата. Если они не надоели ребенку и он с удоволь¬ствием в них играет, расширяйте круг предметов и заданий и играйте на здоровье!

    Если ваш малыш уже перешагнул этот возраст, вы знае¬те, как у детей «прорезывается» тяга к знаниям и появляется интерес и любовь к книге. Дети этого возраста могут до¬вольно долго заниматься «чтением» и рассматриванием кар¬тинок. На этой их любви и привязанности и построены са¬мые разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения.

    Есть у Василия Аксенова замечательный рассказ «Ма¬ленький Кит, лакировщик действительности». У героя рас¬сказа неприятности: он не хочет звонить своему начальни¬ку, мечется, ссорится с женой, и единственная его отрада — маленький сын, которого он зовет Китом. Герой «сбегает» от всех и идет с сыном гулять. И сжавшаяся в комок душа его начинает потихоньку распрямляться. Вернувшись с прогул¬ки, он укладывает сына спать, а перед сном — традиционное высаживание на горшок. На горшке мальчик требует книгу, и отец дает первую попавшуюся под руку. Это оказывается «Волк и семеро козлят». Мальчик открывает книгу, смотрит картинки и начинает по ним сочинять сказку. «Вот мама коза. Она собирается на работу, а вот козлятки, они весело играют...» Следующей должна быть картинка с волком, и отец невольно сжимается. Он очень не хочет, чтобы улету¬чилось хорошее настроение сына, чтобы у него не пропал тот мир, который он селит в душах других. Но вот Кит перевернул страницу и продолжал как ни в чем не бывало: «А вот козликин папа. Он пришел с работы и играет с козля¬тами...» За такое восприятие мира автор и назвал мальчуга¬на «лакировщиком действительности».

    Но что лежит за этим лакированием действительности? Может быть, сознательный уход от страшного, плохого, не¬приятного? Нет. Для малышей 3—4 лет это, как правило, связано с непониманием (или недостаточным пониманием) изображения. Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы с вами потому и понима¬ем картинку, что умеем ее «оживлять», предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и т.д. Элементарная, с нашей точки зрения, задача часто непо¬сильна для детей младшего дошкольного возраста.

    Однажды на прогулке с сыном, чтобы как-то его успоко¬ить после беготни, я предлагаю ему почитать. Тут же около нас оказывается группа детей. Все слушают, затаив дыха¬ние. Но вот я перевернула страницу, и появился рисунок. Всем уже не сидится. Каждый хочет его поближе рассмот¬реть. Картинка очень нравится ребятам. Но вот я прошу их изобразить, что нарисовано в книжке. (На картинке девоч¬ка, которая бежит от стаи лебедей.) «Показать» картинку вызывается симпатичная девчушка лет четырех. Она встает перед зрителями, поднимает ногу и... замирает. Действи-тельно, это точно соответствует рисунку. Может быть, де¬вочка не поняла задание? Прошу ее: «Расскажи, что нарисо¬вано на картинке». Она охотно перечисляет: «Девочка, гуси-лебеди, яблоня». — «А что делает девочка?» — «А вот что», — и девчушка снова поднимает ногу и замирает пере¬до мной.

    Такое непонимание рисунков связано опять-таки с вооб-ражением. Поэтому для детей 3—4 лет очень полезны зада¬ния, в которых следует разгадать смысл картинки. Напри¬мер, придумать по картинке простую сказку или историю. Начинать такую работу хорошо со знакомых ребенку кни¬жек. Если малышу трудно сочинить историю, то ему нужно помочь, задать наводящие вопросы: «Кто это? Что он дела¬ет? Куда идет? Что несет?» и т.п. Можно вопросы сопровождать показом на картинке той или иной детали. Например: «Что у девочки в сумке?» (показываем на бутылочку, кото¬рая видна из сумки) и т.п. Когда ребенок научится осозна¬вать изображаемое, понимать картинку, попросите его пока¬зать, что делает герой. Если у него это получится, то можно продолжить дальше, если нет, то помогите снова вопросами и рассказом о том, что изображено на картинке.

    Можно поиграть с детьми этого возраста в такую игру. Подберите картинки, на которых разные герои совершают одни и те же действия, и попросите малыша найти похожие картинки. Например, мишка бежит, сидит, лежит, падает; собачка лает, бежит, спит; мышка сидит, умывается, бежит и т.п.

    Помочь ребенку в понимании картинок можно и таким образом: ож1|витиелзображение, т.е. делайте то, что нари¬совано, например бегите (ну хотя бы на месте), прыгайте. Затем попросите малыша найти картинку, где показано та¬кое же действие. Такие задания очень важны тем, что в них ребенок научается не просто видеть образ, а, как это свой¬ственно дошкольникам, видеть прежде всего действующий, двигающийся образ.

    На протяжении всего второго этапа и последующих, чи¬тая или рассказывая ребенку истории и сказки, обязательно обращайте его внимание на рисунки. Если в книжке нет иллюстраций или они невыразительные, постарайтесь найти выход. Нарисуйте вместе с ребенком картинку к любимой сказке, и, уверяю вас, она будет ближе и любимее, чем са¬мая известная картина самого известного художника.

    Следующий, третий этап развития воображения у детей 3—4 лет состоит из организации индивидуальных режиссерских игр, о чем мы поговорим в следующей главе.

    КАК ИГРАТЬ В РЕЖИССЕРСКУЮ ИГРУ

    Хотя название «режиссерская игра» появилось недавно, сама игра имеет длительную историю и важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного воз¬раста. Трудно понять, почему она так долго оставалась вне поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания. Да многие исследователи и сейчас подвергают сомне¬нию ее существование. Дело в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ве¬дет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особен¬ностью игры является то, что играть в нее ребенок предпо¬читает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться. Все это и увело нас от режиссер¬ской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятель¬ность.

    Что же нужно детям для режиссерской игры? При ее организации необходимо соблюдать три условия. Первое из них — наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. В современных детских садах, да и в семьях это далеко не везде предусмотрено. Существующий в некото¬рых домах игровой уголок тоже не всегда удовлетворяет ребенка. Вспомним свое детство. Как мы боялись грозы! А куда старались от нее спрятаться? Помните? Да, да, в шкаф, а если не было подходящего шкафа, то можно и под стол, и даже под стул! Что же это за укромное место — со всех сторон открыто, да и не спасает ни от кого и ни от чего? А вот под этим самым стулом мы чувствовали себя в безопас¬ности. Почему? Да потому, что имели четкие границы своих владений, внутри которых мы всемогущи. Если вспомнить наши дворовые игры, то у большинства из них есть такое понятие, как «домики». Вот убегаешь от колдуна, и если успел в «домик», он тебя не поймал. Прячешься от «Сеньки Попова» снова в «домике», чтобы не осалили, опять надо быть в «домике». А что же это такое — «домики»? Как пра¬вило, это просто очерченные на земле круги, за границы которых никому нельзя переходить. А помните, как мы иг¬рали во дворе в те же «дочки-матери»? Первое, что дела¬ли, — комнату, домик, снова четко очерчивая границу своих владений.

    Эта тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна. Внутри этих границ он хо¬зяин, он властелин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов, для эмоциональной разгрузки. Не зря многие нынешние садоводы и огородники начинают с того, что ставят заборы. А что же ребенок? Ему, как никакому взрослому, нужно почувствовать себя всемо¬гущим, большим и сильным, независимым от всяких мелких и крупных неприятностей. Без этого он не может играть, не может фантазировать, не будет совершать волшебство.

    Давайте посмотрим с этих позиций на то, как живут наши дети. Во многих семьях, в квартирах которых, как пра¬вило, нет лишней площади, ребенок часто вообще не имеет своего угла, где может «приткнуться». Его игрушки хранят¬ся на антресолях или в большом ящике под кроватью. Любая игра обязательно сопровождается долгой и неинте¬ресной уборкой игрушек. Тут уж невольно задумаешься, стоит ли вообще играть, если потом надо все это убирать! Другие дети вроде бы находятся в гораздо лучшем положе¬нии. У них не просто уголки, у них свои комнаты. Ну и что? Они довольны? Да нет, не всегда.

    Прихожу с работы. Сын быстро прикрывает дверь своей комнаты. Конечно, там опять беспорядок! «Олег, ну почему ты не можешь все убрать?» — спрашиваю у сына. «У меня очень плохая комната». Тут уж не выдерживает бабушка: «Как это плохая комната? У других детей и такой нет!» «Да нет же, — отвечает мальчик, — она просто очень большая (комната 9 метров), а мне нужно комнату маленькую, под меня, вот тогда там будет порядок».

    Многие родители знают, что одна из любимых игр де¬тей — строить себе домики. Эти домики могут уютно распо¬ложиться под столом или под стулом, или внутри простран¬ства, огороженного подушками от дивана. Детям там хоро¬шо, это необходимсь для их психического развития. Как-то я пришла в гости к приятельнице. Мы сели пить чай, а наши уже достаточно взрослые дети пили чай тут же, под столом, со всех сторон завешанным платками и цветными лоскута¬ми.

    Сделать ребенку индивидуальное пространство помогут и разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками ро¬дителей, их дети с удовольствием используют в режиссер¬ской игре. Эти ширмы могут быть и в виде занавеса, и в виде книжки-раскладушки, и, конечно, гибкие, принимаю¬щие при необходимости разные формы.

    Наши дети нетребовательны, и если, например, мы раз¬решим им сделать границы государства на полу из кубиков или других предметов, то это тоже будет выход из положе¬ния. Индивидуальное пространство может быть и на простом листе бумаги, лишь бы он резко отличался от по¬верхности, на которой лежит. Моя коллега Г. В. Урадовских придумала для детей подвижный фланелеграф. Для него нужно взять несколько кусков ткани, лучше разных по рас¬цветке, сшить их в целое полотно, затем прикрепить его к палке, чтобы фон можно было при необходимости поме¬нять. Такой фланелеграф вешается на стенку и поэтому не занимает много места. Ребенок выбирает (отматывает) нуж¬ный фон, например, если он хочет играть в море, то голу¬бой, и при помощи лоскутков разной формы, ниточек, из которых тоже можно делать различные предметы, приду¬мывает сюжет.

    Но самым любимым местом для индивидуальной игры детей оказались картонные коробки из-под обуви. Вы, на¬верное, тоже устраивали в них и кукольные комнаты, и вол¬шебные замки и просторные гаражи, и многое, многое дру¬гое. Эти коробки изменили жизнь детей одного детского сада. Дети стали ходить в сад без слез, даже стали меньше болеть, а главное, научились играть. Эти коробки могут быть разной величины, их можно оклеить одноцветной или разноцветной бумагой, вырезать при необходимости в них отверстия разной формы.

    Второе условие, необходимое для организации режис¬серской игры, — наличие у ребенка мелкого игрового и не¬игрового материала. Вы помните, что для развития вообра¬жения, как и для режиссерской игры, необходимо умение соединять предметы по смыслу. Эти предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофунк¬циональности. Здесь вполне подойдут те же кубики и коро¬бочки, которые мы использовали в начале нашей работы. Кроме них нам понадобятся и мелкие игрушки: машинки, куколки, разные зверюшки, кораблики, деревья и т.п. Этих предметов должно быть достаточно большое количество, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, по¬буждать его к созданию новых сюжетов и новых смысловых связей. Очень удачный материал для режиссерской игры — набор кубиков, придуманный психологом Е. М. Гаспаровой (рис. 3).

    Для игры предлагаются простые кубики и кубики с ли¬чиками. Устанавливая между ними различные связи и отно¬шения, ребенок и создает сюжет. Простые же кубики могут использоваться и в качестве строительного материала, и как основа для придумывания новой игрушки.

    Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры — позиция взрослого, умелое руковод¬ство этой игрой. В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участ¬ника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зри¬теля. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгает¬ся, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет. Часто от взросло¬го зависит и возникновение самой игры. Задания «Приду¬май и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на прогулке», «Изобрази мультфильм» и т.п. помогают детям найти инте¬ресное занятие и служат толчком к режиссерской игре.

    Возникновение у ребенка самостоятельной режиссерской игры связано с его участием в разного рода совместных со взрослым делах. Вначале малышу отводится роль зрителя. Можно рассказать, например, такую историю:

    «Я шла сегодня по улице и вдруг услышала, что кто-то плачет. Я посмотрела по сторонам, но никого не увидела. Тогда я решила, что мне показалось, и хотела идти дальше, но снова услышала плач. Я пошла по направлению к этому плачу, и кого бы вы думали я встретила? На траве, около самого тротуара лежал маленький кубик. Он горько, горько плакал. (После этого показываете кубик, он может быть без рисунка или с нарисованными личиками; дальнейший диа¬лог с кубиком сопровождается действиями, как в кукольном театре.) "Кто тебя обидел, почему ты плачешь?" (Кубик по¬ворачивается и отвечает.) "Я жил в коробке кубиков, а по¬том наш хозяин мальчик Витя разбросал кубики, я попал под кровать, меня подмели и выбросили на улицу"».

    Можно взять кубик и продолжить с ним разговор, мож¬но привлечь другие персонажи (другие кубики или мелкие игрушки), и, конечно, все должно кончиться хорошо. Очень важно, чтобы ребенку понравилась и сама сказка, и, глав¬ное, то, как вы ее изображали. Конечно, совсем не обяза¬тельно разыгрывать именно эту историю, можно взять лю¬бой знакомый или незнакомый ребенку сюжет. Основная суть этих действий взрослого состоит в том, чтобы увлечь ребенка новой для него деятельностью. Не следует ограни¬чиваться одной такой сказкой или единственным ее пока¬зом. Вы увидите, что малыш будет вас просить показать еще раз и ту сказку, которую он уже видел, и другую, новую. Такая, внешне пассивная, позиция ребенка крайне важна для него, так как открывает ему дверь в новый еще для него мир — мир режиссерской игры.

    Если ваш опыт удался, то через некоторое время можно немного видоизменять вашу игру. Вы, как и в первом слу¬чае, начинаете историю с показом, а вот конец рассказа пусть придумает и покажет сам малыш. Конечно, это сочи¬нение разбивается на несколько этапов. Вначале ребенку остается лишь завершить выдуманную вами историю. По¬том его задача будет состоять в том, чтобы придумать за¬вязку. А затем он сможет сам создать и завязку, и оконча¬ние. Это совместное занятие будет увлекательным как для вас, так и для малыша. Ребенок учится слушать и слышать партнера, концентрировать свое внимание, держать в памя¬ти все линии сюжета и, главное, учится воображать.

    Научившись подыгрывать взрослому в совместных сочи-нениях, ребенок может уже самостоятельно играть в режис-серскую игру. Конечно, первое время хорошо, чтобы взрос¬лый немного помогал ребенку формулировать задания. На¬пример: «Покажи и расскажи, что вчера было в передаче "Спокойной ночи, малыши!"». Дошкольнику бывает трудно самому выбрать цель и следовать ей в своей деятельности, поэтому такие задания помогут ему на первых порах. Вы¬полнение творческих заданий, совместное сочинение и по¬каз историй приведут к тому, что ребенок в полной степени овладеет режиссерской игрой и воображение, выступавшее у него как исток этой игры, приобретет новые, очень важ¬ные черты.

    Организацией режиссерской игры не кончается целена-правленное развитие воображения в младшем дошкольном возрасте. Если вы помните, для детей этого возраста харак¬терна еще одна игра — образно-ролевая. К ее организации и развитию мы и перейдем в следующей главе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта