Главная страница
Навигация по странице:

  • АУЧИТЕ ДЕТЕЙ «БОЛЕТЬ»

  • СНАЧАЛА ДУМАТЬ — ПОТОМ ИГРАТЬ

  • РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ

  • «КТО БОЛЬШЕ»

  • Волшебник. Разбуди в ребенке волшебника. Разбуди в ребенке волшебника


    Скачать 233.63 Kb.
    НазваниеРазбуди в ребенке волшебника
    АнкорВолшебник
    Дата09.11.2021
    Размер233.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазбуди в ребенке волшебника.docx
    ТипДокументы
    #267809
    страница9 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    «НАУЧИ МЕНЯ ИГРАТЬ»

    Как-то в конце лета к нам на дачу пришли дети, друзья моего сына. Они сказали, что все старые игры им надоели и они хотят поиграть во что-нибудь новое, интересное. Я рас¬сказала им, как однажды была в другом городе и там ребята очень увлеченно во что-то играли, но я не могу их научить, потому что не знаю этой игры. Только помню, что там была мама-птица и она принесла двум своим птенцам червячка. Птенцы долго спорили, кому он достанется, а потом один выхватил червячка и стал победителем. «Это же не игра, это же сказка, рассказ», — загалдели дети. «Но мальчики в него как-то играли, — ответила я, — и им было очень весело». Ребята ушли недоуменные, но не прошло и пятнадцати ми¬нут, как под окном раздался дружный хор: «Выходите». Вы-хожу на улицу и объясняю, что очень занята. Но они гово¬рят, что знают новую игру, и обещают: «Мы и вас научим». «Научите», — соглашаюсь я. «Играть надо втроем, — начина¬ют рассказывать ребята, — один будет мамой, она ищет чер¬вячка, двое других — птенцы. Сначала они ждут маму. Мама делает вот так (дети замахали руками, изображая крылья), а потом берет прыгалку — это будет червячок. Она приносит его малышам, а они спорят, наскакивают друг на друга, по¬том птенчик берется за один конец прыгалки, а его братиш¬ка — за другой, и каждый начинает тянуть добычу к себе. Победит тот, кто перетянет прыгалку, кому достанется 'чер¬вячок».

    Что же сделали дети в данном случае? Они просто-на¬просто сформулировали правила игры, т.е. на деле воспро¬извели взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и игры с прави¬лами. Причем, обратите внимание, они сделали это сами, без помощи взрослого. Более того, взрослый выступал как субъект, которого надо научить. В конечном счете мы, мож¬но сказать, имеем игру с правилами с элементами сюжета. Но эти элементы сюжета дети самостоятельно превратили в правила на моих глазах.

    На втором этапе развития воображения у детей 5—6 лет следует применять именно этот прием. Причем очень важно соблюдать при этом два условия. Во-первых, надо стараться каждый раз предлагать какое-то новое содер¬жание, идя от простого к более сложному. Так, если вначале мы выбираем сюжет, близкий соответствующей игре с пра¬вилами, то постепенно в игру с правилами можно превра¬щать любое другое содержание. Во-вторых, необходим по¬вод — зачем, для чего ребенку следует формулировать пра¬вила. Поэтому нужен или взрослый, или другой ребенок, которого надо научить играть в эту игру. Введение в задание такого суъекта поможет ребятам чувствовать себя более сво¬бодными и взрослыми и придаст заданию очень доступную и адекватную данному возрасту форму.

    Когда дети научатся формулировать правила, выделяя их из сюжета, можно (на третьем этапе) предложить им обратный ход. Взрослый (или ребенок) очень хочет поиг¬рать в игру, но все время путает правила. Можно даже это продемонстрировать на деле. Если вам трудно изобразить этакого незадачливого игрока, то придумайте рассказ про героя, которого сначала надо научить. Только в этом случае нужно не из сюжета выделять правила, а, наоборот, приду¬мать сюжет, чтобы правила лучше запомнились. Например, вот я начинаю с детьми играть в лапту-вышибалу. Они бро¬сают мяч, а я, вместо того чтобы убегать от него, прямо бегу к мячу, и меня тут же вышибают. Ребята останавливают игру, объясняют мне правила, я все «запоминаю» и снова во время игры начинаю путать. «Нет, так ничего не выйдет, — огорченно говорю я. — Надо придумать какую-нибудь исто¬рию, чтобы я не путалась». Дети несколько минут обсужда¬ют создавшуюся ситуацию, и выход, наконец, найден. «Вот, послушайте, — говорят они. — Это (показывая на мяч) пуля. А вот (показывают на двух детей, которые должны "выбить" тех, кто в кругу) охотники. Вы — заяц. Зайцу надо убегать от пули, а то его убьют».

    Дети снова справились с заданием, хотя сделали прямо противоположное тому, что делали на втором этапе. Они осмыслили правила, превратили игру с правилами в игру с правилами с элементами сюжета, но, главное, они научи¬лись очень важной вещи — находить смысл и контекст в любой ситуации. А постигли они это в процессе обучения другим играм с правилами. Они не просто сами поняли суть игры, они научились объяснять эту суть другим. Таким об¬разом, дети сумели не только видеть глазами волшебника, но им, может быть, впервые удалось совершить настоящее чародейство, передав свои «волшебные глаза» другому. Од¬нако на этом волшебство не кончается.

    НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ «БОЛЕТЬ»

    Научив детей осмыслять правила игры, мы тем самым заложили прочный фундамент развития их воображения. Пора переходить к самому строительству — в данном случае непосредственно к играм с правилами (четвертый этап). На первый взгляд кажется, что если основа есть, то дети уже самостоятельно смогут играть в игру с правилами, верно следуя им в любой ситуации. Однако это только на первый взгляд. На самом деле, и вы это, конечно, знаете, правила гораздо легче «обходить», чем соблюдать. «Если очень хочет¬ся, но нельзя, то все равно можно», — говорят в шутку.

    Несколько лет назад мне пришлось работать в одном пионерском лагере, богатом своими интересными традиция¬ми. Одна из них состояла в том, что в лагере все, от мала до велика, играли в футбол. Проходили матчи между детьми из разных отрядов, внутри отрядов, между мальчиками и девочками, между вожатыми, между ребятами и вожатыми. Я работала с самыми маленькими детьми, но и они не упус¬кали возможности поддерживать сложившуюся традицию. Когда мы впервые отправились на стадион «болеть» за на¬шего вожатого, я была очень удивлена. Выяснилось, что дети не просто знали правила игры, они были в них асы, подмечали любую мелочь в игре как «своих», так и их со¬перников. Когда на следующее утро ребята решили устро¬ить свой матч, я со спокойным сердцем отвела их на стади¬он. Что тут началось! Дети не давали мяча не только «чу-жим», но и «своим». Они нарушали правила игры, часто просто хватали мяч руками и бежали с ним к воротам про¬тивника! В общем, тут было не до тонкостей игры, тут не выполнялись основные правила. Что было делать в этой си¬туации? Я решила использовать подмеченную мной особен¬ность — умение ребятишек видеть и соблюдать правила «со стороны», когда они не были непосредственными участника¬ми ситуации. Мы начали играть в тот же футбол сначала с двумя игроками. Другие дети наблюдали и «болели». Но их задача была не в том, чтобы просто подбадривать играю¬щих, они должны были следить, как и тот и другой выпол¬няют правила игры. Оказалось, что если правильно «болеть», то можно научиться соблюдать правила.

    Еще один прием, способствующий точному выполнению правил, — ребенок в роли тренера. Например, вам нужно научить малыша возить машинки по сложному лабиринту. Если посадить его за стол, он часто просто нарушает прави¬ла, перенося машинки через барьеры, или, что еще хуже, вообще бесцельно едет и гудит, даже не пытаясь провезти машинку к выходу из лабиринта. Ситуация меняется корен¬ным образом, когда «ведет» один ребенок, а другой им управляет, говорит, как надо ехать и куда. Другими слова¬ми, малыша можно научить выполнять правила, если вывес¬ти его из ситуации, сделать не активным ее участником, а болельщиком или тренером.

    И в том и в другом случае мы ставили ребенка в опреде¬ленную позицию вовне, когда он смотрел на ситуацию как бы_со_стороны. Если вы помните, аналогичная позиция у него в режиссерской игре. Поэтому для того чтобы ребенок «повернулся» к правилам, используйте и эту игру. Предло¬жите ему сыграть только что увиденный матч с кубиками или солдатиками. Он ведь будет не белым и не красным, а, как сказал один малыш, он будет их «судьбой».

    Описанные приемы можно применять не только в играх с правилами. Так как они очень подходят для детей этого возраста, то успешно помогают и в житейских ситуациях, если ребенок нарушил какое-то правило. Оно может быть социальным и не иметь к игре никакого отношения: напри¬мер, ребенок не хочет пользоваться вилкой и ест руками. Можно, конечно, его заставить есть как положено и даже наказать, но позднее в этой же или аналогичной ситуации он вновь поведет себя точно так же. А если вы предложите ему научить какого-то абстрактного малыша держать пра¬вильно вилку или попросите объяснить вам (вы — иноплане¬тянин, который первый раз на Земле), как надо есть, то уви¬дите, что ребенок, конечно, не сразу, но постепенно, начнет выполнять правила, на которые раньше почти не об¬ращал внимания. Этот прием с успехом применяется также и в обучении, когда ребенку надо проверить, верно ли вы решили задачу или пример, правильно или нет написали нужное слово. С этой точки зрения взрослый должен быть для ребенка не эталоном, а антиэталоном. Только в этом случае вы научите малыша соблюдать все социальные и иг¬ровые правила, только в этом случае вы не загубите в нем те черты, которые делают его волшебником.

    СНАЧАЛА ДУМАТЬ — ПОТОМ ИГРАТЬ

    Если сравнить игру с правилами с другими видами игр, то можно увидеть одну очень важную особенность. Так, если в остальные игры дети начинают играть почти сразу, иногда сами не замечая, что уже играют, то игра с правила¬ми требует подготовительного этапа. Этот этап имеет непо¬средственное отношение к появляющейся позже учебной деятельности. Он же позволяет малышу действовать созна¬тельно, не импульсивно, идти от замысла, последовательно реализуя его. Действие от замысла — привилегия воображения, поэтому на пятом, последнем, этапе целенаправ¬ленного развития воображения у детей 5—6 лет необходимо акцентировать внимание на этом подготовительном, пред¬шествующем игре с правилами этапе. До того как говорить о его организации, давайте посмотрим, чем дети в это время занимаются.

    Вот группа ребят старшего дошкольного и младшего школьного возрастов собирается играть в «штандр». Выяс¬няется, что играть можно по-разному: в одном дворе играют иначе, чем они, а можно играть и еще по-другому. Говоря психологическим языком, дети договариваются, как играть, вырабатывают совместный способ игры, распределяют участников, договариваются о стратегии и тактике. Д. Б. Эльконин писал, что у нас есть четкий критерий, кото¬рый показывает, как ребенок играет в старшем дошкольном возрасте. Если он играет хорошо, то к концу дошкольного периода он уже не столько играет, сколько договаривается о том, как играть. Таким образом, смысл подготовительного к игре с правилами этапа — в овладении способом игры. Чтобы закрепить это важное достижение (а в некоторых случаях — чтобы привести к этому достижению), необходи¬мо искусственно удлинить этот этап, специально обратив на него внимание детей. Так, можно отыскивать или придумы¬вать новые правила к играм, уточнять старые, использовать в новой игре старые правила. Здесь просто незаменим дет¬ский игровой опыт. Только в нем ребенок и приобретет на¬выки, необходимые для воображения. Давайте возрождать дворовые игры, привлекать в них всех детей, от малышей до подростков, и, конечно, не забывать, что самым лучшим партнером для ребенка являемся мы, взрослые. Так давайте тряхнем стариной и поиграем!

    РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ

    В последнее время в научной и научно-популярной лите¬ратуре часто обсуждается вопрос о том, являются ли дети 6—7 лет дошкольниками или младшими школьниками. В связи с проведением реформы общеобразовательной школы многие шестилетки перешли в школу и тем самым стали, по мнению многих исследователей дошкольного детства, отно¬ситься к другой возрастной ступени, которая получила в психологии наименование младший школьный возраст. Для нас решение этого вопроса принципиально важно, так как в зависимости от того, к какой возрастной ступени относятся эти дети, нам предстоит или развивать у них воображение средствами игры, как мы это делали на предыдущих этапах, или признать, что у них появляется новое психологическое новообразование и поэтому у них следует развивать нечто другое.

    Всего несколько лет назад у нас в стране началось массо¬вое обучение по школьной программе детей шестилетнего возраста. Тогда этого хотели почти все: и дети, и их родите¬ли, которые правдами и неправдами стремились как можно раньше отдать своих малышей учиться, и педагоги, которые оспаривали право преподавать у шестилеток. А сейчас, спустя почти десять лет, дети зачастую совсем не хотят идти учиться, их даже не прельщают учебники и ранцы, они уже в детском саду твердо знают, что дальше лучше не будет. И родители теперь часто обращаются к врачу или, если есть возможность, к психологу, чтобы еще на год оста¬вить ребенка в детском саду или дома. И учителя без огляд¬ки бегут от шестилеток. Что же произошло? Разве наши дети глупее всех в мире? Ведь, если вы помните, главный аргумент в пользу обучения шестилеток был такой, что во многих странах детей обучают с 6 и даже с 5 лет.

    А произошло вот что. Детей, которые по своей психоло-гической сути являются дошкольниками, начали учить по-школьному. От этого они и впрямь поглупели и стали плохо усваивать даже то содержание, которое в прежние годы в подготовительной к школе группе детского сада не вызыва¬ло у них никаких сложностей. Наш печальный опыт с шес¬тилетками показал, что учить малышей надо дошкольными методами, т.е. исходя из специфики их возрастного психо¬логического новообразования, а именно — воображения.

    Таким образом, дети 6—7 лет, несмотря на то, где и как они обучаются и какими «школьными» навыками владеют, по психологическому возрасту являются дошкольниками и нуждаются, может быть, больше, чем кто-либо другой, в целенаправленном развитии воображения.

    При определении условий развития воображения в этом возрасте обращает на себя внимание тот факт, что эти дети очень похожи на ребят предыдущей возрастной группы. У них, как и у их предшественников, такой уровень развития воображения, при котором главной является внутренняя по¬зиция. Правда, в данном возрасте эта позиция позволяет детям не только действовать по замыслу, но и подчинять собственному замыслу деятельность, произведенную и ос¬мысленную кем-то другим. Иными словами, дети могут не только осмысливать, но и переосмысливать ту или иную ситуацию.

    Так же как и у детей предыдущей возрастной группы, воображение является истоком их игры. Единственное отли¬чие — доминирующий вид игры, здесь игра режиссерская. Приемы обучения игре очень похожи на применявшиеся нами при работе с детьми 5—6 лет, но они имеют свою специфику — последовательное прохождение пяти этапов. К их описанию мы и переходим.

    «КТО БОЛЬШЕ?»

    Самое первое задание для детей 6—7 лет почти не отли¬чается от того, которое давалось в предыдущей возрастной группе: объединить по возможности большее количество предметов. Материал подбирается тот же, а вот форма зада¬ния меняется коренным образом. Теперь мы уже не вводим «колдуна», который «заколдовывал» единичные предметы. В данном случае может быть использован другой стимул, бо¬лее подходящий для детей старшего дошкольного возраста и не менее мощный — соревнование. В последнее время в психолого-педагогической литературе появляется много критики в адрес соревнования, причем не только детского. Эта критика вполне справедлива, так как соревнование, дей¬ствительно, может вызвать самые негативные последствия: например, неприязнь детей друг к другу, подтасовывание результатов, достижение цели любым путем и т.п. Вместе с тем нельзя считать, что соревнование имеет лишь отрица¬тельные стороны. Оно может быть и крайне полезно ребен-ку, «поворачивает» его на сверстника и к тому же может сослужить нам службу в работе по развитию воображения. Важно только, чтобы соревновательный момент не затмил собой другого ребенка, а включал бы в себя как необхо¬димые компоненты сотрудничество и совместную деятельность.

    Итак, ребенку или команде (не больше трех человек) предлагают набор кубиков (или мелких игрушек) и просят «подружить» кубики, объединив их единым сюжетом. Выиг-рывает тот (или та команда), кто сможет объединить боль¬шее количество предметов. Если дети будут при этом испы¬тывать трудности, то им нужно помочь, включившись в игру в качестве партнера по команде или в качестве сопер¬ника. Взрослый может предложить такой рассказ, исполь¬зуя кубики с картинками: «Жил-был ежик, и жил он в ма¬леньком домике, а у него была подруга бабочка. Однажды собрался он к бабочке в гости. Он сел на поезд и поехал. Кругом было много флагов, ведь был праздник...» (Выделены слова, называющие изображения на кубиках.) Такое зада¬ние ребенок выполняет один, соревнуясь с воображаемым партнером, обучаясь объединять между собой как можно больше предметов, или как участник команды из двух-трех человек. Партнерами по команде могут быть дети его воз¬раста, а также более младшие, более старшие. Как и в дру¬гих случаях, лучшим партнером будет близкий ребенку взрослый.

    Объединение детей в небольшие команды имеет в дан¬ном случае два положительных момента. Во-первых, учас¬тие малыша в совместном с другими деле полезно для его обучения, особенно если партнеры и соперники имеют раз¬ный уровень развития. Дети в таких компаниях могут обу¬чать сами и обучаться у других. Таким образом, развивает¬ся не только их деятельность, но и воображение. Во-вторых, участие в такого рода соревновании дает возможность ма¬лышу учитывать разные позиции, разные точки зрения, что весьма важно и для развития позиции режиссера в режис¬серской игре, и для развития воображения. Главный итог нашей работы с детьми на этом этапе — умение объединять по 20—25 отдельных предметов-картинок в единый сюжет.

    Следующий этап — проведение индивидуальных режис-серских игр. Условия их организации будут теми же, что и для детей 3—4 лет. Вместе с тем набор кубиков для ребят этого возраста, по сравнению с малышами (см. рис. 3), мож¬но значительно больше разнообразить (рис. 4), Очень важно, чтобы кроме предложенных кубиков с картинками были и «пустые» кубики, которые ребенок может разрисовать и тем самым восполнить недостающий материал.

    Однажды в детском саду мне пришлось довольно долго наблюдать за мальчиком 6—7 лет. Он играл с кубиком, как мне сначала показалось, абсолютно чистым. Но, вниматель¬но присмотревшись, я увидела на одной грани кубика запятую. Малыш говорил разными голо¬сами, меняя интонации, увлеченно обыгрывая кубик. Не удержавшись, я спросила его: «Это кто?» Мальчик был очень удивлен. «Вы что, правда, не знаете?» — спросил он. Я кивнула. «Да это же слон сзади», — уверенно объяснил мне ребенок (см. рис. 5). Это, конечно, показатель очень высокого уровня развития и режиссерской игры и вообра¬жения.

    Другим подходящим материалом для режиссерской игры детей этого возраста могут быть фигурки, вырезанные из бумаги. Здесь опять взрослый должен подготовить необ¬ходимый набор, в который войдут человечек, дом, цветок, елочка, облако, солнце и, главное, бумага и ножницы, чтобы малыш мог сам действовать в соответствии с замыслом. Тогда не предметы будут управлять его игрой, его сюжетом, а он сможет придумывать, что ему нужно, опираясь на свою внутреннюю позицию.

    При организации режиссерских игр с детьми 6—7 лет применяют четыре задания: самостоятельная игра; показ ис¬тории, рассказанной взрослым или другим ребенком; окон¬чание незнакомой сказки, предложенной кем-то другим; са-мостоятельная игра. Конечно, не все дети нуждаются в вы-полнении всех четырех заданий. Некоторым довольно будет два-три, так как они уже хорошо умеют играть самостоя¬тельно в режиссерскую игру. Важно только, чтобы малыш имел достаточный опыт в играх этого вида, и тогда мы смо¬жем предложить ему другие развлечения.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта