Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЛЕКСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГА Бадалова Марина Викторовна

  • SPACE PSYCHOLOGIST M.Badalov

  • КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. АКТИВИЗАЦИЯ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА Бояров Павел Иванович

  • Бадалова М.В. Рефлексивная организация этического пространства п. Рефлексивная организация этического пространства психолога


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеРефлексивная организация этического пространства психолога
    Дата14.04.2022
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадалова М.В. Рефлексивная организация этического пространства п.pdf
    ТипДокументы
    #473644
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    РЕФЛЕКСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГА
    Бадалова Марина Викторовна
    кандидат психологических наук,
    Гуманитарно-педагогический институт Севастопольского государственного университета, доцент кафедры Общая и прикладная психология и педагогика ETHICS ORGANIZATION

    SPACE PSYCHOLOGIST
    M.Badalov
    АННОТАЦИЯ
    В сообщении конкретизировано понятие морально-этической задачи, описаны специфические характеристики данного класса задач. Предпринята попытка операционализации процесса решения морально-этических задач с акцентом на рефлексивной составляющей.
    ABSTRACT
    The statement concretized the concept of moral and ethical problem, described the specific characteristics of this class of problems. An attempt to operationalize the process of solving ethical problems with an emphasis on reflective Ключевые слова психолог, этическое пространство психолога, морально-этическая задача, способы и средства решения моральных задач, морально-этическая рефлексия.
    Keywords: psychologist, psychologist ethical space, moral and ethical problem, ways and means of addressing the moral prob- lems, moral and ethical Способность психолога к решению сложных, зачастую не имеющих однозначного ответа задач морально-этиче- ского содержания, обусловлена целым рядом личностных и интеллектуальных детерминант, особое место среди которых занимает профессиональная рефлексия. В самом общем виде под профессиональной рефлексией психолога понимается комплексное образование, обеспечивающее формирование навыка систематического самоанализа собственных действия и решений с последующей творческой активизацией своей деятельности [1]. Не умаляя значения всех аспектов профессиональной рефлексии – личностного, коммуникативного, кооперативного, интеллектуального,
    – и учитывая условность чистого выделения отдельных составляющих из ее структуры, остановимся в данной статье на выделении предмета морально-этической рефлексии психолога. Особенностью данного вида профессиональной рефлексии является исследование психологом особенностей своего морального мышления и поведения, а в итоге осмысленное обоснование моральных мотивов, профессиональной позиции, выбора способов решения и понимания. При анализе рефлексивных процессов в организации этического пространства профессиональной деятельности, мы опирались наследующие теоретические идеи 1) мо- рально-этическая рефлексия является многоуровневой системой, где каждому уровню моральной рефлексии соответствует определенный тип этического знания и морального сознания (В.П. Бездухов, В.С. Степин) [5]; 2) профессиональная культура психологов является полем для выделения базовых ценностей при решении этических ситуаций и моральных дилемм [3]; 3) являясь подсистемой профессиональной культуры, интеллектуальная культура психолога, включающая эталоны интеллектуальной продуктивности и способы организации мыслительной деятельности, выступает инструментом для реализации базовых смысловых установок в решении психологом этических ситуаций и моральных дилемм Рефлексивное осмысление морально-этических противоречий. Этическое пространство профессиональной деятельности психолога достаточно широко, что обусловлено, с одной стороны, сложностью психологической реальности, с другой, – широким спектром профессиональных задач – исследовательских, практических, преподавательских и т.д. Зафиксированные в этическом кодексе психолога общие нравственные требования и нормы поведения находят дополнительное звучание с учетом специфики деятельности
    ( А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Н.П.Локалова, НС. Пряжников, Е.Е.Сапогова). Обобщение литературы по проблеме профессиональной этики психологов позволяет выделить основные линии нравственно-ценностных противоречий профессиональной деятельности
    – противоречивость этического знания (множественность толкований моральных понятий и одновременно существующие типы морали (И.Г.Дубов, А.А.Хвостов), трудно разрешаемые моральные парадоксы (А.А.Гусейнов), неоднозначность и текучесть моральных суждений в самом моральном знании, несогласованность между моральным суждением, моральным выбором и поступком
    – противоречивость и незавершенность профессиональной этики. (Так, например, фраза из новейшего этического кодекса (1990) Американской ассоциации психологов Психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они

    6 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества становится невыполнимой в работе с клиентами, имеющими суицидные намерения, когда трудно или невозможно полностью придерживаться задекларированных принципов. Ведь если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а, следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности [22]).
    – противоречие между различными этическими системами и их уровнями на примере взаимодействия различных социальных систем, групп, индивидов противоречивость между декларативными нормами нравственного выбора этического кодекса и разнообразием реального морального опыта самого психолога
    – конфликт ценностей и смыслов во взаимоотношениях психолога с людьми, с другими типами моральной культуры, в том числе и с заказчиком конфликт ценностей и смыслов во взаимоотношениях с самим собой – противоречие между социально одобряемым конформным поведением и стремлением к независимости противоречие между эгоистической и альтруистической направленностью профессиональной деятельности между желаниями быть и казаться и др. Так, например, выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные решения. Профессиональная рефлексия на предмет собственной состоятельности Я – компетентен / Яне компетентен приводит к обострению противоречия между профессиональным долгом и практической этикой, диктующей глубину воздействия на Другого человека (принятие ограничений на собственные действия. Эти и другие возможные линии противоречий, а также комбинации этих линий фактически, с одной стороны, создают пространство этической проблематики, с другой, – делают процесс разрешения (или снижения остроты противоречия) крайне трудным. Последнее требует развитие у психолога моральной компетентности – культуры анализа моральных дилемм, развитого морально-этического мышления, моральной рефлексии и способности делать моральный выбор.
    Морально-этическое мышление как предмет профессиональной рефлексии психолога. Морально-этическое мышление психолога направлено на 1) понимание различных этических систем и умение осуществлять переход от оценки элементарных нравственных понятий к оценке нравственных комплексов 2) различение и противопоставление составных частей моральной задачи или дилеммы, их объединение в синтетическое целое, сопряжение нравственных понятий, близких по значению, но различных по смыслу 3) установление закономерностей развития этической ситуации с учетом интересов и ценностей различных участников
    4) составление прогноза последствий различных моделей морального выбора. Через морально-этическое мышление в профессиональном сознании психолога формируются представления о ценностях различных этических систем и их уровнях, нравственные понятия, моральные императивы и установки морального поведения. Важно подчеркнуть, что морально-этическое мышление психолога – это не столько интуитивное, чувственное постижение сущности нравственной коллизии, основанное на субъективном моральном опыте специалиста, сколько целенаправленное, опосредованное ценностями профессиональной культуры отражение психологом этической ситуации, использование им этических знаний и умений в осмыслении профессиональных противоречий и моральных дилемм. Необходимо отметить, что являясь составляющей профессионального мышления психолога, морально-этическое мышление не тождественно его моральному сознанию. Выполняя функцию оценки (окружающего мира, других людей, себя самого, моральное сознание проявляется на двух уровнях регуляции в отношениях с людьми – на эмоционально-чув- ственном (переживание нравственных эмоций и чувства) и рациональном (моральное знание) уровнях. Моральное сознание психолога обусловливает выбор стратегии поведения в моральной ситуации, нравственную целеполагающую деятельность, антиципацию нравственно мотивированных действий и их личных и социальных последствий. Определение морально-этической ситуации как задачи. Рефлексивное осмысление процесса понимания психологом этических ситуаций нуждается в отправной точке проблемного анализа, в качестве которой может стать понятие задача [4]. Под морально-этической задачей психолога будем понимать психологическую систему, обязательными компонентами которой являются а) исходное нравствен- но-ценностное противоречие б) желательное состояние потребностного будущего – опосредованный ценностями профессиональной культуры целенаправленный анализ и понимание моральной ситуации или дилеммы, позволяющие вынести моральное суждение и осуществить в ментальном плане моральный выбор. Приведем типы мораль- но-этических задач в деятельности психолога (таблица 1). Таблица Типы морально-этических задач в профессиональной деятельности психолога
    Критерий типологии
    Тип этической задачи
    Этическое новообразование, формируемое входе решения задачи. Тип решаемых задач- Теоретические (ментальные, моделируемые, учебные
    - поведенческие, связанные с реальным моральным выбором и поступком. Формирование этического пространства психолога актуализация мораль- но-этического мышления. Сфера проявления этической ситуации- Возникающие входе профессиональной деятельности;
    -относящиеся к социальной и личной сферам жизни.
    Развитие морального сознания психолога и формирование профессионального этического пространства психолога Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    7 3. Значимость этической проблемы для решателя (для кого именно данная морально-этическая задача является проблемной- Касающаяся напрямую решателя
    (личностно значимая, моральная ситуация- моральная проблема, не имеющая для решателя личностного смысла.
    Способность к фасилитации процесса решения морально-этической задачи другим человеком эвристические интерпретации морального выбора;
    актуализация морально-этического мышления психолога, нравственное творчество.
    4. Степень трудности морально-этиче- ской ситуации- Простая, ориентированная на свод правил Этического кодекса психолога- сложная, содержащая в себе моральные парадоксы из юридической, моральной или нравственной области, а также трудно сопрягаемые нравственные понятия различных этических систем, не имеющая однозначного морального решения (моральные дилем- мы).
    Актуализация морально-этического мышления психолога сопряжение нравственных понятий умение переходить и сопрягать моральные понятия разных этических систем эвристические интерпретации морального выбора;
    нравственное творчество.
    5.По целевой установке- Актуализация морального мышления
    - фасилитация морального выбора
    - нравственное воспитание
    - самовоспитание.
    Формирование нравственных понятий, моральных суждений, культуры решения морально этических задач.
    Морально-этическая задача, как некоторая система, обладает совокупностью характеристик, включающих субъективную информацию о предмете этической ситуации, систему средств и способов для ее решения [3]. К числу специфических особенностей морально-этических задач в профессиональной деятельности психолога относятся проблемно-конфликтный характер условия и многомерная смысловая структура задачи, отрыв морального суждения от морального поведения и нравственного поступка реша- теля, зависимость понимания моральной задачи от интеллектуальных и личностных характеристик всех участников этической ситуации, отсутствие готовых алгоритмов решения морально-этических задач различных типов, отсутствие четких критериев правильности морального выбора. Особое место среди морально-этических задач занимают моральные дилеммы – задачи, сопровождающиеся выраженным моральным дискомфортом, не имеющие однозначного, правильного решения, а иногда не имеющие решения вовсе Рефлексивная оценка процесса решения морально-эти- ческой задачи. Как некоторая система, морально-этическая задача обладает совокупностью характеристик, включающих субъективную информацию о предмете этической ситуации, систему средств и способов для ее решения [4]. В фокусе рефлексивного анализа морально-этических задач находятся
    – предмет задачи. Морально-этическая задача – это многомерная система, которая отражает различные слои противоречий. С одной стороны, это противоречия, относящиеся к различным уровням этического пространства,
    – юридические, моральные, нравственные. С другой стороны, в этической ситуации присутствует столкновение разнонаправленных интересов ее участников, то есть мо- рально-этическую задачу можно рассматривать с психологической позиции разных участников морального конфликта и, соответственно, типов их индивидуальной морали. С третьей стороны, морально-этическая задача может быть представлена во временном континууме актуального и потенциального уровня развития морального сознания всех участников этической ситуации. Если актуальное восприятие морального противоречия отвечает осознаваемому, вербализированному смысловому полю решателя, то диалектическое понимание морального противоречия на уровне поиска решения в стратегической перспективе развития этической ситуации потенциально способствует рождению новых смыслов и обогащению этического пространства всех участников ситуации этапы решения задачи а) восприятие и определение этической ситуации как проблемной (особое значение на данном этапе имеет вербализация морального конфликта и сопряжение близких по значению, но противоположных по смыслу этических концептов); б) осмысление морального противоречия (различение, противопоставление и диалектическое понимание составных частей моральной дилеммы в) выдвижение потенциально возможных вариантов разрешения морального противоречия и прогнозирование последствий различных моделей морального выбора.
    – мотивы морального выбора участников этической ситуации с учетом особенностей развития их морального сознания (специфики этического познания, морально-эти- ческого мышления, сформированности моральных операций, диалектичности, способности к децентрации и др) и личностной зрелости (эго-контроль, воля к осуществлению морального намерения, ответственность за сделанный выбор и т.д.);
    – особенности взаимодействия с представителями иных моральных и интеллектуальных культур. Различия в этических системах и моральных установках психолога и клиента не являются препятствием для продуктивного диалога. Различия в ценностях и жизненных смыслах между психологом и клиентом становятся фундаментом для построения совместного смыслового поля дилеммы и глубокое переживание поиска жизненных истин двумя участниками Диалога (Э.Спинелли). Являющиеся неотъемлемой составляющей интеллектуальной культуры психолога [2] диалогические универсалии [3], в частности, установки на неконфронтационную солидарность и презумпция приемле-

    8 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    мости [3], позволяют уйти от жесткого противопоставления
    «Свой-Другой»;
    – оценка собственной профессиональной позиции. В чем именно заключается моральное противоречие данной этической ситуации для другого человека, иных участников моральной дилеммы, для меня как психолога, Какая из возможных альтернатив преодоления морального противоречия является идеальной сточки зрения нравственности, Каковы границы профессиональной помощи, влияния, Имеет ли право психолог говорить от имени морали и быть, таким образом, судьей Является ли он сам носителем нравственности. Поиск ответов на эти и другие вопросы является мощным воздействием на внутренний мир психолога и становится основанием для актуализации норм, смыслов и ценностей профессиональной культуры в структуру психической реальности его собственной жизни. Подводя итоги, отметим, что, с одной стороны, выделенные рефлексивные контуры обеспечивают операциона- лизацию процесса решения морально-этических задач. С другой стороны, не сводимые друг к другу сферы существования, рефлексивные процессы способствуют а) осознанию оснований собственного мышления и мотивов профессионального выбора б) выходу в позицию вненаходимости, из которой осуществляется координация взаимодействия с другими людьми, в) становлению зрелого морального сознания и нравственности. Список литературы
    1. Бадалова МВ. Профессиональная рефлексия практических психологов // Практична психологiя та соцiальна робота С. Бадалова МВ. Психологическое содержание интеллектуальной культуры психологов опыт изучения и направления исследования // Горизонты образования. – 2007. – № 3.– С. Балл ГА. Психология в рациогуманистической перспективе Избранные работы. – К Изд-во Основа, 2006. –
    408 с. Балл ГА. Теория учебных задач Психолого-педагоги- ческий аспект. – М Педагогика, 1990. – 184 с.
    5. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Морально-этиче- ская рефлексия учащегося // Педагогика – 2010. – М Поволжская государственная социально-гуманитарная академия С. http://www.ssc.smr.ru/media/journals/
    izvestia/2010/2010_3_575_577.pdf
    Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ МЕТОДИКА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ И
    КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
    АКТИВИЗАЦИЯ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
    Бояров Павел Иванович
    АННОТАЦИЯ
    Распространено заблуждение, будто бы непростые пути научных исследований и создания произведений искусства могут быть достаточно полно описаны термином «креатив», тогда как для многих естественнее добиваться успехов через эвристику. В отличие от прежних времен, когда люди небыли так озабочены выполнением плана, сегодня мы постоянно стоим перед необходимостью уложиться в сроки. Данная авторская разработка обусловлена непрерывным расширением учебного материала при одновременном сокращении часов занятий. Едва лине главная сложность состоит в невозможности быстро разобраться в характере учащегося. При этом имеет смысл не столько внушение учащимся изрядного объема знаний, сколько побуждение их к активности. Рассматриваемая методика увеличивает территорию интеллектуального освоения задач за счет активизации субдоминантного полушария. Таким образом, склонность к выбору либо интуитивного, либо логического пути уступает согласованным поискам оптимальных «консенсусных» решений. Актуальная вовсе времена задача повышения и расширения умственного потенциала сегодня осложнена не только нехваткой знаний, но также и дремлющей интуицией is a common misbelieve that the complicated ways of scientific researches and creation of art could be sufficiently described by the term «creativity», while it is more natural for many people to achieve a goal by means of «heuristic». Other than before, as people were not so anxious about the schedules, we are now constantly faced with the deadlines. This author’s project is caused by the constant extension of the stuff to be learned and the simultaneous cutback of teaching hours. The almost main difficulty lies in the impossibility to get quick the particular understanding of each student’s character. At that it make sense less to fill the students with a large amount of knowledge as to motivate their own activity. The method concerned extends the area of the intellectual activity applied to the task by activation of the subdominant cerebral hemisphere. Thus the disposition to the choice of either intuitive or logic way yields to coordinated search of the optimal «consensual» solutions. The always urgent task of increase and expansion of intellectual faculties is now complicated not only by the luck of knowledge but also by the dozy Ключевые слова выразительность, индивидуальность, восприятие, интуиция, лево- право-полушарная доминантность, креатив, эвристика expressiveness, individuality, inspiration, intuition, left- right-hemispheric dominance, creative, Так уж вышло, что понятие творческий стало подменяться словом «креативный». Это произошло в силу специфики английского языка, где «creative» переводится именно такс чем можно было бы смириться, если бы не существовало понятие «heurictic», обозначающее следование логическим путем, вопреки интуитивному озарению. При этом логикой заведует левое полушарие мозга, а догадками правое. В прежние времена логическое мышление считалось мужским, а интуитивное – женским. Мужчин тогда натаскивали на знание, причем инакомыслие жестоко порицалось, а женщин мало чему учили поскольку считалось, что это излишне. (Следовательно, мужчины все знают, зато женщины все понимают) Для мужского психотипа более характерной прежде была готовность к упрямому сопротивлению, а женщину отличала большая приспособляемость и пластичность. В последнее время многое изменилось ле- вополушарное мышление перестало быть сугубо мужской привилегией (иногда даже приходится слышать о специфическом женском упрямстве. Сегодня во многих учебных аудиториях преобладает женский контингент. Изменился также и характер обучения объем знаний умножился, а количество отпущенных на освоение материала часов сокращается. В силу этого перед преподавателями возникла дилемма нужно исхитриться побыстрее достучаться до разума индивидуумов с различными характерами восприятия.
    Кому-то легче дается то, что выражено словами, кому-то понятнее язык формул или графиков, а кому-то необходимо потрогать объект, или по крайней мере представить себе его физическую массу. Одни люди видят сны в звуках, другие в запахах. Чтобы учащийся понял учителя, тот должен подобрать доступную форму. Причем они обязаны втиснуться в учебный плана, иначе не поздоровится ни тому, ни другому тогда как в Средние века ученики просто жили у мастеров, исполняя при них роль прислуги, и лишь редкие из них вырастали до уровня учителей, что тех раздражало, а порой и приводило к скандальному разрыву.
    В чем же различия Левополушарные делают работу последовательно, скрупулезно, но долго. Правополушарные находят решение быстро, но, если ошибаются, то упорствуют в своих заблуждениях. Предлагаемая методика лево- полушарным помогает обрести интуицию, а правополушар- ным логику.
    Чтобы разобраться в человеке, те. хотя бы понять, какое полушарие у него доминантное, существует много способов. Однако большинство из них трудозатратны. Разработанная методика позволяет выявить доминанту в течение считанных минут, независимо оттого, сколько людей участвует в тестировании. Все сводятся к тому, что испытуемый кладет перед собой квадратный листок бумаги (около
    1 дм) и отмечает на глаз точкой середину. После этого в правом верхнем углу пишет свое имя/фамилию/инициалы это нужно, чтобы случайно не утратить изначальное положение. Затем тоже самое делается еще на двух таких же листочках (обозначать прежде имя нельзя, т.к. любое пятно в пространстве кадра искажает его визуальную структуру, и место центра ухордит.) После этого листочек складывается

    10 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    пополам, и еще раз пополам в поперечном направлении. Перекрестье сгибов и есть геометрический центр. У большинства испытуемых точка не совпадет с геометрическим центром. Если все точки расположены левее центра, перед нами типичный левополушарный типа если правее – правополу- шарный. В тех случаях, когда имеет место разброс, по его распределению, можно судить о преимущественном преобладании, либо о плохом глазомере. Обычно это говорит о неточностью или разбросанностью, как о черте характера. Если результат по какой-то причине не удовлетворяет, тест можно повторить) Изредка точка совпадает с геометрическим центром, либо даже оказывается ниже горизонтальной оси симметрии. Из полувекового опыта тестирования знаю прежде такие случаи встречались крайне редко. Еще реже точка располагалась ниже. Раньше таких находилось меньше доли процента. Как правило, это было связано либо врожденными психическими аномалиями, либо с церебральными травмами. Сегодня таки случаи отнюдь нередки. Это гворит о том, что в последние десятилетия человечество вкатывается в новый этап стремительных эволюционных изменений, охватывающих не только сферу мышления, но и другие анатомические подробности (например, минимизацию периметра челюстей. Это же проявляется ив массовом снижении уровня фукнкциональной грамотности (когда люди неспособны прочесть и пересказать несколько страниц текста. Сегодня очень большой процент населения не мыслят повседневной жизни без музыкального допинга (и большинство при этом уже не пританцовывают, но сидят в расслабленных позах. Потребность в постоянном увеселении, в ублажающем обслуживании вообще стало теперь для многих чем-то вроде наркотической зависимости. (Стоит добавить, что помимо распределения направо- лево-полу- шарных по этим тестам удается распознать и многие другие черты индивидуальности, в частности склонность к немоти- вированым авантюрным поступкам.)
    Следующий главный этап и состоит в оптимизацией интеллекта. Дело в том, что творческие процессы протекают в зависимости от доминатности по-разному. Левополушарные думают рационально и последовательно, но замедленно. Правополушарные находят ответ быстро, но, если ошибаются, то упорствуют в своих заблуждениях, нередко проявляя при этом чудеса изворотливости и стараясь избежать признания ошибки. (Один мастер, набирал на курс только правополушарных: Пока эти тормоза так он именовал студентов с левополушарной доминантностью, до чего-то дотумкают, мои уже все решили однако жизнь в его группе проходила в конфликтах никто не хотел принимать чужих взглядов, так как всякий полагал себя гением, а всех прочих бездарностями.)
    Процесс оптимизации мозга состоит в реабилитации субдоминантного полушария, идущего на буксире у доминирующего. С этой целью и теми другим учащимся предлагается две группы упражнений. Для лиц с левополу- шарной доминантностью разработаны пандемоторные этюды и цветовые автопортреты. Правополушарным адресованы вербальные вопросы. (Как те, таки другие задания невредны и студентам с противоположными склонностями, и даже могут доставить удовольствие, поскольку решаются ими легко, успешно и даже эффектно).
    Тут может возникнуть понятное сомнение, касательно безопасности этих упражнений. Известен грандиозный эксперимент в школе Р. Оуэна (1771 – 1858), успешного текстильного фабриканта, забиравшего детей из рабочих семей в ясли и школу, где у него трудились лучшие европейские педагоги. А там леворукость сочли дефектом, подлежащим исправлению. В результате корректируемые дети умственно деградировали. Между тем, обычно левши не показывают себя отсталыми. Более того, если считать, что они составляют около 15% от всего населения, то среди выдающихся людей процент левшей этот процент существенно превышает. Наши опасения не подтвердились. За более чем полусто- летнюю практику, хотя среди студентов встречалось немало людей с нервными н даже психическими отклонениями, никаких ухудшений состояния не наблюдалось.
    Здесь необходима еще одна оговорка. Авторская методика никому из студентов не навязывалась, а предлагалась в виде дополнительных заданий, которые многими игнорировались. Тут срабатывало следующее правило тот, кто считал себя и без того достаточно высокоодаренным, дополнительных упражнений избегал. Продуктивность методики выявлялась на практике тех, кто уже получил какой-то щелчок по самолюбию ив своей гениальности сомневался. Их работа становилась заметно более продуктивной и скорой. Так что основным препятствием методическому обучению явились амбиции.
    Пандемоторный этюд состоял в том, чтобы на лист бумаги нанести спонтанный рисунок. Здесь некоторая трудность заключалась в том, чтобы предварительно «разневолить» руку. У более одаренных этот спонтанный иероглиф получался индивидуальными даже красивым (ил. 1). У людей с просто заторможенным левым полушарием пандемоторные рисунки сначала представляли собой всего лишь однообразные безэмоциональных волнистых линий. Но постепенно они приобретали индивидуальность и характерность
    Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Ил. 1. Пандемоторные этюды разных авторов
    Суть цветовых автопортретов состояла в произвольном избирании любезных сердцу красок, наносимых затем лаконичным пятном на бумагу. Способ смешивания красок, как и инструмент, которым человек пользуется для работы, не регламентировался. Таким образом, характер цветового пятна определялся сиюминутным капризом души.
    При исполнении того и другого задания следовало избегать сочинения симфоний, стараясь достигнуть результата действием «one Для стимулирования левого полушария каждому предлагалось (для начала) ответить натри простых вопроса. Что лично я люблю (Что мне нравится. Что я не люблю. Что меня удивило/изумило в течение моей жизни?
    (Если возникает надобность, я предлагаю учащимся свой личный перечень ответов, превышающий сотню позиций от гастрономических пристрастий, до произведений искусства) Не без сарказма заявляю учащимся, что если кто-то не сможет дать на каждый из предложенных вопросов хотя бы семь разных ответов, он должен задуматься о неполном соответствии званию Homo Sapiens. Для тех, кто начинает обижаться, припасены еще более обидные (по их примитивности) вопросы В чем причина смены времен года Что больше ⅔, или ¾ ?
    • Сколько будет, если 7 умножить на 8 ? (Можно – наоборот На чьей стороне была правда в войне спартанцев с афинянами?
    Некоторые оскорбляются, но ответить не могут.
    Такая игра в вопросы и ответы может быть особенно продуктивной, с учетом того, что обиженный получает возможность задать каверзный вопрос учителю. Попутно реализуется возможность затронуть этические проблемы, вроде бы прямого отношения к интеллектуальной продви- нутости не имеющие. Но если человек жалуется Меня никто не понимает, уместно спросить его, что же в тебе такого непонятного Пусть объяснит сам.
    Помимо стимулирования субдоминантного полушария, в дискуссии находит отражение такой продукт межполушар- ной деятельности, как юмор. Вообще-то юмор в основном базируется в правом полушарии, но охватывает более обширную территорию. Это тем более важно, поскольку поколения молодежи показывают меньшую чуткость к иронии и юмору.
    Несмотря на заметные практические результаты, проделанная работа в чисто научном плане не исчерпывает темы. Мы пока не можем ответить даже на вопрос в чем же сущность доминантности В преобладании ли объемов возбужденных частей мозга, или же в площадях задействованных коры и подкорка, либо в последовательности сигналов межполушарной связи, либо в их скважности, или же главную роль играет смысловая острота стартовых запросов Либо все дело в каких-то векторных проявлениях

    12 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    И статистика проведенных тестирований недостаточно всеохватна, так как они преимущественно велись среди учащихся творческих факультетов (и отчасти среди музыкантов. А кроме того существуют и другие приемы выявления доминантности, в том числе органолептическими способа- ми.
    Еще стоило бы упомянуть о недостаточном исследовании проблем, связанных с различием потребительских оценок произведений искусства в копиях и оригинале, в том числе музыкальных произведений. До сих пор нет объективных (количественных) критериев уровня качества эмоциональных реакций зрителя, слушателя и т.п., а также искренности и глубины таких оценок.
    Интересны также особенности деятельности мозга в экстремальных условиях, когда включаются его резервы, что приводит к так называемым чудесным спасениям. Нечто подобное наблюдается ив творчестве мастеров (работающих в разных видах искусства, в плане изысканий и счастливых находок выразительных решений. О чем-то похожем можно говорить ив конструкторской практике, и научных исследованиях, везде, где мы ощущаем гармонию и приближении к истине. Сюда же, вероятно, можно отнести и чувство ансамбля, знакомое музыкантам, а также спортсменам, играющим в команде, и актерам, которые говорят о чувстве партнера».
    ЛИТЕРАТУРА
    Богоявленская ДБ. Психология творческих способностей М, 2002
    Бояров П. Черевань Л, Применение эвристических и креативных методик в системах дистанциионого обучения
    // Труды Всеросийской научно-методической конференции
    Телематика, 2011. Т. СПб, 2011
    Бояров П. – Оптимизация творческого потенциала мозга. Авторская методика развития способностей // III Науч- но-практическая конференция, Новосибирск, 2016
    Бояров ПО развитии эвристических и креативных спсобностей // Сборник научных трудов по итогам III конференции (СПб,) Инновационный Центр Развития Образования и Науки, 2016
    Бояров П. Технический прогресс и эргономика // ж. Советское фото №1. 1981
    Бояров П. Allegro vivace // ж. PHOTOmagazin №10. 2004.
    Бояров П. Охотники за головами (профессиональная кухня) // ж. PHOTOmagazin № 6-8 2003.
    Бояров П. Чувство кадра // ж. Фото №6. 1998.
    Бояров П. Пути повышения оперативности фотосъемки
    // доклад на Всесоюзной конференции Любительская фотоаппаратура и фотография. Л. 1983.
    Бояров П. – Оперативность // ж. PHOTOmagazin №7-8 2002.
    Бояров П. Зеркальный видоискатель плюсы и минусы
    // ж. Советское фото №9. 1979
    Бояров П, Сербинов О. Аппаратная логика // ж. Советское фото №5. 1980
    Бунге М. Интуиция и наука. М, Волков В, Луизов Ф, Овчинников Б, Травникова Н. // Эргономика зрительной деятельности человека. // Исследование проблем психологии творчества под ред. Пономарева
    Я.А. – Л. 1989.
    Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л, 1991.
    Евич Д. – Сканирование мозга // Ростов-на-Дону 2006
    Ефимова ИВ, Будыка Е.В. – Межполушарная функциональная асимметрия и проблемы индивидуального здоровья сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции интуиция и разум. 1978.
    Ковязина МС, Балашева ЕЮ Межполушарное взаимодействие при нормальном и отклоняющемся развитии мозговые механизмы и психологические особености // сб.
    Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009
    В.М. Кроль – Зрительное узнавание специфика психофизиологических механизмов доминантного и субдо- минантного полушария мозга человека // сб. Handbook of
    Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009
    Леутин В.П., Николаева Е.Г., Фомина Е.В. – Функциональная асимметрия мозга и незавершенная адаптация. // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. Пинк Д. – Новый мозг. Новый образ жизни // М. 2014
    Русалова МН, Русалов В.М. – Функциональная асимметрия мозга и эмоции. // сб. Handbook of Functional
    Interhamispheric Asymmetry. 2009
    Фокин В.Ф., Боравова АИ, Галкина НС, и др. – Стационарная и динамическая организация фунциональной межполушарной асимметрии // сб. Handbook of Functional
    Interhamispheric Asymmetry. Хуторской А.В. Эвристическое обучение теория, методология, практика. — М. Международная педагогическая академия, Хуторской А.В. Эвристический тип образования результаты научно-практического исследования // Педагогика.
    №7. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации // Школьные технологии. № 4 Исследование проблем психологии творчества под ред.
    Пономарева Я.А. – М, 1983 Основы инженерной психологии под ред. Б. Ломова. ММ 1998
    W.Woodson, D.Conover Human engineering guide for equipment designers. 1966.
    Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта