Анашкина Н.А. Режиссура телевизионной рекламы Учебное пособие (2. Рекламы
Скачать 2.72 Mb.
|
Монтаж по направлению движения объекта В комфортном монтаже изменение направления движения объекта на стыке кадров не должно быть больше чем на 90°. При этом не должна пересекаться вертикальная ось, т.е. если на одном кадре объект движется от нас налево, то в следующем кадре он не должен двигаться направо. Также нельзя склеивать горизонтальные панорамы, снятые в разных направлениях. Панорамы обрывать нельзя. Профессиональные операторы всегда начинают и заканчивают съемку панорам короткими статичными кусками. Это дает возможность монтировать панорамы через небольшую паузу в движении. В комфортном монтаже каждый монтажный переход должен быть мотивирован, т.е. должна существовать очевидная причина для перехода с плана на план. Два главных источника таких мотивировок — это текст и действие. Часто монтажные переходы мотивированы тем, что говорится на экране. Например, за вопросом должен следовать ответ, а за каждой репликой игрового диалога — ответная реплика. В этом случае развитие действия на видеоряде должно совпадать с развитием действия в диалоге. Монтажный ритм видеоряда тоже должен совпадать с ритмом диалога. Чтобы этого добиться, обычно монтажные склейки совмещают с естественными паузами в диалоге. Другим важным источником мотивировки монтажного перехода является действие. Склейка в момент действия — это основное правило монтажа как такового. Монтаж по принципу фазы движения Переход от одного кадра к другому должен приходиться на самый неустойчивый момент движения объекта в кадре, и последующий кадр должен захватывать часть движения предыдущего, как бы подхватывая его. Зрителю должно казаться, что действие продолжается во времени. Например, если герой во время съемки активно жестикулирует, то кроме смены крупности плана вам придется учесть еще один фактор — фазу движения. Это значит, что если в конце общего плана человек начал поднимать левую руку, то в начале среднего плана эта рука также должна подниматься. Иначе изображение не склеится. Фазу движения приходится учитывать при монтаже циклически повторяющихся положений объекта. Это может быть идущий человек, велосипедист, вращающий педали, и т.п. При цикличности движения объекта в кадре этот принцип позволяет «растягивать» или «сжимать» время, повторяя фазы цикла или, наоборот, выбрасывая их. Монтаж по фазе движения очень непростая вещь. В игровом кино и в постановочных рекламных роликах одно и то же действие, как правило, снимается несколько раз планами разной крупности. Таким образом, во время монтажа можно подогнать каждое движение по фазе с точностью до кадра. Здесь под понятием «кадр» подразумевается одиночная картинка на кинопленке. Если нет возможности обеспечить точность склейки, придется прибегать к помощи промежуточных кадров, чтобы избегать сдвига по фазе движения. При смене крупности меняется видимая скорость движения в кадре снимаемого объекта. При использовании широкоугольной оптики видимая скорость движения объекта больше, чем при использовании длиннофокусной. На «широкоугольнике» человеку достаточно сделать шаг, чтобы план из общего превратился в крупный, а при использовании длиннофокусной оптики видимый размер человека не изменится и за несколько шагов. Чем больше разница фокусных расстояний объективов (т.е. расстояний от камеры до объекта съемки), снимавших первый и второй кадры, тем больший скачок видимой скорости движения объекта в кадре. Монтаж по скорости и массе движения объекта В комфортном монтаже время пересечения объектом кадра должно быть одинаковым при всех крупностях. Перемена крупности ведет к изменению видимого в кадре количества движущейся массы — на широкоугольнике голова человека занимает неизмеримо большую площадь кадра, чем та же голова, снятая длиннофокусной оптикой. Изменение количества движущейся массы в комфортном монтаже должно быть не более 1/3 площади кадра. Это касается не только объекта съемки, а любого движения. Объект в кадре практически неподвижен, а за ним мелькает фон, значит, при перемене крупности изменение площади фона не должно превышать 1/3 площади кадра. Перебивка Это кадр, который вклеивается между двумя другими кадрами, связанными между собой единством объектов и места действия. Содержание перебивки всегда резко отличается от предыдущего и следующего за ней кадров, но оно должно быть прямо или косвенно связанным с основным содержанием. Наиболее часто перебивки применяются на телевидении при монтаже длинных монологов, если нужно сократить часть выступления человека, снятого длинным статичным средним планом. Для вставки перебивки выбирается место, примерно за одну-две секунды до того, как говорящий делает небольшую паузу. К среднему плану клеится перебивка, во время которой звучит конец фразы. Следующий кадр — опять средний план героя, который начинает говорить с нужного места. Перебивкой в этом случае может служить кадр, на котором снята картина, висящая на стене кабинета, часы или книга на письменном столе и т.п. Однако если в монологе речь идет именно о той картине или о том, что на ней изображено, то кадр с картиной уже нельзя назвать перебивкой. Он становится вполне самостоятельным смысловым кадром. Для рассмотренного варианта перебивки необходимо иметь возможность независимого монтажа звука и изображения. Перебивками надо пользоваться с большой осторожностью и ни в коем случае не злоупотреблять ими. Большое количество перебивок в одной сцене свидетельствует либо о неумении снимать монтажно, либо об отсутствии у автора четкой творческой идеи. В рекламных роликах перебивками пользуются для создания рекламы в жанре «мнение потребителя». Это добавляет «репортажности», ощущения, что зритель смотрит не рекламный ролик, а телевизионный сюжет, поскольку перебивки часто используются в новостных сюжетах. Прием перебивки применяется в известных роликах «Операция — «Тайд» или кипячение». Соблюдение принципов комфортного монтажа Соблюдать все описанные принципы в комфортном монтаже нужно в комплексе — соблюдение одного и несоблюдение другого в одной сцене ведет к разрушению экранного времени и пространства. Более того, принципы эти взаимозависимы и в совокупности определяют монтажную структуру сцены — как отдельные ее элементы, так и условия их сопоставления. Приведем пример. Большая семья за праздничным столом. Географический принцип требует начинать с общего адресного плана, чтобы последующие «восьмерки» для зрителя связывались в сознании с конкретными пространственными координатами, иначе при повороте головы любого персонажа в ту или иную сторону будет непонятно, к кому он обращается. Так географический принцип дает точку отсчета для принципа монтажа по крупности. То же самое относится и ко всем остальным принципам. Комфортный монтаж — это система, все элементы которой должны находиться в гармоничном сочетании. В рекламе комфортный монтаж может допускать исключение из видеоряда отдельных фаз совершаемого действия. Например, в игровом кино процесс утоления жажды напитком может быть показан в такой последовательности: ● крупно — этикетка; ● «отъезд»; ● человек открывает бутылку с напитком, рука наливает напиток в стакан, ставит бутылку на место и выносит стакан из кадра; ● рука несет стакан, подносит его ко рту; ● человек пьет; ● рука отнимает стакан от губ и ставит его на место, рука уходит из кадра. В рекламном фильме этот процесс может быть показан так: ● рука берет и выносит из кадра стакан, стоящий рядом с полупустой бутылкой; ● «наезд» на этикетку; ● рука отнимает стакан от губ и выносит его из кадра. Таким образом, время совершения действия сокращается при полном сохранении содержания происходящего события. Внутрикадровый монтаж Это высшее проявление комфортного монтажа — экранное действие разворачивается без склеек, происходит постепенное изменение мизансцены в результате движения камеры и перемещения актеров в глубину и из глубины кадра. В одном кадре меняются крупности, ракурсы, освещенности и т.д., что позволяет долгое время поддерживать зрительский интерес. Прием внутрикадрового монтажа связан с «освобождением» камеры, которая в результате совершенствования техники и появления новой оптики получила новые возможности. Движение камеры оказалось для зрительского восприятия совершенно естественным и органичным, поскольку созерцая какое-либо событие или просто любуясь пейзажем, мы вольно или невольно переводим взгляд с одного объекта на другой. Сцена, снятая единой, непрерывной панорамой, производит на зрителя более убедительное и емкое впечатление, потому что она не дробит пространство и время. И чем больше времени режиссер может удерживать внимание зрителя одним планом, тем выше его профессиональный уровень. Яркими примерами внутрикадрового монтажа в рекламе являются серия рекламных роликов сока «Rich» («Жизнь — хорошая штука — как ни крути»), серия роликов пива «Тинькофф» («Перейдем на Т»). 4.4. Акцентный и ритмический монтаж Акцентный монтаж Это особый тип монтажного мышления, где все решают вкус и чувство меры режиссера, его способность парадоксально мыслить, расставлять акценты и умение «вязать» ассоциативные цепочки. Акцентный монтаж строится на нарушении принципов комфортного монтажа. Именно на нарушении, а не на незнании. В противоположность комфортному акцентный монтаж — рваный, скачкообразный, подчеркивающий стыки и переносящий зрителя из одного места в другое, сталкивающий людей, фразы, ритмы, формы, мысли. Для телевизионных рекламных роликов акцентный монтаж очень органичен, поскольку позволяет в небольшой отрезок рекламного времени уложить большое количество информации. Кроме того, динамика в телевизионной рекламе — очень важный визуальный компонент. Например, рекламные ролики операторов сотовой связи МТС («Ночь. Улица. Фонарь. Аптека») и Мегафон («Будущее зависит от тебя»). В отличие от комфортного акцентный монтаж сложнее по компоновке и используется для того, чтобы максимально усилить воздействие, которое оказывает отснятый материал на зрителя, а не просто для показа событий в их логической последовательности. Поэтому подбор планов для акцентного монтажа отличается от подбора планов для комфортного. Акцентный монтаж предпочитает преувеличенную, драматическую подачу событий, острые ракурсы, сверхкрупные планы и т.д., в отличие от комфортного монтажа, цель которого — простое воспроизведение. При акцентном монтаже часто нарушается хронологический порядок событий. Например, использование параллельного монтажа в рекламе сока может заставить зрителя почувствовать жажду. Бармен достает бокал. Мужчина покидает офис. Бармен открывает пакет с соком. Герой выходит из здания на оживленную улицу. Бокал наполнен. Мужчина заходит в бар. Бармен толкает бокал, и он скользит по барной стойке. Появляется герой и в нужный момент подхватывает бокал с соком. Ритмический монтаж Точно выстроенная ритмическая структура вещи одновременно расчленяет и объединяет элементы композиции. Ритм, с одной стороны, дает возможность точно организовать дозирование выдаваемой зрителю информации, структурировать ее восприятие во времени, а с другой — выстроить течение сюжетного времени внутри вещи и эпизодов, его замедления, ускорения и т.д. Ритм также определяет и визуальное восприятие пространства, и движения в нем. В жестко выстроенной ритмической структуре сбой ритма всегда воспринимается как акцент. Ритм также является наиважнейшим принципом организации монтажа. Он определяет течение экранного времени, организует зрительское восприятие и драматургию, обладает способностью гармонизировать композиционное построение. При комфортном монтаже ритм монтажных переходов обычно задается ритмом происходящего события (либо действиями участников, либо диалогом). При акцентном монтаже ритм в большей степени зависит от внешних по отношению к событию факторов. Ритмическая несобранность и монотонность рождают быструю утомляемость. Точно организованный ритм — это сильное средство управления чувственно-эмоциональной сферой зрителя. В жестко организованной ритмической структуре сбой ритма всегда воспринимается как мощнейший акцент. Самая простая ритмическая организация материала — метрический ритм, когда продолжительность плана определяется отрезком времени, а не содержанием кадра. Например, можно сделать серию переходов, где каждый план будет длиться две секунды, или смонтировать серию планов, где ритм монтажа будет задаваться повторяющимся чередованием планов разной длины. Метрическая структура всегда линейна: она либо ускоряется (нарастание напряжения), либо замедляется (спад), либо удерживается на одном уровне (для передачи ощущения механической монотонности). Такая организация материала не учитывает ни содержания кадров, ни внутрикадрового ритма. Поэтому кадры, предназначенные для метрического монтажа, должны быть либо предельно однозначными, либо абсолютно точно рассчитываться по всем составляющим в зависимости от их места в такой структуре. Интересно может выглядеть столкновение двух метрических ритмов при параллельном монтаже: например, разгон ритма в одном месте действия при монотонном замедленном его течении в другом. Такой прием должен быть заложен на уровне режиссерского сценария, иначе при неточно снятых кадрах, особенно при ошибках во внутрикадровом ритме, его организация становится проблематичной. Чаще используется ритмический монтаж, учитывающий композицию и содержание кадров. Основными элементами, определяющими длину плана при ритмическом монтаже, являются сложность абриса и фона основного объекта съемки, сложность общей композиции кадра и внутрикадровый ритм. Кадр должен быть «считан» зрителем, а для этого требуется определенное время. Внутрикадровый ритм и общая драматургическая напряженность влияют на время «считывания»: чем они выше, тем интенсивнее зритель «считывает» информацию из кадра, т.е. при ритмическом монтаже ставка делается не на объективное время просмотра, а на субъективное время восприятия. Два рядом стоящих кадра — простой, статичный и сложный, динамичный, — даже если второй будет в два раза длиннее, субъективно воспринимаются как равнозначные по продолжительности, так как интенсивность считывания второго будет на порядок выше и времени на него будет затрачено в два раза больше. Определить время считывания кадра очень сложно, так как оно зависит от многих факторов и нюансов. Но общее правило таково: чем проще кадр, тем меньше он должен занимать экранного времени. Ритмическая организация материала требует особенного внимания, если используется музыка. Склейка связанных или не связанных между собой планов в соответствии с ритмом музыкального произведения представляет собой монтаж по музыке. При самом простом способе такого монтажа переход с плана на план осуществляется точно в соответствии с музыкальным размером, в такт. При более интересных монтажных решениях переходы могут делаться в соответствии с мелодическим рисунком, изменениями музыкального темпа или интенсивностью звучания. Большинство музыкальных произведений обладает простой или сложной, но явно выраженной ритмикой, которая, накладываясь на монтажную структуру, сразу становится ритмической доминантой для всего материала. И любая неточность в ритме монтажа подчеркивается, акцентируется музыкой и начинает «бить по глазам». Музыкальная структура настолько сильна ритмически, что, за редким исключением, будет определяющей для восприятия общего темпоритма. Любая из вышеперечисленных монтажных ритмических структур закладывается на съемке и в значительной мере зависит он внутрикадрового ритма, напряженности действия, чувственно-смыслового содержания и композиции кадра. Поэтому ритм каждого эпизода надо определять еще до съемки, иначе на монтаже придется не работать, а выпутываться, что удается далеко не всегда. 4.5. Нелинейный монтаж и спецэффекты Монтаж как технология сборки отснятого материала — это процесс, при котором проводится удаление лишних кадров, выстраивание эпизодов и создание переходов между ними, наложение титров, спецэффектов, звука. В эпоху создания кинематографа монтаж производился вручную. С появлением видеомагнитофонов появился линейный монтаж — перезапись материала с видеоисточника на видеозаписывающее устройство с вырезанием ненужных и склейкой нужных сцен. Процессы записи и наложения эффектов проходят в режиме реального времени. Проще говоря, линейный монтаж — это перезапись с одного видеомагнитофона на другой. Создание же систем нелинейного монтажа позволило включить в процесс обработки видеоматериала компьютеры, что привело к революции в технологии монтажа. Термин «нелинейный монтаж» подразумевает обозначение любой монтажной системы, в которой базовым накопителем является жесткий диск компьютера, а не видеолента. Система нелинейного монтажа состоит из видеомагнитофона и компьютера, в который вставлены специальные платы. С видеомагнитофона изображение и звук записываются на жесткий диск, при этом они оцифровываются и сжимаются. Происходит перекодировка аналоговой записи в цифровую. С помощью монтажных программ можно склеивать и вырезать различные видеофрагменты, менять их порядок, добавлять различные эффекты в места склеек, накладывать титры, менять звуковые дорожки и т.д. Монтажные программы также позволяют менять зрительные параметры — яркость, контрастность, цветность, создавать компьютерные анимационные вставки. Достоинства нелинейного монтажа — мгновенный доступ к любому участку записи, большие возможности для редактирования, покадровая точность склейки, высокое качество материала. Спецэффекты предоставили режиссеру экранного произведения новые творческие возможности. Они выступают в качестве конструирующего элемента не только зрелищного кинематографа, но и оказывают влияние (как в прошлом, так и сейчас) на другие виды кино и телевидение, анимацию и рекламу в частности. Например, благодаря специальным эффектам можно создавать многочисленные совмещения в одном кадре реального изображения с компьютерной графикой. При этом кадр становится более зрелищным и насыщенным. Компьютерная анимация В экранное пространство органично влился и такой вид искусства, как компьютерная анимация. Получив технические возможности, она приобрела абсолютную самостоятельность. Мы уже говорили о том, что различают две основные области компьютерной анимации: двухмерная анимация (2D) и трехмерная графика, основанная на трехмерном компьютерном моделировании объектов (3D). В формате 2D чаще всего используются традиционные методы покадровой анимации. Трехмерная анимация, в отличие от двухмерной, дает более реалистичное представление образов. Она начинается с создания трехмерных компьютерных моделей объектов. Затем наступает черед расстановки в трехмерном пространстве источников света и камер. Освещение играет большую роль в визуальном восприятии трехмерного мира. Умело сочетая свет и тени, можно оптически сгладить угловатость трехмерных моделей, акцентировать внимание на определенных деталях и спрятать ненужные фрагменты. Установка камер полностью определяет конечный результат движения в сцене. От режиссера зависит и выбор точки, угла и крупности съемки, поскольку эти факторы являются прямыми формами воздействия на зрителя. Разработанные компьютерные программы позволяют фиксировать человеческие движения и передавать их мультипликационным персонажам. Компьютер улавливает движение от датчиков, прикрепленных к человеку, анализирует данные и применяет их в цифровой схеме к трехмерной модели на экране. При этом под моделью вовсе не обязательно подразумевается человек. Еще одним выразительным средством является внедрение анимационных персонажей в пространство фильма с вполне реалистичными героями и ситуациями. Появление компьютерных систем видеомонтажа резко расширило технические возможности производства рекламы. Современные средства обработки видео и звука позволяют использовать богатый набор приемов при создании компьютерных фильмов. Спецэффекты в рекламе Различают следующие виды спецэффектов в рекламе. ● Свободное движение виртуальной камеры — парение, облеты тел и предметов, движение сквозь поверхность твердых тел, переходы в одном кадре от макро к микро, игра масштабами. ● Морфинг — плавная трансформация одного объекта в другой. ● Эффект призрачности — воспроизведение при движении тела одновременно нескольких предыдущих и/или последующих фаз движения, например, изображение медленно тающего шлейфа. ● Имитация особых материалов и покрывающих поверхностей — прозрачные объекты, зеркальные поверхности. ● Создание объектов с парадоксальными свойствами — резинометалл, твердожидкостные объекты и т.д. ● Виртуальный интерьер, ландшафт, архитектура (например, парящие в воздухе арки). ● Виртуальный объект или персонаж — дезинтегрированный персонаж, части которого сохраняют группировку, не будучи соединенными между собой. ● Игры с силами гравитации — левитация тел, замедленные парения, вращения тел. ● Использование космической атрибутики — атмосферные слои, звездное небо, облака, метеориты и т.д. ● Светоцветовые эффекты — воспроизводят невербализуемую информацию типа ореолов, радуг, полярного сияния и т.п. Рекламные ролики достаточно непродолжительны, поэтому необходимо использовать все средства для привлечения зрительского внимания. Одно из них — прием постоянной смены условий восприятия, благодаря чему зрительная информация все время обновляется. Вот некоторые распространенные примеры такой смены: ● переходы от объема к плоскости и от динамики к статике (обычно в финальном кадре ролика, где появляются рекламируемый товар и логотип) для выключения зрителя из режима восприятия невербальной информации и облегчения перехода к считыванию текста; ● изменение ракурса, дополняющее смысл визуальной информации; ● переход от нормального масштаба к «космическому»; ● переход от взгляда извне к взгляду изнутри; ● переход от сверхнасыщенного изображения к лаконичной зрительной структуре (в последнем кадре ролика обычно оставляют только рекламируемый товар для фиксации внимания на нем); ● введение деформаций и «гримас» объекта для актуализации его восприимчивости; ● быстрый повтор однотипных движений или действий для фиксации внимания зрителя на происходящем. Сложные и оригинальные спецэффекты, безусловно, органичны для рекламы, но недостаток их заключается в том, что они легко запоминаются и быстро надоедают. Все известные сегодня спецэффекты — от простейших микшеров и шторок до сложнейших трехмерных — не что иное, как соединение тем или иным образом двух кадров, т.е. вариации на тему склейки. Поэтому несмотря на все имеющиеся сегодня в арсенале рекламиста спецэффекты, самым сильным и эффектным монтажным переходом между любыми кадрами была и остается прямая склейка, которая вот уже более 100 лет не надоедает зрителю. 4.6. Монтаж звука Работа со звуком в структуре производства рекламной продукции проводится на специализированных рекламных записывающих студиях. Как правило, такие студии представляют собой модифицированные музыкальные студии или находятся в системе технического обеспечения радиостанций. Технологические требования к оборудованию рекламных студий определяются спецификой их деятельности: записью рекламного сообщения в исполнении профессионального диктора, оформлением этого сообщения с помощью звуковых эффектов и музыки, записью рекламных джинглов с привлечением музыкальных исполнителей, звуковым оформлением видеоряда с рекламным содержанием. В большинстве случаев в студиях идет работа над уже готовыми фонограммами: их микширование, обработка и редактирование, запись дикторского голоса, певческого вокала. Типовая рекламная записывающая студия состоит из аппаратной и дикторской. Запись рекламного сообщения (игрового, информационного, музыкального) производится в дикторской, которая должна быть соответствующим образом звукоизолирована, чтобы обеспечить отсутствие призвуков помещения в записи. Как и в любой другой студии звукозаписи, центром рекламной записывающей студии является микшерный пульт, куда поступают сигналы со всех имеющихся источников сигнала и с которым связаны все устройства обработки, редактирования и записи звука на носитель. Необходимо наличие аппаратных процессоров эффектов, которые совместно с программными возможностями обработки звука позволяют «раскрасить», «оживить» звук как во время записи, так и в процессе его редактирования. Неотъемлемой частью рекламной записывающей студии является система цифровой записи на жесткий диск компьютера, снабженная необходимым программным обеспечением. Основное редактирование, коррекция звука, сведение рекламной продукции осуществляются при помощи компьютерных звуковых программ. С их помощью выполняется монтаж звука — вырезка, склейка, перестановка фрагментов, а также различные виды обработки — усиление/ослабление, сжатие/расширение динамического диапазона, удаление щелчков и призвуков, снижение уровня шума, выравнивание частотной характеристики и пр. Кроме того, редакторы позволяют накладывать на звук специфические звуковые эффекты. С точки зрения технологии монтажа необходимо отрегулировать качество звукозаписи, чтобы обеспечить чистое, неискаженное звучание фонограммы. С эстетической точки зрения фонограмма существенно влияет на настроение и ритм смонтированного материала и, следовательно, на то впечатление, которое он произведет на зрителя. Процесс подготовки звуковой фонограммы при монтаже включает: ● отбор элементов фонограммы; ● их последовательное расположение; ● сведение; ● обработку. На этапе отбора элементов фонограммы необходимо решить, какие аудиоэлементы отснятого материала включать, а какие — не включать в фонограмму. Это в большей степени относится к материалу, снятому на видеопленку. Дополнительный материал может включать комментарий, музыку и звуковые эффекты. Материал, снятый на кинопленку полностью переозвучивается. Порядок расположения звуковых сегментов фонограммы определяется структурой, предназначенной для максимального драматического или информативного эффекта видеоматериала. Определив порядок расположения сегментов фонограммы, нужно определить характер переходов между ними. При монтаже текста самый распространенный переход — это прямая склейка, т.е. заканчивается один сегмент фонограммы и начинается другой, а между ними остается естественная пауза. Можно также пользоваться приемами микширования или наложением звука. Микширование — это переход, при котором один сигнал постепенно затухает и на смену ему также постепенно выводится другой сигнал. Сигналы не смешиваются, между ними остается небольшая пауза. При микшировании с наложением первый сигнал частично накладывается на второй: второй сигнал начинает постепенно вводиться, прежде чем первый полностью выведен. Если видео- и звукоряд монтируются вместе, то это называется одновременным монтажом, или общей склейкой. Это основной тип монтажа для интервью или диалогов. Другой тип монтажа фонограммы называется раздельной склейкой. При таком монтаже видеоряд и звукоряд монтируются отдельно: сначала склеивается фонограмма, а потом видео, или наоборот. В этом случае нужно иметь возможность независимого монтажа звука и изображения. Звуковая часть ролика может включать одновременно несколько источников звука. В сложных случаях сведения можно слышать на фонограмме текст, интершум и музыкальный фон. Следовательно, нужно не только отобрать соответствующие источники звука, но и совместить их нужным образом. Этот процесс называется наложением, или сведением звука. Громкость сводимых вместе звуковых сигналов определяется их относительной важностью для данной сцены. Интершум или музыка, задуманные как звуковой фон, не должны заглушать текст. А в напряженной драматической сцене музыку можно вывести на первый план, перекрыв интершум и другие составляющие видеоряда. Таким образом, сведение звука предусматривает оценку того, какие составляющие звукоряда должны быть на окончательном варианте фонограммы слышны на первом, втором и третьем плане. Сведение также предусматривает правильную регулировку уровней относительной громкости сигналов в процессе сведения фонограммы. В процессе монтажа часто требуется отрегулировать качество звукозаписи. Обработка звука применяется для исправлении качества внестудийной видеозаписи или достижения нужных звуковых эффектов. Например, эффект «телефонного голоса» достигается с помощью наложения звукового фильтра на фонограмму голоса. Существуют также факторы, оказывающие влияние на эстетические параметры звука. Например, акустическая перспектива — эффект соответствия расстояния от объекта съемки до камеры, расстоянию от источника звука до микрофона. Поезд, появившийся вдали на экране, кажется маленьким, а шум поезда — слабым. Поезд приближается, его изображение на экране растет, а шум, соответственно, усиливается. Это и называется акустической перспективой. Близкие и далекие звуки отличаются друг от друга степенью громкости и качеством звучания. Эту разницу в качестве звучания называют эффектом присутствия. Близкий звук будет не просто громче, а именно ближе. В непосредственной близости от источника звука микрофон воспринимает широкий спектр обертонов и оттенков, которые на расстоянии теряются. Следует учитывать также место, на котором велась съемка. Звук в большом помещении будет объемнее, чем в маленьком. Объем достигается количеством отраженного звука. Темы докладов и рефератов 1. Монтажные образы в литературе, живописи, музыке, театре. 2. Монтажная классификация С.М. Эйзенштейна. 3. Монтаж как основное средство выразительности экранной режиссуры. 4. Монтажные теории: общее и особенное. 5. Спецэффекты в рекламе. 6. Звуковой постпродакшн телевизионного рекламного ролика. 7. Монтажные системы в рекламе. Вопросы для самопроверки 1. Что такое комфортный монтаж? Дайте определение и приведите пример рекламного ролика. 2. Объясните правило видеомонтажа по направлению движения объекта. 3. Дайте определение нелинейного монтажа и раскройте его суть. 4. Что такое акцентный монтаж? Дайте его определение и приведите пример рекламного ролика. 5. В чем отличие съемочного и монтажного кадров? 6. Назовите правила видеомонтажа по свету. 7. Назовите правила видеомонтажа по географии (ориентации в пространстве). 8. Дайте определение линейного видеомонтажа и раскройте его суть. 9. Что такое перебивка? 10. Укажите, к какой видеомонтажной системе относится серия роликов «Моя семья»: ● комфортной; ● акцентной. 11. Назовите правила видеомонтажа по крупности. 12. Что такое параллельный монтаж? Приведите пример рекламного ролика. 13. Дайте определение внутрикадрового монтажа и подтвердите его примером рекламного ролика. Упражнения и задания 1. Сделайте раскадровку по следующим сюжетным картинам: ● «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи; ● «Изгнание торгующих из храма» Эль Греко; ● «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» И. Сурикова; ● «Не ждали», «Запорожцы» И. Репина. 2. Возьмите камеру и проведите эксперимент, который получил название «эффект Кулешова». По аналогии придумайте и снимите различные варианты этого эффекта. 3. Сделайте раскадровку эпизода с использованием приема параллельного монтажа: ● молодой человек ждет девушку, а она опаздывает на свидание, застряв в автомобильной пробке; ● пока мужчина возвращается с работы, его жена готовит ему ужин; ● телефонный разговор двух людей. 4. Сделайте подробную раскадровку эпизода и раскадровку для рекламы, выбрасывая некоторые фазы, но сохраняя смысл действия: ● она пишет письмо; ● он ест (или пьет); ● она заваривает чай. 5. Придумайте историю с использованием внутрикадрового монтажа, сделайте раскадровку. 6. Сделайте раскадровку простой фразы, используя виды монтажных переходов: ● на лесной поляне растет много красивых цветов; ● кот пьет из блюдца молоко; ● машина ехала по дороге и повернула направо; ● девушка читает книгу; ● человек наливает сок в стакан и пьет. 7. Сделайте раскадровку сложной фразы, используя виды монтажных переходов: ● он быстро водит машину; ● он любит смотреть хорошие фильмы; ● он много работает; ● она любит вкусно поесть; ● девушка купила платье, которое увидела в витрине магазина; ● она любит лето; ● прошел год; ● он любит свою семью; ● она любит разговаривать по телефону; ● он болеет за хоккейную команду «Авангард». 8. Подберите несколько музыкальных фрагментов, подходящих для монтажа по музыке. 9. Смонтируйте видеоклип из фрагментов художественного фильма, выбрав наиболее яркие моменты. В качестве музыкального и звукового сопровождения используйте саундтрек к фильму и фразы героев, ставшими крылатыми: ● «Ирония судьбы, или С легким паром»; ● «Служебный роман»; ● «Кавказская пленница»; ● «Бриллиантовая рука» и другие фильмы. Библиографический список 1. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 2. Видеомонтаж — дело тонкое. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.videoton.ru/Articles/Article1.html 3. Гансон А. Монтаж как ремесло. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://video- camera.narod.ru/montage.html 4. Джулер А. Дж., Дрюниани Б. Креативные стратегии в рекламе / Под ред. Ю. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003. 5. Ждан В.Н. Специфика кинообраза. М.: Искусство, 1965. 6. Ждан В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие экранных искусств. М.: Искусство, 1987. 7. Каминский А. Монтаж: язык склейки. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://v- montaj.narod.ru/publik/publik.html 8. Малоформатное телевизионное производство: Метод. рекомендации пользователю. М.: АЛБУР, 1996. 9. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. 10. Основы режиссуры мультимедиапрограмм: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. 11. Рабигер М. Режиссура документального кино / Режиссура и постпродакшн. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.videoton.ru/Articles/rezhissura/rezhdockino3.html 12. Соколов А.Г. Монтаж и его простейшие принципы: Метод. пособие. М.: ВГИК, 1983. 13. Тарковский А.А. Уроки режиссуры. М.: ВИППК, 1993. 14. Телевизионная и радиовещательная реклама: Учеб. пособие / В.Л. Полукаров и др. М.: Дашков и К, 2004. 15. Технологии производства в рекламе / М.Б. Щепакин и др. М.: Изд-во Междунар. ин-та рекламы, 2002. 16. Фелонов Л.Б. Современные формы монтажа: Учеб. пособие. М.: ВГИК, 1982. 17. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М., ВГИК, 2000. 18. Юренев Р.Н. Эйзенштейн: Учеб. пособие. М.: ВГИК, 1962. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы с вами рассмотрели искусство режиссуры в контексте создания телевизионной рекламы, выяснили специфику и особенности рекламной режиссуры, ее взаимосвязь с классической режиссурой театра и кино. К сожалению, формат данного издания не может вместить всего, что входит в глубокое и емкое понятие «режиссура рекламы», ведь, как известно, режиссуре нельзя научить, а можно только научиться. Режиссура телевизионной рекламы — чрезвычайно подвижное явление, и конечной истины здесь нет и быть не может. Меняются тенденции и мода, развиваются технологии, в рекламную индустрию приходят новые люди, вносящие свои видение и стиль работы, а значит, в теории рекламной режиссуры почти всегда будет что-то, требующее уточнения и дополнения. Мнения специалистов будут совпадать ровно настолько, насколько совпадет их опыт и убеждения в том, какой должна быть современная реклама. Каждый режиссер, являясь человеком творческим, имеет свой взгляд на профессию и свою систему. Количество этих систем равно количеству режиссеров, а любое высказывание о профессии является только личным субъективным мнением. Единственный способ обучения режиссуре состоит в том, чтобы, узнав множество систем и вычленив из них общую суть, тут же создать свою. Как сказал известный английский рекламный режиссер Тоби Тремлетт, единственный способ научиться режиссуре — это снимать, делать ошибки, исправлять их и снимать снова. Режиссер должен быть дирижером на площадке, потому что съемочная группа похожа на оркестр. Если случается что-то непредвиденное, нужно быстро принимать решения, правильно себя вести в разных ситуациях, с разными людьми, — и этому не учат в университетах. Но тем не менее, подводя под общий знаменатель все теоретические знания, можно смело приступать к практике, опровергая утверждение о том, что в России мало хороших режиссеров рекламы. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Адресный план — экспозиционный, установочный план, который знакомит зрителей с местом действия и показывает взаиморасположение всех героев. Акустическая перспектива — эффект соответствия расстояния от объекта съемки до камеры расстоянию от источника звука до микрофона. Акцентный монтаж (динамичный, клиповый) — видеомонтажная система, использующаяся для того, чтобы максимально усилить воздействие отснятого материал на зрителя, а не просто для показа событий в их логической последовательности. Акцентный монтаж — рваный, скачкообразный, подчеркивающий стыки и переносящий зрителя из одного места в другое, сталкивающий людей, фразы, ритмы, формы, мысли. Особый тип монтажного мышления, где все решают вкус и чувство меры режиссера, его способность парадоксально мыслить, расставлять акценты и умение «вязать» ассоциативные цепочки. Анимационная раскадровка (аниматика) — предварительная версия рекламного ролика с фрагментами из раскадровки, записанными на видеопленку вместе с черновым вариантом звуковой дорожки. Если кадры являются фотографиями реального места действия, то такой вид раскадровки называется фотораскадровкой. Анимация (англ. animation) — оживление, одушевление. Термином «анимация» охватываются все фильмы, снимаемые покадрово и создающие иллюзию движения при демонстрации пленки. Биомеханика Мейерхольда — система упражнений, подготавливающая актера к кодированию жестов в определенных позициях-позах, максимально концентрирующих иллюзию выразительного движения. Бренд — торговая марка, идентифицируемая массовым сознанием. Бриф — техническое задание на создание сценария рекламного ролика. Внутрикадровый монтаж — монтажный прием, в котором экранное действие разворачивается без склеек. В одном кадре меняются крупности, ракурсы, освещенности и другие параметры, что позволяет долгое время поддерживать зрительский интерес. Выводы (финал) — эмоционально-смысловое завершение произведения. Гипербола — преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Глубина композиции — распределение зрительного внимания к объектам по степени их удаленности от наблюдателя. Джингл — рекламная песня. Джинглом также называют музыкальную фразу, используемую как звуковой логотип рекламируемого товара/услуги. Действие — единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-либо образом во времени и пространстве; волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. Декорации — обстановка, в которой снимается реклама. Декорация может быть студийной и нестудийной. Рекламные ролики, снимаемые вне студии, называются снятыми на натуре. Дистанционный монтаж — монтажный прием, в котором кадр или монтажная фраза, дословно или слегка видоизменяясь, повторяется в произведении несколько раз. В отличие от обычного повтора, вставленные между ними эпизоды каждый раз задают новую расшифровку смыслового значения этой фразы и прочтение кадра зависит от его контекстуального положения. Драматургия — вид литературного жанра, в котором обязательно указывается время действия (начало, развитие, окончание), сюжет, характеры героев, диалоги и т.д. Жанр — это способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе; совокупность особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения; тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Жесткая продажа — рациональное информационное послание, которое разработано, чтобы затронуть разум потребителя и вызвать ответ, основанный на логике. Завязка — начало событий поступков персонажей. То, что в экспозиции было в спокойном состоянии, приходит в движение. Начало конфликта. Звук — любой акустический компонент видеоролика, присутствующий в нем по замыслу его создателей. Звуковой синхрон — синхронизация звука и изображения. Имманентный — внутренне присущий. Идея (греч. idea, букв.: «то, что видно», образ) — термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность»; основная мысль произведения, главный вывод содержания, оценка отображаемых явлений и событий. Интершум — естественный звуковой фон. Исходный материал (исходник) — материал, записанный непосредственно камерой. Кадр — монтажная единица. Кусок магнитной пленки или цифрового носителя, на котором зафиксировано изображение, снятое в результате одного пуска камеры. Можно также употреблять понятие «план». Кадрирование — размещение объекта в рамках кадра. Кастинг (от англ. cast — «состав исполнителей, распределение ролей») — подбор актеров. Коммуникация — передача обращения от источника информации (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Композиция (лат. composition) — составление, хорошо расположенный, стройный, правильный; взаиморасположение и взаимодействие основных частей произведения. Комфортный монтаж (последовательный) — видеомонтажная система, имитирующая течение жизни, исповедуя постоянство времени, места и действия, выдает экранные время и пространство за реальные. Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил; способ раскрытия противоречий, динамично развивающийся процесс борьбы. Кульминация — высшая точка в драматургически выстроенном произведении. Массовая культура — средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. М.к. в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы. Среди направлений М.к.: СМИ, система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода и т.д.), индустрия формирования имиджа, индустрия досуга. Метафора — образ, который употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Мизансцена (фр. mise enscene — размещение на сцене) — расположение действующих лиц в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей вещественной среде Монтаж (фр. montage) — сборка. Монтаж аттракционов — прием, доводящий монтажный принцип до логического предела: здесь сталкиваются, рождая третий смысл, не кадры, а монтажные фразы и эпизоды. Под словом «аттракцион» здесь подразумевается не развлечение или трюк, а рассчитанное на эмоционально- смысловой результат и в то же время зрелищно эффектное, острое соединение. Монтажный кадр, или план — элемент смонтированного фильма, то, что осталось от съемочного кадра после того, как его «подрезали» и вставили в нужное место. Монтажный лист — описание исходного материала с последовательным указанием крупности и содержания каждого кадра, его координат на пленке. Монтаж по музыке — склейка связанных или не связанных между собой планов в соответствии с ритмом музыкального произведения. Монтажная склейка — это мгновенная смена плана. Между склеенными планами не остается ни пустого, ни черного поля. Монтажная фраза — составная часть эпизода, которая имеет определенный темпоритм и состоит из отдельных планов, объединенных единым содержанием. «Мягкая продажа» — эмоциональное обращение, которое использует настроение, двусмысленность и неопределенность, чтобы вызвать реакцию, основанную на чувствах и отношении. Нелинейный монтаж — видеомонтажная система, в которой базовым накопителем является жесткий диск компьютера, а не видеолента. Объект съемки — место съемки (улица, квартира, пляж и т.п.), другое значение объекта съемки — человек, персонаж, действующий в кадре. Объектом съемки также может быть неодушевленный предмет. Образ — форма отражения действительности, раскрывающая общее через конкретное, индивидуальное; абстрактная идея, выраженная в конкретной чувственной форме, воздействущая одновременно на мысль и чувство. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Параллельный монтаж — динамичное развитие сюжета с одновременной переброской действия в пространстве. Попеременное чередование сцен или кадров, в которых событие происходит как бы в одно и то же время, но в совершенно разных местах. Принцип построения параллельного монтажа аналогичен литературной формуле «А в это время...». Перебивка — кадр, который вклеивается между двумя другими кадрами, связанными между собой единством объектов и места действия. Содержание перебивки всегда резко отличается от предыдущего и следующего за ней кадров, но оно должно быть прямо или косвенно связанным с основным содержанием. Постпродакшн — в англоамериканской терминологии так именуется этап работы над фильмом/рекламным роликом после окончания съемок, в русской — монтажно-тонировочный период или период монтажа и озвучивания. Продакшн-студия — производственная студия, которая занимается непосредственно изготовлением рекламы. Пэкшот — кадр, показывающий товар крупным планом в конце ролика. Развитие действия — события и поступки, которые совершают персонажи. Момент от завязки до развязки, включающий в себя кульминацию. Развязка — снятие конфликтного противоречия. Результат конфликта. Завершение событий и поступков персонажей. Ракурс (фр. raccourci — укороченный, сокращенный) — положение камеры относительно объекта съемки, определяющее композицию кадра. Угол зрения камеры, предполагающий своеобразную экранную трактовку материала. Режиссер (лат.) — управляющий, режим, установленный порядок, диктатура. Режиссер (англ. director) — директор. Режиссерский сценарий — телевизионный эквивалент литературного сценария, где «словами» являются монтажные фразы, комбинации из трех склеенных планов: крупного, среднего и общего. Основой структуры режиссерского сценария телевизионной рекламы является взаимосвязь текста и кадров. Рекламное агентство — компания, оказывающая услуги в области маркетинговых коммуникаций. Рекламный сериал — серия логически или эмоционально связанных между собой рекламных роликов. Стратегически выстроенная рекламная кампания, состоящая из комплекса согласованных друг с другом сообщений, составляющих единое макросообщение. Сверхзадача (термин К.С. Станиславского) — цель произведения. Сверхзадача есть то, ради чего художник (в широком смысле слова) хочет внедрить свою идею в сознание зрителя, слушателя, то, к чему он стремится в конечном итоге. Система Станиславского — научно обоснованная теория сценического искусства, метод актерской техники. Ситком (ситуационная комедия) — формат рекламного сериала, герои которого постоянно попадают в забавные ситуации, каждая из которых представляет собой законченную историю с обязательной внутренней драматургией. Скандинавский стиль в рекламе — минималистический стиль. Обыденность оригинальна, важно не что произошло, а как. Камера снимает происходящее с одной точки, минимум монтажных склеек, имитация режима «online». Слоган — рекламный лозунг, девиз фирмы. Лаконичное выражение рекламной идеи, сути рекламного обращения. Стереотип — распространенное с помощью языка или образа устойчивое представление о фактах действительности, приводящие к упрощенным или, наоборот, преувеличенным оценкам и суждениям. Стереотипы гендерные — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины; схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и поведении. Сториборд (раскадровка) — серия эскизов, основанная на режиссерском сценарии и замечаниях оператора, с изображением ключевых планов рекламного ролика. Смена кадра — изменение точки взгляда на тот же объект; смена места действия. Сцена — сегмент одного действия, происходящего в одном месте. Сценарий телевизионной рекламы — письменная версия ролика с полным текстом, диалогами, стихами и инструкциями. Включает в себя визуальный план ролика плюс все описания, необходимые директору или продюсеру для поиска места съемки или создания декораций, актерскому агентству — для подбора актеров, композитору или аранжировщику — для написания музыки, продюсеру — для разработки бюджета, а также графика выполнения всего проекта. Сценическая фантазия — не объективное рассмотрение предмета, а его преобразование. Съемочный кадр, или план — любой участок исходной видео- или киноленты с записью от нажатия кнопки RECORD (запись) до паузы. Сюжет — это временная, хронологическая последовательность событий, явлений, поступков персонажей, о которых говорится в сценарии. Тайм-фриз (англ. time — время и freeze — замерзать) — популярный технический прием в телерекламе. Реализуется следующим образом: какой-либо объект «зависает» в пространстве, а камера движется вокруг него. Телевидение (лат. videre) — видеть. Телевизионная реклама — средство рекламы, использующее телевизионные трансляции в качестве рекламоносителя. |