Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЕРА КАК

  • ЭМОЦИИ

  • РАБОТА С

  • ПОМОЩЬ

  • САМОЗАЩИТА

  • Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости (1. ресурсы стрессоустойчивости


    Скачать 1.86 Mb.
    Названиересурсы стрессоустойчивости
    Дата10.11.2022
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМонина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости (1.doc
    ТипКнига
    #781784
    страница8 из 18
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
    действительно чув­ствует себя счастливым в этот момент. Это условие особенно важно, так как часто люди подсознательно не хотят достигнуть чего-либо из-за зависти коллег и знакомых или представляя те жертвы, на которые придется идти, чтобы достичь цель. Важна и экологическая проверка цели. Это требование пред­полагает, что человеку, сформулировавшему для себя какую-либо цель, следует подумать, не причинит ли он вреда своему окружению, если достигнет поставленной цели.

    Важным ресурсом стрессоустойчивости является умение пере­формулировать проблему в цель. Например: «Я терпеть не могу своего начальника» — это проблема, «Я хочу быть спокойной и контролиро­вать себя в те моменты, когда он несправедливо „наезжает" на меня» -это цель, которая указывает, что я должен изменить в своем поведении для решения данной проблемы.

    В. А. Ананьев указывает на существование двух жизненных стратегий, которыми пользуются люди, - «западной» и «восточ­ной» [2007]. Западная модель характеризуется четким просчетом шагов, ведущих к цели, она свойственна рациональным людям. При построении этой модели мы используем левое полушарие. Восточ­ная модель предполагает, что если человек внутренне готов к како­му-либо событию, то оно обязательно произойдет («Когда ученик созрел, то учитель обязательно появится»). Обе стратегии важны для гармонизации нашей жизни. Видимо, в идеале мы должны ис­пользовать обе стратегии. То есть, имея четкий план и двигаясь по его ступеням, мы должны быть внимательны к тому, какие коррек­тивы вносит в наш план Жизнь.
    ВЕРА КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ. ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

    Храните зеленое дерево в своем сердце, и возможно, пение птиц придет.

    Китайская пословица

    Экономический кризис, разгул преступности, экологические ка­тастрофы, рост заболеваемости населения — все это является след­ствием прагматической линии существования человека как лично­сти (Jl. Н. Осипова). Новое мировоззрение, интерес к духовности — один из путей решения многих актуальных проблем человечества. По мнению Е. И. Рерих, создание новой цивилизации возможно лишь на сформированном энергетическом поле национальной ду­ховной культуры.

    Интерес психологов и психотерапевтов к вере как внутреннему ресурсу возрос в связи с исследованием проблем духовного здоро­вья. Ученые обнаружили, что религиозность и духовность снижа­ют негативное влияние психологического стресса. Исследования Медицинского центра Университета Дюка (Duke University Medical Center) выявили взаимосвязь духовности и здоровья, доказав, что такие добродетели, как прощение, благодарность, доброта и любовь, проявляемые человеком в жизни, могут улучшить его здоровье. Именно благодаря духовности у человека формируется мощный ме­ханизм защиты от стресса, укрепляется иммунная система, появля­ется оптимистический взгляд на жизнь.

    Однако эта проблема оказалась труднее, чем могли себе пред­положить ученые. До сих пор нет общепринятого определения ду­ховного здоровья. Некоторые авторы связывают духовность с при­верженностью определенной религии, другие предполагают, что ду­ховное здоровье заключается в умении осознать и реализовать свою жизненную миссию, нести любовь и радость, помогать другим людям реализовывать себя. То есть можно быть духовным человеком, но не принадлежать ни к одной из религий. Развивая свою духовность, человек старается найти ответы на вопросы: «В чем смысл моей жизни? Какие отношения с людьми у меня складываются? Во что я верю? Как связаны в моей жизни прошлое, настоящее и будущее?» На эти вопросы нет простых ответов. Немецкий поэт Р. М. Рильке советовал нам быть терпеливыми по отношению ко всем нерешен­ным вопросам нашего сердца. Он сказал, что мы должны научиться любить сами вопросы, ожидая ответы и работая ради них [цит. по: Пауэлл, 1993J. В восточных духовных практиках эти вопросы могут быть темой для медитации.

    Многие исследования доказали, что религиозность и духов­ность влияют на здоровье людей [Гринберг, 2002]. Некоторые люди (например, Луиза Хей) поведали всему миру, как развитие собствен­ной духовности помогло им излечиться от тяжелых недугов. Одна­ко экспериментально оказалось крайне трудно доказать влияние духовности на здоровье. Д. Гринберг справедливо замечает, что в ситуации, когда молитва укрепила здоровье больного, нам сложно выяснить, за счет каких факторов это произошло. Улучшение могло произойти, так как человек пытался изменить ситуацию или как-то контролировал ее, призвав на помощь высшие силы («Человек с Бо­гом всегда в большинстве»). Возможно также, что срабатывает пла­цебо-эффект, действенность которого доказана в многочисленных психологических и медицинских экспериментах («По вере вашей да будет вам»). Может быть также, что вся сила заключается именно в словах молитвы, их последовательности или звучании. А принад­лежность к общине или церкви может явиться мощной социальной, эмоциональной и финансовой поддержкой для человека, попавшего в беду («Просите и обрящите»). Неспособность простить человека, который обидел, или Бога за уготовленные нам страдания вызывает гнев, запуская стрессовую реакцию, а также коррелирует с депресси­ей и тревожностью.

    Мы уже сказали о том, что вера — это внутренний ресурс стрес-соустойчивости. Вера (религиозная и рациональная) как социокуль­турный феномен является неотъемлемым атрибутом индивидуального и общественного сознания, без которого ни действовать, ни полно­ценно познавать человек не может. Потребностью человека в заботе, опеке, помощи, защите обусловлена религиозная вера (вера в сверхъ­естественное), которая компенсирует его бессилие перед реально­стью. Опыт, знания, полученные человеком в процессе его развития и взросления, становятся основой для веры рациональной, веры в себя.

    Религиозная вера и индивидуальная система верований лич­ности имеют одинаково большое значение для сохранения себя в критических жизненных ситуациях. Макс Планк по этому поводу го­ворил: «Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок естественных наук и Бога религии». Религиозная вера означает отно­шение души человека к неизвестному и непознаваемому. Поскольку Создатель (Бог, Аллах, Мировой дух) непознаваем по своей сути, то постижение Его возможно только при помощи веры. Б. Рассел [цит. по: Грановская, 2002] считал, что вера — это обязательный посредник между внешним миром, образом и идеей, он фиксировал внимание на интервале перехода от возможности к достоверности. То есть вера — это преобразователь умственной энергии в душевную и обратно. Опосредованное действие разума на чувства (через веру) приводит к парадоксу: можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. «Когда у человека нет способности верить, его знания не становятся убеждением», он без внешнего принуждения, стимулирования не спо­собен достичь своей цели, соответствовать своим ожиданиям.

    Основоположник позитивной психотерапии Н. Пезешкиан [1993, 1996] рассматривает веру как одну из самых главных способ­ностей человека. Мать воспитывает ребенка, не зная все его воз­можные способности, но верит в то, что они обязательно проявят­ся. Слепоглухонемая Элен Келлер благодаря вере и терпению своей воспитательницы превратилась во всесторонне развитую личность. Вера как жизненная позиция и ожидание чего-то по отношению к неизвестному явлению относится не только к неизвестному в нас самих, но и к непознаваемому в окружающей среде и непознавае­мому во Вселенной, что определяется также понятием Бога. Любая научная гипотеза тоже в определенном смысле представляет собой веру в существование определенных закономерностей.

    Решение вопроса о вере экзистенциально для каждого человека. Известный детский психотерапевт профессор А. И. Захаров как-то сказал, что отсутствие веры - это признак невроза. Это может про­явиться в том, что люди не хотят задуматься о содержании понятий «религия», «вера». Н. Пезешкиан, основатель позитивной психоте­рапии, в связи с этим отмечает, что такая позиция может привести к многим душевным нарушениям: религиозному фанатизму, суеверию, страхам, боязни наказания за грехи, покорности судьбе, ханжеству, иллюзиям и т. д.

    На первый взгляд кажется, что вопросы, связанные с верой и ре­лигией, далеки от реальной жизни. Однако психологическая прак­тика убеждает в обратном. Опыт психотерапевтов показывает, что люди часто ищут причину заболеваний, ориентируясь на свой духов­ный, религиозный опыт. В. А. Ананьев, А. И. Вовк [2006] выявили семь мифов, которые используют современные пациенты, объясняя свое заболевание:

    Биоэнергетический: все мои болезни от того, что кто-то «вампиризирует, «высасывает» мою жизненную энергию.

    Магический: все мои болезни от того, что кто-то «навел пор­чу», «сглазил».

    3. Христианский: все мои болезни — за мои грехи.

    Кармический: все мои болезни за мои грехи в прошлых жиз­нях или «несу карму своей бабушки».

    Астрологический: все мои болезни из-за того, что «так не­удачно расположились надо мной звезды».

    Психоаналитический: все мои болезни из-за неудачных отно­шений между мной и моими родителями.

    Социоцентрический: все мои болезни от того, что я выполнил свою миссию на этой Земле.

    С точки зрения психология здоровья важно уметь понимать различия между верой, религией и церковью. Церковь - это ре­лигиозное учреждение, имеющее жесткую внутриорганизационную структуру. Религия - явление культуры, тесно связанное с историче­ским развитием народа. Религия как внешний ресурс помогает лич­ности только в том случае, если отвечает его потребностям и спо­собствует личностному развитию. Если религия приводит к дисгар­монии личности, тормозит ее развитие, то в этом случае ее нельзя рассматривать как ресурс. Именно в этом случае Фрейд сравнивал религию с учреждением страхования.

    Если религия дает человеку ценности (заповеди), которым он дол­жен подчиняться, то психотерапия пытается помочь человеку осознать собственные ценности, и если эти ценности не способствуют личност­ному развитию, то помочь изменить их так, чтобы они помогали лич­ности стать более здоровой и духовной. Психиатр Д. Т. Фишер пишет: «Если бы вы взяли сумму всех значительных статей, когда-либо на­писанных самыми квалифицированными психологами и психиатрами по вопросам гигиены души, если бы вы собрали их вместе, привели в порядок и освободили от излишних слов... у вас получилось бы не­уклюжее и неполное резюме Нагорной проповеди» [цит по: Пауэлл, 1993]. Таким образом, для повышения уровня стрессоустойчивости человеку важно создать гармоничную систему понятий «Бог», «рели­гия», «церковь», «духовность» и определить каждое из этих понятий для себя таким образом, чтобы они помогали ему жить и развиваться. Иллюстрацией такой внутренней гармонии может явиться высказы­вание великого изобретателя (свыше 1200 патентов) и организатора первой американской промышленной исследовательской лаборатории Томаса Эдисона: «...огромное уважение и огромное восхищение перед всеми инженерами, особенно перед величайшим из них — Богом».
    ЭМОЦИИ И СТРЕСС

    Казалось бы, в наш стремительный и «жесткий» век не осталось места для сентиментальности, для обсуждения чувств и эмоций, ко­торые в течение долгого времени считалось недопустимым «встраи­вать в рабочие отношения».

    С момента перестройки изменились ценности и установки со­временного человека. Общество и его законы стали более жесткими. Каждый сам за себя - «закон джунглей» - эта идея сегодня широко транслируется во всех СМИ.

    По мнению И. Н. Андреевой [2003], в современном обществе насаждается культ рационального отношения к жизни. Однако это не является естественным для человека, поскольку эмоции необхо­димы для выживания и благополучия человека.

    Роль эмоций в жизни человека велика, и нельзя ее недооцени­вать. В зависимости от социокультурных условий, от роли, которую мы выполняем (отец, сын, начальник, подчиненный и др.), люди

    ожидают от нас определенного поведения, определенных эмоцио­нальных реакций (или их отсутствия) на те или иные события. И мы стремимся соответствовать этим ожиданиям, демонстриро­вать эмоциональные состояния, отвечающие принятой на себя роли. Подавление своих эмоций — путь к депрессии, одна из возможных причин нарушения психологического здоровья личности, появле­ния соматических проблем. Многие ученые считают, что некоторые виды патопсихологии и нарушения адаптации могут быть вызваны «заболеваниями эмоциональной сферы» [Изард, 1999].

    В 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он впервые ввел понятие EQemotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта. В 1990 году Питер Саловей и Джек Майер [Salovey, Mayer, 1990] опубликовали статью «Эмоциональный интеллект» и ввели данный термин.

    По мнению Саловей и Майера, эмоциональный интеллект — это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмо­ции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизнен­ных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми [Монина, Лютова, 2008].

    Эмоциональный интеллект предполагает, что человек — хозяин своих эмоций, осознает их и владеет ими, не подавляет нежелатель­ные эмоции, а сам решает и «разрешает» себе проявление той или иной эмоции в определенной ситуации. Эмоциональный интеллект начинается с понимания своих эмоций, и только осознав свои эмо­ции, мы можем научиться пониманию эмоций других людей и при­чин, вызвавших их. Для работников сферы «человек—человек» эмоциональный интеллект особенно важен, потому что позволяет владеть собственными эмоциями и эффективно взаимодействовать с подчиненными/клиентами, испытывающими сильные негативные эмоции.
    РАБОТА С СИЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ

    Работа с сильными эмоциями включает:

    1. работу по управлению собственными эмоциями;

    • защиту от эмоционального заражения как негативными, так и позитивными эмоциями;

    оказание помощи другому человеку в сильном эмоциональном возбуждении.

    Каждое из названных направлений, в свою очередь, имеет свою структуру. Так, управление собственными эмоциями подразумевает профилактическую работу (смена установки, обучение навыкам само­регуляции), действия человека в «острой» ситуации (применение тех­ник снижения напряжения) и действия после провоцирующего кон­такта (техники снижения напряжения, анализ ситуации, составление нового сценария). Взаимодействие с человеком в состоянии сильного эмоционального возбуждения может выглядеть как предоставление возможности выпустить пар, дистанцирование и использование экс­пресс-методов снижения эмоционального напряжения.



    Вопрос о том, как научиться управлять своими эмоциями, все­гда интересовал людей. Однако в настоящее время он особенно акту­ален, так как требования к организационному поведению человека возросли многократно. Коротко рассмотрим направления самопо­мощи, предлагаемые современными учеными.

    Специалисты рекомендуют прежде всего осознать возникшую эмоцию, услышать и понять, что вы чувствуете в данный момент Но для этого необходимо признать существование этих эмоций, ка­кими бы негативными или неподходящимии они ни были.

    Психотерапевтическая практика показывает, что труднее всего признавать эмоции, противоречащие принятым в обществе нормам. («Я ненавижу своего отца (а должна любить)», «Меня выводят из себя ошибки молодых сотрудников (я должен им помогать, а сам за­видую их энергичности и молодости и где-то боюсь конкуренции со стороны одного из них)» и т. д.).

    Затем следует как можно точнее обозначить, вербализовать свои чувства. Если вы чувствуете, что взбешены, а проговариваете: «Я раздражен...», это не будет способствовать регуляции ваших эмо­ций. Надо подобрать в максимальной степени подходящее словесное выражение собственного состояния. Не бойтесь потратить время на поиск нужного слова - анализируя свое эмоциональное состояние, вы больше узнаете о себе. В дальнейшем эти знания помогут вам лучше понимать эмоции других людей.

    Следующий шаг достаточно труден, так как представляет собой принятие обозначенного чувства, присвоение его себе («Да, это именно я ненавижу своего начальника»). В противном случае чув­ство может оказаться вытесненным и жить бесконтрольно, за преде­лами сознания.

    И последний шаг в алгоритме противостояния негативной эмоции — ее отреагирование, совершение какого-либо действия. Можно рассказать кому-либо о своей боли, можно использовать специальные техники (саморегуляции, релаксации и др.).

    Таким образом, анализ своих эмоций способствует быстрейше­му ответу на вопросы: что реально хочет партнер по общению в дан­ной ситуации; чего хотите вы сами; какими способами каждый будет добиваться желаемого результата? Кроме того, сознание человеком собственных эмоций, возникающих в процессе общения, помогает распознать манипуляции партнера и не стать их жертвой.
    РАБОТА С ЧУЖИМИ ЭМОЦИЯМИ

    Оказание помощи другому человеку, находящемуся в эмоцио­нальном возбуждении, включает в себя несколько направлений: пони­мание эмоции человека (и причины, ее вызвавшей), непосредственно помощь по снижению эмоционального напряжения и установление или продолжение прерванного взаимодействия.

    По мнению К. Роджерса, понимать эмоции других людей гораздо труднее, чем выражать свои. Это как «жить в доме другого как дома»: деликатно, без оценивания и осуждения. Эмпатия — это умение быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чут­ким. «Эмпатическое понимание - это способность понимать мысли, чувства, поведение и смысл сказанного другим человеком (чувствовать как он, вместе с ним)» [Sutton, Stewart, 2002]. Понятие «эмпатия» не является синонимом понятия «сочувствие». Сочувствие может быть сопряжено с переживанием негативных эмоций под влиянием обще­ния с партнером (удрученность, подавленность), что, безусловно, снизит уровень объективности и эффективность ожидаемой помощи [Лютова-Робертс, 2007]. Основа эмпатии — эмоциональная отзывчи­вость и интуиция, рациональное восприятие партнера по общению [Бойко, 1996]. Понимание эмоционального состояния другого чело­века помогает распознать индивидуальные особенности человека, его мотивы и смысл поступков, предвосхитить при необходимости не­желательные последствия. Эмпатическому пониманию могут мешать сосредоточенность на собственной личности, чувство тревоги, избе­гание ситуаций, связанных с проявлением эмоций, а также выгода от непонимания эмоций других людей.

    К сожалению, в настоящее время существует функционально-оценочный подход к другому: безразличие к личности другого, от­чужденность становятся социальной нормой, и личность другого человека интересует только тогда, когда от нее что-либо зависит в нашей жизни, она представляет собой препятствие для достижения наших целей, доставляет неудобство [Бойко, 1996].

    А между тем понимание эмоционального состояния партнера по общению является необходимым условием для сотрудничества, партнерского общения. Так, осознание того, что партнер находится в подавленном состоянии, поможет осознать неуместность давления на него, избежать манипулятивного взаимодействия. Понимание агрессивного состояния может предотвратить конфликт благодаря использованию в этой ситуации специальных техник.

    Оказание помощи другому человеку, находящемуся в остром эмоциональном состоянии, после осознания его эы< ционального состояния, может включать конкретные техники снижения эмоцио­нального напряжения.

    ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, ВЫЗВАВШЕЙ СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

    Предоставление возможности выпустить пар.

    Предоставление возможности снятия острого стресса: громко покричать, потопать ногами.

    Расслабление (не успокаивание себя).

    Переключение режима работы мозга. Десенсибилизация глаз. На­пример, можно три минуты тщательно изучать какой-либо предмет в поле зрения (стол, камень, дерево и др.). Будто в скором времени придется сдавать экзамен, вспоминая все детали этого предмета.

    Отстранение от ситуации: увидеть ситуацию сверху, снизу, сбоку, издалека, вблизи (но обязательно увидеть себя в этой ситуации).

    Деперсонифицирование своей карты: будто ситуацию увидел тер­минатор, Владимир Путин, Алла Пугачева, Николай Валуев и дру­гие сильные успешные личности.

    Анализ проблемы: главная проблема - следствие проблемы -имеющиеся уже решения.
    ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ ПОСЛЕ ВЫХОДА

    ИЗ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

    Определение цели, преследуемой самим человеком в данной ситуа­ции (сохранение отношений, достижение желаемого любым путем).

    Составление нескольких вариантов плана действий, расширение поведенческого репертуара.

    Отработка навыка конструктивного взаимодействия (одного или нескольких вариантов, выбранных самим человеком).

    Перефразирование ситуации.

    Принятие ситуации (перестать обвинять себя).

    Рефлексия: чему можно научиться.
    САМОЗАЩИТА ОТ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ ДРУГИХ

    Жизнь современного человека сопряжена с необходимостью об­щаться с огромным числом людей. Представители многих профессий (особенно системы «человек-человек») подвержены эмоциональному выгоранию вследствие эмоционального заражения в процессе общения с разными людьми. Возникает вопрос о необходимости развивать уме­ние защищать себя от нежелательных эмоциональных воздействий со стороны наших собеседников.

    Защитные механизмы (отрицание, подавление, вытеснение, от­чуждение, рационализация, проекция) помогают человеку справить­ся с чувством тревоги, стыда, вины и другими негативными переживаниями, которые могут стать причиной эмоционального выгорания, болезней и депрессии. Как правило, человек, получивший негативную информацию, попавший в конфликтную ситуацию, стремится исключить, исказить, подменить факты и т. д. [Шарухин, 2005J. А между тем главная задача в этой ситуации - не перегружать себя негативными ' эмоциями, не подавлять их, а найти приемлемые способы оградить себя от нежелательного психологического влияния окружающих людей.

    Психологию самозащиты можно условно разделить на два бло­ка: управление собой и управление ситуацией. Управление ситуацией возможно в том случае, когда человек обладает определенной властью. Так, руководитель может воспользоваться директивным мето­дом управления и закрыть собрание, прекратить дискуссию и т. д. Родители, в силу своего положения, могут запретить определенные действия детей, заставить ребенка подчиниться их указаниям и др.

    В случае же невозможности повлиять на ситуацию человек мо­жет только изменить отношение к ней, что поможет ему справиться с собственным эмоциональным состоянием. Это, в свою очередь, опосредованно окажет влияние и на разрешение всей ситуации.

    Специалисты выделяют три направления самозащиты от нега­тивных эмоций других людей: профилактическая работа, «скорая помощь», методы снижения постстрессового напряжения.

    Профилактическая работа может включать в себя такие под­готовительные действия, как выявление собственного стиля реа­гирования на стрессовую ситуацию, расширение поведенческого репертуара, отработка навыков конструктивного взаимодействия с людьми в возможных «острых» ситуациях, работа по изменению установки, обучение техникам снятия напряжения и др. Профилак­тическая работа может также заключаться в изменении установки на определенный тип собеседника («клиент - враг» или «клиент - это человек, который приносит фирме деньги»), ситуации (вызов «на ко­вер» — обычная рабочая ситуация или мера наказания), в освоении любых техник саморегуляции. От этого в большой мере будет зави-i сеть, как нам удастся отреагировать на возможные слова и действия собеседника. Подобная работа может проводиться как самим чело­веком самостоятельно, так и в процессе участия в тренинге.

    «Скорая помощь» заключается в защите от нежелательного пси­хологического воздействия партнеров по общению и может пред­ставлять собой использование конкретных техник снижения на­пряжения (навык использования которых уже существует благодаря профилактической работе).

    Третья часть работы человека по самозащите включает в себя те действия, которые он осуществляет уже после произошедшего кон­такта. Анализ ситуации, составление нового сценария для использо­вания его в возможно повторяющейся ситуации позволят человеку найти новые способы самозащиты. В некоторых случаях третья сту­пень будет включать дополнительную психотерапевтическую работу по нормализации состояния человека.
    ТЕМПЕРАМЕНТ И СТРЕСС

    Специалисты утверждают, что не существует усредненного перечня ситуаций, которые могут вызывать стрессовое состояние у всех людей. Реакция на одну и ту же ситуацию у разных людей может быть разной, в зависимости от их индивидуальных особен­ностей. И одной из характеристик, влияющих на характер поведения человека в стрессовой ситуации, является тип его темперамента.

    Слово «темперамент» произошло от латинского temperamentum (надлежащее соотношение частей, соразмерность), это характери­стика индивида со стороны его динамических особенностей: интен­сивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состоя­ний [Психология, 1990, с. 394].

    Первая попытка дать научное объяснение темпераменту была сде­лана И. П. Павловым, который выделил три свойства нервной системы и соотнес их с типами темперамента Гиппократа. По И. П. Павлову, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы, флегматик — сильным, уравновешенным, инерт­ным, холерик — сильным, неуравновешенным, меланхолик — слабым.

    Новую веху в изучении типологии темпераментов внесли мо­сковские ученые Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и их сотрудники в 1950-е годы. Они исследовали врожденные свойства нервной систе­мы. В. С. Мерлин обобщил результаты их экспериментов и составил подробные портреты всех четырех типов темперамента.

    По типологии К. Г. Юнга, люди делятся не только на два типа -экстраверты и интроверты, но еще каждый из этих типов можно под­разделить на четыре типа: экстравертированный мыслительный тип, экстравертированный чувствующий тип, экстравертированный ощу­щающий тип, экстравертированный интуитивный тип. Та же процедура применима в отношении параметра интроверсии. Каждое из измере­ний типов влияет на стили общения и поведения. Первое измерение экстраверсия/интроверсия — относится к стилям взаимодействия в процессе коммуникаций. Второе - ощущение/интуиция - обычно определяет способ получения информации, на котором в основном фокусируется собеседник, когда выступает, слушает или делает запи­си. Третье — мышление/чувство — оказывает прямое воздействие на принятие решения человеком об участии или отказе [Платонов, 2004].

    Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям: экстраверсия—интроверсия и эмоциональная стабильность и следующим образом характеризует сангвиника, холе­рика, флегматика и меланхолика.


    Сочетание интроверсии — экстраверсии с эмоциональными ха­рактеристиками определяет темперамент личности.

    Внешнее поведение индивидов проявляется в соответствии с их темпераментом: у холериков — в бурных реакциях, открытости, в резких сменах настроения, неустойчивости и общей подвижности, выраженной рациональности; у флегматиков — в медлительности, устойчивости, замкнутости, слабом внешнем выражений эмоцио­нальных состояний, логичности суждений; у меланхоликов — в не­устойчивости, легкой ранимости, необщительности, склонности глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события; у сангвиников — в подвижности, склонности к смене впечатлений, отзывчивости, общительности. Перечисленные наиболее ярко выра­женные типы темпераментов оказывают существенное влияние на поведение личности в стрессовых ситуациях.

    Скажем, флегматика достаточно сложно вывести из себя и во­влечь в конфликтное взаимодействие, тогда как холерик может «за­вестись» моментально, хотя все это и достаточно условно.

    Знание возможной реакции индивида на происходящие события, исходя из его темперамента, может позволить опираться на положи­тельные черты темперамента и преодолевать отрицательные, сни­жать угрозу возникновения стрессового состояния [Громова, 2000].

    Для холериков вследствие доминирования процессов возбуж­дения в нервной системе характерны взрывные, неуравновешенные реакции на события и явления, особенно на стрессовые ситуации. И хотя сильный тип нервной системы предполагает высокий уровень устойчивости к стресс-факторам, индивидуальные особенности лич­ности холерика значительно снижают эти возможности организма.

    Все, чем занимаются представители данного типа темперамента, они делают с энтузиазмом, эмоциональным подъемом, полностью отдаваясь делу. И если на пути встает неожиданная преграда, холе­рик очень быстро начнет на нее реагировать, совершая импульсив­ные, порывистые поступки (сопровождающиеся яркими и вырази­тельными жестами).

    Общительность, высокая степень возбудимости, энергичность, увлеченность, азартность и целеустремленность помогают холерику добиваться своей цели, жить интересной насыщенной жизнью. Одна­ко неуравновешенность, склонность к бурным эмоциональным реак­циям, недостаточное самообладание являются причиной того, что хо­лерику трудно принимать разумные решения в стрессовых ситуациях.

    Зачастую холерик сам себя загоняет в стресс, переоценивая себя и свои возможности, с головой уходя в реализацию огромного коли­чества проектов. Эмоциональные переживания холериков сильные, бурные, но чаще всего носят кратковременный характер. И хотя для холериков характерна быстрая истощаемость, для полноценного вос­становления сил им требуется меньше времени, чем представителям других типов темперамента. Для полноценного отдыха им достаточно 6-7 часов сна (флегматику необходимо 8-9 часов).

    Экзамен как один из стрессоров для большинства людей (по шкале стрессов Холмса [1967]) помогает холерику быстро моби­лизоваться и полностью раскрыть свои возможности при ответе, проявив осведомленность, заинтересованность предметом. Но это происходит только в том случае, если предмет оказался интерес­ным и необычным для холерика. Подготовка к экзамену проходит аврально, в последние дни и часы, что является следствием не всегда осознанной страсти к стрессовым, опасным ситуациям, к ри­ску. В момент опасности холерик, как правило, кидается на врага. Наши исследования 40 семейных пар [Кузьминых, Монина, 2007] показали, что конфликты, выступая для холериков стрессогенной, фрустрирующей ситуацией, заставляют их включать защитные механизмы, в силу чего чаще всего используется такой стиль поведения, как соревнование. Особенно острое отношение наблюдается у холериков по отношению к критике, которая усиливает негативные переживания. В случае позитивных взаимоотношений, понимания особенностей холерика со стороны партнера по общению, заинтере- сованности в решении проблемы, холерики склонны использовать у сотрудничающий стиль поведения в конфликте.

    Окружающие (руководство, сотрудники, семья) люди в целях оптимизации отношений могут использовать некоторые стратегии, помогающие холерикам безболезненно адаптироваться к существующим условиям, не подвергаться разрушительному воздействию стрессоров. Прежде всего необходимо учитывать, что в общении с холериками недопустимы грубость и резкость. Критика должна быть конструктивной и справедливой (критикуется действие, а не личность). Холерикам необходимо признание их вклада в общую деятельность, похвала, для них особо фрустрирующей становится ситуация, когда их стыдят, указывают на недостатки при посторон­них или значимых для них людях. Желателен контроль процесса ' обучения и работоспособности.

    Целеустремленность, страстность, энергичность холериков мож­но и нужно использовать, направляя их в верное русло — на участие в решении жизненно важных для компании (или для семьи) проек­тов. Его надо загружать полезной работой. Надо только учитывать, что холерик с полной силой примет участие в работе лишь в слу­чае, если задание будет действительно интересно для него. Поэтому желательно, предлагая холерику сотрудничество, предоставить ему выбор вида, формы деятельности, желательной для него. В период острого эмоционального возбуждения стоит либо взять тайм-аут, либо переключить холерика на другой вид деятельности. После вспышки гнева лучше избегать упреков, а продолжать взаимодей­ствие в ровном нейтральном тоне. Холерики быстро заражаются эмоциями окружающих, как отрицательными, так и положительны­ми. Поэтому в целях повышения продуктивности их деятельности желательно общаться с ними в ровном, нейтральном тоне.

    Сангвиники более уравновешенны и эмоционально устойчи­вы, чем холерики, для них характерна сбалансированность про­цессов возбуждения и торможения. Они тоже быстровозбудимы, но эмоции менее глубокие и сильные, чем у холериков. Чувства легко возникают и быстро сменяют друг друга. Для них также характерна штурмовщина при подготовке к экзамену и некоторая переоценка своих сил и возможностей (иногда — вплоть до зазнайства). Но от­ношение к опасным ситуациям — расчетливое, без особого риска, характерного для холериков. Они способны не впадать в панику в стрессовых ситуациях, не теряют самообладания в критические мо­менты. Сангвиники стремятся к быстрому достижению поставлен­ной цели, стараясь при этом избегать препятствия. После стрессовой ситуации они довольно быстро приходят в себя, поскольку им при­суща высокая адаптивность, но в процессе выполнения деятельности необходима похвала и одобрение. Их отличает оптимистично-реа­листичное отношение к жизни, всегда хорошее настроение, высокая сопротивляемость трудностям. Они не предаются мрачным мыслям, страхам. Легко завязывают социальные контакты и с удовольствием общаются, но могут быть уязвимы, если у окружающих — крайние типы темперамента. К тому же они часто меняют привязанности, могут оказаться ненадежными партнерами, не всегда выполняют обещания. Склонны к зазнайству. В конфликтах либо прибегают к помощи сотрудничества, либо стараются избегать подобных ситуа­ций. Монотонная работа может вызвать раздражение, дискомфорт, снижение настроения. Поэтому на работе необходимо постоянно ставить новые задачи, которые требуют внимания, интеллектуаль­ных усилий. Желательно их не торопить, не ставить очень жестких сроков выполнения задания, разбивать большие цели на отдельные задачи (длительные проекты могут их утомлять). При этом их не­обходимо контролировать достаточно часто. Критику сангвиники воспринимают менее болезненно, чем холерики. Длительная без­деятельность, отсутствие или резкое сокращение социальных кон­тактов могут вызвать бурную аффективную реакцию, поэтому не­обходимо постоянно включать сангвиника в активную полезную деятельность.

    Флегматики обладают уравновешенной инертной нервной си­стемой, что проявляется в медлительности движений, речи, в добро­совестности, основательности, неторопливости, невозмутимости. Флегматики характеризуются низкой чувствительностью и эмоцио­нальностью, бедной мимикой, маловыразительными движениями и интонацией. Они реагируют на различные ситуации, в том числе и на стрессовые, спокойно и медленно. По мнению Р. М. Гранов­ской [2002], холерики в провоцирующей*ситуации реагируют сразу же вслед за раздражителем, демонстрируя вспышку в виде аффекта даже при однократном травмирующем воздействии. У флегматика же необходим процесс накопления раздражения и суммарный результат должен преодолеть значительное торможение, прежде чем начнет­ся разряд. Вспышка может носить отсроченный характер, произой­ти через определенное время после провокации. В экстремальных условиях эта отсрочка у флегматиков и меланхоликов значительно увеличивается, ответное действие или реплика запаздывает, что мо­жет затруднять общение и вызвать непонимание у партнера. Если возникает необходимость убедить в чем-то флегматика, желатель­но использовать только факты, доводы, так как на эмоциональном уровне воздействовать на них трудно. Флегматики не могут работать в остром дефиците времени, их нельзя торопить, но для них (и для меланхоликов) желательна строгая регламентация деятельности, повышающая их сопротивляемость и продуктивность. В активную деятельность флегматика надо включать постепенно, заинтересовы­вая, тогда он втянется в выполнение задачи и будет способен рабо­тать долго, не уставая, без перерывов, выбивающих его из колеи. Он проявит себя как неутомимый труженик, медленно и упорно идя к поставленной цели, при этом старательно обходя препятствия.

    Работать флегматики предпочитают не в команде, а в одиночку. Желательно четко сформулировать свои ожидания от флегматика, рассказать о принятых формах поведения, при помощи похвалы и поощрения направлять их трудовую деятельность в нужное русло. Оценка своих способностей у флегматиков достаточно адекватная, отношение к жизни — реалистичное, философское. На экзамене мо­жет долго думать и растеряться при ответе на дополнительные во­просы. Опасность, стрессовые ситуации они встречают хладнокров­но, невозмутимо. В конфликтах чаще используют приспособление. К критике относятся невозмутимо. Могут долго терпеть, не реагируя на негативные события, накапливая энергию неудовольствия [Гра­новская, 2002J, но потом, когда она достигнет критической вели­чины, выдают неожиданную вспышку, зачастую неожиданную для партнера. И если их вывести из равновесия, им потребуется много времени на возвращение в прежнее состояние.

    Меланхолики обладают слабой нервной системой, что про­является в чувствительности, ранимости, быстрой утомляемости, робости и осторожности в контактах. Чрезмерной эмоциональной чувствительностью объясняется их постоянная потребность в сопе­реживании, которая может стать стимулом для установления соци­альных контактов. Чувства легко возникают, плохо контролируются и отчетливо проявляются внешне. Склонны к тревожности, обидам (по самым незначительным поводам).

    Эмоциональные, информационные перегрузки могут вызвать у меланхолика запредельное торможение. Важно не заражать их свои­ми эмоциями, особенно плохим настроением. Меланхолики очень болезненно переживают неудачи, порицания и наказания, в общении с ними неприемлема грубость. Они способны на глубокие и длитель­ные переживания, быстро могут выйти из состояния эмоционально­го равновесия, а для нормализации состояния им требуется много времени. Меланхолики быстро адаптируются к новым условиям, причем монотонные стресс-факторы не являются для них разруши­тельными (как для представителей всех других типов темперамен­та), наносящими ущерб психическому состоянию. Но при высоком эмоциональном напряжении у них снижается уровень умственной деятельности и физической работоспособности. При угрозе опас­ности для меланхоликов характерно тревожное, растерянное со­стояние, стремление уйти в безопасное место. К трудным ситуациям малоустойчивы, имеют предрасположенность к нервно-психическим срывам. Стремление к цели — нестабильное (то сильное, то слабое), с избеганием препятствий, оценка своих способностей чаще зани­женная. При малейшей трудности и неудаче меланхолик теряется, пытается отказаться от деятельности. Высокая степень мнитель­ности и внушаемости, настороженность, неустойчивое, часто пода­вленное настроение диктуют необходимость осторожного, нетрав-мирующего общения с ними окружающих. Они часто бывают оза­бочены отношением к себе окружающих, чрезмерно чувствительны к эмоциональному отвержению значимыми людьми. Негативную оценку их деятельности желательно смягчать, давать ее наедине, без посторонних, поскольку меланхолики очень ранимы и чрезвы­чайно болезненно воспринимают критику, повышенный тон, гру­бость, иронию. В конфликтных ситуациях предпочитают избегание и приспособление. В благоприятной обстановке (ровное отношение окружающих, доброжелательная атмосфера, небольшое количество контактов, деятельность, требующая точности и чувствительности и др.) достигают значительных успехов. Быстрая утомляемость ме­ланхоликов может быть компенсирована разумной организацией их труда, введением дополнительных перерътов в деятельности. Они более мотивированы на выполнение достаточно простых заданий, легко структурируют свое время. Меланхоликов (как и холериков) остро угнетают ситуации неопределенности.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


    написать администратору сайта