Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение «Рисунок по кругу» (модификация упражнения [Цзен, Пахомов, 1985])

  • Упражнение «Запомни 12 слов»

  • Упражнение «Термометр» [Цзен, Пахомов, 1985]

  • Этап

  • Упражнение «Вулкан» (модификация упражнения К. Таппервайн 1996])

  • Упражнение «Кто самый спокойный»

  • Мини-лекция «Релаксация как метод саморегуляции»

  • Упражнение «Расслабление через напряжение»

  • Мини-лекция «Методы самовнушения»

  • Упражнение «Символ спокойствия»

  • Обобщающее упражнение «Карта группы» (К. Фопель)

  • ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости (1. ресурсы стрессоустойчивости


    Скачать 1.86 Mb.
    Названиересурсы стрессоустойчивости
    Дата10.11.2022
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМонина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости (1.doc
    ТипКнига
    #781784
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    Мини-лекция «Визуализация как метод саморегуляции и оздоровления»

    Тренер рассказывает о том, как широко сегодня используется метод визуализации, подчеркивает, что для эффективного исполь­зования данного метода важно иметь развитое воображение и уметь управлять своими зрительными образами. Для отработки этих на­выков в тренинг перед основными упражнениями по визуализации включены подготовительные упражнения.

    Упражнение «Рисунок по кругу» (модификация упражнения [Цзен, Пахомов, 1985])

    Цель. Тренировка зрительного воображения и зрительной памя­ти, умения концентрироваться на внутренних образах.

    Содержание. Тренер очерчивает в воздухе размеры будущей «картины» и называет несколько объектов, которые он «рисует» на картине, указывая их точное месторасположение на листе. Затем лист передается следующему участнику, и тот продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «нарисованное» новыми де­талями. Далее лист передается следующему участнику. Ведущий дол­жен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания должны быть достаточно под­робными, для того, чтобы каждый «художник» точно представлял пространственное расположение всех деталей на коллективной кар­тине. В процессе выполнения группой упражнения тренер отмечает у себя в блокноте расположение всех предметов и объектов, назван­ных участниками. Если тренер видит, что на картине не осталось свободного места, он предлагает закончить игру.

    Далее тренер предлагает участникам, не совещаясь друг с дру­гом, вспомнить и сосчитать, сколько домов, людей, животных, ма­шин и других предметов было изображено на коллективном рисун­ке. Результаты участников группы сравниваются с записями тренера. Участники могут поделиться с группой своими способами запомина­ния зрительных образов. '

    Рекомендации тренеру. Данное упражнение используется в этом тренинге для получения участниками обратной связи по поводу уров­ня развития зрительной памяти. Именно поэтому задача тренера сде­лать картину как можно более «густонаселенной». Для этого тренер стимулирует участников вопросами «Кто еще изображен на картине?», «В левом верхнем углу еще есть место, кто расположен там?» и т. д.
    Упражнение «Запомни 12 слов»

    Цель. Развитие навыков визуализации, творческого воображе­ния, зрительной памяти.

    Содержание. Перед началом упражнения каждый из участников составляет список из 12 не связанных между собой по смыслу суще­ствительных. Упражнение проводится в парах. Участник спокойным

    четким голосом, делая паузы, зачитывает партнеру свой список слов, задача партнера - запомнить слова, используя внутренние яркие образы, связанные друг с другом.

    Обсуждение. Участники называют свои результаты и рассказы­вают, какие методы запоминания они использовали.

    Рекомендации тренеру. Тренер обращает внимание на роль пауз при прочтении списка слов для запоминания. Паузы между словами должны быть сделаны, чтобы участник имел время для составления яркого образа каждого слова и для зрительного «связывания» обра­зов слов последовательно друг с другом. Если в группекто-то запом­нил все слова, тренер просит такого участника поделиться своими методами запоминания.
    Упражнение «Термометр» [Цзен, Пахомов, 1985]

    Цель. Развитие навыков визуализации и концентрации внима­ния.

    Содержание. Участники разбиваются на пары.

    Этап 1. Один участник закрывает глаза и пытается, используя
    визуализацию, вызвать ощущение тепла в своей руке. Когда ощу-
    щение тепла становится, с точки зрения участника, действительно
    ощутимым, он кладет свои руки в ладони другого участника. Задача
    второго участника определить, какая рука более теплая.


    Этап 2 — вызвать ощущение тяжести.

    Этап 3 — вызвать ощущение холода.

    После прохождения всех трех этапов происходит смена ролей в парах.

    Обсуждение. В обсуждении результатов упражнения важно от­метить, что успешное выполнение зависит не только от нашего умения визуализировать, но и от уровня тактильной чувствитель­ности партнера. Можно спросить у участников, что им удавалось больше — визуализировать или угадывать, что они узнали о своих способностях.

    Рекомендации тренеру. Перед началом упражнения участники, как правило, сомневаются в том, что возможно угадать «более те­плую», «более тяжелую» руку партнера. Первое совпадение вызывает живой интерес к упражнению. Для того чтобы упражнение прошло более успешно, тренер перед его началом приводит примеры обра­зов, которые помогают вызвать чувство тепла в руке («Представь, что держишь горячую чашку с чаем, держишь руку на горячей печке и т. д.»). Если кто-то в группе ни разу не дал правильного ответа, можно предложить попытку работы с другим партнером.

    После того как участники тренинга получили первый опыт ра­боты с визуализацией, мы предлагаем им серию упражнений, вы­полнение которых может использоваться для снятия нервного на­пряжения и повышения уровня стрессоустойчивости.
    Упражнение «Вулкан» (модификация упражнения К. Таппервайн 1996])

    Цель. Освоение техники саморегуляции при переживании гнева и агрессии.

    Инструкция: «Представьте ваш сильный гнев, который нахо­дится внутри высокой горы. Гнева становится все больше и боль­ше, и вот он прорывается наружу. Начинается извержение вулкана. Мы представляем себе как грязь, лава, искры и огонь выносят из нас разрушительную энергию гнева. Мы внимательно наблюдаем за этим процессом. „Извержение" продолжается до тех пор, пока энер­гия гнева не выйдет наружу вся. Теперь мы чувствуем себя свобод­ными от гнева. Извержение прекращается, все затихает, и начинает­ся дождь. Дождь превращается в ливень, охлаждая кратер вулкана. Теперь мы подходим к горе, поднимаемся на вершину и заглядываем в кратер. Что там, в глубине?»

    Здесь тренер должен сделать паузу, чтобы все участники имели время внимательно посмотреть на то, что осталось от их агрессии. «Мы видим там дно, засыпанное серым грунтом, а может, неболь­шое темное озеро... »

    Рекомендации тренеру. Гнев и агрессия у большинства людей ас­социируются с красным цветом, огнем, поэтому образ вулкана удо­бен для работы с данными эмоциями. После того как тренер произ­несет текст, можно спросить у участников, что они увидели на дне вулкана. Если кто-то, подойдя к кратеру, увидел искры или неболь­шое пламя, почувствовал сильный жар — скорее всего, вся энергия гнева не вышла. Мы предлагаем участнику проделать это упражне­ние столько раз, сколько необходимо, чтобы в конце действительно увидеть спокойное серое дно. Серый цвет у нас часто ассоциирует­ся с безразличием, апатией, а это значит, что агрессия и гнев ушли и трансформировались в другие чувства.

    Упражнение «Кто самый спокойный?»
    Цель. Развитие навыков визуализации с элементами пластиче­ского тренинга.

    Содержание. Тренер просит участников назвать образ какого-либо животного или предмета, ассоциирующегося в их сознании с состоянием полного спокойствия и невозмутимости (например, древняя пыльная египетская пирамида, телеграфный столб, пустой бамбук, резиновая кукла, многовековой дуб). Хорошо использо­вать образы животных (как правило, участники предлагают образы львов, тигров, кошек, медведей), обладающих силой, ощущение ко­торой дает им спокойствие.

    Когда участники выбирают нужные образы, мы предлагаем им 5-10 минут побыть в этих образах, подвигаться и повзаимодейство-вать друг с другом, находясь в образах. Чем ярче образ, представляе­мый участником, тем больше эффект от упражнения.
    Упражнение «Аутогенная нейтрализация» [Ананьев, 2007]

    Цель. Обучение вызывать собственный образ «Я» без положи­тельной или отрицательной эмоциональной окраски. Создатель AT И. Шульц считал, что причина неврозов заключается в неадекватной оценке самого себя: слишком завышенной или слишком заниженной.

    Инструкция: «Закройте глаза. Представьте, что вы сидите в %\

    нотеатре и смотрите про себя фильм. Вы можете представить свое лицо или видеть фигуру в целом. Смотрите на себя так, как будто вы смотрите на какого-то совершенно незнакомого вам человека. Понаблюдайте за собой с интересом, но без всякой эмоциональной оценки себя и своего поведения. Откройте глаза».
    Упражнение «Цветное дыхание»
    Цель. Развитие навыков релаксации при помощи дыхательной техники и визуализации.

    Содержание. Упражнение проводится в кругу. Тренер задает участникам вопрос: «С каким цветом у вас ассоциируется спокой­ствие?» Если группа не очень большая, важно чтобы высказались все. Тренер обращает внимание группы на то, что спокойствие может ассоциироваться с самыми разными цветами и оттенками. Этот факт еще раз показывает важность индивидуального подхода в использо­вании любых предлагаемых на тренинге или в специальной литера­туре техник. После этого тренер предлагает принять расслабленную позу и сконцентрироваться на дыхании. Когда дыхание стало спо­койным и ровным, тренер дает участникам следующую инструкцию: «Представьте, что с каждым вдохом в вас вливается энергия спокой­ствия, окрашенная в тот цвет, с которым у вас это состояние ассо­циировалось». Такое дыхание продолжается в течение 1-2 минут.

    Далее тренер повторяет процедуру, спрашивая у группы о цвете, с которым ассоциируются беспокойство, тревога. Теперь участникам группы предлагается представить, как после «цветного» вдоха следу­ет выдох, окрашенный в цвет беспокойства и тревоги.
    Мини-лекция «Релаксация как метод саморегуляции»

    Тренер рассказывает участникам о том, что благодаря релакса­ции человек может осознавать и расслаблять существующие в теле мышечные зажимы, а также знакомит слушателей с различными техниками релаксации.

    *

    Упражнение «Лицо релаксанта»

    Цель. Отработка навыков релаксации мышц лица и плечевого пояса.

    Содержание. На тренинге мы предлагаем участникам маску ре­лаксанта в модификации доктора М. И. Буянова [1986].

    Перед освоением маски релаксанта желательно сделать легкий массаж мышц лица. Участникам предлагается принять любую удоб­ную позу лежа, полулежа или сидя.

    Инструкция участникам: «Закрыв глаза, надо чуть-чуть опустить нижнюю челюсть, будто мы пытаемся произнести звук „ы", язык слегка прижимается к зубам, как будто мы собираемся сказать „да". Плечи надо опустить и постараться расслабить мышцы лица, пред­ставляя, как оно становится сонным, вялым, равнодушным. В такой позе следует побыть 4-5 минут. В день можно использовать данный прием расслабления до 6-7 раз». Буянов предлагает использовать маску Джейкобсона не только для релаксации, но и для снятия переутомления, раздражения, при гипертонических кризах, приступах кашля (особенно с астматическим компонентом), при тиках лица, заикании, икоте и т. д.

    Рекомендации тренеру. Перед освоением данного метода релакса­ции тренер должен выяснить, есть ли в группе люди с ярко выраженной гипотонией, склонностью к обморокам, головокружениям, сосудистым кризам. Этим участникам данный метод релаксации не рекоменду­ется. Если в группе такие участники есть, мы предлагаем им рассла­блять мышцы рук и, сидя в удобной позе, следить за своим дыханием.
    Упражнение «Расслабление через напряжение»
    Цель. Знакомство участников с мышечными зажимами и эффек­тами релаксации.

    Содержание. Участникам предлагается встать и напрячь правую руку до предела. Тренер просит участников удерживать напряжение 5 секунд. После этого тренер предлагает расслабить руку, сбросить напряжение. Полезно спросить у участников, куда пошло напряже­ние от руки. Обычно участники отвечают, что почувствовали на­пряжение в шее, нижней челюсти и правой ноге, хотя могут быть и индивидуальные вариации. Далее тренер предлагает участникам проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, пра­вой и левой ногами, поясницей, шеей.
    Мини-лекция «Методы самовнушения»

    В начале этого блока тренер может поинтересоваться у участ­ников, какие слова или фразы они говорят себе, переживая трудные жизненные ситуации, а затем обобщить опыт группы. Далее тренер рассказывает о правилах составления и использования формул са­мовнушения, приводит примеры формул, составленных для дости­жения различных физиологических, психологических и эмоцио­нальных состояний.
    Упражнение «Символ спокойствия»
    Цель. Осознание ресурсов стрессоустойчивости и их визуальное закрепление.

    Инструкция: «Выберите какую-либо ситуацию, в которой вы хоте­ли бы себя чувствовать более уверенно или спокойно или действовать более эффективно. Составьте для себя формулу, используя правила составления формул самовнушения. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите нижним или полным дыханием. На каждом выдохе произ­носите про себя свою фразу самовнушения. Дышите таким образом 3-5 минут». Затем тренер предлагает участникам нарисовать фло­мастерами на листе бумаги (формат А4) свое состояние на данный момент. Участники часто рисуют виды природы или морские пейза­жи, это могут быть также какие-то социальные ситуации. На рисунке тренер просит найти предмет или выбрать какое-то место, являющее­ся основным источником спокойствия или уверенности в успешном разрешении ситуации. На втором рисунке тренер просит изобразить крупно, во весь лист, выбранный участником символ спокойствия.

    Обсуждение. Участники по кругу показывают свои рисунки и де­лают к ним краткие комментарии, поясняя, почему именно этот образ они выбрали, какими качествами он характеризуется. Тренер стимули­рует участников называть как можно больше положительных харак­теристик данного образа. Тренер может предложить группе помогать друг другу искать и осознавать позитивные и сильные стороны своих объектов. Например, один из участников нашего тренинга изобразил скалу у моря как символ уверенности, назвав такие ее качества, как долгая продолжительность жизни, неуязвимость перед любыми при­родными катаклизмами, твердость породы. Группа также предложила обратить внимание на такие характеристики скалы, как возможность альпинистам покорять ее вершину (то есть помогать другим доби­ваться поставленных целей), давать возможность людям любовать­ся морем с высоты смотровых площадок (развивать у людей чувство прекрасного, чувство единения с природой). Для участника группы такие замечания были неожиданны и стали определенным инсайтом. В ходе тренинга было видно, что этот участник своим поведением ста­рался продемонстрировать, что он независим от людей и не нуждает­ся в них. Комментарии группы показали ему, что окружающие могут нуждаться в нем, в его поддержке, знаниях и опыте.
    Обобщающее упражнение «Карта группы» (К. Фопель)

    Цель. Обобщение полученного в ходе семинара материала, ориен­тация участников на реализацию приобретенных знаний и навыков.

    Содержание. Группа делится на четыре подгруппы. В течение 10-15 минут в подгруппах проходит обсуждение полученной на семинаре информации. Первая группа вспоминает материал, по­лученный в первый день тренинга, вторая — во второй, третья — в третий, четвертая — в четвертый день. Затем каждая команда перечисляет упражнения, игры, мини-лекции, которые планирует транслировать в своих организациях после возвращения с тренин­га, указывая при этом цель каждой формы работы и особенности ее проведения в конкретных условиях.

    Как правило, в процессе выполнения обобщающего упражнения слушатели получают возможность переосмыслить полученную ин­формацию, составить примерный план действий в организации. Кро­ме того, в процессе обсуждения проявляются новые грани, возмож­ности упражнения благодаря творческому подходу участников.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1.

    Определения стресса

    Стресс (адаптационный синдром) — это универ­сальная реакция организма на различные по своему ха­рактеру раздражители.

    ' Г. Селье

    Стресс — это требование, предъявляемое к адаптивным способ­ностям разума и тела. (Д. Фонтана)

    Стресс — общая реакция организма на такие факторы, как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желае­мого и т. п. (Ж. Годфруа)

    Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятель­ствах. (Психологический словарь (1998))

    Стресс — особый вид повторяющихся или хронических эмоциогенных ситуаций, в которых могут появиться нарушения адаптации. (П. Фресс)

    Стресс — это такое психологическое состояние организма, ко­гда существует несоответствие между его способностью удовлетво­рительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований. (М. Фогель)

    Стресс — это многозначное понятие, включающее четыре основ­ных значения:

    • Стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку. В этом случае стресс является ситуативным, раздражающим феноме­ном, который отягощает, усложняет течение событий.

    • Стресс как реакция. Стресс может быть реакцией на определен­ное событие и в этом случае называется эмоциональной реакци­ей, связанной со стрессом (стрессовым переживанием).

    Стресс как промежуточная переменная. В этом случае стресс рас­сматривается в виде промежуточного процесса между раздражи­телем и реакцией на него.

    • Стресс как трансактный процесс. Стресс может быть представлен процессом столкновения индивида с окружающим миром. (Кли­ническая психология /Подред. М. Перре, У. Бауманна) Стресс (англ. stress — давление, напряжение) — состояние на­пряжения, совокупность защитных психофизиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие раз­личных неблагоприятных факторов (стрессоров) психологического и физического характера. (Н. П. Фетискин)

    Стресс — это неспецифический ответ организма на возросшие требования к нему. Под требованиями мы подразумеваем все воз­действия, или стрессоры, которые ведут к изменению деятельности организма. (А. Г. Каменюкин, Д, В. Ковпак)

    Стресс — это функциональное состояние организма, возникаю­щее в результате внешнего отрицательного воздействия на его пси­хические функции, нервные процессы или деятельность перифери­ческих органов. (В. В. Суворова)

    Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенче­ского расстройства, связанное с неспособностью человека целесо­образно и разумно действовать в сложившейся ситуации. (Р. С. Немое) Будучи одновременно самостоятельным физиологическифпси-хическим и социальным явлением, стресс по своей сути представ­ляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. При этом одна из главных характеристик стресса — его крайняя неустойчивость. (А. Г. Маклаков)

    Стресс — это относительная величина, которая является результатом трансакции между человеком и внешней средой. (Р. Лазарус, Р. Ланьер) Стресс — это психическое или физическое напряжение, вы­званное физическими, эмоциональными, социальными, экономиче­скими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и которое сложно перено­сить. (А. Колулмен)

    Стресс — генетически закрепленный комплекс реакций, на­правленных на повышение адаптивных возможностей организма. (О. Н. Полякова)

    Стресс — это часть действующего процесса, включающего в себя людей, которые взаимодействуют со своей внешней средой, дают оценку стрессогенным столкновениям и пытаются преодолеть возникающие проблемы. (К. Купер, Ф. Дэйв. М. О'Драйсколл)

    Приложение 2.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта