Главная страница
Навигация по странице:

  • Творческий путь Л.Н. Андреева. Противоречия в содержании и стиле его произведений, соотношение в них реалистических и модернистских тенденций.

  • Проблематика и поэтика прозы А.И. Куприна («Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» и др.).

  • Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)


    Скачать 269.25 Kb.
    НазваниеРоманы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
    АнкорГосы. Методика 2
    Дата01.04.2022
    Размер269.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOSy_IRL_2.docx
    ТипЗакон
    #434160
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Драматургия М. Горького 1900-х годов («Мещане», «На дне», «Враги»). Основные проблемы. Новаторство Горького-драматурга: принципы создания характеров, композиция, язык.

    Первой же пьесой Горького стали «Мещане» (1901). Уже название пьесы – «Мещане» - указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев.

    В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем. Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

    Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми. Сам герой видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

    В доме Бессеменова живет много людей. Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования.

    Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них «с тоски помрешь», потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: «Вы ржавчина какая-то, а не люди!»

    Впервые в мировой литературе показан во весь рост передовой рабочий. Нил - представитель жизнеутверждающего класса. «...Жизнь - мне нравится, - говорит он. - Большое это удовольствие - жить на земле!» Любовь Нила к жизни - деятельная. Он много и с удовольствием работает, уверенно смотрит в будущее. Нил не только говорит, что существующая жизнь не годится, но и знает, как ее переделать. Впервые на сцене и вообще в художественной литературе уверенно прозвучало утверждение» что власть должна принадлежать трудящимся классам. «...Хозяин тот, кто трудится... Запомните-ка это!» - говорит Нил от имени пролетариата всем эксплуататорам.

    Конфликт между мещанской средой и рабочими, пассивными, апатичными и деятельными, активными.

    Враги. Пьеса «Враги» была представлена читателям в 1906 году и была признана первым произведением, написанным в жанре социалистического реализма. В этот период Горький активно сотрудничал с различными революционными организациями, что и послужило толчком для написания данного произведения. 1-я пьеса в мировой драматургии, в которой показано открытое столкновение 2-х политических лагерей: хозяев фабрикантов Скроботовы и Бардины и рабочих. Само название говорит о взаимоотношениях людей.

    Действия разворачиваются в 1905 году на фабрике помещиков Бардиных и Скроботова. Скроботов недоволен либеральной политикой своего компаньона Захара Бардина и сетует на то, что народ стал «подавать голос». «У меня никто не смел пищать!», — говорит Скроботов. Он искренне считает, что рабочему классу не позволены развлечения, образование и права голоса. На фабрике действует социал-демократическая организация, активисты которой требуют отставки жестокого мастера-узурпатора Дичкова. Скроботов категорически отказывается идти на поводу у рабочих, считая, что даже если увольнение и справедливо, в данном случае справедливость — «пагубное дело». Споры между компаньонами ни к чему не приводят, на фабрике ситуация выходит из под контроля. Скроботов прибегает к помощи жандармов. Проливается кровь. Один из разъяренных рабочих смертельно ранит Скроботова. Перед смертью он успевает сказать, что стрелявший был рыжим.

    Начинаются прессинги и поиски убийцы. Жандармы раскрывают организацию и проходят массовые аресты. Но рабочий класс не сдаётся и проявляет железное спокойствие, хладнокровие и мужество. Бардин спивается. Рабочий Акимов признается в убийстве, но за него вступаются другие рабочие. И на просьбу Клеопатры, жены Скроботова, выгнать прочь, отвечает: «Нас — не вышвырнешь, нет! Будет, швыряли! Пожили мы в темноте беззаконья, довольно! Теперь сами загорелись — не погасишь! Не погасите нас никаким страхом, не погасите».

    Произведение «На дне» увидело свет в 1902 году. Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. История создания пьесы «На дне» примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: «Без солнца», «В ночлежном доме», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно».

    Социально-философская драма. Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”. Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а ведь это не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?

    Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!” - так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.

    Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек - вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит... гордо!”. .

    48

    Творческий путь Л.Н. Андреева. Противоречия в содержании и стиле его произведений, соотношение в них реалистических и модернистских тенденций.

    Леонид Андреев вошел в литературу в самом конце 20 века (5 апреля 1898 г. в газете «Курьер» впервые за его полной подписью был помещен пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська»). И его ранние рассказы - «Жили-были», «Большой шлем», «Петька на даче», «Гостинец», «Из жизни штабс-капитана Каблукова» и т. д. — явили нам традиционный реализм. Пример — рассказ «Петька на даче» (1898), вызывающий сострадание к грязному и забитому парикмахерскому «мальчику», похожему не на десятилетнего ребенка, а на «состарившегося карлика».

    Ранние рассказы Андреева, проникнутые идеями демократизма и гуманизма. Психология героя — обычного, заурядного человека — раскрывается в них через факт, случай повседневной жизни. Носителями нравственного начала выступают «униженные и оскорбленные»: дети, погруженные в нищету безрадостной городской жизни («Петька на даче», «Алеша-дурачок»), бедные страдающие люди.

    Часто ранние рассказы Андреева завершаются торжеством добродетели, человеколюбия или правопорядка. Так, в рассказе «Из жизни штабс-капитана Каблукова» его герой — пьяница-капитан — внезапно чувствует прилив необычайной жалости к своему вороватому денщику.

    Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом "Так было", скептически оценивавшим возможности революции.

    Тeмe революции посвящен рассказ «Губернатор», написанный в августе 1905 года. В рассказе изображена зверская расправа с восставшими, поднявшимися на борьбу против нищеты и бесправия. Однако главная мысль рассказа заключена в самопокаянии губернатора, виновника массовых убийств демонстрантов, в изображении Андреева губернатор — хороший, честный человек. Ожидая мести со стороны террористов, он раскаивается в том, что приказал стрелять в людей. Он сам опровергает довод о государственной необходимости этого. «Только какая же это государственная необходимость — стрелять в голодных? Государственная необходимость — кормить голодных, а не стрелять». Губернатор уже готов к тому, чтобы принять смерть, и думает о том, из какого оружия убьют его.

    «Жаль только, что никто не узнает вот этих моих честных и храбрых мыслей. Все другое знают, а это так и останется. Убьют, как негодяя. Очень жаль, но ничего не поделаешь! И говорить не стану. Зачем разжалобливать судью? Судью разжалобливать не честно, ему и так трудно, а тут еще перед ним будут хныкать: я честный, честный».

    Фатальная обреченность губернатора представляет своего рода лейтмотив рассказа. С ним сливается авторское сочувствие к раскаявшемуся грешнику. Оно выражено в письме гимназистки, посланном губернатору. Письмо заканчивается словами: «И клянусь, что буду молиться о вас и буду плакать о вас, как будто я была ваша дочь, потому что мне очень, очень жаль вас».

    «Красный смех» был написан за девять дней, в состоянии необычайного нервного напряжения, доходящего до галлюцинаций.

    Андреев видел свою задачу не в описании реальных событий, а в отражении эмоционального субъективного отношения к ним. Ему необходимо было выразить свои трагические переживания так, чтобы его услышали. «Красный смех» называют исповедью потрясенной души, но эта исповедь нужна, чтобы достучаться до сердца читателя, пробудить дремлющие чувства равнодушной, сытой, самоуверенной толпы. Это стремление криком отчаяния и ужаса разбудить равнодушную толпу, вызвать сострадание к человеческому горю.

    В нем восемнадцать отрывков, именно отрывков: потрясенное сознание не в состоянии осмыслить действительность, восприятие лишено целостности – отсюда «разорванность композиции»: обрывки фактов, мыслей, чувств. Рассказчик не в состоянии собрать воедино свои представления о войне. Автор намеренно не пытается создать единую картину.

    Первая часть (девять отрывков) – это чувственное восприятие войны. Поэтому автор с самого начала поражает восприятие читателя цветом: «солнце было так огромно, так огненно и страшно, как будто земля приблизилась к нему и скоро сгорит в этом беспощадном огне».

    В каждом из отрывков, подчеркивая ужас войны, возникают картины – воспоминания о доме. «И тогда – и тогда внезапно я вспомнил дом: уголок комнаты, клочок голубых обоев и запыленный нетронутый графин с водою…А в соседней комнате, и я их не вижу, будто бы находятся жена моя и сын.

    Безумие и ужас войны оказываются и в том, что воспоминания о доме не спасительны, и после каждого из них - ужасающее описание смерти.

    И ни забота близких, ни горячая ванна не могут сделать человека прежним…

    Вторая часть – рациональное восприятие войны – стремление понять её смысл. В первой части – восприятие чувственное, во второй – рациональное, но не случайно рассказчики – родные братья. Побывал на войне или нет, видел ужасы войны или читал о них в газетах – результат оказывается один. Единственный результат войны – сумасшествие.

    Читатель не просто сопереживает героям, усилиями автора он становится на их место, думая, ощущая, воспринимая войну так, как это необходимо писателю. Эту задачу решает язык произведения: герои его кричат, бьются, мечутся, то произносят патетические монологи, то ограничиваются страшными безумными выкриками.

    Почему рассказ о русско-японской войне имеет такое неожиданное название? Оно возникло как обозначение галлюцинации одного из героев, стало символизировать…смех самой залитой кровью земли, сходящей с ума! Первоначально Андреев хотел назвать свой рассказ «Война».

    Леонид Андреев сначала принадлежал к кругу писателей-реалистов. Он считал себя многим обязанным Максиму Горькому, который ввел его в Большую Литературу. Да и художественно они сначала были близки друг другу. Ранние рассказы Андреева написаны в реалистическом ключе. В реализме Леонида Андреева было много модернизма. Например, он отказался от буквального следования правилу правдоподобия и стал изображать жизнь в условных, абстрактных образах.

    Иуда Искариот. Искажения, внесенные в евангельскую историю предательства Иисуса Христа в повести Андреева оказались столь значительными и шокирующими, что она была сурово встречена критикой. Черты модернизм (интертекстуальность, ремейк). Андреев решается на пересмотр обоснования поступка самого великого грешника, предателя Иуды, практически на ересь, изменяя тем самым этические основания и смыслы христианства.

    Вечная тема предательства осмысляется писателем совершенно непривычным для христианства, неканоническим образом. Иуда, заклейменный в евангелиях как предатель, облекший мессию на смерть, предстает в повести Андреева мятущимся и любящим человеком, приносящим ради спасения Христа страшную жертву. Он осознанно идет на грех, на предательство, дабы осуществление библейского пророчества, распятие и последующее воскрешение Спасителя, а следовательно, и спасение всех людей от первородного греха, стало возможным. По версии Андреева, именно Иуда, а не другие апостолы, истинно любит Христа, любит так сильно, что готов ради Спасителя заклеймить свое имя вечным позором, а душу обречь на вечные муки.

    По замыслу Творца, должен существовать кто-то, кто предаст Спасителя, и Иуда уже своим рождением обречен на предательство, предназначен для него. Андреев не просто откровенно возвеличивает Иуду, а позволяет читателю понять, как сложен и противоречив его герой, как сильно он отличается от своего евангельского прототипа. Мастер портрета, Андреев показывает неоднозначность персонажа деталями описания его внешности: "Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собирающаяся в мелкие морщинки. На другой же не было морщин, и она была мертвенно гладкая, плоская и застывшая… казалась огромной из-за широко открытого слепого глаза."

    Повести Андреева присущ тонкий психологизм, соответствующий постоянному внутреннему напряжению Иуды. Понимая, что на него возложена страшная миссия предательства и что кроме него чудовищный поступок совершить некому. Ему, решившемуся на подобный поступок, уже нечего бояться, ничего более страшного с ним уже не может произойти. Не вынеся гнета свершенного, андреевский Иуда, так же, как и евангельский, заканчивает жизнь самоубийством. Испытание Спасителя становится испытанием Иуды, они оба и почти одновременно умирают, спасая человечество, без Иуды не было бы жертвы Христа, они делят груз мировой боли, мирового греха на двоих, Иуда почти ипостась Христа.

    Постепенно все дальше уходит от реализма, это проявляется в пьесах «Жизнь человека» - 1906. Одним из поводов для создания пьесы «Жизнь Человека» стало подавление восстания в Финляндии в 1906 году. Писатель воспринял это событие как окончательное поражение революции. Герой пьесы живёт как бы вне истории, но всё же сохраняет мятежность человека революционной поры.

    Андреева перестали интересовать индивидуальные человеческие судьбы: «Проблема бытия — вот чему безвозвратно отдана мысль моя...». Столкновение Человека с Некто в сером перечёркивает свершения Человека, ведёт его к трагическому концу. Некто обращается к зрителю: «Смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха. Вот пройдёт перед вами вся жизнь Человека, с её тёмным началом и тёмным концом».

    Особенности: отошел от изображения человеческих, индивидуальных судеб. Образы аллегоричны, обезличенны, у героев даже нет имен, главный герой – некто в сером, который олицетворяет рок, судьбу. Эмоции героев контрастны, либо радуются, либо грустят. Контрастна и цветовая гамма пьесы. Использует символику: свеча в руках некто в сером. Она символизирует человеческую жизнь.

    Это абсолютно модернистское произведение: состоит из серии обобщенных фрагментов, которые изображают определенные ступени человеческой жизни, начиная с рождения, заканчивая смертью. Андреев обращается к традициям античной драматургии: монологи героев сочетается с хоровыми партиями. Современники отмечали, что в пьесе прослеживаются черты мещанской драмы, при описании быта.

    На ранних этапах он тяготел к реалистической эстетике, а потом к модернистской.

    49

    Проблематика и поэтика прозы А.И. Куприна («Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» и др.).

    Александра Ивановича Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX — начала XX века. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви — эти мотивы нашли свое отражение в творчестве Куприна.

    Накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя - повесть "Поединок", 1902 года. Ход общественных событий торопил писателя. В повести "Поединок" Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. По своим чисто человеческим качествам офицеры купринского "Поединка" - люди очень разные. Почти каждый из них обладает минимумом "добрых" чувств, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях человека освобождения от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества. Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы, честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми.

    Сегодня в произведении обращает на себя внимание преимущественно его нравственная проблематика. Само название «Поединок» многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собой.

    Ромашов, образ этот неоднозначен. В нем угадываются черты маленького человека — он неказист внешне, порой даже смешон. В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога — он видит себя «ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды», представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско. Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль — происходит нравственное очищение героя страданием, его внутреннее прозрение. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое.

    Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами: «Брат мой». После встречи с солдатом Хлебниковым, "униженным и оскорблённым", в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Ромашов потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.

    Писатель показывает, что офицерство, независимо от своих личных качеств, - всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей. Образ Шурочки Николаевой, женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа, можно назвать открытием А. Куприна, его пророчеством.

    Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, предрешен не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, но и из-за сознания собственной ненужности, безысходности. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности — сама возможность одухотворения, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности.

    Любовь до самоунижения и - даже - самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта расцветает в "Гранатовом браслете" (1911).

    В основе сюжета лежит реальное событие — любовь телеграфного чиновника Желткова к жене важного чина, члена Государственного совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, — чиновник перестал писать письма, о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминали как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который передает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

    Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странного поведения Желткова, столько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом, утверждается право «маленького человека» на любовь и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, а завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения.

    Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.

    «Олеся». В 1898 г. Куприн пишет повесть “Олеся”. Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой “колдуньи”, вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда.

    Олесе противопоставлен интеллигент Иван Тимофеевич - житель большого города. Сначала незаметна, завуалирована душевная ограниченность Ивана Тимофеевича. Он будто мягок, отзывчив, искренен.Его нельзя назвать дурным человеком, но, как говорит, гадая ему, Олеся: "Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь".

    Куприн последовательно разоблачает беспочвенность "культуртрегерских" начинаний, столь модных среди интеллигентов 80-90-х годов. Оказавшись в полесской глуши, Иван Тимофеевич пробует лечить местных крестьян, но очень скоро убеждается, что это ему не по силам; явно непосильной оказывается для него и попытка научить грамоте спутника по охоте - полесовщика Ярмолу. Таких незадачливых, добрых, лишенных твердой воли людей мы часто встречаем у Куприна.

    50
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта