Главная страница

Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)


Скачать 269.25 Kb.
НазваниеРоманы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
АнкорГосы. Методика 2
Дата01.04.2022
Размер269.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаGOSy_IRL_2.docx
ТипЗакон
#434160
страница14 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Основные течения поэзии 1960-90-х годов XX века: «эстрадная поэзия» (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский), «тихая лирика» (Н. Рубцов, А. Жигулин, В. Соколов), поэтический авангард (И. Жданов, Т. Кибиров, Д. Пригов и др.).

60-70 годы ХХ века – это годы «оттепели», смягчения режима. «Оттепельная» литература утверждает новые гражданские позиции, политические убеждения и эстетические взгляды. Утрата веры в будущее и в возможность социальных преобразований, обращение к нравственности и к религии, сосредоточенность на духовном мире, ностальгия по идеалам прошлого, философское осмысление исторического пути народов нашей страны – вот основные темы этого времени.

Термином «эстрадная поэзия» обычно обозначают конкретное явление в истории русской литературы, когда на рубеже 1950-1960-х годов несколько поэтов (прежде всего Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Роберт Рождественский) начали читать свои стихи в Политехническом музее, в Дворце спорта в Лужниках, в других залах, рассчитанных на сотни и тысячи слушателей. Эта практика в ту, еще дотелевизионную эпоху, во-первых, сделала их безусловными литературными звездами, а во-вторых, непосредственным образом сказалась на характере самих «эстрадных» стихов, стимулируя тяготение этих поэтов (и их последователей) к яркой образности, исповедальному пафосу, афористичности и публицистичности, эффектным ораторским жестам. Голос и манера поведения поэта, его имидж, легенда, окутывающая его образ, при этом органичной и неотъемлемой частью соединяются с самим произведением, облегчают его усвоение максимально широкой аудиторией слушателей.

Особо отчетливо эти темы воплощены в поэзии Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского. Эти поэты были очень популярны, ведь их творчество было настроено на насущные запросы: оно учило не приспосабливаться и смиряться, а плыть против течения, быть самим собой. Они формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать от пути обновления жизни.

Громче других звучал голос Евтушенко. Первоначальную известность молодому поэту приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликовано в «Правде»), напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе личности. Стихотворение как бы звучало в унисон с теми событиями, которые последовали в обществе. До того Сталин находился в Мавзолее вместе с Лениным, а после XX съезда было принято решение о выносе тела из Мавзолея. Евтушенко описывает этот конкретный факт, а потом переводит всё в метафорический план. Тело Сталина из Мавзолея вынесли, а теперь надо, чтобы Сталина вынесли из наших душ. Ленин в Мавзолее - вот кому надо поклоняться. Ленин выступал для шестидесятников как знамя гуманизма и демократии.

Крупнейшим по объёму произведением Евтушенко, над которым он работал все годы оттепели, стала поэма «Братская ГЭС». Здесь скрестились идеи и мотивы, разбросанные по большому числу его стихотворений и поэм. История России раскрыта в этой поэме как история борьбы народа и его лучших представителей за свободу и лучшее будущее страны. Запечатлены основные этапы революционного движения в России, начиная со Степана Разина. Повествование доведено до современности. История России (основной текст поэмы) дана в лицах: Разин, Пушкин, Чернышевский. Основная концепция: искра свободы переходит из поколения в поколение. В главе «Ярмарка в Симбирске» появляется образ юного Ленина, что не случайно, так как у шестидесятников, осуждавших Сталина, идеалом был Ленин.

Это ещё гимназист, мальчик, который во время праздника в Симбирске видит упавшую в грязь пьяную женщину, помогает ей подняться и доводит до дома. Этот эпизод тоже переведён в метафорический план: большевики хотели привести к нормальной жизни нищую и несчастную, валяющуюся в грязи Россию. Мотив веры в лучшее будущее России. Далее следуют главы об эпохе революции и основных этапах советского времени. В главе «Идут ходоки к Ленину» показан вождь в его зрелом возрасте. Шестидесятники всегда подчёркивали демократизм и гуманизм Ленина в противовес деспотизму и антигуманизму Сталина. Ходоки идут к Ленину за правдой, а Ленин внимательно прислушивается к каждому народному голосу, чтобы осуществить на практике то, чего требуют люди.

В поэзии Евтушенко вытупает патриотом, поэтизирует русские святыни, русский быт, характер («Идут белые снеги»):

А любил я Россию

всею кровью, хребтом -

ее реки в разливе

и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

для России я жил.

И надеждою маюсь,

(полный тайных тревог)

что хоть малую малость

я России помог.

Пусть она позабудет,

про меня без труда,

только пусть она будет,

навсегда, навсегда.

Вознесенский обращается в основном к интеллектуалам, "физикам и лирикам", людям творческого труда. Среди "художников всех времен" Вознесенскому особенно близки зодчие, ваятели, живописцы (Микеланджело, Рублев, Рубенс, Гойя, Филонов, Шагал) и поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству (Данте, Маяковский, Пастернак, Лорка).

«Васильки Шагала». Шагал – известный художник-авангардист. Вознесенский выражает суть творчества Шагала. Через голубой цвет передает главную идею творчества. Шагал любил васильки. Синий – доминирующий цвет в творчестве Шагала, у Шагала это цвет мира, жизни.

Милый, вот что вы действительно любите!

С Витебска ими раним и любим.

Дикорастущие сорные тюбики

с дьявольски

выдавленным

голубым!

Сирый цветок из породы репейников,

но его синий не знает соперников.

Марка Шагала, загадка Шагала —

рупь у Савеловского вокзала!

Это росло у Бориса и Глеба,

в хохоте нэпа и чебурек.

Во поле хлеба — чуточку неба.

Небом единым жив человек.

Его поэзия адресована интеллигентам, творческим людям.

Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского. С ней связаны "Баллада 41-го года", позднее озаглавленная как "Баллада Керченской каменоломни", "Гойя", "Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом", "Доктор Осень" и другие произведения. «Гойя» - образ войны, Гойя – испанский гравер, в творчестве его много мотивов апокалипсических.

Роберт Иванович Рождественский вошёл историю отечественной литературы вместе с несколькими талантливыми современниками-«шестидесятниками». Произведения первой половины его жизни были исполнены гражданского пафоса и броских манифестов. Но со временем поэзия Рождественского становится всё более лиричной. На смену приходит любовная лирика.

Если взглянуть на творчество Роберта Ивановича в целом, то тем, которых бы он не коснулся, не существует. Здесь и человеческие отношения, и трудности повседневной жизни, и радость бытия, и освоение космоса. В большом количестве его стихотворений много энергии и «боевого» пафоса. Особенно это касается стихов о войне, ставших песнями. Но в стихотворениях о войне есть и трагизм («Баллада о красках»)

Тихая лирика. Пришла на смену громкой.

Идеи: возвращение к национальным русским истокам (духовным, нравственным). Они сделали лирику русской по тематике, по образам. Восстанавливали связи литературы с духовностью.. Опираются на реализм. Наследники Есенина. Эстетическая опора: Пушкин, Тютчев, Блок. Тихая лирика рассчитана на чтение наедине, самостоятельно. Направлена на душевный отклик, а не на рев толпы.

Рубцов. Темы поэзии: родина, русская природа, исторические судьбы народа, добро и зло, жизнь и смерть. Самая выразительная черта – национальный поэт, любил деревню. У Есенина красочный мир, работает с цветом, у Рубцова идет работа со светом, мерцание – символ святости русской земли. Пейзаж – воплощение божественной красоты. «Тихая моя родина». Посвящено деревенскому прозаику Белову. Это гимн тихой лирики. Нет криков, полемики – элегическое настроение. Любовь сына и матери показана на природе, земле. Воспевая землю – выражает любовь к матери. Именно в этом магия стихотворения.

В этом стихотворении Николай Рубцов обращает внимание на восприятие родины – “тихая”. Рассмотрим смысловые значения этого слова: негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная. В них заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему свое время, всему свой срок; крестьянин живет, подчиняясь той цикличности событий, которую диктует время года.

Память о родине наполнена обычными и в то же время необыкновенными для поэта деталями: ива, река, соловей. Каждая из них рождает свой ассоциативный ряд: ивы – воплощение печали; река – дорога жизни, надежд; соловей – радующая душу чудесная трель маленькой пташки. Таково лексическое наполнение трёх коротких слов.

Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность – поклониться могиле матери. Ведь в сердце вечно живет нерастраченная сыновняя нежность.

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Так уже в первой строфе раскрывается тема сиротства – мальчик потерял мать в раннем детстве.

Нелегко покидать “деревянное” село в глуши северных лесов. Пронзительная, щемящая печаль выражена в следующих строках:

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Признание в любви к родной деревеньке говорит не только о связи поэта с родиной, это “смертная” связь: здесь похоронена его мать.

Поэтический авангард.

Это стилевое течение постмодернизма – концептуализм. Концепт имеет дело не с образами, а с идеей. Задача концептуализма убрать художественные приемы и максимально обнажить идеи, мысли.

Дмитрий Пригов. Представлял количественные показатели. Написал 24.000 стихотворений. Хотел заново сотворить мир, откликается на все явления действительности, описывает весь мир. Создает свой мир – пародия на реальную жизнь. «Апофеоз Милицанера». Милицанер – это воплощение порядка, гармонии, власти. Он восстанавливает гармонию, весь мир держится на нем. Это персонаж, который спасает мир. Ощущение сакральности власти. Героями становятся маленькие советские люди, которые в отсутствие милицанера ощущают силы зла, всего бояться.

Лев Рубенштейн. В его стихах нет образа автора или лирического героя. Он пытается говорить о себе. Для этого рассыпает текст на карточки с самостоятельными высказываниями. Поэтический мир Рубенштейна населен голосами, которые перекликаются в пустоте. Нет героя, сюжета, пейзажа – лишь отдельные высказывания, фрагменты бытия. Последовательность высказываний определяет автор, но их можно менять. Таким образом воплощается главная парадигма концептуализма – мир как хаос.

Тимур Кибиров. «Сантименты» - книга стихов. В ней собраны почти все циклы, поэмы. Цикл «Сквозь прощальные слезы». Центон – это жанр литературы, где произведение состоит из цитат. Кибиров сильно насыщал свои произведения цитатами. Чаще цитирует советскую культуру. Сначала он не просто иронизирует над советской жизнью, но и скучает по ней. В его творчестве сочетается лирический стиль, сленг, клише. В цикле использует самые разнообразные цитаты. Воссоздает разные периоды советской эпохи. Со временем ностальгия по советской власти исчезла, он стал лишь издеваться над ней, поэтому перешел к жанру римейка.

77

Литература русского зарубежья. Характеристика основных этапов. Творчество И. Бунина («Темные аллеи»), И. Шмелева («Лето Господне»), Б. Зайцева («Преподобный Сергий Радонежский»), В. Набокова («Защита Лужина», «Приглашение на казнь»), С. Довлатова («Иностранка») и др. На примере произведений 2-3 авторов.

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны. Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов).

ПЕРВАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1918–1940). Положение русской литературы в изгнании. Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь. Но несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим. В прошлом у них была потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем – жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность. Надежда на скорое возвращение не оправдалась, стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться.

Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации.

Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность писателей, а многообразие свободных творческих поисков.

Литература развивалась в двух направлениях: старшее поколение писателей – эмигрантов и младшее.

Старшее поколение писателей-эмигрантов.

в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и составить себе имя еще в дореволюционной России. К старшему поколению писателей относят: Бунина, Шмелева, Куприна, Гиппиус, Мережковского.

Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее. Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения: тоска по «вечной России», события революции и гражданской войны, русская история, воспоминания о детстве и юности. Смысл обращения к «вечной России» получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых: Б.Зайцев – о Жуковском, Тургеневе, Чехове, Сергии Радонежском (одноименные биографии). Создаются автобиографические книги, в которых мир детства и юности, еще не затронутый великой катастрофой, видится «с другого берега» идиллическим и просветленным: поэтизирует прошлое Ив.Шмелев (Богомолье, Лето Господне), события юности реконструирует Куприн (Юнкера)

Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения, в которых дается оценка трагическим событиям революции и гражданской войны. Скорбной обличительностью насыщены дневники Бунина Окаянные дни. Шмелев создает трагическое повествование о красном терроре в Крыму – эпопею Солнце мертвых.

Младшее поколение писателей в эмиграции.

Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции, поднявшееся в иной социальной и духовной среде, отказавшееся от реконструкции безнадежно утраченного. К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России: В.Набоков, Газданов.

Набоков и Газданов принадлежали к «незамеченному поколению», но не разделили его судьбы, не усвоив ни богемно-нищенского образа жизни, ни их безнадежного мироощущения. Их объединяло стремление найти альтернативу отчаянию, изгнаннической неприкаянности, не участвуя в воспоминаниях, характерных для «старших. Блистательных персонажей, героев-победителей, одержавших победу в сложных, а подчас и драматичных, жизненных ситуациях, Набоков изображает в своих романах Приглашение на казнь, Подвиг. Торжество сознания над драматическими и убогими обстоятельствами жизни – таков пафос творчества Набокова.

Рассказ «Темные аллеи» дал название всему одноименному сборнику И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году. Все новеллы цикла связывает одна тема – любовь. Трагичность и даже катастрофичность природы любви открывает автор. Любовь – дар. Она неподвластна человеку. Казалось бы банальная история о встрече пожилых людей в молодую пору горячо любивших друг друга. Простой сюжет рассказа – богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Но именно Бунину удается поведать с помощью этого незамысловатого художественного хода о простых вещах волнующе и впечатляюще. Короткое произведение - мгновенная вспышка памяти об ушедшей молодости и любви.

Картины унылой повседневности и обыденности предстают в начале рассказа. Но вот в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает красавицу горничную Надежду, которую тридцать лет назад он предал: «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». С тех пор прошла целая жизнь, и у каждого своя. И оказывается, что оба главных героя одиноки. Николай Алексеевич имеет социальный вес и устроенность, но несчастен: жена «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести». Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу «частной горницы» при почтовой станции «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута…», но так и не вышла замуж.

И все же, если герой устал от жизни, то по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья. Надежда же весь свой век любит его одного, кому отдала «свою красоту, свою горячку», кого когда-то «Николенькой звала». По-прежнему любовь живет в ее сердце, но она не прощает Николай Алексеевича. Хотя и не опускается до обвинений и слез.

Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.

В эмиграции, вдали от родины, тема Святой Руси становится главной в творчестве художника. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. Это произведение могло появиться только после революции, оно наполнено страданиями и любовью, надеждой.

Автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными качествами, из которых автор выделил ярче всех скромность. Черта очень русская. Не зря в жизнеописании своими человеческими приметами и самой сутью подвига Сергию противопоставляется другой, католический святой - Франциск Ассизский. Преподобный Сергий не отмечен особым талантом, даром красноречия. Он "бедней" способностями, чем старший брат Стефан. Но зато он излучает свет - незаметно и постоянно.

Б. К. Зайцев в своем произведении поставил перед собой задачу раскрыть образ Сергия в постепенном, ясном, непрерывном и даже не в драматическом восхождении к святости. Святость растет в нем органично.

Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих "детей" за греховность. Он, уже старый человек, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест митрополичий, пожелал остаться в нищете. Таким мировоззрением св. Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни - благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.

В произведении Зайцева св. Сергий - неотъемлемая часть России. Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизнью святой Сергий вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой линии Бога. Интересно в изображении образа св. Сергия раскрытие широты его взглядов. Известно, что он, будучи православным, насаждал среди своих подопечных в некотором смысле западную культуру: труд, порядок, дисциплину. Он не был проповедником, ни он, ни ученики его не занимались миссионерской деятельностью. И это только еще более повысило его авторитет в народе. Б. К. Зайцеву удалось создать образ народного героя, который во времена крови и насилия поддерживал дух соотечественников. Сергий учит правде, прямоте, мужественности, труду, и вере.

Разрешается вопрос нравственный. Для русской души нравственное и религиозное неразрывно.

78
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта