Главная страница
Навигация по странице:

  • Роман Л. Леонова «Русский лес». Жанровое своеобразие, социально-философская проблематика, особенности композиции. Система образов романа. Роль символики.

  • Роман В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба». История создания и публикации. Система образов. Проблематика: трагические парадоксы истории XX века в романе. Художественные особенности произведения.

  • Гражданская лирика А. Ахматовой («Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» и др.). Поэма «Реквием»: основные мотивы, жанр, композиция, символика.

  • Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)


    Скачать 269.25 Kb.
    НазваниеРоманы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
    АнкорГосы. Методика 2
    Дата01.04.2022
    Размер269.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOSy_IRL_2.docx
    ТипЗакон
    #434160
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    «Василий Тёркин» А. Твардовского как лирический эпос о войне. История создания, особенности жанра, композиции, языка. Фольклорные и литературные традиции. Образ Тёркина.

    Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Вася Тёркин – персонаж созданный коллективом (стихи, рисунки, фельетоны).

    Жанр. Это произведение, которое синтезирует в себе множество жанров. Эпос – попытка охватить всемасштабные события. Лирика – лирическое начало. Сфера переживаний, чувств. Всё это явление синтеза. Перемешиваются эпос, хроника, пословицы, летопись. И всё это в единое целое.

    Композиция. Поэма состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. То есть жесткая сюжетная заданность отсутствует. Сюжета в произведении действительно нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а между главами – только некоторые сюжетные связи. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину. Книга построена так, что каждая глава ее может быть прочитана как самостоятельное произведение.

    Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» посвящена Великой Отечественной войне и людям на войне. Автор с первых строк нацеливает читателя на реалистическое изображение трагической правды войны в своей «Книге про бойца» —

    Главы связывает: герой; образ автора. Повторяющиеся герои: дед, бабка, генерал, танкисты. В.Т – собирательный образ бойца.

    Василий Теркин – это символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

    Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Говорящая фамилия, народная и простая., но редкая. В его образе собраны лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. Нет портретных деталей. Это обобщённый образ, собирательный образ бойца.

    Поглядеть — и впрямь — ребята!

    Как, по правде желторот,

    Холостой ли он, женатый,

    Этот стриженый народ.

    Мимо их висков вихрастых,

    Возле их мальчишьих глаз

    Смерть в бою свистела часто

    И минет ли в этот раз?

    Все эти ребята, не исключая и самого Тёркина, — обычные люди, и показаны они чаще всего в самых что ни есть будничных, отнюдь не героических обстоятельствах: на ночлеге ("Дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава"), в многодневном и малоуспешном бою за крошечную деревушку, в разговорах на темы совсем не "высокие" — например, о преимуществах сапога перед валенком. И заканчивают они свою "войну-работу" не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а именно там, где у нас издавна заканчивалась всякая страда, — в бане. Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сделал поэт понятными и близкими для нас, его скромный подвиг прославил, к нему пробудил живое чувство уважения, благодарности и любви.

    Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей (известно, что “Василий Теркин” издавался отдельными главами в течение войны, а замысел восходит еще ко времени финской войны) веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм.

    В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту вещью:

    Жить без пищи можно сутки,

    Можно больше, но порой

    На войне одной минутки

    Не прожить без прибаутки,

    Шутки самой немудрой

    Образ Теркина потому и полюбился фронтовикам, что в нем не было казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсе не мешала ему и в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем.

    В книге сливаются различные речевые потоки: литературная речь и просторечие, народно-поэтическая и ораторская лексика. Выбор художественных средств в поэме обусловлен тем, что в ней изображается народный герой на войне. Отсюда и ее народный, преимущественно разговорный язык:

    • язык поэмы свидетельствует о ее близости к произведениям устного народного творчества. Элементы частушки, пословицы, поговорки и прибаутки, часто перефразированные, чрезвычайно многочисленны в поэме: "Будем живы – не помрем"; "Делу время – час забаве"; в поэме множество уменьшительных слов, характерных для устной народной поэзии ("голубочек", "сыночек", "дружок", "соколик" и т.п.), постоянных эпитетов ("земля сырая", "година горькая", "дорога постылая", "край чужой" и др.), слов и выражений из устного народного творчества ("жив-здоров", "встрепенулся ясный сокол"; "хвать-похвать"; "тем же ладом, тем же складом, только стежкою иной" и др.);

    • поэт мастерски имитирует народную песню:

    • в поэме преобладают короткие, простые предложения, с отсутствием связок. Эту структуру разговорной речи автор сохраняет и в диалогах, которых очень много в поэме. Диалоги придают поэме живой драматический характер, они рисуют воинский быт, дают портретные характеристики.

    64

    Роман Л. Леонова «Русский лес». Жанровое своеобразие, социально-философская проблематика, особенности композиции. Система образов романа. Роль символики.

    Роман Л. Леонова «Русский лес», опубликованный в 1953 году, – произведение необыкновенно емкое и глубокое. Разрабатывая основную тему романа, Л. Леонов проделал огромную работу: подробно изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Однако смысл произведения не исчерпывается идеей постоянного лесопользования, на страницах романа автор поднимал множество проблем: этические, нравственные, научные, экономические, философские.

    После войны Леонов выступил с публицистическими статьями об озеленении и защите леса, создал роман «Русский лес», поднимавший проблемы экологии, проблемы национального самосознания. Главный смысл не только в том, что надо беречь русский лес, речь о более глубоком. В главе лекции Вихрова перед студентами 1 курса Леонов вводит публицистику, для того чтобы показать основные идеи. Он говорит в лекции об истоках русского народа. Русская цивилизация родилась в лесах. Не будет леса – не будет народа. Лес формировал внутренний мир народа, формирует его культуру.

    Жанр, композиция. Социально-философский роман. Две линии сюжетных, они пересекаются: 1-Поля приезжает в Москву, в центре Поля, 2 - экскурс в прошлое – откуда появилась гранцианщина – истоки. Гранцианщина-это отсутствие нравственности. Также Леонов вводит термин «вертодоксы»- образно от артодоксы – человек, который строго придерживается одной догмы, веры, учения. Вертодоксы - термин Леонова – гибкая артодоксальность. Грацианский – выработал теорию мемитизма (подрывание системы и доведение её до абсурдности). Это приспособленец, хамелеон.

    Центральный конфликт романа – спор двух ученых-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывал соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступал за бесконтрольность в лесных делах.

    Иван Вихров – сын крестьянина. Он с детства впитал в себя любовь и уважение к природе, как к хранительнице жизни. Будучи еще совсем ребенком, он не мог хладнокровно смотреть на то, как беспощадно рубят и распродают лесные чащи. Защиту лесных богатств страны он сделал целью своей жизни. Свое предназначение в жизни Вихров видел в бескорыстной преданности любимому делу. Он проделал огромную работу в деле изучения природных ресурсов России, разработал методику долгосрочного, разумного лесопользования и написал множество трудов на эту тему. Большой интерес представляет лекция Вихрова, которую профессор читал в начале учебного года на протяжении уже многих лет. Он начинал лекцию с того, что говорил о жизни как о непрекращающемся, развивающемся процессе. Описывал весь многовековой опыт необдуманного пользования лесными богатствами и завершал свое выступление жизнеутверждающими нотками, призывая аудиторию быть не только пользователями, но и создателями.

    Для Грацианского понятия морали, права, законы общества не являлись господствующими критериями в жизни. Грацианский мечтал о славе и признании, желательно не обременяя себя долгой кропотливой работой. Он не оставил после себя выдающихся трудов, его статьи не вносили большого вклада в науку. Ученый не разрабатывал новаторские идеи, а занимался опровержением идей Вихрова: Кроме того, в студенческие годы Грацианский был создателем организации «Молодая Россия» и ярым поклонником миметизма – «приспособления с целью паразитизма на нуждах народа и внутреннего разложения страны»

    Все действующие лица группируются вокруг центральных героев произведения. Со стороны Александра Грацианского это, прежде всего, его близкий друг и соратник – Чередилов. Он также хотел сотворить нечто выдающееся, гениальное, завоевать внимание и уважение, не затрачивая много времени и сил. Но, прекрасно понимая собственную бездарность, Чередилов нашел путь к продвижению по карьерной лестницу в безоговорочном служении начальству:

    Раскрывая образы сторонников Грацианского, автор даже не указывает их полных имен: это Андрейчик, Ейчик и просто Чик. Их идеи являются не просто не заслуживающими внимания, а губительными для развития страны.

    Философию разрушения представляет в романе также купец Кнышев. Разорение лесных богатств страны ради личной выгоды не прошло для него бесследно. К концу жизни он вынужден просить милостыню на улице.

    Вокруг Вихрова группируются герои-созидатели жизни. Огромную роль играет в романе образ старика Калины Глухова, который представлял «авторский символ народного духа и бессмертия» Общение с ним повлияло на становление мировоззрения Вихрова, воспитало в нем безграничную любовь и желание жить в гармонии с природой. Не случайно первое знакомство старика с мальчиком Иваном происходит возле родничка – символа непрерывности жизни. Калина был своего рода защитником леса и затем передал эту миссию ему. В конце романа Вихров встречает у родничка мальчика с таким же говорящим именем Калина: Таким образом, круговорот жизни продолжался. Вихров понял, то, что вручил ему старик в детстве и наказал беречь, он с честью пронес через всю жизнь и теперь мог вручить в надежные руки.

    Спор Вихрова и Грацианского – это спор созидательной и разрушительной силе, находящейся в руках человека, о жизни и смерти. Философская сторона романа.

    Сюжетообразующим является образ дочери Вихрова – Поли. Если вначале романа она предстает романтической мечтательницей, желающей отомстить за свою мать Вихрову, то пройдя целый ряд испытаний и духовных исканий, она становится мудрее, терпимее, начинает понимать жизнь. Под впечатлениями от статей Грацианского она убеждена, что ее отец недостойный человек, не способный в полной мере понять нужды страны и объективно оценить темпы рубки лесов. Однако затем Поля осознает, кто действительно является «<…> корнем зла». В отместку за все те неприятности, которые Грацианский причинил не только ее отцу, но всем, с кем он сталкивался на жизненном пути, Вихрова выплеснула чернила ему в лицо. Оружие, с помощью которого он так долго марал имя Вихрова, было использовано против него самого.

    Не мало страниц в романе уделено изображению Великой отечественной войны. Представители молодого поколения охотно идут на фронт и отдают свои жизни ради спасения отечества.

    Тема войны. Принципиальное значение имеет в романе тема борьбы советского народа с фашизмом. Она придаёт роману драматический колорит, окрашивает повествование мощной эпической интонацией, связанной с образом сражающегося за свободу народа.

    Таким образом, «Русский лес» - произведение многоплановое. На страницах романа Леонов затрагивает множество вопросов: о лесе и рациональном использовании, сохранении природных богатств для будущих поколений, жизне и ее смысле, через столкновение главных героев автор решает поставленные проблемы. Если Вихров как придерживается теории закономерности течения жизни, то Грацианский, представляет собой циника и эгоиста, жаждущего славы и признания, ради вписания своего имени в историю. Самоубийство Грацианского в конце романа – своего рода победа добра над злом.

    65

    Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». История создания и публикации. Личность и история в романе. Христианские мотивы. Метод, жанр, стиль, символика. Роль стихотворного приложения в раскрытии идейного смысла романа.

    Роман написан после войны, в тот период, когда люди переживают общественный подъем. Люди верили, что начинается новая полоса жизни: без догм, идеалистических принципов. Война явилась очистительной бурей, люди ощущают себя свободней во время войны. Пастернак живет счастливо и свободно. И именно в это время пишет роман «Доктор Живаго». Колоссальное значения для автора имела встреча с Ольгой Ильинской, она стала его музой и прототипом Лары Ришар. Во время работы над романом Пастернак проявляет огромный интерес к уустному народному творчеству. Обращается к поэзии Пушкина. У него было желание казаться русским писателем. Его книгу называли супер русской. В ней воплощены идеи русского миссионизма (учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле). Варианты названия: опыт русского фауста; живые, мертвые и воскресшие; смерти не будет. В 58 году удостоен нобелевской премии, но потом откажется от нее, т.к. за роман доктор живаго его назовут иудой, многие обрушатся на него с критикой, осуждениями, захотят выслать его из страны, лишить звания советского писателя, советского гражданина.(т.к. увидели в романе антисоветскую пропаганду, негативное отношение к октябрьской революции) От него требовали, чтобы он написал покаянное письмо.

    В романе на первое место выдвигается история нравственных чувств, она выше истории как таковой. Пастернак избирает синтетическую жанровую форму – роман, написанный по законам эпического произведения, внутри является лирическим. Структуру книги определяет лирическая доминанта. Главными являются не поступки героев, а их чувства, передающиеся через речь: монологи, диалоги. Пастернак изображает не живую речь, а театрализованную. Внутренние монологи не отличаются от внешних. В романе почти нет описания событий автором. Все исторические события воссоздаются через речь героев.

    В романе высокий уровень условности, как в лирических произведениях. Знаки судьбы постоянно сопровождают персонажей. Каждое событие имеет и прямой и символический смысл.\. В романе все повествование пронизано темой железной дороги. Свою смерть Юрий Живаго найдет у рельс. Эта сцена приобретает символическое значение. Смерть произошла в 1929г. В год перелома. Символично и то, что Живаго умирает по пути в казенное учреждение. Т.е. смерть – это избавление, Живаго не смог бы прислуживать. Трамвай, в котором ехал Живаго был старый, постоянно ломался, путь ему преграждает телега – символ деревни. Живаго – символ российской старой интеллигенции, культуры. Символичны и имена героев. Юрий. Он напоминает юродивого, которым на Руси позволялось говорить то, что другим нельзя. Живаго – символ жизни, вечного ее обновления. Лара Ришар. Лара = галка. Ришар = клетка. Т.е. птица в клетке.

    Многие говорили о негативном отношении Пастернака к октябрьской революции, но это не так. Но Пастернак видел в революции нечто само собой разумеющееся, считал, что событие такого масштаба не нуждается в комментарии. В романе октябрьская революция – это закономерный результат развития русской истории. Ленин и большевики пытаются изменить общественный строй. Пастернак связывает образ горящей свечи с Лениным.

    Представления Пастернака о революции были связаны с осуществлением народной мечты о переделке жизни к христианскому началу. Пашка Антипов владел самыми благими намерениями, он нравственно чист и справедлив. Живаго бежит, пытаясь пережить время революции, понимая, что ничего изменить нельзя. Вопреки воле он оказывается в партизанском отряде, не хочет стрелять в людей, но попадает в них. Когда Живаго возвращается в Москву, он как бы попадает в другую эпоху. Он пытается не попасть под влияние звериных законов, выполнить творческое предназначение.

    В романе большое значение имеет история любви Живаго и Лары. Они несколько раз случайно встречаются, чтобы потом расстаться навсегда. Пастернак написал гимн небесной любви. Для Живаго Лара – воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России. Эта женщина хороша, по мнению героя, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна - «представительница самой жизни, самого существования».

    Христианские мотивы. В романе "Доктор Живаго" получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. "Смерти не будет", — так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет "свободен от себя" — примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои.

    Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения личности. Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: "В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего".

    Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Героям Пастернака присуща любовь к ближним. И о главном герое романа так говорится: "...всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье". Есть еще один герой — Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: "...он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится".

    Революционная действительность в трактовке Пастернака – это революционное помешательство эпохи, в которой совесть ни у кого не чиста, которая населена тайными преступниками, неодаренными большевиками с их идеей превратить всю реальную человеческую жизнь в переходный период. Живаго пришел к разочарованию в революции, он понял, что в 1917 г. произошла не та революция 1905 г., которой поклонялась влюбленная в Блока молодежь, что революция 1917 г. – кровавая, солдатская, выросшая из войны, направляемая большевиками. Это революция глухонемых по природе своей людей.

    Стихотворное приложение. Стихи не тематические, а мировоззренческие. 3 основные темы:

    -природа

    -любовь, свободная от всякого быта

    -страсти Господни

    Это категории внесоциальные, с основными событиями не связанные. В стихах отражаются главные идеи романа:

    -идея бессмертия человеческой души

    -идея жизни как жертвы, страдания во имя высокой духовной цели

    -высшее назначение любовных переживаний.

    Важную роль в романе играет семнадцатая часть, содержащая стихи доктора Живаго. Именно в них раскрывается внутренний мир героя.

    Образ свечи, появляющийся на страницах романа, становится символическим. Накануне Рождества Юра со своей женой Тоней проезжали по Камергерскому. Живаго думал о Блоке, который казался ему олицетворением Рождества во всех областях русской жизни. Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда... В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: Свеча горела на столе. Свеча горела... как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Свеча горела было у Пастернака и первоначальным названием романа. Это символ поэтического дара Живаго и любви:

    На озаренный потолок

    Ложились тени,

    Скрещенье рук, скрещенье ног,

    Судьбы скрещенье.

    Это стихотворение вспоминает Лара, видя умершего Живаго, и перед ней вся ее история любви с Юрой, с которым они дышали только этой совместностью.

    Цикл начинается со стихотворения Гамлет. Гамлет – идея жертвенности. Гамлет отказывается от себя, чтобы исполнить волю, предначертанную свыше. Образы Гамлета, актера, Христа, Живаго – ипостаси стихотворения. Гл. мысль стих-ия – жертвенное служение высокому идеалу. Эта же идея в последнем стихотворении цикла Гефсиманский сад. Цикл имеет кольцевую композицию. Здесь акцентируется и повторяется то, сто было в первом стихотворении. Проводится параллель между судьбой Христа и Живаго. Стихи Живаго – это символ воскрешения, воплощение идеи бессмертия человеческой души.

    ГАМЛЕТ

    Гул затих. Я вышел на подмостки.

    Прислонясь к дверному косяку,

    Я ловлю в далеком отголоске,

    Что случится на моем веку.

    На меня наставлен сумрак ночи

    Тысячью биноклей на оси.

    Если только можно, Aвва Oтче,

    Чашу эту мимо пронеси.

    Я люблю твой замысел упрямый

    И играть согласен эту роль.

    Но сейчас идет другая драма,

    И на этот раз меня уволь.

    Но продуман распорядок действий,

    И неотвратим конец пути.

    Я один, все тонет в фарисействе.

    Жизнь прожить - не поле перейти.

    66

    Роман В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба». История создания и публикации. Система образов. Проблематика: трагические парадоксы истории XX века в романе. Художественные особенности произведения.

    Жизнь и судьба» — роман-эпопея Василия Гроссмана о событиях Великой Отечественной войны, написанный в 1950—1959 годах. Завершает дилогию, начатую романом «За правое дело» (1952, издан в 1954). В отличие от первой части, соответствующей канонам соцреализма, вторая часть написана после смерти Сталина и содержит резкую критику сталинизма. В СССР первая публикация состоялась во время перестройки, в 1988 году. Наиболее полная редакция увидела свет в 1990 году.

    В начале 1961 года все экземпляры рукописи были конфискованы Комитетом государственной безопасности в результате обыска, произведённого у писателя. Согласно ряду источников, произошло это после того, как главный редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников, которому Гроссман принёс для ознакомления рукопись романа, передал её в ЦК КПСС (по другим данным — в КГБ). При этом, дочь Вадима Кожевникова, Надежда Кожевникова, отрицает передачу её отцом информации о романе в «карательные органы», и считает, что «… рукопись такого объёма, да ещё со столь опасными прозрениями, параллелями Гитлер-Сталин, фашизм-коммунизм — должна была быть направлена в ЦК, в идеологический сектор» в любом случае.

    Обсуждение романа на редколлегии журнала состоялось 19 декабря 1960 года. Его признали «антисоветским». Рукопись и машинописные экземпляры были изъяты у писателя 14 февраля следующего года. Через 9 дней Гроссман обратился с письмом к Н. С. Хрущёву, в котором просил разъяснить судьбу книги. В ответ Михаил Суслов пригласил автора на беседу в ЦК. Гроссману было заявлено, что книга печататься не будет.

    Сохранившаяся у поэта Семёна Липкина копия романа в середине 1970-х годов, уже после смерти писателя, с помощью А. Д. Сахарова, Б. Окуджавы и В. Н. Войновича была вывезена на Запад и впервые опубликована в Швейцарии в 1980 году.

    Действие романа охватывает период Сталинградской битвы, с сентября 1942 г. по февраль 1943 г. Сталинградская битва находится в центре сюжета романа, в котором множество героев, чьи судьбы лишь частично связаны между собой.

    Связующим стержнем романа является семья Шапошниковых, судьбы их родственников и знакомых. Александра Владимировна Шапошникова до революции окончила по естественному отделению Высшие женские курсы. После смерти мужа она одно время была учительницей, затем работала химиком в бактериологическом институте, а затем заведовала лабораторией по охране труда. У Александры Владимировны три дочери (Людмила, Маруся и Женя) и сын Дмитрий (Митя).

    Маруся погибает во время боев за Сталинград и там остаются её муж и дочь Вера. Вера работает в госпитале, знакомится с раненым лётчиком Викторовым и они женятся.

    Женя уходит от своего первого мужа Николая Крымова из-за его непробиваемой партийности в период раскулачивания. Женя влюбляется в офицера-танкиста Новикова. Впоследствии, когда Крымова арестовывают, она носит ему передачи на Лубянку.

    Дмитрий Шапошников и его жена Ида арестованы во время террора 1937-38 годов. Их сын Серёжа почти всю свою жизнь живёт с бабушкой, потом воюет в Сталинграде.

    Сын Людмилы от первого мужа — Толя — погиб на фронте в 1942 году. Первый муж бросил её с грудным ребёнком, запретив дать Толе фамилию Абарчук. Сам Абарчук был арестован во время террора 1937-38 годов и позже убит в лагере одним из уголовников. Второй муж Людмилы — Виктор Штрум, еврей — физик-теоретик, доктор наук и член-корреспондент АН СССР, совершил крупное открытие, но подвергается в институте антисемитским гонениям. Дочь Людмилы и Виктора — Надя — живёт с родителями. Мать Виктора погибает в Бердичеве при массовом расстреле евреев (так же, как погибла мать самого Василия Гроссмана в его родном Бердичеве).

    Другой связующей сюжетной линией романа являются судьбы старого большевика Мостовского, военного врача Левинтон и водителя Семёнова, которые вместе попали в немецкий плен в начале Сталинградской битвы. Семёнова отправляют в сборный лагерь военнопленных, а затем, умирающего от голода, везут в эшелоне на запад, но на одной из станций на Украине его пожалел и освободил немецкий комендант. Семёнов с трудом добрался до ближайшей деревни, где его спасла украинская крестьянка.

    Мостовского отправляют в концентрационный лагерь, где высокопоставленный чин заводит с ним разговор о том, что у Мостовского нет оснований ненавидеть нацизм, поскольку Гитлер лишь учился у Сталина и «кто на нас смотрит с ужасом, тот и на вас смотрит с ужасом». Мостовской не может это принять, его страшат такие мысли, но он, также как Крымов, не может не думать о том, насколько реальность сталинского государства, становящегося все более и более националистическим, отличается от революционных идеалов, которым Мостовской и Крымов были верны с молодости. В конце романа Крымов, находящийся под следствием по доносу о знакомстве с Троцким, прекращает попытки примириться с перерождением советской системы и открыто обвиняет посадивших его в предательстве идей большевизма.

    Левинтон как еврейку отправляют вместе с другими евреями в лагерь смерти, где она погибает в газовой камере.

    Методично и безжалостно осуществляемый нацистами и их пособниками геноцид евреев, холокост, является одной из главных тем романа. В романе также неоднократно упоминаются сталинский террор 1937-38 годов, раскулачивание, массовый голод на Украине в 1933 г. Гроссман сопоставляет эти события и рассуждает об ответственности простого человека, вовлеченного тоталитарным государством в такие кампании. Гроссман утверждает, что у человека всегда есть выбор, даже если это выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Именно такой выбор делает заключённый в концлагерь толстовец Иконников, отказавшийся работать на постройке газовой камеры.

    Другой основной темой романа является противостояние природной доброты человека и внушаемой ему государством ненависти к врагам. Гроссман описывает, как советский разведчик Климов и немецкий солдат, обнаружив, что они укрылись от артобстрела в одной снарядной воронке, не стали убивать друг друга, как немецкий комендант, пожалев, освободил Семёнова, как немцы, которые во время своего победного наступления относились к русским как к «унтерменшам», попав в окружение в развалинах разрушенного ими Сталинграда, голодая и замерзая, начинают видеть в таких же голодающих и замерзающих жителях города людей, подобных себе, как жительница освобождённого Сталинграда, наблюдающая за тем, как немецкие пленные достают тела из подвала бывшего здания гестапо и готовая растерзать пленных, неожиданно для себя самой суёт немецкому офицеру кусок хлеба.

    67

    Гражданская лирика А. Ахматовой («Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» и др.). Поэма «Реквием»: основные мотивы, жанр, композиция, символика.

    Анна Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях.

    Мне голос был. Он звал утешно,

    Он говорил: “Иди сюда,

    Оставь свой край, глухой и грешный,

    Оставь Россию навсегда...”

    Но равнодушно и спокойно

    Руками я замкнула слух,

    Чтоб этой речью недостойной

    Не осквернился скорбный дух.

    Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине — вот главный гражданский долг.

    В стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам”. Участь изгнанника представляется ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы и отказывается от сомнительной чести петь отступникам. Вместе со своей страной она переживает все бедствия, выпавшие на долю России.

    В стихотворении Мужество Ахматова призывает народ встать на защиту Родины, она верит в победу России, но для нее главное не просто победить, не быть плененными, но и сохранить в условиях войны великое русское слово.

    Мужество

    Мы знаем, что ныне лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах,

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова,-

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,

    И внукам дадим, и от плена спасем

    Навеки!

    За свою длинную жизнь Анна Андреевна оставила огромное литературное наследие, которым гордится и восхищается весь мир. Но все-таки «Реквием» занимает в нем особое место. Это произведение явилось делом всей ее жизни. В эту поэму выплеснуто все горе всех матерей. «Реквием» был написан не за один день.

    Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938—1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла.

    В 1960-е годы «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.). Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 году в Перестройку, в журналах «Октябрь» и «Нева». Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу.

    Сам жанр поэмы обладает гораздо большей спаянностью частей, чем обычный стихотворный цикл. Как правило цикл объединяет ряд стихотворений с общей темой, мотивом. Реквием же обладал единством: единство образа лирической героини, единство мотиво-образной структуры, проблематики, сюжета (арест – ожидание – приговор к смерти – распятие). В переводе с латинского реквием - «покой», «успокоение», заупокойный ритуал..

    Поэма имеет реальную основу: 2 года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев, в 1939 – второй арест сына и мужа. Поэма «Реквием» - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Об этом говорит автор в предисловии к поэме – о моральном долге перед своими «сестрами по несчастью», о долге памяти перед безвинно погибшими: В «Реквиеме» поэтесса говорит о собственной трагедии аресте сына. Но она не одинока «под красною ослепшею стеною». В тюремных очередях конца 30-х годов, по словам А. Ахматовой, «одни бабы стояли».

    Хотелось бы всех поименно назвать,

    Да отняли список, и негде узнать.

    Для них соткала я широкий покров

    Из бедных, у них же подслушанных слов.

    Поэма соткана «из бедных, у них же подслушанных слов» простых русских женщин. Она звучит как хоровое пение, потому что единственным аккомпанементом здесь может быть только тишина и редкие отдаленные удары похоронного звона.

    Композиция: 10 основных глав. В центе горе матери. Есть эпиграф, прозаическая часть, посвящение, вступление, в конце эпилог (2).

    Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Центральный образ - образ лирической героини: автобиографичный, связан с судьбой самого автора, а также общенародный. Это памятник миллионам матерей. Ахматова стремилась быть голосом народа. Воплощать то, что переживает народ.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта