Главная страница
Навигация по странице:

  • Матренин двор

  • Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)


    Скачать 269.25 Kb.
    НазваниеРоманы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
    АнкорГосы. Методика 2
    Дата01.04.2022
    Размер269.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOSy_IRL_2.docx
    ТипЗакон
    #434160
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Глава «Распятие» - христианские мотивы. В Евангилии Христос принимает муки, он страдает. У Ахматовой муки переживает мать.

    Магдалина билась и рыдала,

    Ученик любимый каменел,

    А туда, где молча Мать стояла,

    Так никто взглянуть и не посмел.

    Это восхождение от личного страдания, к всеобщему страданию матерей.

    Вторая, заключительная часть «Эпилога» развивает хорошо известную в русской литературе тему памятника. Но у А. А. Ахматовой она приобретает совершенно необычный, глубоко трагический облик. Никогда ещё в русской и мировой литературе не возникало столь необычного образа Памятника Поэту, стоящему по его желанию, у тюремной стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные 30-е годы:

    А если когда-нибудь в этой стране….. (до конца)

    Солженицын о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас — только трагедия матери и сына». Подобную точку зрения высказывает и Бродский, говоря о том, что «Реквием»— автобиография поэта, а не народная трагедия. Но «Реквием» А. Ахматовой – подлинно народное произведение. По мере развития поэмы трагические мотивы углубляются, расширяются, приобретают общечеловеческий масштаб.

    По Ахматовой получается, надо жить ради того, чтобы назвать поименно тех, кто погиб в сталинских застенках, помнить, вспоминать всегда и везде стоявших «и в лютый холод, и в июньский зной под красною ослепшею стеной». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

    68

    Художественное исследование драматических событий русской истории в «малой» прозе А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»). Проблема физического и духовно-нравственного устояния человека. Жанровое своеобразие, особенности повествования и языка.

    Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в «Новом мире» были напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Матренин двор» (1963). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте — в 1962 году ему было сорок четыре года — и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» Это самое первое впечатление А. Т. Твардовского, который прочитал рукопись «Одного дня Ивана Денисовича» ночью, в один присест, не отрываясь. А при личном знакомстве с автором редактор «Нового мира» сказал: «Вы написали отличную вещь. Не знаю, в каких школах вы учились, но пришли совершенно сформировавшимся писателем. Нам не приходится вас ни учить, ни воспитывать». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет.

    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А.И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы - в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа. Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова..Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекла внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством «Избрана малая форма — в этом опытный художник», — заметил Твардовский. Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. «В малой форме, — писал он, — можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Выражать правду жизни во всей ее полноте! — таково основное эстетическое требование Солженицына.

    Задумал написать рассказ, еще когда сидел. Потом вспомнил свой замысел и написал рассказ о жизни зека. Первоначальное название – Щ 854. Но с таким названием рассказ не прошел бы цензуру. Поэтому изменил. Большое значение имел выбор героя. Солженицын изображает человека из народа. Он необразован, но сумел нравственно выстоять в условиях лагеря.

    Структура повествования: построен по принципу синтеза. Передается точка зрения героя, повествование от 3 лица. Автор использует несобственно-прямую речь, т.е слова героя. Через повествование от 3 лица передаются чувства, мысли всего лагерного общества. Главным героем повести "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяином в маленькой деревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и честно воевал. Получил ранение, но не долечился, поспешив вернуться на свое место на фронт. На долю Ивана Денисовича выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в результате в советский лагерь.

    Суровые условия страшного мира, огороженного колючей проволокой, не смогли сломить внутреннего достоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли человеческий облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисович продолжает жить по тем нравственным законам, которые сложились в крепкий и оптимистичный крестьянский характер.

    Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня заключенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет полуголодными даже самых тощих, изнурительная работа, постоянные проверки, полное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей... И все же Иван Денисович находит в себе силы не унижаться из-за лишней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать честным трудом.

    Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина. За восемь лет лагерной жизни Шухов так и не отучился снимать шапку перед едой даже в самый лютый мороз.

    Герой не просто безликий зек, у него есть прошлое. Иван житель деревни, у него есть жена. Но его поведение не типично для деревенского мужика: он не скучает по земле, по труду, не вспоминает коня, корову. Эти автор показывает, что коллективизация отбила у мужика желание работать, отбила любовь к деревне, все трудились не для себя лично, а для колхоза – отсюда потеря любви. Так же о прошлом Ивана сказано, что он воевал, затем попал в плен, затем в лагерь. Здесь полемика с Шолоховым его герой в рассказе «судьба человека» работал на немцев, вернулся на родину героем. Иван не бунтует против власти, он выбирает жизнь, поэтому подписывает то, что ему скажут, иначе забьют. Он находит формулу выживания – кряхти да гнись, а упрешься надломаешься. Внешне Иван не бунтует, а внутренне не принимает этих законов. Главное для него – остаться человеком. Иван не понимает Буйновского, который из-за напузника начал бунтовать. Восстать можно, но по делу, а так надо беречь силы, не тратить их попусту.

    Пространство: показан один день, который длится как вечность. Один потому, что все остальные будут такие же как этот.

    Сталинские лагеря на 90% были заполнены абсолютно неповинными людьми, и этот факт стал для прогрессивной общественности шоком. Цезарь Маркович попал в лагерь за неосторожное высказывание, Тюрин – за то, что сын кулака, баптист Алёша – за то, что верил в бога. Повесть вскрывала преступные механизмы уничтожения людей в соответствии со сталинской доктриной.

    С повестью в язык народа вошла жуткая лагерная лексика: кондей, стукач, придурок и др.

    Матренин двор. Это произведение дало направление деревенской прозе. Сначала Солженицын назвал «Не стоит село без праведника». Но в редакции нового мира изменили название и некоторые фамилии. Важную роль в рассказе играет не только Матрена, но и герой – рассказчик. Он хочет поселиться подальше от железной дороги, хочет жить в неиспорченной России.

    Матрена воплощает в себе и национальные и патриархальные качества. Она спокойно принимает свою судьбу, ее русскость в мягкости, сердечности, открытости. Она умеет приспосабливаться к обществу, не меняясь внутренне. В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Она всегда всем помогала, творила добро, для односельчан же добро материализуется, интерес составляют вещи. Матрена погибает, попав под паровоз, под паровоз попала вся деревня. Правую руку Бог ей оставил – там молиться будет. Лицо больше живое – это вознаграждение за праведную жизнь.

    Особенности организации повествования: от 1 лица. Солженицын ориентируется на жанр бытия, отсюда слабая сюжетная линия, но она компенсируется постепенным раскрытием образа Матрены. Это обеспечивает постепенное раскрытие сути праведничества. Образ рассказчика создает доверительную интонацию. Повествовательная манера отличается душевностью. Через его фразы, мысли читатель постигает внутренний мир.

    В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

    Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.

    Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы — не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».

    Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

    Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка— последняя отрада старой женщины.

    Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

    Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    69

    Проблематика и художественное своеобразие произведений А.И. Солженицына крупных жанровых форм («В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Август Четырнадцатого» – общая характеристика романов и развернутый анализ одного произведения по выбору).

    Творчество А.И. Солженицына – одно из самых сложных и уникальных явлений русской литературы второй половины XX в. Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Выражать правду жизни во всей ее полноте! — таково основное эстетическое требование Солженицына.

    Архипелаг ГУЛАГ.

    Задумал написать энциклопедию зековской жизни. Отображены все стороны: быт, язык, психология, разряды зеков. Материалом послужили письма, которые хлынули на Солженицына, также личный опыт, наблюдения. Художественная природа «Архипелага ГУЛага» отмечена самим автором в подзаголовке, имеющем жанроуказующий смысл: «Опыт художественного исследования». Книга разнообразна в жанровом отношении – это синтез публикационных исследований, статей, художественного повествования. Принципы композиции: 1.хронологический принцип. 2.Описание судьбы каждого, кто попадет в ГУЛАГ.

    Архипелаг – это островки, связанные между собой. У Солженицына ГУЛАГ это страна. Повествование от лица автора-повествователя. При создании используются документы, статьи, письма. Основной смысл и конфликт в борьбе добра и зла в человеческом сердце. Главное – внутренний характер, что происходит с душой человека. Что помогает людям устоять наедине с преступной системой. Солженицын приходит к выводу, что ответственность за ГУЛАГ несут все, не виновных нет, соответственно нет смысла кого-то обличать. Главная идея книги – раскаяние, покаяние, этот призыв обращен ко всем. Автор в праве требовать покаяния от других, так как сам раскаивается. Книга – зов к раскаянию, но не всепрощению.

    «В круге первом».

    Роман «В круге первом» имеет автобиографический характер и впитывает опыт писателя в Марфинской спецтюрьме. Прототип Нержина – сам Солженицын, прототип Рубина – Лев Копелев, прототип Солодина – Панин. Воссоздавая линию взаимоотношений Нержина с женой, Солженицын использовал дневниковые записи жены. (Если жена не отрекалась от арестованного мужа, все дальнейшие пути в жизни ей были закрыты.) Как справедливо отмечают исследователи, мир Солженицына по преимуществу мужской. Женские образы редки и менее удачны. Мужской же мир Солженицына – всегда мир испытаний: войной, тюрьмой, лагерем, смертельной болезнью.

    В романе «В круге первом» всё действие укладывается в трое суток. (24-27 дек 1949г). Роман имеет социально-философский характер. Его отличает повышенная степень интеллектуальной насыщенности: в «шарашке» пусть не лучшие умы России, но образованные и мыслящие люди. Характерно обилие философских диспутов и монологов. Освобождающую роль играет у Солженицына смех. Осмеивается иерархия, начиная со Сталина и заканчивая его мелкими прислужниками. Ирония и сарказм Солженицына обращена против всех проявлений тоталитарной системы.

    Август 14.

    Солженицын решил написать книгу о революции еще в юные годы. Досконально воспроизводит исторические события. Книга Красное колесо – роман-эпопея, который включает в себя 2 действия. 1-революция и 2-народоправство. Автор считает, что главная беда, которая случилась с Россией – это февральская революция, а октябрь закономерное явление. Главный герой красного колеса – революция, которая показана в деталях. Первый узел – Август 14. Узел – это отрезок времени. Все узлы строятся на изображении событий (12-20 дней). Такая локализация времени позволяет максимально подробно изобразить переломные исторические моменты. Жанр – историческая эпопея – важны не человеческие судьбы, а судьба страны, события эпохи, исторические лица и их действия. Экран – главы, в которых повествователь выступает в качестве показывающего. Т.е. есть такие моменты, которые необходимо показать. Это своеобразный киносценарий.

    “Август Четырнадцатого” задуман автором в 1937 году – ещё не как Узел Первый, но как вступление в большой роман о русской революции. Тогда же, в 1937 в Ростове-на-Дону, собраны все материалы по Самсоновской катастрофе, доступные в советских условиях (немалые), – и написаны первые главы: приезд полковника из Ставки в штаб Самсонова, переезд штаба в Найденбург, обед там… Конструкция этих глав осталась почти без изменения и в окончательной редакции. В той первой стадии работы много глав отводилось Саше Лаженицыне, но эти главы с годами отпали. Были также главы об экономии Щербаков, где уже тогда задевался вопрос о деятельности Столыпина и значении убийства его.

    Писатель стремился к максимально точному воссозданию исторических событий, детально точному, необыкновенно скрупулёзному по меркам художественной литературы, можно сказать, даже невиданному. И результат — необыкновенная для художественного произведения точность.

    Итак, Первая мировая в «Августе Четырнадцатого». Повествование начинается с того, что один из героев, Саня Лаженицын (его прототип — отец писателя Исаакий Солженицын) едет добровольцем на войну. Студент филологического факультета Московского университета собирается стать добровольцем, потому что ему, как он говорит, «Россию жалко»…

    Начинается повествование очень медленно. Это сделано специально, чтобы можно было ощутить медлительность предвоенной жизни, этот остаточный XIX век, которого больше не будет уже никогда. Дальше жизнь будет ускоряться, а с началом революции возникнет калейдоскопическое «мелькание» образов.

    Важно вспомнить и о вступлении России в Первую мировую войну. Кратко об этом говорится в конце «Августа Четырнадцатого»: описывается, как колеблющийся Николай II принимает решение, воевать или не воевать. Николай очень переживает, что рядом с ним нет Столыпина.

    А дальше мы видим русскую армию, которая идёт по Восточной Пруссии, и армией этой командует генерал Самсонов. Организовано передвижение плохо, обстановка в армии чрезвычайно архаическая, много неразберихи. Ставка верховного главнокомандования ведёт себя чрезвычайно безответственно. Правда, есть в русской армии и очень толковые офицеры, например, полковник Воротынцев (это вымышленный персонаж), и он отлично понимает уязвимость русской армии. Воротынцев — офицер для того времени современный, он понимает, что по-старому, методами XIX столетия, воевать уже совершенно невозможно. Но не такова обстановка в армии. Воротынцев, в общем-то, оказывается белой вороной, и то, чего он хочет, едва ли воплотимо в окружающей его ситуации.

    Есть среди персонажей и такой герой, как Саня Ленартович. Он очень негативно относится к России, такой, по его мнению, свинской, отсталой, отвратительно архаической, патриархальной. Он, конечно, хочет революции, и в то же самое время боится быть убитым во время боя. Однако героя призвали на фронт, и для Саши мучительно, его душит ненависть. Он очень хотел бы перейти на сторону немцев и заняться революционной деятельностью за границей, но оказалось, что сделать это очень опасно, его ведь могут убить…

    Образ Столыпина. Автор выходит за рамки августа 14 года, посвящая главы политическому деятелю, он создает образ исполина, в силах которого было спасти Россию от революции. Это образ деятеля сильного, умного, ставшего опорой монархии, символом власти (противоположен слабому Николаю 2). Потому именно на него совершается покушение Богровым.

    70
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта