Главная страница
Навигация по странице:

  • Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры» (общая характеристика). Судьба народа и судьба человека в контексте времени. Анализ романа «Дом»: проблематика, система образов, символика.

  • Проза В. Астафьева («Пастух и пастушка», «Царь-рыба» и др.). Проблематика и поэтика.

  • Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)


    Скачать 269.25 Kb.
    НазваниеРоманы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
    АнкорГосы. Методика 2
    Дата01.04.2022
    Размер269.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOSy_IRL_2.docx
    ТипЗакон
    #434160
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Художественный мир драматургии А. Вампилова. Нравственно-психологическая и экзистенциальная проблематика пьесы «Утиная охота». Противоречивость образа Зилова. Смысл заглавия и финала пьесы. Особенности композиции. Роль символических деталей.

    Автор четырёх больших пьес и трёх одноактных, трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене. В 1961 вышла его 1я книга рассказов «Стечение обстоятельств», и лишь затем начались пьесы, начался его путь драматурга.

    Творчество А. Вампилова сыграло большую роль в изменении характера русской драматургии 1970-х годов. Пьесы Вампилова отличались неоднозначностью авторской оценки героев, что являлось обязательным в современной ему литературе 1960—70-х годов. Герой его был каким-то недостаточно определенным, амбивалентным. В одном произведении синтезировались разножанровые элементы (фарса, водевиля, психологической и бытовой драмы, трагикомедии и комедии положений).

    Пьеса «Прощание в июне» (1965) на первый взгляд довольно простая и незамысловатая пьеса из студенческой жизни, каких немало было в «оттепельные» годы расцвета «молодежной» литературы. Но уже в этой пьесе А. Вампилов показывает, что в жизни важно сохранить внутреннюю свободу как единственное богатство. Честность по отношению к себе, собственная свобода, невозможная при условии компромиссов, являются тем нравственным компасом, очень чутким к малейшим отклонениям, который корректирует жизненный маршрут героя А. Вампилова. Его герой, студент Колесов совершает первый и единственный поступок — рвет диплом, отказываясь вступить в корпорацию взяточников. Нелогичный с житейской точки зрения, непонятный в пределах общественной морали, этот поступок закономерен для вампиловского героя, не желающего подчиняться господствующему конформизму.

    Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». Начавшись с безответственного вранья, с почти водевильной ситуации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебниках. У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безоглядная правда.

    Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все - таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в обществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вампилова уже иные. Это герои трагические. Они не сумели реализовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, ставшие законом общественной жизни, разъедают их души. Они живут неистинной жизнью, какой, впрочем, живет все общество, фальшь которого так глубоко проникает внутрь, что деформирует человека. Он еще пытается сопротивляться, барахтается, но непоправимо изуродованы сами формы сопротивления среде, опрокинуты нравственные ориентиры, смещены критерии оценки хорошего и плохого. Герой испытывает глубокий душевный кризис, но очищенным из него не выходит. Таков герой трагикомедии «Утиная охота» (1970) Зилов, которого терзает экзистенциальная тоска по иной — настоящей — жизни.

    «Утиная охота» - кульминационная пьеса А. Вампилова.

    «Утиная охота» впервые опубликована в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.

    Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова.

    Вариант разрушения личности человека, живущего эгоистическими побуждениями, погрязшего в беспутстве, представлен в «Утиной охоте». Моральный распад личности воплощает образ Виктора Зилова. Как и предшествующие герои Вампилова, это интеллектуал, умница, интересный человек, но он буквально прожигает жизнь впустую. «Утиная охота» построена как материализация воспоминаний Зилова о прошлом, причём каждое из воспоминаний, завершившись, возвращает к настоящему времени. Автор показывает, к чему привёл каждый прошедший поступок Зилова.

    Когда друзья интересуются, что Зилов любит больше всего на свете, раздаются реплики: «работу» (и дружный смех, так как Зилов работает спустя рукава), «жену» (но присутствующая при этом жена говорит, что Зилов её нисколько не любит, и верно, он постоянно изменяет). Зилов не любит ни друзей, ни родителей. Получив телеграмму от отца, в которой тот просит сына навестить его в последний раз, Зилов иронически сообщает очередной любовнице: «Опять этот старый дурак умирает». Съездить и проведать стариков времени не находится, даже в отпуск, в сентябре: «Сентябрь — время неприкосновенное: охота».

    Цинизм, эгоизм, беспутство пронизали жизнь Зилова насквозь. От природы в него вложен большой потенциал, но ничего не реализовано. В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства. В самом ли деле Зилов убьёт себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остаётся неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя. Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет. Таким образом, показывает автор, не исключено, что всё пережитое не пройдёт бесследно, и этот человек начнёт меняться.

    Конфликт в одном герое – Зилове, всё сосредоточено в нём.

    Зилов — инженер, работает в центральном бюро технической информации. Но вот к службе своей уже давным-давно потерял интерес. Он уже ничего не хочет, ни к чему не стремится.

    В семейных отношениях Зилов тоже потерпел фиаско: плохой муж, плохой сын.

    Утиная охота для Виктора – воплощение мечты и свободы. Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

    71

    Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры» (общая характеристика). Судьба народа и судьба человека в контексте времени. Анализ романа «Дом»: проблематика, система образов, символика.

    Романы «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета» вместе с романами «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетралогию писателя Федора Абрамова, или, как назвал произведение автор, «роман в четырех книгах». Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался в судьбы страны, России и человека. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия.

    Автор пытался понять Россию и русский народ. Почему мы буквально в нечеловеческих условиях сумели выжить и победить врага и почему в мирное время не смогли накормить людей, создать подлинно человеческие, гуманные отношения, основанные на братстве, взаимопомощи, справедливости?

    Сразу же после выхода романа писатель столкнулся с недовольствами земляков, которые узнавали в некоторых героях свои приметы. Тогда Ф. А. Абрамов, может быть, впервые ощутил, как трудно говорить правду о народе самому народу.

    Ф. А. Абрамов сумел достойно рассказать о трагедии народной, о бедах и страданиях, о цене самопожертвования рядовых тружеников. Ему удалось «взглянуть в душу простого человека», он ввел в литературу целый пекашинский мир, представленный разнообразными характерами. Не будь последующих книг тетралогии, все равно остались бы в памяти семья Пряслиных, Анфиса, Варвара, Марфа Репишная, Степан Андреянович.

    «Братья и сестры». Пафос романа определяет мысль об единении народа перед общей бедой, о его способности к взаимопомощи, самоотречению и самопожертвованию.

    Действие романа происходит весной-осенью 1942 года, когда в результате тяжёлых поражений Красная армия продолжала отступать, оставляя хлебородные районы страны. Тяжкий труд по снабжению армии и тыла хлебом ложится на плечи женщин, стариков и подростков в сёлах отдалённых от фронта районов. Роман разворачивается на русском Севере, в верховьях реки Пинега, в старинном, наполовину старообрядческом селе Пекашино. Среди бескрайних лесов на скудных почвах оставшиеся жители села, отдавшего на фронт шесть десятков мужчин, в полуголодное время трудятся, чтобы вырастить больший урожай для фронта и тыла, выжить самим.

    На собрании в бывшей церкви, ныне используемой как клуб, колхозники стихийно, под нечаянным воздействием районного уполномоченного по урожаю, раненого фронтовика Лукашина, снимают с должности председателя колхоза и назначают нового, бывшего бригадира Анфису Петровну Минину. Новый председатель сталкивается с нехваткой рабочих рук, продуктов для крестьян, кормов. Против неё настроен один из бригадиров. Однако, воодушевлённая доверием крестьян, Анфиса включается в работу.

    В романе последовательно описываются этапы и тяготы крестьянского труда и быта в военное время. Похоронка приходит в семью стариков Степана Андеяновича и Макаровны, и старая мать умирает, не в силах вынести смерть сына. Степан Андреянович, много лет собиравший добро в надежде на возвращение к личному хозяйству его сына-комиссара, теперь отдаёт сделанные своими руками вещи для фронта. Получает похоронку Анна Пряслина, мать шестерых детей. Она не может выполнить умноженные войной ежедневные нормы колхозной работы и решается набрать для голодных детей мешочек собранных колосьев. Председатель колхоза застаёт её на горячем, но решает утаить поступок Анны, за который той грозит 10 лет заключения. Анне в её семейных тяготах помогает старший, 14-летний сын Мишка, который своим трудом и умелостью на колхозных работах заслуживает уважение старших. Во время лесного пожара, угрожающего урожаю, Мишка бросается помочь птице, которая не может спасти находящихся в гнезде птенцов; однако помощь нужна уже самому Мишке, и бросившаяся ему на помощь 19-летний комсорг Настя почти полностью обгорает.

    Председателя колхоза Анфису Минину, несмотря на противодействие коррумпированного партийного функционера, принимают кандидатом в партию. Анфиса и Лукашин охвачены взаимным чувством, но сдерживают себя, помня о военном времени и долге. Лукашин, мучимый виной за то, что почти поддался ласкам деревенской красавицы Варвары, и сознанием своего фактического безделья среди тяжело работающих людей, стремится поскорее вернуться на фронт.

    "Дом" - лучшая книга Абрамова, взывающая и сегодня к нашей совести, уму, к соразмышлению о жизни страны и каждого из нас, к поискам путей праведной, достойной жизни. События в романе происходят в 1972 году. Отстроилось, обновилось Пекашино, техника пришла на поля, лучше, зажиточнее стали жить люди, и Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Даже в семье Пряслиных распалось былое братство: Михаил отрекся от Лизы, Татьяна живет в столице и редко вспоминает родных, Федор кочует по трудовым колониям и тюрьмам, Петр не покидает больного Григория, но связан с ним не сердцем, а оковами долга. И только Лиза верна прежним устоям, она остается хранительницей пряслинской совести, родного очага. Но и она не в силах уберечь от гибели завещанный ей дом. Судьбы Ставровского дома, Михаила и Лизы - центральные в книге. А рядом - десятки других домов и судеб. В домах по-разному живут, дома строят и разрушают, о них спорят. Разнолики дома, разноголосы люди. Дела и поступки персонажей выверяются именно домом - большим и малым, духовным и материальным, который мы создаем на земле и в душах наших.

    Народ и Россия - на распутье и в выборе жилья, и в уровне достатка, и в выборе жизненных ценностей, духовных ориентиров - идей и идеалов. Ни в одном другом романе Абрамова не было такого философского накала, столько рвущихся к истине героев, которые спорят о домах, о душах, о смысле жизни.

    Федор Абрамов всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: "И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое". Так и в русском характере он видел великие достоинства и недостатки, часто причудливо переплетающиеся, - например, великое долготерпение и рабская покорность, нравственный максимализм, порыв к горним вершинам духа и пренебрежение будничным, кропотливым трудом. В книгах Абрамова нет однолинейных героев. В каждом персонаже - сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений.

    "Дом" - книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых плодотворных путей в развитии страны, человека и человечества. Новые высоты духа являют Лиза и Михаил Пряслины. Лиза встает в ряд с лучшими героинями русской литературы. Лиза излучает тот вечный свет, без которого не может существовать человечество. Она сохранила, уберегла в своей душе то лучшее, что издавна было в нравах Руси - любовь, доброта, сострадание, стойкость, справедливость и совесть. И все-таки она не могла уберечь от гибели завещанный ей дом.

    Почему гибнет дом? Почему гибнет Лиза, самый лучший человек Пекашина? Прямого ответа нет в книге. Читатель должен сам искать ответ, к тому взывает и духовное прозрение Михаила после гибели Лизы.

    72

    Проза В. Астафьева («Пастух и пастушка», «Царь-рыба» и др.). Проблематика и поэтика.

    Важнейшие темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Уже ранние повести Астафьева, «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал», вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз». Книги Астафьева, за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами.

    "Человек и природа" - вот главная тема, пронизывающая книгу Астафьева "Царь-рыба". Сам автор назвал ее повествованием в рассказах (1972-1975). Состоит она из двенадцати прекрасно написанных новелл, скрепленных единым рассказчиком и двумя героями, Акимом и Гоги Герцевым.

    К книге Астафьев предпослал два эпиграфа: один - из стихов русского поэта Николая Рубцова, другой взят из высказываний американского ученого Халдора Шепли, что подчеркивает важность проблемы защиты природных ресурсов для всей планеты, так как природа представляет единый мировой организм и разрушение ее в какой-либо части может вызвать всеобщую катастрофу. "Если мы будем вести себя как следует, - пишет Халдор Шепли, - то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет, потому что на солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется". Рассказы в сборнике как бы продолжают и дополняют друг друга, предлагая читателю разные типы персонажей. Открывает книгу рассказ о верном друге человека - собаке ("Бойе"), застреленной конвоиром, когда преданный человеку пес бросился на грудь хозяину (заключенному), отплывающему к месту предстоящей ссылки.

    Следующий рассказ "Капля", лишенный драматического конфликта, представляет собой философские размышления автора о смысле человеческой жизни после законченной рыбалки. Человек, наделенный разумом, должен быть, по мнению Астафьева, ответственным за продолжение жизни на земле. Такая ответственность проблемно раскрывается в следующих рассказах о браконьерах: "Дамка", "У золотой карги", "Рыбак Грохотало".

    Перед читателем проходит целая вереница типов браконьеров, талантливых хищников сибирских рек и тайги - Гоги, Командора, Дамки, Зиновия, Грохоталы. Писатель не сгущает краски при описании этих образов. Это не законченные герои-злодеи, нарисованные от начала до конца черной краской. Не лишены они хозяйской смекалки и даже чести и совести в некоторых случаях. Неумеренная жадность вот только выдает их с головой. Показателен в этом отношении Зиновий Игнатьевич Утробин ("Царь-рыба"). Вспомним центральный эпизод рассказа: ловля царя рыб - огромного осетра. Два брата, два браконьера, Зиновий и Командор, давно не ладят друг с другом и на "охоту" ходят поодиночке.

    В один из походов Зиновий повстречался с "царем" рыб (о такой встреч, мечтал всякий заядлый рыбак) - попался он на самолично изготовленных самоловы. Отпустить бы улов назад, в глубины ангарских вод, по добру по здорову, и беды никакой бы не было, тем более вспомнил он дедушкин наказ: "Лучше отпустить ее, клятую незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее". Доброе, мудрое наставление осталось от предков, да только Утробин не внял голосу разума, пожадничал. С удвоенным азартом снова принялся за осетра, но, случайно поскользнувшись в лодке, сбитый рыбиной, очутился в холодной воде Более того, Зиновий зацепился за крючок самолова.

    Ночь, темень. Браконьер переживает сильное нравственное потрясение. Чувствует человек, зацепившись за борт лодки, как покидают его силы. Между барахтаньем в холоднющей воде, во время отдыха, припоминая свою жизнь, решил, что это наказание ему выпало за Глашу Куклину, над которой когда-то надругался он. Спустя некоторое время просил он у нее прощения, но Глафира не простила его. И вот приходится расплачиваться за прошлые грехи. "Гла-а-ша-а, прости-и-и ", - молит он из последних сил. "Прощения, пощады ждешь? - иронически задает себе вопрос Зиновий. - От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода...". Дает обещание природе Зиновий покончить с браконьерством, если только спасется в эту ночь. Мысленное раскаяние перед Глафирой и покаяние за содеянное с "царем-рыбой" возымело действие, в конце концов было учтено природой. Набравшись сил рыбина сорвалась с крючков, а незадачливого рыбака неожиданно спасает брат его, Командор.

    Однако на этом не заканчиваются мытарства Игнатьича. Холодная вода дала о себе знать - ампутировали ему ногу. Продает Утробин свой дом в деревне и покидает насовсем насиженные места, побывав перед отъездом у Глафиры Куклиной. Так проучен был за свои незаконные действия рыбак-браконьер. Правда, в данном случае у читателя нет отвращения к этому персонажу. Видимо, потому, что поиск истины слишком дорого обошелся для Зиновия Игнатьича.

    Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. Астафьев много размышлял о войне и неоднократно обращался к этой теме. Первым произведением, рассказывающем о военных событиях, была повесть «Звездопад» (1961). В начале 70-х вышло, по мнению критиков, самое совершенное произведение писателя — повесть «Пастух и пастушка» (Подзаголовок «Современная пастораль», 1867—1971). В центре повести история взаимоотношений Бориса Костяева и Люси. Писатель параллельно описывает нежные отношения влюбленных и страшные картины смерти и крови на войне.

    О чем бы ни писал Астафьев главной темой в его творчестве всегда были судьба и характер простого человека, жизнь народа «во глубине России».

    73
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта