Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
Скачать 269.25 Kb.
|
«Тихий Дон» М. Шолохова – роман-эпопея о судьбе народа в революции. История создания и проблема авторства. Григорий Мелехов как художественный тип эпохи, истоки его трагедии. Особенности поэтики эпопеи Шолохова. Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Работа давалась нелегко. В беседе с корреспондентом газеты «Известия» Шолохов вспоминал о том, как начиналась работа над романом: «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса. Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то... Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе». Наряду с этим, писатель поставил перед собой еще одну немаловажную задачу: проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914–1921 гг. Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Знание и понимание этой жизни, быта, психологии народа, его обычаев и нравов, природы и труда – все это с детских лет было для Шолохова близким и родным. Тома 1—3 написаны с 1925 по 1932 год, опубликованы в журнале «Октябрь». Том 4 закончен в 1940 году, опубликован в журнале «Новый мир» в 1937—1940 году. Некоторая часть литературоведов считает, что существуют основания полагать, что Шолохов не является подлинным автором романа. Прежде всего, сам Шолохов был очень молод, когда начал писать роман. Удивительно, что такое глубокое и зрелое произведение, он начал писать примерно в 22 года, до этого издав только сборник рассказов. Написал первые книги с большой скоростью: два первых тома за 2,5 года. Шолохов якобы был малообразованным человеком — окончил всего 4 класса гимназии Первые слухи о плагиате появились в 1928 году вместе с выходом первых двух томов «Тихого Дона» в журнале «Октябрь». Из них следовало, что Шолохов присвоил рукопись из полевой сумки безвестного белого офицера, расстрелянного большевиками и опубликовал под своим именем. Говорили даже об анонимных звонках в издательство с угрозами появления некоей старушки, требующей восстановления авторства её умершего сына. Однако в противоположность известные специалисты по творчеству Шолохова считают факт авторства Шолохова доказанным и не вызывающим сомнений т.к. были обнаружены считавшиеся потерянными рукописи 1 и 2 книг «Тихого Дона». Авторство романа было окончательно подтверждено за Шолоховым после экспертиз. Действие романа охватывает примерно 10 лет. События начинаются в 1912 г и заканчиваются в 1922г. Но что вобрали в себя эти 10 лет! Первая мировая война, революции 1917г, гражданская война. Эти события – важнейшие в истории страны, ее народа. Роман получился объемным. Он состоит из 4 книг (8 частей). Все книги объединяет образ Григория Мелихова. Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне — труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле. Образ Григория Мелехова — центральный в романе. О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель. Он потомственный казак — хозяйственный, работящий, храбрый, свободолюбивый. Полюбив Аксинью — чужую жену — Григорий не старается скрыть свои чувства от окружающих, это ниже его достоинства. Гордый и независимый, он уходит с Аксиньей в Ягодное, собираясь жить. Но Григорий Мелехов оказывается в самой гуще военных событий, но и здесь он проявляет себя как смелый и стойкий боец. Он умен, решителен, бесстрашен и вместе с тем — гордый, придерживается усвоенных с детства принципов мужской чести. Увидев на знаменах революции слова о свободе и равенстве, Мелехов с восторгом встал в ряды красных. Однако его ожидали большие разочарования. Оказалось, что у защитников революции в борьбе за счастливое будущее используются все те же жестокость и насилие над личностью, столь неприемлемые для Григория. По натуре он человек жалостливый (случай в поле с убитым утенком). Он не может принять путь достижения цели любой ценой, на его глазах красные секут саблями безоружных пленных, расстреливают казаков, грабят хутора и насилуют казачек. Григорий Мелехов во время своих исканий не раз наблюдал жестокость и беспощадность и красных и белых, поэтому классовая ненависть стала казаться ему бесплодной, Душа Григория стремится к любви, покою, хозяйскому труду, но время предъявляет совсем иные требования. Не желающий изменять себе, своим принципам, вечно находящийся в поиске правды, Григорий Мелехов оказался чужим для всех. Казаки знали, что раньше он был красным командиром, поэтому относились к нему с подозрением. Когда же Мелехов в очередной попытке добраться до истины ушел от белых, красные тоже не доверяли бывшему белому офицеру. Чужой людям и бесконечно одинокий, Григорий стремится вернуться к мирной жизни, Еще одну попытку вырваться из замкнутого круга исканий предпринимает Мелехов: пытается скрыться вместе с Аксиньей, но она погибает в дороге. Умерла Аксинья, единственная и страстная любовь Григория, и перед нами уже не храбрый и самолюбивый боец, а страдающий, убитый горем человек. В конце романа Григорий отказывается и от войны, и от оружия, которое он бросает в Дон. Возвращение в родной хутор Татарский дает надежду на рождение новых надежд, новой любви, новой жизни. Григорий Мелехов не принял этого враждебного к нему и враждующего мира. Язык романа "Тихий Дон" Михаила Шолохова неординарен. Первое, что привлекает внимание, это диалектная лексика и просторечия. Используются они не только для обозначения бытовых реалий ("майдан", "баз", "курень", "жалмерка" и т.п.), но значительно шире: и реплики персонажей, и авторский описания, частично изложены на диалекте ("гутарили про него на хутору чудное …"). Такое пристрастие к диалектизмам может диктоваться как происхождением самого Шолохова, так и его желанием полнее погрузит читателя в мир донского казачества. Следующая особенность стиля "Тихого Дона" – это его высокая метафоричность. Особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений. С перегруженностью метафорами – по контрасту – сочетается прозрачность и простота синтаксиса. Текст написан короткими предложениями, преимущественно простыми. Еще одной особенностью языка "Тихого Дона" является сравнение человека с животными, не только в физическом, но и в духовном плане. Речь идет не просто о прямых сравнениях ("шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока"), но и о детализации описаний, когда у читателя возникает впечатление схожести со зверем. Такие сравнения показывают иногда исподволь, а иногда и явно близость героев и природы, которая является для Шолохова символом продолжения жизни. Мир в изображении Шолохова богат запахами: из горницы у него «пахнет слежалой одеждой и почему-то – анисовыми яблоками»; «в кизичняке густо пахнет сухим навозом, выпревшей соломой, объедьями сена», а от «мокрых Аксиньиных волос течет «нежный волнующий запах». В романе есть множество описаний природы. Природа небезразлична к человеческим радостям и горестям. Она всегда чутко отзывается на события человеческой жизни. Писатель применяет хорошо известный в устном народном творчестве принцип эпического параллелизма. В постоянном сопоставлении жизни людей и природы выражается одна из самых важных особенностей художественного мышления Шолохова. Мир людей и мир природы художник осмысливает как единый поток вечно творящей жизни. Природа возвеличивает и очищает человека. В романе она не безразлична к событиям человеческой жизни. Например, пейзажная зарисовка в конце пятой части своего рода итог, вывод Шолохова. Когда Россия погрязла в Гражданской войне, распрях, когда рушатся вековые устои, семьи, когда люди гибнут сотнями, тысячами от рук своих братьев, природа продолжает жить по своим незыблемым законам: на смену старому, отжившему всегда придет новое, как за зимой приходит весна. Человечество сравнивается с мироустройством природы. Рассказывается, как «еще в мае бились возле часовни стрепета, бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение»; «а спустя немного времени тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка трепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом». Эти строки параллельны судьбе человечества, которое воюет, бьется, гибнет за свои идеалы, цели. Но любая война имеет свойство заканчиваться, это явление временное, но незыблемы вечные ценности: рождение, радость материнства, забота о своем ребенке. Этому фрагменту предшествует эпизод с описанием могилы убитого казаками Валета. Это описание подводит к мысли о неизменной победе жизни над смертью: могила Валета, пристанище смерти, постепенно зарастает травами: полынью, чебрецом, донником, то есть жизнь продолжается, пробивается сквозь смерть. Да, Россия утопает в крови своего народа, многие гибнут, но это еще не конец, продолжается жизнь, продолжается вечный круговорот жизни и смерти. 62 Эпоха, народ, личность в историческом романе А. Толстого «Петр Первый». Система образов. Своеобразие жанра, особенности языка романа. «Пётр I» — незаконченный исторический роман А. Н. Толстого, над которым он работал с 1929 года до самой смерти (1945). Две первые книги были опубликованы в 1934 году. Незадолго до своей смерти, в 1943 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года. В советское время «Пётр I» позиционировался как эталон исторического романа в духе соцреализма. Автор проводит параллели между Петром Первым и Сталиным, на примере Петра оправдывая слом традиционного общества любой ценой и «основанную на насилии систему власти». Сюжетная линия следует за реальными историческими событиями рубежа XVII и XVIII веков — от смерти царя Фёдора Алексеевича до взятия русскими войсками Нарвы. На широком историческом материале показан переломный период в истории России, создание исключительной личностью нового государства — Российской империи. Среди выведенных в романе событий и личностей — Азовские походы, Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её любовник князь Василий Голицын, Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс. Несколько идеализированный царь раз за разом демонстрирует волю, энергию, любознательность и упорный характер; он бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми приближёнными. Чувства и жизни отдельных людей щедро приносятся в жертву ради триумфа государственных интересов. В традиции эпопеи «Война и мир» рядом с крупными историческими деятелями в романе выведены простые люди из народа. Для воспроизведения исторического колорита автор не жалеет красочных бытовых деталей. «Действие романа переносится из дворца в курную избу, из боярской усадьбы со слюдяными окошечками в дымный кабак и т. д.» Центральным лицом, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи. В основу композиции произведения наряду с движением “большой истории” положено развитие характера Петра, его возмужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, “волчонка”, по словам царевны Софьи, ” в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля. Петр у А. Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей “подлого звания”. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. В третьем томе романа перед нами Петр уже окончательно сформировавшийся: и как человек, ставший сдержанным и рассудительным, и как государственный муж, глубоко осознавший огромную ответственность за судьбу России. И не случайно автор называет его теперь не просто Петром, а Петром Алексеевичем. Жанр. Роман исторический. Черты 1 в центре исторические реальные деятели, реальные события 2 принцип хроникальности 3 любовная интрига не играет главную роль Основной конфликт эпохи в изображении Толстого состоит в том, что Петр, стремящийся сдвинуть Россию с мертвой точки, думающий о будущем русских людей, добывает средства для реформ у тех, ради кого они совершаются. Новые налоги, притеснения вызывают стихийный народный протест, брожение и недовольство: "Третью шкуру с мужика дерут. Обложили налогами. Толстой развертывает в романе широкую картину народной жизни России той эпохи. Автор воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что "колокол лить", что "шпагу калить", что "пистолет делать" — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — "редкой умелости человек", мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и "ярыжек" (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний. Над этой пестрой и многоликой толпой фигура императора Петра. Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. "От беды и позора под Азовом сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит". В великом городе Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: "… в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву". Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа — дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого. Писатель населяет роман огромным количеством персонажей. Все усилия писателя направлены на то, чтобы полно и многогранно раскрыть образ Петра, показать уникальность этой фигуры не только для России, но и для всех времен и народов. Но как бы ни был талантлив и энергичен царь, ему ничего бы не удалось сделать, не сплоти он вокруг себя верных и деятельных людей. Кто же были они? Жадные до жизни и работы, под стать царю Петру, с его неуемной энергией, силой, волей и желанием быть полезными России. Первым другом, наставником, много сделавшим для духовного роста Петра, был Франц Лефорт. Он вводил несмышленого еще юношу в курс европейской политики, объяснял, почему, сидя на богатствах, россияне бедствуют. После его ранней смерти Петр ощутил, что понес невосполнимую утрату. В тот вечер он признался, что Меньшиков единственный до конца верный человек, правая его рука, «хотя и вороватая». Выбравшись наверх из городской бедноты, Александр Данилович Меньшиков так и не смог отказаться от некоторых привычек, въевшихся намертво в его душу. Меньшиков предан Петру до самозабвения, он готов по мановению руки идти на любое дело, не задумываясь скачет в самое пекло сражения, загораживая собой своего кумира, дарит ему любимую женщину — пленницу Катерину, но вот от вороватой своей натуры отказаться не в силах, за что частенько бывает бит быстрым на расправу Петром. Так же преданы царю и поднявшиеся из нищиты Бровкины. Иван Артемьич старается снабжать войска Петра лучшими продуктами, флот — пенькой и парусиной. Он отдает царю и самое дорогое — своих сыновей. Бровкины из тех, кто не копит богатство по сундукам, а учатся языкам, наукам, европейскому политесу. Петр выше всего ценит в людях знания и преданность делу, поэтому он поручает Алексею Бровкину совершить поход в северные земли, набрать годных для строительства Санкт-Петербурга и в войска людей. Артамон Бровкин, несмотря на юный возраст, служит в посольском приказе, так как знает языки, разбирается в европейской политике. Гаврила Бровкин послан царем в Москву в помощь сестре Наталье Алексеевне организовать первый театр. Есть среди соратников Петра и родовитые бояре, на которых царь может опереться в трудный момент. Это в первую очередь князь-кесарь Ромодановский, оставленный наместником в Москве. Не будь у Петра такого количества последователей, верных и самоотверженных соратников, он бы ничего не смог сделать, но в том-то и состоял феномен этого человека, что он мог объединить вокруг себя лучшие силы, повести за собой, где только личным примером, а где, если требовалось, с помощью плетки и кулаков загонял нерадивых помощников на работу. Петр понимал, что, действуя только добром, по-хорошему, он ничего не добьется. Само собой разумеется, что А. Толстой самым серьезным образом изучал народный язык Петровской эпохи, и этот язык нашел самое широкое применение в романе «Петр Первый». Так просторечия сыграли для писателя великолепную роль в создании живой ткани романа: «Мать творила тесто...», «Жрать нечего стало», «Царица дико завизжала», «Опоили проклятые бояре простых людей...». Архаические слова служат для более яркого воспроизведения колорита эпохи и образа Петра. Речь Петра афористична и глубока, что речь крупного государственного деятеля. Например, «от битья железо крепнет, а человек мужает», «промедление - смерти подобно». Речь Меньшикова и крестьян - безыскусственная, простая. Писатель здесь чутко отразил тот неоспоримый факт, что язык народных масс длительное время оказывался наиболее устойчивым и менее подверженным различным иноземным воздействиям, влияниям и изменениям, нежели лексикон образованной верхушки общества. В романе «Петр Первый» показано увлечение дворянской прослойки общества внешними атрибутами западноевропейской культуры. Это выражено в их жеманной, манерной речи, изобилующей иностранными словами. Для воссоздания исторического колорита Петровской эпохи Толстой прибегает к использованию архаизмов, т. е. устаревших, вышедших из употребления слов. Чаще всего Толстой в тексте поясняет значение устаревших слов Для передачи языкового колорита Петровской эпохи Толстой вводит в текст не только отдельные слова, во и выражения, конструкция которых говорит об употреблении их в XVII веке. Но одни архаизмы не смогли бы в полной мере дать почувствовать читателю языковой колорит Петровской Эпохи. Толстой вводят в текст ряд варваризмов: «виктория», «конфузия», «политес», «делать талант», «плезир», «куафер», «презантай», «мажордом». Противоречия эпохи находят отражение в своеобразных словесных контрастах, когда вслед за модным, иностранным словом следует церковнославянизм или вульгарная лексика. Умелое использование Толстым иногда в одном и том же предложении иностранных и просторечных слов придает комическое звучание всей фразе. Толстой изображает Петровскую эпоху в движении, в борьбе нового со старым, эпоху, полную глубоких противоречий. Художник дает почувствовать читателю и историческое развитие языка Петровского времени: отмирают старые слова, связанные с допетровской Русью, появляются новые, вызванные насущными требованиями жизни. С трудом переваривается «хаос иностранных слов», одни из них отмирают, другие прочно «врастают» в русский язык. 63 |