Главная страница
Навигация по странице:

  • Изображение революции и гражданской войны в прозе 20-х годов XX века (на примере творчества И. Бабеля, Б. Пильняка, А. Фадеева).

  • Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)


    Скачать 269.25 Kb.
    НазваниеРоманы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
    АнкорГосы. Методика 2
    Дата01.04.2022
    Размер269.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOSy_IRL_2.docx
    ТипЗакон
    #434160
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Поэма А. Блока «Двенадцать». Система образов. Своеобразие композиции. Символика.

    Революц Блок воспринимал с позиций ницшеанства (апполоническое начало и дионисийское). Исходя из этой концепции, Блок оценивает революцию как явление двойственное, ей присуще 2 начала: созидательное и стихийное. Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии. Эти настроения отразила поэма «Двенадцать», которую поэт считал лучшим из всего им написанного.

    Поэма "Двенадцать" получила свое название от числа глав произведения, от числа главных героев апостолов Христа, персонифицированных в образы красноармейцев. В своей поэме А. Блок хотел изобразить коллективное сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуальному началу лирики символизма. В целом же, поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете, на пределе творческих сил, - остается звуком музыки, памятником эпохи (кратчайшей и единственной в своем роде - первых недель революции 1917 года).

    Жанр поэмы: Венгеров «Путь Блока». Поэма – эпопея. Карпов «Продиктовано временем» - эпос нового типа. Громов «Блок, его современники и предшественники» - трагический эпос.

    Несмотря на разные позиции, все они указывают на лиро-эпический характер поэмы. Сходятся во мнении, что в поэме 2 сюжетные линии: главная (сюжетная) в которой воплотилась тема революции 2я – новеллистическая (второстепенная) – история Ваньки и Катьки.

    Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917—1918 года. Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. По ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Они готовы на все, чтобы защитить новый мир от старого. По дороге бойцы обсуждают своего приятеля Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой. Следующая глава — лихая песня, исполняемая, отрядом из двенадцати. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Ванька и Катька несутся по Петрограду, сталкиваются с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани. Лихач извозчик вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, лишь убийца Петруха грустит по Катьке, которая была когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его. Следующая глава — романс, посвященный гибели старого мира. Так двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше. За отрядом увязывается шелудивый пес, символизирующий старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя.

    Поэма состоит из двенадцати глав и построена по принципу кольца (кольцевая композиция). В первых и последних главах — городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие. В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати». Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой: «Черный вечер. Белый снег...» и антитезой завершается: «Позади — голодный пес... Впереди — Иисус Христос».

    Традиционно конфликт поэмы «Двенадцать» трактуется как столкновение старого и нового мира, старой и новой России. При этом старую Россию символизирует буржуй и голодный пес, а новую — двенадцать. Она имеет более широкий, философский смысл, в ней изображен разгул и столкновение стихий (народной, природной, космической), а действие произведения происходит не столько в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, «на всем Божьем свете». Конфликт поэмы — столкновение добра и зла, хаоса и гармонии, света и тьмы, будущего и прошлого в самих людях, в каждом человеке.

    Центральная тема поэмы «Двенадцать» — судьба России. С каждым годом окружающая действительность все очевиднее представлялась Блоку «страшным миром», который должен быть разрушен. Поэтому поэт принял революцию 1917 года как проявление живой стихии, разрушающей «страшный мир», современную мертвую цивилизацию. Но при этом проблема революции в поэме далеко неоднозначно.

    Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство, поскольку нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено. Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога, она тоже потеряна.

    Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности — такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». Каким же, в таком случае, поэт видит будущее России и как объяснить появление фигуры Христа в финале?

    Россия должна погрузиться на самое дно, пережить самое страшное, чтобы затем, через хаос и тьму, прийти к свету. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме — образ Христа.

    Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме — антитезе. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя.

    Красный цвет в поэзии Блока часто соотносится с состоянием тревоги и сомнения, но здесь поэт значительно расширяет его смысловые границы. Красный флаг находится в руках Христа, поэтому он становится символом нового времени, новой веры. В финальной строфе есть важная деталь: красный флаг становится кровавым флагом. Значит, путь к свободной, новой жизни лежит «сквозь кровь и пыль», через смерть человека. И здесь вспоминается убитая Катька, которая погибла не от руки старого мира, а от жестокости людей, идущих в новую эпоху. По-видимому, Блок, отрицая старый мир, не может принять до конца и новый.

    Поэма Александра Блока Двенадцать достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века. В поэме встречается еще один яркий символ - мировой пожар. В статье Интеллигенция и революция Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, грозовому вихрю, снежному бурану; для него размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон.... Эта идея нашла свое отражение в поэме Двенадцать, где автор говорит о мировом пожаре символе вселенской революции. И этот пожар обещают раздуть двенадцать красноармейцев.

    С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. Апостолы революции оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди. С одной стороны, А. Блок показывает, что злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека. Также немаловажными в поэме Двенадцать являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката Вся власть Учредительному собранию!, она не принимает и большевиков (Ох, большевики загонят в гроб!), но старуха верит в Богородицу, матушку-заступницу. Для нее важны насущные проблемы, а не революция.

    Благодаря системе образов и символике в поэме Двенадцать Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

    55

    Изображение революции и гражданской войны в прозе 20-х годов XX века (на примере творчества И. Бабеля, Б. Пильняка, А. Фадеева).

    Литературный процесс 20-х годов не был однородным. Не существовало единого потока, писатели не были едины ни по эстетики, ни по мировоззрению. Литература была очень многообразна. Условно в прозе 20-х можно выделить несколько стилевых течений:

    1. Традиционалисты (писатели-реалисты старшего поколения, которое сформировались ещё до октября, они опирались на традиции классического реализма) - Пришвин, Вересаев, А. Толстой, Неверов и др.

    2. Неореализм (молодые писатели). Сочетает в себе приёмы прежние и развивает новое мироощущение. Федин «Города и годы», Леонов

    3. Формирующаяся литература соц. реализма. Фадеев «Разгром», Фурманов «Чапаев»

    4. разные разновидности романтизма (Грин)

    5. натуралистические черты (Романов, Зазубрин)

    6. Сатирическая проза

    7. Орнаментализм (украшение). Крупнейшее стилевое течение. Пильняк, Весёлый, Иванов и др. Отражает бурлящую жизнь революционных событий. Характерны острые сюжеты, резкие контрасты, языковая вычурность, включение заговора, частушек, яркая изобразительность. Характерна ритмизация, т.е. музыкальное начало. Система сквозных лейтмотивов.

    8 экспрессионизм. Платонов «Котлован», Булгаков «Роковые яйца». Авторы давали панораму гражданской войны в разных районах России. Проблематика этих произведений строилась главным образом вокруг идеи духовного роста народной массы в огне революции и гражданской войны. В центре внимания большинства произведений на эту тему был коллективный образ народа, ищущего в революции и гражданской войне осуществления социальной справедливости. Романтический пафос органически соединился с реализмом изображения человеческих характеров и жизненных обстоятельств.

    Фадеев «Разгром». Первоначально название «Враги» (враги внутри красного лагеря: Мечик и Морозко). Конфликт: противопоставление двух характеров. Новаторство: показывает внутренние процессы в человеке, путь его изменения. Название «Разгром» - это поражение полностью, а их осталось 19 чел (надежда) Разгром, т.е душевный разгром. Проблемы: становление личности (Морозка); проблема формирования коллектива; проблема гуманизма; интеллигенция и пролетариат. Жанр: социально-психологический роман. Исторический контекст ограничен. Главное, что занимает писателя - изображение самой жизни партизан, их переживаний. Образы: главные: Левисон, Морозка, Мечик, Метелица. Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы».

    Гражданская война — основная тема романа. Для Фадеева революция была в первую очередь началом нового мира. Роман был высоко оценен советской критикой сразу же после публикации. М. Горький полагал, что «Разгром» даёт «широкую, правдивую и талантливейшую картину Гражданской войны». Но полемику вызвали художественные принципы романа. Одним из предметов спора между литературными деятелями того времени был психологизм. Так, О. Брик написал статью, осудившую установку Фадеева на раскрытие внутреннего мира своих персонажей в ущерб исторической достоверности в изображении событий. Он называл Фадеева «интуитивистом», написавшим роман «по самоучителю Толстого и Чехова». А. Воронский увидел в романе «не только толстовское построение фразы, но и толстовское мироощущение, толстовский метод изображения психологического состояния человека». Как вы знаете, после революции некоторыми деятелями искусства объявлялся отказ от классического наследия. Психологизм теперь часто признавался не достоинством, а недостатком. «Человек ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает», — говорит герой романа. Фадеев же стремится исследовать психологию своих героев. Это определяется задачей, которую автор сформулировал во время встречи с молодыми читателями: «Какие основные мысли романа “Разгром”? Я могу их определить так, первая и основная мысль: в Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, всё враждебное сметается революцией, всё, не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а всё, поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растёт, развивается в этой борьбе. Происходит огромная переделка людей». Это объясняет художественные особенности произведения и особенности его психологизма. Внимание писателя направлено на то, как его герои ведут себя в предлагаемых исторических условиях, принимают ли они требования, предъявляемые временем, революцией. Для членов партизанского отряда нет выбора. Они сражаются во имя будущего, которое для них не очень ясно, они точно знают только, что оно будет лучше прошлого и настоящего.

    В этом отношении интересен образ Морозки, одного из героев романа. Собственно, его нахождение в центре произведения и объясняется тем, что он является образцом нового человека, подвергающегося «переделке». Автор говорил о нём в своём выступлении: «Морозка — человек с тяжёлым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...»

    Говоря об отборе «человеческого материала», писатель имел в виду не только тех, кто оказался необходим революции. Люди, «непригодные» для строительства нового общества, беспощадно отбрасываются. Таким героем в романе является Мечик. Не случайно этот человек по социальному происхождению принадлежит к интеллигенции и сознательно приходит в партизанский отряд, ведомый представлением о революции как о великом романтическом событии. Принадлежность Мечика к иному классу, несмотря на сознательное желание сражаться за революцию, сразу же отталкивает от него окружающих. «Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить». Такова первая аттестация, которую получает Мечик. Сомнения Морозки созвучны словам В. Маяковского: «Интеллигент не любит риска, / Он красен в меру, как редиска».

    Мечику посвящены несколько глав, одна из которых носит очень характерное название «Один». Отчуждённость от коллектива, ощущение себя самостоятельной личностью — это в глазах Фадеева худший недостаток. Мечика нельзя переделать. И писатель презрительно замечает, что его герой не мог бы убить даже свинью, но свинину ел вместе со всеми, потому что был голоден. Он не может оскорбить женщину, выругаться, совершить мелкую кражу. Но эти достоинства для окружающих становятся недостатками, тем более что он не может также вычистить винтовку, обиходить лошадь, вообще стать бойцом. Проблема Мечика заключается в том, что он пришёл в отряд по доброй воле, но уйти из него, когда понимает своё несоответствие, уже не может. Покидает он отряд, лишь совершив предательство.

    Фадеев писал: «Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться». Таким выступает в романе Левинсон. За Левинсоном оставлено право на насилие потому, «что сила его правильная». Он не знает страха и сомнений, а если и знает, и испытывает обычные человеческие чувства, то стремится изо всех сил спрятать их. Он должен быть вожаком, который “ведёт за собой более отсталых”». Это образ идеальный, соответствующий не столько правде жизни, сколько авторской идее.

    "Конармия" И. Э. Бабеля - это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя.

    Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и быта Первой Конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования. В книге в довольно жёсткой и неприглядной форме показаны характеры бойцов революции, их необразованность и жестокость, которые ярко контрастируют с характером главного героя — образованного корреспондента Кирилла Лютова, образ которого довольно тесно связан с образом самого Бабеля. Некоторые эпизоды произведения являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказов является то, что главный герой имеет еврейские корни (хотя носит русскую фамилию Лютов). Вопросу гонения евреев до и во времена гражданской войны отведено особое место в книге.

    "Конармия" написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова. На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля. «Конармия» одна из самых беспощадных, откровенных книг. Реальность показана со всеми жестокостями.

    Композиционное единство цикла создаётся введением рассказчика, некого Лютова, единственный, кто причастен в той или другой форме практически ко всем эпизодам. Столкновение Лютова с конармейцами позволяет Бабелю представить общественное сознание эпохи как явление переходное. В новелле “Мой первый гусь” мы узнаем о том, как тяжело ему освоиться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к ему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от своих позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне герой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладнокровие.

    В семи новеллах Бабель демонстрирует классическую сказовую манеру. Это знаменитое «Письмо» Васьки Курдюкова о том, как «кончали» врагов отца и сына (вариация «Тараса Бульбы»). В сборнике «Конармия» Исаак Эммануилович Бабель показывает нам гражданскую войну без всяких прикрас. Писателя волнует проблема гуманизма на войне. Остается ли место для добра среди суровых военных будней, сохраняются ли добрые чувства у привыкших к убийствам солдат, как соотносятся на войне гуманизм и жестокость? Все эти вопросы поставлены, в частности, в рассказе с очень простым названием «Соль».

    Сюжет рассказа представляет собой трагическую историю женщины-спекулянтки. На самом деле Бабель заставляет нас задуматься о стихийной жестокости народа в гражданской войне, о том, что тяга к дому, к нормальной мирной жизни, сохраняющаяся в обожженной войной душе буденновских казаков, может прорасти ростками гуманизма, и тогда они заботливо оберегают от опасности женщину с ребенком. Но может прорасти и необузданной жестокостью, когда, раскрыв обман, конармейцы легко расправляются с беззащитной женщиной, невольно посмеявшейся над их сокровенными чувствами.

    Пильняк. Был расстрелян. Наст фамилия Вогау. Считался большим знатоком русско-уездной жизни. Псевдоним появился в 15 г. Он отдыхал в селе Пильнявка, жителей называли пильняками. Отправлял от туда свои рассказы под псевдонимом.

    «Голый год» был самый известный революционный роман. Его переводили на многие языки. Критики отмечали, что Пильняк активно использует традиции Белого, Замятина. Шло мощное влияние от Блока. Пильняк отрекается от реалистической поэтики. Отказ от принципа детерминизма (обусловленности). Фрагметы повествования связываются лейтмотивными связями. «Голый год» - год, в который проявляются голые инстинкты. Человек руководствуется зоологическими, физиологическими инстинктами. Голый год – пик гражданской войны, год самый нищий и холодный. 1919 год. Главная идея унаследована от Блока (поэма «Двенадцать» метафора Блока революция-метель) 7 глава. Последняя, без названия. В ней 3 слова - Россия. Революция. Метель. Герои Пильняка в кожаных куртках положили начало целой традиции внешне орнаментированной фигуры большевика в кожанке или гимнастерке. Выражение "кожаные куртки" станет нарицательным. В романе 3 героя идеолога: сапожник Семён Матвеев-Зилотов проповедник бесовства. Считает, что революция дело рук черта. Он масон, считает, что на Руси должен скоро появится Антихрист. И хочет поспособствовать этому. Второй герой-архиепископ Сильвестр. Он не верует в Христа. Он считает, что революция пришла, чтобы вернуть русских людей в языческие времена. Он вступает в полемику со своим племянником князем Глебом Ардыниным. Князь считает, что революция- это попытка вернуться в допетровскую Русь.

    «Повесть непогашенной луны». Гаврилов, главный герой повести, и воспринимается как олицетворение власти, власти над чужими жизнями. Он представлен человеком, который имел право и волю посылать людей убивать. Теперь на смерть посылают его, приказывая ложиться на ненужную операцию. Пильняк создаёт ситуацию, которая кажется неправдоподобной: человек, который привык командовать сотнями чужих жизней, покорно идёт на заклание. Не желая операции, он не может от неё отказаться, не может воспротивиться приказу одного из членов «той тройки, которая вершила».

    56
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта