Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
Скачать 269.25 Kb.
|
Социально-философская проза А. Платонова («Усомнившийся Макар», «Котлован», «Чевенгур» и др.). Типы героев. Основные мотивы. Особенности поэтики: функционирование мифа, специфика художественного пространства и времени, своеобразие языка. Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие «массы», покорные режиму. Этот протест звучит во многих произведениях Платонова, ярких символичностью образов и своеобразием авторского языка. Эта тема затронута в рассказе «Усомнившийся Макар», написанном Платоновым в 1929 году. В нем автор показывает зарождение бюрократизма — машины, стоящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях. «Нормальный мужик» Макар Ганушкин отправился в Москву, «чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей». Он задается вопросом: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» Ответа нет ни в жизни, ни во сне, где ему приснился мертвый идол верховной власти. Уже в этом рассказе Платонов ставит вопрос о ценности идеи, оторванной от интересов человека, его гармоничного развития. Идол мертв, потому что мертва любая мысль, направленная на разрушение личности, убежден писатель. Услышав в дурдоме про статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях, Макар пошел туда бороться за «общебедняцкое дело». В результате он сам, как свежий человек из «низов», был принят в ряды чиновников, где решал вопросы простых людей. Платонов пытается сказать тем самым, что государство, провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними. Платонов же видит такой выход: «Отпустить бы всех людей из учреждений на свободу, чтобы они наделали побольше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и дабы они сами перестали поедать чужие мягкие вещи». «Котлован». Работа над повестью «Котлован» датируется: «Декабрь 1929 – апрель 1930». В повести отразились главные исторические события конца 1920-х – начала 30-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриализация и коллективизация. Символом осуществляемых в стране преобразований Платонов избрал проектирование и строительство «общепролетарского дома». В «Котловане» переплетись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой повести Вощев — странник поневоле, он насильно вытолкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим. Вощев попадает на строительство символического «общепролетарского дома». Первое, что он видит на стройке, — барак мастеровых, где спят вповалку на полу измученные люди. Жизнь в бараке схожа с пребыванием в аду. Положение здесь нестерпимо и указывает на необходимость скорейшего одоления их «гибельной участи». Платонов хотел рассказать, как строится новое общество, какими путями. Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню высотою до небес...» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». Образ-символ «дома-башни» в «Котловане» обогащается содержанием, которое он приобрел в контексте пролетарской культуры и искусства авангарда. В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепролетарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил. В сюжете строительства общепролетарского дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества». Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения происходит обратное: люди тратят себя на мертвый камень. Человеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация - создает лейтмотив повести. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении. Ощущение гибельных последствий работы на котловане испытывают все землекопы. Каждый мечтает «спастись» — вырваться со стройки, где царит атмосфера безысходности. «Котлован» — уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективизации». Ее символом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожидающими коллективизации со смертным страхом. Мужики воспринимают ее как «колхозное заключение», «плен». Смысл «Котлована» был раскрыт самим Платоновым: происходит превращение котлована в могилу не только для его строителей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь «Котлована» — удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать, завещая пятилетнему ребенку забыть, что она — дочь «буржуйки». Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода. Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма». «Чевенгур». Это главная книга Платонова. В полном объёме был напечатан в 88г. К печати цензура не допустила. Печатался роман фрагментами. В 29г вышла первая часть «Происхождение мастера» - как повесть. Обратился за помощью к Горькому. «Ваш роман вряд ли напечатают. Цензура этого не приемлет» Горький отказал ему в поддержке. Обращать больше не куда было. Платонов не стал писать. Это социально-философский роман, рассказывающий о попытке реализации коммунистической утопии в России. Композиционно роман распадается на 3 части, каждая из частей новая жанровая модель. – прошлое Саши (1-7 части). Напоминает модель романа-воспитания. Главный герой Саша, сын утопившегося рыбака и неизвестной матери. Фамилию взял от другой семьи - Дванов. В образе Захара мастера воплотились черты отца Платонова. Юноша читает книги, осознаёт свою принадлежность к пролетарской среде после революции вступает в большевистскую партию. Ему кажется, что только революция поможет разрешить загадку смерти и преодолеть себя. – 2 часть повесть «Строители страны» (8-18 главы). Это путешествие в поисках ростков социализма. Жанр: роман-путешествия. На смену воспитания приходит хронотоп – дороги. Главные герои – анархисты, бандиты и др., т.е. нет одного главного героя – Саши. – 3 часть (19-27). Появляется г.Чевенгур. Жанр: дорога заканчивается и начинается утопия и антиутопия. Город Чевенгур – вымышленный город. Прототипом является город Богучан. Во главе 12 коммунистов. Коммунизм – это отсутствие эксплуатации. В конце романа появляются вооруженные кадеты, убивают всех, остается Прошка. Саша уходит к озеру. Такой конец говорит либо о крушении мировозренчиских иллюзий Дванова, либо предвидение краха попытки построения коммунизма. Оригинальность платоновских произведений ярче всего проявляется в языковом исполнении, в знаменитом платоновском стиле, которому невозможно найти аналог в русской литературе. Платоновский стиль – это стремление писателя сохранить исконную семантическую насыщенность слова, выявить его первичное лексическое значение и довести его до читателя. В произведениях Платонова авторское повествование, как правило, значительно отличается от речи персонажей. И если для первого характерна некоторая тяжеловатость ритма, избыточность фразы и общая печальная тональность, то речи персонажей свойственна непринужденность и остроумие, а иногда философичность и одновременно простота высказываний. Излюбленным приемом Платонова на языковом уровне является переосмысление автором народных пословиц и поговорок, а также изобретение собственных. Например, выражение «рак крякнул» представляет собой комическое переоформление поговорки «рак свистнул» («Чевенгур»). Пословица «Любят-то они по сердцу, да бьют по расчёту» в рассказе «Юшка» изобретены самим автором. 59 Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенности метода, жанра и композиции. Система образов. Проблематика и поэтика романа. Свой последний роман «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков начал писать зимой 1929/30 года. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Автор, словно заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю силу своего многогранного таланта: острый сатирический взгляд, безудержность фантазии, психологическая наблюдательность отличают этот роман. Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя, Елена Сергеевна Булгакова, в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на слова автора: «Я — мистический писатель». Другие исследователи называют это произведение сатирическим, третьи считают роман М. Булгакова фантастическим, а четвертые — философским. Булгаков раздвинул границы жанра: ему удалось достигнуть органического соединения историко-эпического, философского и сатирического романа. Композиция романа. В книге четко выделены два сюжета: реальный мир Москвы 30-х годов, где живут мастер и Маргарита, и мир древнего Ершалаима, где действуют Иешуа и Понтий Пилат. Сюжет об Иешуа написан в жанре романа-притчи. Рассказ о событиях холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем. Исходя из описываемых событий, мы могли бы ожидать именно в этом пласте булгаковского романа выражения мистического начала — различных чудес, преображений. Но ничего подобного в романе мастера нет — все события абсолютно реальны. Автор отказывается даже от сцены воскресения — как от знака присутствия чуда в человеческом мире. Роман-притча представляет собой своеобразную точку отсчета, из которой развиваются события современного М. Булгакову пласта. Истина, неузнанная в древнем Ершалаиме, снова приходит в мир. В повествование об этом мире парадоксальным образом перемещена вся мистика. Она и серьезна — вспомним хотя бы явление живых мертвецов на балу у Сатаны или преображение Воланда и его свиты в финале романа. Она и гротескна, оборачиваясь мистикой текущей современности и проявляясь в таинственных перемещениях Степы Лиходеева, и в чудесах в варьете, и в «нехорошей квартирке», из которой исчезают люди. Она и иронична: достаточно вспомнить начало романа, когда дьявол спрашивает у Берлиоза, существует ли дьявол, и, получив отрицательный ответ, сетует: «Что же это у вас — чего ни хватишься — ничего нет». Соединение сатиры и мистики, таким образом, определяет жанровую природу романа о мастере. В образе Иешуа нынешнему читателю интересно булгаковское понимание соединения божественного и человеческого. Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни вопиющая несправедливость, жертвой которой становится он сам. Его неизменная вера существует вопреки обыденной мудрости и наглядным урокам казни. В характере Понтия Пилата важной является его эволюция после встречи с Иешуа, обнажившей несвободу, казалось бы, «всемогущего» прокуратора. Булгаков сохраняет черты традиционного образа, но только внешние. Автор испытывает его поступком, требующим свободного волеизъявления, поскольку самой важной представляется ему проблема свободы и несвободы человеческой личности. Пилат признал, но не спас Христа, боясь за свое благополучие, поддаваясь дьявольскому наваждению. Он мучительно для себя разрывался между страхом и спасением, долгом и чувством. Но он не в состоянии преодолеть страх. В то же время прокуратора охватывает смутное предчувствие, что осуждение и казнь бродячего проповедника Иешуа Га-Ноцри принесет ему в будущем большое несчастье: Иешуа верит в наличие, добра в мире. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба. В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их сблизивший. Так зло и добро слились воедино в человеческой жизни. Это их единство олицетворяет Воланд — воплощение трагической противоречивости жизни. Образ Воланда занимает особое место в романе. Воланд — сгусток противоречий. Как и Мефистофель Гёте, он часть той силы, которая вечно хочет зла и «вечно совершает благо». Как в своей философии, так и в действиях Воланда особенно тогда противоречив, когда речь идет о нравственных вопросах. Последователен он лишь в своем доброжелательном отношении к Мастеру и Маргарите. В образе Воланда автор заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными оппозициями жизни. Авторская ирония ни разу не касается Воланда. Он — вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. При всем при том Воланд признает то редкое, то немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно. Он знает настоящую цену творческому подвигу Мастера и раскаянию Пилата. Любовь, гордость и чувство собственного достоинства Маргариты вызывают у него холодную симпатию и уважение. В образе Мастера нам представляются чрезвычайно важными автобиографический аспект и связанное с ним понимание Булгаковым роли художника в обществе, его отношений с властью, способность отстоять свободу творчества, совершить нравственный выбор, нести ответственность и ощущать вину за принимаемое решение. Собственно говоря, Мастер посвятил жизнь Иешуа - своему герою, герою романа и одновременно сыну Бога. Бесконечная любовь и беззаветная преданность любимому человеку — главная черта булгаковской Маргариты. Она — символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Булгаковскую Маргариту часто сравнивают с гётевской. Однако последняя — лишь слабая женщина, отказавшаяся от борьбы за любовь и любимого человека. У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с самим Сатаной. Совершенно недвусмысленно она готова отдать за любимого свою душу. Глубочайшая социальная проблема — проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, политических гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения, преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Недаром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявляется и в истории Иешуа и Пилата. Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх. Эти чувства являются проводниками зла. Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом, Азазелло). Воланд – князь тьмы, сатана, но для москвичей он иностранец, профессор чёрной магии. Испытывая людей в условиях новой советской действительности, Воланд приходит к выводу, что люди, как и прежде, алчны и завистливы (об этом свидетельствует фокус, проведённый свитой Воланда в варьете, когда на сцену посыпались деньги, все за ними кинулись, а через некоторое время они превратились в прозрачные бумажки). Носитель зла нужен для того, чтобы выявлять пороки человечества. И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени существуют в мире, но они порождены прежде всего самими людьми. Булгаков считает, что каждый человек должен быть свободным в своём выборе. 60 Интеллигенция, личность, народ, история в книге М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Самгин как художественный тип. Особенности жанра и композиции книги. «Жизнь Клима Самгина» в критике и литературоведении. «Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)» — роман-эпопея, самое крупное, итоговое произведение Максима Горького. Состоит из четырёх частей. Четвёртая часть немного не окончена и не отредактирована автором. Роман писался с 1925 года до смерти Горького в 1936 году. Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907—1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь. “Жизнь Клима Самгина” — образец новаторского исторического жанра. В этом произведении во всех художественных образах, картинах, эпизодах, в конфликтах представлена русская история в ее революционном развитии за 40 лет — с 80-х годов XIX века до Октябрьской революции. Горький рассказывает о переломной эпохе в жизни России, когда в недрах ее созревали предпосылки социалистической революции, отражена политическая борьба всех основных классов страны, но и раскрывается глубоко и многосторонне идеологическая жизнь России за полустолетие. Очень поражает энциклопедичность книги Горького: политика и экономика, философия и литература, искусство и культура в широком смысле этого слова. И все это взято, раскрыто в свете ожесточенной классовой борьбы с самодержавием и капитализмом. В книге представлены самые разные слои населения, ничто не ускользнуло от взора художника. На страницах романа Горького тема народа раскрыта в многочисленных массовых сценах. Картины народного труда противостоят интеллигентским спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих и крестьян выступают символом надвигающихся перемен. Эпопея Горького не имеет себе равных по широте охвата исторической действительности. Перед читателем проходят основные события идейно-политической жизни России на протяжении 40 лет. Крах народничества и зарождение марксизма, жаркие бои революционных марксистов с политическими противниками, знаменитая Нижегородская ярмарка, коронация Николая II и кровавая Ходынка, где в безумной давке погибли тысячи людей, события революции 1905 года, мировая война, бурные дни 1917 года — таковы исторические события, нашедшие свое отражение в романе. Автор вводит в ряд эпизодически действующих лиц: царя Николая II-го, Савву Морозова, некоторых художников, литераторов, что, по его мнению, и придает роману отчасти характер хроники. Композиция. 1 том делится на 5 глав. Начиная со 2го тома деление на главы нет. Ощущение, что Горький специально, создавал непрерывность исторического потока. Движущийся поток сознания. Из всех героев только Самгин показан изнутри, все остальные из вне: через речь, поступки др. Все герои сопровождают его как спутники. Являютсяся неким фоном. Всё дано через восприятие Самгина. Книга включает огромное множество персонажей. 4 том незавершённый. Есть разные версии концовки книги. 1 сходит с ума, 2 стал вредительствовать, 3 уехал за границу. Показаны разные типы интеллигенции, жандармы, священники, крестьяне и др. Разные классы сословия. Но самое главное образ интеллигента. Книга Горького холодно воспринималась критиками. Все нападали на него. ЛЕФ: брань и издёвки в журнале. Неприятие вызвало, что в центре Самгин, его восприятие. Есть ли автор? Разные мнения: «Самгин есть некое выражение подсознательного Горького», «Самгин это не интеллигент. Это Алексей Пешков, который играет роль интеллигента» Сам писатель считал роман своей главной книгой и, как будто предвидя грядущие дискуссии, вкладывал, по свидетельству В.Ходасевича в уста потомков следующий вердикт (и соглашался с ним): "Был такой писатель Максим Горький - очень много написал и все очень плохо, а если что и осталось от него, так это роман "Жизнь Клима Самгина". Над своим "завещанием", как принято называть это самое значительное произведение М.Горького, он работал двенадцать лет - с 1925г. до последних дней своей жизни и говорил: "Я не могу не писать "Жизнь Клима Самгина"... Я не имею право умереть, пока не сделаю этого". К сожалению, четвертый том писатель подготовить к печати сам не успел; остался недописанным финал. Жанр. Горький определил как повесть. Мнения: - многотомный роман - эпопея - роман-эпопея. Но главный герой должен быть героической личностью. Воплощать лучшие национальные качества. - историческая хроника. Луночарсикй о повести. Он самгиновед. Самгин воплощает типические свойствава буржуазной интеллигенции. Самгин в центре повествования, т.к он подвижен, удобен как свидетель исторических событий. Степан Кутузов – у него своя точка зрения, а Горькому нужен нейтральный герой, у кот нет никаких догматичных взглядов, Степан бы всё окрашивал в большевистские взгляды. Говорил также о распространении самгищины-черты российской интеллигенции (эгоизм, отсутствие мировоззрения и др.) Первый лагерь представлен Климом Самгиным. Горький таким образом характеризует его: «Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где ему было бы удобно и материально, и внутренне». Клим Самгин — буржуазный интеллигент, он думает только о себе, о своем благополучии, о своих интересах. Это — воплощение безудержного эгоизма, морального и политического двурушничества. «Человек счастлив только тогда, когда он одинок» — этот излюбленный афоризм Самгина хорошо выражает его мировоззрение. Самгин лишен идеалов и не верит в них, он чужд народу и враждебен ему. Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений. Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь “ставить свое мнение между да и нет”. Эту неустойчивость прививала Самгину вся обстановка, в которой он воспитывался. Начиная с детских лет и до конца своей бесславной жизни Клим Иванович Самгин верен самому себе. Клим-подросток уже таит в зародыше все то, что потом будет разъедать, подтачивать изнутри его душу, ум, сердце, волю,- иными словами, разрушать человеческую личность. Сначала постаралась «кривая семья», взрослые, нелепо восторженный отец, холодно-равнодушная мать: ради тщеславия и развлечения праздных умов буквально выдумали якобы «оригинального», интересного мальчика-вундеркинда, отняли у него непосредственность и безмятежность детства. А потом и сам Клим начал выдумывать себя. Маленький Самгин казался унылым старичком в кругу своих сверстников, он не умел играть, искренне и простодушно веселиться, стесняя фантазию детей, смущая их. Через всю жизнь пронес он далеко упрятанную зависть к ярким людям, способным любить, глубоко чувствовать, испытывать радость бытия. Не прошли даром и «уроки», преподанные Варавкой. Клим хорошо усвоил мораль талантливого «делателя денег»: блага мира принадлежат избранным, остальные - рабочая сила. Индивидуалистическая философия Томилина, разъединяющая людей, стала символом веры Клима Самгина. Все эти наставники и духовные учителя сформировали характер скептика и индивидуалиста, избегающего активного участия в событиях, так бурно развивающихся на его глазах. Претендуя на роль героя, «вождя», Самгин не способен думать о России, народе, о благе людей. Он все видит, все замечает по-своему», то есть так, что мелочи, несущественное приобретает в его глазах уродливо большие размеры, а истинно великое кажется мелким, случайным, ординарным или, пользуясь любимым самгинским словцом, «бездарным». Достигнув сорока лет, он говорит: “Я еще не познал себя”. Фраза эта вырвалась у него “неожиданно”, а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. “В сущности, я бездарен”, - признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой. Самгин бездарен в любви, в человеческих отношениях, в жизни. У него нет ни друзей, ни близких. В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: “Что должен делать я и что могу я сделать?” Другой лагерь представлен в романе Степаном Кутузовым — революционером-большевиком. Это человек с большим политическим кругозором. Он олицетворяет собой энергию, волю, ум, стойкость, уверенность в победе пролетарской революции. Ему чуждо мелкобуржуазное псевдореволюционное позерство. «Революционеры от скуки жизни, — говорит он, — из удальства, из романтизма, по евангелию, все это — плохой порох. Интеллигент, который хочет отомстить за неудачи его личной жизни, за то, что ему некуда пристроить себя, за случайный арест и месяц тюрьмы, — это тоже не революционер». Насколько сер, безлик Клим Самгин, настолько ярок и своеобразен, душевно богат и глубок Степан Кутузов. Контраст этих художественных образов свидетельствует о том, что эпоха крушения капиталистического мира и нарастания пролетарской революции приводит, с одной стороны, к измельчанию, к вырождению и гибели буржуазную личность, и, с другой стороны, она создает условия для возникновения, роста и развития новой, яркой личности социалистической эпохи. Идейно-художественное значение романа Горького огромно. В нем писатель с исключительной глубиной раскрыл нравственное вырождение старого мира, осудил буржуазный индивидуализм и показал крах буржуазного сознания. 61 |