Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
Скачать 269.25 Kb.
|
Послеоктябрьское творчество В. Маяковского: жанровое многообразие, проблематика, поэтическое мастерство. Февральскую и Октябрьскую революции В. Маяковский принял восторженно. После Февральской он вошёл в новые творческие объединения («Союз деятелей искусства», «Свобода искусству»), выступал на митингах, собраниях, воспринимая продолжающуюся войну как патриотическую. Романтик в жизни и творчестве, В. Маяковский видел свой долг в том, чтобы вернуть каждому человеку на Земле чувство собственного достоинства. В дореволюционном творчестве это выражалось в форме индивидуального протеста. Когда революционно настроенные массы выступили против социальной несправедливости, Маяковский ощутил своё единение с народом. Поэт приветствовал не просто социальный переворот, а обновление мироздания в целом, а значит, и искусства. Создавалась концепция «коммунистического футуризма» (комфута), которая нашла своё выражение в поэзии Маяковского. Разрыв с национальными традициями. Направленность на дегуманизацию (утрата гуманистических начал, общечеловеческих духовных и нравственных ценностей в жизни людей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости и человечности) и деэстетизацию искусства. Лозунги: «Пересоздание культуры на коммунистических началах», «Долой чистое искусство». Основные принципы: — утилитаризм: искусства как особой формы отражения действительности не существует, его надо заменить производством, ремеслом; — художник – производитель вещей. Индивидуальное творчество необходимо заменить работой; — основные жанры искусства: вывеска, плакат, в литературе – очерк, отчет, из скульптуры изгонялись формы человеческого тела и заменялись нагромождением металлических конструкций; — неприятие классической литературы, проповедь «разорванного сознания». В начале 20-х годов футуризм прекратил свое существование. ЛЕФ – левый фронт искусств. Возник в 23 г. в Москве. В основном состоял из бывших футуристов. Позиции членов этой организации (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн, Пастернак и др.) весьма противоречивы. Программу писал Маяковский. Он заявляет, что они будут отстаивать взгляды коммунистической партии. Журнал ставил задачу служить коммунистической партии. Выступали за классовое искусство. Ориентация на твёрдую жёсткую власть. Себя объявляют проводниками государства, нуждались в поддержке государства. Лозунг «Литература фактов». Писатель должен показывать реальные факты, конкретную жизнь. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг; отрицали вымысел в литературе, противопоставляя ему литературу факта. Летом 28 г. Маяковский ушёл из журнала и группировки. Он создал новую путём обновления старых программ «РЕФ». К 1918 году относятся опыты Маяковского в области кино. Всего им было снято три фильма, полностью сохранился один «Барышня и хулиган». В них поэт выступил в роли сценариста, режиссёра и актёра. Впоследствии он неоднократно писал киносценарии В послереволюционном творчестве Маяковского меняется образ лирического героя. «Началом трансформации, её поворотной вехой стало стихотворение “Поэт-рабочий” (1918). Здесь поэт, отказавшись от позы гордого и трагического одиночества, протягивает руку Другому с предложением о союзе. Этим Другим оказывается Рабочий, основа союза Поэта и Рабочего — в сходстве их труда». Чувство собственного достоинства, которое в раннем творчестве заставляло лирического героя Маяковского подниматься против «мира сытости», теперь превращается в чувство равенства с массами: «Я себя / советским чувствую / заводом, / вырабатывающим счастье». Масштабу личности соответствует и масштаб переживаний. Лирического героя Маяковского волнуют судьбы всей страны. Если раньше лирический герой был замкнут в своём мире, не понятый толпой, то теперь активно ищет общения. Поэтому в послереволюционной поэзии Маяковского появляются жанры «писем», «посланий», «разговоров». В послеоктябрьской лирике одним из героев Маяковского становится человек из народной массы. Поэту интересна его духовная жизнь, и он помогает ему облечь в слова своё переживание. Отсюда — жанр «рассказов», среди которых наиболее характерен «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» (1928). Здесь создан речевой образ пролетария, включающий просторечие («промежду лопаток»), грамматическую неправильность («в рубаху влазь») и желание выразиться книжно («Чтобы суше пяткам — / пол / стелется, / извиняюсь за выражение, / пробковым матом»). Пролетарский «колорит» в поэзии Маяковского создавался на грани литературного и разговорного стилей, часто использовались просторечия, жаргон: «Посылаю к чертям свинячим / все доллары / всех держав» («Вызов»); «К любым / чертям с матерями / катись / любая бумажка» («Стихи о советском паспорте»). Лирический герой Маяковского «погружается» в роль пролетария, стремится исполнить её наиболее убедительно, и не только речь, но и всё его поведение строится как поведение рабочего, малообразованного, но преданного революции. Резкие выражения и раньше были приметой стиля Маяковского. Но если до революции это вызов старому миру, то теперь грубость героя стала выражением уверенной силы, права быть верховным судьей. Любовная тема в лирике Маяковского 1920-х годов наиболее ярко представлена в стихотворениях, посвящённых Татьяне Яковлевой, русской эмигрантке, с которой поэт познакомился в 1928 году в Париже. Остались поэтические свидетельства этого огромного чувства: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (оба — 1928 год). Перед нами вновь влюблённый романтик, который объясняет красоту и тонкость бессмертного чувства. Однако в стихотворениях соседствуют любовь и политика: «В поцелуе рук ли, / губ ли, / в дрожи тела / близких мне / красный / цвет/ моих республик / тоже / должен / пламенеть» («Письмо Татьяне Яковлевой»). Первой поэмой, написанной после революции, стала поэма «150 ООО ООО» (<1919—1920>). Поэма задумывалась первоначально как анонимная, чтобы каждый гражданин страны мог дописать свои собственные строки. События революции и войны выражены в поэме в аллегорической форме противоборства Ивана, олицетворяющего народ революционной России, с президентом США Вудро Вильсоном — воплощением капиталистического мира. Я приду к нему в холере. Я приду к нему в тифу. Я приду к нему, я скажу ему: «Вильсон, мол, Вудро, хочешь крови моей ведро? Поэма была настороженно воспринята властями, она не понравилась В.И. Ленину. В эти годы с большим успехом проходят публичные выступления поэта — в переполненных залах рабочих клубов, театров, в Политехническом музее. Литературный мир Маяковского представляет собой сложнейший синтез трагедии, фарса, героической драмы. Он писал одинаково талантливо и большие поэмы, пронизанные пафосом революции («Хорошо!», «В. И. Ленин»), и маленькие стихотворения-агитки («Ешь ананасы, рябчиков жуй», «Левый марш»). В театральных пьесах «Клоп», «Баня» Маяковский проявил недюжинный драматургический талант. С начала 1920-х годов постепенно наметился отход Маяковского от традиций футуризма; в поздних стихах о них напоминают практически лишь свободная метрика, составные рифмы и обилие окказионализмов. К Сергею Есенину у Маяковского было весьма противоречивое отношение. Он признавал, что у этого поэта есть литературный дар, однако не мог смириться с безыдейностью, считая, что Есенину надо тратить свой талант не на описание красот родной природы, а на благо революции. Тем не менее, после трагической гибели Есенина Маяковский пересмотрел свои взгляды на его жизнь и творчество. В результате весной 1926 года было написано стихотворение «Сергею Есенину», в котором Маяковский пытается объяснить причины смерти поэта. К тому моменту официальной версией гибели Есенина является самоубийство, и Маяковский не догадывается, что спустя годы утверждение, что, якобы, поэт повесился в номере питерской гостиницы «Англитер», будет поставлено под сомнение С первых строк Маяковский отбрасывает свой шутливый и язвительный тон, в котором обычно обращался к Есенину, и отмечает, что его стихотворение не является очередной насмешкой. Пустота... Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Нет, Есенин, Это не насмешка. В горле горе комом — не смешок. - подчеркивает автор. Ему действительно больно осознавать, что по-своему талантливый человек, ставший кумиром целого поколения, вот так запросто расстался с жизнью только потому, что не смог реализовать себя как гражданин и поэт. Рассуждая о смерти поэта, Маяковский подчеркивает, что любые попытки социальной адаптации Есенина, о которых так много пишут в газетах после его гибели непременно закончились бы крахом. Дескать, заменить бы вам Богему классом, класс влиял на вас, и было б не до драк. Ну, а класс-то жажду заливает квасом? Класс — он тоже выпить не дурак. Горечь и злость вызывает у Маяковского и такое расхожее мнение, что если бы к Есенину приставили соглядатая, который бы контролировал каждый шаг поэта, то, возможно, тот создавал бы действительно социально значимые произведения, внося свой литературный вклад в развитие социализма. Подобным «доброжелателям» Маяковский отвечает достаточно грубо и резко: Дескать, к вам приставить бы кого из напостов — стали б содержанием премного одаренней. Вы бы в день писали строк по сто, Утомительно и длинно, как Доронин. А по-моему, осуществись такая бредь, на себя бы раньше наложили руки. Лучше уж от водки умереть, чем от скуки! Как это ни банально звучит, но одной из причин ухода поэта из жизни Маяковский называет отсутствие чернил в гостинице «Англитер», действительно, свое последнее стихотворение Есенин написал собственной кровью, вскрыв себе руку перочинным ножом. В этом упреке Маяковского содержится тонкий намек на то, что поэту в России по-прежнему продолжают затыкать рот, если он проповедует иные ценности. И именно это роковое стечение обстоятельств, когда Есенин не смог найти чернил, стало последней каплей, которая переполнила чашу его терпения. В то же время Маяковский осуждает Есенина за слабохарактерность, так как считает, что человек, рожденный поэтом, приходит в этот мир с определенными целями. И он попросту не имеет право на то чтобы лишить себя жизни по собственной прихоти, как бы тяжело ему не было. Маяковский еще не предполагает, что очень скоро повторит путь Есенина, так как не сможет справиться с собственными чувствами, которые окажутся гораздо выше долга поэта. Пока же в качестве эпитафии он дарит Есенину строчку, впоследствии ставшую крылатой: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». Есенин: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. 57 Сложность творческого пути С. Есенина. Крестьянская утопия в лирике 1917-1918 гг. Конфликт природы и цивилизации в стихах 1919-1922 гг. Мировоззренческий и творческий кризис и его преодоление в лирике 1923-1925 гг. Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обеᴛᴏʙанной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога: Земля моя золотая! Осенний светлый храм! Революцию 1917 года Есенин встретил восторженно. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему, в первую очередь для крестьянства. Поэт верил, что пришло время для мужицкого счастья, для сытой, вольной жизни. Такое новое отношение к жизни нашло свое отражение непосредственно и в творчестве Есенина. Первый послереволюционный блок стихотворений поэта называется «Преображение». Такое название глубоко символично: преображается весь мир вокруг поэта, преображается и он сам. Первое стихотворение цикла «Инония» рассказывает о радостном, новом пришествии Спасителя. С его появлением Есенин связывал грядущие перемены на всей земле. Новая вера для человека должна наступить совершенно по-иному: без «креста и мук». И новая жизнь должна быть совсем иная, непохожая на прежнюю, поэтому и страну будущего поэт называет «Инонией». Стихотворения этого цикла полны веры в грядущие перемены, несущие всему миру освобождение и процветание; а родному крестьянству — сельский рай, с нивами и полями, золотящимися от зерна: И вот, кажется, мечты поэта о новой жизни начинают сбываться. В судьбе России наступил коренной перелом, все стремительно изменяется. Но эти долгожданные перемены настораживают Есенина. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», вместо вольной и сытой жизни перед глазами поэта предстает страна, раздираемая гражданской войной, опустошаемая разрухой. Тяжелое, невыносимое зрелище видит поэт вместо обещанного рая. Поэт чувствует, что приходит конец всему, чем он так дорожил, к чему испытывал глубокую привязанность. Приходит конец прежнему старинному укладу жизни, родному сельскому краю. На место тонконогого жеребенка приходит на крестьянские поля железный конь, с которым уже бесполезно тягаться. В этой железной схватке с городом Есенин осознает бессилие деревни, она обречена. И поэт, полный отчаяния, шлет проклятия железному коню. Есенин ощущает себя «последним поэтом деревни», не потому, что не надеется, что эта тема будет интересна новому поколению поэтов, а потому, что предполагает скорую погибель всему деревенскому укладу. Поэт не находит себе места в этой новой жизни, душа его полна боли и отчаяния. Поэзия Сергея Есенина 1919-1922 годов выражает явный и нисколько не завуалированный протест против социалистических преобразований в деревне. Нерадостное восприятие поэтом социализации деревни с полной обнаженностью было выражено уже в стихотворениях, объединенных печальным названием "Сорокоуст" (1920). В них обновление деревни ощущается Есениным равносильно ее трагическому концу. Поэту явно не по душе происходящее, и он тщательно подбирает краски, чтобы нарисовать картину неравной схватки, олицетворяя в близкой ему патриархальной действительности все живое и беззащитное, а в городе - неодолимую, чужую, слепую, механическую силу. Неравность и безнадежность схватки металлического и живого с огромной поэтической силой выражена и в картине отчаянных гонок тонконогого, красногривого жеребенка и громадины поезда на лапах чугунных. Надо отчетливо представить себе, что поэзию Есенина этого периода нельзя свести только к пассивной грусти об уходящем. В стихотворении "Мир таинственный, мир мой древний" (1922) поэт вновь остро ставит тему города и деревни, но теперь уже решает ее по-иному: выступая в роли активного борца против города, он уподобляет себя "затравленному" и "зажатому в тиски облав" волку, приготовившемуся к последнему смертельному прыжку на врага. В полном отчаяния стихотворении брошен вызов пролетарскому городу, как силе враждебной, необоримой, призванной смести с лица земли "мир таинственный и древний", мир, который так близок поэту и который теперь "затих и присел", потому что на его шее затягивается петля "каменных рук шоссе". В стихотворении "Не ругайтесь. Такое дело!.." поэт признавался: "нет любви ни к деревне, ни к городу", и это признание не было случайным. Свою нелюбовь к городу Есенин вполне определенно выразил в "Сорокоусте" и "Волчьей гибели". В пьесах "Пугачев" и "Страна негодяев" он отказался от идеализированных представлений о патриархальном русском крестьянстве. Кризис. Вопрос этот широко освещен как в русской, так и в зарубежной критике. В нем, однако, давно уже четко обозначились противоположные точки зрения. Одни исследователи считают путешествие поэта по Европе и Америке бесплодным, углубившим его духовный кризис и ускорившим трагедию. Другие в зарубежных впечатлениях Есенина видят признаки начавшегося духовного перелома. Неодинаковое решение вопроса о значении зарубежной поездки в творческой биографии Есенина часто порождало коренные расхождения в оценке его поэзии послереволюционных лет. Пребывание поэта в Европе и Америке нельзя считать обычным, рядовым фактом его биографии. Поэт выехал за границу в период наибольшей душевной депрессии. Вскоре же после возвращения на Родину он решительно обращается к темам современной ему советской действительности, с иных, более зрелых идейных позиций оценивает новую жизнь. Сергей Есенин начал свое путешествие под звуки траурного марша «Волчьей гибели» и «Москвы кабацкой», а закончил его с явной тягой к «Персидским мотивам» и «Руси советской». Путешествие Есенина по Европе и Америке породило тот сложный комплекс чувств и впечатлений, который явился решающим в глубоком переосмыслении поэтом своих взглядов на город и деревню. Это становится зримым, если внимательно рассмотреть произведения поэта, созданные перед отъездом за границу, во время пребывания там и после возвращения в Россию. Сергей Есенин пробыл в Европе и Америке нескольким больше года. Вместе с американской танцовщицей Айседорой Дункан он вылетел на самолете из Москвы 10 мая 1922 года, а вернулся в Россию 3 августа 1923 года. Та среда, в которую ввела Айседора Дункан поэта, особенно содействовала развитию неудовлетворенности его своим положением. «Мира таинственного и древнего» не оказалось ни в Европе, ни в Америке. Поэт получил возможность близко познакомиться с тем образом жизни, который мог прийти на смену его любимому патриархальному миру, если бы не произошла революция. Европа встретила поэта враждебно. Его путешествие сопровождалось бранью белоэмигрантской публики. Заграница не проявила интереса ни к его поэзии, ни к самой личности поэта. С.Есенин оказался в изоляции. И если ранее Есенина не удовлетворяла жизнь московской богемы: «В Москве себя я чувствую отвратительно», то теперь за границей он по-иному смотрит на положение поэта и на роль искусства в Советской стране. Поэт по самой своей сути, Есенин не мог не заметить прохладного отношения деловых кругов Европы и особенно Америки к поэзии и искусству. И это опять ставило его Родину в выгодное положение. «Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину». Искусство Америки на самой низшей степени развития. Там до сих пор остается неразрешенным вопрос: нравственно или безнравственно поставить памятник Эдгару По... Море огня с Бродвея освещает в Нью-Йорке толпы продажных и беспринципных журналистов. У нас таких и на порог не пускают, несмотря на то что мы живем чуть ли не при керосиновых лампах, а зачастую и совсем без огня». Эти строки взяты нами из очерка С.Есенина «Железный Миргород», в названии которого уже содержится красноречивая оценка автором Нью-Йорка. Все эти впечатления от поездки по Европе и Америке являются свидетельством не только большой наблюдательности, но и большой зрелости поэта в оценке чуждого ему образа жизни. Воочию увидев за рубежом «реальный быт индустрии», он приходит к осознанию неизбежности и разумности переделки патриархального быта русской деревни, мирясь даже с тем, что в ходе этих культурных преобразований придется решительно потеснить «мир таинственный и древний». Пересматривая и переосмысливая собственные позиции относительно преобразования России, поэт все яснее видит ложность своих патриархальных устремлений. В очерке «Железный Миргород» он с достаточной четкостью формулирует мысли, овладевшие им за границей. «Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше. Вспомнил про «дым отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за «Русь», как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию». «Железный Миргород», опубликованный Есениным вскоре после возвращения из-за границы, явился свидетельством психологического выздоровления поэта, начавшегося в условиях зарубежной поездки. В этом, пожалуй, и заключается наибольшее значение очерка. 1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает самую устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая» (1924год) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и уходит в прошлое советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое. Ещё более отчётливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская»(1924). Поездки в родное село, происшедшие перемены в нём приводят поэта к раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, как пилигрим угрюмый. Ему даже кажется, что его поэзия здесь больше не нужна. Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-1925 годов необходимость по-новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 годах, написанных в духе Христианской символики. В 1924г. Он пишет «Песнь о великом походе» - о защите Петрограда от белогвардейских полчищ. В этом произведении ярко выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно – русскому, поэт сочетает её с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохе. Национальная основа поэмы ощущается во всём; в тематике, ритмике, лексике, образной системе. Есенина всё более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о двадцати шести», посвящённую Бакинским комиссарам, не большую поэму «36», о политических ссыльных, борцах против самодержавия. Поэма «Анна Снегина» (1925) - лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить, как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает прошлое, Учитывает опыт пережитого, задумается над будущим. «Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году. В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями. Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии. В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями. Поэма "Черный человек" занимает особое место в сложном и противоречивом творчестве Есенина: она отражают трудный процесс преодоления им тяжелой духовной драмы, которую он испытал в первые послереволюционные годы. В поэме "Черный человек" Есенин ясно увидел, обнажил и решительно осудил темные силы в самом себе. «Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром – спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью сорвать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению. 58 |