Госы. Методика 2. Романы Ф. М. Достоевского конца 60х начала 80х годов. Проблематика и поэтика (Идиот, Бесы, Братья Карамазовы анализ одного произведения по выбору)
Скачать 269.25 Kb.
|
Военная проза 1940-1970-х годов. Творчество В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой»), Ю. Бондарева («Горячий снег», «Берег»), В. Богомолова («Иван», «Момент истины») и др. На примере произведений 2-3 авторов. Тема ВОВ занимает в русской прозе второй половины XX века одно из центральных мест, так как эта трагедия оставила кровавый след в душах миллионов людей. Сама трактовка данной темы на протяжении 40-х–70-х годов эволюционирует, отчасти меняется. В годы войны тема трактовалась преимущественно в героико-романтическом ключе, в годы оттепели многие цензурные запреты оказываются снятыми, и рамки правдивого изображения войны заметно расширяются. Подвергается критике сталинизм и его военная доктрина, раскрывается присущая ей бесчеловечность, ибо именно эта доктрина и её практика множили жертвы. Все создатели военной прозы сами являлись участниками ВОВ и в основу произведений, как правило, брали свой собственный опыт. Наконец появилась возможность рассказать, что они видели. Важнейшая особенность военной прозы оттепели и послеоттепельного времени – её обильная насыщенность стрессовыми ситуациями, когда человек находится на грани жизни и смерти, когда его нравственная и социально-политическая сущность выявляется в полной мере. «Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года. Впервые опубликована в журнале «Новый Мир» (1963). Детство главного героя повести, курсанта Алексея Ястребова, изображено писателем в более ранней повести «Сказание о моём ровеснике» (1960). В своей повести Воробьев показывает нам «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны». Его герои - юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые на фронт капитаном Рюминым. Воробьев всем ходом повествования убедительно говорит, что они богатыри — и внешне похожи на былинных героев. С самого начала в произведении начинают звучать трагические ноты. Так, писатель показывает, что фронт «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти...», на деле это брошенная холодная земля. Трагичен и сюжет произведения – вся рота обречена, гибель курсантов неизбежна — они в окружении... Герои повести Воробьева молоды. Весь ужас первых месяцев войны показан сквозь призму, через понимание, восприятие главного героя повести Алексея Ястребова. Воробьев наделяет Алексея способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок». Морозное утро вызывает в герое «какое-то неуемное счастье». Вообще, пейзажные фоны в повести еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны. Воробьев показывает читателям путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь приобретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность. Верный правде войны, Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле. Само название «Убиты под Москвой» не случайно, именно убиты, а не погибли. Их поставили в такие условия, что они были не в состоянии сражаться с превосходящими силами противника, они перед ним беспомощны, их отправили на неминуемую смерть. В этом вина власти, которая оказалась не готова к длительной войне, не готова в техническом плане. Эта повесть – еще и повесть обличения. Роман Юрия Бондарева «Берег» (1975) — новый этап в осмыслении войны. Действие романа происходит в мае 1945 г. и в наши дни. В центре внимания — образ Никитина. В настоящем — это известный советский писатель, в прошлом — молодой лейтенант, вступивший на территорию Германии вместе с Советской Армией. Любовная история составляет фабульную основу произведения. Встреча Никитина с фрау Герберт состоялась лишь потому, что любовь к советскому лейтенанту Вадиму Никитину, вспыхнувшая как безумие в сердце немецкой девушки Эммы Герберт далеким маем 1945 года, не погасла за прошедшие с тех пор почти тридцать лет разлуки. Внешне изменились оба. И фрау Герберт во многом другой человек, чем юная Эмма военной поры. Когда-то насмерть перепуганная и обездоленная войной немецкая фрейлен, она стала теперь уверенной в себе и внешне благополучной женщиной, владелицей трех магазинов, «мерседеса», дома. Она пережила новые привязанности, имела мужа, семью, познала материнство. Неизменной осталась ее любовь. Никитин сегодня писатель. Он ничего не забыл из прошлого, но прошлое осталось для него на другом берегу и угасшая любовь тоже. «Берег» позволяет словно воочию увидеть быт войны, ее героику, оценить ее жертвы. Роман знакомит с участниками тех трагических событий, которые вопреки жестокости обстоятельств оставались людьми, мечтали, ненавидели, любили, искали правды. Проверяя людские характеры и отношения эталоном человечности, Ю. Бондарев на особо высокий пьедестал поднимает любовь — чувство, исключающее эгоизм, жестокость, не говоря уже о подлости и цинизме. Любовь торжествует в романе Бондарева. Раскрывает Бондарев и то, насколько по-разному люди ведут себя на войне, здесь наиболее яркие, контрастные образы: Княжко и Меженина. Сильный прежде всего духом, поставивший себе целью служить народу, защищать его, Родине – Княжко, и мелочный, корыстный, жестокий, грубый, слабый, подлый – Меженин. (Подвиг Княжко, разница в их сметри) Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть "Иван", опубликованная в журнале "Знамя". Она принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм "Иваново детство". Трагическая и правдивая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне. Своим произведением автор утверждает, что детство и война — противоестественны и несовместимы. Самое большое и знаменитое произведение Богомолова - роман "В августе сорок четвертого…" (второе название - "Момент истины"), законченный в 1973 году. Название Момент истины - момент получения от захваченного агента сведений, способствующих поимке всей разыскиваемой группы и полной реализации дела; получение информации, способствующей установлению истины). События романа происходят в августе 1944 года. На недавно освобожденной от нацистов территории действуют вражеские агенты. В эфир регулярно выходит и передаёт шифровки неуловимая группа шпионов, которой дано рабочее название "Неман". Контрразведка безуспешно пытается отыскать вражеских агентов. В основном поиском занимается группа капитана Алёхина, состоящая, включая самого капитана, из трёх контрразведчиков-оперативников (Таманцев, Блинов), с приданными им грузовиком и водителем. Роман этот - о людях, чьей профессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный, связан с насилием, борьбой, тайной. (распишешь сама) (помощник коменданта Аникушин) 74 Типы героев в новеллистике В. Шукшина («Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам…», «Сураз», «Срезал», «Крепкий мужик», «Материнское сердце» и др.). Проблематика рассказов. Творчество В. М. Шукшина, прозаика, кинодраматурга, режиссера, актера, развивалось по своим глубоко индивидуальным законам. Колыбелью творчества В. Шукшина стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он видел острейшие конфликты, которые побуждали к глубоким размышлениям о жизни. Он писал романы, сатирические комедии, сценарии. Герои Шукшина - сельские жители. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не показаны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека. В. Шукшин вывел новый тип героя. Его «чудики», это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака («Митька Ермолаев»), избавлении мира от микробов («Микроскоп») и т. д. Показателен рассказ «Микроскоп». Герой рассказа, колхозный столяр, купил, обманув жену, совершенно ненужную вещь – микроскоп. И для него открылся совершенно новый мир – мир микроорганизмов. У него появляется мечта освоить мир микробов и изобрести новое лекарство. Шукшин на стороне героя, а не его жены, которая заставила продать микроскоп, так как герой попытался стать выше самого себя. «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время. В.М. Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья. Герои рассказов Шукшина живут и поступают так, как подсказывает им внутреннее я. Это наивные, добрые, трогательные личности, которые сталкиваются с непониманием окружающих. Из-за несовпадения их собственного и общепринятого взглядов на действительность и возникают комические, а чаще трагикомические ситуации. «Шукшинские» герои душевны, и автор, и читатель сочувствуют им, понимают их, и смеются над ними «по-доброму». Но смех этот часто сквозь слёзы: в современном мире наивным и простодушным людям нелегко, их доверчивостью пользуются корыстные, эгоистичные личности. «Чудики» не могут понять хода современной жизни и приспособиться к существованию в новых условиях. Таков главный герой рассказа "Чудик". Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, "правильных" людей. Этот прием помогает проявить лучшие его человеческие качества: правдолюбие, совестливость, доброту. Рассказ построен в форме изложения событий, случившихся во время отпускной поездки Чудика к брату на Урал. Герой собирается в дорогу, покупает подарки племянникам, и тут происходит эпизод, в котором раскрываются прекрасные свойства его души: честность, скромность, застенчивость (потеря денег). Сложно определить жанр рассказа «Миль пардон, мадам!»( 1967). На первый взгляд это рассказ-анекдот: история Броньки Пупкова о покушении на Гитлера очень напоминает охотничьи рассказы, которых герой знал множество и мастерски рассказывал на привале городским охотникам. Но если посмотреть, как герой переживает эту историю, как искренне плачет в конце, можно понять, что перед нами что-то большее, чем байка. Думается, что это рассказ-исповедь. Бронька был на войне санитаром фронтового госпиталя, хотя мог бы быть снайпером, так как отец научил его, ещё подростка, отменно стрелять. Но Бронька до войны отстрелил себе два пальца на охоте, поэтому был годен только к нестроевой службе. Герой честно выполнял обязанности санитара, имел даже медали за службу, но всё равно был несчастлив, так как не сумел отомстить фашистам, как ему хотелось. Сколько горя, смертей и страданий он видел в госпитале! Он ненавидел Гитлера, развязавшего эту страшную войну, но ненависть его не нашла выхода в каком-нибудь подвиге, он не совершил ничего, что мог бы совершить, по собственному представлению. Война «не отпускает» Броньку и через двадцать лет. Обострённая совестливость, неудовлетворённая жажда справедливости приводят к тому, что он лично хочет расквитаться с Гитлером. Рассказывая о покушении, он не самолюбие своё тешит, а мечтает о высшей справедливости. Странная, выдуманная история Броньки — это выплеснувшаяся душевная мука, исповедь о себе на войне. Поэтому Бронька не отказывается от своей истории, хотя его вызывают в сельсовет на проработки, хотя вся деревня смеётся над ним. Бронькина история — это, как объяснял в одном интервью сам Шукшин, трагический «вопль души», показывающий, что человек не желает мириться со злом, но и не может уничтожить мировое зло. Рассказ «Срезал». В центре произведения — фигура Глеба Капустина — начитанного и ехидного мужика. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними силой интеллекта. Завязкой сюжета рассказа является приезд к старухе Агафье Журавлевой сына Константина Ивановича. Он кандидат наук, жена его — тоже, а дочка — школьница. В подарок матери привозят они то, что в их понимании необходимо для деревенской жизни: электрический самовар, халат и деревянные ложки. Среди жителей деревни было немало людей, которые сделали карьеру и считались знатными (один полковник, два летчика, врач, корреспондент). К этой категории можно отнести и кандидата наук Журавлева. Непременным ритуалом приезда таких людей в родную деревню был их рассказ о своей жизни. При этом они шли на общение с народом с открытой душой, видя в земляках искренний интерес к себе. Глеб же любил устраивать из таких встреч целый спектакль, ожидая удачного момента, чтобы «срезать» зазнавшегося, по его мнению, человека, например, найти ошибку в суждении или уличить в незнании какого-нибудь важного исторического факта. Ничего не подозревающий кандидат встречает гостей радостно, по-дружески. В повествовании начинает звучать определенная двусмысленность: с одной стороны, Журавлев — кандидат наук, а с другой — кандидат на очередное «срезание», жертва, которая еще не знает, какой поединок ей вскоре предстоит выдержать. Вместо общих воспоминаний о детстве Капустин начинает беседу на философские темы. Журавлев пытается уклониться от дискуссии, отшучивается, но в планы Глеба это не входит. Словно клещ, впившийся в горло, или коршун, камнем падающий на добычу, начинает он доказывать Журавлеву, что не тянет интеллект того на кандидатскую зарплату, что никакой он не мыслитель, каким его считают, что не заслужил он того положения в обществе, которое имеет. А вот провинциалы, над ущербностью которых они с женой готовы посмеяться, ни в чем не уступят по части интеллекта, хоть и не отмечены учеными степенями. Символичны в этой связи фамилии героев: Журавлевы парят где-то высоко, составляя общественную элиту, а Капустин так и не оторвался от своего огорода. Справедливо ли это? Разумеется, в споре с Журавлевым Капустин не прав как по форме, так и по содержанию. В его тирадах, обращенных к Константину Ивановичу, больше изощренных оскорблений и обвинений, чем рациональных идей и здравых мыслей. А уж устраивать весь этот спектакль перед человеком, к которому пришел в гости, совсем неуместно. Однако в позиции Капустина немало здравого смысла: совершая открытия и создавая новые книги, представители науки нередко просто прикрываются словами о народном благе, забывая о том, как живет народ на самом деле и что изменится в его реальной тяжелой и приземленной жизни от этих статей и открытий. «Чудик» является любимым персонажем Василия Макаровича Шукшина, для которого важно показать в герое «чудинку», раскрыть непонятную многим, но, безусловно, привлекательную часть его характера. При описании героя отсутствует полная картина образа персонажа, в рассказах представлены лишь актуально значимые фрагменты: душа, поведение, имя. 75 Социально-философская, нравственно-психологическая и онтологическая проблематика повестей В. Распутина «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой». Эсхатологические мотивы, поэтика мифа, символика. Психологизм прозы В. Распутина. Валентин Григорьевич Распутин - писатель-“деревенщик”, последовательно и страстно выступающий за сохранение духовности, традиций народа и культуры. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие. Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности - алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. Главное действующее лицо повести - старуха Анна, которая жила со своим сыном Михаилом, его женой и дочерью. Ей было восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей. Они все разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны - типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом. И она, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей "Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать". А что же они? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с "манной каши", которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Её дети упустили "последний срок" что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять. В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери - самого родного человека. Для них на первом месте стоит "Я", а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия. Повесть “Живи и помни”. События, описанные в повести, происходят зимой 1945 года, в последний военный год, в деревне Атамановка. На фоне девственной и дикой природы деревни Атамановка происходит основное событие повести – предательство Андрея Гуськова. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Во время войны этот человек не раз был ранен и контужен. В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. Валентин Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и духовными способностями. Он на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности и воевал только с одной мыслью: закончится война и он увидит всех родных – отца с матерью и Настену. Это ему и помогало держаться в годы тяжелой войны. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Время долгожданной встречи никак не наступало, Андрей замучился ждать. В конце концов он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя и его семьи. Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства были очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная на гибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи. Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Жена его – Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. В этой повести сопоставляется благородство Настены с одичавшим умом Андрея Гуськова. На примере того, как Андрей научился выть по-волчьи и набрасывается на теленка и убивает его видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью – жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама. Распутин создал образ русской женщины. Образ Настены — нравственный центр повести, чистый и прекрасный женский характер, поставленный в неразрешимое, истинно трагическое положение. Психологически новаторским стал тип Андрея Гуськова, тщательно исследованный излом его души. В “Прощании с Матерой” остро ставится вопрос об отношении людей к своей земле. Повесть “Прощание с Матерой” - это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека. Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать “на материк”. Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой “высшей цели” надо разорять и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное - могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь? Дарья да листвень - хранители традиций и самой Матеры - матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чужие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был. Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Петруха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность. Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым. Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться великой природой, если, в своей жизни не могут разобраться. 76 |