Главная страница
Навигация по странице:

  • Абсолютный и относительный порог ощущений

  • Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

  • ИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ. Российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет


    Скачать 3.17 Mb.
    НазваниеРоссийской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет
    АнкорИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ.doc
    Дата06.05.2017
    Размер3.17 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ.doc
    ТипУчебное пособие
    #7127
    страница12 из 87
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   87

    2.2. Общие свойства и закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности


    Все ощущения можно охарактеризовать с точки зрения их свойств. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный порог ощущений.

    Качество – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. (Вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий, кислый, горький, соленый. Обоняние - информацию о химических характеристиках, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.). Говоря о качестве ощущений, имеют в виду модальность, которая и отражает качество.

    А.Н. Леонтьев, описывая процесс формирования картины мира, отмечает такую особенность как амодальность.

    Гладкость поверхности предмета во взаимодействии «объект -объект» обнаруживает себя, скажем, в физическом явлении уменьшения трения. При ощупывании рукой — в модальном явлении осязательного ощущения гладкости. То же свойство поверхности выступает в зрительной модальности.

    Итак, факт состоит в том, что одно и то же свойство — в данном случае физическое свойство тела — вызывает, воздействуя на человека, совершенно разные по модальности впечатления. Ведь «блескость» не похожа на «гладкость», а «матовость» — на «шероховатость

    Поэтому, отмечает А.Н.Леонтьев, сенсорным модальностям нельзя дать «постоянную прописку» во внешнем предметном мире.

    Интенсивностьощущения – количественная характеристика, зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора: чем сильнее раздражитель, тем сильнее интенсивность ощущения; насморк может исказить интенсивность воспринимаемых запахов.

    Продолжительностьощущения – временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, а также временем воздействия и интенсивностью раздражителя. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. Под воздействием раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различен для различных видов ощущений. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370мс, для вкусовых – 50 мс.

    Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с его прекращением. Инерция ощущений проявляется в так называемом последействии (например:зрительное ощущение) След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

    Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположному качеству воздействующего раздражителя (свет – темнота, тяжесть – легкость, тепло – холод и др.). Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

    Пространственная локализацияраздражителя – способность определять направление воздействующего раздражителя: мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло, на какой участок тела идет воздействие раздражителя. Однако бывают случаи, когда сложно определить направление действующего раздражителя: вспомните, как сложно определить кто из соседей сверлит стену дрелью, если при этом мы не знаем в какой квартире происходит ремонт. Сложность определения источника запаха, звука и др. определяется характеристиками этих ощущений (см.ниже).

    Абсолютный и относительный порог ощущений

    Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и практики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение - значит, найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность.

    Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

    Процесс создания психического образа (по Г.Т. Фехнеру – физик, психолог, философ) может быть представлен следующей схемой:

    Раздражение Возбуждение Ощущение Суждение

    (физика) (физиология) (психология) (логика)

    По мнению Г. Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т.е. возникает первый психический процесс. Величину стимула, при котором начинается ощущение, он назвал нижним абсолютным порогом.

    Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Максимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называют абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила воздействия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

    Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

    Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

    Человек из своего жизненного опыта знает, что не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущение. Например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 000 Гц) не порождают слуховых ощущений. При этом говорят, что эти звуковые сигналы находились за порогами слышимости человеческого слуха. Здесь речь идет о нижнем и верхнем порогах.

    Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов:

    • зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м;

    • слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м;

    - ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды.

    Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом (резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и др.).

    При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, па расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах).

    Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) - это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру от 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на Г), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры ранен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона).

    Примеры относительных порогов ощущений:

    • изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это значит, что для появления ощущения изменения веса необходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть);

    • изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003.

    Величина порогов обусловлена рядом факторов:

    • характером деятельности человека (дегустатору подвластна значительно большая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям);

    - мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более слабые входные раздражители);

    Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

    Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Чувствительность может меняться (в темноте зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается: когда из темноты переходишь на свет или на оборот, происходит временное «ослепление», требуется время, чтобы приспособиться, адаптироваться. Сенсорной адаптацией называют изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация требует времени. Временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств. Для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, нужно 30 мин. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Слабое прикосновение к коже (осязание) перестает восприниматься уже через несколько сек. Явление адаптации связано с процессами, протекающими в анализаторах. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

    Все виды ощущений взаимосвязаны. Интенсивность одних ощущений зависит от воздействия раздражителей на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Различают: 1) взаимодействие ощущений одного вида и 2) взаимодействия ощущений различных видов. Академик П.П. Лазарев установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты получены С.В. Кравковым. Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысить его чувствительность к световым раздражителям. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах – повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их воздействии.

    Взаимодействие ощущений одного вида происходит аналогично взаимодействию ощущений разных видов: клеточку в темноте легче увидеть на светлом фоне (явление контраста: серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, на черном - светлее).

    Существуют способы повышения чувствительности органов чувствсенсибилизация. Сенсибилизация – процесс повышения чувствительности, возникающий при взаимодействии раздражителей или при упражнении. Так примером влияния первого фактора (взаимодействие раздражителей) может служить следующий пример. Так обтирание лица холодной водой (тактильный раздражитель, вызывающий тактильное ощущение) приводит к повышению остроты зрения (зрительный анализатор и зрительные ощущения). Что касается упражнения, можно привести примеры повышения различительного порога у работников разных профессий: повышение слуховой чувствительности у терапевтов и тактильной – у хирургов; обоняния – у людей, занимающихся дегустированием запахов; чувствительности пальцев у воров-«карманников» и т.д. Острота чувствительности нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, в дальнейшем снижается, если не подлежит специальной тренировке.

    Синестезией называют взаимодействие ощущений под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов: «окрашенный слух»: высокие звуки мы рассматриваем как «светлые», низкие – «темные». Слышимые тоны в зрительном ощущении могут восприниматься как имеющие различные оттенки (от ярко-желтых до фиолетовых). Воспринимаемые цвета как «звонкие» или «глухие», как соленые или хрустящие. Окрашивают числа, недели, месяцы, периоды жизни. Явление синестезии – еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   87


    написать администратору сайта