Главная страница
Навигация по странице:

  • Христос

  • Крестная Жертва

  • _Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
    Дата13.10.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Таушев Аверкий, Апостол (1).pdf
    ТипРуководство
    #247049
    страница26 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
    священником” и притом священником
    Бога Вышнего и является как бы получившим священство от Самого Бога — “пребывает
    священником навсегда” — конечно, не в своем лице, а в лице своего Первообраза — Иисуса
    Христа.
    Превосходство священства Мелхиседекова перед священством, происходившим от потомка Авраамова Левия, Апостол Павел и показывает дальше в следующих стихах, начиная с
    4-го. Прежде всего он выставляет на вид “десятину», которую поднес Авраам Мелхиседеку из лучших добыч своих. Десятина давалась старейшим. Авраам же был свободный и независимый владелец громадных богатств, притом только что одержавший победу над пятью Ханаанскими царями и получивший великие обетования от Бога. Если велик был родоначальник народа
    Божия Авраам, то сколько же велик тогда Мелхиседек, которому Авраам смиренно поднес десятую часть лучших своих добыч, как бы подчиненный ему данник (ст. 4).
    В 5-6 ст.
    441
    Апостол указывает еще на одну черту, превозносящую Мелхиседека над
    Авраамом. Это то, что он не имел никакого племенного родства с Авраамом и, следовательно, последний не мог считать себя обязанным уделять ему десятину от своих имуществ, как уделяли евреи своим священникам из колена Левиина. И, наконец, еще одна примечательная черта: “благословил имевшего обетования», то-есть Авраама. Без всякого же прекословия
    меньшее от большего благословляется” (7:6-7).
    Авраам сам имел великие обетования от Бога и был родоначальником избранного народа
    Божия и вместе с тем и последующего левитского священства, а между тем Мелхиседек благословил его. Отсюда естественный вывод, что Мелхиседек был выше Авраама с происшедшим от него левитским священством. В ст. 8-10 442
    Апостол Павел делает естественное заключение, что в лице Авраама, сам Левий и все его потомство — ветхозаветное священство —
    440
    и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог
    Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
    441
    Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
    442
    И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда
    Мелхиседек встретил его.

    133 признало себя подчиненным Мелхиседеку, как священнику с непреходящим, вечным достоинством.
    Из всего вышесказанного Апостол делает вывод п превосходящих особенностях священства Мелхиседекова, осуществившихся в лице Иисуса Христа, и раскрывает превосходство священства Христова по чину Мелхиседека перед несовершенным левитским священством. В ст. 11-12 443
    он высказывает общее соображение, что самое предвозвещение нового священства по чину Мелхиседека при прежнем левитском священстве по чину Ааронову уже предуказано, что последнее, как несовершенное, будет некогда заменено первым, как более совершенным, а потому и самый закон ветхозаветный, как связанный с аароновым священством, будет изменен.
    Далее Апостол раскрывает, как осуществилась эта замена одного священства другим:
    1) Господь Иисус Христос воссиял не из священнического колена (Левиина), а Иудина, как и Мелхиседек был чужд рода Авраамова (ст. 13-15);
    444 2) Господь Иисус Христос священник “не по закону заповеди плотской», то-есть священство его не наследственно, как было это в Левиином колене, и Он — “Священиик во век
    по чину Мелхиседека” (ст. 16-17);
    445 3) обнаружилась немощность ветхозаветного закона, ибо он не довел людей до совершенства, а потому установлен Богом с клятвою “лучший” Новый Завет, поручитель которого сделался Иисус, положивший начало и лучшему новому священству (ст. 18-22 446
    ). В заключение этой главы Апостол указывает преимущество нового Христова священства:
    1) Христово священство единолично и несменяемо (ст. 23-25 447
    ),
    2) возглавляет новозаветное священство Превосвященник святой и безгрешный, каков
    Христос, принесший Самого Себя в жертву за грехи людей (ст. 26-28 448
    ).
    В главе восьмой продолжается та же мысль, и в первых. двух стихах указывается 3-е преимущество Христа, как Первосвященника — то, что Он служение Свое отправляет не на земле, как ветхозаветные первосвященники, а на небе, непосредственно перед престолом
    Божиим, ибо он Сам воссел “одесную престола величия на небесах». Эти стихи (7:26-28 и 8:1-
    2 449
    ) составляют Апостольское чтение в дни памяти святителей на литургии, потому что каждый святитель Церкви Христовой тем велик, что он уподобляется Великому Архиерею — Господу
    Иисусу Христу в Его святости и непорочности.
    443
    Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину
    Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
    444
    Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной.
    445
    Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
    446
    Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, —ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся
    Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, —то лучшего завета поручителем соделался
    Иисус.
    447
    Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к
    Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
    448
    Таков и должен быть у нас Первосвященник… Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
    449
    Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг
    Господь, а не человек.

    134
    Далее Апостол говорит п преимуществах первосвященнического служения Христова на небе: Христос тоже приносит там жертвы. Это — непрестанное ходатайство за нас пред Отцем
    Своим небесным, как следствие той великой жертвы, которую Он однажды раз навсегда принес за нас на кресте (ст. 3 450
    ). На земле Его не признали бы священником по формальным причинам; кроме того большая разница в самом существе священства левитского и священства Христова, ибо ветхозаветные священники совершали служение, которое имело только символическое и прообразовательное значение — все же эти символы и прообразы как раз и осуществились во
    Христе, Который установил Новый Завет, предсказанный еще в пророчестве Иеремии (31:31-
    34 451
    ). Слова пророка Иеремии: об установлении Нового Завета Апостол Павел и приводит полностью в ст. 8-12, после чего делает свое заключение: “Говоря “новый” (пророк) показал
    ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению” (ст. 13).
    Девятая глава вся посвящена сравнению двух заветов — Ветхого и Нового — и указанию на несравненное превосходство Нового. Рассматривая в первых 7-ми стихах устройство скинии,
    Апостол показывает, что самое ее устройство и совершавшиеся в ней богослужебные обряды с принесением в жертву животных уже внушают мысль п неудовлетворительности и п временном их значении. При описании скинии Апостол обращает главное внимание на недоступность
    Святого-Святых не только для народа, но и для самих священнослужителей, из которых только один первосвященник мог вступать туда, да и то однажды в год “не без крови, которую
    приносит за себя и за грехи неведения народа” (ст. 7). Этот отрывок Евр. 9:1-7 читается за
    Божественной литургией в некоторые Богородичные праздники, как например, Введение во
    Храм Пресвятыя Богородицы 21 ноября и на Покров 1 октября, т.к. скиния прообразовала собою
    Божию Матерь.
    Устройство скинии показывало, что в Ветхом Завете небо было закрыто для людей и люди были разобщены с Богом; все ветхозаветные обряды имели лишь временное значение (ст. 8-
    10 452
    ). Преимущество Нового Завета в том, что в нем священнодействует в нерукотворенной скинии Христос, первосвященник будущих благ, уже не с кровью козлов и тельцов, но со
    Своею Собственной Кровью, Которой Он однажды навсегда приобрел для нас вечное
    искупление (ст. 11-14 453
    ). Великое значение Крестной Жертвы Иисуса Христа в том, что Он, принеся в жертву Богу Свою собственную Кровь, сделался Ходатаем Нового Завета (ст. 15). В
    16 ст. Апостол выясняет необходимость смерти Ходатая Нового Завета в таких словах: “ибо, где
    завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя», и в 17 ст.: “потому что
    завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив” — необходимость смерти Христовой Апостол выводит из двух обстоятельств, обозначаемых
    450
    Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
    451
    Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли
    Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который
    Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
    452
    Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
    453
    Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

    135 одним греческим словом: “диафики». Это слово значит и завет в смысле союза или обоюдного договора, и завещание в смысле посмертного наказа или распоряжения. Христос должен был умереть, потому что как в древности Ветхий Завет был основан на крови жертвенных животных, так и Новый Завет мог быть основан только на крови Посредника или Примирителя между
    Богом и людьми, ибо необходимо было этой кровью уничтожить грех, который вносил это разделение. Вместе с тем Христос должен был умереть для того, чтобы оставить людям
    завещание — сделать их наследниками уготованного им вечного спасения.
    В 18-23 454
    Апостол объясняет, что кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете имела только
    прообразовательное значение и имела силу только, как прообраз искупительной крови Агнца
    Божия Христа, имевшего пролить ее за грехи людей. Громадное преимущество Христа, как
    Первосвященника Нового Завета, св. Ап. Павел указывает в том, что Он вошел однажды и раз навсегда, совершив наше спасение Своею Кровью, не во Святая-Святых, как ветхозаветные первосвященники, а “в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие” (ст. 24).
    Человекам положено однажды умереть, а потом суд” (ст. 27) — важное изречение, которое опровергает лжеучение п так называемом “перевоплощении душ». Почему сказано, что
    Христос принес Себя в жертву, “чтобы подъять грехи многих», а не “всех”? — “Потому», отвечает святой Иоанн Златоуст, “что не все уверовали. Христос умер за всех, дабы спасти всех, сколько от Heгo зависит, ибо смерть Его сильна была спасти всех от погибели, но Он вознес грехи не всех, потому что они сами не захотели».
    В десятой главе развивается та же мысль п превосходстве Нового Завета перед Ветхим и говорится об отмене ветхозаветных жертв и ветхозаветного священства, как ставших ненужными. Апостол говорит, что закон, т.е. Ветхий Завет, был только “сенью грядущих благ», а “не самым образом вещей», т.е. имел лишь прообразовательное значение (ст. 1).
    Ветхозаветные жертвы не давали совершенного очищения грехов, ибо тогда не было бы надобности постоянно и многократно приносить их. Они были только каждогодним напоминанием п грехах и, след., п той единой Великой Жертве, которой Христос раз и навсегда очистил грехи людские (ст. 1-4 455
    ).
    Далее Апостол приводит замечательные ветхозаветные пророчества и, прежде всего, слова
    Псалмопевца Давида, которыми великий Потомок его Мессия, входя в мир, выражает готовность отдать Свое собственное тело на страдание за людей, после того, как Отцу
    Небесному станут неугодны ветхозаветные всесожжения и жертвы за грех: “жертвы и
    приношения Ты не восхотел; Ты пронзил мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не
    потребовал. Тогда я сказал (в свитке книжном написано обо Мне): желаю исполнить волю
    Твою Боже мой” (Пс. 39:7-9). В еврейском тексте, вместо “Ты уготовал мне тело (как в переводе
    70-ти), стоит “Ты пронзил мне уши». Неизвестно, как произошла эта разница, но в обоих чтениях выражается одна и та же мысль п беспрекословном послушании Мессии Христа Небесному
    Отцу. В древности прокалывались уши тому рабу, который, получив свободу, выражал желание навсегда остаться на службе у своего господина: это было символическим знаком всецелой
    454
    Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
    Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
    455
    Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
    Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

    136 преданности (Исх. 21:5-6 456
    ). Из этого пророческого изречения Апостол делает вывод об отмене ветхозаветных жертв, вместо которых спасением человечеству послужила Единая Крестная
    Жертва Иисуса Христа (ст. 5-10). Ветхозаветные жертвы, многократно приносившиеся священниками, не могли истребить грехов, Христос же однажды принесши Себя в жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога и “навсегда сделал совершенными освящаемых” (ст. 11-
    14 457
    ). Все это Апостол подтверждает ссылкой на пророчество пророка Иеремии п наступлении
    Нового Завета с забвением грехов и беззаконий человеческих Богом. “Где прощение грехов, там
    не нужно приношение за них». Иными словами, с пролитием Крови Христовой Ветхий Завет с его сеновным священством и бессильными жертвами должен прекратиться.
    С 19 стиха десятой главы начинается уже втораянравственная часть послания
    Апостола Павла к Евреям. Основная мысль этой части — убеждение быть твердыми в вере.
    В ст. 19-39 Апостол увещевает Евреев неуклонно держаться христианского исповедания веры, быть исполненными любви друг другу и не оставлять христианских собраний, внушая, что если отвергшийся закона Моисеева наказывается смертью, то тем более тягчайшему наказанию подвергнутся отступники от христианской веры: “Страшно впасть в руки Бога
    живого». Апостол напоминает Евреям первое время после их обращения ко Христу, когда они были исполнены великой ревности, мужественно переносили гонения и даже расхищение имения своего приняли с радостью, и убеждает их не оставлять христианского упования, а вооружиться терпением, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное. Он утешает их обещанием Второго Пришествия Христова, когда каждый получит праведное воздаяние и приводит пророчество Аввакума п том, что “Праведный верою жив будет, а если
    кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя», как говорит Господь Сам устами этого пророка (Аввакума 2:3-4), убеждая стоять в вере — ко спасению души.
    Вся одиннадцатая глава посвящена изложению важного учения п вере. Апостол дает прежде всего чрезвычайно ценное в догматическом отношении определение самого понятия веры: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (ст.1). Смысл этого определения хорошо истолкован блаженным Феодоритом, который так их объясняет:
    “Вера делается для нас оком к созерцанию уповаемого, и еще непришедшее в бытие показывает как бы уже состоявшееся. Когда все мертвые еще во гробах, вера живописует нам воскресение, и научает представлять бессмертие в прахе тел». Такой верой прославились ветхозаветные праведники, воспоминаниям п которых посвящено далее все содержание этой главы (ст. 2).
    Прежде чем говорить п вере ветхозаветных праведников, Апостол дает еще указание на общее значение веры: “Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из
    невидимого произошло видимое” (ст. 3) — только вера помогает нам понять, как Бог мог сотворить этот видимый мир
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта