Главная страница

УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеРуководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
Дата29.11.2021
Размер1.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. (.pdf
ТипРуководство
#285100
страница2 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Демокрит (460 – ?), Левкипп. Личность. Демокрит был родом из г. Абдеры. Получив наследство, он отправился в путешествие, побывал в ряде стран (Египте, Вавилоне, Индии, где пополнял свои знания о природе и человеке. Вернувшись, встретил осуждение общества за растраченное богатство (против него было возбуждено судебное дело о растраченном наследстве. На судебном процессе Демокрит прочитал судьям свое сочинение «Мирострой» и судьи признали, что он взамен денежного богатства накопил мудрость и знания. Демокрит был оправдан и даже вознагражден деньгами.
Демокрит является основоположником материалистического направления в философии линия
Демокрита»
– противовес идеалистическому направлению, сформулированному Платоном – линия Платона. Учение. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров. Одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Весь материальный мир состоит из атомов. Атом – это мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего. Число атомов в мире бесконечно. Атом обладает многими характеристиками неизменен, неделим данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни, может иметь разный размер (от мельчайших до крупных, разную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками и т.д.). Атомы не имеют внутри себя никакого движения, они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Атомы лишены пустоты, пустота находится между мирами и атомами. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как

16 самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения. Атомы неуничтожимы, им присущ закон сохранения и круговорота в природе вещи, живые организмы существуют, распадаются на атомы, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира. О душе. Душа человека тоже состоит из атомов, они самые малые и имеют шарообразную форму. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку («эйдолы», изображения, подобия, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум и мышление. Гносеология. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание первое он называл познанием по мнению, второе – познанием поистине. Без органов чувств, без познания по мнению, невозможно и познание поистине. Демокрит выступал сторонником детерминизма. Он считал, что каждая вещь имеет причину, следовательно, случайные события невозможны. Софисты Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляются софисты. Древнегреческое слово «софистэс» означало знаток, мастер, художник, мудрец. Но софисты были мудрецами особого рода – истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать противника в спорах ив тяжбах. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое – черным. Они становятся платными учителями, учащими мыслить, говорить и делать. Гносеология. В философии софисты привлекли внимание к проблеме человека, общества, знания. В гносеологии софисты сознательно поставили вопрос о том, как соотносятся с окружающим нас миром мысли о нем В состоянии ли наше мышление познать действительный мир Софисты были первыми агностиками они учили, что объективный мир непознаваем.

17 Софисты отрицали объективную истину. Для них истина относительна. Следовательно, нет объективного критерия добра и зла. Поэтому часто агностицизм софистов перерастал в аморальность. Софистов принято делить на старших и младших. Среди старших выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад. Из младших софистов, действовавших уже в конце V – начале IV в. до н.э., наиболее интересны Алкидам, Трасимах, Критий и Калликл. Против софистов выступал первый философ-афинянин Сократ (470-
399) – младший современник Демокрита. Личность. Сократ интересен своим учением и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сам Сократ предпочитал излагать свое учение в диалоге, поэтому ничего не писали выступал против письменности вообще, считая книги закостенелым знанием. О Сократе мы узнаем из диалогов Платона и из произведений историка Ксенофонта. Отец Сократа был ремесленником-каменотесом, мать – повивальной бабкой. Сократ вел нищий образ жизни. Он был обвинен в безбожии. В ожидании смертной казни провел 30 дней. Сократ имел возможность сбежать, но чтил закон, поэтому остался в заключении и принял решение суда. Накануне смертной казни он выпил чашу яда – цикуты. Учение. В центре учения – человеческая нравственность (этический антропологизм. Сократ подчеркивал значение совести, внутреннего голоса, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Основой его философской деятельности было самопознание. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Приобретение знания достигалось посредством индукции (наведения, те. восхождения от частного к общему, что должно было происходить в процессе собеседования. Метод Сократа можно назвать субъективной диалектикой – майевтика – рождение истины из диалога. Цель майевтики – всестороннее обсуждение какого-либо предмета – его определение, достижение понятия о нем. Суть майевтики – с

18 помощью логических размышлений и наводящих вопросов натолкнуть собеседника на самостоятельное решение проблемы и изречение истины. Метод можно разделить на 5 этапов 1) сомнение (Я знаю, что я ничего не знаю 2) ирония (выявление противоречия 3) майевтика (преодоление противоречия, рождение истины 4) индукция (обращение к эмпирическому материалу, фактам 5) дефиниция (окончательное определение искомого понятия. Этика. Сократ убежден в существовании объективной истины. Он считал, что существуют объективные моральные нормы, следовательно, различие между добром излом не относительно, а абсолютно. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Зло – результат незнания доброго. Нравственность, по Сократу, следствие знания. Впоследствии Аристотель опровергнет эту теорию, утверждая, что даже обладание четкими знаниями что есть добро, а что зло не является гарантией того, что человек будет следовать добру. Идеализм Сократа. Идеалистические идеи были приписаны Сократу Платоном. Возможность идеализма присутствовала у Сократа в той мере, что до Сократа (отчасти и до софистов) основной предмет философии составляла природа, внешний по отношению к человеку мир. Сократ же утверждал, что мир непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии.
Сократические школы Идеи Сократа получили развитие в философских учениях, развитых его учениками. Появляются «Сократические школы (киники, киренаики, мегарики), основанные его учениками Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Сами школы по-разному решали такие принципиальные вопросы, как проблема общего и отдельного, проблема достижения счастливой и свободной жизни. При решении этих вопросов так называемые сократические школы часто занимали противоположные позиции. К сократической школе также причисляют Академию Платона.

19 Учение Платона Личность. Платон родился в 427 г. до н.э., умер в 347 г. до н.э. Настоящее имя Платона – Аристокл, Платон – прозвище, данное ему Сократом (от «платюс» – широкий, широкоплечий. Платон был всесторонне одаренным (в гимнастике, музыке, поэзии, философии. Был учеником Сократа. После смерти учителя, Платон 10 лет путешествовал, пока не был продан в рабство. Вернувшись в Афины открыл свою школу – академию. Академия Платона – религиозно-философская школа, основанная в
385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (915 лет. До нас дошло множество сочинений Платона (в основном диалоги. Философская система Платона. Учение Платона – система объективного идеализма. Объективный идеализм проповедует, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. Платон дает обоснование идеализма в аллегории о пещере в книге Государство. Идеальный мир вечен и неизменен. Это бытие, сущее, вечное и неизменное, оно всегда есть и никогда не порождается. Такое понимание сущего, бытия антидиалектично. Идеализм Платона глубоко метафизичен. Сточки зрения Платона, реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи
(эйдосы) – фактически объективированное понятие, это та же самая умственная идея, но только вынутая из человеческого сознания и помещенная в некий вымышленный идеальный мир – совокупность всех подобных идей. Идеи истинны, вечны и постоянны, они взаимопревращаемы. Видимо, не всякое нравственное явление, не всякое действие, не всякий предмет и т.п. будут иметь идею, ибо у Платона идеальный мир – непросто царство сущностей, а царство благих сущностей, это идея Блага. Кроме того, идеи находятся в строгой иерархии. Выше всего стоит идея красоты и добра. Идеям противопоставляется мир небытия или материи хоры – источник множественности, единичности, вещности, изменчивости,

20 смертности и рождаемости, естественной необходимости, зла и несвободы. Это самостоятельное начало, которое не может быть познано человеком. Материя вечна и идеями не творится. Она способна принимать различные формы, становясь оформленной материей. Сама по себе материя мертва и самостоятельно ничего не может сотворить. Между двумя противоположными началами – миром идей и миром материи находится мир вещей. Мир вещей – мир возникновения, существования, постоянного генезиса и постоянной гибели, это то, что всегда происходит, но никогда не существует. Вещи – тени идей, их эхо, их отображение. Идея же – образец и прообраз вещей. Все материальные вещи, предметы и явления – это воплощение первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи. Например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование. Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив ив действительности не существует как самостоятельная субстанция. И мир идей, и мир вещей мертвы. Они не могут ничего творить, поэтому у Платона появляется Демиург (посредник, бог. Демиург творит космос из идей и материи, он же творит душу космоса, индивидуальные души и мир вещей. Душа космоса – динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности, сознания и познания. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. О душе. Душа человека (вещи) есть часть мировой души. Она состоит из трех частей разум и воля, благородные желания, влечение и чувственность. В соответствии стем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Кто руководствуется разумом, становится правителем, он наделен высшими ценностями и справедливостью. Кто наделен волей и силой, те становятся воинами. Кто руководствуется вожделением, те становятся ремесленниками

21 они стремятся к материальными чувственным наслаждениям. Душа человека бессмертна. Может умереть только лишь телесная оболочка человека, душа приобретает новую телесную оболочку
(метампсихоз). Но если земная жизнь человека была неправильной, то его душа должна понести наказание в подземном царстве сроком влет. Количество душ ограничено, они не рождаются и не умирают, их число соответствует количеству звезд. Душа человека находится на небе в идеальном мире. Упав на землю и вселившись в тело, душа забывает об идеальном мире. Отныне ее питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие, и питает оно не высшую, а низшую часть души, отчего душа все более тяжелеет и тяготится к земле, удаляясь от мира идей. Гносеология. В учении опознании Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира. Поскольку материальный мир является всего лишь отображением мира идей, то предметом познания должны стать прежде всего чистые идеи. Их невозможно познать с помощью чувственного познания, но можно познать разумом. Ядром гносеологической концепции Платона является знание как припоминание (анамнезис). Знание может быть только априорным (до опытным. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности. Созерцание прекрасного стимулирует припоминание. Самое главное в методе анамнезиса припоминания) – искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, ведь истинные мнения. если их разбудить вопросами, становятся знаниями, те. искусство диалектики. Между тем, высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы. Только они способны увидеть и осознать чистые идеи. О государстве. В учении Платона отражены представления об

22 идеальном государстве. Концепция государства строится в рамках идеалистического учения в иерархии идей выше всего стоит благо также и основной задачей государства является обеспечение блага граждан. Идеальное государство Платона не подразумевает равенство всех граждан. В государстве, сточки зрения Платона, должно быть справедливое соотношение положения и деятельности граждан их способностям. Платон выделяет четыре вида государственного устройства тимократия, олигархия, демократия и тирания. Два последних вида устройства государства наделяются Платоном самыми негативными характеристиками. Он говорит, что из демократии рождается тирания, так как абсолютная свобода при демократии ведет к абсолютному рабству. Идеальное государство – это государство, в котором правят философы. Философам присуще одно из трех начал души человека – разумное. Другие два начала ярость и вожделение присущи соответственно воинами производителям. Академия Платона была закрыта в 529 г. византийским императором
Юстинианом, тем не менее, за свою долгую историю существования она успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии. Философия Аристотеля. Учение о причинах бытия и познания. Проблема человека Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся Органон, Физика, Механика, Метафизика, О душе, История животных и др. Онтология. В онтологической проблеме Аристотель критически подошел к вопросу бытия в трактовке Платона. Аристотель считал, что ошибка Платона в том, что он разделил мир идей и реальный мир. Он обособил чистые идеи, они никак не связаны с окружающей действительностью. Аристотель считал, что мир един и поэтому эйдосы не

23 существуют отдельно от вещей. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы. Он определяет понятие бытие через высказывания о бытие, то есть через категории. Философ выделяет 10 категорий, причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики • сущность (субстанция • количество • качество • отношение • место • время • положение • состояние • действие • страдание. По Аристотелю, бытие – это сущность субстанция, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, ноне его сущность. В отличие от Платона, для Аристотеля существовало только множество индивидуальных единичных и конкретно определенных предметов, заключающих в себе сущность. Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – неделимые. Например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не идея лошади, воплощением которой данная лошадь является. Нет никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований (как у Платона. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы формы и материи – составные части бытия. Они всегда едины нет материи самой по себе, мы всегда видим материю в какой-то форме. Форма есть активное начало. Чувственное познание ощущает, познает форму. Форма есть подлинная действительность, а материя – возможность. Материя, предоставленная самой себе – это хаос. Материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Материя, по Аристотелю, представляет собой неоформленный субстрат, она пассивна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения первичное – вторичное. Они друг без друга не существуют. Единство формы и материи в каждом конкретном

24 случае есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности. Движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Источником движения служит неподвижный перводвигатель. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Он – причина причин, форма форм. Это Космический Умили Нус. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог не существует за пределами нашего мира, как, к примеру, мир идей у Платона. Бог находится в самом мире как план, как проект Космоса, как Перводвигатель, хотя сам они неподвижен. Бог нематериален, это духовный Абсолют, это чистая энергия, чистая деятельность. У каждой вещи есть причина. Аристотель рассматривает причинность, выделяя четыре класса (или вида) причин 1) материальную причину (это есть субстрат, материя, из которой образуются тела 2) формальную причину когда форма активно проявляет себя 3) действующую или производящую причину (она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность 4) целевую, или конечную, причину (цель движения. Мировоззрение Аристотеля телеологично (наличие цели. Любому явлению природы приписывается цель, которая устанавливается Богом или внутренними причинами природы. Гносеология. В учении опознании Аристотель стоит на позиции эмпиризма и гностицизма. Знания складываются путем обобщения опыта и ощущений. Главная роль отводилась чувственному познанию, состоящему из трех ступеней, – ощущение, восприятие, представление. Таким образом, познавая свойства вещей, мы познаем вещи не только материально, но и идеально (представление. В нашем сознании в виде представления, возникает нематериальная форма вещей, ее образ. Ощущения имеют объективный и истинный характер. Сохраняясь в душе, совокупность ощущений составляет опыт.

25 Человек способен познать мири получить истинное знание. Истинное знание для Аристотеля это знание, которое соответствует действительности, то есть он отстаивает классическую концепцию истины. Аристотель отделил научное знание (эпистема) от других видов познания и дал ему подробное описание. Наука – это рациональное познание, которое осуществляется посредством диалектики и логики. Началом науки является ум. Ум, посредством мышления, способен постигать ощущения на теоретическом уровне. Ум существует в теле человека, ноне связан с ним, так как может мыслить обо всем. О душе Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души растительная душа, животная и разумная. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Этика. Добродетели Аристотель разделяет на две группы дианоэтические (разумные) добродетели – относятся к интеллектуальной и умственной деятельности, возникают преимущественно путем обучения. Вторая содержит этические добродетели, относящиеся к характеру человека – результат привычки. Он отвергает чрезмерное обогащение, и отречение от материальных благ. Главное – умеренность. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Диалектика. Аристотель продолжает развивать диалектику, ноне считает (как, например, Гераклит) противоположности тождественными. Основной закон бытия у Аристотеля гласит Вместе существовать и не существовать нельзя. Исходя из такой трактовки, небытия не существует, поскольку существует его противоположность – бытие. Закат греческой философии. Эллинистический период в развитии


26 античной философии Основные школы эллинистической философии – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Эпикуреизм Наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта