УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
Скачать 1.07 Mb.
|
Иоганн Фихте (1762-1814) развивал идеи Канта и внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма. В отличие от объективных идеалистов, которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что единственной реальностью является идея. Она существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует. Фихте основывал свою философию на «Я-концепции», в которой он выступает против идеи И. Канта вещи в себе – непознаваемой разумом внешней реальности. Онтология. В центр всей реальности Фихте ставит субъективное Я. Оно является единственной реальностью, в нем происходит реальная жизнь, вне мышления человека мира не существует, весь мир погружен в человеческое мышление. Таким образом, Я является единственно истинной субстанцией, которая способна творить всю окружающую действительность. Сознание человека имеет двойственную природу Я абсолютное, всеобщее Я делится на Я как отображение индивидуального сознания и «не-Я», являющееся отображением окружающего мира. Гносеология. Гносеология Фихте строитсяна концепции Канта. Но Фихте был несогласен с существованием вещи в себе, потому что признание этой теории автоматически формировало два вида знания – априорное и знание, полученное из объективного материального мира. В познании значительное место занимает философия. Она призвана 91 познать истину, существующую в сознании человечества и на ее основе ответить на главные вопросы, интересующие человека на протяжении всей его жизни о смысле человеческого бытия и о его предназначении, поскольку, по мнению Фихте, Бытие человека определяется его предназначением. Фихте создал свою философскую систему, которую назвал наукоучением. Ее цель определить сущность науки как объективного истинного знания. Наукоучение ставит своей задачей изучение природы и внутренней сущности человека – Я. Я и окружающий мир, который представляется понятием «не-Я», находятся в сложном диалектическом взаимодействии, они могут быть представлены по гегелевской схеме тезис – антитезис – синтез. Таким образом, в гносеологии Фихте разработал новые элементы диалектики как учения о методе познания и мышления. В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма – начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность – воплощение духа. Преждевременная смерть (в 1814 г) помешала Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была непонята и не принята многими его современниками (особенно материалистами, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) является одним из представителей объективного идеализма в немецкой классической философии. Шеллинг пытается понять, что есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа натурфилософия философия природы, практическая философия, иррационализм (философия откровения. 92 Онтология. В своем объяснении природы Шеллинг опирается на объективный идеализм. В качестве Абсолюта, единственной истины и вечного разума выступает Природа. Она является единым целым, в котором проявляются тождества субъективного и объективного. Природа является одушевленным организмом, который, имея в себе все материальное и нематериальное, творит все, является первоначалом всего. Абсолютный разум Природы может выступать в разных состояниях ив разных свойствах в материальном или духовном. И материя, и дух заключены в Природе, следовательно, едины и имеют единое начало. Шеллинг говорит об историческом понимании Природы. Природа постоянно находится в процессе эволюции, а человек – результат этой эволюции. Таким образом, природа эволюционирует от материального к духовному. Природа есть система, она целостный живой организм. В Природе все взаимосвязано, каждая из ее систем влияет на другую и сама подвергается этому влиянию. Таким образом объяснялись некоторые физические законы, например, закон сохранения и превращения энергии. Гносеология. В 1800 году Шеллинг начинает новый этап своей философии под названием трансцендентальная философия. Он рассматривает Природу как субъект, при этом отождествляя мышление и бытие. Природа одухотворена, значит, познавая природу, мы должны познать ее дух. Природа стремится объективизировать себя в социальной деятельности человека, во второй природе (то, что сотворено человеком на основе первой природы) чтобы достичь самосознания. Результатом этой объективизации становится духовная деятельность человека, культура. Таким образом, через познание культуры мы сможем познать природу. Позднее, Шеллинг акцентировал внимание на тождестве мышления и бытия, утверждая, что в Абсолюте сосредоточены все законы мироздания. Познать их можно только с помощью интеллектуальной интуиции. Диалектика. Шеллинг закладывает учение о диалектике Природы 93 объективной диалектики. В природе всегда имеет место существование двух противоположных начал, которые связаны друг с другом диалектически (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т.д.). Они возникают из единого начала, стремятся к единению, поэтому находятся в постоянном развитии. Об обществе. Шеллинг занимается прикладной философией, которая должна решить проблемы общества и человека в обществе. Философ считает, что цель человечества заключается в достижении свободы. Сам человек от природы наделен стремлением к свободе. Результатом достижения свободы является правовой строй. На данном этапе своей философии Шеллинг приходит к выводам, которые обусловили его дальнейший ориентир на иррациональную философию. Шеллинг считает, что мир подчинен жесткой необходимости, но при этом ход истории хаотичен. Человек также подчинен мировому детерминизму, порой противопоставляя себя и свои замыслы ходу истории. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов был ярким представителем немецкого классического идеализма. Онтология. Главная идея онтологии Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – Абсолютная идея. Абсолютная идея – это единственно существующая подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Сам Гегель определяет Абсолютную идею как разум, мышление, выступающая первоосновой всего существующего. Круговорот Абсолютной идеи происходит по схеме Абсолютная идея отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе в виде Абсолютного Духа. Человек 94 в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека Абсолютная идея познает себя. Цель творения мира и человека Абсолютной идеей – это ее самопознание. Гносеология. Познание в философии Гегеля направлено, прежде всего, на самопознание идеей самой себя – это и есть процесс постижения истины. В процессе постижения истины Абсолютная идея преодолевает три ступени логику, философию природы, философию духа. В связи с этим вся философская система Гегеля делится на соответствующие категории. Логика изучает формы абсолютного мышления, то есть процесс закономерного развития Абсолютной идеи. Исходя из того, что Гегель отождествляет бытие и мышление, то логика изучает и процесс развития познания, и процесс развития бытия. Логика включает в себя концепции бытия, понятия и сущности. Философия природы изучает целостную природную систему. Абсолютная идея в процессе самопознания отчуждает себя в виде окружающего мира (явления природы, который является инобытием. Поскольку инобытие сотворено Абсолютной идеей, тов нем действуют те же закономерности что ив Абсолютной идее. Законы природы необходимо изучать посредством механики, физики и органической физики. Возвращаясь от инобытия к самой себе, Абсолютная идея воплощается в Духе. Гегель выделяет три вида Духа - Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (дух для себя. Когда этот дух достигает апогея своего развития, он объективизируется, выходит за рамки своего индивидуального сознания. - Объективный дух – дух общества в целом. Выражением объектов нового духа являются право, семья, гражданское общество, государство, мораль – данные свыше, изначально существующие как идея, порядок взаимоотношений между людьми. 95 - Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа является духовная деятельность человечества – искусство, религия, философия. В процессе исторического процесса постоянно происходит познание Абсолютной идеи. Наибольшую роль в этом познании играет философия. Диалектика. Гегель первый из философов сформулировал термин диалектики и дал ему обоснование. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Учение о диалектике Гегель представил в своей работе Наука логики. Смысл идеалистической диалектики Гегеляв том, что • весь материальный и нематериальный мир состоит из противоположных вещей и явлений (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мири т.д.); • все вещи и явления (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся между собой в постоянной борьбе, но при этом являются частью одного целого • все предметы и явления находятся в диалектическом взаимодействии, то есть в постоянной динамике ив возможности переходить друг в друга Гегель вывел законы диалектики, категории и принципы диалектики. Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей является базой развития и существования всего в мире. По Гегелю, развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм • существует определенный тезис (утверждение, форма бытия • данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, нона более высоком уровне развития. 96 Процесс формирования тезисов-антитезисов-синтезов происходит снова и снова, и каждый разв результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня, вместе сними становление и развитие мира. Конечной целью диалектического метода, сформулированного Гегелем, является постижение мирового и исторического процесса, развивающегося через противоречия, через единство и борьбу противоположностей. Людвиг Фейербах (1804-1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что • единственно существующими реальностями являются природа и человек, при этом человек является частью природы посредством субъективных чувственных ощущений, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом, человек может познать мир • человек есть единство материального и духовного, это уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями, которое может жить только в обществе • природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима; • все, что нас окружает (предметы, явления, – различные проявления материи. Материалистическое может быть объяснено с помощью новейших достижений науки • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека. Бог это тоже идея. Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, он – плод воображения человека, идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек. Отрицая Бога Фейербах не отрицает религию. Он говорит о том, что 97 основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Религия – это глубоко разработанная мифологически-фантасти- ческая идеология и не имеет ничего общего с реальностью распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям. Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности. Религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах. Для этого необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека. Философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в. 5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ Центром европейской философской мысли во второй половине XVIII – начале XIX в. становится Германия. Дайте общую характеристику немецкой классической философии, назовите социально-экономические факторы, повлиявшие на ее стилистику и проблематику. Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Гегеля, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, Людвига Фейербаха. Все они – оригинальные мыслители, каждый настолько своеобразен, что трудно не задаться вопросом, а можно ли вообще говорить о немецкой классической философии как относительно едином, целостном образовании При всем многообразии идей и концепций немецкую классику отличает приверженность ряду существенных признаков. Они позволяют нам рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование. Прежде всего, их объединяет - сходное понимание роли философии в истории человечества ив развитии мировой культуры - немецкая классическая философия придает философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной специальной системы дисциплин, идей и понятий. В философии выделяют онтологию, гносеологию и философскую антропологию - немецкая классическая философия проложила путь новому методу познания – диалектическому и разработала целостную диалектическую концепцию развития - немецкая классическая философия разработала некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития - философия в своем рассмотрении человека сконцентрировала все вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Обратите внимание на особенности его личности и факты биографии, позволяющие понять его философские взгляды. Философское творчество И. Канта традиционно делят на 2 периода докритический и критический. Кратко охарактеризуйте интересы «докритического» периода творчества этого мыслителя (например, на присутствие материалистических мотивов в его научных гипотезах. Характеристику философских идей Канта в докритический период дайте через анализ работы Всеобщая естественная история и теория неба (1775). В этой работе Кант разрабатывает идеи движения, саморазвития Вселенной, системы или целостности устройства мироздания. В основе работ, написанных Кантом в критический период, лежит стремление преодолеть недостатки старой философии, для чего сначала следует осуществить критическое исследование познавательных способностей. Философия критического опыта или трансцендентальная философия, философия субъективного идеализма. В этот период философии Кант 99 занимается разработкой второй стороны основного вопроса философии, появляются принципы теории и практики познания. Кант вводит свой способ познания. Такой способ, когда задаются вопросы и на них даются ответы, он называет трансцендентальным, а ответы – трансцендентальной теорией. При знакомстве с гносеологической концепцией И. Канта обратите внимание на такую ее особенность, как априоризм – доопытное происхождение форм чувственности (время и пространство) и рассудка (категории и понятия. Объясните, каково значение априорного и эмпирического уровня знаний познающего субъекта, как априорные формы знания обеспечивают его всеобщий и достоверный характер. Кант впервые в истории философии обнаружил связь между знанием и особенностями познающего субъекта. Проанализируйте эту зависимость. Далее, следует описать три познавательные способности, выделяемые Кантом, происхождение и значение идей в учении трансцендентального идеализма и выявить причины кантовского агностицизма. Особое внимание уделите понятию вещь в себе, обозначающему непреодолимую непознаваемость умопостигаемой сущности. При знакомстве с этической концепцией Канта объясните, каково происхождение и значение внутреннего нравственного закона – категорического императива. Г. Гегель завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. Философия Гегеля (объективный идеализм) является вершиной немецкого идеализма XIX в. Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей Мирового духа (или Абсолютной идеи. Характеристику мирового разума Гегель дает в работах Феноменология духа (1804), Наука логики (1812-1816). Изложите основы гегелевской системы абсолютного идеализма, 100 включающей три части – логику, философию природы и философию духа. Логика (наука о чистом мышлении) содержит принципы гегелевской системы категорий движение мысли от абстрактного к конкретному триадичность; установление диалектической связи, синтеза противоположных сторон при формировании нового. Гегелевская философия природы демонстрирует опредмечивание (объективизация) абсолютной идеи, содержит множество противоречий и умозрительных построений. Философия духа завершает философскую систему Гегеля и включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, то есть об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании. Изложите содержание и покажите значение сформулированных Гегелем законов диалектики, которым подчиняется развитие природы, сознания и общества. Новизна гегелевской мысли заключается - в представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении мирового духа (абсолютной идеи - в усмотрении в движении абсолютной идеи, явно выраженной диалектики - в разработке системы диалектических принципов и категорий - в последовательном проведении принципа историзма в развитии человеческого знания. Необходимо обосновать данные постулаты и раскрыть сущность каждого изданных тезисов. Л. Фейербах является представителем радикальной немецкой буржуазии 30-40 гг. XIX в. Л. Фейербах предлагает иной подход к решению проблем, решаемых немецкой классической философии. Он был первым философом, который подверг философскую систему Г. Гегеля критике. В этой критике родилась новая философия – Антропологический материализм. Изложите основы антропологического материализма Фейербаха: - человек – существо природное, но человек и природа не тождественны - человек – есть нерасторжимое единство души и тела, тело выступает 101 фундаментом разума - основой познания являются ощущения - мышление существует как отражение бытия и пр. Рассмотрите теорию познания Фейербаха. Он пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, нов эмпиризме отстаивает позиции сенсуализма. Обратите внимание на формирование атеистических взглядов этого философа, его критику религии и идеалистической философии. Религия стала вторым главным противником Фейербаха в борьбе за свободу человека. Критика религии (работа Сущность христианства) составляет сильнейшую сторону теоретического мышления Фейербаха. Раскройте следующие идеи Фейербаха: - религия – как совокупность фантастических образов, образов рожденных сознанием человека - причина существования религии в условиях жизни человека. Определите значение философских взглядов Фейербаха, их новаторство и недостатки. Раскройте историческое значение немецкой классической философии. |