УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
Скачать 1.07 Mb.
|
197 Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Амурская государственная медицинская академия В. С. МАТЮЩЕНКО НМ. АСТАШОВА История философии. Учебное пособие. Руководство к самостоятельной работе для студентов ВУЗов Благовещенск, 2015 2 УДК 1. (091) Утверждено Решение ЦКМС ГБОУ ВПО АГМА Протокол № от Рецензенты Анатолий Петрович Герасименко, профессор кафедры теории и истории государства и права Амурского государственного университета, д.ф.н., профессор. Алексей Олегович Беляков, доцент кафедры религиоведения и всемирной истории Амурского государственного университета, к.ф.н. Авторы Виктория Сергеевна Матющенко, к.ф.н., Амурская государственная медицинская академия, доцент кафедры гуманитарных наук. Надежда Михайловна Асташова, Амурская государственная медицинская академия, доцент кафедры гуманитарных наук, проректор по воспитательной работе. История философии. Учебное пособие. Руководство к самостоятельной работе для студентов ВУЗов. – Благовещенск 2015. – 197 с. Руководство к самостоятельной работе по истории философии для студентов ВУЗов разработано в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Высшего Профессионального Образования по дисциплине Философия. Пособие содержит материал по истории философии. Специфика учебного пособия в том, что оно отражает роль философии в формировании и становлении медицины, обосновывает социально-философскую концепцию мировоззрения современного российского врача, включающую единство философских, естественнонаучных и социокультурных подходов. Пособие предназначено для студентов высшего медицинского образования, обучающихся по специальности – лечебное дело (31.05.01) и педиатрия (31.05.02) 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 1 Античная философия 8 2 Философия Средневековья и эпохи Возрождения 40 3 Философия Нового времени и Просвещения 64 4 Немецкая классическая философия 86 5 Марксизм 109 6 Современная западная философия 127 7 Русская философия 154 8 Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов 185 Ключик вопросам тестов 196 4 ВВЕДЕНИЕ Курс философии достаточно большой и сложный. Мы стремимся помочь студентам в изучении данной дисциплины, сделать ее интересной и понятной. Для этого мы разработали руководство к самостоятельной работе по истории философии для студентов медицинских ВУЗов. Оно покрывает лишь часть курса философии, по нашему многолетнему наблюдению, самую трудную в изучении для студентов-медиков. Руководство к самостоятельной работе по истории философии для студентов ВУЗов разработано в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Высшего Профессионального Образования по дисциплине Философия. Пособие предназначено для студентов учреждений высшего медицинского образования, обучающихся по специальности – Лечебное дело (31.05.01) и Педиатрия (31.05.02). Руководство к самостоятельной работе по истории философии для студентов ВУЗов включает в себя семь тем античная философия, философия Средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени и Просвещения, немецкая классическая философия, марксизм, современная западная философия, русская философия. Для каждой из указанных тем формулируется основная задача, основные понятия, расшифровка которых поможет при изучении темы, примерный план подготовки к занятию. Авторы рекомендуют студентам изучить конспект лекций, в котором коротко излагаются ответы на некоторые вопросы семинарского занятия. План-конспект отличается ясным, доходчивым изложением сложных философских проблем. Авторы постарались рассмотреть наиболее важные вехи в историческом развитии философской мысли показать общие и специфические черты в философии различных периодов. При изучении современной западной философии дан анализ некоторых наиболее значимых 5 философских произведений. Специфика учебного пособия в том, что оно отражает роль философии в формировании и становлении медицины, обосновывает социально-философскую концепцию мировоззрения современного российского врача, включающую единство философских, естественнонаучных и социокультурных подходов. Для подготовки к семинарскому занятию студентам предлагаются методические рекомендации по каждой теме – разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной темы. После изучения материала авторы советуют студентам выполнить задания для самостоятельной работы, которые включают в себя задачи, творческие задания в виде эссе или философского сочинения, темы для подготовки докладов, вопросы для самопроверки, вопросы для дискуссии, тестовые задания. В конце каждой темы студент найдет перечень основной и дополнительной литературы, а также источники, которые при желании может прочесть. Студент, изучивший дисциплину, должен знать – проблематику и периодизацию истории философии, ее возникновение и развитие, место в системе культуры – основные типы философствования и типы философских мировоззрений; – смысли значение философских направлений, вклад их основателей и представителей в развитие духовной культуры человечества – влияние идей историко-философской эволюции на формирование личности, ее ценностных ориентаций, возможности духовно-нравственного развития, многообразие форм человеческого знания. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь – пользоваться философскими категориями для объяснения собственной жизни, понимать их глубину и смысл – различать типы мировоззрения и формировать собственную 6 мировоззренческую картину мира – логически мыслить, аргументировать и отстаивать свою точку зрения – использовать философию для самопознания и самосовершенствования – ориентироваться в системе ценностей, осуществлять обоснованный выбор ценностных ориентаций – использовать историко-философские знания для обогащения своего внутреннего мира, для понимания социально-исторических процессов и перспектив развития человечества. Студент, изучивший дисциплину, должен владеть – культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности – приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний – способностью научно анализировать положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности - способностью реферирования и аннотирования научной литературы. По окончанию изучения блока Истории философии у студента должны сформироваться следующие компетенции • способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2); • способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства, знать историко - медицинскую терминологию (ОК-3); • способность и готовность к логическому и аргументированному 7 анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); • способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информации, сохранению врачебной тайны (ОК-8). Опыт авторов показывает, что методический аппарат данного учебного пособия эффективно организует самостоятельную работу студентов, способствует лучшему усвоению учебного материала и формированию философского мышления будущих специалистов. 8 Тема АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1) ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Ознакомиться с основными учениями античной философии, рассмотреть роль античной философии в современных философских учениях. 2) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Материализм, идеализм, метафизика, софистика, натурфилософия, космоцентризм, логос, идеи Платона, физика. 3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ 1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии. 2. Древнегреческая натурфилософия. 3. Античная философия классического периода. Зрелость и рассвет древнегреческой философии. 4. Философия и медицина античного мира. 4) ПЛАН-КОНСПЕКТ Общие закономерности и особенности возникновения и развития философии Запада и Востока. Становление и развитие западной и восточной философии имеет ряд общих черта также некоторые особенности и специфику. В.Н. Лавриненко выделяет следующие общие черты в философии Запада и Востока на этапе ее зарождения. 1. Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. (Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. 2. Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. На 9 формирование философии в более поздних в своем возникновении государствах оказывают влияние более ранние философские системы древних государств. 3. Философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям (мири его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др, интересовалась проблемами добра и зла прекрасного и безобразного справедливости и несправедливости дружбы и др. 4. Мировоззренческий характер философского знания. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений). В Древней Греции – материализм милетской школы. В индийской «Упанишаде» субстанциональной основой всего являются вода, огонь, земля, воздух. 5. Стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. (Софисты, ставили своей задачей научить своих учеников хорошо, сильно мыслить, выступать сознанием о сущности предмета. Наряду с общими чертами выделяют также особенности в развитии философии Запада и философии Востока. 1. Гносеология. Философия Востока обращает внимание на проблемы человека, философия Запада является многопроблемной. Для древневосточной философии более характерно самопознание. В западной философии познание направлено на внешний мирна окружающую действительность. Гносеология рассматривается не только в рамках эмпирического, чувственного и рационального познания, но и как логическое умозаключение (дается разработка проблем логики. 2. Соотношение с религией. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией. Западная же философия пытается освободиться от религиозных предрассудков и обратится к научной методологии. Это 10 проявляется, например, в разработке категориального аппарата в восточной философии категории предложены мифологией Инь, Ян. Древнегреческая философия разрабатывает категориальный аппарат, выражающий суть философских систем и их борьбу. Например, Аристотель выработал категории – сущность (субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. 3. Онтология. В античной философии возникла атомистика – учение о том, что все в мире состоит из мельчайших частиц (атомов. В восточной философии материя рассматривается как оковы для души, ее помеха. 4. Социальная проблематика. В восточной философии это проблемы вселенского человека, рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми, проблема закона. В западной философии почти все философы обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира. Таким образом, вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира. Цивилизация Запада более открыта изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном и практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру и развитие человеческой цивилизации. Зарождение Античной философии Античная философия возникла в Греции в городах-государствах полисах) на рубеже VII-VI вв. до н.э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем – в греческих городах о. Сицилии, и, наконец, в Греции – в Афинах (V в. до н.э.) и была связана с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира. Материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов. Развитию философии 11 способствовало и то, что древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм – в центре исследования космос, на поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма (в центре учения стоит человек • допускалось существование богов, они были частью природы и были близки людям по внешнему облику – были антропоморфны, по поведению – боги совершали поступки, которые свойственны людям. Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы • были заложены два направления в философии – идеалистическое линия Платона) и материалистическое (линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали. Этапы развития древнегреческой философии (по АН. Чанышеву) 1) Протофилософия – период зарождения и формирования (VI в. до н.э.). Представители Фалес, Анаксагор. 2) Зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.), Представители софисты, Сократ, Платон, Аристотель. 3) Закат – греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.). Представители Эпикур, стоики, скептики. 4) Период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V н.э.). Представители римские стоики, неоплатоники. Протофилософия. Натуралистический период в развитии греческой философии В Древней Греции первые философские учения возникли на о. Ион и были названы Ионическими. На рубеже VII-VI вв. до н.э. в городе Милете 12 появляется Милетская школа, с ней связаны имена трех мыслителей – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Их философские искания были направлены на то, чтобы найти первовещество, из которого состоят все конкретные вещи реального мира. Это была натурфилософия. Натурфилософия (от лат. natura – природа, философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Натурфилософию в дальнейшем сменило естествознание. Фалес (конец VII – первая половина VI в. до н.э.) – основатель Милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Личность. Первоначальные научные знания Фалес почерпнул в Азии ив Африке, те. в Вавилонии, Финикии и Египте. Он прибыл в Милет уже далеко немолодым человеком. Фалес был математиком, физиком, астрономом. Он точно определил продолжительность года – 365 дней предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н.э. Фалес был провозглашен первым из семи мудрецов. Он оставил большое научное и философское наследие, которое не дошло до нас. Учение. Сточки зрения Фалеса первоначалом всего является вода. Вода – разумная, аморфное, текущее сосредоточение материи. В этой бесконечной воде, содержится потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем сгущения или разрежения этой первоматерии. Вода изменчива, вслед за ее изменениями меняется наш мир. Фалес считал, что мир населен богами. Все вещи и явления, окружающие нас, имеют душу. Душу имеет и человек – это вода. Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.) – был учеником Фалеса. О его жизни практически ничего неизвестно. Ввел в употребление солнечные часы, построил модель небесной сферы, был математиком. Автор произведения О природе. Анаксимандр поднялся на абстрактный уровень мышления и вывел термин апейрон – как первоначало, отличное от имеющихся субстанций. 13 Анаксимандр учил Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон означает беспредельный, безграничный, бесконечный. Он характеризуется как нечто неопределенное, неограниченное не только в пространственном, но и во временном отношении, он материален и вещественен, вечен, вечно активен, атрибут апейрона – движение. Из него все состоит и все возникает. Апейрон сам все из себя производит. Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) – был учеником и последователем Анаксимандра. Кроме философии, он занимался астрономией и метеорологией. Анаксимен считал, что снова бытия – неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Беспредельность (апейрон) – его главное свойство. Из воздуха возникает весь мири все вещи и явления в нем. Разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры, тучи, воду, землю и камни. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение – с охлаждением. Сточки зрения Анаксимена, земля плоская, поддерживается воздухом. Испарения от земли разряжаются в огонь, части его, сжатые воздухом, образуют звезды. Допускал смену образования и разрушения мира. Анаксимен полагал, что душа человека также воздушна. Гераклит (ок. 520 – ок. 460 гг. до н.э.) – представитель Эфесской школы, известен как основоположник диалектики. Личность. Гераклит (Темный) принадлежал к царско-жреческому роду. Нов Эфесе власть царей была давно свергнута, за Гераклитом остались лишь некоторые функции жреца, которые он передал брату. Космология. Гераклит узрел субстанциально-генетическое начало всего сущего в вечном и божественном огне. Из огня возникает космос, земля и все остальное. Космос не вечен, он сгорает. Огонь все объемлет и все рассудит. При этом Гераклит не проводит грань между материальными нравственным. Огонь способен уничтожить телесный мирно также он может уничтожить и душу человека. Здесь основными функциями огня являются очищение и 14 воздание. Гераклит вводит понятие Логос. Логос Гераклита – разумное слово, объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры. Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос. Наделенный логосом огонь разумен и божествен. О душе. В учение о душе человека Гераклит также вводит понятие Логос. Души возникают, испаряясь из влаги. Душам смерть – воде рождение. Лучшая, мудрая душа – сухая. Сухой, огненный компонент души – ее Логос. Диалектика. Гераклит по праву считается основателем диалектического учения. Логос Гераклита помимо указанного, есть еще и диалектический закон вселенной. Все в мире абсолютно изменчиво – все течет, все изменяется. Знаменитое выражение Гераклита: В одну реку нельзя войти дважды, говорит о том, что мир находится в постоянной изменчивости, в постоянном развитии. Во вселенной происходит вечная борьба противоположностей. Мир диалектичен, в процессе единства и борьбы противоположностей возникают все процессы и явления. Борьба – это причина мироздания. Эти противоположности являются диалектическими, они составляющие единой системы и способны перетекать друг в друга, поэтому Гераклит утверждает, что все в мире относительно – одно и тоже различно и даже противоположно. Одно и тоже явление может быть добром для одних людей излом для других. Гносеология. В гносеологии Гераклит различает чувственное и рациональное познание. Высшая цель познания – познание Логоса, а тем самым познание высшего единства мироздания и достижение высшей мудрости. Этика. В учении Гераклита значительное место занимает этика. Философ считал, что люди от природы равны, неравенство возникает как следствие их интересов. Логос каждого человека зависит от образа жизни. У философов Логос сухой и легкий, ау безнравственных людей и пьяниц – 15 влажный и тяжелый. Античная философия классического периода. Зрелость и рассвет древнегреческой философии. Атомисты – материалистическая философская школа. Представители |