УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
Скачать 1.07 Mb.
|
Эпикур (342-271 гг. до н.э.). В своем учении главный упор Эпикур делает на этику и физику. Онтология. Учение Эпикура основывается научении Демокрита атомизм. Эпикур приписывает атомам одно свойство – тяжесть. Атомов беспредельно много, они прямолинейно падают в пустоте под действием своего веса. Иногда они могут отклоняться, тогда они связываются и творят мир. Отсюда выводится принцип случайности или спонтанности. О душе. Душа – это структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Душа состоит из особого рода атомов, подобных атомам воздуха и атомам огня, но более мелких и подвижных. Как теплое дыхание простирается она по всему организму, связывая его воедино. Ум – уплотнение души, он находится в сердце. Эпикур отрицает бессмертие души. Он считает, что с разложением тела рассеивается и душа, поэтому страх перед смертью необоснован. Эпикур исследует тревоги человека и заключает их в трех видах страха в страхе перед небесными явлениями, перед богами и перед смертью. Привыкай думать, что смерть для нас – ничто ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она самане существует, а другие для нее сами не существуют. Гносеология. Теория познания названа Эпикуром Каноникой, т.к. в основе истины лежат определенные каноны (ощущения – разум опирается на ощущения, предвосхищения, претерпевания). Познание в эпикуреизме схоже с Демокритовским: все предметы существуют как бы двояко сами по себе, первично, и вторично – в качестве постоянно истекающих от них тончайших вещественных образов, идолов. В основе всякого познания лежат 27 ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Этика. Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей ив достижении определенного душевного равновесия – спокойствия души (атараксия) и счастья (эвдемония). Под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (не чувственные удовольствия. Допускает лишь естественные и необходимые потребности, потребности же хотя бы и естественные, ноне необходимые, а тем более искусственные, надуманные Эпикур требует оставить без удовлетворения. Стоицизм В конце IV в. до н.э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.). Название стоицизм происходит от греческого слова «стоа», что значит колоннада, портик место, где основатель учения поведал свою философскую концепцию. Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов • ранняя стоя (III-II вв. до н.э.) – Зенон, Клеанф, Хрисипп и др • средняя стоя (II-I вв. до н.э.) – Панеттий, Посидоний; • поздняя стоя (I в. до н.э. – III в. н.э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) – освобождение от влияния внешнего мира путем постоянного самосовершенствования, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Гносеология. Единственный источник знания они видели в ощущениях ив восприятиях объективно существующих тел. Душу новорожденного ребенка стоики уподобляли чистому папирусу (Tabula rasa), который постепенно заполняется знаками лишь благодаря тому, что ребенок, родившись, начинает воспринимать окружающий его мир. На основе ощущений и восприятий в нашей памяти образуются представления. Повторные восприятия похожих тел 28 позволяют выделять повторяющиеся и существенные признаки этих тел, и тем самым образовывать понятия. Стоики считали объективный мир познаваемым. Выдвинули свое учение о так называемых схватывающих каталептических) восприятиях, каковые только и могут быть истинной основой понятий. Космогония. Космогония стоиков заимствовала некоторые идеи Гераклита. Стоики считают, что мир состоит из х стихий, он творится из огня. По истечении космического года (10800 лет) случается космический пожар, который все уничтожает. Затем мир опять творится. Стоики вводят понятие пневма. Пневма – разум и Логос космоса, не только физическая смесь воздуха и огня, но и духовное начало. Это мировой дух, мировой разум. Чем больше в этой смеси огня, тем она разумнее. Наиболее разумен чистый огонь. А это и есть бог стоиков. В мире властвует предопределение – все, что происходит, происходит по промыслу вселенского бога-разума. От нас зависят не обстоятельства нашей жизни, а только лишь наше отношение к ним, поэтому стоики призывали к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом. Антропология. Как и космос, человек состоит из четырех стихий, причем его тело состоит из земли и воды, а душа – из смеси воздуха и огня (пневмы). Огненная часть пневмы – разум. Разум человека – часть космического разума. Душа человека – часть космической души. Душа смертна, но души с высоким тонусом могут жить после смерти тела еще один космический год. Эти души – это боги в которых верят люди. Этика. Основные постулаты этики стоицизма суровый аскетизм, братство, повиновение судьбе. Стоики демонстрировали высокий эстетизм в мыслях и поступках. Они восхищались богатством, здоровьем, воспринимали лучшие достижения мировой культуры. Вместе с этим они осуждали бедность, болезни, нищету, бродяжничество, попрошайничество, пороки. Стремление к счастью является для стоиков высшей целью человека. Путь к блаженству в бесстрастии (апатии. Живое стремится к 29 самосохранению, а удовольствия приносят вред. В основе радости – душевное спокойствие. Нужно воспринимать все так, как оно есть. Стоики призывают не видеть различия между добром излом. Добродетель для стоиков – это знания о добре и зле и следования добру, признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом. Даже государственная власть и официальные законы признавались лишь в том случае, если они добродетельны. Стоики поддерживали неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу. В знак протеста против несправедливости, зла, пороков и невозможности делать добро стоик мог совершить оправданное самоубийство. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию апатии, автаркии (самодостаточности. Период упадка и гибели. Неоплатонизм Неоплатонизм развивается в III-V столетиях н.э., в последние столетия существования Римской империи. Основатель неоплатонизма – Плотин (ок. 203 – ок. 269 гг.); его труды в большинстве были изданы после его смерти одним из его учеников – Порфирием. Онтология. Учение неоплатонизма полагает основой всего существующего сверхчувственный, сверхъестественный и надразумный божественный принцип. Этот принцип непознаваем, он может постигаться только путем чистого созерцания и чистого мышления, при отторжении мысли – экстазе. Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия. Природа сотворена так, что через материю тьму) проникает божественный принцип (свет. Существует строгая иерархия божественный принцип, божественная душа, а ниже всего – природа. О душе Душа – это нечто чуждое материальному. Душа является частью общей души. Телесное – это привязь души, следовательно, необходимо 30 обратить внимание на духовное, ноне на телесное. А значит, необходимо вести аскетический образ жизни. Этика Этика неоплатонизма заключается в соединении принципа добра с божественным разумом. Зло связывается и отождествляется неоплатониками с чувственным миром. Таким образом, в античной философии впервые выкристаллизовались практически все главные философские проблемы, сформированы основные представления о предмете философии. В античных философских системах уже выражены основные философские направления – материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. Философия и медицина античного мира Значительное место в философии и медицине античного мира занимает Гиппокра́т (около 460 г. до н.э., остров Кос – между 377 и 356 гг. до н.э.) – знаменитый древнегреческий врач, который вошёл в историю как отец медицины. Собранные в т.н. «Гиппократовский корпус 60 медицинских трактатов (приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины. Вся семья Гиппократа состояла из медиков. Изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ – потомственные врачи-асклепиады. Также он прошёл обучение у философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовали изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Гиппократ утвердил представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Гиппократ являлся одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия 31 о вмешательстве богов. Заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии. В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знания об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы – косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости отчего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, создании такого режима, при котором организм самбы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения – Не навреди. Гиппократ вводит учение о темпераменте человека Общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков жидкостей, циркулирующих в организме, – крови (подвижный и весёлый – сангвиник, желчи (импульсивный, горячий – холерик, чёрной желчи (грустный и боязливый – меланхолики слизи (спокойный и медлительный – флегматик. Установление типа связывалось с диагностикой и выбором метода лечения больных, так как, по Гиппократу, каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям. Видным древнегреческим врачом является Асклепиад из Вифинии (120- 56 гг. до н.э.) – греческий врачи натурфилософ, который работал в Риме. Он воспринял атомистическое учение Гераклида Понтийского о «несопряженных молекулах, которое соединил с гипотезой о мельчайших порах в телах, и применял, в частности, для объяснения взаимодействия веществ в растворах. Известен также тем, что применял на практике пифагорейские идеи о лечебном воздействии музыки. Книги Асклепиада были использованы Авлом Корнелием Цельсом (I в. н.э.) при написании медицинского раздела своей 32 энциклопедии («Artes», особенно кн. 2-4 О медицине. Авл Корне́лий Цельс (ок. 25 г. до н.э. – ок. 50 г. н.э.) – римский философ и врач. Цельс на основе греческих источников написал энциклопедический труд Искусства («Artes»), в котором отражены различные области знаний ‒ философия, риторика, право, медицина, сельское хозяйство, военное дело. Из этого труда (более 20 книг) сохранился раздел, посвященный медицине, (6-13- я книги, в котором изложены сведения по гигиене, диететике, патологии, терапии и хирургии, заимствованные главным образом из сочинений древнегреческих медиков. Хирургия изложена отчасти и на основании собственной практики. В трудах по медицине Цельс собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене, диетике, терапии, хирургии и патологии. Труд Цельса О медицине ‒ единственное медицинское сочинение на латинском языке эпохи древнего мира, которое дошло до нашего времени. Цельс разрабатывал научную медицинскую терминологию в его труде указаны характерные для воспаления 4 признака покраснение, припухлость, жар и боль. Именем Цельса были названы некоторые хирургические методы и заболевания. Другим значимым философом и медиком античного мира был Клавдий Гален (131-201 гг. н.э.). Он написал более 400 сочинений, из них около 200 по медицине, а также по философии, математике и т.д. Считал, что здоровье есть равновесие и гармониях элементов, влаг, однородных частей, органов, наконец, управляющих всем организмом сил, те. выступал сторонником гуморальной теории. Галена с полным правом можно считать основоположником анатомии человека, экспериментальной физиологии и местной диагностики. Таким образом, в период античности натурфилософия в силу своего научного содержания являлась единственной философской и естественнонаучной основой медицины. Кроме того, на основе именно натурфилософии в той или иной степени разрешается вопрос о природе человека и, следовательно, целый ряд других вопросов практики и теории медицины. 33 5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ Философия в подлинном смысле слова представляет теоретическое мышление. Развитие теоретического философского мышления это длительный процесс, протекающий во времени и пространстве. Учение, рассматривающее формирование философского теоретического мышления во времени и пространстве, называется историей философии. Философия выражает уникальный опыт той культуры, на которой она произросла. В развитии философской мысли и философии как системы выделяют определенные этапы. Появляются основные философские направления (материализм, идеализм. Для изучения первого вопроса (Происхождение, особенности и периодизация античной философии) необходимо обратить внимание на - специфические условия возникновения философии - периоды развития философии - характеристику эллинского периода возникновения и становления философии - характеристику основных проблем философской мысли - характеристику космогонических (космоцентристских) учений - проработку понятий «космологизм», «онтологизм». Рассмотрение вопроса Древнегреческая натурфилософия связано с выяснением общей характеристики натурфилософии - системы философских взглядов Фалеса обустройстве мира, бытия, идеи первоначала - системы философских взглядов Анаксимандра о начале мироздания («апейроне»); - системы философских взглядов Анаксимена обустройстве мира воздухе, как первооснове мироздания, идеи о борьбе, насилии, и 34 несправедливости стихий. Для характеристики учения Гераклита Эфесского необходимо - объяснить диалектические идеи, учение о противоположностях - рассказать о субстанции (огонь) мира и его подвижности. В период натурфилософии происходит формирование материализма и идеализма. Идеи материализма были высказаны в Милетской школе и системе Гераклита. Идеи идеализма начинают оформляться в философской системе Пифагора. Необходимо обратить внимание научение Пифагора о числе как субстанции всех вещей. Следует обратить внимание на труды представителя школы элеатов Парменида и его учение о бытии. Огромный вклад в развитие философии в целом ив частности материалистического направления внес Демокрит (Линия Демокрита»). Для изучения философской системы Демокрита необходимо проанализировать атомистическое учение, учение о движении, необходимости (причинно- следственных связях. Античная философия классического периода представлена школой софистов и Афинской школой (Сократ, Платон, Аристотель. При рассмотрении данного вопроса необходимо охарактеризовать учение софистов. Под названием Афинская школа в историю вошли учения Сократа, Платона, Аристотеля. Учение Сократа можно объяснить по схеме - учение о диалектике - вопросы этики - принцип Познай самого себя. Философская система Платона – это система объективного идеализма. Раскрывая учение Платона о мире идей, постарайтесь доказать ее идеалистический характер. Платон вырабатывает теорию идеального государства. Постарайтесь показать сущность этой теории. Объясняя философскую систему Аристотеля, следует обратить внимание 35 - на классификацию наук - научение о соотношении материи и формы - о форме как определяющей основе существования всех вещей - научение ох первоначалах или первопричинах всего существующего. О взаимосвязи и взаимовлиянии философии и медицины можно судить на примере выдающихся врачей античности Гиппократа, Асклепида, Корнелия Цельса, К. Галена и существовании х направлений – солидарного и гуморального. 6) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ А) Творческое задание Подготовьте эссе на тему "Философия и медицина античного мира. Б) Подготовка доклада 1. Гиппократ – основоположник гуморального направления в медицине. 2. Аристотель – врачи философ. 3. Жизнь и сочинения К. Галена. В) Вопросы для самопроверки 1. Какие философские школы Древней Греции вызнаете. Каково основное содержание учения милетской и элейской школ 3. В чем состоят философские воззрения Сократа 4. В чем проявилось взаимовлияние философии и медицины в Древней Греции 5. В чем заключается вклад Гиппократа в развитие медицины и философии Г) Задачи Задача 1. Все течет Все изменяется Нельзя войти в одну и туже реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит Мы входим и не входим в одну и туже реку, 36 мы те же самые и не те же самые. 1. Кто автор этих строк 2. К какой философской школе принадлежал автор 3. Какую философскую традицию начинает автор 4. Кто из философов Античности принадлежал к этой традиции 5. Какая форма диалектики присутствует в данных отрывках Задача 2. Одна из наиболее известных теорий медицины Античности считала первоосновой живого организма жидкость, существующую в нем в четырех качествах кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Здоровье и болезнь организма рассматривались в зависимости от количественного и качественного соотношения этих жидкостей. Нормальный состав жидкостей и их пропорциональное соотношение – краза – основа здоровья. Неправильное смешение жидкостей, нарушение пропорции в их соотношении – дискразия – причина болезней организма. 1. Как называется эта теория 2. В каком трактате она излагается наиболее полно 3. Кто автор этого трактата 4. К какой медицинской традиции принадлежит эта теория 5. Какая философская теория явилась ее методологической основой |