УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
Скачать 1.07 Mb.
|
6) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ А) Творческое задание Задание выполняется в форме небольшого сочинения (эссе) по указанным темам-высказываниям: 1. В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики (И. Кант. 2. Дайте человеку все, чего он желает, ив туже минуту он почувствует, что это все – не есть все (И. Кант. 3. Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиями завершается идеями. 4. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству ив своем 102 лицеи в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бык нему только как к средству (И. Кант. 5. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом И. Кант. 6. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание (И. Кант. 7. Две вещи на свете наполняют мою душу звездное небо над головой и моральный закон внутри меня (И. Кант. 8. Вникни в самого себя, отврати взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя – таково первое требование, которое ставит философия своему ученику (И. Фихте). 9. Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входит порядок и гармония вмертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония (И. Фихте). 10. Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине (Г. Гегель). 11. Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность – это разум воли (Г. Гегель). 12. Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление – это корень его жизни, его бессмертия (Г. Гегель). 13. Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, ипритом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа (Л. Фейербах). 14. На практике все люди – атеисты своими делами, своим поведением они опровергают свою веру (Л. Фейербах). 15. Потусторонний мир есть лишь эхо посюстороннего мира Л. Фейербах). 103 Б) Подготовка доклада 1. Достоинства и недостатки немецкой классической философии. 2. Этика И. Канта. 3. Двойственность философии И. Канта. 4. Г. Гегель о человеке, обществе, истории. 5. Природно-биологическая трактовка родовой сущности человека у Л. Фейербаха. В) Вопросы для самопроверки 1. Каковы особенности немецкой классической философии 2. Какие проблемы стоят в центре философии И. Канта в «докритический» период 3. Что такое антиномии разума 4. Чем отличается вещь в себе от вещи для нас 5. Каковы противоречия между методом и системой в философии Г. Гегеля? 7. Что такое антропологический материализм 8. Покажите значение антропологического материализма Фейербаха для медицины. Г) Работа с первоисточниками И. Кант Критика чистого разума (Мир философии Книга для чтения В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М Политиздат, 1991. – С. 508-509). 1. Прочитайте §1. Что такое чистое познание по Канту Назовите его компоненты. Что такое априорное и апостериорное знание Каких следовало различать, по Канту. Для чего нужно такое различие 2. Что такое априорное знание по Канту Объясните суждение Канта Эти неизбежные проблемы самого чистого разума суть Бог, свобода и бессмертие. Приведите свои примеры априорного знания. 3. Платон покинул чувственно воспринимаемый мир, потому что этот мир ставит узкие рамки рассудку, и отважился пуститься за пределы его на 104 крыльях идей в пустое пространство чистого рассудка (И. Кант. О каком учении И. Канта идет речь Объясните его. Кант Критика чистого разума (Мир философии Книга для чтения В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М Политиздат, 1991. – С. 519-521). 1. Чем для Канта была критика чистого опыта Почему учение Канта называют трансцендентальной философией 2. Что такое антиномии Канта Каков их смысл Приведите примеры подобных антиномий. 3. Что такое кантовский категорический императив Что значит следовать долгу 4. Будет ли нравственным торговец, честность которого обусловлена его интересом, сточки зрения Канта Каким законом должен руководствоваться человек 5. Может ли, по Канту, нравственное требование быть априорным 6. Проанализируйте категории кантовского эвдемонизма долг, достоинство, удовольствие. Что такое эвдемонизм Приведите примеры, показывающие правоту суждения Канта. 7. Какие вопросы Кант решает в своей третьей книге критического периода – Критика способности суждения. 8. Что такое категорический императив Канта Приведите его формулу и докажите его истинность. 9. Сопоставьте пантеизм Г. Гегеля с пантеизмом философов Нового времени (например, Б. Спинозы). Г. Гегель Наука логики (Мир философии Книга для чтения В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М Политиздат, 1991. – С. 395-397). 1. Прочитайте отрывок. Что такое диалектический метод сточки зрения Гегеля? Как Гегель оценивал диалектическую мысль в истории философии и почему В какой формуле можно выразить диалектику Гегеля? 105 2. Объясните логику Гегеля на примере развития абсолютной идеи. Что такое абсолютная идея, почему она так называется Какие синонимы этого понятия можно употребить Является ли эта логика Гегеля формой выражения пантеизма Почему 3. Абсолютную идею можно сравнивать со стариком, высказывающим тоже самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом жизни. Объясните этот гегелевский образ. Чем была абсолютная идея для гегелевской философии 4. Государство есть божественная идея, как она существует на земле. Какое место в гегелевской метафизике занимают государство, нация и почему Каково отношение Гегеля к войне и миру Были ли для него идеальные государства, идеальная нация и тип человека Как это согласуется сего диалектикой 5. Объясните понятие отчуждения, по Гегелю. Употребляется ли это понятие в науке 6. Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях 7. Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха. Как можно назвать их учения Сопоставьте их онтологию, гносеологию, методы познания. 8. Каковы отношения Фейербаха с религией и Богом Сопоставьте его с Гегелем и Кантом поэтому вопросу. 7) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберите один правильный ответ 1. ПО КАНТУ, ПРЕДМЕТ И ЯВЛЕНИЕ В МИРЕ, ДАННЫЕ В ВОСПРИЯТИИ, ДЛЯ ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА ЕСТЬ 1) вещь в себе 2) феномен 3) ноумен 106 4) интеллектуальный синтез 2. В ЭТИКЕ КАНТА ОБОСНОВЫВАЕТСЯ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ В СЕБЕ, ПОСКОЛЬКУ 1) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости 2) человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения 3) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей 4) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе 3. ДРУГАЯ ФОРМУЛИРОВКА КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА КАНТА ГЛАСИТ ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ МАКСИМА ТВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТВОЕЙ ВОЛИ МОГЛА СТАТЬ 1) привычной формой твоего поведения 2) принципом инстинкта самосохранения 3) общим естественным законом 4) примером для подражания других 4. В «НАУКОУЧЕНИИ» ФИХТЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЧИСТОЕ Я В ОТНОШЕНИИ К ВНЕШНЕМУ МИРУ ВЫЯВЛЯЕТ 1) присутствие бытия для нас предметов 2) безотносительность внешних предметов эмпирическому и теоретическому Я 3) содержание внешних предметов внутри сознания Я 4) настойчивое воздействие предметов на биологический организм, 107 дающее возможность проявиться еще неосознанному Я, способному их освоить 5. В ФИЛОСОФИИ ФИХТЕ ПРИРОДА ЯВЛЯЕТСЯ 1) объективной реальностью 2) отчужденным продуктом Я 3) противостоящим «не-Я» 4) трансцендентным Оно 6. ПО ШЕЛЛИНГУ, В ОСНОВЕ МИРА ЛЕЖИТ 1) бессознательное 2) абсолютная идентичность 3) апейрон 4) беспредельное 7. ГЕГЕЛЬ СЧИТАЛ, ЧТО В ОСНОВЕ РЕАЛЬНОСТИ ЛЕЖИТ 1) абсолютная идентичность 2) абсолютное бессознательное 3) абсолютная идея 4) абсолютное божество 8. КРАТКИМ ОЧЕРКОМ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ 1) Феноменология духа 2) Энциклопедия философских наук 3) Наука логики 4) История философии 9. ПО ФЕЙЕРБАХУ, ВОПЛОЩЕННЫЕ, ОВЕЩЕСТВЛЕННЫЕ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО 108 1) идеи 2) поступки 3) боги 4) другие люди 10. НОВАЯ ЭТИКА И РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКА, К КОТОРОЙ ПРИЗЫВАЛ ФЕЙЕРБАХ, ЭТО РЕЛИГИЯ И ЭТИКА 1) права 2) государства 3) Абсолюта 4) любви. 8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. История философии / Под ред. АС. Колесникова. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. 2. История философии / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с. 3. Спиркин, А. Г. Философия Учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – МИД «Юрайт», 2012. – 828 с. 4. Философия Учебники практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, ЛИ. Чернышова. – МИД «Юрайт», 2015. – 711 с. Дополнительная литература 1. Богут, И. И. История философии в кратком изложении / И. И. Богут. – М Мысль, 1991. – 590 с. 2. Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. – М Республика, 2003. – 623 с. 3. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М Рольф, 2001. – 416 с. 109 4. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М Канон. – 464 с. 5. Философия медицины / Под ред. ЮЛ. Шевченко. – М ГЭОТАР- МЕД, 2004. – 471 с. 6. Хрусталев, Ю. М. Общий курс философии Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов Вт. ТЮ. М. Хрусталев. – М ГОУ ВНМЦ МЗ РФ, 2003. – 604 с. 7. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней Вт. Т. 3- 4 / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: Пневма, 1994-1997. Источники 1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. Тема ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА 1) ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ Овладеть теорией и методологией марксистской философии. 2) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Марксизм, отчуждение, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, политэкономия, научный коммунизм, диалектический материализм, исторический материализм. 3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ 1. Теоретические предпосылки марксистской философии. 2. Диалектический материализм – философия марксизма. 3. Материалистическое понимание общественного развития. Социальные функции марксизма 110 4) ПЛАН-КОНСПЕКТ Начало марксистской философии было положено Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. Развиваясь, это учение перестало быть лишь философскими стало включать в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику научный коммунизм. Философия марксизма хорошо вписалась в историческую эпоху, позволив ответить наряд нерешенных вопросов, волновавших общество. Марксистская философия получила широкое развитие в мире и государственную поддержку некоторых стран (например, СССР, став идеологической основой. Идейные источники марксистской философии Профессор И.А. Климов выделяет следующие причины возникновения марксизма и марксистской философии • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда • крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идей французского Просвещения, их невозможность воплощения в реальной жизни • нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов революция 1848-1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г • кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазной нравственности • предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в, и особенно атеистическо- 111 материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в. Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философии, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской. Но наибольшее влияние на ее становление оказали немецкая классическая философия (Кант, Фихте и др, английская политическая экономия Смита и Риккардо, а также французский критический утопический социализм Фурье и Сен-Симона. После смерти Гегеля его последователи разделились на две партии – правая (Габлер, Эрдман, Фишер) – они считали прусское государство воплощением рационального духа. Левые (Бауэр, Фейербах, Маркс) отвергали государство как таковое. Людвиг Фейербах критиковал Гегеля за склонность к абстракциями идеализм, критиковал его подход к религии. Фейербах был убежден, что не бог создал человека, а человек бога. Клод Анри Сен-Симон говорил, что прогресс – это смена периодов стабильности и кризиса. Цель человека – сделать эти перемены менее заметными. Для этого необходимо избавиться от частной собственности, необходимо планирование экономики. От каждого по способностям – каждому по труду. Адам Смит разработал экономическую теорию, развил учение об исторических условиях развития капитализма. Идеи Смита развили Д. Риккардо, Дж. Ст. Милль. Опираясь на эти теоретические источники К. Маркс (1818-1883) создал новую концепцию, которая впоследствии получила название марксизм. Формирование философии марксизма Маркс был близок клевым младогегельянцам, но вскоре стал критиковать их идеи. Первые его работы носили публицистический характер и касались прусской государственной системы. Впоследствии Маркс перешел к коммунистическим убеждениями критике экономически буржуазного общества. Влет он пишет «Экономическо-философские рукописи. Тогда же К. Маркс знакомится с Ф. Энгельсом. Они совместно пишут ряд 112 произведений - Святое семейство – против субъективного идеализма. - Тезисы о Фейербахе» – о решающем значении практики в жизни общества и процессе познания, целью которых является изменение мира. - Немецкая идеология в х томах – материалистическое понимание истории заложили основы исторического материализма. - Манифест коммунистической партии 1848 г. – первый программный документ научного коммунизма. Здесь изложена теория классовой борьбы, учение о революционной роли пролетариата и о диктатуре пролетариата. - Критика политической экономии 1859 г. – теория образования прибавочной стоимости обосновали теорию об освобождении от эксплуатации в рамках капитализма. - Капитал в х томах (1867, 1885, 1894) – раскрыл основные механизмы функционирования капиталистического общества и законы производства. Теория пролетарской революции. Вся марксистская философия условно делится на два больших раздела – диалектический материализм и исторический материализм, которые очень тесно связаны между собой. Зачастую исторический материализм рассматривается как составляющая часть диалектического. Критика гегелевской философии Формирование диалектического материализма осуществляется одновременно с критикой гегелевской философии. Разрабатывая свой диалектический метод, Маркс и Энгельс подвергали резкой критике его антипод – метафизический метод в целом и его различные формы. Диалектика, по Марксу, это наука об общих законах движения внешнего мира и человеческого мышления. Материалистическую диалектику Маркс и Энгельс представили как целостную развивающуюся систему универсально всеобщих категорий. Важнейшими из них являются движение, развитие, противоречие, причина и следствие, пространство, время, материя, сознание. Диалектический материализм имеет своим предметом историческое развитие, 113 переход от незнания к знанию. Марксистская философия берет свое начало в философских воззрениях Гегеля, преобразуя идеалистическую концепцию диалектики в материалистическую. По словам Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с головы на ноги. Маркс заимствовал у Гегеля формулировку принципа развития, соединив ее с материалистическим пониманием природы. Остановимся наследующих положениях диалектического материализма марксистской философии • главная проблема философии, выраженная в основном вопросе философии, решается в пользу бытия (бытие определяет сознание • единство мира состоит в его материальности. Формой бытия материи выступает движение. Материя находится в постоянном движении и развитии. Не существует ни материи без движения, ни движения без материи. Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования • мир представляет собой совокупность процессов, он не вечен, непостоянен, он находится в постоянном развитии. Развитие происходит по спирали, таким образом, уже пройденные этапы повторяются снова и снова, нона качественно высоком уровне. Мир развивается по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Эти законы отражают сущность изменений происходящих в обществе ив природе. Все ценности, понятия изменяются. Эти процессы отражаются человеческим сознанием. Сознание представляет собой свойство высокоорганизованной материи и результат эволюции материального мира. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Сознание – свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающий мир материальных и духовных явлений. Отражение – это всеобщее свойство материи. Отражение может происходить в нескольких формах 1) наличие физических следов при взаимодействии различных тел и явлений, 2) изменения в живых организмах 114 при воздействии на них внешнего мира при этом в мозгу человека возникают образы предметов и явлений действительности (отражение, которые воздействуют на человека в процессе его практической деятельности. Важным фактором развития является практика – человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование окружающей действительности и преобразование человеком самого человека. Практика также является материалистическим обоснованием науки. Оторванная от практики теория выступает как набор идеалистических спекуляций. Суть практики в философии – изменить мир. Одной из особенностей марксистской философии является ее отношение к религии. Бог не существует, он является идеальным образом, результатом человеческого воображения с целью разъяснения неясных человечеству явлений, и вселяет людям (особенно его невежественной части) успокоение и надежду. Отсутствие Бога, следовательно, означает, что он не участвует в жизни человека и мира вообще. Основные черты и особенности марксистской философии А) Материалистический взгляд на историю человечества. Исторический материализм. К. Маркс и Ф. Энгельс взглянули на историософию с новых позиций. Они определили, что развитие человечества и всего исторического процесса зависит от материальной деятельности человека, а точнее от уровня развития производительных сил и производственных отношений. Философы выделяли разные типы базиса (экономическая жизнь – производственные отношения, уровень производительных отношений) и надстройки (духовная жизнь, институт государства и общества, общественные отношения, которые влияют друг на друга и друг друга дополняют. Уровень развития базиса и надстройки определяет общественно-экономическую формацию. Таким образом, марксизм ориентируется на материалистическое понимание истории и формационный подход в развитии общества. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций позднее 115 была выделена еще одна – шестая – азиатский способ производства 1) первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества 2) рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве 3) азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай 4) феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян 5) капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, ноне являющихся собственниками средств производства наемных рабочих. Капиталистическая формация имеет ряд недостатков. Самый существенный среди них – отчуждение. В капиталистическом обществе образуется класс капиталистов- собственников и класс рабочих, которые вынуждены продавать свою рабочую силу капиталисту за заработную плату. Работая на капиталиста, люди отчуждаются от средств производства и от результатов собственного труда. Продукт, произведенный работающей массой, является собственностью капиталиста. Процесс отчуждения представляет собой процесс отделения от человека продукта, им произведенного. В результате, произведенный продукт становился чуждым, отделенным от человека. Вследствие отчуждения человек не может позволить себе иметь в собственности продукты, произведенные им самим, так каких стоимость превышает возможности человека. Процесс отчуждения очень тяжел для работников в психологическом плане, так как в результате этого процесса люди становятся чуждыми миру, в котором живут теряют смысл жизни. Сточки зрения Маркса, существуют несколько видов отчуждения от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. 116 Для преодоления сложившейся ситуации необходимо формирование новой общественно-экономической формации. 6) социалистическое (коммунистическое) общество – идеальное общество, в котором существует общественная собственность и отсутствует частная, провозглашается свобода и равенство людей. Специфика данной формации состоит в следующих моментах • частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной • произойдет уничтожение эксплуатации человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц • все произведенные результаты труда будут справедливо делиться между участниками производства. Таким образом, развитие экономической сферы общества посредством прогресса способа производства приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно- политического строя. Б) Общественное бытие и общественное сознание Надстройка является совокупностью постоянно взаимодействующих между собой сторон – материальной и духовной. В историческом материализме материальная сторона надстройки именуется общественное бытие, а духовная ее сторона общественное сознание. По аналогии с философией Гегеля марксизм выделает Абсолютный дух, возводя в ранг абсолюта общество, а духа – сознание. К. Маркс только лишь определил проблему сознания, сам термин общественное сознание введен А.А. Богдановым, а закреплен В.И. Лениным. Общественное бытие – это материальные взаимоотношения людей и материальная жизнь общества и отдельного человека. Общественное бытие обусловлено экономическим развитием общества и включает в себя силы производства, средства производства, процесс и продукт производственной 117 деятельности. Общественное сознание – это отражение общественного бытия, совокупность учений, взглядов, знаний и переживаний отдельных людей. Общественное сознание – это не сумма сознаний отдельно взятых личностей, это совокупность коллективных представлений, которые соответствуют определенной исторической эпохе. Общественное сознание и общественное бытие активно влияют друг на друга. В общественном сознании накапливаются знания, умения, настроения общества, которые могут вылиться в социальную революцию и изменить общественное бытие, и, как следствие, изменить общественно-экономическую формацию. Выделяют шесть основных форм общественного сознания искусство художественное сознание, наука (в том числе, философия, мораль, правосознание, религия, идеология (политическое сознание) как наивысшая форма общественного сознания. Развитие философии марксизма Г.В. Плехановым и В.И. Лениным Философия марксизма получила развитие в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918). Отечественный философ ввел термин диалектический материализм, который в последующем был закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма. Будучи основателем социал-демократического движения в России, Плеханов пропагандировал идеи К. Маркса. Плеханов был разносторонним исследователем. Изучив философию, социологию, эстетику, религию, историю и экономику, Плеханов приходит к выводу, что все в мире, в том числе и общество во всех сферах деятельности развивается по диалектическим законам. Вместо марксистской теории отражения Плеханов формулирует собственную теорию иероглифов (символов, согласно которой объективная действительность представляется людям как условные знаки (иероглифы, 118 влияющие на наши ощущения и представления об окружающем мире. Роль В.И. Ленина в развитие марксистского учения В конце 1894 г. на политическую арену выходит молодой и амбициозный последователь К. Маркса, никому тогда еще неизвестный Владимир Ильич Ульянов. Он пересматривает идеи К. Маркса и адаптирует их для Российской действительности. Его идеи становятся идеологией, господствующей в СССР с 1917 по 1991 гг. Свои идеи и философские суждения относительно развития общества Ленин излагает в произведениях Материализм и эмпириокритицизме изд. 1920) и Философские тетради (рукопись 1914-1916 гг., целиком опубликованы в 1929-1930 гг.). В своем труде Материализм и эмпириокритицизм Ленин обращается к вопросам онтологии и гносеологии. Этот труд пишется в эпоху научных открытий, когда физики, опираясь на новые научные открытия, заявили что материя исчезла, Ленин ответил, что она исчезла в тех пределах, что мы знали. Хотя в онтологической проблеме основополагающую роль и играет материя – весь мир материален, материя (бытие) определяет сознание, Ленин отказался от онтологического определения материи и подошел к нему сточки зрения гносеологии. По Ленину, материя – есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, отображающего ее. Таким образом, Ленин отделил понятие материя как объективную реальность, данную нам в ощущениях, от ее свойств, взгляды на которые меняются на протяжении всей истории философии. Гносеология, сточки зрения Ленина, – это изучение познания как отражения объективной действительности. Ленин стоял на позициях гностицизма, утверждая, что теоретически мир познаваем, процесс познания зависит от развития науки пока мы стоим на таком уровне развития, когда можем познать только часть мира, номы никогда не сможем познать мир полностью. Мы постоянно находимся в процессе поиска истины. Мы достигаем относительных (частичных, неполных) истин, из которых 119 складывается абсолютная истина – полное, достоверное, проверяемое и воспроизводимое знание о мире. Ленин объединил диалектику, логику и теорию познания в диалектическую логику. Те истины, которые не зависят от сознания и деятельности человека и являются отражением объективной реальности, называются объективными истинами. Исторический материализм В.И. Ленина Исследуя вопрос развития общества, Ленин пришел к выводу, что современный ему социум находится на последней стадии капитализма – империализме. Следующая ступень развития общества будет происходить в совершенно новой общественно-экономической формации – коммунизме. Первой стадией коммунизма является социализм. Ленин разделял идею К. Маркса о смене формаций посредством социальных революций и о необходимости мировой революции в качестве перехода на последнюю ступень формаций. Тем не менее, Ленин понимал, что осуществить мировую революцию на данном этапе развития человечества невозможно, поэтому он приходит к выводу, что такая революция возможна в пределах нескольких или даже одной страны (например, России. Россия идеально подходит для становления коммунизма, несмотря на свою отсталость от других мировых цивилизаций. В России исторически преобладают такие ценности, которые схожи с коммунистическими коллективизм, общность трудовой деятельности, идея равенства и братства. Кроме того, большая территория государства, наличие в большом количестве разнообразных полезных ископаемых, а также специфика русской истории и ментальности играют положительную роль в формировании новых экономических отношений. Личность и деятельность В.И. Ленина и всех марксистов можно рассматривать двояко. Номы не можем не признать той огромной роли, которую эти философы-экономисты сыграли в мировой ив отечественной философии. На протяжении долгих 70 лет марксистско-ленинская философия выступала в качестве идеологии для всех советских людей. Она оказала |