Главная страница
Навигация по странице:

  • Г) Дискуссии

  • 8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература

  • 3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  • УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеРуководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
    Дата29.11.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. (.pdf
    ТипРуководство
    #285100
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ Марксистская философия возникла в сложных социально- экономических и политических условиях. Она возникла на основе предшествующих ей учений. Охарактеризуйте теоретические предпосылки марксистской философии. а) Теоретическими источниками марксистской философии являются
    - немецкая классическая философия
    - английская политическая экономия
    - французский утопический социализм. Определите сущность источников марксистской философии. б) Непосредственными теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Необходимо раскрыть отношение К. Маркса и Ф. Энгельса к диалектике
    Гегеля. Марксистская философия появилась в х гг. XIX в. Ее основоположники – немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. К наиболее видным последователям можно отнести Августа Бебеля и Карла
    Каутского из Германии, Поля Лафарга во Франции, Антонио Лабриолу и Антонио Грамши в Италии, Георгия Плеханова и Владимира Ленина в России. Переход К. Маркса и Ф. Энгельса от идеализма к материализму связан с анализом антропологического материализма Л. Фейербаха. Необходимо раскрыть отношение философии марксизма к философии Фейербаха. Определите специфику марксистской философии
    - принципиально иной подход к роли философии в общечеловеческой культуре
    - поиск практических путей качественного преобразования общества

    121
    - диалектико-материалистическая позиция по отношению к природе, обществу, познанию
    - определение понятия научный материализм
    - распространение материалистической диалектики научение об обществе. Основой философии марксизма является диалектический материализм. Для понимания данного термина необходимо рассмотреть
    - соединение материализма и диалектики
    - две стороны основного вопроса философии
    - понятия бытие, материя, сознание
    - диалектику как учение об универсальных связях и саморазвитии. Диалектику можно представить в следующем виде
    - Принципы диалектики а) всеобщая взаимная связь б) развитие через противоречие в) детерминизм г) системность.
    - Основные законы диалектики а) единство и борьба противоположностей б) переход от количественных изменений в качественные и обратно в) отрицания отрицания (диалектический синтез.
    - Категории диалектики а) сущность и явление б) единичное, особенное, всеобщее в) форма и содержание г) причина и следствие д) необходимость и случайность е) возможность и действительность.
    - Диалектика процесса познания (чувственная ступень, рациональное познание

    122
    - Учение об истине. Материалистическое понимание общественного развития
    – принципиально новая социально-философская концепция, раскрывающая единство мира природного и социального, материального и духовного, объективного и субъективного. Философия марксизма стала рассматривать общество как естественноисторический процесс. Концепция материалистического понимания общественного развития изложена К. Марксом в предисловии к книге К критике политической экономии (1859). Материалистическую теорию развития общества успешно развивал
    Г.В. Плеханов. Рассмотрите учение Плеханова о деятельности человека, о причинах развития общества.
    6) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ А) Творческое задание Напишите философское сочинение последующим темам
    1. Влияние марксизма на советскую философию.
    2. Марксизм как государственная идеология
    3. Отношение марксизма к религии. Б) Подготовка доклада

    1. Жизнь и творчество представителей марксистской философии.
    2. Диалектический материализм К. Маркса.
    3. Роль материалистической диалектики в развитии медицины. В) Вопросы для самопроверки

    1. Каковы предпосылки возникновения марксистской философии
    2. Что означает понятие диалектический материализм
    3. В чем заключается сущность материалистической диалектики
    4. Как решаются в философии марксизма проблемы материи, движения, пространства и времени

    123 5. В чем заключается суть сформулированного К. Марксом материалистического понимания истории
    6. Каково содержание понятия
    «общественно-экономическая формация
    7. Каков принцип взаимосвязи материалистической диалектики и естествознания?
    Г) Дискуссии
    1. В чем принципиальное различие диалектического метода Маркса и
    Гегеля? Что является основанием этого различия
    2. Объясните понятие отчуждение в учении К. Маркса. Какие формы отчуждения вы можете привести
    7) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберите один или несколько правильных ответов.
    1. ОСНОВАТЕЛИ МАРКСИЗМА, ОПИРАЯСЬ НА ФИЛОСОФСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
    ГЕГЕЛЯ И
    ФЕЙЕРБАХА, ПЕРЕОСМЫСЛИЛИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКУЮ ДИАЛЕКТИКУ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, РЕЗУЛЬТАТОМ ЧЕГО ЯВИЛОСЬ СОЗДАНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ФИЛОСОФСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
    1) неогегельянства
    2) трансцендентализма
    3) диалектического материализма
    4) антропологического идеализма
    2. ЧАСТЬ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ МАРКСИЗМА,
    ПОСВЯЩЁННАЯ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ
    1) младогегельянства
    2) иррационализма

    124 3) диалектического идеализма
    4) исторического материализма
    3. ПО МАРКСУ, ОСНОВОЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ
    1) сознание
    2) производительные силы
    3) мировой исторический процесс
    4) взаимодействие бога и природы
    4. ЗАКОНЫ ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ЗАКОНАМ
    1) мирового исторического процесса
    2) антропологического идеализма
    3) материалистической диалектики
    4) иррационализма
    5. В ОСНОВЕ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ О БАЗИСЕ И НАДСТРОЙКЕ ЛЕЖИТ ПОЛОЖЕНИЕ
    1) не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание
    2) только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости
    3) небытие людей определяет их сознание, а, напротив, их общественное сознание определяет их бытие
    4) климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества
    6. ПО МАРКСУ, ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ
    1) совокупность всех общественных отношений, которая меняется от

    125 эпохи к эпохе
    2) многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов
    3) образ и подобие Бога
    4) варианты 1, 2, 3 верны
    7. МЫШЛЕНИЕ СТАЛО РАССМАТРИВАТЬСЯ В МАРКСИЗМЕ НЕ КАК ПРОДУКТ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, НО КАК РЕЗУЛЬТАТ СЛОЖНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ, ОБЩЕСТВЕННО-ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТЕ.
    1) миросозерцания
    2) всеединства
    3) диалектики духа
    4) практики
    8. АВТОРОМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИЙ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ВСЕЙ, В ОСОБЕННОСТИ НОВЕЙШЕЙ ФИЛОСОФИИ, ЕСТЬ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ
    1) К. Маркс
    2) Ф. Энгельс
    3) И. Кант
    4) В. Ленин
    9. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ОТЧУЖДЕНИЯ ПО К. МАРКСУ
    1) отчуждение человека от продукта труда
    2) отчуждение человека от внешнего мира
    3) отчуждение человека от человека
    4) отчуждение человека от процесса труда
    10. ОТЧУЖДЕНИЕ В МАРКСИЗМЕ ТРАКТУЕТСЯ КАК
    1) социальный процесс, характеризующийся превращением

    126 деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему
    2) прекращение близких отношений между кем-либо, внутреннее отдаление
    3) это такое состояние, когда человек утрачивает способность воспринимать определенные жизненные ситуации, не связывает их с собой и не испытывает к ним никаких эмоций
    4) совокупность всех общественных отношений, изменяющихся во времени.
    8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
    1. История философии / Под ред. АС. Колесникова. – СПб.: Питер,
    2010. – 656 с.
    2. История философии / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с.
    3. Философия Учебники практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, ЛИ. Чернышова. – МИД «Юрайт», 2015. –
    711 с. Дополнительная литература

    1. Зандкюлер, Г. Й. Критика и позитивная наука. К эволюции Марксовой теории / Г. Й. Зандкюлер // Историко-философский ежегодник. – М Наука,
    1991. – С. 6-25.
    2. Ильенков, ЭВ. Диалектика абстрактного и конкретного в Капитале Маркса / ЭВ. Ильенков. – М Институт философии АН СССР, 1960.
    4. Марксистская философия в XIX веке. – Мс. Ойзерман, Т. И. Формирование философии марксизма / Т. И. Ойзерман.
    – М, 1986.
    6. Селиванов, Ю. Р. Феноменология отчужденного духа / Ю. Р. Селиванов.
    – М Экон-информ, 1999. – 284 с.

    127 7. Философия медицины / Под ред. ЮЛ. Шевченко. – М ГЭОТАР-
    МЕД, 2004. – Гл. 4. – § 6.
    8. Хрусталев, Ю. М. Общий курс философии Вт. ТЮ. М. Хрусталев. – М ГОУ ВУНМЦ М РФ, 2003. – Гл. 5. Источники

    1. Ленин, В. И. Философские тетради / В. И. Ленин. М, 1978.
    2. Маркс, К, Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М, 1955-
    1974.
    3. Маркс, К, Энгельс Ф. Избранные сочинения Вт К. Маркс, Ф. Энгельс. – М, 1985.
    4. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс. – М Политиздат, 1982. – 72 с Тема СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    1) ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ Рассмотреть особенности современной западной философии и классификацию ее направлений.
    2) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Философия жизни, воля, воля к власти, экзистенциализм, экзистенция, сущность и существование человека, трансценденция, свобода и ответственность, онтология человека, пограничные ситуации, феноменология, феномен, интенциональность сознания, герменевтика, понимание, интерпретация, толкование, текст, диалог, позитивизм и постпозитивизм, неотомизм, психоанализ, бессознательное, либидо, сублимация, коллективное бессознательное, архетипы, герменевтика.
    3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

    128 1. Особенности современной западной философии
    2. Характеристика основных направлений современной западной философии а) Рационализм б) Иррационализм
    4) ПЛАН-КОНСПЕКТ Особенности современной западной философии Современная западная философия – это философия, возникшая в середине XIX в. в Европе. Это неоднородное и очень противоречивое течение в философии. Часть современной западной философии, в частности, сциентизм, стало логическим продолжением рационализма. Другая часть философии – иррационализм – была новой для того времени, навеянной современными реалиями жизни. Современная западная философия имеет характерные особенности а) отсутствие противостояния материализма и идеализма, рационализма и иррационализма б) открытость, взаимообогащение и синтез разных философских школ в) многопредметность. В понятии современная западная философия объединяется множество различных направлений. Мы можем классифицировать их следующим образом
    1) Рационализм
    • Неокантианство Неомарксизм
    • Аналитическая философия Герменевтика
    В том числе позитивистские школы


    Позитивизм

    129

    Эмпириокритицизм (махизм)

    Неопозитивизм (логический позитивизм)

    Постпозитивизм
    2) Иррационализм

    Философия жизни (философия воли)

    Экзистенциализм (религиозный, атеистический)

    Психоанализ (фрейдизм)

    Прагматизм

    Феноменология

    Современная религиозная философия (персонализм, неотомизм) Рационализм (позитивистские школы) Позитивизм в своем развитии проходит ряд этапов – классический позитивизм, эмпириокритицизм (махизм, неопозитивизм (логический позитивизм, постпозитивизм.
    1) Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, зародившееся в ее гг. XIX в, которое происходит из фактического, устойчивого знания и только такие данные считает истинным знанием, а философские размышления считает практически бесполезными. Опирается только на достоверное научное знание. Основные представители:О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер.
    2) Эмпириокритицизм – вторая форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX – начале XX вв. (Э. Мах, Р. Авенариус). Эта форма позитивизма призвана ограничить эмпирическое знание от воздействия на него философских учений. По Маху, вся окружающая нас действительность – это комплексы ощущений. Наука должна их описывать, это должно быть чистое описание без философских и религиозных вкраплений.
    3) Неопозитивизм (логический позитивизм) – 30-60 гг. XX в. (Р. Карнап, Ф. Франк. Представители данного направления утверждали, что у философии есть специфическая область знаний и предметом ее исследования должен

    130 стать логический анализ языка науки. Этот предмет очень важен, поскольку он является определяющим фактором восприятия человеком объективной реальности. При этом философия не должна заниматься проблемами наднаучного знания не имеющего рационального научного решения. Философия должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств, опираться на научный метод. Неопозитивизм представлен двумя направлениями
    • Венский кружок, участниками которого были профессора философии, логики, физики – М. Шлик, О. Нейрат, Г. Фейгель. Представители данного кружка выпустили ряд произведений – манифест Научное понимание мира. Венский кружок, журнал Познание. Вначале Второй мировой войны кружок распался.
    • Львовско-Варшавская школа (А. Тарский, Я. Лукасевич). Основные особенности неопозитивизма

    - принцип верификации (подтверждаемость или испытуемость);
    - интерсубъективность (общезначимость
    - конвенционализм (соглашение между учеными
    - унификация (сведение всех наук к наиболее развитым.
    4) Постпозитивизм – течение в западно-методологической мысли XX в. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос), приоритетным исследованием которого являются проблемы истории науки. Постпозитивизм занимается развитием научного знания, а не структурированием и логическим объяснением уже известных истин. Основные проблемы современного постпозитивизма:

    • проблема фальсификации следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней ложных фактов. Нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью, необязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии

    131
    • проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий
    • проблема рациональности (что такое рациональность в науке
    • проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий
    • проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий
    • проблема развития науки наука развивается нестрого линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
    Иррационализм Утверждение иррационализма происходит по мере разочарования широких слоев европейского общества в идеалах, которыми оперировал рационализм. К середине XIX в. углубляется мнение, что прогресс науки и техники не ведет к реализации вековых идей человечества. Неверие в конструктивные созидательные силы человека, политический и социальный пессимизм – таковы характерные черты умонастроений середины XIX – начала ХХ в, которые легли в основу иррационализма как философского направления. Современная западная философия выросла из классической немецкой философии, но при этом стремилась разрушить те устои, которые привнесла в науку последняя. Критика немецкой классической философии, в частности, философии Гегеля, была одной из основных задач современной западной философии. Представители новой философии стояли на идеалистических позициях, ноне на классических, а на «доклассических». Они рассматривали мир с позиции неклассического идеализма, например платоновского. Иррационализм отвергал проявление детерминизма в мире, отклонял существование закономерностей в окружающем мире, и вообще мир как целостную саморазвивающуюся систему с наличием внутренних элементов и устойчивых связей. Мир представлялся им хаосом, без закономерностей и

    132 причин, без внутреннего развития, бесконтрольный, непознаваемый и подчиняющийся только лишь определенным движущим силам, таким как воля или аффект. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) Одним из основных направлений неклассической идеалистической философии XIX в. являлась философия жизни представленная творчеством А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Значительным философом современной западной философии является Артур Шопенгауэр
    (1788-1860). Иррационалист критиковал гегелевскую философию за диалектику и историзм. Он выдвинул новую концепцию существования мира, главную роль в которой отвел воле. Это различные виды воли, которые являются движущим фактором изменения мира. Его учение получило название волюнтаризм. В своем труде Мир как воля и представление Шопенгауэр говорит о действительности лишь как о нашем представлении окружающего мира, которое является результатом работы сознания. Следуя И. Канту, А.
    Шопенгауэр говорит, что в сознании человека запечатлеваются
    (аффицируются) только образы предметов окружающей реальности, а их внутренняя сущность это тайна, которую мы не можем постичь (подобно кантовской вещи в себе. Окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Основополагающей идеей концепции волюнтаризма является понятие воля. Воля – это наивысший вселенский закон, который является базой мироздания. Воля есть основа мира, она раскрывает себя в различных ступенях объективизации. Возникает познание и вместе с ним мир как представление. Воля свободна, ее творение – это следствие и оно подчинено необходимости. Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Основные идеи теории волюнтаризма
    • мир является субъективным представлением человека в его сознании

    133
    • в основе всех материальных и нематериальных явлений лежит воля. Таким образом, все, что нас окружает – это лишь иллюзия, это наши представления, то что является сущностью предметов и явлений – это воля.
    • воля присуща и окружающему миру и человеку, и таи другая в рамках своего объекта определяют его движение, изменение, возникновение или уничтожение
    • существует не только мировая и человеческая воля. Воля характерна и для живых, и для неживых предметов и явлений. Отличие в том, что у неживых предметов эта воля находится в латентном состоянии, в виде бессознательной, дремлющей воли
    • объективная реальность – это нечто иное, как осуществление воли. Философия Шопенгауэра многоаспектна. Он рассматривает и иные философские вопросы, например, проблемы человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья, но все они существуют в рамках волюнтаризма. Философия Шопенгауэра омрачена глубоким пессимизмом. Он наделяет волей все предметы и явления этого мира. Но их воля очень слаба по сравнению с мировой волей. Воля отдельно взятого индивида ничтожна по сравнению с волей всей окружающей действительности. Мировая воля, словно течение бурной реки, сметает все на своем пути, в том числе и слабую волю человека, которая в принципе является самообманом. Чем больше человек будет стремиться проявить собственную волю, тем в большее противоречие с мировой волей он впадает. Этот путь против течения человек неспособен преодолеть, поскольку человек не властен над мировой волей, да и над своей тоже. Поэтому человек полностью находится во власти мировой воли – этой бурной, хаотичной реки и подчиняется всеобщей необходимости. Пессимизм Шопенгауэра в том, что существует одна самая главная истина – мы все умрем. Бессмертие души Шопенгауэр отрицал вечна лишь воля. Так как мир неразумен и бессмыслен, то человек никогда не будет счастлив в этом мире, наоборот, он будет очень страдать.

    134 Таким образом, основное состояние нашей жизни – страдание, это продукт воли человека к жизни. Чтобы преодолеть страдания, необходимо сократить количество желаний, ноне насильно, а задуматься о их необходимости (аскетизм – преднамеренное сокрушение своей воли. Истинное благо – в отрицании воли к жизни, аморальные добродетели – средства способные к отрицанию воли к жизни. Философия А. Шопенгауэра была очень специфична для середины
    XIX вине возымела широкого развития. Однако она сыграла значительную роль в формировании нового направления в философии и легла в основу таких неклассических идеалистических философских учений как символизм, экзистенциализм. Философия Шопенгауэра получила свое логическое продолжение в философских учениях немецкого филолога Ф. Ницше
    (1844-1900). Ницше является представителем нового течения в современной западной философии
    – философии жизни. Основой нового направления в философии становится понятие жизнь, которое определяется как единственно существующая действительность для конкретного индивида. Так как окружающий мири есть жизнь человека, то человек должен стремиться самореализоваться. Философия
    Ницше должна помочь человеку сделать это, а также помочь ему адаптироваться к окружающей действительности. Как и Шопенгауэр, Ницше в основу существования положил волю. Он разделяет волю человека на
    • волю к жизни
    • волю внутри самого человека (внутренний стержень
    • неуправляемую, бессознательную волю – страсти, влечения, аффекты
    • волю к власти. Особую роль среди всех видов воли занимает воля к власти. Эта воля присутствует в каждом человеке с рождения и до конца жизни. Она помогает человеку выжить, играя роль инстинкта самосохранения, она является причиной действий человека. Человек, проявляя свою волю к власти,

    135 стремится к завоеванию внешнего мира и расширению своего Я в окружающей действительности. Помимо теории волюнтаризма и философии жизни, Ницше исследовал философские основания проблем морали и нравственности критиковал роль религии в развитии общества и человека вывели обосновал понятие сверхчеловек. Свои учения и концепции Ницше описывает в своих произведениях Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого, Поту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего, К генеалогии морали. Полемическое сочинение, Антихрист. Проклятие христианству и других. Во всех этих трудах Ницше, так или иначе, затрагивает все проблемы своей философии. Постараемся раскрыть основные аспекты философии
    Ницше через его произведения. В произведении Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого рассматриваются следующие учения о сверхчеловеке, о цикличности истории о вечном возвращении, о морали. Роман построен в художественном стиле и рассказывает о бродячем учителе Заратустре (пророк Зороастр (Заратуштра)). Он учит, что наступит время, когда вместо человека появится совершенно новое существо – сверхчеловек. Человек – это лишь промежуточное звено в развитии Человек – это канат, натянутый между животными сверхчеловеком. Канат над бездной. Ницше подчеркивает, что человек не может стать сверхчеловеком. Сверхчеловек наделен особыми свойствами, прежде всего, особой моралью и нравственностью. У него преобладает воля к власти, ион активно ей пользуется. В своем произведении Ницше говорит о необходимости единения человека с природой, с собой и с обществом. Каждый человек индивидуален и у каждого свой путь развития, ответственность за который несет только лишь сам человек. Современный ему человек живет по законам поступательного движения. В противовес классической европейской теории линейного развития Ницше выдвигает теорию вечного возвращения. Он говорит, что история циклична и вновь, и вновь возвращается в одну и туже точку. Человеку не под силу вынести

    136 вечное возвращение уже прожитой жизни, это может сделать только сверхчеловек. Поту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего и К генеалогии морали. Полемическое сочинение исследуют проблему морали и нравственности. Философ утверждает, что мораль и нравственность придумана обществом, она не дана богом. Мораль и нравственность ограничивают истинную сущность человека. Несмотря, на казалось бы, столь критичное отношение к морали, философ говорит, что мораль была всегда, но она меняется вместе с обществом. Изучив историю морали, Ницше обнаружил, что у многих народов понятия хороший и знатный имеют схожую этимологию, в связи с этим он приходит к выводу что хорошо – это знатность, богатство, достаток и здоровье. Противоположные понятия – это плохо. К бедности, болезни нельзя относиться хорошо, их можно презирать. Соответственно вели себя древние греки – они восхищались здоровым, красивым, умным, хитрым, знатными богатым человеком. Люди с физическими недостатками, бедняки и прочие убогие вызывали у них чувство презрения. Даже сострадание древних греков граничило с чувством превосходства над людьми обделенными чем-либо. Грубо говоря, в том обществе действовала борьба за выживание. Это не значит, что не было морали, это была мораль хищных животных. Другой характерной особенностью морали древних греков была индивидуальность, в противовес стадности, существующей в современном
    Ницше обществе. Эта стадность возникла из христианства. Вообще, христианство является источником опасных чувств, таких как самоуничижение, сострадание, стадность. Христианская мораль появляется, когда рабы начали создавать новую философию и новую религию, заменяя истинные ценности своими, неблагородными. Если у древних греков люди и боги жили водном мире и могли общаться на равных, то теперь философия черни делала всех людей божьими рабами. Эта потребность в трансцендентном и христианская нравственность выросли из таких чувств как

    137 самоуничижение, злорадство, жестокость, злопамятство. Эти проблемы получают осмысление в произведении Антихрист. Проклятие христианству. Это предпоследняя работа Ницше. Из этого произведения становится ясен смысл слов Ницше: Бог умер. При этом
    Ницше не отрицает религию и самого бога, он не стоит на позиции атеизма. Он говорит о том, что христианство убило бога, а на его могиле возвело надгробья и памятники – христианские церкви. Христианская церковь, возникнув из среды черни, выступает против всего благородного и аристократичного, против величия. Христианство пытается вселить в людей чувство милосердия и сострадания. Сострадание убивает в человеке волю к власти, делает человека слабыми безвольным. Ницше же считает, что страдание очень полезно для человека, оно делает человека сильней, учит преодолевать невзгоды, болезнь и боль. Страдание способствует саморазвитию, самореализации, самоконтролю, жизнеутверждению и власти над собой. Выступая против христианства, Ницше обвиняет его в том, что на место общечеловеческих ценностей оно поставило ложные истины Бога, искупление, милость, добродетель и т.д. Христианство пытается сделать из людей безличное стадо. Поэтому необходимо уничтожить христианство, а на его место должна прийти новая религия сверх-христианство, в котором каждый человек сможет найти свою собственную добродетель, свой категорический императив. Кроме христианства в Антихристе большое внимание уделяется буддизму. Несмотря на критику буддизма за его нигилизм, философ все же выражает ему свое уважение. Он говорит, что эта религия в сто раз холоднее, правдивее и объективнее нежели христианство. Если христианство – это религия рабов, то буддизм – это религия царей. Буддизм не призывает к стадности, для него важно индивидуальное начало и индивидуальное спасение. Здесь человек, находясь в бессилии и слабости, не уповает на Бога и на его помощь. В буддизме спасение человека – дело рук самого человека.

    138 Буддист сам несет ответственность за свои поступки, не надеясь на искупление или на милость бога. В буддизме не борются против греха, здесь, аналогично Шопенгауэровской теории, идет борьба против страдания. Здесь нет мстительного ветхозаветного бога и милосердного новозаветного Иисуса, здесь есть вселенский закон – карма. Карма – закон необходимости, детерминизма. Она является причинно-следственной связью всех процессов и явлений, субъектом которых выступает человек. Буддизм – это религия для людей, достигших высшей духовности, поэтому он стоит выше христианства. Философское учение Ницше стало почвой для новых философских концепций в основе которых стоит изучение человека прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. Экзистенциализм (религиозный, атеистический) Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в, а к концу XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Актуализации и расцвету экзистенциализма в ее гг. XX в. способствовали следующие причины
    • нравственные, экономические и политические кризисы, охватившие человечество перед Первой мировой войной, вовремя Первой и Второй мировых войн и между ними
    • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, бомбы, применение отравляющих веществ входе боевых действий) ив связи с этим опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа
    • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря, геноцид отдельных народов

    139
    • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта