Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.Я. Данилевский

  • К.Э. Циолковский

  • А.Л. Чижевский

  • И.И. Мечникова

  • C.H. Булгаков

  • Г.В. Плеханова

  • УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеРуководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
    Дата29.11.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. (.pdf
    ТипРуководство
    #285100
    страница13 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    В.С. Соловьев (1853-1900) стал основателем философии Всеединства, получившей дальнейшее развитие в философских трудах Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка. Основными идеалами его философии были
    - идея Всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия материальной, духовной, др
    - идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь
    - идея прогресса – как всеобщей связи поколений
    - идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение, таки мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество
    - идея Бога как выражения добра
    - идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан наследовании Богу, добру, нравственности
    - идея Софии – всеобщей Божественной мудрости
    - русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей Святой Руси Москва – Третий Рим, Великой Руси (реформы Петра I) и Свободной Руси (дух декабристов и А. Пушкина. Прямым продолжением славянофильства в е гг. XIX в. становится почвенничество. К видным деятелям данного движения относились
    А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский. Почвенничество характеризовалось верой в народ, в развитие на собственной почве.
    Н.Я. Данилевский впервые изложил идею многообразия типов культур и объяснил механизм их возникновения, развития и смены входе мировой

    163 истории.
    Ф.М. Достоевский (1821-1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую национальную почву – обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, таки в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть панцирь, оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек путь человекобожества и путь богочеловека. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, таки для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь наиболее верный, праведный и спасительный для человека. Другой известный русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем
    - многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия
    - религия должна стать простой и доступной для народа
    - Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть
    - смысл жизни – самосовершенствование
    - главное зло на Земле – смерть и насилие
    - необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем
    - в основе поведения человека должно быть непротивление злу

    164
    - государство – отживающий институт и, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование
    - всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви. Русская философия XX в. Говоря в целом о современной русской философии, отметим две ее основополагающие черты
    • сильное влияние советской традиции (материализм, формационный подход к истории
    • обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др, освобождение от догм, приближение к мировой философии. На рубеже XIX и XX вв. в русской философии появляется такое оригинальное направление как космическая философия или русский космизм
    . Это направление рассматривало космос, окружающий мир (природу, человека как единое взаимосвязанное целое (Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский,
    К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).
    В.И. Вернадский (1863-1945) – крупный русский и советский ученый, философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По В. Вернадскому, по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. В будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
    К.Э. Циолковский (1857-1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский

    165 видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
    Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки, техники и человека покорить космос ив общение межпланетных цивилизаций в будущем.
    А.Л. Чижевский (1897-1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причинно и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить ненаучными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. Естественнонаучная философия рубежа XIX-XX вв. была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей ИМ. Сеченова, ММ. Ковалевского, КА. Тимирязева и других. Материалистическое направление было представлено такими исследователями как ИМ. Сеченов, КА. Тимирязев
    . Они рассматривали бытие сточки зрения естественных наук – биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура

    166 атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов.
    Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
    Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством И.И. Мечникова и АО. Ковалевского
    . Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. В русской философии XX в. можно выделить несколько направлений русская философская Серебряного века, отечественная философия, русская зарубежная философия советского периода. Серебряным веком в духовной жизни России называется период 90- х гг. XIX в. – х гг. ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. В это время свои труды писали ЛИ. Шестов, В.В. Розанов, НО. Лосский, Е.Н. Трубецкой, ПА. Флоренский и др. ПА. Флоренский является продолжателем идей В.С. Соловьева. В его философии именно всеединство является основным принципом бытия. Сущность всеединства – любовь, создающая и скрепляющая всеединство. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. В сентябре и ноябре 1922 г. правительство РСФСР предприняло кампанию по высылке неугодных власти интеллектуалов России заграницу, названную Философским пароходом. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название философия русского зарубежья. Эта философия вобрала в себя идеи и концепции мыслителей, многие из которых интенсивно работали в области философии еще до революции в России, нов связи с эмиграцией и высылкой из страны оказались за рубежом. В числе их НА. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франки другие. Философия НА. Бердяева (1874-1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
    • высшей ценностью в окружающем мире является свобода свобода и соборность (единство духа и воли) составляют основу существования человека
    • свобода человека подвергается угрозе извне. Данную угрозу несут в себе, прежде всего, общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность. Задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя
    • ключевую роль в жизни человека играет религия. Бог должен быть нравственным символом, примером для человека. Человек должен стремиться к Богу, ноне пытаться заменить Бога самим собой. Отношения между Богом и человеком должны быть на равных Бог не должен выступать в роли Господа (господина, а человек – в роли его раба. В своих социально-политических взглядах
    Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму. Россияне должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России – построить Царство Божие (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия
    Бердяева имеет эсхатологическую направленность обосновывает конец света в будущем. Она также оказала большое влияние

    168 на развитие европейского экзистенциализма.
    C.H. Булгаков (1871-1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую экуменическую Церковь.
    Булгаков продолжил развивать учение о всеединстве, основой которого является идеальное божественное начало, именуемое Святой Софией. Причину всех бедна Земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии – разобщенность христианских церквей православие, католичество, протестантизм. Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
    Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти. На позднем этапе своего творчества Булгаков принял духовный сани перешел к богословию. Большой вклад в русскую философско-правовую мысль внес Иван Ильин. В его творчестве рассматривается проблема противостояния злу, оппозиционная теории Л. Толстого непротивление злу насилием. С помощью душевно-духовного воздействия на человека, в крайних случаях с помощью физического воздействия необходимо направлять человека на путь истинный, искоренить в душе зло. В целом философия русского зарубежья отличалась своим консерватизмом и религиозностью. Начиная с х гг. ХХ в. и вплоть до началах гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. Она восприняла и переработала идеи марксизма, которые стали государственной идеологией советского государства. Основоположники марксизма в России ставили и решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на общество.

    169 Предтечей марксисткой философии в России стали идеи Г.В. Плеханова
    (1856-1918). Он адаптирует идеи К. Маркса к российским условиям. Материалистическое понимание истории, которое является центральным философским понятием марксизма,
    Плеханов противопоставляет субъективному методу в социологии, которое пропагандировалось народниками. Развитие капитализма в России открывает путь для современных форм общественной жизни и развивается во благо и буржуазии, и пролетариата (подробнее см Марксизм.
    В.И. Ленин развивает марксистские идеи, говорит об ограниченности метафизического материализма и об истинности основных положений диалектического материализма (подробнее см Марксизм.
    5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская (метафизика, онтология, гносеология, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Стержнем духовного самосознания в русской философии является русская идея. Русская идея – сложное духовное образование. Она – есть выражение национального самосознания народа осознание исторической миссии России, ее места и предназначения в мировой истории выражение диалога культур Запада и Востока, посредничество России в их взаимоотношении, религиозное, эсхатологическое предназначение России и православия, манифестация русской культуры в целом, русской философии в частности. В любом случае, это интегральное выражение самосознания России, понимание ею своего места и роли в мире. Русская философия связана с христианизацией Руси. Это религиозная философия, основанная на православном миросозерцании. На протяжении веков внутри русской философии соперничали

    170 религиозное мировоззрение и светское свободомыслие, которое в России называли вольнодумством. Известный историк русской философской мысли
    В.В. Зеньковский отмечал, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало) и не космоцентрична (хоть ей и не чужды натурфилософские искания, а прежде всего антропоцентрична и привержена социальной проблематике, она больше всего занята темой человека, его судьбы и путях, смыслом и целями истории. В русской философии центральное место отводится философской антропологии, в ней решаются вопросы морали. Тот «панморализм», который в своих философских сочинениях выразил с исключительной силой Лев Толстой, с известным правом, с известными ограничениями может быть найден почти у всех мыслителей – даже утеху которых нет произведений, которые прямым образом посвящены вопросам морали. Русская философия неразрывно связана с живой действительностью. Она развивалась в литературных кружках, существовавших в неофициальных структурах просвещения. Часто она появляется в форме публицистики, художественной литературы. А.Ф. Лосев писал поэтому среди русских очень мало философов (по преимуществу. Но они есть и они гениальны. Только зачастую их надо искать среди критиков, писателей, теоретиков отдельных партий. Неслучайно художественная литература является кладезем самобытной русской философии. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить ряд этапов. Назовите эти этапы и дайте подробную характеристику каждого из них. Уже в середине XVIII в. в России получили широкое распространение натуралистические представления, близкие по своей направленности к материализму и антропологизму. А со второй половины XVIII в. закрепилась солидная материалистическая традиция. Антропологический уклон преобладал уже в просветительской программе В.Н. Татищева. Татищевский антропологизм оригинально

    171 преломлялся в его классификации наук. Он исходил из морального разделения, выделяя науки нужные, полезные, щегольские
    («увеселящие»), любопытные, «вредительные». Философию Татищев рассматривал в качестве высшей науки, науки наук, в которой синтезируется истинное знание. Рассмотрите антропологический уклон В.Н. Татищева в воззрениях на науку, разделение наук по моральному принципу. Классический период становления русского материализма связан с именем МВ. Ломоносова (1711-1765). Ломоносов построил философию природы. Его, прежде всего, привлекала проблема материи. Охарактеризуйте понятие материи, учение ох видах материи, о движении (поступательное, вращательное, колебательное, о действиях материи на основании естественных законов.
    Разработанные Ломоносовым принципы естественнонаучного материализма оказали влияние на философские искания АН. Радищева.
    Радищев создал традицию русской философской антропологии. Он для исследования человека ввел правило сходности. Рассмотрите правило сходности, учение о душе человека. С новой силой расцвет русского материализма обозначился в середине
    XIX в. Центральной фигурой этого движения был ИМ. Сеченов; сеченовский антропологизм был продолжен в трудах И.И. Мечникова. Раскройте основные положения учения Сеченова и Мечникова.
    В х гг. материалистическое направление в русской философии было представлено трудами АИ. Герцена,
    Д.И. Писарева,
    Н.Г. Чернышевского. Герцен в работе Письма об изучении природы раскрывал проблему взаимоотношения между философией и естествознанием. Охарактеризуйте метод познания Герцена.
    Н.Г. Чернышевский в работе Антропологический принцип в философии рассматривает
    - философию как теорию решения самых общих вопросов науки

    172
    - учение о человеке и учение, о природе человека
    - вопросы гносеологии
    - вопросы на жизнь общества и его историю. Обоснуйте каждый из указанных тезисов. Организоваться западников и славянофилов, по словам Герцена, заставила историософия П.Я. Чаадаева. Свои взгляды Чаадаев изложил в Философских письмах. Оценка исторического процесса в России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и противоречивый характер. С одной стороны, прославляя Запад, он является предтечей западничества в России. С другой стороны, оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства. Славянофильство. Сущность славянофильства определялась идеей несхожести России и Запада, самобытности русского духовного исторического процесса. Одним из разработчиков философии славянофильства был ИВ. Киреевский. В противоположность Чаадаеву, он отверг западный путь развития именно за господство в нем католической религии, которая представлялась ему уклонением от евангельской истины. Раскройте теорию Киреевского. Рассмотрите проблемы веры, церковного знания во взглядах АС. Хомякова.
    - Изучению русской истории, русской национальной жизни посвятил свой труд Записки о внутреннем состоянии России К.С. Аксаков.
    - От славянофильства неотделимо имя Н.Я. Данилевского, создателя теории культурно-исторических типов общества. Им были сформулированы общие законы развития самобытных цивилизаций.
    - Из недр славянофильства вышло такое идейное образование, как религиозное реформаторство. Оно развивалось в х формах почвенничество, толстовство. Наиболее видным представителем и главным выразителем идей почвенников был Ф.М. Достоевский. Рассмотрите философские идеи Достоевского.

    173
    - Л.Н. Толстой в произведениях Исповедь, Критика догматического богословия, В чем моя вера, Религия и нравственность, Христианское учение – осуществил рациональную критику религии и создал мировоззрение, которое можно охарактеризовать как «панморализм». Раскройте теорию панморализма. Западники. Представители данного направления ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Как идейное течение западничество не было едиными однородным. В нем выделяют – либеральное западничество
    (Н.В. Станкевич,
    Т.Н. Грановский,
    К.Д. Кавелин), революционно- демократическое направление (В.Г. Белинский, АИ. Герцен, Н.П. Огарев, МА. Бакунин). Объясните сущность философии западнических направлений. Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. является космическая философия или русский космизм. Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Чтобы правильно понять суть взглядов представителей русского космизма необходимо рассмотреть его истоки
    - философские основания
    - религиозные идеи
    - естественнонаучные идеи
    - исторические корни
    - идея единства людей, всего человечества. Рассмотрите содержание истоков русского Космизма. Представителями русского космизма являлись
    Н.Ф. Федоров,
    К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. а) Философские идеи Федорова:
    - победа над смертью, воскрешение мертвых
    - сознательного управления эволюцией природы
    - овладения людьми космосом.

    174 б) Космическая философия К.Э. Циолковского:
    - о единстве разнообразных миров Космоса
    - о постоянном совершенствовании мира и человека
    - о выходе человека в космос. в) Идея основоположника гелиобиологии, науки о солнце и его влиянии наземные процессы А.Л. Чижевского. В конце XIX – начале XX вв. появилась русская религиозная философия
    – русское богоискательство, или духовный ренессанс. Русское богоискательство дало новое откровение о человеке, новое религиозное сознание. Истинным образователем религиозных стремлений был В.С. Соловьев, которому принадлежало само понятие нового религиозного сознания.
    В.С. Соловьев создал собственную религиозно-идеалистическую систему – философию всеединства. Философия всеединства рассматривается с позиций
    - онтологии (эволюция мира
    - гносеологии (создание цельного знания, представляющего собой взаимосвязь эмпирического (научного, рационального (философского, мистического (религиозной веры
    - этики, смысла истории. Рассмотрите философию всеединства В.С. Соловьева. После В.С. Соловьева НА. Бердяев, несомненно, самая крупная величина в философии русского духовного ренессанса. В философской системе Бердяева просматривается несколько основных тем
    - моральная тема
    - проблема сущности и существование человека
    - историческая, социальная тема. Раскройте сущность данных идей. Концепция всеединства, начало которой было положено
    В.С. Соловьевым, получила дальнейшее развитие в трудах ПА. Флоренского.

    175 Дайте характеристику взглядов Флоренского. Вклад отечественных врачей в развитие философии был неоспорим. Наиболее заметными врачами-философами России в XV-XVII вв. являлись Г. Дрогобыч (Котермак), Г. Скорина и П.В. Постников. Среди врачей философов России XVIII в. наиболее известны
    К.Ф. Вольф, С.Г. Забелин, АС. Кайсаров, К.Ф.К. Уден, ПА. Загорский.
    Врачи-философы России середины XIX – первой половины XX вв. опирались на философские идеи
    В.Г. Белинского, АИ. Герцена,
    Н.Г. Чернышевского. Одним из выдающихся последователей учения
    Чернышевского был крупный ученый Иван Михайлович Сеченов. Сеченов основоположник русской философии и объективной детерминистской психологии. НИ. Пирогов, И.И. Мечников, В.М. Бехтерев – оставили значительный след в изучении проблем медицины. И.П. Павлов – выдающийся ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной системе.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта