Главная страница
Навигация по странице:

  • 8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература

  • 3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  • Климент Смолятич

  • УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеРуководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
    Дата29.11.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. (.pdf
    ТипРуководство
    #285100
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    7) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    150 Выберите один правильный ответ.
    1. ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, РАССМАТРИВАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУЩЕСТВО, ЗАБРОШЕННОЕ В МИР, ЖИЗНЬ КОТОРОГО ТРАГИЧНА, ПРОБЛЕМАТИЧНА, ВРЕМЕННА И АБСУРДНА
    1) экзистенциализм
    2) позитивизм
    3) неотомизм
    4) прагматизм
    2. СОГЛАСНО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ З. ФРЕЙДА, ЖИЗНЬ В ЦЕЛОМ И БОЛЬШИНСТВО КОНКРЕТНЫХ ПОСТУПКОВ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
    1) мышлением
    2) бессознательным
    3) разумом
    4) рассудком
    3. ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ОЗНАЧАЕТ
    1) сущность
    2) существование
    3) бытие человека
    4) жизнь человека
    4. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ГЕРМЕНЕВТИКИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
    1) толковании текстов
    2) поиске истины
    3) определении смысла жизни
    4) познание мира

    151 5. ПРИЧИНАМИ ПОЯВЛЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКИХ ФОРМ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ХХ В. БЫЛИ
    1) общественные кризисы, вызванные войнами и революцией 1917 г.
    2) серьёзные достижения науки и техники, но неразумное их использование в жизнедеятельности людей
    3) разочарование в идеалах, которыми оперировал рационализм
    4) всё вышеперечисленное.
    6. ШКОЛА, ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ КОТОРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ БЫЛИ КЛОД ЛЕВИ-СТРОС, М. ФУКО
    1) Прагматизм
    2) Структурализм
    3) Позитивизм
    4) Иррационализм
    7. ПОДБЕРИТЕ ПОНЯТИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ БЫЛ Э. ГУССЕРЛЬ. ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ОСОЗНАНИЯ СОЗНАНИЯ, ТЕ. ПОЗНАНИЕ ПОДЛИННЫХ СМЫСЛОВ ПРЕДМЕТОВ, ВЕЩЕЙ, ЯВЛЕНИЙ, УЖЕ ЗАЛОЖЕННЫХ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СОЗНАНИИ
    1) феноменология
    2) аналитическая философия
    3) герменевтика
    4) структурализм
    8. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ ПРАГМАТИЗМА ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В
    1) изучении мыслительных и иных структур, обеспечивающих

    152 успешность, полезность и продуктивность человеческих действий
    2) разработке метода совершенствования социальных отношений
    3) все вышеперечисленное
    4) все ответы неверны. ПОНЯТИЕ СВЕРХЧЕЛОВЕК ВВЕЛ
    1) Ф. Ницше
    2) А. Шопенгауэр
    3) Т. Кун
    4) И. Локатос
    10. ПОДБЕРИТЕ ПОНЯТИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ УЧЕНИЕ О НЕПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА С ПОМОЩЬЮ ЛОГИКИ, МЫШЛЕНИЯ, НАУКИ
    1) аналитическая философия
    2) философия иррационализма
    3) феноменология
    4) прагматизм
    8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
    1. История философии / Под ред. АС. Колесникова. – СПб.: Питер,
    2010. – 656 с.
    2. История философии / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с.
    3. Спиркин, А. Г. Философия Учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – МИД «Юрайт», 2012. – 828 с.
    4. Философия Учебники практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, ЛИ. Чернышова. – МИД «Юрайт», 2015. –

    153 711 с. Дополнительная литература

    Богут, И. И. История философии в кратком изложении / И. И. Богут. – М Мысль, 1991. – 590 с. Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролов а. – М Республика,
    2003. – 623 с.
    1. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М Канон. – 464 с.
    2. Хрусталев, Ю. М. Общий курс философии Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов Вт. ТЮ. М. Хрусталев. – М
    ГОУ ВНМЦ МЗ РФ, 2003. – 604 с.
    3. Радугин, А. А. Философия. Курс лекций / А. А. Радугин. – М Центр,
    2001. – Тема. 15. – П. 3.
    4. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней Вт. Т. 3-
    4 / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: Пневма, 1994-1997.
    5. Философия Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
    6. Философия медицины / Под ред. ЮЛ. Шевченко. – М ГЭОТАР-
    МЕД, 2004. – 471 с. Источники

    1. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Ф. Ницше. – М Азбука, 2014. – 384 с.
    2. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. – М Азбука, 2014. – 352 с.
    3. Ницше Ф. Поту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего / Ф. Ницше. – М Азбука, 2015. – 240 с.
    4. Ницше, Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Ф. Ницше
    // Ницше Ф. Сочинения. Вт. Т. 2. – М Мысль, 1990. – С. 407-524.
    5. Ницше, Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Ф. Ницше. – М
    Фолио, 2009. – 191 с.

    154 6. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М
    АСТ, 2011. – 848 с.
    7. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр; перс фр. М. Грецкого. – М Изд-во иностр. лит, 1953.
    8. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения / Ж.-П. Сартр. – М Изд- во полит. лит, 1992. – 480 с.
    9. Сартр, Ж.-П. Тошнота Избранные произведения / Ж.-П. Сартр; перс фр. В. П. Гайдамака вступ. ст. С. Н. Зенкина. – М Республика, 1994.
    10. Камю, А. Избранное Сборник / А. Камю; сост. и предисл. С. Великовского. – М Радуга, 1989. – 464 с.
    11. Фрейд, З. Введение в психоанализ Лекции / З. Фрейд. – М Наука,
    1991. – 456 с.
    12. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – Киев, 1991. – 342 с. Тема РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    1) ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ Рассмотреть особенности и этапы формирования русской философии, овладеть системой основных понятий в рамках которых осмысливались идеи и концепции русской философии.
    2) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Провиденциализм, славянофильство, западничество, соборность, историософия, богочеловечество, всеединство, София, русская идея, космизм, философский пароход.
    3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
    1. Особенности и основные этапы развития русской философии.
    2. Русские мыслители-материалисты (МВ. Ломоносов, АН. Радищев,

    155
    В.Г. Белинский, АИ. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский).
    3. Славянофилы и западники.
    4. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).
    5. Русская религиозная философия (В.С. Соловьев, ПА. Флоренский, НА. Бердяев).
    6. Развитие философских идей в учениях отечественных врачей ИМ. Сеченов, И.И. Мечников, НИ. Пирогов, В.М. Бехтерев и другие.
    4) ПЛАН-КОНСПЕКТ Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что она развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии она не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В тоже время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются
    • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству
    • специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство,
    «эзопов язык (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой
    • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем
    • большая роль проблем морали и нравственности
    • широкое распространение в массах, понятность простому народу
    • конкретность. Основы предмета русской философии составляли проблема человека космизм (восприятие космоса как единого целостного организма проблемы

    156 морали и нравственности проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии проблема власти проблема государства проблема социальной справедливости (данной проблемой пропитан значительный пласт русской философии проблема идеального общества проблема будущего. Можно выделить следующие основные этапы русской философии

    • период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси
    • философия периода монголо-татарского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России
    • философия XVIII в
    • философия XIX в
    • русская и советская философия XX в. Русская философия XI-XVII вв. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX-XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Начало истории русской философии начинается с периода борьбы за освобождение от монголо-татарского ига. Основными темами ранней русской философии были моральные и нравственные ценности объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством государство проблема свободы борьба за освобождение право природа. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются
    Иларион (основное произведение – Слово о Законе и Благодати, в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси

    157
    • Владимир Мономах
    (основное произведение – Поучение, своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы
    Климент Смолятич (основное произведение – Послание пресвитеру Фоме, главная тема философии – проблемы разума и познания
    • Филипп Пустынник основное произведение
    – Плач, затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского материального) и духовного (идеального. Становление и развитие централизованного русского государства Московской Руси, Российского царства) как в истории, таки в философии приходится на XIII-XVII вв. Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись сохранение русской духовности христианство устройство государства проблемы познания. Среди видных философов данного периода можно выделить следующих
    Сергий Радонежский (XIV в) – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига
    Максимилиан Грек (1475-1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость
    • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев
    – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближение Церкви к народу, были идеологами движения «нестяжателей» (боролись против
    «иосифлян» – сторонников сохранения прежних церковных устоев
    Филофей (1465-1542) – старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. Является предполагаемым автором концепции Москва – Третий

    158 Рим, суть которой выражена в словах Филофея: Два Рима пало, третий стоит, а четвертому не бывать. Два Рима – имеется ввиду Рим – как центр зарождения христианства, Константинополь – как второй центр христианства, павший под натиском турков-мусульман. Третьим Римом является Москва, которая стала оплотом православия после падения Константинополя. Четвертому не бывать – то есть, если православие в Москве иссякнет, то больше не будет оплота христианства и наступит Второе пришествие Христа.
    • Юрий Крижанич
    (XVII в) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии занимался вопросами гносеологии выдвинул рациональное и опытное познание в качестве первопричины всего сущего видел Бога. Русская философия XVIII в. М. Ломоносов как основоположник русского материализма Русская философия XVIII в. в своем развитии проходит два основных этапа А) Философия эпохи петровских реформ (творчество Феофана
    Прокоповича, В.Н. Татищева, АД. Кантемира). Основной направленностью их философии была социально-политическая. Но философы данного направления занимались и иными вопросами – вопросы познания, нравственных ценностей и др. Б) Материалистическая философия середины и второй половины
    XVIII в. (МВ. Ломоносов, АН. Радищев). Философия науки в значительной мере представлена в воззрениях Михаила Васильевича Ломоносова
    (1711-1765). Взгляды Ломоносова сформировались на основе трудов его предшественников (Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Ф. Бэкона). Основой его философии была натурфилософия и механистический материализм. Сточки зрения Ломоносова, любое явление в природе имеет свои естественные и материальные предпосылки. Данная идея привела к формулировке принципа

    159 сохранения материи и движения в природе. Им была выдвинута атомическая корпускулярная) теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц (корпускул, то есть атомов) – материальных монад. Ломоносов высказал мысль об отсутствии
    «первотолчка», но эта мысль не получила развития и роль перводвигателя была приписана Богу. Отношение МВ. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, нос другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали и нравственности. Правление Екатерины Великой стало важной вехой в русской философии. Императрицей и ее окружением распространялись идеи, усвоенные ими из французской литературы (Вольтер, Дидро, Монтескье,
    Деламбер). Период правления Екатерины Великой получил название просвещенного абсолютизма. Смысл его состоял в следовании идеям Просвещения, которые выражались в государственной политической реформе для формирования нового государственного и правового облика абсолютной монархии. Основные направления русской философии XIX в. С х гг. в русской философии разворачивается полемика о месте России в мировой истории. На фоне данного спора русское философское сообщество делится на два лагеря западников и славянофилов. Предтечей появления западнической философии стало такое философско-политическое движение как движение декабристов (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, М. Лунин, В. Кюхельбеккер и др. Видными представителями западников являлись
    П.Я. Чаадаев, АИ. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, Н.В. Станкевич. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации,

    160 уникального исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Западнические идеи дали толчок созданию многих социально- политических движений. Общая черта данных направлений – социально- политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. Поэтому западничество не было однородным течением. Выделим отдельно такое направление как историческая философия П. Чаадаев). Основными направлениями его философии были философия человека и философия истории. Человек, по П. Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе, человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животного. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия выпала из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности, выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Революционные демократы (В.Г. Белинский, АИ. Герцен, Н.П. Огарев) рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, построенных на основе просвещения и развития науки, реализуемых революционными методами. В х гг. в русской философии широко были развиты

    161 материалистические идеи (АИ. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА.
    Добролюбов). Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в возвращении к земле (к идее аграрности России, личной свободе и общинном укладе жизни. Народники (Н.К. Михайловский, ПЛ. Лавров, П.Н. Ткачев) ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор. Анархисты (ПА. Кропоткин, МА. Бакунин) проповедовали идею безгосударственного социализма. В отличие от народников, анархисты не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед. Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были АС. Хомяков, ИВ. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, АН. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада. По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Впоследствии из среды славянофилов выделились следующие философские направления ортодоксально-монархическая философия, русская религиозная философия, почвенничество, толстовство. Притом, трудно четко разделить принадлежность философа к тому или иному направлению. Цель
    ортодоксально-монархической философии
    – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине
    XIX в. было Православие, самодержавие, народность, выдвинутый графом

    162
    С.Г. Уваровым. Представителями данного направления в русской философии, которое можно назвать также русским консерватизмом, являлись МН. Катков, КН. Леонтьев, К.П. Победоносцев. Важную роль в философии играло религиозное направление.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта