Главная страница
Навигация по странице:

  • Самуэль Ганеман

  • 8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература

  • 3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  • УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеРуководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
    Дата29.11.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. (.pdf
    ТипРуководство
    #285100
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
    XVIII в. Общая характеристика Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в

    77 связи стем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии ив конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг. В философии французского Просвещения А.В. Якушев выделяет три основных направления
    1. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога наделения Его личностными чертами, таки против отождествления Бога с природой (пантеизма. К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
    2. Другим направлением философии французского Просвещения было
    атеистическо-материалистическое – отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Атеистическо- материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в, накануне и вовремя Великой французской революции.
    3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. К числу французских социалистов-утопистов коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Медицина в Новое время и Просвещение Медицину Нового время и Просвещения описывает Т.С. Сорокина в работе История медицины. Она говорит о том, что клиническая медицина,

    78 как и все естествознание Нового времени, развивалась в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. Опираясь на законы механики, господствовавший в Новое время механистический материализм был не в состоянии объяснить все многообразие и целостность живой природы и всего окружающего мира. Таким образом, возникла почва для виталистических концепций, те. объяснения жизненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми факторами, такими, как жизненная сила, порыв. Крупнейшими представителями витализма того времени были известные медики Георг Эрнст фон Шталь
    (1659-1739), сформулировавший теорию флогистона, и Самуэль Ганеман (1755-1834) – основоположник гомеопатии. Открытия в области естествознания, ив частности, медико- биологических наук (патологической анатомии, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии, существенно ослабляли метафизические концепции и укрепляли позиции материализма. Однако клиническая медицина с большой инерцией осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался большой разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей и мышлением врачей, которые до начала XIX в. практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания. Итак, развитие философской мысли в период Нового времени и Просвещения происходило в неразрывной связи с естествознанием и медициной.
    5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ При рассмотрении вопроса Естественнонаучные предпосылки философии Нового времени следует обратить внимание наряд проблем.

    79 Необходимо рассмотреть развитие естествознания, астрономии, разработку гелиоцентрической картины мира, открытий в физике, механике, физиологии в Новое время. Показать каким образом новое естествознание влияет на философию. Определить взаимосвязь философии и естествознания в развитии нового метода исследования мира. Описать систему метафизического материализма. Для исследования вопроса Эмпирическая философия Нового времени. Индуктивный метод Ф. Бэкона» необходимо проработать понятие эмпиризм, разобрать схему классификации наук, переосмыслить схему и показать причины, затрудняющие работу разума, исследовать виды заблуждений разума, раскрыть содержание заблуждений разума, ответить на вопрос Каким же образом следует познавать вещи, определить содержание и сущность индукции как метода познания. Для исследования вопроса Рационалистическое направление философии Нового времени. Философская мысль Р. Декарта. Философия Б. Спинозы» необходимо обратить внимание на понятие рационализм и его основное положение, философскую систему Р. Декарта, как систему дуализма на дедуктивно-рационалистический метод познания, на позицию скептицизма Р. Декарта. Постарайтесь переосмыслить и объяснить положение мыслю – следовательно, существую. Обратите внимание на основные правила, которым нужно следовать, чтобы вести свой разум к познанию истины. Программа построения системы знаний Декарта получила завершение в философии Б. Спинозы. Для изучения данной проблемы обратите внимание на онтологическое учение о субстанции как основе развития, причину самой себя. Объясните, что такое атрибуты субстанции – протяженность и мышление. Обратите внимание научение о модусах (состояниях) субстанции. Исследовав природу субстанций, Б. Спиноза переходит к исследованию познавательной деятельности человека. В работе Трактат об очищении интеллекта Спиноза различает четыре способа приобретения знания. Необходимо проанализировать и объяснить способы познания, доказать, что

    80 интуиция у Спинозы не носит мистического характера. Подумайте и объясните, как вы понимаете выражение Спинозы свобода есть познанная необходимость. Философия французских просветителей XVIII в. Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и духовной жизни Европы. Центром просвещения была Франция. Французское просвещение представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти XVIII в. Оно не было лишь политическим или лишь философским явлением, хотя философия, в частности материалистическая, играла в нем исключительную роль. Просвещение объединяло всех прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, представителей культурной жизни, политических деятелей, юристов и философов. Оно было широко ориентировано на критику всего, что было связано с существованием тогда во Франции феодальным устройством общества. Его сторонники возвышали роль разума по отношению к вере, боролись против религии с позиции материализма. Французское просвещение весьма решительно вело радикальную критику церкви. Французский материализм выступал против метафизики XVII в. Центральное место в философии французского просвещения заняла проблема человека. Проблемой человека занимались Жан Жак Руссо, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро. Ответьте наследующие вопросы
    1. Каковы основные черты философии французского Просвещения
    2. В чем проявилась антиклерикальная направленность философии французских просветителей
    3. Раскройте понимание материи, присущее французскому материализму.
    4. Как понимали французские просветители природу человека Медицина в эпоху Нового времени. Большой вклад в развитие медицины Нового времени внесли Ф. Бэкон, Р. Декарт, Л. Ламетри. В Новое время начинает развиваться клиническая медицина. В клинической медицине

    81 господствовали виталистические взгляды. Крупнейшими представителями витализма были медики Георг Эрнст фон Шталь, сформулировавший теорию флогистона, Самуэль Ганеман – основоположник гомеопатии. Ответ можно подготовить в форме публичного выступления Медицина Нового времени.
    6) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ А) Творческое задание Используя следующие высказывания, напишите сочинение, в котором объясните позицию автора и выразите собственную точку зрения поданной проблеме. Ф. Бэкон (1561-1626). Человек – слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может. Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом. (Бэкон Ф. Афоризмы соч Вт Ф. Бэкон. – М Мысль, 1972. – Т. 2. – С. 12). Р. Декарт (1596-1650). Мне не стоило большого труда отыскание того, с чего следует начинать, т.к. я уже знал, что начинать надо с самого простого и доступного пониманию учитывая, что среди всех, кто ранее исследовал истину в науках, только математики смогли найти некоторые доказательства, те. представить доводы несомненные и очевидные, я уже не сомневался, что начинать надо именно с тех, которые исследовали они. (Декарт Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Мир философии кн. для чтения В 2 ч. Ч. 1: Исходные философские проблемы. – М Политиздат, 1991. – С. 499). Г. Лейбниц (1646-1716). Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. Ив томи в другом правит разум. Ведь самое искусство постановки эксперимента и пользования опытами покоится на точных основаниях, разумеется в той мере, в какой оно не зависит от случая или фортуны. (Лейбниц Г. Об универсальной науке / Г. Лейбниц // Мир

    82 философии кн. для чтения В 2 ч. Ч. 1: Исходные философские проблемы. – М Политиздат, 1991. – С. 504).
    Вольтер. Нужно 20 лет, чтобы вывести человека из растительного состояния, в котором он сначала пребывает в чреве своей матери, а потом из чисто животного, в котором находится в раннем детстве, и привести его в такое состояние, когда начинает проявляться зрелость разума. Потребовалось
    30 веков, чтобы немного узнать о его строении. Нужна вечность, чтобы узнать что-нибудь о его душе. И достаточно одного лишь мгновения, чтобы его убить.
    Б) Темы для докладов

    1. Медицина Нового времени.
    2. Четыре правила метода Р. Декарта.
    3. Механистический материализм французского Просвещения В) Вопросы для самопроверки.

    1. Какое влияние оказала научная революция XVII в. на проблематику философии Нового времени
    2. В чем новизна и особенности философии Нового времени, каковы ее основные направления
    3. Дайте характеристику эмпиризма и рационализма. Поясните, что объединяет и отличает эти течения
    4. Расскажите об особенности рационализма XVII в.
    5. Сопоставьте философию Р. Декарта и Б. Спинозы как дуалистическое и монистическое учения о бытии.
    6. Влияние идей Ф. Бэкона и Р. Декарта на медицину.
    7. Охарактеризуйте материализм и витализм в естествознании и медицине эпохи Нового времени. Г) Темы для дискуссий
    1. В 1750 г. Академия Дижона проводила конкурс эссе на тему Приносит ли пользу человечеству развитие искусств и наук. Руссо получил премию за блестящее доказательство вреда от науки искусств. На каких

    83 основаниях Руссо пришел к такому выводу А как бы вы ответили на этот вопрос
    2. Почему в эпоху Просвещения была так популярна идея просвещенного правителя (монарха
    3. Эпоха Просвещения – это время многих педагогических идей и теорий. Чем это объяснить) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберите один или несколько правильных ответов.
    1. ОСОБЕННОСТЬЮ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ БЫЛ
    1) теоцентризм
    2) антропоцентризм
    3) космоцентризм
    4) гуманизм
    2. ПОИСКИ УНИВЕРСАЛЬНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ МЫСЛИТЕЛЯМИ
    XVII-XVIII ВВ. ПРИВЕЛИ К РАЗДЕЛЕНИЮ ФИЛОСОФОВ НА СТОРОННИКОВ
    1) эмпиризма и рационализма
    2) материализма и идеализма
    3) номинализма и реализма
    4) гностицизма и агностицизма
    3. НАЗОВИТЕ ИМЯ ИЗВЕСТНОГО ФИЛОСОФА НОВОГО ВРЕМЕНИ, АВТОРА АФОРИЗМА «ЗНАНИЕ-СИЛА»
    1) Ф. Бэкон
    2) Р. Декарт
    3) Б. Спиноза
    4) Г. Лейбниц

    84 4. ФРЕНСИС БЭКОН ПРИЗЫВАЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ В ПОЗНАНИИ МЕТОДОМ
    1) веры
    2) дедукции
    3) индукции
    4) интуиции
    5. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ РАЦИОНАЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ
    1) Р. Декарт
    2) Б. Ф. Бэкон
    3) Г. Лейбниц
    4) Б. Спиноза
    6. ПОДБЕРИТЕ ПОНЯТИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТОД ПОЗНАНИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ДВИЖЕНИИ МЫСЛИ ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
    1) дедукция
    2) индукция
    3) эмпиризм
    4) рационализм
    7. СЕНСУАЛИЗМ – ЭТО
    1) метод обобщения опытного знания
    2) метод познания, заключающийся в движении мысли от общего к частному
    3) метод познания, сторонники которого считали ощущения человека верным источником человеческого знания
    4) метод познания, сторонники которого считали логические умозаключения верным источником человеческого знания

    85 8. ВИТАЛИЗМ В МЕДИЦИНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ ОЗНАЧАЕТ
    1) разделение медицины на 3 отдела поддержание здоровья, лечение болезней, продление жизни
    2) предупреждение заболеваний соответствующим видом физических упражнений
    3) объяснение жизненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми факторами, такими, как порыв или жизненная сила
    4) объяснение болезни человека таким факторами, как неправильный образ жизни и неправильное питание
    9. К ОСОБЕННОСТЯМ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ НЕ ОТНОСИТСЯ
    1) натурфилософия, борьба сторонников веры и разума
    2) антропоцентризм, развитие метафизического и механистического материализма
    3) разработка новых направлений и методов познания
    4) теоцентризм, гуманизм
    10. ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ
    1) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
    2) Д. Дидро, Вольтер, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо
    3) Ф. Шеллинг, И. Фихте, П. Абеляр
    4) Г. Лейбниц, К.Маркс, Н.Коперник
    8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
    1. История философии / Под ред. АС. Колесникова. – СПб.: Питер,
    2010. – 656 с.
    2. История философии
    / Под ред. В. П. Кохановского,

    86 В. П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с.
    3.
    Спиркин, А. Г. Философия Учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – МИД «Юрайт», 2012. – 828 с.
    4. Философия Учебники практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, ЛИ. Чернышова. – МИД
    «Юрайт», 2015. – 711 с. Дополнительная литература
    1. Мир философии Кн. для чтения В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы. – М Политиздат, 1991. – С. 256-262; 439-441.
    2. Мир философии Кн. для чтения В 2 ч. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М Политиздат, 1991. – С. 21-23; 183-186; 322-323; 422-427.
    3. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М Юрист, 2004. – Раздел 2. – Гл. 4-5.
    4. Философия медицины / Под ред. ЮЛ. Шевченко. – М ГЭОТАР-
    МЕД, 2004. Источники
    1. Бэкон, Ф. Сочинения Вт. Т. 1 / Ф. Бэкон. – М Мысль, 1971. –
    590 с.
    2. Бэкон, Ф. Сочинения Вт. Т. 2 / Ф. Бэкон. – М Мысль, 1972. –
    582 с. Тема НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    1) ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ Определить историческое значение немецкой классической философии. Знать концепции основных представителей немецкой классической философии И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф. Гегеля, Л. Фейербаха.
    2) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Априори, апостериори, антиномии, трансцендентный, этика,

    87 категорический императив, абсолютная идея, диалектика, триада, антропологический материализм.
    3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
    1. Характерные черты немецкой классической философии
    2. Философская система И. Канта.
    3. Философия Г. Гегеля.
    4. Антропологический материализм. Л. Фейербаха.
    4) ПЛАН-КОНСПЕКТ В немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления
    • немецкая классическая философия (конец XVIII - первая половина
    XIX в
    • материализм (середина и вторая половина XIX в
    • иррационализм (вторая половина и конец XIX в, изучается в рамках современной западной философии. Немецкая классическая философия представляет собой творчество немецких философов конца XVIII – первой половины XIX вв. Основными ее представителями являются Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих
    Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.
    Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета, является основателем идеализма субъективного) в немецкой классической философии. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода докритический и критический.
    1) Докритический период (до началах гг. XVIII в. В этот период Кант исследует онтологические проблемы (бытия и природы, проблемы развития. Кант приходит к выводам, что
    • природа сотворима и уничтожима, она не вечна, непостоянна и

    88 находится в постоянном развитии, следовательно, имеет начало и логическое завершение – конец
    • человек, как и все живое на земле, – это часть природы человек появился в результате естественной биологической эволюции
    • материя в самой себе не имеет механических законов эти законы заложены объективной причиной – богом.
    2) Критический период (начало х гг. XVIII в. и дог. В этот период интерес Канта сместился на вопросы гносеологии деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Название критического периода обусловлено появлением в то время трех фундаментальных философских произведений И. Канта Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения. В книге Критика чистого разума Кант исследует проблемы познания и встает на сторону агностицизма – невозможности познания окружающей действительности. В системе познания, где объектом является окружающий мира субъектом – человек, Кант определяет в качестве проблемной стороны именно человека, а точнее, его разум. Познавательные возможности способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные противоречия, которых было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий (например, что Бог существует и что не существует, поэтому разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Также в Критике чистого разума И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание

    89
    - Апостериорное знание – знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, ноне достоверным.
    - Априорное знание – доопытное, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
    - Вещь в себе – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – вещей в себе, ноне их внутреннюю сущность. Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы
    • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии
    • внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой
    • внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека
    • органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений
    • человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира
    • целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Кант выделяет структуру разума
    - чистый разум – сознание, осуществляющее мыслительную деятельность и познание

    90
    - практический разум – нравственность, мораль и этика. Этика. Главные вопросы Критики практического разума Какой должна быть мораль Что есть моральное (нравственное) поведение человека Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к выводу, который был назван категорическим императивом нравственности Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта