УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
Скачать 1.07 Mb.
|
Аль-Фарби (870-950) систематизировали пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об эманации и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны). Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) вывел арабскую философию на новый 50 уровень прогресса. Главные труды по философии Книга исцеления (Книга спасения, Книга знания. Ибн-Сина высмеивал косность и догматизм исламских теологов. В частности, не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы. Причину возникновения мира Ибн-Сина видел в эманации – истекании мира из Божества, ноне по воле Бога, а в силу естественной необходимости. Ибн-Сина был сторонником некоторых материалистических идей выступал против идеи «первотолчка», которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи считал, что все существующее материально (и Боги окружающий мир. Наряду с материалистическими идеями у Ибн-Сины присутствовали и идеалистические. Он наделял душу особыми свойствами – идеальностью существованием наряду с материей) и вечностью, также считал вечным Бога и окружающий мир. Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198). Он жили работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Философия аверроизма, созданная Ибн-Рушдом, получила широкое распространение в Европе и противостояла католицизму и схоластике. В его учении синтезировались идеи Аристотеля и арабской философии. Ибн-Рушд выдвигал идею жесткого детерминизма (обусловленности всего в природе. Он допускал существование Бога. Но Бог, по его мнению, не был творцом материи и не был первичен по отношению к ней. Боги материя – две «совечные» сущности. Материя, как и Бог несотворима и неуничтожима, не существует также иерархической подчиненности. Богу отводилась роль создателя, ноне создателя материи как таковой, а материальных вещей. Он лишь придавал форму материи. Материя имеет самостоятельное свойство 51 материи, заключенное в ней самой – движение. В учении о человеке Ибн-Рушд выдвигает идеи, которые противоречат философской концепции средневековья. Философ считает, что душа человека смертна, как и его тело. Смерть души и тела происходит одновременно. Но существует коллективный разум – разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека он бессмертен. Материалистическая, антирелигиозная арабская философия оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Философия Возрождения Закономерным развитием средневековой философии становится философия эпохи Возрождения. Она возвращает философию к проблемам человека и готовит почву для формирования новой философии – философии Нового времени, основанной на рационализме и научном мышлении. После аскетичной по отношению к человеку средневековой философии происходит возрождение греческого антропоцентризма, основанного на гуманизме. Центральной проблемой осмысления становится не Бога человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира. Предпосылки возникновения философии Возрождения Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII вв., которых объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Выделяют следующие предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения • экономические причины совершенствование орудий труда и производственных отношений развитие ремесла и торговли • политические причины кризис феодализма усиление городов, 52 превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви появление первых парламентов • социокультурные причины отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии • образование и наука повышение уровня образованности в Европе в целом великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- технические достижения. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись • гуманистическое (XIV-XV вв.). Представители Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. В центр внимания ставился человек, воспевалось его достоинство, величие и могущество, иронизирование над догматами Церкви. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно ив художественной форме. Известные философы- гуманисты одновременно были писателями. Данте Алигьери (1265-1320) рассматривал вопрос о соотношении бога и человека. Он утверждал, что человек – существо дуалистичное. С одной стороны человек – существо природное (биологическое, с другой – божественное. В человеке сочетаются эти две природы. Человек может самореализоваться через возможности собственного разума, обличая их в практическую деятельность. Франческо Петрарка (1304-1374) в рамках гуманизма стремился доказать что человек имеет право на счастливую жизнь не только после смерти, но ив земном мире. Для этого он выработали обосновал теорию искусства жизни. Петрарка разносторонне характеризует достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека сего надеждами, переживаниями, тревогами. • неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.). Представители Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. Основывалось научении Платона о строении мира, о месте в нем природы, космоса и человека. Это идеалистическое направление в философии ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Центральное место в философской мысли Возрождения занимали взгляды Николая Кузанского (1401-1464). Кузанский основывает свое учение на средневековой философии, но придает ей более абстрактный характер. Например, он деперсонализирует Бога, превращая его в «бытие-возможность», как абсолютный максимум, бесконечность. Бог – это единство противоположностей. Материальный мир есть ограниченность, ограниченный максимум. Боги мир находятся в диалектическом взаимодействии, пребывая друг в друге, следовательно, мир духовный и мир земной тоже пребывают друг в друге и являются единым целым. Во взгляде Кузанского на человека возрождается античная идея натурализма. Кузанский помещает человека в триаду человек – универсум – божественный абсолют. Каждая из составляющих является подобием друг друга максимальный мир, большой мири малый мир являются проекциями друг друга. Таким образом, человек является подобием Бога и подобием Космоса. • натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.). Представители Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. Пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Николай Коперник (1473-1543) – опираясь на астрономические исследования, создал гелиоцентрическую картину мира (Солнце – центр по отношению к Земле, Земля вращается вокруг Солнца. Его книга О вращении 54 небесных сфер подготовила научную революцию XVI в. На первый план выходит концепция Бог – великий часовщик. Суть ее в том, что Бог создает мир, как часовщик создает часовой механизм. Бог вкладывает в мир законы и порядки, в соответствии с которым мир будет развиваться, асам удаляется и больше не участвует в функционировании мира. В космологию и философию вводится принцип самодвижения тел. Открылся путь к бесконечной Вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии. • социально-политические направления Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. - реформационное (XVI-XVII вв.). Представители Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. Стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. Мартин Лютер (1483-1546) – основоположник Реформации. Изначально он выступал против индульгенций, это стало началом идеологической войны против католицизма. Лютер выступал против церкви как социального института, утверждая, что общение с богом человек может осуществлять напрямую, без посредничества церкви и священнослужителей. Основа христианства – это истинная вера, а не обрядовая деятельность, которую он предлагал упростить. - политическое направление (XV-XV вв.). Представители Николо Макиавелли. Изучало проблемы управления государством, поведение правителей. Никколо Макиавелли (1469-1527) – его учение сложилось в условиях глубокого кризиса гуманизма, развившегося к началу XVI в. В своем учении Макиавелли обосновал постулат цель оправдывает средства. Основной целью является всеобщее благо, цель политической деятельности – создание и укрепление государства, а критерий этой деятельности – польза и успех. - утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.). Представители Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. Искало идеально-фантастические формы 55 построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Создавали проекты идеального государства. Томас Мор (1478-1535) в знаменитой книге Утопия (1516) заложил основы будущего коммунизма. Он представил идеал бесклассового общественного устройства, основанного на общественной собственности. В Утопии отсутствует частная собственность, труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Ячейкой общества является трудовая семья (трудовой коллектив. Все должностные лица избираются. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. В Утопии находит выражение социально- политический и нравственный идеал гуманизма. Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относят • антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство торжество индивидуализма широкое распространение идеи социального равенства большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству • оппозиционность Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также – схоластики • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.). Медицина Средневековья и Возрождения Медицина Средневековья пересмотрела труды Гиппократа, Ибн Сины и Галена. Схоласты подвергли редактированию труды Галена, из которых 56 устранили экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, но его представления о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах были возведены в ранг религиозной догмы и теории схоластической медицины Средневековья. В период Средневековья широкое развитие получила алхимия. Алхимия представляла собой взаимосвязь химии как науки и магических представлений. Стремление получить философский камень, найти средство для бессмертия, имели побочным эффектом научные открытия – открыли железный купорос, углекислый аммоний, сурьму были разработаны способы приготовления бумаги и пороха, ряд химических методов. Кв. в Европе было более 40 университетов, многие из них имели медицинские факультеты. Врачи были всесторонне образованными людьми. Они изучали множество несвязанных с медициной наук, для того чтобы установить эти связи и проследить как то или иное явление природы отражается на здоровье человека (изучали математику, астрологию, языки и т.д.). Творчество Парацельса (ок. 1493-1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения упростил форму рецептов. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию. Медицина в эпоху Возрождения встала на качественно новый уровень. Церковь, ее догматы и запреты, мешающие развитию медицины остались в Средневековье. Хотя запрет церкви на анатомическое вскрытие трупов все еще очень тормозило развитие хирургии и других отраслей медицины. Но, несмотря на противодействие клерикальных кругов, медики делали все новые открытия в области анатомии. Например, Гаспаро Тальякоцци делал 57 пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом. В целом, старые медицинские теории и методы лечения не сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Нов родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения. 5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ Средневековая философия – чрезвычайно важный, уникальный и относительно продолжительный этап (V-XV вв.) в историческом развитии человеческой мысли. Зарождение христианства ознаменовало собой радикальный переворот в философии. Философствование в вере – это принципиально новое духовное явление на ниве познания бытия. Оно зиждется на святой вере в Священное Писание и авторитет Отцов церкви, а также на достижениях Античной философии. Оно проявилось как свободный диалог между разумом и верой. Философствование в вере непосредственно опирается на догматы теологии, которые несут всеохватывающие и более абстрактные знания о мире, обществе, человеке. Поэтому сама теология (греч. θεός + λόγος – учение о Боге) предстала как философия осмысления Бога. Иными словами, на основе религиозных догматов развивалось некое метафизическое мышление, позволяющее понять и оценить Бога как символ вечного, бесконечного, истинного, доброго, всесильного. Христианский гносис (знание) означал рождение нового способа познания – откровения и иного психического состояния людей – веры, опирающейся не на разума на некое озарение. Таким образом, основой философии была религия (христианство, а характерной чертой средневековой философии является теоцентризм. Для изучения вопроса необходимо дать характеристику теоцентризма. 58 Основными формами развития философской мысли были патристика апологетика, догматика) и схоластика. Обратить внимание на основные формы философской мысли в патристике, раскрыть эти понятия, определить их сущность. Охарактеризуйте взгляды представителей апологетики (Тертуллиан) и догматики (Августин Аврелий). Следующим периодом развития философии Средневековья была схоластика. Необходимо переосмыслить и показать основные взгляды схоластов. В XI в. в схоластической философии развертывается борьба между номинализмом и реализмом. Дайте характеристику номинализму и реализму. Философия Фомы Аквинского – томизм, составляет основу современной католической философии. Заслуга Ф. Аквинского – разработка проблемы соотношения веры и разума в познании. Охарактеризуйте проблемы - гармонии веры и разума, - различия между верой и разумом, - рационального доказательства существования Бога, - разработки категорий возможность и действительность, материя и форма - разработки понятия бытие – потенциальное, актуальное. Вопрос Классическая арабо-мусульманская философия предусматривает рассмотрение- особенностей развития арабского Востока (наука, астрономия, география, история - философской системы Аль-Фараби; - философской системы Ибн Сины (Авиценна); - философской системы Ибн Рушда (Аверроэс). Авиценна и Аверроэс были врачами-философами. Рассмотрите взгляды философов в медицине (см. С.Я. Чикин Врачи философы. Для обсуждения вопроса Философия Возрождения необходимо выделить и переосмыслить проблемы - особенности развития философии эпохи Возрождения (Ренессанса 59 - обратить внимание на проблему антропоцентризма и новую систему ценностей. Необходимо рассмотреть на конкретных примерах философские учения следующих деятелей - Франческо Петрарка; - Николай Кузанский; - Пико делла Мирандола. Медицина средневековья представлена арабским Востоком и философско-медицинскими трудами Ибн Сины Канон врачебной этики, трудами Ибн Рушда О душе. О соединении человека с деятельным разумом. 6) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ А) Творческое задание 1. Составьте таблицу Основное содержание патристики, схоластики. 2. Составьте схему метода доказательств бытия Бога Фомой Аквинским. 3. Составьте схему Онтология Фомы Аквинского». Б) Подготовка доклада 1. Философия и медицина эпохи Средневековья. 2. Философия и медицина эпохи Возрождения». В) Вопросы для самопроверки 1. Назовите особенности средневековой философии. 2. Как решалась в философии Ф. Аквинского проблема соотношения веры и знания 3. Каковы основные доказательства бытия Бога в философии Ф. Аквинского? 4. Сущность спора между реализмом и номинализмом. 5. Основные идеи теоцентризма. 6. Назовите характерные черты философии и культуры эпохи Возрождения. |