Главная страница
Навигация по странице:

  • 8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература

  • ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • 2) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • 3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  • УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеРуководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
    Дата29.11.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. (.pdf
    ТипРуководство
    #285100
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    7) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберите один правильный ответ.
    1. АНТИЧНЫЙ ФИЛОСОФ, КОТОРЫЙ СЧИТАЛ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ТРИ ВИДА ДУШИ РАЗУМНАЯ, ЖИВОТНАЯ И РАСТИТЕЛЬНАЯ
    1) Сократ
    2) Платон
    3)
    Демокрит
    4) Аристотель

    37 2. ПЕРВЫМ ИЗ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ СОЗДАЛ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ СИСТЕМУ – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
    1)
    Фалес
    2) Пифагор
    3) Платон
    4)
    Анаксимен
    3. КАКАЯ ШКОЛА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯЩАЯСЯ К МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
    1)
    Милетская школа
    2) Школа Пифагора
    3) Неоплатонизм
    4)
    Элейская школа
    4. ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ
    1) доказательство бытия Божия
    2) метод познания
    3) устройство космоса и место в нем человека
    4) сущность человека
    5. ПАРА АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ, КОТОРЫЕ СФОРМИРОВАЛИ КОНЦЕПЦИЮ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ В ОСНОВЕ ВСЕГО ЛЕЖИТ ОПРЕДЕЛЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ (МАТЕРИЯ)
    1)
    Фалес (вода, Гераклит (огонь,
    2)
    Демокрит (атом, Спиноза (субстанция,
    3) Лейбниц (монада, Анаксимен (воздух,
    4)
    Шеллинг (абсолют, Анаксимандр (апейрон)
    6. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМ ИЗ СОФИСТОВ БЫЛ ПРОТАГОР ИЗ

    38
    АБДЕР. ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗНАМЕНИТАЯ ФОРМУЛА «… ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ
    1) универсум
    2) человек
    3) Бог
    4) природа
    7. ДЛЯ ПЛАТОНА МИР НЕРЕАЛЬНЫЙ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ЭТО МИР
    1) первоматерии
    2) эйдосов
    3) множества конкретных предметов и вещей
    4) модусов
    8. СТОРОННИКИ СОЛИДАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЕ СЧИТАЛИ, ЧТО
    1) материальной основой организма, включая его психическую деятельность, является атом
    2) здоровье есть равновесие и гармониях элементов влаг, однородных частей, органов и управляющих всем организмом сил
    3) болезнь человека есть кара небесная за грехи
    4) болезнь человека есть божественное предопределение
    9. СТОРОННИКИ ГУМОРАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЕ ИСХОДИЛИ ИЗ ТОГО, ЧТО
    1) здоровье есть равновесие и гармониях элементов влаг, однородных частей, органов и управляющих всем организмом сил
    2) болезнь человека есть кара небесная за грехи
    3) материальной основой организма, включая его психическую деятельность, является атом

    39 4) болезнь человека есть божественное предопределение
    10. АНТИЧНЫЙ ФИЛОСОФ, КОТОРЫЙ ВПЕРВЫЕ ПРОВЕЛ РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАУК, РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О КАТЕГОРИЯХ И ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИЛ ЛОГИКЕ
    1) Платон
    2) Аристотель
    3) Сократ
    4)
    Демокрит.
    8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
    1. История философии / Под ред. АС. Колесникова. – СПб.: Питер,
    2010. – 656 с.
    2. История философии
    / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с.
    3.
    Спиркин, А. Г. Философия Учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – МИД «Юрайт», 2012. – 828 с.
    4. Философия Учебники практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, ЛИ. Чернышова. – МИД
    «Юрайт», 2015. – 711 с. Дополнительная литература

    1. Алексеев, П. В. Философия Учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М Проспект, 2005. – 608 с.
    2.
    Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М Высшая школа, 2003. – 400 с.
    3.
    Звиревич, ВТ. Философия Древнего мира и Средних веков / ВТ. Звиревич. – М Академический проект, 2004. – 416 с.
    4. История философии в кратком изложении / перс чеш. И. И. Богута. – М Мысль, 1991. – 590 с.

    40 5. Марков, Б. В. Философия Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
    6. Мир философии Кн. для чтения В 2 ч. Ч. 1: Исходные философские проблемы. – М Политиздат, 1991. – С. 184-190; 271-280.
    7.
    Хрусталев, Ю. М. Общий курс философии Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов. – М ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. –
    608 с.
    8.
    Чанышев, АН. Курс лекций по древней философии / АН. Чанышев. – М Высшая школа, 1981. – 374 с.
    9.
    Чанышев, АН. Философия Древнего мира Учеб. для вузов / АН. Чанышев. – М Высшая школа, 2001. – 703 с.
    10. Шевченко, ЮЛ. Философия медицины / ЮЛ. Шевченко. – М
    ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 480 с. Источники

    1. Аристотель. Сочинения Вт М, 1976-1984.
    2. Платон. Собрание сочинений Вт М, 1990-1994. Тема ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
    1) ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ Овладеть понятийным аппаратом средневековых мыслителей и логикой мышления выдающихся представителей средневековой философской мысли Запада и Востока. Раскрыть особенности философии эпохи Возрождения.
    2) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
    Теоцентризм, схоластика, патристика, апологетика, догматика, реализм, номинализм, теология, антропоцентризм, гуманизм, теизм, теология, креационизм, откровение, провиденциализм, эсхатология, универсалии, пантеизм.

    41
    3) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
    1. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития. Патристика. Схоластика.
    2. Христианская философия Фомы Аквинского.
    3. Классическая арабо-мусульманская философия.
    4. Философия Возрождения.
    5. Медицина средневековья и Возрождения.
    4) ПЛАН-КОНСПЕКТ Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития. Патристика. Схоластика Средневековую философию называют теологической, подразумевая под ней направление философской мысли, главной идей которой является Бог. Он рассматривается как высшее начало, как творец всего сущего, а окружающий мир – его творение. Это направление философии было свойственно для Европы V-XIV вв. Развитие средневековой философии и ее особенности
    • теоцентризм – в центре философии и изучения стоит Бог, он является главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований, весь мир – это его творение (креационизм
    • гносеология (учение опознании мира познание мира возможно только через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога
    • догматизм оперирование положениями церкви, не подвергая их критике и считая их неизменно вечными и единственно истинными
    • антропология (учение о человеке человек считается венцом творения Бога, он выделяется из природы, противопоставляется ей и пытается подчинить ее себе. Будучи сотворенным Богом, человек является восприемником божественной сущности
    • проведенциолизм (учение о божественном плане, промысле

    42 относительно существующего мира существует божественное предопределение. Но, человек, обладая божественной сущностью, в рамках божественного предопределения обладает свободой воли
    • сотериология (учение об искуплении и спасении человека выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, таки тела) в будущем при богоугодном поведении. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, направленностью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством. Основой философии была религия (христианство, а характерной чертой является теоцентризм (в центр изучения ставится Бог. Этапы развития средневековой философии

    ПАТРИСТИКА(от лат. patres – отцы имеются ввиду отцы церкви) – совокупность теологических и религиозно-философских сочинений христианских писателей III–VIII вв. Основное содержание этих сочинений – защита христианства, разработка догматики, борьба с дохристианскими верованиями (в том числе с иудаизмом) и ересями. Патристика включает в себя два этапа апологетика и догматика. Апологетика (греч. apologeomai – защитительная речь, оправдание, заступничество защищаться, оправдываться) – в широком смысле слова – самозащита христианства от обвинений и критики в свой адрес путем рационалистической аргументации (II–III вв.). Это отрасль богословского знания, специализирующаяся на рассмотрении и опровержении несогласующихся с христианской догматикой мировоззренческих взглядов, а также на изложении в доступной для неподготовленной аудитории форме начал христианского вероучения с приведением доказательств своей правоты. Апологетика не постулирует абсолютность Библии и Священного Предания, обращается к доводам разума, а не веры. В компетенцию теологического раздела Апологетики входят догматические вопросы (учение о Творце, спасении, церкви, таинствах и

    43 проч, проблема теодицеи, духовно-нравственная тематика и аскетика и т.д. Впервые века христианства появился особый жанр богословско-полемических сочинений – апологии, адресованные язычникам (эллинами иудеям, их целью было разрушение языческих предубеждений против христиан. Одним из представителей периода апологетики (латинской) является Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 155 – после 220). Он исследовал феномен религиозной веры и пришел к выводу, что христианство заключает в себе истину, не требующую доказательств. Он разделял теологию и философию, не приемля вмешательство последней в религиозную сферу. Он считал, что необходимо верить в то, что нельзя доказать рационально и выдвинул соответствующий постулат Верую, ибо абсурдно. В период догматики (IV-VIII вв.) формируются основные догматы христианского вероучения. Одним из представителей периода догматики является Аврелий
    Августин (Блаженный (354-430) – христианский теолог, епископ г. Гиппона Северная Африка, Римская империя, заложил основы католицизма. Главное произведение Августина Блаженного – Ограде Божьем. Из этого произведения можно выделить следующие основные положения философии
    Августина Блаженного
    Историософия. До Августина Блаженного редко кто философски подходил к изучению исторического процесса. Августин рассматривал ход истории и жизнь общества как борьбу двух противоположных царств – Земного (грешного) и Божественного. Земное царство представлено совокупностью социально-политических организаций государственных учреждений, власти, армии, бюрократии, законов, императора, а Божественное царство представлено священнослужителями
    – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь.
    • Церковь объявлена Августином властью наряду с государственной (а не элементом государства. Философ обосновал идею необходимости

    44 посреднеческой (между людьми и Богом) деятельности церкви. Теолог аргументировал учение папацезаризма (господства Церкви над государством. По мнению Августина, Папа Римский должен главенствовать над монархами, как царство Божье главенствует над царством Земным. За эту концепцию
    Августин Блаженный получил признание католической церкви.
    • Августин выдвинул новую для средневековой философии идею о человеке. Он считал, что человек является носителем божественной сущности, значит, в нем все должно быть прекрасно. Поэтому в философии Августина воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность. Но человек имеет свободу воли, и правильно воспользовавшись ей, человек должен выбрать путь аскезы преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога. Только через подчинение Богу, через его познание, человек может познать мир, познать высшее, истинное, неопровержимое знание. СХОЛАСТИКА (от греч. σχολέ – досуг, в том числе посвященный ученой беседе школа, учение лат. scholasticus – учебный, школьный) – это религиозная философия, возведенная в ранг учебной дисциплины и преподававшаяся в университетах (как церковных, таки светских) и монастырях средневековой Европы. Схоластике свойственен назидательный характер, учительство, догматизм, консерватизм. Схоластика берет свое начало из греческих идей Платона, Аристотеля, неоплатоников. Целью схоластики является рациональное аргументирование вероучения церкви и ее догматов. Схоластика, являясь теологической философией, была призвана решить проблемы теологии. Схоласты рассматривали проблемы гносеологии и дифференцировали знаниена два вида
    • сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел ввиду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии

    45
    • естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек расшифровать из текста Библии, как он понял идеи Бога. Всю средневековую теологическую философию можно разделить на два противоположных направления – номинализм и реализм. Реализм берет свое начало в Платоновском учении об идеях и о мире идей. Последователи реализма считали действительно существующими не сами вещи и явления, а их общие понятия, идеи, которые они называли универсалиями. Вещи и явления являются воплощением этих универсалий. Видным представителем реализма был Ансельм Кентерберийский. В противовес реализму выделяется новое направление теологической философии – номинализм (от лат. nominalis – имена. Он берет свое начало в учении Аристотеля и предполагает, что реально существуют лишь вещи и явления. Общие понятия, идеи, универсалии – это только лишь названия вещей, их имена. Их появление вторично и обусловлено самими конкретными вещами. Христианская философия Фомы Аквинского Одним из самых заметных представителей схоластики является Фома

    Аквинский (1225-1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: Сумма теологии, Сумма философии, комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Фома Аквинской, пытаясь рационально обосновать христианскую теологию, веру, выдвигает пять собственных доказательств существования Бога
    • движение все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог
    • причина все, что существует, имеет причину – значит, есть первопричина всего – Бог
    • случайность и необходимость случайное зависит от необходимого –

    46 следовательно, первоначальной необходимостью является Бог
    • степени качеств все, что существует, имеет различные степени качеств лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог
    • цель все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог. В философии Фомы Аквинского значительное место занимает проблема онтологии. Объясняя бытие, Аквинский оперирует такими понятиями как сущность и существование, акт и потенция (актуальное и потенциальное бытие, форма и материя. На становление учения о бытие у Аквинского повлияла философия Аристотеля. Аквинский, пользуясь терминологией последнего, выделяет два начала материю и форму. Все состоит из материи и формы (идеи. Суть любой вещи - единство формы и материи. Форма является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм, которые она сама наполняет. Форма и материя не являются самостоятельными видами сущего, способными разделиться они то, посредством чего сущее есть то, что оно есть. Совокупность формы и материи есть Субстанция.
    Аквинский выделяет два способа бытия сущность (эссенцию) – чистую идею, вещи либо явления, совокупность признаков, черт, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел) и существование
    (экзистенцию) – сам факт бытия вещи. Различие сущностей это конкретизация различия акта и потенции. При этом акт выступает не как действие, а как действительность, бытие, воплощенное в жизнь, а потенция выступает в виде возможности становления бытия. Благодаря акту бытия все вещи становятся существующими вещами (сочетают в себе сущность и существование. Вещь существует и обладает бытием, когда актуальное бытие накладывается на потенциальное. Во всякой вещи столько бытия сколько в ней актуальности. Потенциальное бытие и актуальное бытие были первыми творениями

    47 высшего начала - Бога. Бог является первой реальностью и полной реализацией бытия (Аквинский различает бытие вообще (лат. esse) и конкретное бытие (лат. ens)). Потенциальное бытие - это материя или слабейший вид бытия, для которого характерны следующие качества неустановленность, колебание, открытость для перемен, незавершенность, обладание пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Актуальное бытие - это действительность, устоявшееся бытие, которое обладает следующими качествами реализованность, осуществляемость, завершенность и, как следствие, совершенность.
    Аквинский выделяет 4 уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
    1) Низшая ступень бытия - форма, которая составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы.
    2) Наследующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем растительной душой, как бы формирующей тело изнутри, – таковы растения.
    3) Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина
    (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цельно и начало деятельности, движения.
    4) На четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий,

    48 осуществляемых только самой душой, отдельно от тела – мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли, осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа – бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Проблема познания занимала значительное место в учении Фомы
    Аквинского. Он считал, что в принципе человек может познать мир, бога и тайны бытия. Но для этого человеку необходимо пользоваться двумя инструментами откровением и разумом (верой и разумом. С помощью разума человек может познать факт существования Бога, факт бессмертия души и т.д. Это рациональное знание осуществляется с помощью философии. Но проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога и другие человек не может познать рационально. Здесь необходимо использовать божественное откровение и собственную веру. Только совместное использование веры и разума может дать человеку истинное знание. Следовательно, необходимо диалектическое взаимодействие философии и теологии. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм. Классическая арабо-мусульманская философия Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурными часто политическим влиянием арабов. В IX-XI вв. арабская культура достигла небывалого рассвета. Связано это, прежде всего, с государственной религией – исламом, постулирующим научные знания средством постижения природы и знаков Творца. Одно из требований ислама заключалось в обретении светских знаний, развитии науки, техники, искусства. По этой причине в арабском мире расцветают такие области знания как философия, математика, астрономия, историография,

    49 лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания, литература. Значительный вклад был сделан в математику ввели арабскую цифровую систему, были открыты новые методы решения уравнений, систематизированы математические знания, разделили знания на алгебраические и геометрические. В астрономии арабские ученые ориентировались научение Птолемея. Были составлены астрономические таблицы, соотнесены астрономические знания и геометрия, построены новые обсерватории, позволившие создать точные таблицы движения планет, создан лунный календарь. Появились справочники по астрономии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни высказал гелиоцентрическую теорию. Большие открытия были предприняты в области географии изучены страны Востока – Иран, Индия, Цейлон, Средняя Азия, Китай и Индонезия. Были проведены географические измерения, позволившие определить радиус Земли опубликованы многие работы географов-путешественников. Кроме того, стремительными темпами развивалась физика, литература и медицина. Особенности арабо-мусульманской философии
    • усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук
    • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо- европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта