УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
Скачать 1.07 Mb.
|
6) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ А) Творческое задание Выберете высказывание одного из философов и напишите философское сочинение П. Я. Чаадаев - Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ник одному из известных семейств человеческого рода, ник Западу, ник Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его теперешнему состоянию, на нас не оказали никакого действия. - Народы – существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей – годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем 176 из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. - Исторический опыт для нас не существует поколения и века протекли без пользы для нас. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины ни одна великая истина не вышла из нашей среды. АС. Пушкин - Что касается мыслей, то Вызнаете, что я далеко не во всем согласен с Вами. Разделение церквей отъединило нас от остальной Европы, и мы не принимали участия нив одном из великих событий, которые ее потрясали, ноу нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с Вами согласиться. Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя как литератора – меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорбленно клянусь честью, что низа что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. АС. Хомяков - Положение наше ограничено влиянием всех четырех частей света, и мы – ничто, как говорит сочинитель Философического письма, номы центр в человечестве европейского полушария, море, в которое стекаются все понятия. Когда оно переполнится истинами частными, тогда потопит свои 177 берега истиной общей. Вот, кажется мне, то таинственное предназначение России, о котором беспокоится сочинитель статьи Философическое письмо. Вот причина разнородности понятий в нашем царстве, и пусть вливаются в наш сосуд общие понятия человечества – в этом сосуде есть древний русский элемент, который предохранит нас от порчи. - Еще несколько слов в опровержение мнений, будто Россияне имеет ни историй, ни преданий, – не значит ли это, что она не имеет ни корня, ни основы, ни русского духане имеет ни прошедшего, ни даже кладбища, которое напоминало бы ей величие предков Надо знать только историю салонов, чтоб быть до такой степени несправедливым. Виновата ли летопись старого русского быта, что ее не читают ИВ. Киреевский - Сколько бы мы ни были врагами западного просвещения, западных обычаев и т. п, но можно ли без сумасшествия думать, что когда-нибудь, какою-нибудь силою истребится в России память всего того, что она получила от Европы в продолжение двухсот лет Можем ли мы не знать того, что знаем, забыть все, что умеем Еще менее можно думать, что 1000-летие русское может совершенно уничтожиться от влияния нового европейского. Потому сколько бы мы ни желали возвращения русского или введения западного быта, но ни того, ни другого исключительно ожидать не можем, а поневоле должны предполагать что-то третье, долженствующее возникнуть из взаимной борьбы двух враждующих начал. Следовательно, и этот вид вопроса, – который из двух элементов исключительно полезен теперь – также предложен неправильно. Не в том дело, который из двух, нов том, какое оба они должны получить направление, чтобы действовать благодетельно. Чего от взаимного их действия должны мы надеяться или чего бояться В.С. Соловьев - Русский народ – народ христианский, и, следовательно, чтобы познать истинную русскую идею, нельзя ставить себе вопроса, что сделает Россия через себя и для себя, но что она должна сделать во имя христианского начала, 178 признаваемого ею и во благо всего христианского мира, частью которого она предполагается. Она должна, чтобы действительно выполнить свою миссию, всем сердцем и душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой. Русская идея, исторический долг России требует всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы – вот в чем русская идея. НА. Бердяев - Личность есть носитель и творец сверхличных ценностей, и только это созидает ее цельность, единство и вечное значение. Личность сама есть безусловная и высшая ценность, но она существует лишь при существовании ценностей сверхличных, без которых она перестает существовать. Это и значит, что существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Личность есть по преимуществу нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой ценности. И потому в основе этики лежит идея личности. А.Ф. Лосев - Мыслить – всегда значит отвечать на вопрос почему. Без этого почему и без ответа на него тоже ведь не получается мышления. Но тогда преодоление всех возможных противоречий и противоположностей всегда должно быть ответом на вопрос почему. Если я объединил противоположность белого и черного водном понятии цвета, то и для этого, очевидно, у меня должны быть какие-то основания И мыслить, не значит ли полагать основания и выводить из них следствия Б) Подготовка доклада Примерные темы докладов 179 1. Общество любомудров. 2. Философические письма П.Я. Чаадаева. 3. Историософия АС. Хомякова. 4. Основные идеи философии Вл. Соловьева. 5. Русский религиозно-философский ренессанс и философский пароход. 6. Русский космизм. В) Вопросы для самопроверки 1. Каковы основные периоды развития русской философии 2. В чем заключаются основные черты русской философии 3. Раскройте своеобразие философских взглядов славянофилов. 4. Охарактеризуйте основные направления российского западничества. 5. Назовите основные идеи представителей материалистического направления в русской философии. 6. Дайте характеристику основных идей философии русского космизма. 7. В чем заключается сущность философии всеединства 8. Покажите вклад отечественных врачей в развитие философии и медицины. Г) Вопросы для дискуссии 1. Русская философия и Философия в России есть ли различие в этих понятиях Если есть, тов чем 2. Какова роль любительских обществ, салонов и журналов в развитии философской мысли в России 3. Являются ли славянофилы и западники антагонистами Продолжается ли их спор сегодня 4. Какое значение (смыслы) имеет специфическое понятие русской философии – соборность Каковы его корни в русской культуре 5. Почему идея «богочеловечества» так занимала русских философов В чем противостояние «богочеловека» и «человекобога»? 6. Что такое Русская идея, о чем она размышляет Нужна ли сегодня 180 Русская идея 7. Чужие мысли полезны лишь для развития собственных, – полагал ИВ. Киреевский. Что он имел ввиду, как вы понимаете этот афоризм 7) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберите один или несколько правильных ответов. 1. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ 1) П.Я. Чаадаев 2) АС. Хомяков 3) В.И. Ленин 4) А.Л. Чижевский 2. КОНЦЕПЦИЯ В.СОЛОВЬЕВА О БОГЕ И ЧЕЛОВЕКЕ НАЗЫВАЕТСЯ 1) Богочеловечество 2) Всемирная теократия 3) Человекобог 4) Сверхчеловек 3. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РАЗВИТИЕМ 1) Русского материализма 2) Российского марксизма 3) Славянофильства 4) Западничества 4. МИРОВОЙ ПРОЦЕСС, ПО Н. БЕРДЯЕВУ, ЕСТЬ СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БОГА И ЧЕЛОВЕКА. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ 181 1) грехопадение 2) спасение человечества и преображение бытия 3) Боговоплошение 4) сотворение мира 5. ЛИЧНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЛЕДУЮЩЕГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЫСЛИТЕЛЯ 1) МВ. Ломоносова 2) Ф.М. Достоевского 3) В.И. Ленина 4) Д.И. Менделеева 6. ПЕРВЫМ РУССКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ 1) игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский (1321-1392), благословивший московского князя Дмитрия Донского на Куликово сражение с татарами 2) Андрей Рублев (1360-1430), иконы которого предстают перед нами как философия в красках 3) киевский митрополит Илларион (XI в, создавший проповедь- молитву Слово о законе и благодати 4) Григорий Сковорода (1722-1794), критиковавший официальную религию за её догматизм и схоластику. 7. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО МАТЕРИАЛИЗМА СВЯЗАНЫ С ИМЕНАМИ 1) Максима Грека и Филофея 2) МВ. Ломоносова и АН. Радищева 3) АС. Хомякова и К.С. Аксакова 4) АИ. Герцена и П.Я. Чаадаева 182 8. … ПОСТАВИЛ ВОПРОС О РУССКОМ ПУТИ ИЛИ ДЛЯ РОССИИ НЕ ОСТАЛОСЬ ИНОГО ПУТИ, КРОМЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО, ИЛИ ОНА ПОЙДЕТ САМОБЫТНЫМ ПУТЕМ, ОТВЕЧАЯ НА ВАЖНЕЙШИЕ ВОПРОСЫ, КАКИЕ ЗАНИМАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ. Ломоносов 2) К. Аксаков 3) Н. Бердяев 4) П. Чаадаев 9. … ПОСТАВИЛИ СВОЕЙ ЗАДАЧЕЙ СОЗДАНИЕ САМОБЫТНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ, ПОЛАГАЯ, ЧТО РОССИЯ – ЭТО ОСОБЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ, ОТЛИЧНЫЙ ОТ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО 1) Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) 2) Космисты (Н. Федоров, К. Циолковский, Л. Чижевский) 3) Славянофилы (АС. Хомяков, ИВ. Киреевский, К.С. Аксаков) 4) Марксисты (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). 10. НА. БЕРДЯЕВ НАЗЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКА 1) носителем разума 2) экзистенциальным центром, наделённым свободой 3) идеальным центром я 4) символическим существом 8) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. История философии / Под ред. АС. Колесникова. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. 2. История философии / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – 183 Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с. 3. Спиркин, А. Г. Философия Учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – МИД «Юрайт», 2012. – 828 с. 4. Философия Учебники практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, ЛИ. Чернышова. – МИД «Юрайт», 2015. – 711 с. Дополнительная литература 1. Антология русской философии Вт Автор-сост. А. Ф. Замалеев, ЮН. Солонин, МИ. Боровков и др. – СПб.: Сенсор, 2000. 2. Замалеев, А. Ф. Курс истории русской философии Учебник для гуманитарных вузов / А. Ф. Замалеев. – М Магистр, 1996. – 352 с. 3. История философии / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с. 4. История философии Учебник для вузов / Под ред. АС. Колесникова. – СПб.: Питер, 2010. – 650 с. 5. Козаченко, В. И. История философии и медицины / В. И. Козаченко, В. П. Петленко. – СПб.: Изд-во Воен.-мед. акад, 1994. – 146 с. 6. Лосский, НО. История русской философии / НО. Лосский. – М Сов. писатель, 1991. – 480 с. 7. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А. Г. Гачева. – М Педагогика-Пресс, 1993. – 368 с. 8. Философия Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с. 9. Хрусталев, Ю.М. Общий курс философии Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов Вт. Т. 1. – М ГОУ ВУНМЦ, 2003. – 604 с. 10. Философия медицины / Под ред. ЮЛ. Шевченко. – М ГЭОТАР- МЕД, 2004. – 471 с. Источники 1. Бердяев, НА. Философия свободы. Смысл творчества / 184 НА. Бердяев. – М Правда, 1989. – 608 с. 2. Булгаков, С. Н. Философия имени / С. Н. Булгаков. – СПб.: Наука, 1998. – 448 с. 3. Герцен, АИ. Письма об изучении природы / АИ. Герцен // Герцен АИ. Собрание сочинений Вт. Т. 7. – М Гослитиздат, 1955-1958. 4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М Книга, 1991. 5. Лосев, А. Ф. Бытие – имя – космос / А. Ф. Лосев. – М Мысль, 1993. – 958 с. 6. Соловьев, B. C. Оправдание добра / В. С. Соловьев // Соловьев B. C. Сочинения Вт. Т. 1. – М, 1998. 7. Флоренский, ПА. Столп и утверждение истины / ПА. Флоренский // Флоренский ПА. Сочинения Вт. Т. 1-2. – М, 1994- 1999. 8. Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека / С. Л. Франк. – СПб.: Наука, 1995. – 656 с. 9. Чаадаев, П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев // Чаадаев П. Я. Сочинения. М Правда, 1989. – 656 с. 185 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ Изучение литературы очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию курсовой работы, эссе, доклада и т.п. Она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме. Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом этапе студент читает произведение и делает пометки на полях, выделяя таким образом наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Например, если рассуждения автора представляют достаточно сложную и длинную цепочку, тов конспекте может появиться запись Из А следует В, а из В – С, следовательно, С является прямым следствием А. Наиболее важные положения изучаемой работы (определения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, сточным указанием страницы источника. Следует иметь ввиду, что целью конспектирования является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме. Чтобы полностью скопировать работу, достаточно нажать кнопку печать, но считаться конспектом такое ее воспроизведение не будет. Существует несколько форм ведения записей план (простой или развернутый, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический. 186 План Это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо походу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательными стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов. Выписки Это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Тезисы Это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность – утвердительный характер. Другими словами, для автора этих тезисов данное умозаключение носят недискуссионный позитивный характер. Аннотация. Очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого осмысления изученного произведения. Резюме Краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги. 187 2. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. Характер изложения материала - все приводимые суждения по возможности должны быть логически обоснованы и опираться на изучаемые закономерности развития познания в области философии - приветствуется уместное использование наглядных форм представления информации - все стандартные философские выводы считаются известными и не требуют подробного изложения в рамках работы (за исключением случаев, когда в работе требуется внести в них какие бы тони было изменения или дополнения. Критерии оценки - полнота раскрытия темы - сдача работы в срок. Оформление работы - работа должна иметь титульный лист - размер шрифта – 14; межстрочные интервалы – 1.5; - выделение важных моментов курсивом или жирным шрифтом - оформление графиков, таблиц, рисунков, математических формул оформление сносок и цитат - оформление списка литературы. Соответствующее соотношение между частями работы Объем работы – 10-12 страниц. Введение – 10% от объема всей работы основная часть – 40% от объема всей работы примеры, подтверждающие основную идею – 40% от объема всей работы заключение – 10% от объема всей работы. Написание реферата Подготовка к написанию реферата. Прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы 188 внимательно прочитали и правильно поняли тему, поскольку она может быть интерпретирована по-разному, а для того чтобы ее осветить, существует несколько подходов следовательно, вам необходимо будет выбрать вариант подхода, которому выбудете следовать, а также иметь возможность обосновать ваш выбор. При этом содержание выбранной темы может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае следует освещать только определенные аспекты этой темы. У вас не возникнет никаких проблем, если вы не будете выходить за рамки очерченного круга, а ваш выбор будет вполне обоснован, ивы сможете подкрепить его соответствующими доказательствами. Прежде чем приступить к написанию реферата, проанализируйте имеющуюся у вас информацию, а затем составьте тезисный план. Структура реферата титульный лист, содержание, введение, основная часть (развитие темы, заключение, список использованной литературы. Введение. Суть и обоснование выбранной темы. Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваш реферат не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. Основная часть В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение, снижает оценку. Следует избегать повторений. Необходимо писать коротко, четко и ясно, придерживаясь следующих требований - структурно выделять разделы и подразделы работы - логично излагать материал - обосновывать выводы - приветствуется оригинальность выводов - отсутствие лишнего материала, не имеющего отношение к работе - способность построить и доказать вашу позицию по определенным 189 проблемам на основе приобретенных вами знаний - аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала. Заключение. Наличие необходимых выводов из работы. Обоснование выводов автора. Указание на дальнейшие направления развития темы. Тематика рефератов приведена в методических рекомендациях для студентов. |